Влияние уровня самооценки на успешность обучения младших школьников

Размещено на //www.

1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Влияние уровня самооценки на успешность обучения младших школьников

Выпускная квалификационная работа по специальности

50 303 Иностранный язык

КУРНАЕВА АННА АНДРЕЕВНА

студентка 5 курса

Руководитель: Смакотина Г. А. преподаватель психолого-педагогических дисциплин

с. Спасское

2015 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Теоретические основы изучения самооценки

1.2 Общее понятие о самооценке

1.3 Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте

1.4 Особенности младшего школьного возраста

1.5 Учебная деятельность в младшем школьном возрасте

Глава 2. Практическая часть

2.1 Экспериментальная база исследования

2.2 Констатирующий этап

2.3 Формирующий этап

2.4 Контрольный этап

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль над этими процессами. В контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание.

Традиционно в практике школьного обучения основное внимание уделяется знаниям и умениям. Именно в связи с гуманизацией общества и школы, изменением педагогической парадигмы со «знаниевой» на личностно-ориентированную, проблема формирования личности оказалась в центре внимания. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников. Каждый педагог, начиная работу в школе с первого класса, должен чётко «рисовать» себе портрет выпускника, способного к организации своей деятельности и владеющего основами умения учиться: самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую зависит от того, насколько грамотно выстроена работа учителя по формированию адекватной самооценки ученика к концу начальной ступени обучения. Но не каждый учитель, к сожалению, видит этот путь и его этапы от начала формирования оценки при безотметочном обучении в первом классе до сформированности адекватной самооценки в четвертом классе как основного показателя успешности выпускника.

17 стр., 8379 слов

Одаренные дети и особенности их обучения в дополнительном образовании

... учащихся. 2.2 Содержание образования в обучении одаренных детей в дополнительном образовании В обучении одаренных применяются четыре основных подхода ... категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким ... методы изучения интересов основаны на анализе высказывании детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и ...

Значимость темы исследования самооценки младших школьников связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой — от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Данная тема актуальна и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типичные их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте. Поэтому целью данной выпускной квалификационной работы является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе.

17 стр., 8498 слов

Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников

... обучения младших школьников; Разработка рекомендаций по формированию саморегуляции у младших школьников. Объект исследования - учебная деятельность младших школьников, предмет исследования - саморегуляция в учебной деятельности младших ... самооценка. Согласно представлениям, развиваемым Миславским, совокупность отношений, в которых возникают и воспроизводятся указанные структурные компоненты личности ...

Объект — успеваемость младших школьников 2-х классов.

Предмет исследования — самооценка учащихся младшего школьного возраста как один из факторов успешного обучения.

Цель работы — изучить уровень успеваемости младших школьников и посредством экспериментальных исследований сделать вывод о влиянии самооценки детей на качество их учебной деятельности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1) Поиск определения понятию «самооценка»

2) Выбор методов исследования самооценки

3) Изучение самооценки детей.

4) Анализ уровня самооценки и успеваемости младших школьников.

В ходе эмпирического исследования были использованы методики:

Тест Векслера

Методика «Лесенка»

Гипотеза исследования состоит в том, что самооценка младших школьников влияет на успешность обучения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Теоретические основы изучения самооценки

Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие.

4 стр., 1943 слов

1. Самосознание личности: структурные звенья самосознания, их генезис

... стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ ... Е.Н. Кабанова-Меллер и др.). В ряде исследований было установлено, как влияет па интеллектуальное развитие поэтапное ... и обособления на эмоциональном и когнитивных уровнях. Развитая личность прогнозирует себя в будущем, формирует образ своей ...

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной — У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.

В работе «Теория личности» Б. Г. Ананьева самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1998. Можно отметить, что в своей книге Б. Г. Ананьев обращает внимание на то, именно самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Как считал Э. Эриксон, роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себяЭриксон Э. //Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

Итак, в исследованиях решаются проблемы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с другой — самосознания и самооценки. Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личностиЗахарова А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1977. С. 270−273.

4 стр., 1875 слов

Органическое заболевание головного мозга сосудистого генеза. Психоорганический синдром. Задержка психического развития. Общее недоразвитие речи 3 уровня

... головного мозга сосудистого генеза, формирование психоорганического синдрома. Задержка психического развития, общее недоразвитие речи 3 уровня. Дифференциальный диагноз имбецильность Органическое заболевание гол ... органическое заболевание головного мозга сосудистого генеза. Психоорганический синдром. Задержка психического развития. общее недоразвитие речи 3 уровня. Начало курации 24.03.08. Окончание ...

Наконец, еще один взгляд Л. И. Божович в её статье «Проблемы формирования личности» на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру обществаЛ. И. Божович: «Проблемы формирования личности» // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 44--65.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной, Е.И. Саванько.

11 стр., 5120 слов

Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека

... как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека Путешествие в психологии и психотерапии Тема путешествия исследуется ... нашу веру в собственные силы и возможности, повышая самооценку и прибавляя смелости откликаться возможностям, приходящим в нашу ... он есть, с сопутствующим чувством вины или пониженной самооценкой». Вместо это «он хочет со все большей точностью ...

Мнение человека о себе реализуется в поведение, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях. Они создают основу устойчивого личностного образования — «Я — концепции», теорию о которой впервые выдвинули психологи А. Маслоу и К. Роджерс.

«Я — концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает себя. В «Я — концепции» выделяют три основных компонента — когнитивный, оценочный и регулятивный.

Когнитивный компонент «Я — концепции» — характеризует содержание представлений человека о себе. Это представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, интересах и т. п.11. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2 — е изд., перереб. и доп. — М.: Педагогика. — Пресс, 2000. — 440 с.: ил.

В младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для интенсивного развития когнитивного компонента, для интеллектуализации отношения к себе. Линейное отражение в самооценке ребенка отношения взрослых начинает преодолеваться, опосредствоваться собственным знанием себя. В процессе обучения ребенок овладевает понятийными формами мышления и значительно продвигается в интеллектуальном отношении. Мышление в понятиях, отмечал Л.С. Выготский, приносит ребенку «понимание действительности, понимание другого и понимание себя».

Второй компонент — оценочный — отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в самоуважении, самооценке и уровне притязанийДанный компонент включает в себя самооценку. Самооценка — одна из составляющих самосознания человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качествам.

Третий компонент «Я — концепции» — регулятивный. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

28 стр., 13588 слов

Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов

... образа жизни супругов. 2.4 Самооценка и уровень притязаний личности в семейных отношениях Характер проявляется отношением не только к другим людям, но и к самому ... , ценностей.. Для успешного функционирования семьи особенно важны общность ценностей профессиональной деятельности, сходство взглядов на воспитание детей и родительство. Предсказуемость, прогнозируемость поведения ...

Согласно теории А. Н. Леонтьева, самооценка функционирует в двух основных формах — как общая и частная (парциальная, или конкретная) А.Н. Леонтьев // Современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 2000. С. 40−53. Также и остальные исследователи данного вопроса единодушны в том, что частные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, возможностей, физических данных. Они могут носить как ситуативный, так и обобщенный характер. Особое место среди них занимают так называемые оперативные самооценки, отражающие непосредственный учет личностью изменяющихся обстоятельств. Характеристики частных самооценок, особенности их возрастной динамики в психологической литературе получили довольно полное освещение.

Менее исследованной является природа общей самооценки. М. Н Скаткин, автор множества пособий по развитию успешности обучения детей, рассматривал её как одномерную переменную, отражающую приятие или неприятие личностью себя, т. е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «я». Такое понимание общей самооценки сводит ее сущность к эмоционально-ценностному отношению личности к себе; ее когнитивный компонент, особенности его развития и функционирования выпадают из поля зрения исследователейСкаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. — 152 с. Также это понимание к американскому психологу У. Джемсу, впервые выделившему две формы функционирования общей самооценки — довольство и недовольство собойДжеймс У. Психология / Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. Л.А. Петровской. М: Педагогика, 1991. -- 367 .

Вопрос о соотношении общей и частных самооценок не решается в исследованиях однозначно: одни авторы рассматривают общую самооценку как производную от совокупности частных самооценок, другие подчеркивают несводимость целостного отношения к себе к этой совокупности. Исследования психологов свидетельствуют о том, что при недифференцированной системе частных самооценок их связь с общей самооценкой носит прямой характер, при дифференцированной — они становятся относительно независимыми в функциональном отношении.

Понимание общей самооценки как определенной системы частных самооценок позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании показателей частных самооценок, таким, например, как адекватность, критичность, устойчивость, рефлексивность и т. п.

В работах С.С. Рубинштейна не раз упоминается, что нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка обуславливает высшее качество обучения — высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичнаяРубинштейн С.Л. //Принципы и пути развития психологии. М., 1959. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Согласно С.С. Рубинштейну, самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности. Структурные компоненты, формы, виды самооценки находятся в неоднозначных связях и отношениях.

Отечественный педагог и психолог А.С. Макаренко в своей работе с детьми большое внимание уделял созданию благоприятной обстановки, дружеских отношений между преподавателем и учениками, что обуславливало создание у детей адекватной системы самооценивания, а следовательно, более качественный умственную и физическую работу. Данный факт свидетельствует об особой важности темы исследования влияния самооценки на уровень успеваемости школьников и в наши дниМакаренко А.С. //Книга для родителей. М., 1982.

В. Н. Квинн высказывается по данному вопросу так: «Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными „Я“ — концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше „подрывает“ самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с „Я“ — концепцией, возникавшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребёнка» Квинн В.Н. Индивидуальные особенности самооценки личности // Образование в современной семье. — 2009.- № 8.- С. 42 — 48.

Согласно Р. Бернсу, высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилийБернс Р. Развитие «Я — концепции» и воспитания. — М., 1986.

Подводя итоги теоретическому анализу взглядов на формирование самооценки, можем предположить, что самооценка — компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я — реального», «Я — идеального», результат сопоставления этих образов и само отношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я». Несмотря на то, что самооценка носит субъективный характер, подавляющее большинство психологов и педагогов в своих работах об основах обучения детей всегда упоминают самооценку как важнейший фактор, влияющий не только на взаимоотношения ребенка с окружающим миром и осознании себя в этом мире, но и на качество обучения ребенка.

1.2 Общее понятие о самооценке

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уваженияПетровский А.В., Ярошевский И.Г. Психология: учебники для студ. высш. Педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.

Вид самооценки — это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и другиеН.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное местоОрлов Ю. М Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.

Самооценка часто интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворенности собой.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величинСоколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994. С. 264−274.

Итак, проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

1.3 Особенности самооценки младших школьников

В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содержательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития детей. — М., 2002. — 256 с.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представление о себе — основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т. п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты — плохой человек.

Если в учебной деятельности младший школьник не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания.

Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устный ответ, решение задач и т. п. Первоначально уровень притязаний носит неустойчивый характер (как часто неустойчивыми бывают получаемые в начале учения оценки).

Но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т. е. зависит от того, чем занимается ребенок и насколько для него это значимо.

Одно дело решать задачи, выполнять письменные задания — ведь это занятие, как понимает ребенок, очень важное, чуть ли не самое главное. Другое дело для младшего школьника — срисовывать узоры (этим и в детском саду занимались).

Понятно, что во втором случае ребенок не придает особого значения оценке итогов деятельности.

Это различие в уровне притязаний укрепляется в последующие годы. При этом у части детей, добившихся как действительных успехов, так и признания их окружающими, высокий уровень притязаний во всех видах деятельности — в учебных заданиях, в спортивных упражнениях, в играх. У других детей в результате неумеренного захваливания также может образоваться высокий уровень притязаний, но он оправдан лишь субъективно.

Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности.

Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьникаПоддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. — М.: МОСУ, РПО, 2000. — С.53−57.

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное, т. е. устойчивое, вне ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормамиВыготский Л.С. Психология личности. / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -- 344 с.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя: «В твоей работе есть ошибка», — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают: «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении — важнейший показатель самооценки личности.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищейБерезовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание детей/ Отв. ред. О.В. Лаврова. — Самара, 2001. — 44 с.

Большое влияние на самооценку младшего школьника оказывают оценки учителя.

Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Этот опыт очень убедительно показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит изстроя, действует угнетающе и парализует желание работать — равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечаетсяОрлов Ю. М Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. 224 с.

У младшего школьника обнаруживаются все виды самооценки: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. В тоже время они имеют некоторые особенности.

Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это — оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают.

Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи; очень ранимы, тревожны, застенчивы, робки.

Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение с детьми и взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов. К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другимАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1998.

Если младшему школьнику (1-й, 2-й класс), который обычно получает хорошие отметки, но переоценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков: «Он эту букву неправильно написал. Он вышел за строчку. Здесь у него исправление. Он не очень аккуратно написал, не старался» и т. п.

Основной акцент в планах на будущее эти делают на внешней стороне деятельности.

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность — эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

У младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые отрицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчивость, агрессивность и пр.

Причинами неадекватности самооценки младшего школьника являются определенные упрощения в тех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки, — учебной деятельности и общении. Этот вывод получил теоретическое и экспериментальное подтверждение.

Результаты проведенного наблюдения позволили конкретизировать предпосылки формирования неадекватной самооценки у младших школьников:

1. Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые младшие школьники ограничивают сферу своей деятельности только увлечением, не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, студии, спортивные секции, не ведут общественную работу, не заняты работой по дому. У них может быть и ограничение контактов со сверстниками, как деловых (отношений «ответственной зависимости»), так и межличностных. Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить.

Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенное действие или совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки.

Однако ограниченность сферы деятельности и общения не всегда приводит к занижению или завышению самооценки, если этот — пусть узкий — круг общения и деятельности удовлетворяет потребность в самопознании и способствует формированию объективных критериев самооценки.

2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно сильно действуют на тех детей, которые отличаются повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценку других. Эти дети верят в то, что мнение другого человека более объективно и беспристрастно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.

3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников. Нетребовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

4. Случайные успехи или неуспехи — то, что называется везением и невезением. Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым.

Все перечисленные факторы носят объективный характер, хотя и проявляются при определенных условиях. К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и действительными результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта. Весьма вероятно, что потребность в самосознании еще не проявила себя. Во-вторых, к субъективному фактору могут быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2-х и 3-х классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.

Можно говорить о возникновении в этот переходный период кризиса самооценки: от 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок, равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности — общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность, такую, казалось бы, уже «освоенную» область. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Учителю начальных классов необходимо уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Активное формирование самоконтроля происходит в подростковом возрасте, но уже младшие школьники должны приобрести элементы самоконтроля как в учебной деятельности, так и в процессе общения. Как показывают исследования, младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения с другими людьми.

Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности.

Учитель должен уметь выявлять особенности самооценки учащихся, формировать критическое отношение к себе, умение анализировать и контролировать свою деятельность. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка самооценка складывалась правильноБороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. — 1992. — Т.13, № 4.- С. 99−101.

Исходя из этого, можно заключить, что самооценка школьника является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего «Я» в общении и деятельности.

1.4 Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (7−11 лет) — начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школыПетровский А.В., Ярошевский И.Г. Психология: учебники для сдуд. Высш. Педагогических учебных заведений. — 2-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.

Ребенок в этом возрасте приобретает:

внутреннюю позицию школьника;

учебную мотивацию.

Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм.

Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени (9−11 лет жизни).

На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения. От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Развивается интеллектуальная сфера, происходит познание начал наук (освоение науки и культуры) Горлова Е.Л. // Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения. — М., 2002. — 28 с.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности -- нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация. Учебная деятельность- социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети: овладевают умением учиться; способностью оперировать теоретическими знаниями.

Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс).

Произвольность -- внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.

Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребенка к переходу в среднее звено так, как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих.

Самоконтроль -- это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости. Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях

Внутренний план действий (интеллектуальное новообразование).

Это внутреннее действие, которое помогает ребенку успешно контролировать ход решения задачи, поскольку позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении задачи, сопоставить разные варианты решения. Развитие внутреннего плана действий дает возможность решать задачу в «уме», во внутреннем плане, предвидеть возможные промежуточные результаты и сопоставлять действия с условиями задачи и конечной целью решения. Обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, сравнивать, предусматривать и оценивать возможные варианты решения, ориентируясь на разные условия задачиДмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению. — Н. Новгород, 2003. — 19 с.

Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) — это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. — «обращение назад») принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысленияПетровский А.В., Ярошевский И.Г. Психология: учебники для студ. Высш. Педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.

Таким образом, младший школьный возраст -- это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

1.5 Учебная деятельность в младшем школьном возрасте

Учебная деятельность — это особый вид деятельности, относящийся к одному из типов воспроизводящей деятельности детей, но имеющей совершенно особое содержаниеЦукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебную деятельность младших школьников //Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 68−81.

Как показывает практика обучения детей в начальной школе, освоение этого содержания требует значительных усилий от ребенка и основательной подготовки к обучению в школе. Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, направленные на развитие сознания и самосознания ребенка, а также — его понятийного мышления. Успешно освоенная учебная деятельность лежит в основе возникновения психологических новообразований: рефлексии, произвольности мышления, развития внутреннего плана действий, они необходимы для использования инструкций и способов действия с предметами. Специфика УД состоит в том, что она по своему существу произвольна, обязательна и результативна, но не спонтанна и импульсивна, поэтому ребенку необходимо научиться управлять сначала своим поведением, а затем — своими психическими процессами и внутренним миром. Известно, что уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за собственной работой, но и за работой одноклассников, а также может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре со сверстниками. К пятому классу многие операции ребенок осуществляет во внутреннем плане, он может сам поставить перед собой учебную задачу, подобрать средства ее решения сформировать режим работы.

Если младший школьник в процессе обучения научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, то его поведение приобретает черты социальной реальности. Наиболее сложный этап в формировании произвольности учебной деятельности связан с постановкой ее цели т. к. цель включает личное отношение ребенка к деятельности и в ее содержании можно увидеть отражение его интересов, их направленности и степени устойчивости. Многократные исследования показывают, что внешняя цель далеко не всегда без усилия принимается даже взрослыми. Младший школьник особенно в случае неудач или неуспеха может негативно воспринимать цели учебной деятельности и вырабатывать к ним подобное отношение. Младший школьник не может и не хочет постоянно находиться в ситуации потребления готового знания на основе внешних целей. Он может опираться на потенциал креативности и свои интеллектуальные ресурсы, быть активным и самостоятельным на всех стадиях учебно-познавательной деятельности.

Следовательно, современная точка зрения подчеркивает значимость не только учебных навыков и умений, произвольности управления ими, но и трансформации мотивов и интересов ребенка, которая должна привести его к способности самостоятельного выдвижения целей учебной деятельности и принятия поставленных учителем целей и учебных задачУчебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Под ред. З.Ю. Гильбуха. — Киев, 1993.

Основная проблема освоения учебной деятельности состоит в несовпадении ее мотивов с естественными, познавательными мотивами и интересами ребенка. Дополнительную сложность составляет строгая организация процесса обучения в школе, так как учебная деятельность характеризуется особой структурой. Принято выделять следующие относительно самостоятельные компоненты учебной деятельности:

учебная задача — это то содержание предмета, которое ученик должен освоить;

учебное действие по существу своему совпадает с внешними или внутренними действиями, которые ученик должен совершить с целью обнаружения свойства изучаемого предмета, или с изменением и реконструкцией учебного материала для его освоения;

контроль — это необходимое действие субъекта учебной деятельности, с помощью которого проводится проверка соответствия между сделанным и образцом;

оценка учителем степени соответствия поставленной им цели и результата действий ученика.

Освоенная полностью учебная деятельность требует осознания и адекватной оценки значимости всех ее компонентов. Младший школьник испытывает затруднения в познании существа учебной деятельности в начале своего обучения. Но постепенно к третьему или пятому классу формируется целостное представление о специфике учебной деятельности. Однако такие компоненты учебной деятельности, как контроль и подбор адекватных учебных действий, вызывают затруднения не только в младшей школе, но и в старшей, а иногда и в высшей школе. Связаны эти проблемы с недостаточно развитой рефлексией и, вероятно, с неадекватной самооценкой ученика или слабой подготовкой к школе.

Таким образом, в дополнение к уже перечисленным свойствам личности ребенка следует добавить, что высокая успешность учебной деятельности в начальной школе сопряжена с ускоренным формированием рефлексивного мышления и адекватной самооценкой.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Экспериментальная база исследования

Изучив выше изложенный теоретический материал, следует перейти к практической части выпускной квалификационной работы, а именно рассмотреть состав испытуемых, дать его развёрнутую характеристику и выявить уровень успеваемости и самооценки среди младших школьников.

Цель — исследовать связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.

Гипотеза — уровень самооценки влияет на успешность обучения младших школьников.

Опытно-педагогическая деятельность проводилась в три этапа:

констатирующий этап эксперимента проводился для того, чтобы зафиксировать уровень успеваемости среди младших школьников и уровень их самооценки;

формирующий этап направлен на проведение эмпирических исследований уровня самооценки младших школьников;

контрольный этап позволил подвести итог экспериментальной опытно-педагогической работе.

Опытно-педагогическая деятельность проводилась с 04.04.2015 по 01.05.2015 на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Спасск-Дальний.

Для исследования были взяты учащиеся начальной школы 2 «Б» и 2 «В» классов в возрасте 8−9 лет, всего 12 младших школьников.

Группы были подобраны так, чтобы общий уровень успеваемости по предметам у детей в обоих классах был примерно одинаков. Для чистоты эксперимента дети были поделены на экспериментальную и контрольную группы (таблица 2.1).

Таблица 2.1.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

№ п/п

Ф.И.О.

Возраст (лет)

№ п/п

Ф.И.О.

Возраст (лет)

1.

Марк Ф.

8

1.

Артем К.

9

2.

Настя С.

8

2.

Алина А.

8

3.

Матвей К.

9

3.

Саша Ш.

8

4.

Ира Г.

8

4.

Ангелина Т.

9

5.

Ваня Д.

8

5.

Саша И.

9

6.

Аня Б.

8

6.

Карина М.

8

2.2 Констатирующий этап

В результате анализа оценок за II четверть по предмету была выявлена следующая картина.

Таблица 2.2.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

№ п/п

Ф.И.О.

Отметка

№ п/п

Ф.И.О.

Отметка

1.

Марк Ф.

4

1.

Артем К.

4

2.

Настя С.

4

2.

Алина А.

5

3.

Матвей К.

5

3.

Саша Ш.

5

4.

Ира Г.

4

4.

Ангелина Т.

5

5.

Ваня Д.

3

5.

Саша И.

4

6.

Аня Б.

4

6.

Карина М.

3

Средний балл

4

4,3

По данным, полученным из анализа отметок за II четверть обеих групп были составлены диаграммы процентного соотношения успевающих и неуспевающих учеников в каждой группе (Рисунок 2.1. и Рисунок 2.2.).

Рисунок 2.1.

Рисунок 2.2.

Затем были получены результаты измерения интеллектуальных способностей младших школьников при помощи субтеста № 1 Векслера (см. Приложение 1).

В процессе исследования был выведен средний показатель успеваемости для каждой группы (Таблица 2.3. и Таблица 2.4).

Результаты, полученные из контрольной группы на констатирующем этапе.

Таблица 2.3.

Ф.И.

Пол

Шкальная оценка (в баллах)

Значение

1. Марк Ф.

м

15

Выше нормы

2. Настя С.

ж

8

Норма

3. Матвей К.

м

10

Норма

4. Ира Г.

ж

5

Ниже нормы

5. Ваня Д.

м

8

Норма

6. Аня Б.

ж

5

Ниже нормы

Средний показатель

8,5

Результаты, полученные из экспериментальной группы на констатирующем этапе.

Таблица 2.4.

Ф.И.

Пол

Шкальная оценка (в баллах)

Значение

1. Артем К.

м

5

Ниже нормы

2. Алина А.

ж

11

Выше нормы

3. Саша Ш.

м

14

Выше нормы

4. Ангелина Т.

ж

10

Норма

5. Саша И.

м

5

Ниже нормы

6. Карина М.

ж

4

Ниже нормы

Средний показатель

8,1

Имея результаты выполненного теста, следует провести анализ и сравнение этих данных.

Рисунок 2.3.

Рисунок 2.4.

С помощью методики «Лесенка» в обеих группах был зафиксирован уровень самооценки для каждого ученика (см. Приложение 2).

Таблица 2.5.

Уровень самооценки в контрольной группе на констатирующем этапе

Ф.И.

Пол

Значение (в баллах)

Значение

1. Марк Ф.

м

10

Завышенная

2. Настя С.

ж

8

Завышенная

3. Матвей К.

м

4

Адекватная

4. Ира Г.

ж

2

Заниженная

5. Ваня Д.

м

5

Адекватная

6. Аня Б.

ж

3

Заниженная

Средний показатель

5,3

Таблица 2.6.

Уровень самооценки в экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Ф.И.

Пол

Значение (в баллах)

Значение

1. Артем К.

м

2

Заниженная

2. Алина А.

ж

10

Завышенная

3. Саша Ш.

м

5

Адекватная

4. Ангелина Т.

ж

8

Завышенная

5. Саша И.

м

1

Заниженная

6. Карина М.

ж

2

Заниженная

Средний показатель

4,6

По данным, полученным из анализа уровня самооценки обеих групп были составлены диаграммы процентного соотношения количества учеников с заниженной, завышенной и адекватной самооценкой в каждой группе (см. Рисунок 2.5. и Рисунок 2.6.).

Рисунок 2.5.

Рисунок 2.6.

Рисунок 2.7.

Таким образом, на констатирующем этапе с помощью методик № 1 и № 2 были выявлены средние показатели успеваемости и уровня самооценки у обучающихся в контрольной и экспериментальной группах.

2.3 Формирующий этап

Получив данные по всем необходимым для проведения эксперимента аспектам далее с работой в экспериментальной группе в течение двух недель были осуществлены специально подобранные методики для повышения самооценки ребят.

Формирующий этап был направлена на:

а) снятие коммуникативных барьеров;

б) формирование адекватной самооценки у детей.

Форма организации работы носила характер регулярных занятий, которые проводились в форме классных часов 2−3 раза в неделю по 1−2 ч., что позволило систематически и последовательно производить изменения в группе, в соответствии с поставленными целями.

Программа (см. Приложение 3) рассчитана на группу из 6 человек, принимающих участие в работе на добровольной основе.

Игра «За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

Игра «Я лев»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Игра «Клеевый дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Тренинг «Комплименты»

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Игра «Мое имя».

Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Упражнение «Назови и покажи».

Цель. Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

Игра «Царевна Несмеяна» (или «Грустный принц»)

Цель: Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Во время проведения игровых занятий за ребятами велось наблюдение, в результате которого было отмечено повышение заинтересованности детей, положительный настрой на совместную работу.

Проводя анализ результатов проделанной работы на этапе формирующего эксперимента, следует особое внимание уделить изменениям, произошедшим с общим эмоциональным состоянием испытуемых, и с группой в целом, которое перешло на качественно новый уровень. Наблюдалось повышение заинтересованности в совместной деятельности, учащиеся перестали быть скованными, общение с одноклассниками стало более открытым и доброжелательным, ученики стали более самоуверенными.

2.2 Контрольный этап

На контрольном этапе был проведен повторный тест в контрольной и экспериментальной группах для измерения изменений показателей самооценки и успеваемости.

С помощью методики «Лесенка» в обеих группах снова был зафиксирован уровень самооценки для каждого ученика.

Таблица 2.7.

Уровень самооценки в контрольной группе на контрольном этапе

Ф.И.

Пол

Значение (в баллах)

Значение

1. Марк Ф.

м

10

Завышенная

2. Настя С.

ж

9

Завышенная

3. Матвей К.

м

4

Заниженная

4. Ира Г.

ж

1

Заниженная

5. Ваня Д.

м

5

Адекватная

6. Аня Б.

ж

3

Заниженная

Средний показатель

5,3

Из данных таблицы 2.7. можно отметить, что оценивание себя детьми в контрольной группе за четыре недели не понесло существенных изменений. Исходя из проведенного эмпирического исследования на констатирующем и контрольном этапе средний показатель уровня самооценки учеников в контрольной группе остался неизменным (5,3 балла).

Таблица 2.8.

Уровень самооценки учащихся в экспериментальной группе на контрольном этапе.

Ф.И.

Пол

Значение (в баллах)

Значение

1. Артем К.

м

5

Адекватная

2. Алина А.

ж

11

Завышенная

3. Саша Ш.

м

5

Адекватная

4. Ангелина Т.

ж

8

Завышенная

5. Саша И.

м

5

Адекватная

6. Карина М.

ж

4

Заниженная

Средний показатель

6,3

Таким образом, исходя из результатов проведенного теста можно зафиксировать значительное увеличение среднего показателя самооценки в группе, в которой в процессе преддипломной практики осуществилась экспериментальная работа над повышением самооценки у младших школьников. По сравнению с показателями в экспериментальной группе на констатирующем этапе, результаты теста «Лесенка» в той же группе на контрольном этапе показали увеличение среднего показателя уровня самооценки у младших школьников на 1,6 балла.

Рисунок 2.8.

Проведя тест на самооценку в обеих группах после проведения ряда методик в экспериментальной группе можно пронаблюдать преобладание числа детей с адекватной самооценкой в экспериментальной группе.

Для констатации результатов проведенной работы в экспериментальной группе была был исследован уровень самооценки детей из этой группы на констатирующем и контрольном этапах.

Рисунок 2.9.

Из полученных данных можно судить об успешности проведенного эксперимента. За три недели работы с младшими школьниками удалось добиться повышения уровня детей с адекватной самооценкой и снижения показателей детей с заниженной самооценкой.

Для осуществления контроля над изменением успеваемости детей был проведен повторный арифметический субтест Векслера (см. Приложение 4).

Таблица 2.9.

Результаты, полученные из контрольной группы на контрольном этапе

Ф.И.

Пол

Шкальная оценка (в баллах)

Значение

1. Марк Ф.

м

11

Выше нормы

2. Настя С.

ж

10

Норма

3. Матвей К.

м

12

Выше нормы

4. Ира Г.

ж

7

Норма

5. Ваня Д.

м

5

Ниже нормы

6. Аня Б.

ж

6

Норма

Средний показатель

8,5

Таблица 2.10.

Результаты, полученные из экспериментальной группы на контрольном этапе

Ф.И.

Пол

Шкальная оценка (в баллах)

Значение

1. Артем К.

м

5

Ниже нормы

2. Алина А.

ж

11

Выше нормы

3. Саша Ш.

м

14

Выше нормы

4. Ангелина Т.

ж

10

Норма

5. Саша И.

м

9

Норма

6. Карина М.

ж

4

Ниже нормы

Средний показатель

8,8

Рисунок 2.10.

Средний показатель успеваемости в экспериментальной группы со значения 8,1 балла повысился до 8,8 балла, что свидетельствует об эффективности проделанной работы, в то время как в контрольной группе показатель успеваемости остался без изменений.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирующий этап, на котором использовались различные приёмы по формирования адекватной самооценки, позволил добиться поставленной задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В практике современной школы учителя часто ограничиваются формированием у ребёнка знаний, умений и навыков, не придавая большого значения внутреннему миру ребёнка, его переживаниям, проблемам, отношению к окружающим и, в первую очередь, к себе.

А ведь именно самооценка ребенка относится к центральным образованиям личности, её ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.

Взаимовлияние самооценки и успешности обучения имеет определённые возрастные различия. Поскольку важнейшей особенностью учащихся младшего школьного возраста является их безграничное доверие ко взрослым, главным образом учителям, влияние оценок учителя, его отношение к ребёнку, успешности обучения на становление самооценки оказывается довольно существенным.

В ходе эмпирического исследования была выявлена связь между самооценкой и успешностью обучения. Выдвинутая гипотеза о том, что уровень самооценки влияет на успешность обучения младших школьников, была подтверждена. Именно поэтому применение игр, тренингов и специальных методик, способствующих коррекции неадекватной самооценки у младших школьников должно быть обязательным элементом взаимодействия учителя и учащихся в младшем звене, что поможет ученикам быть более успешными в обучении.

самооценка успешность обучение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1998.

Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание детей/ Отв. ред. О.В. Лаврова. — Самара, 2001. — 44 с.

Бернс Р. Развитие «Я — концепции» и воспитания. — М., 1986.

Божович Л. И. «Проблемы формирования личности» // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 44--65.

Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. — 1992. — Т.13, № 4.- С. 99−101.

Выготский Л.С. Психология личности. / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. -- 344 с.

Гордеева Н. О, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с.

Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения. /- М., 2002. — 28 с.

Джеймс У. Психология / Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. Л.А. Петровской. М: Педагогика, 1991. -- 367 с.

Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению. — Н. Новгород, 2003. — 19 с

Захарова А.В. Когнитивные аспекты оценочной деятельности школьника // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1977. С. 270−273.

Квинн В.Н. Индивидуальные особенности самооценки личности // Образование в современной семье. — 2009.- № 8.- С. 42 — 48

Леонтьев А. Н. Современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 2000. С. 40−53.

Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1982.

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития детей. — М., 2002. — 256 с.

Орлов Ю. М Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. 224 с

Петровский А.В., Ярошевский И.Г. Психология: учебники для студ. Высш. Педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.

Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. — М.: МОСУ, РПО, 2000. — С.53−57.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова и др. 2 — е изд., перереб. и доп. — М.: Педагогика. — Пресс, 2000. — 440 с.: ил.

Рубинштейн С.Л. //Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. — 152 с.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994. С. 264−274.

Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебную деятельность младших школьников //Вопросы психологии. — 2008. — № 5. — С. 68−81.

Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия / Под ред. З.Ю. Гильбуха и др. — Киев, 1993.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector