Практические занятия, практикумы, лабораторные работы, производственная практика (учебно-производительный труд), консультации

Аннотация

В данном файле представлен информация об АКТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ: их краткая характеристика, описание, педагогический смысл и результат.

Раздел 1.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – общие понятия

 

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

 

Классификация методов обучения

1. По источнику изложения учебного материала:

– словесные (лекция, беседа, рассказ, объяснение. разъяснение, инструктаж, дискуссия, диспут)

– наглядные ( иллюстрация, демонстрация, наблюдение)

– практические (опыт, упражнение, учебно-производительный труд)

 

2.По характеру учебно-познавательной деятельности.

– репродуктивные;

– обьяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

– поисковые,

– исследовательские,

–проблемные и др.

3.По логике изложения и восприятия учебного материала.

индуктивные

– дедуктивные

4. По степени и активности учащихся (студентов) в образовательном процессе

– пассивные

– активные

– интерактивные

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Активные методы – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся (студент и преподаватель) взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока

Интерактивные методы – («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

13 стр., 6432 слов

Использование методов активного социально-психологического обучения ...

... так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Этому могут способствовать формы и методы активного обучения. Зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к ...

Жесткого разграничения между активными интерактивными методами не существует.

 

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

В современных вузах сохраняется лекционно-семинарская (или курсовая) форма организации обучения. В рамках этой формы основными являются лекции и семинарские занятия, а также практические, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и производственная практика.

В то же время лекция считается словесным методом обучения. В это случае подчеркивается не внешняя форма организации обучения, а совокупность методов и приемов профессионально-педагогической и учебно-познавательной деятельности преподавателей и студентов, которые они осуществляют в рамках лекционной формы обучения. В зависимости от преобладающих методов обучения, используемых в рамках лекции, существуют разные виды лекций (как метода).

 

ЛЕКЦИИ

Лекция (от лат. lectio — чтение), систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.

Виды лекций.

Виды лекций Функции
По общим целям Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
По научному уровню Академические и популярные.
По дидактическим задачам Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
По способу изложения материала Бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.

Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследователь­ской деятельности. Основная задача лектора – приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения в активном сотрудничестве со слушателями.

Логика проблемной лекции принципиально отлична от логики лекции информационной. Новое знание вводится как неизвестное для студентов. Функция студента – не просто переработать информацию, а включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления студентов в проблемной лекции – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (ами), который это противоречие объективизирует. Неизвестным является и ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи по своей трудности должны быть доступны для студентов, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения материала. Каково же дидактическое построение проблемной лекции? Главный метод, как и на любой лекции, –логически стройное устное изложение материала, глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема вписывается в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение, анализ ситуации и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. важнейшая роль на проблемной лекции принадлежит общению диалогического типа.

Таким образом, в проблемной лекции базовыми являются следующие важнейшие элементы:

· система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;

· общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал.

Последний пункт позволяет проблемную лекцию к активным методам обучения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекци­онного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лек­ции сводится к развернутому или краткому комментированию просматривае­мых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей).

Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической).

В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему.

Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-искуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

 

Семинар (семинарское занятие)

СЕМИНАР (от лат . seminarium — рассадник), вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.

Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, развития культуры научного мышления .

Виды семинаров:

Просеминар – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.

Традиционный (информационный) семинар:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады студентов

Существуют также названия семинар-беседа, семинар-заслушивание раскрывающие основные виды деятельности студентов на традиционном (информационном) семинаре

Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого рода занятий состоит в формировании оценочных суждений, утверждении мировоззренческих позиций, развитии умений студентов вести полемику, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.

Семинар- дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно осваивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обуславливает высокий уровень его интеллектуальной и личной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием продуктивной дискуссии являются личные знания студента. Семинар-дискуссия может содержать элементы мозгового штурма и деловой игры. В первом случае студенты стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства и опровержения. В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку». Модно ввести роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта.

 

 

Семинар-диспут (ДИСПУТ – публичный спор на научную или общественно важную тему) предполагает активное отстаивание своей точки зрения стремление победить в споре.

Междисциплинарный семинар.

На междисциплинарный семинар выносится тема, тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, нравственном и пр. Междисциплинарный семинар расширяет кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблемы, позволяет увидеть межпредметные связи.

Проблемный семинар позволяет обсудить проблемы, связанные с содержанием определенного раздела, темы, выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар акцентирует внимание студентов на какой-либо актуальной теме, углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар дает возможность студентам высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по определенной уже изученной ими теме.

Системный семинар проводится для более глубокого знакомства с разными проблемами, имеющими прямое или косвенное отношение к изучаемой теме.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

 

Практические занятия, практикумы, лабораторные работы, производственная практика (учебно-производительный труд), консультации

Практикум – практическое занятие по какому-нибудь учебному предмету.

Лабораторная работа – тренировка использования полученных знаний на практике; реализация маленького проекта по изучаемой теме.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении – пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов — решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

Производственная практика – это специальная форма учебного процесса, которая обеспечивает студентам возможность получения профессиональных знаний, навыков и умений непосредственно на производстве при выполнении обязанностей работника соответственно их специальности. Главная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний студентов в процессе освоения ими производственной деятельности.

Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана, а также при решении различных задач теоретического или практического характера.

К активным (интерактивным) методам обучения относятся также следующие:

Кейс-стади, анализ конкретных ситуаций. Английское слово «кейс» — случай, ситуация) – проблемная ситуация,

требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий. Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Игровые активные (интерактивные) методы обучения

Имитационные упражнения– активный метод обучения, отличительная особенность которого – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего решения проблемы. Имитационное упражнение чаще принимает статус имитационной игры, в которой, в отличие от ролевой игры, не моделируется деятельность конкретных специалистов, работников, руководителей. Остается лишь модель среды. В имитационных играх воспроизводятся хозяйственные, правовые, социально-психологические, математические и другие механизмы. ( принципы), определяющие поведение людей, их взаимодействие в конкретной имитационной ситуации.

Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
– наличие задачи и проблемы, распределение ролей между участниками их решения;

– взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;

– ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих условий;

– оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем.

Разыгрывание ролей является эффективным методом решения определенных организационных, плановых и др. задач. Основными формами разыгрывания ролей являются Деловая игра – имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия. Ролевая игра – это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Игровое производственное проектирование

Игровое производственное проектирование – активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

· Наличие исследовательской, инженерной или методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

· Разделение участников на небольшие соревнующиеся группы

· Проведение заключительного заседания научно-технического (экспертного, методического) совета или другого сходного с ним органа, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений.

Разработка поставленной проблемы может быть совмещена с разработкой курсовых проектов и других учебных заданий, исполняемых вне учебного заведения.

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин,

делает его более результативным, вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого в дидактическом плане эффективно совмещается м методом проектов

 

совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм (брейнсторминг) – один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил: сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических; затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

ТРЕНИНГ

Тренинг (с позиций педагогики) — организация интерактивного обучения, целью которой явля­ется развитие компетентности межличностного и профессио­нального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе профессиональной подготовки учителя.

 

Тренинг также рассматривается как

§ своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

§ тренировка, в результате которой происходит формирование и закрепление умений и навыков;

§ форма активного обучения, целью которого является формирование системы знаний, развитие некоторых умений и навыков;

§ форма организации педагогического процесса или процесса общения, создающая условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Наиболее часто встречающиеся виды тренингов: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический; бизнес-тренинг.