1.
Краткие биографические данные |
Основные направления педагогической деятельности |
Труды: статьи, учебники, книги. |
|
Коменский Ян Амос — (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия,-15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете. |
В 1614 Коменский — Учитель братской школы в Пршерове. преподавал в гимназии в Польше (г. Лешно). |
В 1627 — труд по дидактике на чешском языке. закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-38); несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), Руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). |
|
В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. |
В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. |
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. Научное обоснование принципов этой школы, учебный план, распорядок дня были изложены Коменский в сочинении «Пансофическая школа» (1651). |
|
написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). |
|||
В Венгрии — первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) |
|||
Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). |
|||
2. Почему я выбрала профессию воспитателя.
Когда человек приходит в этот мир, у него уже есть свой характер, своя индивидуальность, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти. Поэтому и говорил Христос: «Будьте как дети» — призывая к добру, открытости и бескорыстию.
Жизнь сложна и таинственна. Она скрывает от нас наше будущее, нашу профессию, но для каждого из нас наступает минута, когда мы должны выбрать: кем же мы хотим стать? Какую бы профессию я не выбрала, она должна радовать меня и людей. Мне нравятся все профессии связанные с воспитанием детей. Воспитание — это постоянный поиск, романтика, это никакого покоя и застоя. Профессия воспитатель стара как мир.
Есть такое выражение: «Дети — не только наше будущее, но и наше прошлое». Мне думается, что дети — это наше и прошлое, и будущее, и настоящее.
Познание мира детства через общение позволяет проникнуть в тайны детского мировосприятия, открыть новое, незнакомое. Любое общение с ребенком подчиняется желанию познать его мир, повлиять на него с целью (как нам кажется) его улучшения, обогащения, развития.
То, что профессия педагога необычна, подтверждает высказывание древнего философа (Т. Назнанзина): «Образовывать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств», т.е. воспитание — это не просто искусство, а высочайшая ответственность педагога за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому.
По выражению Я.А. Коменского, «дети являются драгоценнейшим даром, ни с чем несравнимым сокровищем». Я люблю детей и поэтому выбрала такую прекрасную профессию.
3. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Педагогическую компетентность учителя можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.
4. Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода:
младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.
В ходе игры — игровой деятельности — происходит усвоение основных приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенными в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребёнка; из них выделяются более и менее значимые, за счёт чего происходит переход от импульсного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному неким правилами и образцами. Уникальность дошкольного периода в сравнении с дальнейшими возрастными этапами становления личности заключается в том, что он создаёт основы именно общего развития ребёнка. Развиваясь, как личность ребёнок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими её людьми. Ребёнок развивается в деятельности. В современной психологии считается, что основные личные достижения ребёнка в первые шесть — семь лет жизни относятся к двум видам деятельности: моделировании (игровая, изобразительная, конструктивная) и «настоящая», типа самообслуживания.
В игре формируются мотивы «стать взрослым». Формируется иерархия мотивов, возникают социальные нужды. Взрослый это тот, кто исполняет социально значимую деятельность, кто работает ради кого-то, заботится о ком-то. Нормы отношений развиваются через игру, через сюжет и переносятся в реальную жизнь. Таким образом, ребёнок овладевает смыслом человеческой деятельности. Все эти мотивы имеют значение с приходом ребёнка в школу. «Ребёнок — субъект собственной деятельности. Он не пассивное существо, и никто другой не может повлиять на ребёнка без его реальной деятельности. Поэтому нужно отдать должное собственной активности ребёнка «самодвижению», согласно которому человек сам создаёт свою психологическую судьбу, начиная с детства».
В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.
5. Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Толчок к осмыслению и оформлению прав детей дала первая мировая война. Британский Союз спасения детей и ее шведский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.
Этот документ предполагал закрепление принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния ребенка. В их число были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.
В 1924 году Лига наций приняла декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской, поскольку была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций. Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.
Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в дальнейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч.2), а в Декларации прав ребенка (1959 г.) приведена более полная формулировка, почти полностью повторяющая положение Женевской декларации.
Женевская декларация прав ребенка стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в национальное законодательство. В частности, в Германии в начале 20-х гг. был принят первый в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких лет. Примечательно, что фашистский политический режим не отменил данный закон, а просто прекратил его применять.
После завершения второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, под чьей эгидой разработан и принят ряд серьезнейших документов. Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п.5 ст.25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст.24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.
В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых — стариков, женщин и детей были приняты несколько важных документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.
В этой Декларации была повторена мысль о «специальной oxране и заботе» по отношению к ребенку и провозглашены принципы защиты прав детей. В число подобных принципов и прав были включены: равенство, наилучшее обеспечение интересов ребенка; право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; на получение образования; первоочередность при получении защиты и помощи; защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.
Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г. были перечислены все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле. На первый взгляд отпадала необходимость в каких-либо еще общих мерах, помимо воплощения поименованных принципов в национальную практику различных государств. Вероятно поэтому в 1978 г. инициатива группы общественных деятелей Польши о придании правам детей силы норм международного права вначале была воспринята несколько скептически. Прозвучавшие возражения против разработки и принятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавших норм по правам человека, поэтому выделение прав детей в специальную конвенцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискриминации.
Дискуссии длились около года. Вскоре сторонники создания конвенции добились перевеса, а наиболее убедительными аргументами международные эксперты, входящие в состав Радда Барнен, посчитали следующие. Во-первых, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых страдали дети: о высокой детской смертности, недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения базового образования. Стали известны примеры использования детей в секс-бизнесе, на вредных производствах, обнародованы данные о подростках — узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн и пр.
Во-вторых, было признано, что во второй половине XX в. произошли значительные изменения в общественном мнении относительно психологических потребностей несовершеннолетних детей. Большинство людей осознало, что интересы детей необязательно должны совпадать с взглядами родителей или опекунов. Кроме того, стало очевидным, что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях. Четко обозначилось явление, получившее название «садизм в детской», когда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже убивали родители и близкие родственники. Недаром с течением времени проблем у основанного в Великобритании еще в 1884 г. Национального общества защиты детей от жестокости не уменьшается, а прибавляется. И это характерно для многих развитых стран мира: США, Германии, Японии, России и др.
Наконец, отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия. Политики в ходе предвыборных кампаний обязательно в качестве безотказного довода выдвигают борьбу за интересы детей, но после победы, как правило, забывают о своих обещаниях.
Было признано очевидным, что существующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. В результате, в 1979 г. в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка.
Вся работа над Конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1988 г. рабочая группа представила Комиссии по правам человека ООН окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г. в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан.
Таким образом, после многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка». Конвенция принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Пункты 18-19 этого Плана особое внимание уделяют роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка.
В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Однако очевидно, что уже в обозримом времени данный международный документ также станет историей и потребуется дальнейшая разработка проблем защиты прав детей.
педагог игра мотив социальный
Литература
1. Александров Э. Международная защита детей / Пер. с болгарского В. Сергеенкова. — София, 1979.
2. Выгодский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т., том 4
3. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. Вопросы психологии 1967, №1
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
5. KvaиaIa J., J.A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892;
6. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. — М., 1976.
Размещено на