Практические и лабораторные занятия по психологии

Практические и лабораторные занятия по психологии

  1. Функции лабораторных работ и практических занятий в преподавании психо­логии.
  2. Требования к практическому занятию
  3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

(по карандашеву)

Функции лабораторных работ и практических занятий в преподавании психо­логии.

Наряду с лекциями в учебном процессе важная роль отводится практическим занятиям. Практические занятия по психологии имеют целью научить студентов применять теоретические знания на практике. На таких занятиях моделируются фрагменты будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач. Решая задачи, обучаемые отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний. Все формы практических занятий (семинары-практику­мы, собственно практические и лабораторные занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Количество и тематика фиксируются в рабочей программе дис­циплины, разрабатываемой преподавателем

Функции практических занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия.

К основным формам практических занятий относят:

– Семинары- практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения практических ситуационных задач вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

– Семинары-дискуссии, на которых обсуждаются различные методики психологического исследования применительно к нуждам практики. В процессе таких занятий обучаемые уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

– Собственно практические занятия проводятся либо в стенах учебного заведения, либо в местах практики. Они имеют цель обучить студентов решению специфических задач по профилю своей специальности. Так, для школьного психолога это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса. Для юридического психолога – задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития ... группы); Задачи: 1) Изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов;2)выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и процессов в различных условиях; ...

Учебная деятельность – это, по существу, решение учебных задач, требующих от студента мыслительных действий различной сложности. Именно поэтому преподавателю нужно готовить их не только для лекций, но и для практических занятий. Существуют учебные пособия по психологическому практикуму, а также специальные сборники задач по психологии. По мере накопления опыта преподавания преподаватель сам составляет задачи.

Два общих принципа к разработке учебных задач для практических занятий.

Первый – это принцип «от теории к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем. Студентам предлагается самим найти соответствующие примеры в практической жизни, т е. в быту, в учебной, трудовой, спортивной и др. деятельности. Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а, правильно ответив, показывает уровень своего понимания проблемы. Например, по общей психологии предлагаем такой вопрос: «Известно, что важнейшим элементом психологической структуры деятельности является мотив, причем одна и та же деятельность может иметь несколько мотивов, т.е. быть полимотивированной. Приведите пример такой деятельности и покажите, какие потребности лежат в основе каждого из мотивов».

Второй принцип – «от жизни – к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории. Например, в курсе общей психологии предлагаем задачу: «Пенсионер Петров после часовой прогулки по парку устал и сел на скамейку, чтобы дать отдых ногам и через несколько минут продолжить прогулку. Занимается ли пенсионер Петров деятельностью в психологическом смысле?»

Лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является эксперимен­тальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (за­кономерностей, зависимостей).

Ведущей дидактической целью практических за­нятий является формирование практических умений — профессиональных (уме­ний выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессио­нальной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходи­мые в последующей учебной деятельности)

Конечно, во многих случаях обе дидактические цели тесно переплетаются, по­этому некоторые виды учебных занятий называют лабораторно-практическими. В процессе проведения лабораторных и практических занятий по психологии:

  1. студенты, с одной стороны, находят подтверждение теоретических положений, убеждаются в наличии определенных закономерностей и зависимостей;
  2. с другой стороны, у них формируются практические умения и навыки организа­ции и проведения психологического исследования, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обрабатывать данные эмпирического исследования, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследования.

Лабораторные работы и практические занятия проводятся по многим психологическим дисциплинам и могут быть направлены на решение следующих учебных задач:

9 стр., 4297 слов

Цель и задачи изучения учебной дисциплины 3

... деятельности; - принцип творческой активности и самостоятельности студентов. Достигается это благодаря созданию оптимальных условий для усвоения знаний и формирования умений и навыков выхода за пределы учебных ... -доем-кость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа Лекции Практ. занятия 2 КУРС, 3 ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель и задачи изучения учебной дисциплины 1.1. Место дисциплины «Менеджмент ...

  1. обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретиче­ских знаний по конкретным темам;
  2. формирование умений применять полученные знания на практике,
  3. развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
  4. выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Можно выделить следующие основные функции лабораторных работ и прак­тических занятий по психологии:

  1. закрепление теоретических знаний на практике;
  2. усвоение умений исследовательской работы;
  3. усвоение умений практической психологической работы;
  4. применение теоретических знаний для решения практических задач;
  5. самопознание учащегося или студента;
  6. саморазвитие учащегося или студента.

Соответствующие задачи ставятся преподавателем при планировании каждой работы. В рамках разных образовательных программ и отдельных занятий они могут сочетаться друг с другом или же отдельные задачи могут выдвигаться на первый план.

При выборе содержания и объема лабораторно-практических занятий следует исходить:

  1. из сложности учебного материала для усвоения;
  2. из внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профес­сиональной деятельности;
  4. из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;
  5. из значимости лабораторно-практических занятий для формирования целост­ного представления о содержании учебной дисциплины.

Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психо­логии являются:

  1. демонстрационный эксперимент;
  2. индивидуальные задания;
  3. групповые задания;
  4. эксперимент в парах (подгруппах);
  5. решение психологических задач;
  6. групповая дискуссия;
  7. деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

2. Требования к практическому занятию

  1. Постановка проблемы, обоснование типичных ошибок, противоречий и затруднений.
  2. Обоснование ведущих идей, цели и познавательных задач.
  3. Наличие необходимого оборудования, источников информации, письменных заданий, чертежей, схем, карт, таблиц, инструкций, вопросов для самоконтроля.
  4. Инструктаж по технике безопасности и рациональной организации труда, конструированию и разработке идей, моделей, творческому решению задач.
  5. Организация учебно-практической деятельности содержащей следующие действия:

— воспроизведение, повторение, конкретизация опорных знаний;

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

... ее содержание, поднимая ее научный уровень до уровня дипломной работы. Целью курсовой работы является развитие студентом умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере ... Раздел 1 порядок подготовки и защиты курсовых работ Последовательность и сроки подготовки курсовой работы Студент выбирает тему курсовой работы в соответствии со своими научными интересами с ...

— осуществление предметных действий, повторяющихся в измененных условиях (тренинг), комментирование действий;

— творческая, самостоятельная работа студентов, постановка учебной задачи, наличие образца, алгоритма или ориентировочной основы действий.

6. Управление деятельностью студентов, обратная связь, индивидуальный подход, консультирование, обучение способам учебно-практической деятельности.

7 Оценка результатов практической деятельности студентов и успешности реализации цели и задач практического занятия.

  1. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

Главная особенность практического занятия заключается в том, что оно состоит из двух частей. Первая теоретическая предполагает воспроизведение теоретических знаний, а вторая – практических ориентирована на перевод знаний в умения(выработка практических умений.

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа де­лится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Препода­ватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельно­стью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Многие лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учеб­ных лабораториях.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студен­тов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные ра­боты и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

  1. внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;
  2. проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;
  1. инструктирование студентов по прове­дению ими лабораторно-практической работы;
  1. выполнение практических заданий;
  2. обсуждение итогов выполнения работы;
  3. оформление отчета о проделанной работе;
  1. оценка преподавателем выполненных за­даний и степени овладения студентами соответствующими умениями.

Организация и проведение занятий, в частности подготовка студентов к заня­тию, инструктаж, выполнение студентами заданий, оформление работы, значи­тельно упрощаются с методической точки зрения, когда существуют письмен­ные методические указания по их проведению.

15 стр., 7029 слов

Стремление к избеганию неудачи как фактор, предопределяющий успешность ...

... обучения является одной из центральных в педагогической психологии. Объектом данной курсовой работы являются студенты разных специальностей. Предмет - уровень мотивации стремления к избеганию неудачи у ... а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворённости родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к ...

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их про­ведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

  • цель работы;
  • пояснения (теоретические положения и понятия);
  • оборудование и материалы;
  • порядок выполнения работы;
  • тип выводов (без формулировок);
  • контрольные вопросы;
  • литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студен­тов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполне­ния работы.

В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практических занятий возможно со­четание репродуктивных, частично-поисковых и поисковых заданий.

Формы организации работы студентов на занятиях: 1) фронтальная, 2) груп­повая, 3) индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одно­временно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания — типичный пример такой формы проведения практических занятий.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психо­логических экспериментов в парах (экспериментатор — испытуемый) или трой­ках (экспериментатор — протоколист — испытуемый) — типичная схема проведе­ния многих лабораторных работ по психологии.

При индивидуальной форме организации занятий каждый из студентов вы­полняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.

2. Изу­чение памяти по методикам «Оперативная память», «Смысловая память» (воспроизведение рассказа), «Опосредованное запоминание». 3. Исследование мышления по методикам «Толкование пословиц», «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» и др. 4. Исследование психологических свойств и состояний личности по методикам «Опросник САН» (оперативная оценка самочувствия, активности и настроения), «Опросник Шмишека» (диагностика типа акцентуации личности) и др.

Структура оформления отчета о проделанной работе определяется типом зада­ния и ведущей дидактической целью. Оценки за выполнение работы могут вы­ставляться в форме зачета или дифференцированно.

3 стр., 1282 слов

Педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера

... различные тренинги и групповые занятия, консультации педагогов и их родителей. В заключение следует отметить, что проблема педагогической работы с подростками с акцентуациями характера требует дальнейшего, практического ... наука и образования, 1998г., №2. 24. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. 25. ...

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практиче­ских занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Повышает эффективность проведения занятий также разработка заданий для экспресс-контроля уровня подготовки студентов к занятиям. Для этого могут ис­пользоваться, например, программированный или даже автоматизированный тес­товый контроль, постановка коротких и лаконичных вопросов для устной или письменной проверки.

9