Понятие психотерапии; медицинское и психологическое значение понятия «психотерапия».
Классификация основных методов психотерапии. Основная характеристика методов психотерапии.
Психоанализ, гуманистическая психотерапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез.
- «Психология здоровья» как один из аспектов клинической психологии. Основные задачи психологии здоровья.
- Понятие «психического здоровья»; основные критерии.
- Проблемы понятия психической «нормы».
- Психопрофилактика и задачи здравоохранения.
- Психогигиена.
- Медико-психологическая служба – служба охраны психического здоровья; многопрофильность психологических служб в помощи населению.
Основные источники
Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. — М.: Юрайт, 2015 — 367 с.
Клиническая психология: учебник / [Абабков В. А. и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. — 5-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2016. – 896 с.
Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.
Шевырева Е.Г. Клиническая психология: учебник / Е.Г. Шевырева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 541 с.
Дополнительные источники
Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. — М. : Когито-Центр, 2014. — 349 с.
Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская. – М.: Академический проспект, 2013. – 303 с.
Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика / В.Д. Менделевич. – М.: Гэотар-Мед, 2012. – 576 с.
Орлова Е.А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; под ред. Г.И. Ефремовой. – М. Юрайт, 2015. – 363 с.
Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2014. – 607 с.
Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова. – М.: МЕДпресс-инфо, 2006. – 568с.
Периодические журналы
Медицинская психология в России
Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова
Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева
Сибирский вестник психиатрии и наркологии
Интернет-ресурсы
Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. — URL: http://psyjournal.ru
Институт психологии и психотерапии (библиотека).
– Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru
Фкультет психологии МГУ. – Режим доступа. — URL: http://www.psy.msu.ru
Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки
... которым подчиняются эти явления. Поэтому предметом изучения в психологии являются психологические законы. Задачи психологии. Область изучаемых явлений. Основная задача психологии — изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область ...
Журнал «Медицинская психология в России». – Режим доступа. — URL: http://www.medpsy.ru
Журнал «Психологический журнал». – Режим доступа. — URL: http://www.ipras.ru/08.shtml
Темы докладов по дисциплине «Клиническая психология детей»
- Идея связи душевных и телесных процессов.
- Становление клинической психологии за рубежом.
- Становление клинической психологии в нашей стране.
- Луриевских методов нейропсихологической диагностики.
- Нейропсихология сегодня.
- Основные проявления галлюцинаций.
- Природа галлюцинаций.
- Основные проявления агнозий.
9. Нарушения мышления при шизофрении.
10. Нарушения воображения у детей.
11. Депрессии у детей дошкольного возраста.
12. Депрессивные состояния и суицид.
13. Наиболее встречаемые нарушения волевой сферы у детей.
14. Нервная анорексия.
15. Психосоматика на современном этапе развития.
16. Соматоморфные расстройства.
17. Психогигиена и психосоматические расстройства.
18. Избыточная масса тела и ожирение.
Темы сообщений по дисциплине «Клиническая психология детей»
- Дисгармоничное психическое развитие.
- Задержка психического развития конституционального происхождения.
- Задержка психического развития самотогенного происхождения.
- Задержка психического развития психогенного происхождения.
- Задержка психического развития церебрально-органического генеза.
- Общее психическое недоразвитие.
- Аномалия развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.
- Аномалия развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.
- Функциональная локализация нарушений.
- Этиология и патогенез дизонтогений.
- Соотношение клинической и патопсихологической квалификации психических нарушений.
- Закономерности психического развития в норме и патологии.
- Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза.
- Синдром детского раннего аутизма.
- Интеллектуальная недостаточность при умственной отсталости.
- Психопатия.
- Синдром Туретта.
- Проблема психопрофилактики соматических недугов.
Литература:
Основные источники
Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. — М.: Юрайт, 2015 — 367 с.
Клиническая психология: учебник / [Абабков В. А. и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. — 5-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2016. – 896 с.
Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.
Шевырева Е.Г. Клиническая психология: учебник / Е.Г. Шевырева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 541 с.
Дополнительные источники
Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. — М. : Когито-Центр, 2014. — 349 с.
Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская. – М.: Академический проспект, 2013. – 303 с.
Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика / В.Д. Менделевич. – М.: Гэотар-Мед, 2012. – 576 с.
Орлова Е.А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; под ред. Г.И. Ефремовой. – М. Юрайт, 2015. – 363 с.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...
Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2014. – 607 с.
Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова. – М.: МЕДпресс-инфо, 2006. – 568с.
Периодические журналы
Медицинская психология в России
Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова
Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева
Сибирский вестник психиатрии и наркологии
Интернет-ресурсы
Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. — URL: http://psyjournal.ru
Институт психологии и психотерапии (библиотека).
– Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru
Фкультет психологии МГУ. – Режим доступа. — URL: http://www.psy.msu.ru
Журнал «Медицинская психология в России». – Режим доступа. — URL: http://www.medpsy.ru
Журнал «Психологический журнал». – Режим доступа. — URL: http://www.ipras.ru/08.shtml
Комплект нестандартных заданий по дисциплине «Клиническая психология детей»
Задание 1.
Мальчик, 5 лет. Жалуется на неприятные ощущения в области живота, груди, головы, под кожей, слабость, плохой сон, отсутствие аппетита. Рассказал, что периодически отмечает у себя массу тягостных неприятных ощущений, которые начинаются в виде сжатия, внезапно «лопается какой-то шар в животе, и весь живот обливает «кипятком», захватывает дыхание, ударяет в голову, голова становится пустой, кожу головы покалывает. При обследовании ребенка в клинике какой-либо патологии со стороны внутренних органов не выявлено. Квалифицируйте состояние.
Задание 2.
Девочка, 6 лет. Поступает повторно. В первые дни на фоне приподнятого настроения отмечала, что окружающее воспринимает в ярких красках, прохожие на улице все красивые, нарядные, как артисты. Дома и в больнице все воспринимает обостренно: обычный свет ослепляет, звуки оглушают, щелчок замка воспринимает как выстрел. Все раздражает. Квалифицируйте состояние.
Задание 3.
Девочка 4 года. Настроение повышено, многоречива, деятельна, плохо спит. Читает наизусть стихи, пересказывает передачи. Когда такие состояния проходят, то стихи помнит отрывками, а пересказы воспроизвести не может.
Как называются такие временные нарушения памяти?
Задание 4.
Испытуемый – мальчик, 6 лет. Ориентирован правильно. Настроение хорошее. Охотно демонстрирует свои способности. Умеет читать и писать. Так, испытуемому выдан свежий номер газеты, чтобы и ключить возможность домашней подготовки. Мальчик просматривает газету и возвращает ее. После этого он по памяти легко вспоминает и пересказывает дословно любую статью, вплоть до объявлений.
Безошибочно помнит количество столбцов в статьях. Однако испытывает большие затруднения в том, чтобы своими словами пересказать содержание статьи. Квалифицируйте состояние.
Задание 5.
Девочка, лет. Возбуждена в пределах постели: ложится, встает, перебирает одежду, постельное белье, сто нет, заламывает руки. Однообразно, монотонно повторяет: «Не мучайте меня, не мучайте… убейте, я во всем виновата, все из-за меня». Между этими фразами удается выяснить, что из-за нее мучаются и страдают родные, семья, погибли, дом разрушен, го род погиб, землю заливают наводнения, что катастрофа ожидает всю страну. Тревожна, настроение подавленное. Предпринимает суицидальные попытки: затянуть шею полотенцем, разбить о кровать голову. Квалифицируйте состояние.
Задание 6.
Девочка, 7 лет. Больна шизофренией, многократно находилась в психиатрической больнице, бездеятельна, в труд включить не удается, неряшлива, без напоминания даже не умывается. Подбирает бумажки, окурки, если не удается удержать, то она их поедает. Как называются волевые расстройства у этой девочки?
Задание 7.
Подготовить сообщения на одну из предложенных тем: «Идея связи душевных и телесных процессов», «Становление клинической психологии за рубежом», «Становление клинической психологии в нашей стране»;
Задание 8.
Составить краткую характеристику ведущих разделов клинической психологии по предлагаемой таблице:
Раздел клинической психологии | Предмет исследования | Основные достижения | Практическая значимость |
Задание 9.
Составить характеристику основных методов исследования в клинической психологии и оценить положительные и отрицательные стороны по предлагаемой таблице:
Метод | Характеристика | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Задание 10.
Подготовить сообщения на одну из предложенных тем: «Практическое значение луриевских методов нейропсихологической диагностики», «Нейропсихология сегодня»
Задание 11.
Подготовить презентацию на одну из предложенных тем: «Основные проявления галлюцинаций», «Природа галлюцинаций», «Основные проявления агнозий»
Задание 12.
Составить краткую характеристику нарушений ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения по следующей схеме:
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Задание 13.
Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Основные проявления галлюцинаций», «Природа галлюцинаций», «Основные проявления агнозий»
Задание 14.
Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Нарушения мышления при шизофрении», «Нарушения воображения у детей»
Задание 15.
Составить краткую характеристику нарушений эмоциональной и волевой сфер по следующей схеме:
Виды нарушений | Причины и механизм нарушений | Клинические проявления | Примеры |
Задание 16.
Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Депрессии у детей школьного возраста», «Депрессивные состояния и суицид», «Наиболее встречаемые нарушения волевой сферы у детей», «Интернетзависимость как нарушение волевой сферы у школьников».
Задание 17.
Составить краткую характеристику психопатий у подростков по А.Е. Личко по следующей схеме:
Вид психопатии | Основные клинические особенности | Проявления девиантного поведения |
Задание 18.
Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Психосоматика на современном этапе развития»; «Проблема психопрофилактики соматических недугов».
Основные источники
Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. — М.: Юрайт, 2015 — 367 с.
Клиническая психология: учебник / [Абабков В. А. и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. — 5-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2016. – 896 с.
Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.
Шевырева Е.Г. Клиническая психология: учебник / Е.Г. Шевырева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 541 с.
Дополнительные источники
Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. — М. : Когито-Центр, 2014. — 349 с.
Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская. – М.: Академический проспект, 2013. – 303 с.
Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика / В.Д. Менделевич. – М.: Гэотар-Мед, 2012. – 576 с.
Орлова Е.А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; под ред. Г.И. Ефремовой. – М. Юрайт, 2015. – 363 с.
Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2014. – 607 с.
Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова. – М.: МЕДпресс-инфо, 2006. – 568с.
Периодические журналы
Медицинская психология в России
Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова
Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева
Сибирский вестник психиатрии и наркологии
Интернет-ресурсы
Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. — URL: http://psyjournal.ru
Институт психологии и психотерапии (библиотека).
– Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru
Фкультет психологии МГУ. – Режим доступа. — URL: http://www.psy.msu.ru
Журнал «Медицинская психология в России». – Режим доступа. — URL: http://www.medpsy.ru
Журнал «Психологический журнал». – Режим доступа. — URL: http://www.ipras.ru/08.shtml
Вопросы для зачета
по дисциплине «Клиническая психология детей»
1. Предмет и структура клинической психологии. Ведущие разделы (области) клинической психологии.
2. История зарождения и становления клинической психологии.
3. Нарушения ощущений; классификация; основные характеристики.
4. Нарушения восприятия; классификация. Основные характеристики иллюзий, галлюцинаций, расстройств сенсорного синтеза, агнозий.
5. Нарушения памяти; классификация. Основные проявления гипермнезий, гипомнезий и парамнезий.
6. Нарушения внимания; классификация. Основные проявления нарушений внимания.
7. Нарушения мышления; клиническая классификация; характеристика количественных расстройств мышления (расстройства ассоциативного процесса).
8. Нарушения мышления; клиническая классификация; характеристика качественных расстройств мышления (патология суждений и умозаключений).
9. Нарушения воображения; классификация. Основные проявления нарушений пассивного и активного воображения.
10. Нарушения речи; классификация; нарушения устной речи (фонационного оформления речи; структурно-семантического оформления речи); нарушения письменной речи.
11. Нарушения интеллекта; классификация. Характеристика врожденных нарушений интеллекта.
12. Нарушения эмоциональной сферы, их классификация. Индивидуально-психологические особенности проявления эмоций и чувств.
13. Нарушения настроения, классификация. Понятие депрессивного и маниакального синдромов.
14. Нарушения волевой и произвольной регуляции; классификация. Нарушения на уровне мотивационного компонента волевого акта и нарушения на уровне реализации волевого акта.
15. Понятие акцентуации характера и психопатии. Основные критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину).
Характеристика психопатий по А.Е. Личко.
16. Нарушения личности; классификация. Характеристика нарушений личности.
17. Нарушения сознания; классификация. Общая характеристика количественных и качественных нарушений сознания; основные виды нарушений самосознания.
18. Нейропсихология; определение, основные отрасли нейропсихологии, их задачи. Понятие нейропсихологического синдрома. Основные положения синдромного (факторного) анализа. Основные синдромы в нейропсихологии; классификация.
19. Психосоматическая проблема. История изучения проблемы связи психических и соматических сфер. Основные концепции возникновения психосоматических нарушений.
20. Влияние болезни на психику человека.
21. «Психология здоровья» как один из аспектов клинической психологии. Основные задачи психологии здоровья. Понятие «психического здоровья»; основные критерии. Проблемы понятия психической «нормы».
22. Психопрофилактика и задачи здравоохранения. Психогигиена.
23. Медико-психологическая служба – служба охраны психического здоровья; многопрофильность психологических служб в помощи населению.
24. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типы нарушений психического развития детей.
25. Проблема психологических методов исследования и коррекции аномального ребенка. Роль семьи в коррекции аномального ребенка.
26. Понятие психотерапии; медицинское и психологическое значение понятия «психотерапия». Классификация основных методов психотерапии.