Городская муниципальная средняя школа. 7 класс, 14 мальчиков и 6 девочек.
Дисциплина в классе хорошая. В классе 7 отличников, 9 хорошистов, 4 учащихся занимаются удовлетворительно. Уровень познавательной деятельности учащихся высокий. Большинству учащихся интересны точные науки. 5 учеников применяют знания по образцу, 6 — в знакомой ситуации, 9 – могут применить знания в новой ситуации. У большинства в классе уровень самостоятельности высокий. Учащиеся могут планировать свою деятельность, продумывают ход работы. Учебные умения сформированы.
Преобладающими мотивами учебной деятельности являются: быть полезным обществу и необходимость знаний для будущей профессии. Класс может самостоятельно выполнять учебные задания на уроке без учителя. Учащиеся оказывают друг другу взаимопомощь, проявляют склонность к групповым формам учебной работы.
Учащиеся охотно проводят вместе свой досуг: классные вечера, посещение концертов, дискотек, турпоходов, различного рода экскурсии. Класс активно участвует в общешкольной жизни, принимает участие в различных школьных мероприятиях.
Уровень деловых отношений у учащихся достаточно высокий: каждый чувствует ответственность перед другими и не хочет подводить класс. Взаимоотношения между мальчиками и девочками дружелюбные. Учащиеся объединяются в группы на основе общих интересов.
В классе 6 учащихся — наиболее «предпочитаемые», очень активные в общественных делах, общительные. Трое учеников — отличников не интересуются жизнью класса.
Характер общего эмоционального настроя в классе бодрый и жизнерадостный. Уровень коммуникативной культуры учащихся высокий. Одноклассников устраивает взаимные отношения, общение, совместная деятельность в данной группе.
2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Городская гимназия. 11 класс физико-математического направления, в нём 20 юношей и 7 девушек возраста 15-16 лет. Практически все семьи класса имеют хороший достаток, около 75 % родителей имеют высшее образование и социально-значимые профессии. С 5 класса класс был сформирован, в 10 классе добавилось двое учеников из параллельного класса, они быстро привыкли к новому коллективу. Классный руководитель с 5 класса не менялся, у учащихся с ним доброжелательные отношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания.
Староста класса умеет организовать одноклассников как на учебные, так и внеучебные дела, кроме того, может поддерживать дисциплину в классе. Учащиеся хорошо отзываются о ней, она — лидер класса, ей помогают и другие ребята, которые отвечают за дежурство класса, за организацию внеурочных мероприятий и т.д. Учащиеся достаточно самостоятельны, в классе царит благоприятная атмосфера, взаимопонимание и взаимовыручка.
Программа рассчитана на учащихся начального звена
... ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. 2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания. 3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать ... руководителя в направлении «Мой досуг»: -Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. - Использование активных и нестандартных ...
Класс средне дифференцирован по уровню обученности: 6 отличников, 15 хорошистов, остальные учащиеся имеют не более 2-3 троек. Дисциплина в классе нарушается обычно одними и теми же учениками (3-4 уч.), но в том случае, когда они не заняты делом. Отношение к учёбе меняется с каждым годом, так как у учащихся появляются новые предметы, появляется познавательный интерес, меняется мотивация к обучению. У 52% учащихся преобладают социальные мотивы, у 20 % уч. – познавательные, у 12 % уч. – моральные и у 16 % уч. – мотивы самовоспитания. В большей степени учащиеся проявляют склонность к таким предметам, как математика, физика, технологии. Учащиеся предпочитают данные предметы потому, что: есть возможность узнать что-то новое, непосредственно участвовать в практической деятельности, возможность проявить свои возможности, видят связь предмета с будущей профессией, им нравится, как преподаёт учитель. Класс вполне может самостоятельно выполнять учебные задания на уроке без учителя. Учащиеся помогают друг другу по мере своих возможностей в вопросах, касающихся учёбы или личных отношений.
Вне учебных занятий учащиеся отдают предпочтения спорту, компьютеру. Учащиеся проявляют повышенный интерес к групповым формам организации досуга: классные вечера, посещение театра, экскурсии и т.д. Учащиеся вне школы достаточно часто встречаются, чтобы сходить в парк, в кино, на дискотеку или собраться у кого-то дома. Некоторые ребята в классе принимают участие в общешкольной жизни: участие в соревнованиях, в концертах.
3 ученика заслужено пользуются авторитетом в классе, они сплачивают коллектив вокруг себя, всегда смогут найти выходы из каких-либо сложившихся ситуаций. В классе есть и такие уч-ся, которые не пользуются популярностью, всегда выступают на последних ролях. К таким уч-ся относятся: Оля К., Алиса Ш., Владимир М. Объяснить такое отношение к ним со стороны одноклассников можно: Алиса в прошлом году перешла в этот класс и не старалась показать себя; держится обособленно. Владимир очень часто болеет, в связи с этим слабо учится и большинство мероприятий класса пропускает, кроме того, он достаточно замкнут; Оля в этом классе учится довольно давно, но она предпочитает посвятить себя учебе и мало внимания уделяет одноклассникам, не принимает участие во внеклассных мероприятиях, она хорошо учится, но помогать одноклассникам не желает, считая, что их учат одинаково. Можно сказать, что в классе преобладает бодрый и жизнерадостный настрой, учащиеся поддерживают и помогают друг другу. Каждый из учащихся имеет своё мнение и старается его высказывать, поэтому чаще всего при решении каких-либо задач сначала обсуждаются все высказывания и предположения, затем коллективно выбирают наиболее подходящие, после чего староста класса и её помощники распределяют функции среди одноклассников, учитывая их мнения и способности. Если возникают «трения», то решающее слово остаётся за классным руководителем.
Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников
... однако невозможно получить ответы на вопросы, «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность. Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он ... понятий». Такая деятельность, продолжает Д.Б. Эльконин, должна побуждаться адекватными мотивами. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие ...
3. Психолого-педагогическая характеристика класса
Городское муниципальное образовательное учреждение. 11 класс. Класс был сформирован несколько лет назад: в 7 — ой были отобраны дети со всей параллели 6 классов, с хорошими и отличными знаниями по всем предметам, целеустремленные, желающие учиться в полную силу. С 7-го класса был сделан упор на такие предметы, как физика и математика. В классе обучается 16 девочек и 8 мальчиков, всего 24 человека.
На уроках прекрасная дисциплина, дети не отвлекаются и полностью поглощены работой. Высок уровень познавательной активности. Учащиеся проявляют склонность к физике, математике, экономике, истории. Мотивы в учебной деятельности в основном познавательные и социальные. Класс самостоятельно может выполнять учебные задания, без учителя.
В классе имеется староста, а также существует группа активистов, которая с удовольствием и большим желанием участвует в жизни школы, в различных общественно-полезных мероприятиях. В целом все члены коллектива считают, что их окружают доброжелательные и отзывчивые люди, некоторые думают, что в их классе есть разные люди. Каждый в состоянии дать полную характеристику деловых и личных качеств друг друга. В классе обычно преобладает атмосфера взаимопонимания и уважения. Мальчики и девочки общаются друг с другом, есть общие интересы и темы для разговора. Общий эмоциональный фон в классе благоприятный. В классе преобладает атмосфера взаимной требовательности и поддержки, дружеской заботы, но иногда проскальзывают нотки равнодушия.
Можно сказать, что данный класс достаточно организован и сплочен и это единство идет от основной цели пребывания в данной группе – нацеленность на плодотворное обучение.
Явный лидер класса — открытый, доброжелательный мальчик. Способный, ответственный, внимательный ученик. Многие ученики обращаются к нему с просьбой помочь в решении задачи, подсказки, оценить («а как ты думаешь?»).
И он старается никому не отказывать. Он сам вызывается приготовить доклад к следующим урокам, пользуется дополнительной литературой.
4. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Городская муниципальная средняя школа. 10 класс. В классе 26 человек (14 девочек и 12 мальчиков).
Большинство учеников – дети из благополучных семей, но есть и неполные семьи (нет отца).
В начале года состав класса существенно изменился.
10 учеников имеют отрывочные, недостаточные знания, не верят в свои силы, на уроках активность не проявляют. 13 человек могут воспроизводить только отдельные элементы учебного материала и выполнять несложные практические задания по предложенному образцу. 3 ученика отличаются высоким уровнем самостоятельной познавательной деятельности и хорошо развитым мышлением, ориентируются в незнакомой ситуации.
Многие девочки проявляют интерес к таким предметам как география, МХК, история; считают, что эти предметы необходимы им для будущей профессии (психолог, социолог, архитектор).
Мальчики склонны к изучению физики, информатики, но их интересы ограничиваются только уровнем изучаемого материала. Преобладает социальная мотивация и мотивация достижения успеха. Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
13 человек уже определились с выбором профессии (девочки).
Многие из них посещают курсы при вузах.
Многие учащиеся проявляют стремление к сотрудничеству в групповой деятельности. Ребята совместно с учителем подготавливают классные вечера, мероприятия и т.д. Но сами при подготовке этих мероприятий проявляют мало инициативы. В классе выделяются 2 группы. Одна из них — это учащиеся, пришедшие в класс после объединения двух 9-х классов. Вторая группа – это школьники, учившиеся вместе с пятого класса со сложившимися взаимоотношениями. 3 человека из класса держаться обособленно, не проявляют особого желания общаться с одноклассниками, хотя к ним тянутся многие из учащихся.
Общий эмоциональный настрой класса носит положительный характер, преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Однако при появлении каких-либо трудностей атмосфера в классе становится напряженной. В основном, все школьники общительные, проявляют восприимчивость к проблемам и потребностям других людей. Во внеурочное время ребята мало времени проводят вместе. Это можно объяснить высокой занятостью. Учащиеся довольны составом своего класса.
5. Психолого-педагогическая характеристика класса
Лицей, 9 класс химического профиля. В классе 30 учеников, из них 17 – девушки, 13 – юноши. У большинства учеников класса уровень подготовленности достаточно высокий, знания систематизированные, но у трех человек – фрагментарные. Практически все учащиеся могут выполнять задания по образцу, но только 9 — применять знания в незнакомой ситуации. Практически все могут анализировать проблемные ситуации, но подавляющее большинство только с помощью учителя в состоянии выдвигать гипотезы и намечать пути их проверки. Сами могут справиться с этим только 6 человек, а самостоятельно увидеть проблему – никто.
Класс значительно дифференцирован по темпу деятельности: в то время как одни ученики выполняют первое задание, другие уже ушли далеко вперед. Объясняется это, в первую очередь, особенностями нервной системы. Следует отметить, что два «тугодума» отличаются достаточно высоким уровнем интеллекта, а один из них – и креативности.
Класс также дифференцирован по мотивации. У многих учеников преобладают моральные мотивы (не огорчать, не подводить), у трех человек – мотив избегания неудач. Познавательный интерес в области химии и биологии проявляют 12 человек, но только у четырех он носит достаточно глубокий характер. Широкие познавательные интересы (к знаниям в целом) имеют только 2 человека. Уровень общей эрудиции достаточно высокий только у 5 человек, остальные – читают мало, и знания их ограничены, в основном, школьной программой.
Педагогические условия организации исследовательской деятельности ...
... нашей модели, описанный выше, предполагает обучение учащихся 8 класса элективному курсу по основам научно-исследовательской деятельности, следовательно, учителя получали теоретические и практические ... по основам научно – исследовательской деятельности в области филологии, естествознания, обществознании. Познавательный интерес, рассматривали как сложное отношение человека к предметам и явлениям ...
Уровень самостоятельности достаточно высокий. Более половины учащихся умеют работать с учебником и планировать деятельность, но у всех учеников плохо сформировано умение анализировать и оценивать результат своей деятельности.
Ответственно относятся к общественным поручениям, участвуют во внеклассной и внеурочной деятельности, при этом могут достаточно эффективно участвовать в совместной деятельности. Но инициативу проявляют крайне редко.
В целом, класс дружный, нет изгоев. Эмоциональный климат в классе положительный.
6. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Сельская основная общеобразовательная школа. В 8 классе 10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек. Их возраст колеблется от 14 до 16 лет.
Успеваемость в классе средняя. Второгодников нет, но 3 ученика успевают слабо, имеют существенные пробелы в знаниях. У 5 учеников знания фрагментарные, и только у двух они носят систематизированный характер. В новых ситуациях применять знания не умеет никто, самостоятельно выполнять задания по образцу могут 4 человека. Остальные постоянно нуждаются в контроле и помощи учителя. Учащиеся испытывают затруднения в работе с учебником; 2 ученика могут осмыслить материал и выделить главное, 3 человека имеют хорошую память и запоминают содержание материала, не всегда его понимая; остальные учащиеся с учебниками вообще избегают работать. Недостаточно сформировано умение планировать свою деятельность, не умеют анализировать результаты своего труда.
Работоспособность средняя. Самоорганизация – низкая. Класс недисциплинирован, на уроках мало активен. Лидерства как такового нет, сильные ученики стараются слиться с остальным коллективом. Мотивация к учению очень низкая. Ребята инертны, пассивны.
Класс не представляет единого целого, имеет ряд отдельных группировок, которые мало общаются друг с другом. Каждый увлекается лишь тем, что представляет интерес для него одного, не считаясь с интересами других. В классе выделяются две девочки, которые часто нарушают этические нормы поведения. Остальные держатся по отношению к ним отстраненно.
7. Психолого-педагогическая характеристика класса
Городская муниципальная средняя школа. 9 класс, без профиля, 17 мальчиков и 7 девочек, 13 – 14 лет, в текущем году была смена классного руководителя, нового классного руководителя учащиеся приняли доброжелательно.
Три отличника, шесть хорошистов, двенадцать человек учатся на удовлетворительно и три человека – неуспевающие. Дисциплина в классе хорошая. 15-ти учащимся интересны гуманитарные науки, 9 учеников увлекаются точными науками. 8 учеников применяют знания по образцу, 11 – в знакомой ситуации и 5 учеников могут применять знания в новой ситуации. Класс может самостоятельно выполнять учебные задания на уроке без помощи учителя. Преобладающие мотивы — необходимость знаний для будущей профессии и желание быть полезным обществу. Одноклассники проявляют склонность к групповым формам работы.
Ребята с удовольствием совместно проводят досуг: положительно относятся к классным вечерам, диспутам, посещению театра, концертов, дискотек, турпоходам, экскурсиям. Также класс принимает активное участие в общешкольной жизни и в различных формах общественно- полезной деятельности.
Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста
... психологическую диагностику по изучению социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста, изучить социометрические статусы учащихся класса, коэффициент взаимности, уровень групповой сплоченности. Разработка методических ... группа - немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении [9 ...
Средний уровень развития деловых отношений. Дружба в классе складывается на основе симпатий и антипатий. Взаимоотношения между мальчиками и девочками нейтральные. В классе две особенно яркие звезды, общительные ученики с чувством юмора. Два ученика — «отверженные». В классе есть отдельные группы, сформировавшиеся на основе общих интересов и личных симпатий, отношения между представителями разных групп ровные. Характер общего эмоционального настроя в классе спокойный и жизнерадостный. Достаточно высокий уровень коммуникативной культуры учащихся.
8. Психолого-педагогическая характеристика класса.
МОУ гимназия, г. Тула. 9 класс гуманитарного профиля. В классе 16 девочек, 13 мальчиков, их возраст 14-15 лет. Большинство учащихся дети обеспеченных родителей, несколько из неполных семей. Классный руководитель не менялся.
Общая успеваемость средняя, учителя считают этот класс слабым по сравнению с другими в параллели. Лишь 6 учеников (девочки) из класса учатся на «5» и «4». У четверых — очень слабые знания. Остальные 19 человек имеют средний уровень знаний. Дисциплина оставляет желать лучшего. Отношение к учебе с каждым годом ухудшалось и, по мнению классного руководителя, это стало особо ярко проявляться именно в 9 классе. Относительно хорошие отметки у учащихся — по профильным предметам (языкам, истории) и по физкультуре. Учащиеся не владеют навыками самоорганизации и самоконтроля. Класс может самостоятельно выполнять учебные задания на уроке без учителя, если им полностью ясна цель и порядок выполнения работы. Самостоятельно спланировать свою деятельность не могут. Групповую инициативу и творчество не проявляют.
Многие юноши увлекаются спортом, девочки — музыкой, рисованием, танцами. По инициативе классного руководителя посещают театр, многие регулярно ходят на дискотеки, всегда рады отправиться в турпоход и на экскурсию. Большинство учащихся принимают участие в общешкольной жизни и общественно-полезной деятельности, хотя и без особого желания.
Класс разбит на небольшие группы по общению и интересам. Отношения между мальчиками и девочками ровные, спокойные. Учащиеся, хорошо успевающие, объединены одним мотивом – поступить в вуз, учиться в одной группе, помогать друг другу. В классе есть лидеры, одни отличаются хорошей успеваемостью, общительностью, активностью, другие – красотой, умением по моде одеваться, выглядеть стильно, вести себя независимо. Абсолютным лидером является староста: она активна, готова всегда помочь другим, общительна. Отверженной является девочка, которая в этом году пришла в класс. Она молчалива, замкнута в себе, неопрятно одета, читает научно-популярную литературу, за письменные задания получает пятерки, но у доски теряется.
Эмоциональный настрой в классе спокойный. Критика других присутствует, а вот самокритика проявляется слабо. Учащиеся практически не интересуются дополнительной литературой, мало читают.
9. Психолого-педагогическая характеристика класса
Городская гимназия. 11 гуманитарный класс. 5 мальчиков, 18 девочек в возрасте 15-16 лет. Родители учащихся в основном занимают высокую ступень на социальной лестнице. В основном, это директора фирм, главные бухгалтеры крупных предприятий, но есть и родители, работающие в бюджетной сфере. Класс был сформирован в 5 классе, сейчас его состав стабилизировался. Классный руководитель на протяжении нескольких лет не менялся, ученики относятся к нему с уважением.
Одели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования
... 2016/2017 учебном году профильного обучения реализуется три модели формирования X классов: модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы; модель 2: ... на повышенном уровне разные учебные предметы; модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы ...
В основном, класс успевает по всем предметам. Но три ученика статус «успевающих» завоевывают с трудом. У них замедленный темп деятельности, они затрудняются в анализе учебного материала и выделении главного, в обобщении, но могут воспроизвести изученное и выполнить по образцу задания. У остальных учащихся познавательные умения сформированы на достаточно высоком уровне, они могут анализировать учебные проблемные ситуации и решать проблемные задачи не только на уроках предметов гуманитарного цикла, но и точных. У двух учеников высок творческий потенциал в области гуманитарных наук, предметы естественнонаучного цикла усваивают достаточно легко и продуктивно.
Мотивы учебной деятельности в классе преобладают внешние: в основном, прилежание стимулируется желанием добиться хорошего положения в обществе.
Внеучебные интересы класса связаны со спортивными мероприятиями, культпоходами в театры и т.д. Многие ученики после учебы продолжают общение и за пределами школы. Учащиеся с желанием принимают участие в общешкольных мероприятиях.
Класс дружный, нет изгоев. В классе выделились весьма сплоченные микрогруппы по интересам. Между мальчиками и девочками уважительные отношения. Психологическая атмосфера в классе положительная.
Учащиеся, в основном, довольны своими одноклассниками, отношениями друг с другом, совместной деятельностью. В различных ситуациях класс действует сплоченно, обязанности распределяют сообща, выполняют их четко и организованно. Одноклассники сотрудничают друг с другом. Достаточно высоко развито самоуправление.
10. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Лицей. Состав 10 класса инженерного профиля – 31 человек, из них 6 девочек и 25 мальчиков. Возраст учащихся 15-16 лет, социальное положение их семей различное, 4 ученика из неполной семьи, воспитываются только мамами. Класс был сформирован 3 года назад из учащихся различных школ г. Тулы, в 10-ом появилось 4 новых ученика из параллельного класса. С момента формирования классный руководитель не менялся, взаимоотношения с ним доброжелательные, основаны на уважении и взаимопонимании.
Органы самоуправления выбраны и функционируют, староста класса решает ежедневные дела (например, организация дежурства по классу), выбраны ответственные за спортивные мероприятия. Коллектив состоит из школьников, активно принимающих участие в жизни лицея, склонных творчески подходить к предлагаемым заданиям и поручением. Актив класса составляет 5 человек (принимают участие в мероприятиях различного уровня от 10 до 20 человек, в зависимости от обстоятельств).
Следует ученика – явного лидера – Илью З. Кроме того, следует отметить присутствие некоторой неприязни к «новеньким» на почве соревновательных отношений с параллельными классами.
Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2
... СССР с 1987). Директор института Высшей нервной деятельности РАН. , - не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в ... а) “поисковые процессы” (т.е. собственно ориентировочные); б) процессы коррекции; оба эти класса определяют набор кода общения; в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя ...
В отношении к учебной деятельности присутствуют познавательные мотивы «интересно учиться» (20%), социальные – «быть полезным обществу» (20%), однако, в большей степени, преобладают моральные мотивы «не огорчать родителей» (60%).
Сформированы такие учебные умения как умение слушать, работать с учебником, применение знаний в знакомой ситуации; на низком уровне — умение планировать деятельность и оценивать результат. По уровню обученности и обучаемости класс слабо дифференцирован, средне дифференцирован по темпу деятельности и уровню мотивации. Часто сплоченность класса и взаимопомощь приводит к отрицательным моментам в учебной работе (подсказки, списывание).
Уровень успеваемости класса выше среднего, на уроках не всегда устанавливается дисциплина, в зависимости от требовательности учителя.
Проявляются склонности к групповым формам организации досуга (увлечение музыкой, спортом, совместные прогулки).
Характер взаимоотношений в классе жизнерадостный, энергичный, проявляется в активной внеучебной деятельности.
11. Психолого-педагогическая характеристика класса
Городская гимназия. 11 класс, гуманитарный, 25 человек: 7 мальчиков и 18 девочек. Класс имеет практически постоянный состав, начиная с 5 класса (некоторые учащиеся перевелись в другие классы или перешли в другие школы, есть двое новых учащихся, попавших в класс в этом учебном году).
Большинство семей хорошо материально обеспечены, почти все семьи полные, социальное положение родителей довольно высокое. Классный руководитель ведет класс третий год. До этого был другой классный руководитель, который с учащимися обращался «как с маленькими», поэтому класс несколько инфантилен и «избалован». К новому классному руководителю школьники относятся с уважением.
Большинство учащихся в классе имеют довольно завышенную самооценку, что создает дополнительные трудности. Есть «сложные» дети: двое детей находятся под опекой дедушек и бабушек, одна девочка до этого года обучалась на дому. В классе есть староста, которая отвечает за дежурство, отмечает отсутствующих, выполняет поручения классного руководителя. У старосты с неформальными лидерами, которых в данном классе довольно много, часто возникают конфликты. Дисциплина в классе удовлетворительная, хотя иногда и возникают проблемы.
Успеваемость средняя: 2 отличника, 4 троечника, остальные учатся хорошо, на 4-5. Уровень сформированности учебной деятельности средний. 4 ученика (троечники) имеют фрагментарные знания, применять их могут только имея образец. У большинства учащихся (обучающихся на 4-5) знания систематизированы, но в незнакомых ситуациях применять их затрудняются. Отличники способны работать на творческом уровне. Более половины учащихся затрудняется в планировании и анализе собственной деятельности. Класс затрудняется выполнять самостоятельно задания в отсутствии учителя.
Учащиеся проявляют склонность к гуманитарным предметам. Довольно низкий уровень сплочённости, так как в классе 6 неформальных лидеров и много группировок. Большинство учащихся данного класса не желает принимать участие в общешкольной жизни. Эмоциональный настрой в классе неровный. Учащиеся друг к другу относятся либо нейтрально, либо ревниво следят за успехами других.
Психологическое явление трудовой деятельности человека
... темпом работы. Особенности физиологических и психологических процессов в трудовой деятельности человека позволяют разработать и реализовать в условиях предприятий мероприятия, повышающие ... ·рассмотреть физиологические особенности человека и их влияние на трудовую деятельность; ·изучить психические явления в трудовой деятельности человека; ·раскрыть способности человека как фактор особенности труда; ...
12. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Средняя школа в районном центре. 10 класс, профильного обучения нет. В классе 28 человек, 13 мальчиков и 15 девочек. Социальное и материальное положение родителей хорошее. Класс только сформирован. Классный руководитель — новый для всех обучающихся в данном классе. К нему учащиеся относятся положительно, с уважением.
Общая успеваемость в классе средняя, по уровню обучаемости класс средне дифференцирован. Работать с учебником не умеют, стараются выучить текст наизусть. Применять знания могут только в знакомых ситуациях. Планировать и анализировать свою деятельность не могут. Познавательный интерес у школьников слабо сформирован (преобладают мотивы избегания неудач) и моральные (не огорчать родителей), желание получить высшее образование.
В классе хорошая дисциплина, но учитель должен постоянно поддерживать внимание учащихся, настраивать их на рабочий лад. Классный руководитель совместно с учениками анализирует действия и поступки учащихся. Актив оказывает влияние на организацию учебной деятельности, в основном в организации дополнительных занятий по отдельным предметам. Классный руководитель направляет деятельность актива на повышение успеваемости одноклассников. Приоритетные интересы вне учебы связаны с музыкой, информационными технологиями, спортом. Школьники проявляют стремление к групповой деятельности, во внеклассных мероприятиях способны проявлять инициативу, творчество.
В классе существует актив, который включает в себя как юношей, так и девушек. Актив пользуется авторитетом в классе. Он способствует организации класса для решения задач совместной учебной деятельности, для участия во внеклассных мероприятиях. Класс разбит на несколько неформальных групп, сформированных по общим интересам. Неформальные лидеры поддерживают решения актива, способствуют их реализации. Межгрупповые отношения ровные, без конфликтов. Ученики стараются помогать своим одноклассникам.
Общий эмоциональный настрой класса спокойный, доброжелательный. Психологический климат в классе благоприятный, способствует реализации задач учебно-воспитательного процесса. На психологический климат оказывают влияние межличностные отношения, основанные на взаимоуважении, критичности.
13. Психолого-педагогическая характеристика класса
Школа в поселке городского типа. 5 класс. 35 учащихся: 16 мальчиков и 19 девочек. На «4» и «5» учатся 20 человек, с одной «3» — 5 человек (из них у человек «3» по русскому языку, у 1 – по английскому языку.) остальная часть класса имеет посредственные знания и учится без интереса.
Часть класса проявляет интерес к точным, а часть к гуманитарным наукам. Класс в состоянии выполнять учебные задания без учителя.
В плане учебной дисциплины класс очень непрост. Учась в начальной школе, дети привыкли рассуждать вслух, высказывать свою точку зрения в любой момент. Однако, любое мнение предлагается без всякой аргументации и, главное, без стремления выслушать мнение другого. Дети просто не слышат друг друга. Как правило, дискуссия тут же переходит в общий шум. Т.о., выносить на обсуждение класса какой – либо вопрос приходится очень осторожно. В классе очень развито чувство соперничества, в открытую агрессию это не перерастает, но обиды случаются. К внеклассным мероприятиям дети относятся с большим интересом: с удовольствием готовят их и принимают участие в их проведении. большинство учащихся класса любят читать.
Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Много внимания родители уделяют своим детям и дома.
Ребята проявляют склонность к групповым формам проведения досуга, они часто встречаются для совместного времяпрепровождения.
14. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Городская средняя школа. 10 класс, профиля нет.
27 учащихся, из них 11 – девушки, 16 – молодые люди.
Класс сильно дифференцирован по социальному положению семей: среди родителей есть ответственные лица крупных предприятий, представители творческой богемы, работники бюджетной сферы, рабочие, несколько мам – домохозяйки.
Класс сформирован на основе 9А, но на треть обновлён учащимися 9Г класса этой же школы, других школ города, 1 ученик ранее обучался на дому. Классный руководитель — с 5 класса. Отношения с классным руководителем натянутые, нет взаимного доверия.
Коллектив работает слаженно, однако большой дружбы между учениками нет. Особенно это стало заметно в 10 классе, когда класс частично переформировали. Разобщенность коллектива может быть связана с социальной и возрастной дифференциацией, а также изменением состава класса – вновь пришедшие заметно слабее в области знаний.
Успеваемость класса по сравнению с прошлым годом ухудшилась, что связано с появлением новых, более слабых учеников. Дисциплинарные взыскания получают отдельные ученики, в целом же класс спокойный, уравновешенный. Основные учебные умения сформированы, познавательная мотивация развита на среднем уровне. У трех учеников есть серьезные пробелы в знаниях. У нескольких учащихся знания носят фрагментарный характер. У остальных довольно систематизированные знания, но применять их могут, в основном, в знакомых ситуациях. Отношение к учёбе разное: несколько мальчиков — спортсменов много занятий пропускают, самостоятельно не занимаются; откровенно слабые ученики не стремятся разобраться в непонятом материале; сильный костяк легко учится, «схватывает на лету», справляется с более сложными заданиями. Некоторым ученикам хорошо успевать в учёбе мешает собственная гиперактивность. У 85% учащихся осуществлён выбор будущей профессии, поэтому предметы делятся на любимые/нелюбимые в зависимости от необходимости для поступления в ВУЗ. Самостоятельно, без учителя работать практически не могут, необходимы контроль, поддержка, поощрение, самоконтроль развит слабо. Предпочитают работать в группе, причём группу выбирают не по уровню знаний, а по личным интересам и симпатиям.
Класс делится на группы по интересам: ребята-спортсмены, творческая элита (поэты, художники), «няньки» (у 25% учащихся класса есть младшие братья и сёстры), завсегдатаи дискотек, любители фантастики, причём одни и те же ребята могут входить в несколько групп. Основной костяк, сформировавшийся в 5-9 классах, любит вместе проводить время: гулять по улице, отмечать дни рождения, ходить в гости, однако с неохотой участвуют в школьных мероприятиях.
15. Психолого-педагогическая характеристика класса
На начало учебного года в 11 «А» классе средней общеобразовательной школы поселка городского типа обучается 27 учеников: 11 юношей и 16 девушек. Из них 20 человек обучались вместе, начиная с первого класса (все они проживают в одном микрорайоне поселка, большинство из них посещали один детский сад); и 7 человек влились в данный коллектив в прошлом учебном году. Ранее они также обучались все в одном классе другой общеобразовательной школы.
В целом класс дружный, сплоченный, работоспособный. Отношения между членами классного коллектива ровные, доброжелательные. Учащиеся принимают активное участие в жизни класса, школы, в районных мероприятиях – смотрах, конкурсах и т.д. К своим поручениям относятся ответственно. Правильно понимают требования учителей. В классе развито ученическое самоуправление.
Староста класса была избрана самими учащимися и является как формальным, так и неформальным лидером. Микрогруппы в основном сформированы в результате общности внеклассных интересов. Учащиеся также стремятся к участию в коллективной работе. Однако в классе есть группа учащихся, которые до сих пор не имеют активной жизненной позиции, а потому редко участвуют в делах класса и школы, не проявляют собственной инициативы. Но никто из них никогда не был нарушителем дисциплины.
По итогам аттестации все учащиеся получили положительные оценки. Из них: на «5» — 1 ученик; имели по одной «4» — 2 ученика; на «5» и «4» — 12 учеников и 12 учеников имели «3».
В основном преобладают познавательные мотивы учебной деятельности. Класс слабо дифференцирован по темпу работу, обучаемости, сформированности общеучебных умений.
Наибольшую склонность школьники проявляют к предметам естественнонаучного цикла. Внешкольные интересы учащихся непосредственно связаны с учебной деятельностью: наиболее увлекаются геологией и палеонтологией, астрономией, иностранным языком. Несколько учеников участвуют в работе конференций, олимпиадах, Всероссийских соревнованиях. Некоторые ученики посещают предметные факультативы, курсы и, тем самым, осознанно готовят себя к поступлению в ВУЗ. Пятеро занимаются в спортивных секциях.
16. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Гимназия в районном центре. 8 «А» класс. 27 человек: 12 девочек и 15 мальчиков. Состояние здоровья у детей разное. Наиболее часто пропускали занятия по причине болезни пятеро. Реже пропускали занятия, но часто дома жалуются на головные боли и усталость два человека. Пятеро детей в классе из многодетных семей. В неполных семьях воспитываются 8 учеников (одна мать).
Характер взаимоотношений между учениками, родителями и педагогами нормальный.
Учебный год закончили на «4» и «5» семь человек. С одной «3» по русскому языку – 3 человека, с одной «3» по математике – 2 человека. Две отличницы. Неуспевающих нет. Результаты психолого-педагогической диагностики показали, что только у пятерых ребят класса преобладает формальная учебная мотивация, связанная с получением отметок или одобрением родителей. Остальные ученики умеют ценить знания, сознательно занимаются и очень гордятся тем, что они учатся в гимназии. У учащихся развиты навыки самостоятельной работы, проявляется способность к длительной сосредоточенной работе на уроке.
Ученики читают много дополнительной литературы. Почти все дополнительно занимаются иностранными языками (в гимназии функционирует факультатив и предметный кружок), музыкой или спортом; два человека посещают студию бальных танцев, два человека – художественную школу.
С удовольствием ребята участвуют в подготовке и проведении предметных недель, олимпиад (по истории, математике), конкурсов и викторин по предметам (особенно гуманитарного блока).
Учащиеся класса проявляют склонность к групповым формам организации досуга: посещениям театра, музеев, концертов, экскурсиям и т.д.
Характер взаимоотношений учеников класса неоднозначен. В целом ребята достаточно доброжелательны друг к другу и в трудных ситуациях каждый из них находит поддержку у одноклассников. Вне уроков ребята много времени проводят вместе. В то же время в повседневном общении достаточно много жестокого, иногда даже грубости, и ребята спокойно — равнодушно к этому относятся. Порою учебный неуспех одноклассников встречает у большинства не сочувствие и желание поддержать, а некоторое злорадство. Староста класса является формальным лидером. Ядро же класса составляют самые активные ученики, возглавляемые тремя неформальными лидерами.
17. Психолого-педагогическая характеристика класса
8 класс МОСШ в районном центре. В классе 28 человек: 13 мальчиков и 15 девочек. С первого класса школьники обучаются вместе. Пять учеников, составляющих выборный актив класса, во главе со старостой, являются только формальными лидерами. В классе существует несколько микрогрупп учащихся, объединенных по общности внеклассных интересов.
Самоуправление в классе не развито. Практически все виды деятельности, учебной и внеклассной, осуществляются под непосредственным контролем педагога и по его инициативе. Между собой ученики не враждуют, но и не стремятся поддержать дружеские отношения. Девочки держатся в стороне от мальчиков своего класса, считая их «мелкими недоростками». А мальчики равнодушно и порой неуважительно относятся к одноклассницам. Общий эмоциональный настрой в классе спокойный, даже скорее инертный. На социально-психологическую атмосферу в классе сильно влияют элементы взаимной критики, холодность, а подчас равнодушие. Учащиеся не чувствуют личную ответственность за себя и за других.
По успеваемости класс средний: 1 отличник, 10 человек обучаются на «4» и «5», остальные на «3» и «4», а иногда «проскальзывают» двойки. Познавательная мотивация выражена слабо. Большинство учащихся ходит с целью пообщаться; с удовольствием участвуют в разного рода досуговых мероприятиях, не связанные со школьными предметами, при подготовке к которым не следует, по их мнению, слишком «напрягаться».
Учебная деятельность сформирована на среднем уровне, у большинства учащихся отсутствуют навыки самоконтроля. Класс средне дифференцирован по уровню обучаемости, темпу работу, заинтересованности в изучении различных предметов. Большие трудности у учащихся возникают в процессе планирования и организации своей деятельности.
В свободное время учащиеся гуляют, смотрят телевизор. 6 человек занимаются в спортивных секциях и клубах, 2 человека – в кружке бальных танцев, 2 человека – в музыкальной школе, 5 человек поют в школьном хоре. Интерес к чтению художественной, публицистической и научной литературы развит очень слабо. В библиотеку ходят очень редко. С удовольствием послушают учителя-рассказчика, сами же доклады готовят формально, в предметных олимпиадах занимают последние места.
Многие родители мало интересуются школьными делами, считая, что «школа должна решать учебно-воспитательные задачи», а «наше дело – кормить, обувать, одевать детей…».
18. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Городская средняя общеобразовательная школа. 8 класс. 27 учеников: 13 мальчиков и 14 девочек. Для 7 учащихся характерен повышенный уровень познавательных интересов, для 12 – средний, а для 8 – низкий. 2 учащихся учатся на «отлично», на «4» и «5» успевают 5 человек, 3 человека имеют по одной «тройке». Слабо учатся трое учащихся.
В классе выделилась группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность и во внеклассной познавательной деятельности. Половина учащихся класса посещают факультативы и предметные кружки. Успехи в учебе и познавательная активность этих учащихся сформировали общественное мнение класса: учиться хорошо – это престижно. Вместе с тем, нелегко дается учеба целому ряду учеников, а у 6 ребят наблюдается ослабленный интерес к учению.
Следует отметить, что таблица занятости учащихся в кружках и секциях неоднократно корректировалась в течение года: наблюдались переходы учащихся из одного кружка в другой, смена интересов и проба сил в разных видах деятельности.
Учащиеся охотно участвует в смотрах – конкурсах, выставках, концертах, творческих отчетах кружков, проводимых в школе.
Класс является сильно дифференцированным по темпу работы, уровню обучаемости, работоспособности, самостоятельности. У учащихся достаточно хорошо сформированы такие учебные умения, как слушать, работать с учебником, наблюдать; при планировании своей деятельности и оценки полученных результатов у учащихся возникают затруднения.
Класс достаточно дисциплинирован; между учащимися сложились хорошие межличностные отношения, основанные на взаимоуважении и взаимной поддержке.
Однако ученическое самоуправление развито на среднем уровне. В подготовке досуговых мероприятий дети активны, проявляют инициативу и творчество. Здесь проявляют себя и те, кто не особенно силен в учебной деятельности. Участие класса в общешкольной жизни, в различных формах общественно-полезной деятельности, осуществляется под непосредственной руководящей ролью учителя.
В классе существует несколько микрогрупп, сформированных по направленности учебных интересов. Большинство учащихся класса увлекается работой на компьютере.
Взаимоотношения между мальчиками и девочками ровные.
19. Психолого-педагогическая характеристика класса
Сельская школа. В 9 классе 10 учащихся. 6 мальчиков и 4 девочки. Уровень знаний учащихся очень невысок, многие не владеют элементарными учебными умениями. Но ребята в основном старательные, не утратившие живого любопытства ко всему новому. Гуманитарные предметы воспринимаются ими на уровне «сказок». По предметам естественного и математического циклов – многочисленные пробелы в знаниях. С дисциплиной проблем нет, но достаточно часто бывают пропуски уроков «по семейным обстоятельствам».
Учащиеся охотно принимают участие в различных спектаклях, вечерах, поездках, походах, дискотеках и т.д.
Яркого лидера в классе нет. Но есть несколько человек (в основном девочки), которые являются организаторами всех классных дел. Это наиболее ответственные ученики. Другие ученики класса совершенно равнодушны к делам класса и школы, но при этом выполняют отдельные поручения.
На уроках гуманитарного цикла «расшевелить», разговорить класс, побудить к активной деятельности бывает нелегко; на уроках естественнонаучного цикла и физико-математического циклов учащиеся пассивно следят за ходом урока. Познавательная самостоятельность класса низкая. Уровень сформированности общеучебных умений также низкий.
Прислушиваются к мнению педагогов, выполняют их учебные требования и поручения. Школьники практически не читают дополнительную учебную, а также художественную литературу.
Общий эмоциональный настрой в классе спокойный. Отношения между мальчиками и девочками ровные.
20. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Городская гимназия. 11 «Б» класс гуманитарной направленности. В классе 9 мальчиков и 15 девочек. В основном, эти дети из благополучных полных семей; только 2 ребенка воспитываются без отца. Многие родители — частные предприниматели. Родители всех детей имеют среднее специальное и высшее образование. Есть также родители — педагоги (у двух учеников).
Дети учатся в этом классе вместе начиная с пятого. За это время многие ученики переводились в другие классы и в другие школы, также в классе появлялись и «новички». Слияния с другим классом не происходило. Не было и смены классного руководителя в данном классе.
Выборного актива в классе нет. Всю учебную и внеучебную деятельность контролирует классный руководитель.
Класс в целом хорошо обучен: 4 отличника, 5 троечников, остальные учатся на «4» и «5». 11 «Б» — дисциплинированный класс: ученики ответственно относятся к поручениям, старательно выполняют задания, их поведение на уроках хорошее (слушают внимательно, не отвлекаются на, посторонние вещи).
Уровень познавательного развития средний. Учащиеся с недовольством относятся к дополнительным заданиям, не проявляют инициативы в подготовке докладов, сообщений.
Классный руководитель в конце каждой недели организует обсуждение результатов учебы. Каждый ученик имеет право высказать свое мнение по поводу отметок своих и одноклассников. Также под руководством классного руководителя в группе идет анализ поведения учеников-прогульщиков, обсуждение и анализ неэтичного поведения некоторых учеников.
В виду того, что дети в классе не очень самостоятельны, они предпочитают дождаться четких заданий и указаний учителя.
Класс разбит на микрогруппы, взаимопомощь осуществляется в их рамках, за редким исключением. Некоторые ученики выполняют домашнее задние вместе (школьные подруги, живущие недалеко друг от друга).
К отрицательным моментам в учебной работе (шпаргалкам, списыванию) они относятся положительно.
Почти каждый ученик в классе имеет интересы и увлечения: некоторые мальчики вместе посещают спортивную секцию, остальные занимаются музыкой, рисованием, коллекционированием и т.д. Проявляется склонность к групповым формам организации досуга: они с удовольствием отправляются на экскурсию, в музей, на выставку, на концерт.
Основная позиция учеников в классе — «каждый за себя». Взаимной зависимости, ответственности, контроля не наблюдается. В эмоциональных личных отношениях заметны некоторые симпатии и антипатии, хотя ученики стараются это особо не афишировать. Яркий лидер класса — юноша пользуется всеобщим уважением и симпатией, старается отвечать тем же своим одноклассникам. Другой ученик считается в классе «изгоем», многие испытывают к нему антипатию. Это, как правило, заметно только при тесном общении, во время уроков это может проявляться как насмешка. В основном в классе дети общаются по двое, по трое. Девочки предпочитают общаться с девочками, мальчики — с мальчиками.
Характер общего эмоционального настроя в классе скорее спокойный, инертный. Но наблюдаются частые конфликты с классным руководителем. Между учениками не возникает столкновений, разногласий. Новости (и хорошие, и плохие), какие-либо изменения воспринимаются спокойно. Уровень коммуникативной культуры учащихся достаточно высокий. На переменах они спокойно разговаривают на отвлеченные темы, рассказывают друг другу интересные истории, факты. Ученики, которые наиболее тесно общаются друг с другом (общение в микрогруппах) вполне довольны отношениями, совместной деятельностью. Но в целом, они считают, что климат в их классе неблагоприятный.
21. Психолого-педагогическая характеристика класса
Городская общеобразовательная школа. 7 класс: 8 мальчиков и 17 девочек.
Таблица занятости учащихся в кружках и секциях неоднократно корректировалась в течение года: наблюдались переходы учащихся из одного кружка в другой, смена интересов и проба сил в разных видах деятельности.
Класс охотно участвует в смотрах – конкурсах, выставках, концертах, творческих отчетах кружков, проводимых в школе.
Тест – опросник «Мое мнение о нашем классе» показал, что комфортно чувствуют себя в классе 14 человек, не всегда хорошо – 9 человек, и одиноко – 2 человека. Большинство детей отдают предпочтение совместной досуговой деятельности, и именно здесь чувствуют себя наиболее комфортно. Традиционны в классе дни именинников, новогодние спектакли, однодневные походы. В подготовке досуговых мероприятий дети активны, проявляют инициативу и творчество. Здесь могут проявить себя и проявляют те, кто не особенно силен в учебной деятельности. Ученики способны к сотрудничеству, к сплочению при достижении общей цели, однако сплоченность класса в обычных условиях находится на среднем уровне.
В классе обучаются 2 человека с девиантным поведением, один из них стоит на школьном профилактическом учете.
Многие подростки имеют ослабленное здоровье: 11 человек – слабое зрение, 3 – сколиоз, 4 – хронические заболевания внутренних органов.
22. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Школа находится в зоне Чернобыльского следа. 5 класс. В классе 25 учеников: 13 девочек и 12 мальчиков. В начальной школе дети обучались по системе Л.В. Занкова. 14 человек обучаются на «4» и «5». У многих выработан настоящий интерес к знаниям, знания прочные и осознанные. Сильные ученики всегда готовы прийти на помощь более слабым.
В классе проводится цикл бесед о правилах поведения и хорошего тона по книге Дорохова «Это стоит запомнить». Дети стараются быть вежливыми, тактичными, но некоторые учащие еще требуют постоянного контроля за поведением, напоминания основных норм.
Ребята трудолюбивы, порученное дело всегда выполнят аккуратно и ответственно.
С целью оздоровления класс ездил в д/о «Велегож» и д/о «Металлург». Совместная жизнь детей вдали от родителей сплотила коллектив класса, ребята стали лучше понимать друг друга, внимательнее относится товарищам.
Дети очень чуткие, особо требовательны в отношении справедливого к ним отношения со стороны взрослых.
Особое внимание приходится уделять Антону К., т.к. мальчик серьезно болен, очень переживает свою болезнь. Отличается вспыльчивым, взрывным характером и типом поведения.
Самым активным учащимся является староста класса. Она посещает общешкольные собрания старост и затем знакомит учащихся с целями и задачами школы. Кроме того, в её обязанности входит контроль за дежурством в классе.
Уровень успеваемости класса средний: 2 ученика – отличники; 12 учеников – учатся на «4» и «5», остальные на «3» и «4». Основным мотивом обучения является познавательный: интересно всё знать. Учащиеся способны и привыкли выполнять самостоятельные задания. На уроках царит атмосфера взаимопомощи и сотрудничества, учащиеся помогают друг другу, совещаются, совместно анализируют материал и находят решения.
23. Психолого-педагогическая характеристика класса
10 А класс является единственным гимназическим в параллели. Он был сформирован из учеников нескольких классов после окончания начальной школы. С того момента состав класса и классный руководитель не менялись. Всего в этом классе учатся 24 ученика: 12 девочек и 12 мальчиков. Практически все дети из благоприятных семей, обеспеченные. У многих учащихся родители работают преподавателями в школах и ВУЗах. Основная масса родителей активно участвует в школьной жизни детей: они участвуют в организации экскурсий, походов, оказывают помощь при подготовке школьных и классных вечеров, дискотек.
Избран староста. Он является представителем класса на общешкольных собраниях, знакомит учащихся с целями и задачами класса, организует участие класса в праздничных мероприятиях. Кроме того, в обязанности старосты входит контроль за дежурством по классу.
В целом 10 А класс характеризуется высоким уровнем успеваемости. Большая часть учеников учатся на «4» и «5» (79%).
Однако, как правило, по разным предметам и успеваемость разная. Это зависит от заинтересованности учащихся. В основном предпочтение отдаётся таким предметам, как английский язык, биология, физика. Учащиеся принимают участие в олимпиадах по этим предметам.
Так как класс является гимназическим, на уроках чаще всего учителя используют проблемно-поисковые методы обучения, самостоятельные работы. Кроме того, ученики свободно оперируют имеющимися знаниями, легко используют межпредметные связи, применяют полученные знания в незнакомой ситуации. Очень часто на уроках используются групповые формы работы, способствующие развитию у учеников терпимости к мнению других, взаимопомощи, сотрудничества.
10 А класс очень дружный. Ребята общаются друг с другом и вне учебных занятий, вместе посещают секции (секция волейбола в школе, секция игры в большой теннис), факультативы (по английскому языку, по химии).
Кроме того, учащиеся 10 А класса общаются с учениками из параллельного 10 Б класса, приходят друг к другу на переменах, ждут после занятий, знают домашние телефоны друг друга.
В общем, коллектив 10 А класса очень дружный. В нём нет «изолированных» ребят. Можно выделить трёх лидеров. Эти ребята отличаются хорошей успеваемостью по предметам, активны на занятиях, обладают такими чертами характера, которые позволяют сплотить вокруг себя остальных. Они энергичны, находчивы, эмоциональны. Остальные ученики стараются подражать лидерам, прислушиваются к их мнениям.
24. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Город. Лицей. 10А класс является классом профильного физико-математического направления, которое считается в лицее одним из самых элитных. Класс был сформирован три года назад, ребята учатся вместе с 8 класса. При наборе в этот класс учащиеся проходили конкурс: из 42 желающих в класс поступили только 26 человек. Один ученик пришел в класс в девятом классе, еще один — в десятом.
Большинство учеников в классе из хороших благополучных семей, только пять мальчиков из неполных семей.
Староста класса – серьезный, дисциплинированный ученик, обладающий авторитетом в классе и являющийся одновременно неформальным лидером. По данным социометрического исследования он — единственный член классного коллектива, оказавшийся в категории «звезд». Он умеет сплотить одноклассников, организовать их на решение задач совместной учебной деятельности, обладает наибольшим влиянием на одноклассников, является носителем основных групповых ценностей.
Ученики в 10А классе имеют высоко развитые мыслительные способности, активны, проявляют познавательный интерес, особенно к профильным предметам, но в классе плохая дисциплина. По словам классного руководителя учащиеся привыкли работать на уроках в духе «свободного общения» с учителями. Подобное явление вызывает сложности в работе учителей с классом. Успеваемость в классе в целом высокая. Так, среди отметок за четверть 50% составляют отметки «отлично», 48% — отметки «хорошо» и 2% — отметки «удовлетворительно». Неудовлетворительных отметок у учеников класса нет. Отличников в классе нет, преобладающее большинство ребят — хорошисты. 52% учащихся в классе имеют высокий уровень учебно-познавательной мотивации, остальные — средний, учеников с низким уровнем учебно-познавательной мотивации в классе нет.
В целом в классе уровень сформированности общеучебных умений достаточно высок: 92% учащихся не испытывают трудностей в усваивании учебного материала, у 61% учеников не вызывает сложностей решение незнакомых задач. 61% ребят склонен к планированию своей деятельности и подавляющее большинство — 83% — оценивают результаты деятельности.
Большинство учеников класса очень увлечены физикой и математикой, активно и с интересом работают на этих уроках, посещают дополнительные занятия и, кроме того, занимаются ими самостоятельно. Однако у учащихся имеются интересы, не лежащие в области их профильного обучения: химия, литература, информатика. Ученики посещают кружки «Физика и астрофизика», «Математика», «Химический эксперимент». Некоторые ребята занимаются в спортивных секциях, музыкальной и художественной школе, компьютерном клубе.
Отношения между одноклассниками в целом хорошие, дружеские, ребята оказывают друг другу помощь и поддержку. Но мальчики с девочками мало общаются между собой.
Коллектив сплочен на основе эмоциональных контактов, совместной деятельности и общих ценностей.
«Изолированными» являются 3 ученика: 2 девочки и 1 мальчик. Это объясняется замкнутостью характера, отсутствием желания общаться с одноклассниками.
В 10А классе достаточно благоприятная психологическая атмосфера для совместной учебной деятельности. Большинство членов классного коллектива стремятся к общению со своими одноклассниками, причем не только в стенах лицея, но и в неформальной обстановке. Но иногда возникают конфликтные ситуации, негативно отражающиеся на эмоциональном фоне коллектива. В классе имеются учащиеся, предпочитающие свести к минимуму общение с одноклассниками, оценивающие атмосферу в классе как неблагоприятную и в целом отрицательно относящиеся к классному коллективу.
25. Психолого-педагогическая характеристика класса
8 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков.
Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие или вольнонаемные. Большая часть родителей имеет военное и техническое образование. Столь однородное социальное положение (многие родители знакомы по службе) обеспечивает активную позицию родителей в воспитательном процессе. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, систематически посещают школу, отзываются на все просьбы классного руководителя. Уровень материальной обеспеченности семей, в которых воспитываются дети, достаточно высок. Безнадзорных детей нет. Однако, у двух учеников неполные семьи, что дает повод уделять им повышенное внимание.
Состояние здоровья учащихся удовлетворительное, но есть дети с наличием хронических заболеваний (2 человека с пониженным зрением, 1 человек с заболеванием внутренних органов).
Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых и общественных поручений проявляется лишь у части учащихся, в основном – у девочек. Большинство мальчиков в общественной деятельности пассивны и безынициативны. Взаимопомощь проявляется слабо. Особой безответственностью отличаются Миша С. и Сергей К. Актив класса составляют несколько «хорошистов».
Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное. Общий уровень знаний и учебных навыков средний. У мальчиков несколько лучше показатели по точным наукам, девочки более усердны и успешны в науках гуманитарных. Отличников в классе трое, неуспевающий один (Миша С.).
В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной – на уроке учащиеся отвлекаются, не слушают учителя; учителя связывают это с влиянием на класс группы ребят во главе неформальным лидером – Мишей С.
Во внеучебное время примерно треть класса посещают спортивные секции и кружки при гарнизонном Доме офицеров.
26. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Школа расположена в «спальном» микрорайоне областного центра. 5 класс. 31 человек. 18 мальчиков и 13 девочек.
Треть класса из неполных семей. Двое ребят воспитываются бабушками. Один мальчик очень боится отчима (пьющего и грубого человека), часто убегает из дома и ночует по очереди у всех одноклассников. Только один из родителей имеет высшее образование, остальные — рабочие. Интеллектуальный и культурный уровень большинства семей очень не высок. Родители практически равнодушны к школьным успехам своих детей, не проявляют никакой активности в делах класса (в начальной школе учителю не удалось даже создать родительский комитет).
Только 2 мамы очень активно принимают участие в делах класса охотно откликаются на любые просьбы со стороны классного руководителя.
Не имея достаточного внимания в семье, дети привязаны к учителям, к школьной жизни. Хотя их успехи в учебе не отличаются высоким уровнем, но ребята отзывчивые, дружные, активные (в классе действует кружок «Кукольный театр» — сами шьют кукол, костюмы, рисуют, придумывают спектакли и выступают перед малышами.) Учеба не входит в сферу их приоритетных интересов, но во внеклассной деятельности участвуют охотно.
Класс сильно дифференцирован по уровню обученности и воспитанности. 1 отличник, 6 человек обучаются на «4» и «5», остальные – на «3» и «4», а иногда «проскальзывают» «двоечки». Познавательная мотивация слабо выражена.
27. Психолого-педагогическая характеристика класса
Средняя школа в поселке городского типа.
5 класс. 28 человек: 16 мальчиков и 12 девочек. 6 детей в классе с ослабленным здоровьем, много аллергиков.
В классе двое новеньких. Один из них до этого учился в Москве, показал себя исключительно контактным и работоспособным учеником, быстро вошел в классный коллектив. Сложнее со вторым учеником. Мальчик достаточно замкнутый, малоконтактный. находится в стрессовом состоянии из – за сложной ситуации в семье. На уроках отвечает достаточно уверенно и спокойно, но с мальчиками класса в конфликтных отношениях.
Общий уровень интеллектуального развития класса достаточно высок. многие имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное, яркое мышление. Достаточно высокий потенциал и в сфере точных наук, и в сфере гуманитарных дисциплин. Многие занимаются в музыкальной и художественной школах, в кружках и спортивных секциях. В основном дети легко и радостно идут на контакт со взрослым.
Несколько детей, родители которых занимаются бизнесом (и заметно отличаются от остальных по своему материальному положению), образуют в классе особую группу и общаются в основном между собой.
В общешкольных воспитательных мероприятиях класс участвует с удовольствием и активно, стремятся быть первыми. Предпочитают спортивные игры и другого рода соревнования.
28. Психолого-педагогическая характеристика класса.
10 класс, обучающийся по профилю «Дизайн». 24 человека. Класс сборный: только 9 человек учились вместе в основной школе, остальные 15 – пришли из разных школ города. Среди «новичков» большая часть учащихся успевала прежде на «4» и «5», многие учились в художественной школе. Практически каждый обладает завышенной самооценкой и претендует на лидерство в новом классе. Часты конфликты из- за притязаний на роль «самого умного» и «самого талантливого».
Ребята уже определились с выбором профессии, имеют сформировавшиеся интересы, привычки. Мало слушают друг друга, друзей, как правило, имеют «на стороне».
Учебная нагрузка класса достаточно велика, у учащихся мало свободного времени для общения.
Учащиеся уже всерьез заняты подготовкой к поступлению в вузы, ориентированы на определенные предметы. Только 2 — 3 человека дальше учиться не собираются: школа «отсрочка от взрослой жизни».
Многие имеют опыт работы творческой и исследовательской деятельности, опыт выступлений на школьных конференциях и олимпиадах, участия в творческих конкурсах разного уровня.
Учащиеся владеют опорными знаниями по предметам. Заложены навыки самостоятельной работы. Несколько учащихся глубоко интересуются историей (главным образом историей искусства), посещают кружок, самостоятельно занимаются дополнительно. Проблемы с дисциплиной в классе носят, как правило, объективный характер (усталость, повышенная возбужденность и т.п.).