Статья Лопатченко коммуникативная компетентность пожарных

Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1 / 2011

 

деятеля науки Российской Федерации, доктора

 

низации – залог эффективной деятельности. //

 

психологических наук, профессора Корчемного

 

Тезисы XV Международной конференции «Ло-

 

П.А. – М.: Академия военных наук, Издательс-

 

моносов — 2008». – Москва, 2008. – Часть 3.

 

тво журнала «На боевом посту», 2005. – 227 с.

6.

Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной

3.

Ковалёв В.В. Использование модульного соци-

 

группе и свойства личности: системный подход

 

отеста в изучении межличностных отношений

 

к исследованию их связи. // Социальная психо-

 

учащихся в школе. // Инновации в образовании.

 

логия личности. – М., 1979. – 259 с.

 

– 2001. – № 4.

7.

Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследо-

4.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотноше-

 

вание, оценка, обучение. – М., 2000. – 361 с.

 

ний в малых группах. – Минск, 2000. – 432 с.

8.

Пономарев Л.Н. и др. Эффективность труда ру-

5.

Крупеня А.Н. Оценка взаимоотношений в орга-

 

ководителя. – М., 1988. – 164 с.

УДК 159.9.316.6

Лопатченко А.А.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

A. Lopatchenko

Tambov State University named after G.R.Derzhavin

THE COMMUNICATIVE COMPETENCY OF EXPERTS OF A FIRE SERVICE

Аннотация.Встатьесодержитсяанализтеоретических

Abstract. In the article the analysis of theoretical re-

исследований понятий «компетенция»/«компетентность»

searches of concepts “competency” / “competence” contains

и предлагается их разграничение. В качестве структурных

and their differentiation is offered. Cognitive, speech, interac-

компонентов коммуникативной компетенции специалиста

tive strategies are marked as the structural components of

противопожарной службы выделены когнитивные, рече-

the communicative competency of an expert of a fire service.

вые, интерактивные стратегии. Рассматривая коммуника-

Considering communicative difficulties concerning the main-

тивные затруднения относительно содержания деятель-

tenance of activity of an expert of a fire service, the types

ностиспециалистапротивопожарнойслужбы,определены

of communicative difficulties are defined. On the basis of the

типы коммуникативных затруднений. На основе выделен-

structure of the communicative competency and the revealed

ной структуры коммуникативной компетенции и выявлен-

features of the communicative interaction in extreme condi-

ных особенностей коммуникативного взаимодействия в

tionsthesubstantialdefinitionofconcept«thecommunicative

экстремальныхусловияхданосодержательноеопределе-

competency of an expert of a fire service» has been made.

ниепонятию«коммуникативнаякомпетенцияспециалиста

Key words: communicative competency, extreme condi-

противопожарной службы».

tions, interpersonal interaction, communicative difficulties,

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, экс-

effective activity.

тремальныеусловия,межличностноевзаимодействие,ком-

 

муникативныезатруднения,эффективнаядеятельность.

 

Усложнение современного производства, постоянно увеличивающийся темп и ритм нашей жизни, высокая насыщенность её разнообразной информацией, увеличение различного рода контактов между людьми, стихийные техногенные аварии и катастрофы, военные конфликты и террористические акты – это лишь часть экстремальных ситуаций и факторов,

© Лопатченко А.А.

Раздел II. Социальная психология

91

Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1 / 2011

в которых осуществляется профессиональная деятельность широкого диапазона специалистов. Ежедневно из средств массовой информации мы узнаём о произошедших взрывах, пожарах, крушениях и иных чрезвычайных ситуациях, в ликвидации которых непосредственное участие принимают пожарные. Эта профессия стала все более востребована, и к компетенциям современного пожарного предъявляются повышенные требования.

В последнее время понятие «компетенция» и его производные получили широкое распространение как в научной литературе, так и в публицистике. Являясь междисциплинарными, понятия «компетенция» и «компетентность» имеют как общие категориальные признаки, так и специфические черты, а их содержание является объектом бурных дискуссий в научных кругах. Проанализировав подходы различных авторов к определению рассматриваемых нами понятий, в обобщённом виде мы определим компетенцию как свойство или качество, акомпетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.

При всём разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции [1; 7; 9; 8], наиболее общими компонентами являются:

языковой (знание лексики, грамматики и фонетики языка и умение использовать их в языковом контексте устно и письменно);

прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),

стратегический (способность отбирать

ииспользовать наиболее эффективные стратегии для решения разных коммуникативных задач, преодолевать трудности коммуникации),

социокультурный (соответствие социо- /субкультурным нормам).

На основании вышеизложенной структуры нами были выделены общие составляющие коммуникативной компетенции специалиста противопожарной службы:

способность пользоваться нормами

речи, грамотно, логически связно излагать свои мысли;

донесение информации с минимальными потерями во времени и в полном объёме до коллег в процессе выполнения профессиональных задач;

умение при дефиците языковых средств выходить из ситуации коммуникативного затруднения в экстремальной ситуации;

владение профессиональным лексиконом, способами обращения и передачи информации по закреплённой форме (специальных команд и форм доклада).

Однако данный подход, на наш взгляд, не позволяет в полной мере отразить специфику рассматриваемого понятия. В связи с этим мы предлагаем рассматривать в качестве структурных компонентов коммуникативной компетенции специалиста противопожарной службы следующие составляющие:

1) когнитивные стратегии – идентификация обстоятельств, сортировка признаков, диагностика угрозы, выявление причин, определение масштаба, прогнозирование последствий;

2) речевые стратегии лексико-семан- тическая номинация, структурно-граммати- ческое оформление, акцентуация существенных признаков, выбор адекватного регистра речи, мера избыточности сообщения, проверка понимания, стимулирование обратной связи;

3) интерактивные стратегии – моделирование адресной аудитории, использование языка психоэмоциональной регуляции, баланс продуктивной перцептивной речевой деятельности, эмоциональная синтонность

иэмпатия, координация действий речевыми средствами, разработка и реализация плана деятельности.

Формирование комплекса знаний об особенностях межличностного взаимодействия

иоб эффективных способах осуществления коммуникации является необходимым условием эффективного развития коммуникативной компетенции. Осознание себя как полноценного субъекта общения и представление о том, как собственное поведение

92

Раздел II. Социальная психология

Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1 / 2011

влияет на взаимодействие с окружающими, также являются важной составляющей коммуникативной компетенции.

В качестве субъекта общения с другими людьми личность выступает во множестве различныхролей:каксубъектпрофессиональ­ ной, деловой, функционально-ролевой, личностной и других форм межличностного взаимодействия. Каждая из ипостасей задаёт спектр решаемых коммуникативных задач. Поэтому ролевая гибкость является одной из важных характеристик субъекта общения, способных нивелировать некоторые аспекты взаимодействия в условиях жёстко регламентированных форм общения.

Жёсткая регламентация – одна из особенностей коммуникации специалистов, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях. Это подтверждается в исследованиях особенностей взаимодействия офицеров налоговой полиции [2], психологических аспектов коммуникации сотрудников спецподразделений внутренних дел [5], профессионального взаимодействия сотрудников Гражданской противопожарной службы [4], психологических особенностей деятельности в системе органов внутренних дел [3]. Для передачи информации в экстремальных условиях закреплены специальные команды и формы доклада. Зачастую общение пожарных осуществляется с использованием различных технических средств (громкоговорителей, рации), что накладывает на речь определённые ограничения: она должна содержать в себе короткие, чёткие, лаконичные, ясные указания, исключающие многозначность понимания. Отсутствие эмоциональной окраски, разъяснений в сообщениях в ситуациях временного дефицита и крайнего психоэмоционального напряжения отличает коммуникацию в экстремальных условиях. Особую значимость для профессионалов, осуществляющих свою деятельность в подобных ситуациях, приобретает использование невербальных средств передачи информации. Особый язык жестов пожарных закреплён нормативными документами, знание которых является необхо-

димым требованием. Использование всего спектра средств коммуникации способствует оперативной и точной передачи информации, также необходимой для коммуникации специалистов в экстремальных условиях.

Специфика деятельности пожарного обусловливает возникновение затруднений в профессиональной коммуникации в экстремальных условиях, степень их интенсивности может достигать уровня коммуникативных барьеров. Самый главный, практически непреодолимый барьер – это физические условия экстремальности, в которых протекает коммуникативный процесс: жара, задымлённость, взрывы, кислородная недостаточность, а также ограничения, связанные с необходимостью ношения спецодежды и спецсредств. Коммуникация в данных условиях существенно затруднена. В условиях психоэмоционального напряжения возникают затруднения лексико-грамматическогохарактера: обнаруживается нехватка словарного запаса для точной передачи информации, наступает ситуация языкового «ступора», для которой характерна сбивчивость и обрывочность фраз, неадекватность слов и неадекватность понимания информации, речевое намерение зачастую не достигает своей цели. В качестве барьеров также выступают информационные перегрузки, которые в сочетании с общей психофизической утомлённостью приводят к уменьшению концентрации внимания, потере части информации и снижению быстродействия.

Рассматривая коммуникативные затруднения относительно содержания деятельности пожарного, мы выделяем:

на этапе обработки вызова – затруднения, связанные с ошибками в передаче и приёме информации о горящем объекте, между диспетчером и начальником пожарного расчёта;

на этапе выезда иследования к месту вызова – затруднения при постановке боевых задач начальником пожарного расчёта личному составу;

на этапе разведки, боевого развёртывания, ликвидации горения – затруднения при

Раздел II. Социальная психология

93

Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 1 / 2011

доведении до личного состава команд и распоряжений;

на этапе спасения пострадавших – затруднения в общении с людьми, находящимися в состоянии шока;

на этапе возвращения в подразделение

затруднения при разборе пожара с личным составом караула.

Межличностное взаимодействие специалистов в экстремальных условиях, как правило, является регламентированным, что придаёт ему большую ответственность, лаконичность, целостность, важность. В исследованиях, посвящённых особенностям профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля, отмечается необходимость повышения уровня их коммуникативной компетенции. Низкий уровень компетенции в экстремальных условиях является причиной понижения управляемости пожарного расчёта, что приводит к повышению уровня опасности профессиональной деятельности для всего подразделения и каждого специалиста в отдельности. Искажённая и не полученная вовремя оперативная информация несёт за собой недопонимание, повышение нервозности в коллективе, ошибочные действия и, как следствие, неоправданные физические, психические потери, травмы, ранения личного состава [6].

Для достижения эффективности деятельности в экстремальных ситуациях специалисты противопожарной службы должны обладать резервом функциональных (профессиональных, интеллектуальных) возможностей, которые не сводятся только к резервам организма, мобилизуемым волевыми усилиями, а представляют собой дополнительные знания, умения и навыки, которые включаются в деятельность для компенсации экстремальных факторов. В этой связи необходимость развития коммуникативной компетенции с целью оптимизации межличностного взаимодействия специалистов, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях, становится очевидной.

Таким образом, коммуникативная компетенция специалистов противопожарной службы в экстремальных ситуациях представляет собой экстренные стратегии принятия коммуникативного решения в условиях дефицита времени, угрожающих обстоятельств и препятствующих помех, для обеспечения лаконичности, точности, полноты, аргументированности, релевантности, адекватности, реализуемости сообщаемой информации, а также повышения эффективности действий адресата.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // В кн. «Теоретические и прикладные вопросы психологии. Теоретические

проблемы психологии» / Под ред. А.А. Крылова.

– СПб., 1995.

2.Левашов А.М. Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки: Дис. … канд. психол. наук / А.М. Левашов. – М., 1999.

3.Методические рекомендации по психологическому изучению кандидатов в муниципальную милицию ГУВД г. Москвы / Бовин Б.Г. и др. – М., 1994.

4.Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях государственной противопожарной службы: Методическое пособие / Марьин М.И., Ловчан С.И., Иванихина И.В. и др.; под ред. Мешалкина Е.А. – 2 изд. – М.: ВНИИПО, 1998.

5.Смирнов В.Н. Профессионально-психологичес-кая подготовка сотрудников специальных подразделений ОВД к действиям в экстремальных условиях: дис. … докт. психол. наук. – М., 2004.

6.Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях. – М., 2007.

7.Топалова В.М. Формирование социокультурной

компетенции студентов технического вуза (на материале английского языка): дис. канд. пед. наук. – Киев, 1998.

8.Храмцова А.Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов – будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: дисс. … канд. пед. наук. – Самара, 2009.

9.Bachman L.F. Fundamental considerations in language testing. – Oxford: Oxford University Press, 1990.

94

Раздел II. Социальная психология