Психологическая подготовка к соревнованиям

Рекомендации

По психологической подготовке спортсменов-скалолазов

К соревнованиям

Как профессиональный психолог, имеющий интерес к теме спортивного скалолазания, в этом тексте я даю рекомендации, как можно готовиться к соревнованиям, а также частично отвечаю на вопросы: «Зачем психологическая подготовка спортсмену-скалолазу?» и

Что это вообще такое психологическая подготовка?

Во-первых, не возлагайте чрезмерно много надежд на психологическую подготовку. Если у вас не хватает силы, выносливости и техники, но отличная психологическая подготовка – соперник вас «сделает» и даже не заметит, что вы психологически подготовлены лучше.

Психологическая подготовка всего лишь один из элементов для достижения результата в спорте в числе прочих: мотивации к занятиям, физической подготовки, технической подготовки и много чего другого. Но если ваши силы с соперником примерно равны, психологическая подготовка — это ваш БОНУС.

Во-вторых, так как я психотерапевт, мой взгляд на психологическую подготовку отличается от взглядов традиционных спортивных психологов. Ничего не имею против спортивной психологии, но я думаю, что в нынешней спортивной психологии много диагностики и много приемов саморегуляции психоэмоционального состояния без учета индивидуальных особенностей спортсмена, без учета особенностей определенного вида спорта и мало осознавания собственных индивидуальных стратегий спортивного поведения, осознавания своих затруднений, своих «психологических потолков» и мало работы по разрешению этих затруднений.

Чтобы понять, что такое психологические затруднения спортсмена, попробую привести несколько примеров. Естественно, скалолазных примеров.

Пример 1.Данный пример характерен для определенного типа спортсменов.Спортсмен пролез на соревнованиях трассу, а позже на тренировке не может показать такой же результат. Если про скоростников, то такой вариант — пробежал на соревнованиях трассу за лучшее время, которое не может повторить на тренировке. Можно объяснять это спадом сил после соревнований, можно радоваться тому, что показал хороший результат на соревнованиях, но ФАКТ остается фактом – ПОВТОРИТЬ НЕ МОЖЕТ. Чаще всего через некоторое время этот барьер преодолевается, но что происходит при этом – остается не ясным.

17 стр., 8216 слов

Общая психологическая подготовка лыжников

... психологической подготовки к соревнованию как мотивация деятельности, регуляция стресса, адекватная психодиагностика, регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях, специфика подготовки ... психологической подготовки [1, с. 55]. В отечественной психологии спорта разработаны научно-обоснованные рекомендации, касающиеся различных аспектов психологической подготовки спортсменов ...

Пример 2.Наоборот, спортсмен успешно тренируется, показывает отличные результаты на тренировке, хорошо выступает на местных соревнованиях, но на «серьезных» соревнованиях не может показать хороший результат. Если это про скоростника – то у него много срывов на ответственных стартах. Этот барьер чаще всего тоже преодолевается со временем или преодолевается на определенное время, а потом все опять возвращается. У меня есть идея, что это психологическое затруднение можно преодолеть быстрее и проще.

Пример 3.Этот пример, скорее, про детей.Спортсмен готовится к соревнованиям, а накануне или уже во время соревнований заболевает, и не может участвовать. Или все-таки участвует. По моим наблюдениям за последние годы увеличилось количество детей, которые участвуют в старте в болезненном состоянии (высокая температура и другие проблемы).

Моя родительская часть сильно против такого способа достижения спортивных результатов. А психологический вопрос здесь такой – что происходит с ребенком накануне стартов и как скорректировать этот процесс?

Пример 4. Спортсмену перед стартами мешают напряжение и волнение, на соревнованиях он выступает значительно хуже, чем лазает на тренировке.

Пример 5.Некоторые спортсмены (чаще в соревнованиях на трудность) практически всегда попадают в финал или полуфинал на последних позициях, а потом становятся призерами. Или наоборот, первые в квалификации становятся последними в финале. Могут быть причины чисто технические (особенности трассы), но, похоже, в этом есть и психологический компонент.

Пример 6. Для меня самый интересный. Спортсмен тренируется, тренируется, не жалея сил и времени, а результат эти тренировки не оправдывает – человек уперся в какой-то «потолок». Здесь тоже есть психологический компонент.

Немножко прокомментирую приведенные примеры.

Пример 1.Похоже, что в данном случае спортсмен, когда лезет, «думает» руками и ногами, а не головой, и стратегия прохождения трассы у него неосознаваемая или частично осознаваемая. А когда он пытается повторить сделанные ранее движения, он обращается к своим ощущениям, к «памяти» тела. У человека в зависимости от его эмоционального состояния может быть разный доступ к ощущениям своего тела. В момент эмоционального напряжения, волнения или наоборот эмоционального спада — может произойти сбой в таком доступе, и спортсмен будет совершать ошибки. Т.е. неосознаваемые стратегии могут преподносить «сюрпризы». Предполагаю, что определенная часть срывов в скорости происходит из-за такого сбоя и недостатка осознанности.

По моим опросам большинство спортсменов-подростков не помнят свой расклад трассы на скорость после того, как они ее пролезли (здесь речь идет скорее про классическую скорость).

С возрастом у большинства спортсменов осознанность повышается, но не у всех. Кстати, у тех тренеров, которые корректируют расклад трассы у своих спортсменов, т.е. способствуют повышению осознанности — более стабильные скоростники.

Косвенный признак того, что стратегии не осознаваемые — спортсмен трассу на трудность, как и на скорость, лезет очень быстро и на комментарий тренера: «Торопишься», обычно не реагирует. Возможно, спортсмену было бы понятнее, если объяснять так: «Если лезешь быстро, то и думать надо быстро — легко ошибиться».

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

2.2. Характеризуют определенную часть произведения Иванов, С. С. От разрушения векового уклада к творчеству нового / С. С. Иванов // Избранное. – М., 2003. – С. 314–346. Определение понятия «производительный труд» дано на стр. 316 Рыбкин, В. А. Контроль модельной оснастки / В. А. Рыбкин // Контроль материалов и работ в литейном производстве. – М.,  1980. – Гл. 3. – С. 31–41. В изложены ...

Индивидуальные варианты у разных спортсменов могут быть еще более сложные. Например, спортсмен-скоростник, вроде бы осознает, каким образом он бежит эталонную трассу, но при этом у него не один, а несколько раскладов. Т.к. прохождение трассы происходит достаточно быстро, наблюдать за собой и думать за это время спортсмен не успевает, поэтому он ориентируется на свои ощущения, и тогда наборы ощущений из разных раскладов могут иногда путаться и может происходить сбой. Можно провести такой тест — если спортсмен ориентирован, в первую очередь, на такой набор ощущений при прохождении трассы, то, если совсем немного изменить расположение зацепов на эталонке (приехал в другой город с другой эталонкой) — он уже будет чувствовать себя дискомфортно, а это точно не про стабильность.

Т.о., если спортсмен осознает, как он пролез трассу — он сможет это повторить, если не осознает — может повторить, а может, и нет. Т.е. осознанность — это ключ к одной из составляющих успеха, к стабильности.

Пример 2-3-4-5.Наиболее вероятная причина таких событий — это страх перед соревнованиями и во время соревнований. Страх может быть разный (можно бояться оценки тренера, оценки родителей, оценки других спортсменов, публичности выступления, высоты, конкуренции, бояться проиграть и т.д.).

Страх может быть небольшой и даже мобилизующий, а может быть зашкаливающий — разрушающий деятельность. Некоторые люди могут свой страх вообще не осознавать, вытеснять его в подсознание. При этом любая эмоция — это энергия; даже если спортсмен не осознает свой страх, энергия этого страха никуда не денется, она будет проявляться в напряжении, скованности, тревожности, может быть повышенной болтливости, или наоборот молчаливости, ошибках и других деструктивных вещах.

Соревнование — это по сути экстремальная ситуация, а в любой экстремальной ситуации «нормально» бояться, и результат может быть хуже, чем в более привычных условиях.

Военные психологи проводили такой эксперимент: предлагали людям отжиматься на время на широкой доске, лежащей на земле, а затем на той же доске на высоте 5-ти метров. Это было не опасно, но результат во всех случаях был хуже, потому что действие любого экстремального фактора (в данном случае этот фактор — высота) ухудшает деятельность. Но если правильно тренироваться, то устойчивость к действию экстремальных факторов увеличивается.

Человек привыкает к экстремальным условиям. Чем чаще ты на соревнованиях – тем обычно у тебя меньше напряжения.

Как работать со страхом перед соревнованиями? Психологически правильно не делать вид, что этой эмоции нет, а осознать ее и дать ей отработать, закончиться. Когда заканчивается страх, может появиться другая эмоция — злость, например. А злость — это именно то, что нужно для конкуренции. Осознание своих эмоций, превращение страха в злость — вполне решаемые психологические задачи.

Пример 6. Это отдельная большая тема.

Т.о. психологическая подготовка – это увеличение осознанных элементов в своем спортивном опыте. Чем больше вы понимаете, что вы делаете, тем вы КРУЧЕ, потому что можете скорректировать то, что нужно.

3 стр., 1500 слов

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

... которые могут возникнуть непосредственно на соревнованиях. 6. Тренер может провести ряд групповых бесед о тревожности и страхе спортсменов, отметив, что признаки тревожности не ... предсоревновательная тревожность может уменьшиться во время соревнования. Одновременно спортсмена необходимо информировать о том, каким образом в результате предсоревновательной тревожности могут нарушиться вновь освоенные ...

 

В отношении психологических знаний много мифов, один из полюсов которых: «Да вообще не нужна эта психология», а другой — «Сделайте что-нибудь волшебное». Похоже, что истина где-то посредине. Наверное, основное, что может дать психология — это осознание. Осознание своих сильных сторон и децифитов, мотивации, стратегий, выборов, возникающих эмоций — страхов, злости и т. д. А когда вы что-то осознаете – вы можете это изменить.

Психологическая подготовка к соревнованиям

Планирование результата.

Что полезного в планировании результата? Польза в том, что это такая тренировка видеть свои спортивные навыки со стороны и уметь их адекватно оценивать.

Я предлагаю спортсмену, даже новичку, планировать свой результат перед каждыми соревнованиями, причем изначально самостоятельно. Когда спортсмен произносит свои представления вслух — это уже первая проверка их на адекватность. Последующая задача тренера — скорректировать представления, т.к. он может точнее представлять себе состав участников соревнований и возможности спортсмена на общем фоне.

Такое планирование позволяет избежать неоправданных ожиданий. И возможно последующих эмоциональных страданий. Наблюдали, как иногда дети рыдают после соревнований? Как Вы думаете почему?

По моим опросам, чем младше спортсмены, тем более неадекватные у них могут быть ожидания — некоторые новички говорят, что они не только хотели результат гораздо лучше, а вообще хотели победить, хотя окружающим очевидно, что они к этому не готовы. Похоже, что никто им заранее не объяснил, что у каждого спортсмена свой результат, что их умения пока не достаточно сформированные, что побеждать еще рано. Кстати, самые сильные в своем регионе дети при встрече с более сильными соперниками, например, на Всероссийских соревнованиях, тоже склонны неадекватно оценивать свои навыки (преувеличивать или преуменьшать).

Как может выглядеть планируемый результат?

Если тренер, или родители (если спортсмен ребенок), или сам спортсмен ориентируются на определенный результат достаточно жестко («Только победить»), при попытке соответствовать этим требованиям к волнению перед соревнованиями добавляется еще большее напряжение, и этот опыт не полезен, в последующем каждое соревнование может стать серьезным стрессом. Из более чувствительных, эмоциональных детей таким образом можно вместо спортсмена воспитать неврастеника. Или ребенок уйдет из спорта.

Я предлагаю ориентировать спортсменов на то, что соревнования — это такой срез их умений, но немного сместить фокус внимания — учить наблюдать собой и за лидерами — «Что умеет он и пока не умею я?», т.е. учить «учиться» на соревнованиях, получать новый опыт. Само по себе призовое место ценности не имеет, имеет ценность приобретенный опыт. По опросам лидеров даже первое место не всегда полезный опыт, иногда вместе с ним можно приобрести уверенность в своих силах, а иногда можно приобрести сильный страх, что в следующий раз не сможешь соответствовать ожиданиям, и в последующих соревнованиях этот страх может мешать.

5 стр., 2461 слов

Психологические особенности личности тренера

... своих учеников стремление регулярно заниматься спортом; способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях. Тренер – это глубоко творческая личность. Исследователи проблем творчества ... организации этических норм поведения. Наиболее актуальны регулирующие воздействия на спортсмена накануне соревнований в условиях психических срывов, переутомления и т.п. Здесь полезны ...

Важно, чтобы планируемый результат не был жестко фиксирован, имел гибкие границы (например, попасть в «десятку», попасть в «двадцатку» или вообще — «показать свои навыки, чему я научился», «пробежать примерно с таким же временем как на тренировке», «пробежать трассу без срыва»), это снимает часть напряжения и позволяет выступить лучше.

По моим наблюдениям иногда тренера не принимают, что у спортсменов на соревнованиях результат может быть хуже, чем на тренировке. Здесь полезно притормаживать. Не нужно усиливать стресс. Чем больше соревновательный опыт, тем больше результат на тренировке приближается к результатам на соревнованиях.

Кстати некоторые спортсмены удивляют своего тренера тем, что на соревнованиях показывают результат выше, чем на тренировке. Похоже, что стресс их мобилизует на достижение максимально возможного результата, но это не означает, что с этого момента спортсмен начнет круто лазить, т. к. полученный опыт нужно еще осознать и присвоить.

Один из критериев того, что спортсмен находится в области неопределенных малоадекватных ожиданий, может быть то, что он не может спланировать результат. Здесь полезна помощь тренера. Обычно спортсмены с самооценкой, склонной к занижению свой результат планируют ниже, склонные к завышению самооценки — переоценивают свои навыки.

Еще иногда полезно учитывать мотивацию спортсмена. Способный ребенок может быть не мотивирован к занятиям скалолазанием и тогда он тоже не хочет ничего планировать. Например, он может ходить на тренировки по причине того, что там компания хорошая или он не знает, чем еще заняться.

Эмоциональная готовность перед соревнованиями

Эмоциональной готовностью здесь я называю такое эмоциональное состояние спортсмена, которое мобилизирует его на достижение максимально возможного для него результата, такое оптимальное рабочее напряжение. Эмоциональную готовность можно диагностировать психологическими методами. Существуют экспресс-методы, которые можно использовать в такой ситуации — на некоторые из них тратится меньше минуты.

По сути адекватная эмоциональная готовность — это такой психологически переработанный страх перед соревнованиями, желание конкурировать, эмоциональный подъем.

Почему так важен опыт участия в соревнованиях? Кроме прочего, это такое умение формировать у себя эмоциональную готовность, без участия в соревнованиях эта штука не формируется.

Часто тренера интуитивно знают, как поддерживать эмоциональный подъем у своих спортсменов в зависимости от их индивидуальных особенностей — кого-то поддерживать, подбадривать, а кого-то наоборот — разозлить.

Критерии того, что что-то не так с эмоциональной готовностью спортсмена для наблюдательного тренера могут быть такие: спортсмен чересчур возбужден или, наоборот, заторможенный, вялый — т.е. напряжение зашкаливает или его недостаточно. И, похоже, это такие проявления непереработанного страха. Страхи перед выступлениями вообще могут быть в очень странных формах. Из моих наблюдений: спортсмен-подросток впервые попал в финал на Первенстве России (на которое приехал через полстраны!) и при этом сказал: «Лучше бы я выспался. Не хочу идти на этот финал». Предполагаю, что дело было в том, что он боялся лазить с нижней страховкой.

10 стр., 4598 слов

Психолого-педагогическая помощь спортсмену на различных этапах ...

... в совмест­ной работе тренера и спортсмена, где акцент переносится на достижение спортивных результатов. Это означает постановку новых спортивных целей, увеличение количества соревнований, повы­шение их ранга. ... выбором вида спорта, отсутствием у спортсмена необходимых склонностей и задатков. Первые соревнования становят­ся важнейшей проверкой для спортсме­на: тренер проверяет его (как держит­ся, ...

 

Действия по снижению избыточного эмоционального напряжения.

Я уверена, что прямо перед самим стартом что-либо делать для снижения избыточного эмоционального напряжения уже поздно — волшебных таблеток от страха не бывает. Что можно сделать заранее?

 

Понимание структуры соревнований, правил их проведения.

Страх — это столкновение с чем-то неизвестным и ожидание неблагоприятного исхода событий.

Чем меньше спортсмен знает про структуру соревнований, правила их проведения, тем больше у него страха. Если он понимает, что есть разные элементы в структуре соревнований (жеребьевка, перекличка, показ трассы, квалификация, финал, перестартовка и т.д.), и как эти элементы устроены, а также знает основы правил, грубые ошибки, которые нельзя совершать, он себе более четко представляет алгоритм собственных действий на соревнованиях и это снижает напряжение. Я заметила, что многие тренера никаких специальных действий для формирования таких представлений не делают. Наверное, считают, что это само по себе появляется у спортсменов по мере участия в соревнованиях.

Наблюдения показывают, что некоторые дети пропускают свой старт или, наоборот, стоят под трассой на одном месте, пока перед ними лезут тридцать человек — т. е. не умеют примерно рассчитать время собственного выступления. Опять же, что ребенок делает, когда смотрит, как другие срываются на трассе? С большой вероятностью напряжение у него увеличивается, уменьшается уверенность в собственных силах. Более опытные тренера ориентируют своих спортсменов смотреть не на новичков, а на более сильных. Но тогда нужно планировать, на кого нужно посмотреть и конкретизировать, на что смотреть (технику постановки ног, расклад трассы и т.д.).

Если нет конкретной цели такого «смотрения», можно вообще ничего не получить или получить неполезный результат (например, сниженную самооценку или спортсмен может увидеть у сильного спортсмена такие движения, которые он попытается, но не сможет повторить).

Разминка.

Если спортсмен может рассчитать время собственного выступления, он и разминается вовремя — как раз, чтобы к своему старту быть в оптимальной физической форме.

Многие знают, что разминка снижает напряжение. Почему это происходит? Эмоциональное напряжение — это такая блокированная энергия, которая в теле проявляется в виде мышечных зажимов, разминка мышц освобождает эту энергию.

Т. е. хорошая разминка — это не только профилактика травм и возможность совершать движения с большей амплитудой, но и такой способ снизить эмоциональное напряжение через телесные движения, даже не осознавая его.

Неплохо было бы, чтобы у спортсмена был индивидуальный разминочный комплекс упражнений, который он выполнял бы автоматически. Тогда разминка может быть таким своеобразным ресурсом в стрессовой ситуации. Если ребенок автоматически делает хорошую разминку перед каждой тренировкой, он и в условиях, когда он волнуется, будет делать это так же тщательно.

Если спортсмен перед соревнованиями разминается небрежно — у него меньше шансов справиться со своим напряжением и похоже у него не сформирована привычка к разминке.

Психологи говорят, что привычка формируется 21 день — попробуйте.

Следует отметить, что разминочные комплексы для трудности и скорости должны быть несколько разные — все-таки разные задачи решаются.

28 стр., 13959 слов

Исследование эмоционального компонента психической готовности ...

... спортсменов к соревнованиям. Глава 1 . Психическая готовность спортсмена к соревнованиям 1.1 Психическая готовность спортсмена к соревнованиям Изучая литературу, посвященную психической готовности спортсмена к соревнованиям, ... прогнозировании возможности достижения максимального результата. Точность прогноза во многом ... эмоциональному напряжению. В этом смысле, психическую готовность спортсмена можно ...

Немного про просмотр трассы и расклад.

Как смотреть трассу, как продумывать свое движение по трассе, как запоминать то, что ты увидел и продумал — этому точно нужно учиться на тренировке, на соревнованиях это уже нужно уметь. Т. е. на тренировке должно быть время для формирования таких умений. Пусть спортсмен будет совершать какие-то ошибки, но у него будет собственный алгоритм просмотра трассы, который тренер время от времени корректирует.

К тем методическим моментам, которые есть у каждого тренера, могу предложить одно упражнение из собственных наблюдений. Дети, насмотревшись параолимпийских игр, лазили на память с закрытыми глазами (как слепые) по несложной трассе — прекрасная тренировка запоминания трассы.

Отдельная тема — это умение просматривать финальную трассу. Очевидно, что это сложнее, т. к. до собственного выступления нельзя посмотреть, как лезет другой спортсмен и нет подсказок тренера.

Формировать такое умение необходимо даже у новичков. Во-первых, на подсознательном уровне это такой сигнал спортсмену о том, что он может попасть в финал, поддержка его способностей, уверенности в себе, что особенно важно для детей с неустойчивой самооценкой. Во-вторых, чем больше для спортсмена знакомого в ситуации, тем она для него менее стрессогенная. Несколько раз я наблюдала как дети-спортсмены, недавно занимающиеся, но имеющие способности, попадают в финал местных соревнований: по их поведению можно судить о том, что они испытывают стресс, т. к. они не ожидали такого результата и плохо представляют себе, что делать дальше (не умеют раскладывать трассу самостоятельно, не умеют лазить с нижней страховкой, не знают, сколько ждать в зоне изоляции и т. д.) и к моменту своего старта их возможности на минимуме. Кстати, обычно второй раз эти новички в финал уже не попадают, т. к. человек подсознательно избегает возможных стрессовых ситуаций.

Еще один пример. Ребенок третий раз попал в финал на Всероссийских соревнованиях и многократно участвовал в финале местных соревнований, но у него не было сформированного адекватного алгоритма просмотра финальной трассы — оказывается, он смотрел не на расположение оттяжек, а на расположение зацепов. И раньше этот алгоритм никогда не подводил. А в условиях, когда трасса была кривой конфигурации, отсутствовала ограничивающая линия, плюс волнение получился досадный результат.

Отдельная тема — страхи в финалах

Психика человека (сознание и бессознательное в одном флаконе) – очень хитрая штука и может преподносить неожиданные сюрпризы. Предполагаю, что некоторые из спортсменов, стабильно попадающие в финал и практически всегда показывающие в финале результат лучше, чем в квалификации, имеют дело с таким фокусом подсознания – они не хотят в финале выступать последними, т.к. в этот момент накапливается слишком много напряжения и подсознание решает, что нужно немного «накосячить» в квалификации, чтобы этого избежать.

Другие способы снижения напряжения. Каждый спортсмен может искать свои индивидуальные способы снижения напряжения и самомобилизации перед соревнованиями.Я знаю, что некоторым помогает массаж, сделанный накануне соревнований. Прекрасные результаты по подготовке к соревнованиям дают регулярные занятия йогой — можно научиться формировать эмоциональную готовность, обучиться разным типам дыхания — расслабляющему и мобилизирующему. Кроме того, любое увеличение физических возможностей — растяжка, сила, выносливость и т.д. — дает и больше уверенности в своих силах. Главное, чтобы это действие по подготовке к соревнованиям было привычным, а не добавляло стресса.

4 стр., 1571 слов

Роль тренера в спортивном коллективе

... состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды, ... обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам ...

Немного про используемые некоторыми спортсменами стрессовые стратегии.

По моим наблюдениям некоторые спортсмены-скалолазы используют исключительно стрессовые стратегии при подготовке и участии в соревнованиях. Для того, чтобы показать результат – им обязательно нужен стресс, т.е. они умеют мобилизироваться только при помощи стресса. Способ очень неполезный для жизни и здоровья, изнашивающий организм.

Т.к. этот способ формируется не сразу – можно еще у детей-спортсменов заметить начало таких стратегий: заболел и с повышенной температурой выиграл, при этом получил мощное положительное подкрепление и если этот способ закрепился – организм в дальнейшем подсознательно сам ищет себе стрессы для получения эффективного результата. Некоторые спортсмены именно по этой причине употребляют алкоголь или психоактивные вещества.

 

Анализ результатов.

Т. к. предлагалось планирование результатов, то необходим и анализ того, что получилось.

Что происходит со спортсменом, когда заканчиваются соревнования?

В упрощенном виде это выглядит так — заканчиваются экстремальные условия, спадает эмоциональное напряжение, но при этом оцениваются результаты собственной деятельности и эта оценка опять вызывает эмоции: радость, гордость и т. п. если результат оценивается как хороший, злость, зависть, грусть, горе и т. п., если результат оценивается как плохой. В процессе переживания эмоций происходит принятие, присваивание результата, спортсмен принимает ответственность за свой результат, и это исходная точка анализа. Если принятия не происходит — анализировать нечего.

Оценка результата. Неопытному спортсмену иногда трудно оценить свой результат. Ему нужен тренер. Внешними критериями того, что нет адекватной оценки результата для тренера может быть следующее: результат хороший— ребенок не радуется, плохой — а он не огорчается. Задача тренера — дать внешнюю адекватную оценку. Главное психологическое правило здесь такое — сначала эмоции, потом разбор полетов. Когда человек переживает эмоции, он не способен анализировать. Пусть первоначальная оценка будет краткой: «молодец» или «мог лучше». Дайте спортсмену время, чтобы пережить и присвоить свой результат. А потом можно анализировать.

Принятие результата.

Когда человек принимает ответственность за свой результат, структура фраз, которые он говорит, начинается с «Я» и глагола и выглядит, например, следующим образом: «Я сделал то-то, потому что… мог сделать по-другому… я могу теперь работать над таким навыком».

Обратите внимание на возможные фразы, свидетельствующие о непринятии своего результата: «Мне не повезло», «Рука соскользнула», «Трасса не моя», «Я не в форме» и т.д. Пример: сильная спортсменка-подросток свой результат на соревнованиях называет «неудачным» и это про то, что она диссоциирована со своим опытом, сделанные ошибки пытается вытеснить, не принимает за них ответственность, соответственно, они не будут проанализированы и могут повториться в дальнейшем.

5 стр., 2163 слов

МЕТОДИКА "ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ" К.Н ТОМАС

... решения. Проявляют недостаток гибкости. ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, ... выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо ...

Почему может произойти непринятие результата? Потому что он не соответствует представлениям о себе (этот результат для меня сильно хороший или сильно плохой) и спортсмен пытается его вытеснить в подсознание.

Анализ результатов.

Не надо весь акцент при анализе смещать на допущенные ошибки. Следует отметить, что неконкретный и жесткий разбор полетов вреден снижением самооценки.

Хуже вопроса: «Что ты такое делал?» придумать сложно. Так как этот вопрос вообще непонятно про что.

Проще отталкиваться от позитивного. Лучше простраивать перспективу на будущее. Например, можно задавать такие вопросы: «Что ты мог сделать, чтобы пролезть эту трассу лучше?», «Чему ты научился на этих соревнованиях?», «Что будешь делать дальше?» Не обязательно долго и нудно задавать все эти вопросы, главное понимать, в каком направлении двигать ребенка.

Полезно просматривать видеозаписи прохождения трасс в группе, но не забудьте спросить ребенка, можно ли его выступление публично анализировать.

Если полученный на соревнованиях результат намного хуже, чем запланированный спортсменом и скорректированный тренером, это похоже на психологические затруднения, нужна индивидуальная работа с психологом.

В дальнейшем планирую разобрать следующие вопросы;

· Что полезнее «пинать себя» или поддерживать?

· Как поддерживать себя при неудачах? Как правильно «пинать»?

· Индивидуальная формула самомобилизации.

· Как увидеть свои затруднения?

· Индивидуальные стратегии конкуренции.

Резюмируя ранее изложенное, я попытаюсь кратко ответить на вопрос «что такое психологическая подготовка спортсмена?»

Это увеличение количества осознанных элементов в своем спортивном опыте.

 

Наталья Антоненко, г. Красноярск