Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодежью

Специальность «Социальная работа»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Социальная работа»

На тему: «Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность»

Работа выполнена студентом:

Белоусовой Л.В.

Научный руководитель:

Афанасов А.В.

Ярославль

2013г

Содержание работы:

Введение

Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность

Заключение

Список используемой литературы

Ведение

профессиональная реабилитация молодежь инвалид

Согласно Федеральному Закону РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом Российской Федерации 24 ноября 1995 г. за № 181 направлена на: обеспечение реализации права на труд и создание для инвалидов безопасных и здоровых условий труда; организацию для инвалидов профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Однако, в работе с инвалидами принимает активное участи не только государство, но и государственные, негосударственные и общественные социальные учреждения. Особенное внимание этих организаций в последнее время уделяется профессиональной реабилитации молодых лиц, имеющих инвалидность.

Теоретические основы проблемы профессиональной реабилитации инвалидов, находят свое отражение в трудах А.И. Ковалевой, Т. Жулковска, В.А. Лукова, Т.В. Скляровой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской.

Предмет исследования настоящей работы можно определить, как профессиональная реабилитация инвалидов в современной России.

Объект данного исследования: молодые лица, имеющие инвалидность.

Цель данного исследования — комплексный анализ вопросов, связанных с профессиональной реабилитацией молодых лиц, имеющих инвалидность.

В связи с поставленной целью исследования необходимо выполнение следующих задач:

21 стр., 10410 слов

Социальная реабилитация молодых инвалидов

... здоровья населения и профилактику инвалидности и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество, профессиональной деятельности. В их числе ... заведение или на работу. Инвалиды чувствуют себя отверженными, испытывают моральные и психологические проблемы и ведет себя обособленно. Доказано, что молодые люди, даже здоровые ...

— раскрыть социальную сущность профессиональной реабилитации инвалидов;

— определить профессиональную реабилитацию инвалидов как функцию социального учреждения.

Профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность

Реабилитация инвалидов — сложнейшая многоаспектная проблема, которая включает себя медицинские, профессиональные и социальные аспекты. Но особое место в решении проблем молодых лиц, имеющих инвалидность должна занимать профессиональная реабилитация. Итак, под профессиональной реабилитацией следует понимать систему и процесс восстановления профессиональной трудоспособности лиц с ограниченными возможностями.

Из этого определения следует, что восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда может быть: на прежнем месте; на новом рабочем месте по прежней специальности; профессиональное обучение новой специальности; адаптация инвалида к трудовой деятельности.

Цель профессиональной реабилитации инвалидов, через восстановление социального статуса достижение материальной независимости, самообеспечение личности и ее адаптация.

Социальная сущность профессиональной реабилитации заключается в обеспечении сбалансированности проблем личности и общества, формирование у него навыков конкурентной борьбы за рабочее место, включение инвалида в социальную среду промышленного производства, тем самым интегрируя инвалида в общество и гармонизации общественных отношений.

И пока в современной России ещё, сохраняется необходимость трудовой деятельности каждого гражданина для обеспечения своей жизни профессиональная реабилитация, будет являться самой значимой формой реабилитации.

Для молодых людей с физическими недостатками необходимо создать предпосылки к строительству собственной жизни и возможности быть деятельным человеком общества и трудится на благо общества и самого себя.

Мы определили, что профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность — это процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Соответственно эта система должна включать в себя: гарантированные государством мероприятий по профессиональной ориентации профессиональному обучению, профессионально-производственной адаптации и трудовому устройству инвалидов, в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.

10 стр., 4580 слов

Значение профориентационной работы с молодыми инвалидами в профилактике инвалидности и вопросах реабилитации инвалидов

... профориентации детей-инвалидов: «Профориентация в играх», «Здоровье и профессия», «Требования профессии к человеку», «Мотивы выбора профессии», «Ошибки при выборе профессии», «Профессиональная пригодность и ... транспорта, отсутствие специальных социальных служб. Цель профилактики, реабилитации детей инвалидов, молодых-инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, ...

Рассмотрим подробнее систему этих методов и мероприятий.

Профессиональная ориентация — система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация предполагает выбор молодому человеку той профессии, которая наиболее соответствует его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью. Базируется социальная ориентация «молодых» инвалидов на сочетании медицинского, психологического и социального аспектов.

Медицинский аспект — клиническую оценку состояния инвалида с учетом медицинских противопоказаний для различных видов работ.

Психологический аспект — это определение установки инвалида на труд; определение профессиональных его интересов, склонностей, оценку трудовой мотивации; оценку свойств нервной системы и темперамента; определение уровня развития психических и индивидуальных свойств личности инвалида; проведение психологической коррекции.

Социальный аспект учитывает пол, возраст, образование, основную профессию, семейное положение и т.д.

Предоставление консультаций и информации по вопросам выбора профессии, включая возможности смены профессии; проведение консультации, включающей подробный рассказ о профессии; ознакомление с возможностями содействия профессиональному образованию в каждой конкретном случае; оказание посредничества по подысканию места обучения — основные моменты, которые относятся к проведению профессиональной ориентации. Также, следует упомянуть, что в компетенцию профессиональной ориентации входит определение личностных интересов инвалида и проведение профотбора, на основе с помощью медицинских и психологических методов. Профессиональная ориентация молодых инвалидов осуществляется подготовки к выбору будущей профессии на систематической и целенаправленной основе, в которой участвуют все звенья цепочки, начиная от школы, органов профессиональной ориентации, родителей так и сами инвалиды.

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций

Цели и стратегии профессионального образования   В условиях усиливающейся неопределенности постиндуст­риального общества от человека (специалиста) требуется принци­пиально иная профессиональная подготовка. В 60-е гг. XX в. Д. МакГрегор обосновал две модели профессиональной деятель­ности, обозначив их модель X и модель У. В модели X работник предстает простым исполнителем нормативной (жестко ...

Система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области, рекомендуемой профессиональной деятельности представляет собой профессиональное образование. Однако, профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида. Обладая высоким уровнем профессиональности, инвалид становится конкурентоспособным на рынке труда, получая равные шансы с другими гражданами, несмотря на то, что государство обеспечивает инвалидам получение основного среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего, профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Основной формой обучения для молодых лиц, имеющих инвалидность, становится очно-заочная форма.

Ориентация обучаемых на новые сферы трудовой деятельности; обучение конкурентоспособным профессиям; гибкость форм, методов и средств подготовки; введение дифференцированного подхода к обучению молодых инвалидов с учетом характера и степени нарушений; разнообразие организационных структур, обеспечивающих профессиональное обучение; единство процесса профессионального образования и социализации личности, социальная защищенность инвалида. Вот, основные принципы, к которым сводится профессиональное образование инвалидов в России.

Под профессионально-производственной адаптацией современные специалисты подразумевают систему и процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, которые напрямую зависят от требований рекомендуемой профессиональной деятельности, с приспособлением к ним инвалидов.

Удовлетворенность той профессией, которой обучаются молодые инвалиды ставит на первое место профессиональная адаптация. Происходит это из-за того, что желание получить (иногда новую) профессию и работать по ней у молодых инвалидов, особенно в самом начале пребывания на инвалидности, неустойчиво, оно может исчезнуть при неблагоприятных условиях. Профессиональная адаптация инвалидов понимается как некоторое психологически комфортное состояние их в процессе овладения профессией и последующем труде, поскольку очень часто оказывают на молодых людей субъективные факторы.

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

... Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, социальные аспекты реабилитации и адаптации инвалидов освящены в работах Акатова Л.И., Багаевой Г.Н., Безух С ... статус и переходят на неквалифицированную работу, позволяющую находиться рядом с больным ребенком, другие, вообще, отказываются от социальной деятельности. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями ...

Производственная адаптация зависит от уровня подготовки инвалида к профессиональному труду и включает три аспекта: биофизиологическая адаптация, личностная адаптация и социально-психологическая адаптация.

Биофизиологическая адаптация раскрывает возможности организма инвалида приспособиться к профессиональной трудовой деятельности. Для успешного проведения биофизиологической адаптации большое значение имеет нормирование параметров и производственной среды, трудового процесса и функционального состояния организма физиологическими методами.

Личностная адаптация — активность позиции самого инвалида на производстве, его способности, система ценностных ориентаций, поведенческие характеристики, стиль поведения, общения, жизненная позиция.

Социально-психологическая адаптация инвалида в производственном коллективе, уровень которой определяется социальной средой, трудовым коллективом, его ценностями, нормами поведения на работе, межличностными отношениями, организационной структурой, систем руководства и лидерства.

И, наконец, рациональное трудоустройство — это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленная на обеспечение условий для эффективной реализации профессиональных способностей молодых инвалидов.

Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).

Российское государство гарантирует инвалидам равные возможности для занятия производственной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. На государственном уровне включение инвалидов в свободный рынок труда, возможно, достичь путем: установления стимулирующих квот; резервирования и целевого создания рабочих мест для инвалидов; оказание предприятиям, нанимающих рабочих-инвалидов, технической и финансовой помощи предоставление налоговых льгот; предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям; создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации; создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... обеспечивающие самостоятельное принятие пищи для инвалидов без рук. + Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант - ... общественной и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в ... навыка проведения отдыха и досуга (участие в работе кружков, художественной самодеятельности, экскурсиях); занятия ...

Все эти принципы реализуется в соответствующих реабилитационных учреждениях и на производстве.

В частности, профессиональная ориентация осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями, реабилитационными центрами и службами занятости. Этими учреждениями берут на себя обязанности по определению физиологических и психологических возможностей инвалида, оформляют результаты в виде трудовых рекомендаций и рекомендаций в ИПР; предоставляют информацию о наличии вакантных рабочих мест для молодых инвалидов; осуществляют консультации и дают первые знания о существующих профессиях.

Профессиональное обучение проводиться в обычных или специализированных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также на предприятиях. Это могут быть и краткосрочные курсы, специализированные учреждения системы социальной защиты населения (бывшие профессионально-технические училища ля инвалидов — 29 училищ на территории России), учреждения среднего специального образования (13 бывших техникумов для инвалидов на территории России).

При получении высшего, профессионального образования перспективным для инвалидов принято считать системы дистанционного обучения.

Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы осуществляют службы занятости, где для этого имеются специализированные подразделения.

8 стр., 3778 слов

Санитарно-просветительная работа среди населения

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тольяттинский медицинский колледж» Специальность Сестринское дело ПМ «Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными» КУРСОВАЯ РАБОТА САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ студентки Плотниковой Дарьи Валерьевны Руководитель Леваева Елена Владимировна -2014 Содержание Введение Глава 1 ...

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

во-первых, профессиональная реабилитация молодых лиц, имеющих инвалидность это функция социальных учреждений; во-вторых, профессиональная реабилитация включает в себя определенные методы работы, которые осуществляются как реабилитационными учреждениями, так и на производстве.

В заключении, хотелось бы добавить, что цель работы достигнута, а задачи выполнены.

Список используемой литературы

1. «Основы социальной работы» Москва-2008, учебник;

2. «Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов» Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 20055г.;

3. «Социальная работа с инвалидами» Москва-2006;

4. «Теория и методика социальной работы», часть-1, Москва-2004

5. Указание о взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

6. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993,

7. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. — М., 1991,. (ЦИЭТИН).

8. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 2002, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

9. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 2006 год.

10. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 2007.

11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

12. Р. С. Немов Психология Книга 1. М., 1998 год.

13. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 2004,. (Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб).

Размещено на