Раскройте психолого-педагогическое обоснование необходимости подготовки ребенка к школьному обучению. Назовите и раскройте основные показатели готовности к школе. Разработайте рекомендации для родителей по подготовке к школе.
План:
I. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению:
1. Педагогическая готовность к школьному обучению:
v навыки прямого и обратного счета;
v выполнение элементарных математических операций;
v узнавание печатных букв или чтение;
v копирование букв;
v пересказ содержания текстов, чтение стихов.
2. Психологическая готовность к школьному обучению:
2.1. Личностная готовность:
v внутренняя позиция школьника;
v отношения с взрослыми;
v отношения сотрудничества с другими детьми;
v отношение к себе.
2.2. Развитие произвольной сферы (волевая готовность):
v способность подчиняться правилам;
v способность подчиняться требованиям взрослого;
v умение работать по образцу.
2.3. Интеллектуальная готовность:
v владение определенными средствами познавательной деятельности(сенсорными эталонами, системой мер);
v осуществлять основные мыслительные операции(уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.);
v умственная активность (достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.)
Физическая готовность
II. Рекомендации для родителей по подготовке к школе.
I. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению:
Поступление ребёнка в школу существенно изменяет социальную сторону его развития. Ребёнку придётся общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться требованиям, а главное, ему нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции. Неподготовленность ребёнка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми, новым видам деятельности. Поэтому так необходима подготовка к школе.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Психологическая готовность детей к школьному обучению 3
... готовности к школе, эмпирическое исследование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Объектом данного исследования является психологическая готовность детей к школьному обучению. Предметом являются особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению ... со взрослыми на новом уровне. Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на ...
Педагогическая готовность к школьному обучению.
Педагогическая готовность к школеопределяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.
Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы: Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками ипр. В то же время, дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.
Психологическая готовность к школьному обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных изарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).
Психологическая готовность к школе- это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми исверстниками и др. Развитие всех этих качеств в ихединстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.
Рекомендации родителям будущих первоклассников.
1. Для начала выработайте у ребёнка, и у себя позитивное отношение к школе.Можно опереться на собственный опыт и вспомнить тот период в своей жизни, когда вы приступали к учёбе в школе. Вспомните все свои чувства, переживания и тревоги, как позитивные, так и негативные. Может быть, у кого-то из вас негативного получится больше, чем позитивного. Но вы это делаете не только ради ребёнка, но и ради себя — ведь именно вам участвовать в школьной жизни вашего ребёнка целых 11 лет. Расскажите ему о том, как вы пошли в 1-ый класс, какие ожидания были у вас, опишите, если помните, свою первую учительницу, своего одноклассника, с которым вы сели первый раз за парту.
мотивационный компонент психологической готовности детей к обучению в школе
... готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы детского сада 1.1 Понятие психологической готовности к обучению в школе в психолого-педагогической литературе Под психологической готовностью к школьному обучению ... ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и ...
Конечно, каждая семья переживает по-своему данную ситуацию. Но важно помнить, что это событие является позитивным и требует от вас мобилизации сил и любви к собственному ребёнку.
2. Первое сентября — день радостный и волнительный одновременно как для вашего ребёнка, так и для вас. Сделайте его праздничным.Ведь это определённый итог вашей жизни. Изменился статус семьи. Теперь вы с гордостью говорите, что ваш ребёнок — первоклассник.
3. С поступлением в школу изменится и положение малыша в семье. У него появятся новые права и обязанности, и к нему будут все относиться как к взрослому. Поэтому у ребёнка обязательно должен быть свой стол,где он будет делать уроки. За порядком на столе он должен следить сам. Первое время нужно будет принимать участие в подготовке домашнего задания, контролировать его работу, как можно чаще интересоваться его школьной жизнью. В старших классах контроль со стороны взрослых должен быть всё реже и реже, но интерес к школьной жизни не должен исчезнуть.
4. Было бы хорошо, если бы требования, предъявляемые в школе,совпадали с теми, которые установлены у вас дома, или не очень сильно отличались. Если учитель говорит, что улицу переходят только на зелёный свет, то для него это закон. Но мама почему-то переходит улицу где придётся. Ребёнок растерян, как вести себя в этой ситуации, кому верить: учителю ил имаме?
Во-первых,мама сознательно или бессознательно подрывает авторитет учителя.
Во-вторых,мама вносит сомнения и неуверенность в слабую психику ребёнка.
В-третьих,жизнь ребёнка подвергается реальной опасности.
Возможен вариант, когда учитель предъявляет к ребёнку требования, совершенно не приемлемые с точки зрения родителей. В этом случае можно обсудить существующие, разногласия и совместно выработать линию поведения.
Конечно же ребёнку необходимо приспосабливаться к требованиям различных людей. Умение контактировать с людьми, оставаясь при этом целостной личностью, — это важное качество, которое вырабатывается в школе.
Как подготовить ребёнка к школьному обучению?
Подготовкой ребёнка к школьному обучению занимаются в детском саду и в так называемых развивающих группах и кружках.
Очень хорошо, если родители заинтересованы в этом сложном этапе и могут провести дополнительную работу с дошкольником.
Общие рекомендации по подготовке ребёнка
К школьному обучению
1.Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ... условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего ...
2.Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
3.Увеличивайте словарный запас ребёнка.
4.Регулярно водите ребёнка в библиотеку.
5.Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
6.Учтите с ребёнком стихотворения наизусть. Сначала расскажите стихотворение целиком, затем учите его по частям. Наблюдайте, полно ли ребёнок воспроизводит текст, не переставляет ли слова, пропускает или добавляет несуществующие.
7.В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
8.Знакомьте ребёнка со счётом, последовательностью чисел. Каждый раз обращайте внимание на следующие моменты: считает ли ребёнок «глазами» или проговаривает тихим, но слышимым шёпотом. Необходимо, чтобы малыш постепенно переходил от момента прикосновения пальцем при счёте предмета к моменту счёта без видимых моторных или двигательных компонентов, т.е. к счёту глазами.
9.Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картинке по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти картинки похожи?» и т.д.
10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребёнком в разные игры.
11. Помогите ребёнку запомнить его имя, фамилию, адрес.
В заключение:
• Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребёнком заботливым, ободряющим тоном.
• Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
• Ваши объяснения должны быть простыми и ясными, говорите чётко,«ясно.
• Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, коллекционировать и т.д.)
• Не теряйте чувство юмора.
• Поощряйте любознательность и творчество ребёнка, стремление задавать вопросы.
• Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребёнку доверяют и, самое главное, где его любят.