Введение
Темой данной курсовой работы является «Использование творческих проектов в обучении иностранным языкам». Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проекта, в частности, в обучении иностранному языку, т.к. он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся по иностранному языку, раскрыть их способности, расширить лингвострановедческий кругозор, привить интерес к дальнейшему изучению предмета.
Использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрирует школьников в различные среды — социальные, языковые и т.д., ученики включаются в реальную творческую деятельность и нацелены на получение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическую направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также целостную разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
В данной работе мы попытаемся объяснить значение творческих проектов в обучении иностранным языкам, рассмотрим виды проектов и их использование при проведении сценарных уроков, определим роль учителя на различных этапах работы над проектами, а также учащихся в условиях проектного обучения.
Цель курсовой работы – изучить особенности использования творческих проектов в обучении иностранным языкам на среднем этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности метода проектов.
2. Определить типологию проектов.
3. Определить роли учителя иностранного языка и учащихся на разных этапах работы над проектом.
4. Описать самостоятельную деятельность учащихся в условиях проектного обучения.
Использование активных методов обучения в современной школе
... процессе. Предмет исследования - процесс осуществления развития учащихся через использование активных методов обучения. Цель нашей курсовой работы - выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения школьников. Реализация цели достигается путем поэтапного ...
5. Определить условия успеха в проведении проекта.
6. Самостоятельно разработать и апробировать проектные уроки.
Объектом исследования является метод проектов в обучении иностранным языкам.
Предмет исследования: использование творческих проектов в обучении иностранным языкам.
Методы исследования: теоретический анализ методико-педагогической литературы, диагностические методы, праксиметрические методы.
Гипотеза: метод проектов- эффективный прием обучения иностранным языкам.
Курсовая работа состоит из теоретической части, в которой раскрывается сущность метода проектов, типология проектов, роли учителя при работе над проектом, самостоятельная деятельность учащихся в условиях проектного обучения, условия успеха в проведении проекта и практической части, включающей нестандартные уроки с использованием проектной методики.
Проект как эффективная инновационная форма организации учебного процесса.
Проект— это самостоятельная, долгосрочная групповая работа по теме- проблеме, выбранной самими учащимися, включая поиск, отбор и организацию информации. В процессе работы над проектом речевое иноязычное общение «вплетено в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности». Учащиеся работают вместе для достижения общей конкретной цели. Конечный продукт должен быть результатом творческой группы, хотя информация и идеи могут быть заимствованы из различных источников. Проектная работа проводиться в течение нескольких дней или недель, на уроке и во внеурочное время. Основали на групповом взаимодействии, работа над проектом способствует развитию навыков и умений дискутирования, аргументации своей точки зрения, учения в сотрудничестве.
Метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщение, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. Задачей обучения различным видам РД и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям относится: умение вести дискуссию, слушать и слушать собеседника, отстаивать сою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. [5, 43]
Большинство школ испытывают сегодня немало трудностей при обучении иностранным языкам. Не имея возможности использовать полученные по иностранному языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению. Современные мультимедийные технологии пока для них так же остаются недоступными из-за слабой материальной базы многих школ. Поэтому целесообразно использовать метод проектов в учебно-воспитательном процессе средней школы, который нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ ДО И ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
... (курсового проекта), причем студенты заочной формы обучения обычно защищают еще и две контрольные работы (по одной в семестр). ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ... основными понятиями, определенными в предшествующих дисциплинах, экономическими, социально-психологическими, управленческими методами, а также нормативно- правовой базой профессиональной деятельности. Процесс изучения дисциплины ...
Но если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Новые тенденции в развитии нашего общества содействовали распространению «защиты проекта» как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и практиковать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.
Многое в проекте идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. [7, 26-31]
В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить или применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить; привлекать для выполнения проекта знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов решения; работать слаженно, помогая, друг другу.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий её решения и реализация результатов.
Типология проектов.
Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов:
1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.
2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует четко продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.д.
3. Ролево — игровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей, до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собираю эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты, и становиться их определенной частью, модулем.
5. Практико-ориентировочные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности учеников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинэйджеров, свод законов о поощрении и наказаниях в данной школе, проект здания новой школы с зимним садом и т.д.
Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы. Работы должны выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранить общими усилиями. [1, 28-29]
По признаку предметно-содержательной области проекта Е.С. Полат выделяет:
1. Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. Например, при изучении иностранного языка наиболее сложным являются темы страноведческого, социального или исторического характера. Конечно, работа над проектом на подобную тематику будет предусматривать привлечение знаний из других областей. Учитель должен знать, какие знания, умения и навыки приобретут учащиеся в результате выполнения этого проекта, наметить поурочный план работы над проектом: логика выполнения проекта, роли в группе, форма презентации. Хотя стоит оговориться, что форму презентации учащиеся могут выбрать и сами. Часто времени на уроке не достаточно для работы над проектом, поэтому его выполнение можно перенести частично на внеурочное время.
2. Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выполнять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и обменные, продолжительные, входящие во внутришкольный план. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.
Как правило, в реальной практике приходиться иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных.
Метод проектов позволяет создать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. [9, 75-77]
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждую группу включаются ученики с разной степенью владения иностранным языком. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, иначе это можно назвать «добыванием знаний». А это большой стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, ученик учиться работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Он также выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, побуждающее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.
Следует помнить, что для того, чтобы выполнить все задания проекта, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умения работать с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации), анализировать информацию, делать обобщение и выводы, работать с различными справочными материалами. К творческим умениям можно отнести умение генерировать идеи (для этого требуются знания в различных областях).
[2, 46-47]
Задачей обучения различным видам РД и является формирование многих их вышеуказанных умений. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучении в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
Роль учителя иностранного языка на различных этапах работы над проектом.
Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учителя и учащихся.
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Роль учителя |
І Целеполагание | Определение темы, выделение одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп | Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. | Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает. | Консультант |
ІІ Планирование | Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез | Выдвигаются гипотезы. Формируют задачи | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает | Помощник |
ІІІ Выбор методов проверки принятых гипотез | Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
Проверяет, как идет подготовка. |
Наблюдатель |
ІV Выполнение | Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта | Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо) | Источник информации |
V Защита проекта | Представление результатов проектирования. Оценка результатов | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования | Координатор |
Метод проектов позволяет создать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. [10, 20]
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывании» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут наводящие вопросы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнестись к её решению. Итогом подобной работы должен быть определенный вывод, который учащиеся обсуждают коллективно. Согласно этому выводу разрабатывается дальнейший план работы по предложенной теме. Учитель делит учащихся на группы и каждой группе предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану. [8, 8-9]
Если же это монопроект, то естественно, что над ним работает один ученик.
На уроке он сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбрал ее сам, т.к. в этом случае ему будет интереснее над ней работать. Автор выбранной темы должен обосновать свой выбор, актуальность данной темы для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кого он будет знакомить с результатами своего исследования. Также он должен доказать, что дана тема будет интересна не только для его товарищей и учителей данной школы, но и для зарубежных друзей, если у него будет возможность познакомить их со своим проектом. Учителю и ученикам следует высказать свое мнение в поддержку выбранной темы, а так же предложить свою точку зрения на данную проблему. Именно на этом уровне уже видно, насколько автор проекта владеет иностранным языком, т.к. он излагает все аргументы устно.
Задачи второго этапа – выдвижение гипотез решения поставленных проблем; обсуждение и обоснование каждой из гипотез. На этом этапе учащиеся знакомятся с лексикой по выбранной теме. Способы введения лексики различны: использование конспекта, наглядности, языковая догадка, опора на структурный состав и т.д.
В дальнейшем в ходе изучения источников информации учащиеся сами выписывают необходимую лексику для обсуждения проблемы.
С целью закрепления лексики и подведения, учащихся к высказыванию гипотез, школьникам предлагаются различные виды упражнений (упражнения на подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов).
Выполнение данных упражнений подводит учащихся к выдвижению гипотез для расширения поставленных проблем. Наряду с активизацией лексики идет работа по овладению грамматическим материалом.
Задачи третьего этапа — обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации.
В группе идет обсуждение методов проверки, вырабатывается стратегия освоения содержащейся проблемы. Учащиеся уточняют источники информации, определяют форму представления результатов проектирования.
Четвертый этап обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим поэтапно работа над проектом. Тексты из учебников или книг для чтения (учитель может предложить и какие-то другие тексты по своему усмотрению) служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Иными словами, в качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовывать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты функциональных различных стилей. Мысли содержащиеся в этих текстах, могут служить поводом к общению. Важно научить своих учеников использовать тексты в качестве образца для высказывания. Применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям учащихся. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зрительной или аудитивной основе.
Итак, на этом этапе проектной работы совершенствуются сформирование ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
На этом же этапе учитель должен продумывать речемыслительные задачи и адекватные коммуникативные ситуации, при которых бы увеличивалась мотивация говорении учеников на иностранном языке, и возрастали бы количественные и качественные показатели их речи. Здесь важно отслеживать деятельность учеников шаг за шагом.
Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но на уроке нужно обязательно отводить время (10-15 минут), чтобы потрудиться над проектом. На переменах, до урока или после него учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, нужно стимулировать, чтобы учащиеся сами обращались к учителю, если у них будут возникать трудности.
Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках данного проекта необходимо обучать их стратегии и тактике группового общения, т.е. тем коммуникативным шагам, которые научили бы учеников высказываться логично, связно и продуктивно. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Для изучения предлагаются клише типа: я думаю…; я уверен…; мне кажется…; что касается меня… и т.д. [3, 24]
Тренировать учащихся в использовании подобного рода клише рекомендуется в течение всего периода обучении. Они должны уметь пользоваться фразами согласия/несогласия, уметь обобщить сказанное, высказать сомнение, удивиться и пр., поскольку такого рода коммуникативные связи очень нужны при проведении дискуссии в группе, при составлении диалогов по ситуациям, при самостоятельном высказывании по теме и т.д. Это важный момент, на который часто не обращается внимание в процессе обучения иностранному языку. Следует поощрять учащихся к использованию таких клише как можно чаще (например, оценивать более высокой оценкой те ответы, которые включали в себя такие фразы).
Что касается монопроектов, то на этом этапе ученик уже осмыслил тему. Конечно, полностью справиться с вопросами, ориентирующими на предметное содержание работы, сложно. И, скорее всего, ученик не справиться с этой задачей. Тогда на помощь ему должны придти как учитель, так и его одноклассники. [11, 52-54]
Обычно на этой стадии деятельность выходит за пределы класса. Ученик, выполняющий монопроект, берет интервью, собирает печатный или иллюстративный материал.
Как мы видим, главная задача этого этапа – сбор информации. Помощь учителя на этом этапе заключается в том, что он должен в организации данного процесса посоветовать, где лучше найти ту или иную информацию, как записать полученные данные, как преподнести информацию группе, проанализировать и объединить собранные факты, откорректировать и оформить материал.
Именно на этом этапе участники обсуждают конкретные проблемы исследования, уточняют их формулировки, намечают сроки выполнения. В процессе обсуждения выявляется эрудиция учащихся. Их образовательный уровень и кругозор, знание ими других источников, а не только учебника. Учитель может выразить свое отношение, согласие или несогласие с тем, что обсуждается, и убедительно обосновать свою точку зрения, а также может посоветовать изменить что-то, но если учащиеся не совсем согласны с ним, то не стоит настаивать, так как это может негативно сказаться на общей работе.
Хочется отметить, что второму этапу отводиться особое место в формировании навыков самостоятельной работы. В этот период учащиеся учатся самостоятельно анализировать предлагаемые им источники информации. И учителю в этом процессе принадлежит активная роль. Он должен объяснить учащимся, каким образом следует работать с источниками. Например, вначале учащиеся лишь просматривают ту информацию, которая встречается им в связи с разработкой проекта, и определяют, имеет ли она непосредственное отношение к проблематике проекта. С этой целью они прочитывают названия книг, просматривают оглавление, а такжн имеющиеся иллюстрации и схемы. Если ученик считает, что это источник может быть использован в ходе разработки проекта, он переход к его прочитанию и нахождению основной информации. Это типично для ученика, который выбрал монопроект и работает в одиночку. В гораздо более сложном положении находятся участники коллективного проекта, так как они должны постоянно (на этом этапе) обсуждать друг с другом ту информацию, которую находит каждый участник данной группы, т.е. они должны выстраивать свои сообщения с учетом логики построения и изложения всего проекта. Каждый ученик работает самостоятельно и от его работы зависит результат всей группы. Именно на этом этапе учащиеся учатся составлять план будущего проекта, в котором отражается прогноз результатов исследования. Они излагают свои идеи, соображения по проблеме, учатся творчески перерабатывать добытую информацию. Конечно, на этом этапе может, появляется и нестыковка в логике содержания, определенные противоречия, недостаточность в раскрытии темы, а может и избыточность (если несколько учащихся воспользовались разным материалом, но он отражает одни и те же вопросы) Могут возникнуть и ошибочность в интерпретации, и многие другие проблемы. Поэтому учителю необходимо очень внимательно следить за работой учащихся и помогать им именно тогда, когда его помощь наиболее необходима. Если в этот период учащиеся освоят азы самостоятельной работы, то в дальнейшем подобная работа не будет представлять для них никаких затруднений. [4, 16-17]
Можно сделать промежуточный контроль, который покажет, как долго нужно еще работать учащимся над проектом. Но он не обязателен (на усмотрение учителя).
Здесь можно предложить следующее: промежуточный отчет участников проекта. В дискуссии по проекту обязательно выслушивается мнение всех его участников (в случае с монопроектами, выслушивается мнение каждого отдельного участника данного проекта).
Из выступлений станет ясно, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникает ли в процессе работы какие-то разногласия, противоречия, которые могут тормозить работу над проектом. И здесь есть еще один положительный момент. Из такого отчета становится ясно, насколько участники группы является единомышленниками и работаю ли они слаженно и дружно.
Пятый этап является заключительным, так как на этом этапе происходит защита проектов. Каждая группа перед классов защищает свой проект (или предъявляет тот объем работы, который нужно было выполнить в рамках общего проекта) по ранее обсужденному плану. Способ презентации будет в значительной степени, зависит от вида конечного продукта, это может быть схема, буклет, видео показ, спектакль, стенгазета, устная презентация и т.п. Хочется отметить, что устная презентация, хоть и кажется на первый взгляд самым простым видом презентации, всегда включает определенную долю, риска для учащегося, потому что многие не могут свободно говорить на иностранном языке, и поэтому существует большая вероятность ошибок в речи, что может привести к разочарованию. Поэтому учителю необходимо помнить, что необходимы предварительные репетиции, чтобы помочь избежать ошибок и добиться желаемого успеха. И даже при условии того, что проект может быть краткосрочным (на его подготовку отводилось всего несколько дней) и является лишь монопроектом, он все же должен быть зафиксирован у исследователя в как-то форме. Это может быть и развернутый план, и конспективное изложение проблемы и др. Это необходимо сделать для того, чтобы сохранить проделанный учеником труд. [14, 31-33]
Что письменного проекта, то необходимо оговорить его объем. Он может быть разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения.
После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Для того чтобы дискуссия была эффективной, учителю необходимо заранее ознакомиться с результатами проекта, чтобы на его основе организовать обсуждение темы.
На этом этапе учащимся нужно ярко представить весь собранный материал, чтобы вызвать интерес к своему проекту. Каждая группа сама решает, как подготовить презентацию своего проекта. Можно использовать плакаты или раздать слушателям свой план своей презентации.
В день защиты можно все проекты (если их несколько) вывесить в классе или школьном коридоре. В этом случае можно создать экспертную группу из учащихся других классов, которая предварительно оценит проекты и выставит свои баллы. Окончательные результаты подводятся после презентации. Это делают и сами учащиеся класса, и члены экспертной группы. Здесь можно определить следующие номинации: «самый смелый проект», «самый интересный», «самый изящный», «самый обоснованный» и т.д.
Несомненно, учителю необходимо проанализировать высказывания за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, а также следует, в общем, оценить все ответы. Необходимо выяснить у учащихся, оправдались ли их ожидания в связи с выполнением проекта. И поискать вместе пути улучшения этого вида деятельности. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации. Что же касается четвертого этапа — контролирующего, то, хочется отметить, что оценка проектной работы – очень непростое дело. Способы ее оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления отметки за работу ученика на уроке. Наверное, не стоит при защите исправлять языковые ошибки, если они не мешают пониманию (ошибки в речи учащихся всегда присутствуют), так как оценивать проект только на основе лингвистической правильности будет не совсем точно. Лучше всего эти ошибки пометить на отдельном листочке и затем проанализировать их отдельно. Думается, что наличие ошибок не должно стать определяющим при выведении отметки. Вероятно, все же отметку следует выставлять за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации. И она должна быть одинаковой у всех участников проекта. Если отметки будут разными, то это может повлиять негативно на психику учащегося, он потеряет веру в свои силы, и в следующий раз он может не согласиться принять участие в проекте из-за боязни плохой отметки. При выполнении проекта учителю не стоит заострять внимание на ошибках, так как учащиеся вкладывают много труда в его создание, работают с удовольствием, приобретают определенные навыки и умения, стараются все сделать самым наилучшим образом. А оценить грамотность учитель имеет возможность на любом уроке.
Самостоятельная деятельность учащегося в условиях проектного обучения.
Самостоятельная работа – одна из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в школе и вузе. Учителю важно понимать, для чего необходима организация самой деятельности на уроке. Надо полагать, что она необходима для того, чтобы создавать условия для свободного развития личности, раскрытия её творческого потенциала.
Самостоятельная работа учащегося может быть организована с различной долей их автономности:
1. Самостоятельная работа под жестким контролем учителя.
Учитель ставит цели, разрабатывает задания и пути их выполнения.
2. Самостоятельная работа без жесткого контроля учителя.
Учитель ставит цель, задает задания, определяет срок выполнения заданий
и форму контроля. Учащиеся выполняют задания до установленного срока.
3. Автономия учащихся наблюдается в том случае, когда в рамках учебной
темы (ситуации) учащийся сам ставит цели, выбирают задания, пути их
выполнения, форму отчета (контроля).
Проект приближён к ІІІ разновидности заданий, которые обеспечивают
автономность учащихся.Практика показывает, что самостоятельность, творчество учащихся эффективно развившегося в процессе проектного обучения, т.е. организации деятельности учения в малых группах, где все обучаемые вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия члена группы. Создается позитивная взаимозависимость создателей проекта. Перед педагогом стоит задача: научить ученика самостоятельно расширять пределы собственных знаний и умений. [9, 82]
В основе проектного обучения лежит «рефлексивно-деятельностная парадигма», которая предполагает активные действия учеников, обязательную рефлексию. Что приводит к осознанию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно — деятельностном способе обучения меняется позиция учителя, а так же требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учеников, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно – деятельностное обучение определяет три основные функции учителя. Первая их них – создание условий для включения учащегося в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование действий учеников к достижению цели, эмоциональная поддержка, создание ситуаций успеха для каждого ученика. Третья— проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, полученных результатов, процесса самоизменения.
Сам процесс создания проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата. Главная идея проектного обучения состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно.
Проектное обучение предполагает свободу выбора темы проекта, формы презентации, группы, в которой работает обучаемый. Четкость организации работы над проектом определяется наличием у учеников навыков моделирования собственной деятельности, предметной саморегуляции. В общем, контексте психологическая теория саморегуляции были определены моменты предметной саморегуляции, соотносимые с организацией самостоятельной работы. У учащихся, прежде всего, формируется целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о взаимностях целеобразования и целеудержания. Ученик учиться, не только понимать цель, но и самостоятельно ставить, определенные конкретные задачи. Он умеет программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определить последовательность действий. Важным проявлением предметной самореализации школьника служит объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действии. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, т.е. реконструировать их таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью проводится рефлексия каждого этапа проектной деятельности. Этапами проектной деятельности могут быть: подготовительный, конструктивный, результирующий и рефлексивно – оценочный.
Подготовительный этап.
Цель: создание конструкта проекта. Конструкт включает: определение проблемы, цель, задачи, выделение направлений проектной деятельности, ключевые вопросы по данной проблеме предполагаемый результат.
Конструктивный этап.
Цель: анализ теоретического материала по проблеме, проведение исследований.
Результирующий этап.
Цель: количественный и качественный анализ полученных результатов исследований, соотношение с теоретическими данными.
Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: рефлексия процесса и результата деятельности, личностных изменений, оценка достижений.
Каждый этап создание проекта предполагает самоконтроль осуществляемых действий. Самоконтроль характеризуется как процедура, обеспечивающая обратную связь, что необходимо для эффективности выполнения самостоятельной работы. Важный момент организации проектного обучения – воспитание навыков дисциплинированного поведения обучаемых. Учителю следует обратить внимание на тот факт, что самостоятельная работа учеников не может осуществлятьсявне дисциплины. Известно, что дисциплина имеет два плана – внешний и внутренний. Если обучаемый исполнителен, выполняет все задания, однако не вносит в них своего личного вклада, в этом случае следует говорить о формальном, внешнем плане. Продуктивный план – внутренний, где обучаемого характеризует более глубокий уровень дисциплины. Он включает кроме четкого выполнения обязанностей осмысленную деятельность, творчества. Именно внутренняя дисциплина, а не исполнительность отличает самостоятельного человека. [12, 24]
Таким образом, главная идея самостоятельности в условиях проектного обучения — активизация внутренних саморегулирующихся механизмов личностного развития. А главная задача педагога – помочь ученику овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала. Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной, познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого.
Условия успеха в проведении проекта.
Если учитель решил при изучении какого-то раздела или вопроса использовать метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Следует внимательно наблюдать за тем, чем занимаются ученики. Если они не поняли свое задание, не следует отменять его. Необходимо выяснить, в чем состоят проблемы и детально разобраться в них. Но не следует забывать, что проект – это возможность выразить свои собственные идеи, поэтому желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.
На всех этапах урока учитель должен инсценировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся, направлять на определение проблемы, составляющую основу данного проекта, и поиск путей ее решения.
Во-первых, учителю необходимо разработать план проектной работы и подумать систему коммуникативныхупражнений, обеспечивающих её речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть лексикой, грамматикой в рамках учебной темы перед тем, как переходить к обсуждению определенных вопросов. Следует тщательно отработать грамматику, используя упражнения из учебника либо те, которые предложит учитель. Учащиеся должны уметь составлять все типы вопросов, включая разделительный (т.к. они часто используются носителями языка).
Необходимо знание (повторении) таких разделов грамматики, как:
1) оборот {there is/ are}
2) модальные глаголы
Учителю необходимо терпимо относиться к шуму, т.к. учащимся часто необходимо встать, чтобы взять необходимую вещь или заглянуть в справочник, иногда им нужно просто посоветоваться друг с другом. Такой вид шума – это естественная составляющая продуктивной работы, но следует пресекать любой другой шум, не связанный с самостоятельной работой.
Следующими рекомендациями являются:
1. Тема проекта должна соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся. То, что может стать значимым в одной группе, не обязательно окажется значимым в другой; то, что представляет особый интерес в данный момент, может не быть таким же интересным через определенный промежуток времени, т.е. тема должна быть актуальной именно в тот момент, когда предполагается выполнение какого-то проекта.
2. Учащиеся должны обязательно принимать участие в отборе тем для выполнения проектов, а также в разработке плана действия и способов выполнения проектов. Этот критерий основывается на той предпосылке, что тема перестает быть интересной для учащихся, если они перестают воспринимать её как таковую.
3. Выбранная тема должна быть достаточно обычной, чтобы оправдать усилия всех учащихся данной группы. Тема, которая интересует только одного ученика, пригодна только для разработки индивидуального проекта.
4. Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всех учеников группы. Наиболее важными являются те темы, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всей группы.
5. Тема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. Причем часто это критерий не столько выбора темы, сколько формулировки и отбора материала для её выполнения. Одна и та же тема может достаточно плодотворно выполняться на разных ступенях обучении.
6. При выборе темы необходимо пользоваться материалами, имеющимися в данной школе, населенном пункте. Многие трудности возникают, когда учащимся предлагается выполнить проект, а для его выполнения нет необходимой литературы и нужных материалов, либо невозможно собрать соответствующие данные. Это ведет к поверхностному обучению, мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Т.О., прежде чем предлагать учащимся какую-то тему для выполнения проекта, учитель должен убедиться, что учащиеся смогут достать все необходимое для его выполнения. Следует, однако, предостеречь от излишней опеки, что может лишить учащихся возможности самим увидеть различие в степени трудности разных проблем.
7. При выборе темы необходимо учитывать предшествующую подготовку и предыдущий опыт учащихся. Учителю необходимо знать пробелы в знаниях учащихся и не пытаться дублировать темы, которые уже были на предыдущих ступенях обучении. Если же темы навязывать учащимся только для того, чтобы заполнить тот или иной пробел в знаниях, то можно исказить само существо этого подхода.
Организуя работу над проектом, важно соблюсти следующие условия:
— тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной, проживания учащихся;
— учащихся необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов из истории и жизни людей разных национальностей и разных стран, подходов к решению тех или иных проблем и т.д.
— проблема, предлагаемая учащимся, формулируется так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение, по возможности, аутентичных источников информации;
— оформление проекта должно быть разнообразным;
— тематика должна быть близка и интересна учащимся;
— учащиеся должны быть сориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний.
Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками класса, а при проектной работе она выходит за пределы класса, и ученики работают с большей долей самостоятельности.
Заключение
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижении в обучении. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых. Использованием метода проектов позволяет создать условия для развития личности школьника.
Метод проектов позволит создать на уроке иностранного языка исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества.
В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности, учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучении в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта.
К преимуществам проектного метода можно отнести следующее:
— проектный метод обучения характеризуется высокой коммуникативностью и активным включением учащихся в учебную деятельность;
— каждый учащийся принимает личную ответственность за продвижение в
обучении;
— работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых;
— использование метода проектов позволяет создавать условия для развития личности учащихся, т.к. он развивает активное самостоятельное мышление и учет ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике;
— процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельностными;
— при защите проектов ученик выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком.
К недостаткам следует отнести:
— непривычность данной формы работы в массовой школе;
— недостаточность подготовленности учителя к проектным формам работы;
— сложность планирования определенной серии уроков на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);
— не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;
— большие затраты времени на составление проекта;
— отсутствие методических материалов и разработок, которые помогали бы учителю в разработке того или иного проекта;
невысокая мотивация к данному виду деятельности.
Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учителем и учащимися. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, нежели учителю. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучении в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
Литература
1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения ИЯ // ИЯШ . 1991. №3. C.26-32
2. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // ИЯШ . 1992. №2 . C.45-49
3. Барменкова О.И. О работе над проектом по учебнику Happy English — 2 // ИЯШ . 1997. №3 . C.23-28
4. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // ИЯШ . 1999. №4 . C.15-20
5. Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ . 2002. №3 . C.41-46
6. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ . 2002. №3 . C.46-48
7. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности.// Вопросы психологии. 1996. №1. C.23-34
8. Сидоренко В.Ф. Дизайн – образ жизни // Вестник высшей школы. №2, 1989. C.7-10
9. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Мн.,2004 C.72-83
10. Корнева Л.П. Применение метода проектов на уроке иностранного языка // ИЯШ . 2006. №5 . C.19-25
11. Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранным языкам на начальном этапе //ИЯШ . 2006. №4 . C.51-55
12. Маркова Е.С. Использование проектной работы в элективных курсах при изучении английского языка на профильном уровне // ИЯШ . 2006. №2 . C.23-28
13. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в ОШ // ИЯШ . 2007. №8 . C.31-36
14. Санкина В.В., Кудрявцева Е.Ю. Проектная деятельность на уроке немецкого языка // ИЯШ . 2007. №7 . C.31-33
15. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка // ИЯШ . 2007. №4 . C.60-65
16. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // ИЯШ . 2007. №3 . C.79-82
17. Шишова И.Е. Проектная работа в обучении одарённых детей иностранному языку // ИЯШ . 2008. №1 . C.21-27