Цели и задачи медицинской психологии

Медицинская психология изучает психологические особенности пациентов и медперсонала и их взаимодействие в лечебно-диагностическом процессе.

Что отличает профессию врача от профессий учителя, священника, психолога? Российский психолог А. Либин (1994) предложил рассматривать различия между ними, вводя понятия «ведущая деятельность» и «критерии деятельности». Ведущей деятельностью врача является лечение. У священника это покаяние, у учителя — обучение, у практического психолога — сопереживание.

Для осуществления лечения необходимо отделить болезнь от здоровья — появляется разделение «больной — здоровый». Соответственно критерием деятельности врача является правильное установление диагноза и назначение лекарств — именно с помощью них врач осуществляет свою ведущую деятельность — лечение, за назначение лекарств он несет профессиональную и юридическую ответственность. Учитель использует категорию «обученный — необученный», а важнейшим критерием его работы становится оценка, именно она — показатель его деятельности.

Со священником и психологом сложнее. Можно сказать, что для священника главной категорией является категория греха, а важнейший критерий — отпущение грехов.

Практический психолог приглашает своего клиента к сопереживанию, к разделению чувств и желаний, в том числе непереносимых, неприятных и запретных. В процессе этого сопереживания клиент освобождается от давления бессознательных запретов и невыполнимых ожиданий и может обрести человеческую свободу выбора в проживании своей жизни. Что может быть критерием этого процесса, кроме субъективного чувства освобождения и удовольствия? Вопрос остается открытым.

Психологи теоретического и экспериментального направления в большей степени занимаются исследованиями механизмов и закономерностей психической деятельности человека. Они разрабатывают экспериментально-психологические методы исследований, получают объективные данные и строят объясняющие их теории.

9 стр., 4133 слов

ФЕНОМЕН КРИЗИСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА 1 часть

... . 12-17. 33.    Мельникова С.В.Психологические особенности профессиональной деятельности врача-стоматолога //Современная стоматология. – 2008. - № 3 - С.7-10. 34 ... ; Международнаяклассификация болезней (МКБ-10). Классификация психических и поведенческихрасстройств. Исследовательские диагностические критерии. – Женева, СПб.: ВОЗ,1995. 32.    Мельникова С ...

Психологическая наука важна для практики, а практика необходима для науки.

Для медицинской психологии важно изучать психику человека в состоянии кризиса — болезни, болезни как психической, так и соматической.

Участие личности в страданиях тела, связанных с переносимым заболеванием, было известно давно.

Единство клинического и психологического подходов в лечебной практике всегда отличало великих врачей древности и современности. М.Я.Мудров, С.П.Боткин, Г. А.Захарьин, В.М. Бехтерев, В.Н.Мясищев, З. Фрейд и многие другие врачи — ориентировали своих учеников на необходимость понимания психологии личности больного и учет ее особенностей в ходе диагностики и лечения.

Определение 1: В отечественной психологии медицинская психология рассматривается как отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления и приспособления к болезни, с решением экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей (Психол. словарь, ред. ЗинченкоВ.П. и Мещерякова Б.Г., 2004).

Определение 2: Медицинская психология понимается как область профессиональной деятельности психолога, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.

Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному определяются различными специалистами. Общим является то, что медицинская психология понимается как прикладная наука, пограничная область между психологией и медициной.

6 стр., 2564 слов

Социальная психология. Больной и лечебная среда

... Б.Д.Медицинская психология. - Л., 1982.- С.168-170]. Выделяют следующие типы взаимоотношений врач-больной: РУКОВОДСТВО. Врач диагностирует болезнь, о которой больной не знает, вы ... консультации в нашей больнице”; конфронтация - внимание больного привлекается к некоторым особенностям его поведения или манер: “Вы собираетесь продолжать курить, хотя эмфизема ...

Она изучает психологические проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

Различия между названиями «клиническая» и «медицинская» относят:

— во-первых, к различиям между медиками и психологами: медики предпочитают говорить «медицинская», а психологи — «клиническая»,

— во-вторых, в зарубежной научной литературе чаще используют термин «клиническая», а в отечественной — «медицинская».

Различные психологические школы по-разному понимают предмет и задачи клинической психологии. Одни считают, что медицинская психология должна изучать психические расстройства при различных заболеваниях. Другие полагают, что медицинские психологи должны исследовать особенности личности больного

и заниматься психологической коррекцией. Третьи считают задачей медицинской психологии разработку программ коррекции дезадаптивной картины болезни и дезадаптивного поведения.

По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей или на особенности конкретного больного) можно выделить ОБЩУЮ и ЧАСТНУЮ медицинскую психологию.

Общая медицинская психология включает в себя следующие разделы:

— основные закономерности психологии больного человека, психологии врача, психологии общения больного и врача, психологической атмосферы лечебного учреждения;

— психосоматические и соматопсихические влияния;

— медицинскую деонтологию (вопросы врачебного долга, тайны, этики);

— психогигиену (обучение, тренинг взаимоотношений врач-больной, психология брака, психология семьи, кризисных периодов).

2 стр., 957 слов

Особенности медицинской эстетики

Особенности медицинской эстетики Медицину интересует влияние различных, в ... и гармонии записана в генофонде, что эти черты психики развились в ходе эволюции человека как социального животного. ... , пациентами как совершенные, соответствующие идеалу. Это гуманистическая направленность медицинской деятельности, здравоохранения: бесплатность, своевременная квалифицированная помощь, профилактика заболеваний ...

Частная медицинская психология изучает:

— особенности психических процессов у психически больных;

— психика больных на различных этапах подготовки, выполнения операций, в послеоперационный период;

— особенности психики больных с различными заболеваниями (сердечные, инфекционные, онкологические, кожные и др.);

— особенности психики больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и пр.);

— особенности психики больных при проведении экспертизы (военной, трудовой, судебной);

— психику больных алкоголизмом и наркоманией.

Основной задачей медицинской психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов человека в ситуации болезни и лечебного взаимодействия.

Предмет медицинской психологии — особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, а также для сохранения и укрепления здоровья.

Задачи медицинской психологии.

Конкретные задачи медицинской психологии формулировались следующим образом (Лебединский, Мясищев, 1966, Кабанов, Карвасарский, 1978):

  • Исследование влияния заболеваний на психику человека и его поведение;
  • Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение заболеваний, а также на профилактику;
  • Изучение роли психического как фактора, противостоящего возникновению и развитию болезни;
  • Изучение нарушений развития психики;
  • Изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях;
  • Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
  • Исследование влияния особенностей взаимоотношений больного с медицинским персоналом и микросредой на процесс течения болезни и выздоровления;
  • Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных целях.

Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками. На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимно. Медицинская психология близка и к ряду психологических наук: экспериментальной психологии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и другим.

9 стр., 4303 слов

Методы психологии 2

... Особую категорию психологических методов составляют ряд методик изучения личности, так называемые стандартизованные самоотчеты. Это инструменты для измерения характерных особенностей эмоциональной и ... человеке или группе; - непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации. В целях объективизации процедур наблюдения в психологии ...

Медицинская психология оказывает влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии:

— соотношение социального и биологического в развитии психики,

— анализ компонентов, входящих в состав психических процессов,

— развитие и распад психики,

— роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

Экспериментально-психологическое исследование (ЭПО) в клинике.

В психиатрической клинике ЭПО используется:

— для целей экспертизы (трудовой, военной, судебной),

— для дифференциального диагноза,

— для контроля эффективности лечения.

Предметом исследования являются психические процессы испытуемого (восприятие, память, внимание, мышление, эмоции), мотивационная, волевая сферы, личность.

В клинике внутренних болезней (соматической) предмет исследования:

— особенности эмоциональной сферы,

— особенности мотивации.

Реже: когнитивные процессы, поведенческие особенности.

Методы исследования в медицинской психологии

Методы делятся на основные и вспомогательные. Основные — наблюдение и эксперимент, все остальные — вспомогательные.

9 стр., 4235 слов

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического состояния человека и понятии «психическое здоровье».

... парадигме клинико-психологическое интервью является главным методом обследования личности, тогда как наблюдение и экспериментально психологическое исследования играют вспомогательную роль. Клинико-психологическое интервью может ... психического здоровья и уровней психологической адаптации человека. Критерии здоровья воз Категория нормы и патологии, здоровья и болезни, выступает основными векторами, ...

Наблюдение— изучение психологических явлений без вмешательства в их течение.

Житейское наблюдение — ограничивается регистрацией фактов, имеет случайный, неорганизованный характер.

Научное наблюдение — организовано, имеет план, фиксацию результатов в специальном дневнике.

Включенное наблюдение — предполагает участие исследователя в деятельности, которую он изучает.

Невключенное наблюдение — не предполагает участия исследователя.

Метод наблюдения является наиболее фундаментальным методам психологического исследования. Он заключается в профессиональной регистрации всех выявляемыхво внешнем поведении испытуемогопроявленийвнутренней психологической структуры. Разновидность метода наблюдения — клинико-психологический метод (профессиональная психологическая беседа с больным).

Роль метода наблюдения возрастает при подозрении о симуляции и диссимуляции,

Эксперимент— метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкциями, естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях,констатирующим,когда изучаются лишь определенные психологические явления,формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества.

Вспомогательные методы.

Опрос— метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным (анкетирование), устным (беседа) и в форме интервью.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Диагностика взаимоотношений молодых людей ... в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью. Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социально-экономи-ческие и ...

Интервью предполагает установление личного контакта с испытуемым, имеет свои принципы, этапы и схему проведения.

Тестирование— метод, в ходе которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя. Для тестирования разработаны многие методики. Отличие тестирования от опроса:

  1. Тест предназначен для измерения конкретного психического свойства (качества).
  2. Для теста обязательна процедура валидизации и стандартизации.
  3. Тест имеет теоретическую обоснованность.

Анализ результатов деятельности— метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам деятельности, в которых воплощаются творческие способности людей.

Метод экспертных оценок - метод, предполагающий количественное оценивание экспертами выраженности дробных, частных элементов поведения, понятных и однозначных.

Метод самонаблюдения.

Методы статистической обработки результатов психологических исследований.

Разделы медицинской психологии.

Патопсихология — изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, связанных с психическим или соматическим заболеванием. Б.В. Зейгарник

Нейропсихология — изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Существует несколько направлений нейропсихологии: клиническое, экспериментальное, реабилитационное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. А.Р. Лурия.

Психосоматика — исследует психогенные конверсионные расстройства, психовегетативные нарушения в структуре неврозов и маскированных депрессий, заболевания психосоматической специфичности, вторичные психические нарушения телесных функций у людей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Ф. Александер, Н. Пезешкиан.

Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, цель которой — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование положительно влияющих факторов.

Психология посттравматического стресса — раскрывает особенности переживания человеком стрессовых ситуаций высокой интенсивности, угрожающих жизни человека, его личностных и поведенческих реакций как во время события, так и отсроченных во времени. Н. Тарабрина.

Психология инвалидности — включает комплексное и системное рассмотрение всех аспектов инвалидности. Изменения в социальной роли человека вследствие тяжелой болезни, физических и психических травм, врожденных физических, умственных и психических недостатков ведут к серьезным психологическим последствиям, в том числе отдаленным, изменяют уровень социально-психологической адаптированности человека. Отдельное направление в рамках этого раздела — теоретическое обоснование и практические рекомендации по реабилитации инвалидов различных нозологических групп.

Психология здоровья — направлена на изучение психологических особенностей здорового человека, поиск факторов, повышающих устойчивость к неблагоприятным условиям среды.

Клиническое интервью.

Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни, структуре проблемы пациента, а также способ психологического воздействия на человека на основе личного контакта.

Цели интервью:

  • выявление активно предъявляемых жалоб;
  • оценка индивидуально-психологических особенностей человека, отнесение их к психологическим феноменам или психопатологическим синдромам;
  • установление отношений доверия;
  • выявление скрытых мотивов поведения человека;
  • помощь в формулировании проблемы и осознавании оснований для измененного состояния;
  • психологическая поддержка.

Функции интервью — диагностическая и психотерапевтическая.

Принципы интервью:

1. однозначность и точность — корректное формулирование вопросов.

2. доступность — учет уровня знаний пациента, словарного запаса, культуральных особенностей.

3. алгоритмизированность — последовательность расспросов, основанная на знаниях в области сочетаемости симптомов, знании психогенеза, типа реагирования (эндогенного, психогенного или экзогенного), уровня расстройств (психотического или непсихотического).

4. проверяемость и адекватность интервью.

6. беспристрастность — исключение навязывания пациенту своей картины симптоматики («Вы о самоубийстве не думали? А Вы подумайте!»).

Структура клинического интервью (по В.Д.Менделевичу):

1 этап. Установление доверительной дистанции, предоставление гарантий конфиденциальности (Ваше право не говорить…, непросто обратится с таким вопросами… все, чем Вы захотите поделиться, останется между нами…).

2 этап. Выявление жалоб, внутренней картины болезни, структурирование проблем (в том ритме и темпе, который удобен пациенту).

3 этап. Оценка желаемого результата интервью и терапии (как Вы представляли нашу беседу и чего ждете от нее? Как Вы думаете, чем я мог бы помочь?).

4 этап. Оценка антиципационных способностей пациента, обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания, антиципационный тренинг (додумывание самых негативных последствий его болезни).

Невербальный язык в ходе интервью: визуальный контакт, позы, жесты, расстояние, мимика, интонации и темп речи.

Психология больного.

Объективная тяжесть болезни — тип реагирования — субъективная тяжесть болезни.

Объективная тяжесть болезни:

— критерии летальности, вероятности инвалидизации и потери трудоспособности.

В 1929 году А.Гольдшейдер ввел представление об аутопластической картине болезни, которая формируется больным в связи с изменением ощущений, представлений и переживаний в ходе болезни.

Лурия А.Р. в 1935 году предложил определение ВКБ: «Все то, что переживает больной, вся масса его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах… весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм — я называю внутренней картиной болезни» (Лурия А.Р., 1977, стр.5).

__________________________________________________________________

Болезненные изменения в организме, сенситивная и когнитивная переработка проявлений болезни.

ВКБ

Структура личности, глубина осознания и переживания болезни.

___________________________________________________________________________________________

Компоненты отношения к болезни:

— когнитивный — знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизнь, предполагаемый прогноз,

— эмоциональный — ощущение и переживание болезни и всего с ней связанного,

— поведенческий — реакции и поведение в связи с болезнью.

Р.Конечный и М. Боухалл (1983) выделяют следующие факторы, влияющие на ВКБ:

— характер болезни — является она острой или хронической, какого требует лечения, есть ли сильные боли, ограничение подвижности, внешне заметные дефекты;

— обстоятельства, в которых протекает болезнь: проблемы социального характера, субъективное восприятие причин болезни, среда, в которой развивается болезнь (дома, в больнице, в иммиграции);

— преморбидные особенности личности — возраст, темперамент, особенности характера и мотивационно-ценностной сферы, уровень образования, степень общей чувствительности (например, к боли), опыт перенесенных болезней и т. п.

В.Д.Менделевич (2002) также выделяет факторы, на базе которых формируется субъективное отношение к болезни. Они составляют две группы: социально-конституциональную и индивидуально-психологическую.

К социально-конституциональным параметрам он относит пол, возраст, профессию;

К индивидуально-психологическим:

— свойства темперамента (эмоциональность, переносимость боли — разница в болевом пороге, активность),

особенности характера (семейные традиции воспитания, стоическая и ипохондрическая позиция, семейная история),

— особенности личности (ценностные ориентации, морально-нравственные критерии, мировоззрение и философская позиция).

Менделевич выделяет несколько групп мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний.

1-я. Базируется на вере в связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением болезни и включает в себя следующие представления о болезни:

— болезнь как кара,

— болезнь как испытание,

  • болезнь как назидание другим,
  • болезнь как расплата за грехи предков.

2-я. Включает представления о болезнях как вызванных наследственными или средовыми причинами (наследственно-конституциональный принцип причинности либо полное отрицание наследственности и приоритет внешних факторов и поведения):

  • как неизбежность,
  • как стечение обстоятельств,
  • как собственная ошибка.

3-я. Базируется на мистическом подходе к объяснению причин болезней:

  • болезнь вследствие зависти,
  • болезнь вследствие ревности.

В.М.Смирнов (1975) и В.М.Смирнов и Т.Н.Резникова (1983):

модель внутренней картины болезни.

Авторы рассматривали ВКБ как часть самосознания, возникающую в ходе познания человеком самого себя в болезни. Патологические изменения процессов жизнедеятельности и условий существования личности отражаются в психике больного в виде сложного комплекса идей и переживаний. Авторы вводят понятие «церебрального информационного поля» болезни и наличии психологической зоны этого поля. Основа этой психологической зоны — опыт организма и личности, полученный во время болезни и фиксированный памятью. Существенную роль при этом играет «схема тела». По мнению авторов, для понимания ВКБ психологический образ тела имеет большее значение, чем сенсорный, так как он в большей степени определяет поведение больного и развитие ВКБ. У больного также возникает модель прогноза заболевания и модель ожидаемых результатов лечения. Сопоставляя их с реальными результатами терапии, больной переживает положительные или отрицательные эмоции. В соответствии с этим у него складывается тип эмоционального отношения к своей болезни:

* гипонозогнозический (игнорирование болезни, пренебрежение лечением),

*гипернозогнозический (преувеличение переживаний в связи с болезнью), *прагматический (деловое отношение к врачам, реальная оценка болезни).

Б.Д.Карвасарский (1982) отмечает, что внутреннюю картину болезни составляют «переживания больного и осознание болезни». Там, где отсутствует критика своего состояния, осознания болезни нет, а есть лишь ее переживание. Автор включает в структуру ВКБ следующие отношения больного: отношение к себе, к своему состоянию, отношение к окружающим, к прежней (до болезни) и нынешней форме деятельности. На представление о болезни влияют общий и культурный уровень человека, его социальная среда и воспитание.

В.А.Ташлыков (1986) внутреннюю картину болезни понимает как систему понятий и механизмов психической адаптации личности к болезни. Типологию ВКБ автор строит в зависимости от эмоционального восприятия болезни (депрессивного или фобического), а также в зависимости от понимания больным причинных отношений в развитии заболевания (соматоцентрированный и психоцентрированный типы).

К.Липовски: трехкомпонентная общая психосоциальная реакция на болезнь:

  1. Поведенческая реакция на информацию о заболевании. Эта реакция проявляет значение болезни для заболевшего человека. Можно выделить следующие типы реакций:

А) человек рассматривает болезнь как угрозу или вызов. Тип реакций: противодействие, тревога, уход, борьба;

Б) болезнь как утрата. Тип реакций: депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание;

В) болезнь как наказание. Тип реакций: угнетенность, стыд, гнев.

Г) болезнь как выигрыш, избавление. Тип реакций: безразличие, жизнерадостность, враждебность по отношению к медицинскому персоналу.

  1. Эмоциональная реакция на болезнь: печаль, страх, тревога, стыд, чувство вины, злость и др.
  2. Реакция преодоления болезни. В ней Липовски разделяет два компонента: когнитивный и поведенческий. Когнитивный компонент характеризуется преуменьшением личной значимости болезни или пристальным вниманием к ней. Поведенческий компонент может быть выражен в виде:

А) борьбы или активного сопротивления;

Б) капитуляции перед болезнью;

В) попытки «ухода» (забыть и не думать).

Кюблер-Росс (1976, по Конечному и Боухаллу): фазы переживания опасного хронического заболевания:

А) сознание наличия тяжелой болезни;

Б) внутреннее отрицание опасности;

В) ожесточение и гнев («почему именно я?»);

Г) депрессия и отчаяние с суицидными мыслями и спонтанными попытками;

Далее — два варианта:

Д) «договоренность со смертью» — защитное представление об откладывании срока смерти;

Е) активное примирение со смертью, при сохранении надежды на продление жизни.

Либо, если надежда исчезает, то происходит

Ж) пассивная капитуляция, отказ от связи с жизнью и потеря интереса к окружающему.

А.Е.Личко и Н.Я.Иванов (1980) предложили классификацию типов отношения к болезни для соматических заболеваний. В ее основу положены три фактора: природа соматического заболевания, тип личности, отношение к болезни окружения (референтной для больного группы).

Авторы описали 13 типов различных реакций на соматическое заболевание, которые объединены по трем блокам.

Первый блок составляют те типы, при которых социальная адаптация существенно не нарушена: гармонический, анозогнозический, эргопатический. (Второй и третий — социальная адаптация нарушена).

Второй блок включает типы реагирования с наличием психической дезадаптации преимущественно интрапсихической направленности: тревожный, ипохондрический, меланхолический, апатический, неврастенический, сенситивный.

В третий блок вошли те отношения к болезни, которые характеризуются интерпсихической направленностью и дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению социального функционирования: обсессивно-фобический,, эгоцентрический, эйфорический, и паранойяльный.

Основные психологические особенности пациентов разных возрастных групп

Пациенты в возрасте 3−12 лет. Основной особенностью является потребность быть рядом с родителями, особенно с матерью. В связи с этим может возникнуть ситуация депривации. Депривация — это состояние, развивающееся в такой жизненной ситуации, когда не удовлетворяются важнейшие психологические потребности человека в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени (Лангмайер, Матейчик).

Психическая депривация может проявляться:

— в сенсорной области (недостаток сенсорных впечатлений),

— в эмоциональной области (недостаток тепла, любви, заботы, эмоциональной поддержки),

— в интеллектуальной области (в связи с уменьшением стимулов, способствующих упражнению и развитию умственных способностей).

Депривация или фрустрации при посещении врача могут повлечь за собой различные негативные поведенческие реакции ребенка. При поступлении в больницу возможны протестные реакции: плач, крик, агрессия, протест против всего.

Можно отметить три стадии психического состояния ребенка в больнице:

— протест — беспокойство, плач, крик, поиск матери. Может продолжаться в течение часов, дней, даже недель,

— отчаяние — тихий монотонный постоянный или периодический плач, ребенок иногда зовет мать, возможны подавленность, угнетенность, замыкание в себе, уныние,

— появление признаков равнодушия к матери, ребенок не плачет, может подружиться с медперсоналом, помогать ему, мать встречает без радости, без плача.

Можно уменьшить силу реакций, если спокойно и доступно рассказать ребенку, что с ним происходит, что будет дальше. Ни в коем случае нельзя обманывать! Например, говорить, что не будет больно, если больно, или что мама придет, когда она не приходит.

При длительном пребывании ребенка в больнице может возникнуть привыкание, нежелание покидать больницу, равнодушие к родным (эффект госпитализма).

К симптомам госпитализма относятся: замедление психического и физического развития, пониженный уровень адаптации, ослабление иммунитета. Такое состояние является следствием психической травмы в результате сепарации.

Последствия пребывания в больнице могут выражаться и в ряде невротических симптомов: в нарушениях сна, в ночном недержании мочи, в нервных тиках, в регрессировании на более ранние стадии психического развития. По этой причине не рекомендуется госпитализировать без матери детей младше 6-ти лет.

Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и даже необратимыми.

Пациенты подросткового возраста. Этот возраст является периодом становления характера, формирования самосознания, поиска смысла жизни. Возможно обострение черт характера, дезадаптивные поведенческие реакции.

Подросткам свойственны следующие реакции:

— реакция эмансипации,

— реакция «группирования со сверстниками» — потребность чувствовать себя принадлежащим к группе,

— проявление акцентуаций в трудных обстоятельствах,

— личностные переживания, нередко скрытые, не всегда понятные взрослым,

— повышенная критичность ко взрослым.

По отношению к болезни — отрицание заболевания, вытеснение, скрывают проявления болезни, вводят в заблуждение взрослых (аггравация, симуляция или диссимуляция).

При общении с подростком полезно:

— использовать неформально-доминантный подход,

— давать советы в непрямой форме,

— не вставать на позицию родителей.

Пациенты пожилого и старческого возраста. Старость — процесс убывания сил и возможностей. Реальность связана с одиночеством — умирают родные, друзья, отдаляются взрослые дети. Происходят потери значимых для личности социальных ценностей, утрата ролевых позиций, изменение круга и качества социальных контактов, снижение материального достатка. Ослабевают зрение, слух, пропадает живость, энергия, появляется пассивность. Уменьшается диапазон эмоциональных оттенков, происходит сужение круга интересов. Происходит обострение черт характера.

Пожилые люди могут начать проявлять чрезмерную озабоченность своим здоровьем, повышенную критичность к окружающим, но пониженную — к себе, становятся обидчивыми или инфантильными. Страх смерти присутствует или явно, или скрыто.

Важный фактор жизнеспособности — уровень образования и род занятий. Способности человека, которые в прежние периоды были желательны, теперь необходимы для сохранения человеческого образа жизни: целеустремленность, воля, эмпатия, умение переключаться, забывать плохое, поддерживать свой тонус, и другие.

Патологическое течение старости. Возможно при заострении неадаптивных черт характера или при развитии психических болезней старческого возраста: болезней Альцгеймера, Пика, пресенильных деменциях. Симптомы:

— в нарушениях способности к запоминанию текущих событий, но с сохранением памяти на события прошлого;

—в нарушениях ориентации в пространстве — амнестическая дезориентировка (не могут найти дорогу домой, койку в больнице);

—в ухудшении характеристик внимания и памяти;

— сильный эгоцентризм,

— нарушения сознания, параноидные состояния.

Параметры оценки тяжести болезни:

  1. Вероятность летального исхода.
  2. Вероятность инвалидизации и хронизации.
  3. Болевая характеристика болезни.
  4. Необходимость радикального лечения (операции).
  5. Влияние на прежний уровень общения.
  6. Социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в социуме.
  7. Влияние на семейную и сексуальную сферу.
  8. Влияние на сферу интересов.

Адаптация.

Биологическая адаптация включает неосознаваемое приспособление организма к изменяющимся физическим условиям среды: температуре, влажности, освещенности и т. п., а также к изменениям в организме: к потере органа или ограничению его функций, к болезни. К биологической адаптации относят и ряд психофизиологических реакций, например, темновая адаптация, сенсорная и другие.

Психическая адаптация — сложный процесс, в котором наряду с поддержанием психического гомеостаза присутствует установление соотношения между психическими и физиологическими характеристиками, что выражается в формировании стабильных психофизиологических (психовегетативных, психогуморальных и психомоторных) соотношений.

Психофизиологическая адаптация рассматривается как процесс изменения психофизиологических характеристик организма в новых физических условиях среды, с участием психической регуляции (в космосе, в ходе антарктических и высокогорных экспедиций и т. п.).Здесь обращает на себя внимание тот факт, что у человека, в отличие от животных, обнаруживается способность произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов (при условии возможности осознавания происходящего), и это увеличивает его адаптационные возможности. В силу этой особенности ряд исследователей подчеркивают роль психических факторов в формировании стресса, вызванного физическими раздражителями, поскольку в обычных условиях стрессовое воздействие физического фактора, регистрируемое сознанием, включает опосредующие психические переменные.

Социальная адаптация — это процесс приспособления личности к существованию в обществе в соответствии с его требованиями и со своими потребностями, мотивами и интересами (Реан, 1999, Налчаджан, 1988, и др.).

Нередко авторы объединяют социальную и психологическую адаптацию в единый блок социально-психологической адаптации. Результатом процесса социально-психологической адаптации представляется удовлетворение как потребностей личности, так и требований социальной группы (Налчаджан, 1988).

Психологическая адаптация — это системная деятельность многих психологических подсистем. Как зарубежные, так и отечественные ученые в основе психологической адаптации видят механизмы психологической защиты и совладания (копинга). В теориях личности авторы отмечают решающее значение мотивационно-смысловой структуры личности (Абульханова-Славская).

Ряд представителей когнитивной психологии особо подчеркивают роль интеллекта и познавательной сферы как механизмов регуляции психической и поведенческой активности (У.Найссер, К. Прибрам, Ж. Пиаже и др.).

Для больных существенной в ходе психологической адаптации является также внутренняя картина болезни (Вид, 1993, А.П.Коцюбинский, 2004), для здоровых этот аспект представлен внутренней картиной здоровья (Ананьев).

В биологической адаптации при шизофрении можно считать установленной ведущую роль трех основных регулирующих систем: нервной, гуморальной и иммунной. Конкретные ее механизмы остаются предметом исследований и дискуссий нейрофизиологов и нейропсихологов.

В психологической адаптации больных участвуют механизмы психологической защиты и совладания (копинга), когнитивные механизмы, личностные характеристики, а также внутренняя картина болезни (Вид, 1993, А.П.Коцюбинский, 2004).

Авторы предложили выделить 4 блока функционального диагноза и включить в них данные об особенностях:

  1. Преморбидного адаптационного потенциала.
  2. Психологического блока психической адаптации.
  3. Социального блока психической адаптации.
  4. Блока социальной поддержки.

Для преморбидного адаптационного потенциаланаиболее важными авторы считают две характеристики:

  1. сенситивностьиндивидуума, т. е. его готовность (биопсихофизическая, когнитивная и психодинамическая) реагировать развитием эндогенного заболевания на некоторые воздействия, играющие роль стрессоров. Эта сенситивность может проявляться в виде клинически скрытой уязвимости (Y.Zubin, B. Spring, 1977) или клинически проявляемого психопатологического диатеза (А.П.Коцюбинский, Н.С.Шейнина, 1996).
  2. Характеристики преморбидного социального статуса. Здесь наиболее существенны уровень образования пациента, имевшийся до манифестации заболевания, и наличие у него квалифицированной профессии.

Для психологического блоканаиболее важны:

  1. копинг;
  2. психологическая защита;
  3. внутренняя картина болезни;
  4. личностные ресурсы.

Эти психологические характеристики интегрируются в определенные стили защитно-совладающего поведения, являясь, по сути, психологическим обеспечением характера приспособительного поведения.

Для социального блокавыделены три характеристики:

  1. тип приспособительного поведения. Клинически различаются и представляются достаточными три типа приспособительного поведения больных шизофренией: конструктивный, регрессивный и морбидный;
  2. уровень достижения в различных сферах социального функционирования — количественная оценка социальной адаптации — мера успешности индивидуума с точки зрения общественных норм. При изучении уровня достижения выделено 7 сфер социального функционирования: производственная, межличностных отношений, супружеских отношений, воспитания детей, отношений с родителями, организации быта, сексуальных отношений.
  3. Качество жизни— субьективное восприятие человеком различных факторов, связанных с его здоровьем, т. е. физическим, психическим и социальным благополучием.

Для блока социальной поддержкиважны две характеристики:

  1. семейные характеристики(гиперпротективность, эмоциональная дистанция, социальная дистанция, характер ожиданий, эмоциональная экспрессия, семейная нагрузка);
  2. внесемейные характеристики(позиция индивидуума в формальной и неформальной среде, отношение к нему со стороны окружения, влияния окружения на него).

Копинг — термин, который отражает одновременно три понятия, связанных друг с другом. Это 1) механизм совладания с трудными ситуациями (копинг-механизм); 2) процесс действия в ходе совладания (копинг-стратегии в когнитивной, поведенческой и эмоциональной сфере); 3) результат этого процесса (копинг-поведение).

Психологическая защита — это бессознательный процесс, адаптивная роль которого состоит в снижении эмоциональной напряженности и предотвращении дезорганизации поведения, сознания и психики в целом (Березин Ф.Б., 1988).

В основе современных представлений о механизмах психологической защиты доминируют когнитивные теории. Эти механизмы определяются как бессознательные защитные переоценки, изменяющие значение факторов эмоциональной угрозы, собственных черт и ценностей. Защита Я происходит посредством искажения процесса отбора и преобразования информации (Ташлыков В.А., 1992, Вид, 1993).

В каждой защите сочетаются следующие ментальные операции:

  1. отрицание какого-либо аспекта реальности;
  2. привнесение элементов, не присущих реальности;
  3. преобразование когнитивных и эмоциональных значений различных аспектов реальности (Штыпель, 1986).

К общим свойствам психологических защит, отражающим их психологическую природу, можно отнести следующие:

-защиты действуют в бессознательном (Бассин Ф.В. и др., 1978);

-они отрицают, искажают или фальсифицируют информацию, не взаимодействуя с ней активно (не разрешая противоречия, а устраняя связанные с ними переживания) (Вид В.Д., 1993);

-они действуют в ситуациях конфликта, фрустрации, стресса, психотравмы;

-они могут становиться более незрелыми под действием таких биологических факторов, как алкоголь, травмы и т. п., в то же время социальные факторы — пол, культура, социальный статус — не оказывают заметного влияния на структуру защит (Вид, 1993, Коцюбинский, 2004);

Единой классификации защит на сегодняшний день нет, поскольку каждая школа выделяет свои аспекты этого феномена. Перечислим наиболее важные типы защит (по Ташлыкову, 1992).

Вытеснение — недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Вытесняется и забывается обычно то, что угрожает чувству собственной ценности.

Близкими к нему являются механизмы перцептивной защиты (автоматические реакции невосприятия при болезненном расхождении между поступающей и имеющейся информацией), подавление (избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов) и отрицание (непризнание конфликтов, игнорирование болезненных фактов).

Эту группу защит объединяет отсутствие переработки информации.

Другая группа защитных механизмов связана с преобразованием, изменением значения мыслей, чувств, поведения. Рационализация проявляется в интерпретации выгодным для себя образом собственных неприемлимых желаний, убеждений и поступков (агрессивности как активности, жестокости как справедливости и т. п.).

При интеллектуализации вступает в действие контроль над эмоциями и импульсами посредством преобладания рассуждений по их поводу вместо непосредственного переживания. Характерным является подчеркнуто отстраненный, познавательный способ представления конфликтных ситуаций и тем, без ощущения связанных с ними аффектов. Близким к нему является механизм изоляции, состоящий в отделении эмоции от конкретного психического содержания, в результате чего представление или эмоция вытесняются, или эмоция связывается с другим, менее значимым представлением.

Защитный механизм реактивного образования характеризуется совладанием с неприемлемыми эмоциями и личностными качествами путем замены их на противоположные. Например, пациент с вытесняемой враждебностью принимает установку человека уступчивого и покладистого. Механизм смещения проявляется тем, что реальный объект, на которого направлены негативные чувства, заменяется более безопасным.

Так, человек, сдерживая агрессию в отношении авторитетного лица, направляет ее на других, зависимых от него людей. В случае защитного механизма проекции происходит приписывание окружающим собственных, непризнаваемых человеком мыслей, чувств, мотивов. При идентификации, напротив, человек отождествляет себя с более сильной личностью, имитируя агрессивную или дружелюбную манеру в зависимости от чувств, ассоциированных с этим человеком (страха или любви).

При защитном механизме регрессии происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, «детскости» поведения с целью уменьшения тревоги и ухода от требований реальной действительности.

Психология стрессовых состояний. Эмоциональный стресс. Способы психологической защиты

В современной научной литературе используются несколько значений понятия «стресс»:

— стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Кроме того:

— состояние напряжения в ответ на воздействие стрессоров — значительных по силе раздражителей,

— сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие (стрессор),

— сильная неблагоприятная для организма реакция на действие стрессора,

— любые сильные реакции организма, как благоприятные, так и неблагоприятные.

Stress (англ.) — давление, нажим, напряжение

Distress (англ.) — истощение, недомогание, нужда, несчастье.

Факторы, вызывающие стресс — стрессоры — различны (спортсмен, бизнесмен, диспетчер).

Но запускается одинаковая биологическая реакция стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, с приятной или неприятнойситуацией мы столкнулись. Имеет значение интенсивность потребности в адаптации.

Медицина долго не признавала существования такого стереотипного ответа. Нелегко представить, что холод, жара, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Но это так. Стрессорный эффект предъявленных организму требований не зависит от типа специфических приспособительных ответов на эти требования.

Чем не является стресс.

Стресс — это не просто нервное напряжение. Это не тождественно нервной перегрузке и сильному эмоциональному возбуждению.

Стресс — не всегда результат повреждения. Несущественно, приятен или нет стрессор. Игра в шахматы или страстное объятие могут вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда.

Стресса не следует избегать, Это и невозможно. Обычно, когда говорят «у него стресс», имеют в виду дистресс, перегрузку, также как «у него температура» означает повышенную температуру.

Полная свобода от стресса означает смерть. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но он никогда не равен нулю. Мы не должны избегать стресса, мы можем использовать его и наслаждаться им.

Концепции стресса.

Реакции человека на продолжительное и непривычное испытание — плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи — протекают по одной схеме: сначала он ощущает затруднение. Затем втягивается, и, наконец, чувствует, что больше он вынести не в состоянии. Эта трехфазная реакция — общий закон для всех живых существ.

Клод Бернар, 19 век, французский физиолог: внутренняя среда организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды.

Уолтер Б. Кеннон, американский физиолог, через 50 лет ввел понятие «гомеостазиса», то есть «сила устойчивости».

Г. Селье, канадский физиолог, 1936 год: понятие стресса, общий адаптационный синдром.

Общий адаптационный синдром — совокупность адаптационных реакций организма, носящих общий неспецифический защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры. Функциональное состояние, возникающее под воздействием стрессоров, называется стрессом. По физиологической сути стресс — адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования.

Формирование ответа организма начинается с поступления сигнала в ЦНС. После соответствующей обработки реакция ответа идет двумя путями: нервным и гуморальным. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов-исполнителей, обеспечивая быстрый ответ. Гуморальный ответ медленнее, но более мощный. Гуморальный импульс из гипоталамуса в виде гормона поступает в гипофиз, который выделяет в кровеносную систему свои гормоны, которые, в свою очередь, побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. Роль и нервного, и гуморального фактора сводится к подготовке организма к работе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме, так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы.

В процессе адаптации участвуют все периферические железы организма:

— стимулируется выделение катехоламинов и кортикостероидов надпочечными железами,

— повышается секреция глюкагона поджелудочной железой,

— увеличивается содержание тиреоидных и паратиреоидных гормонов в крови.

— одновременно угнетается секреция инсулина и половых гормонов, тормозится работа вилочковой железы — центрального органа иммунной системы.

Результатом такой деятельности нервной и эндокринной систем является перераспределение кровотока в мышечной системе, сердце, легких и мозге. Кровоснабжение пищеварительного тракта уменьшается. Таким образом, органы, участвующие в борьбе, обеспечиваются ресурсами, а пищеварительная, репродуктивная и иммунная функция тормозятся.

Стрессорные гормоны влияют на обновление липидного слоя мембран клеток. Таким образом, повышается «текучесть» мембран. При интенсивной или длительной стресс-реакции усиление этого эффекта может привести не только к увеличению интенсивности жизнедеятельности клетки, но и к повреждающему эффекту.

Локализация повреждения обусловлена морфологическим и функциональным статусом органов или тканей, подвергающимся гормональным атакам. Первыми подвергаются разрушению ослабленные или дефектные ткани.

Три стадии развития АС: тревоги, резистентности и истощения.

1. — стадия тревоги, от нескольких часов до двух суток. Включает две фазы — шока и противошока. Вначале, на фазе шока, происходит понижение ряда физиологических и биохимических параметров, с одновременным включением защитных гормональных механизмов:

— мозговым слоем надпочечников выделяется адреналин.

— гипофиз — адренокортикотропный гормон и тиреотропный гормон.

— выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников — глюкокортикоидов.

В противошоке происходит перестройка и мобилизация защитных реакций организма. Сопротивляемость организма снижается и, если сила раздражителя велика, может наступить смерть.

Основные признаки первой стадии — инкреция в кровь стероидных гормонов корковым слоем надпочечников, снижение в нем гормонсодержащих гранул, усиление гемоконцентрации, гипохлоремия, преобладание катаболических процесов в тканях.

2. — стадия резистентности (сопротивляемости).

Сопротивляемость организма к повреждающему действию раздражителя повышается. Признаки, характерные для первой стадии, исчезают. В коре надпочечников вновь наблюдаются секреторные гранулы, гемодилюция, гиперхлоремия, преобладают метаболические процессы.

В этой стадии функциональные возможности организма превосходят исходные. ЕЕ рассматривают как стадию неспецифической устойчивости. Это означает, например, что при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к стадии неспецифической устойчивости организм может более успешно противостоять целому ряду инфекций и негативных воздействий.

3. — либо стабилизация и выздоровление, либо стадия истощения при длительном воздействии стрессора — компенсаторные возможности могут исчерпаться. Вновь появляются реакции тревоги, но теперь они принимают необратимый характер.

Кратковременный стресс может привести и к выгодам, и к потерям. Когда все тело подвергается кратковременному интенсивному стрессу, результат бывает либо благотворным (при шоковой терапии), либо вредным (как в состоянии шока).

Психический стресс регулируется похожим механизмом, как и физиологический стресс. В какой-то момент возникает столкновение интересов — стрессор, затем появляются сбалансированные импульсы — сопротивляться или терпеть. Сопротивление может привести к выигрышу или проигрышу, но в наших силах отвечать на раздражитель с учетом обстановки, потому что мы знаем правила игры.

Разным людям для счастья нужны разные степени стресса. Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству. Большинству людей в равной степени не нравится как избыток стресса, так и недостаток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно. В противном случае он будет страдать от дистресса, вызванного либо отсутствием стоящего дела, либо постоянной чрезмерной перегрузкой.

Альберт Сент-Дьердьи, лауреат Нобелевской премии: «деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье — это в значительной степени реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов. Удовольствие — это удовлетворение потребности, и не может быть большого наслаждения без большой потребности. Способность создает потребность использовать эту способность».

Эмоциональный стресс

Эмоциональный (психический) стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей (БМЭ, 1986, Т.28, с. 152).

Эмоциональный стресс определяется воздействием на человека психологических факторов, а в остальном он протекает, как и гормональный, физиологический. То есть различия — в механизмах формирования!

Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом.

Субъективное отношение к стимулу зависит от индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов.

Когнитивная теория стресса и копинг-поведения Лазаруса.

Р. Лазарус первым в 1970 году разделил стресс на физиологический (вегетативный, первосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный).

Структура стресса, наряду с эмоциональными, включает и другие психологические компоненты:

— перцептивные (искажение восприятия под действием эмоциональных факторов),

— мотивационные (изменения мотивации, борьба, бегство или нападение),

— интеллектуальные.

Стрессовое событие представляет собой три взаимосвязанных компонента:

— дистанционно возникающая угроза,

— ее восприятие и эмоциональное переживание,

— физиологические последствия этих переживаний.

Одним из важнейших компонентов стресса и фактором его развития является оценка угрозы. Угроза (оценка) представляет собой предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующих на него ситуаций. Эксперимент: один и тот же фильм. 1 группа: фильм о несчастных случаях на лесопилке. 2 группа: сообщалось, что события не являются реальными, никто не пострадал. 3 группа: зрителей просили проследить, насколько соблюдаются правила техники безопасности. В 1 группе — ясно выраженные стрессовые реакции, во второй — не было, в 3 — в зависимости от того, удавалось ли зрителю занять позицию наблюдателя.

Процессы оценки угрозы, связанные с анализом ситуации и отношения к ней, имеют сложный характер: перцепция, память, абстрактное мышление. Протекают очень быстро! Не всегда осознаются! Понятие угрозы — основное в концепции Лазаруса. Угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы. Они направлены на устранение или уменьшение опасных воздействий. Таким образом, не любое воздействие среды вызывает стресс, а то, которое оценивается как угрожающее, нарушающее адаптацию (П. Фресс), контроль (Дж. Эверилл), препятствует актуализации (Ю.Савенко). Каждый раздражитель при определенных условиях может приобрести роль психического стрессора, и вместе с тем НИ ОДНА ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов.

Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при природных или антропогенных катастрофах, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает не у всех и по-разному.

С другой стороны, повседневные жизненные события в силу их индивидуальной значимости могут вызвать эмоциональный стресс. Среди них можно выделить ситуации непосредственной угрозы (потери, смерть, разрыв отношений) и ситуации напряжения, «испытания», требующие необычных усилий. В этом случае даже желательные события — вступление в брак, новая работа — имеют компонент угрозы (разрушение сложившихся стереотипов, возможная несостоятельность в новых отношениях).

Важную роль в формировании стресса имеют особенности социализации в детстве, когда формируются стереотипы реагирования и определяется индивидуальная значимость событий. Неадекватное поведение матери и негативное воздействие отца, конфликтность и нестабильность семьи, положение обойденного ребенка могут приводить уже в детстве к клинически выраженным расстройствам и оказывают влияние на возникновение стресса в зрелом возрасте.

Как первичное звено в развитии стресса выступает фрустрация.

Фрустрация

Психические состояния:

Стресс

Тревога

Ригидность

Фрустрация (frustration) — расстройство (планов), уничтожение (замыслов).

При определенных условиях они — на время — накладывают отпечаток на всю психическую жизнь.

Фрустрация «имеет место, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или сопротивления на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности» (С. Розенцвейг).

Явления фрустрации наиболее изучены применительно к барьерам в деятельности.

Фрустратор — внешняя причина фрустрации.

С. Розенцвейг выделил три типа фрустраторов.

1 — лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. Примеры: внешнее лишение — человек хочет есть, но не может достать еды. Внутреннее лишение — когда чувствует влечение к женщине, но считает себя крайне непривлекательным и не рассчитывает на взаимность.

2 — потери. Внешние: сгорел дом, умер близкий. Внутренние: Самсон, теряющий свои волосы.

3 — конфликт. Внешний конфликт: человек любит женщину, которая остается верна своему мужу. Внутренний: человек хочет соблазнить женщину, но это желание блокируется представлением, что было бы, если бы его сестру или мать соблазнил кто-либо.

Типология вызывает много вопросов. Психические состояния при потере, лишениях и конфликте различны. Но можно выделить типичные. Прежде всего — случаи, когда фрустратор НЕ вызывает фрустрации. Это — толерантность, то есть терпение, выносливость.

Разные формы толерантности: от спокойной рассудительности и готовности использовать случившееся как жизненный урок, до бравирования с подчеркнутым равнодушием.

Реакции на фрустрацию.

Стенические реакции.

Агрессия. Некоторые авторы любую агрессию сводят к фрустрации. Агрессия — нападение по собственной инициативе с целью захвата. Это не только прямое нападение, но и угроза, враждебность, желание напасть. Состояние агрессии может быть открытым: в виде драчливости, грубости; или скрытым — в виде недоброжелательства и озлобления.

При агрессии возможно острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивной беспорядочной активности, желанием «сорвать зло». Потеря самоконтроля, неоправданные агрессивные действия, перенос вины на окружающих.

Выделяют вид агрессии, направленной против самого себя: самообличение, самобичевание, грубое отношение к себе.

Фиксация. Стереотипность, повторность действий. Активное состояние, никому не враждебное, продолжение действий по инерции, когда они уже бесполезны.

Фиксацию можно понимать и как прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание — это уже стереотипность восприятия и мышления.

Особые формы фиксации — капризное поведение, уход в отвлекающую деятельность.

Астенические реакции на фрустрацию.

Депрессивные состояния — противоположность агрессии. Печаль, неуверенность, отчаяние, бессилие, безнадежность. Могут быть скованность, апатия.

Регрессия — возвращение к более примитивным формам поведения, понижение уровня деятельности. Эксперимент с детьми: под влиянием фрустратора снижалась конструктивность игры, продуманность, изобретательность, темп игры, увеличилось время на неконструктивные формы 0 уклонения, диверсии.

Регрессия происходит не только в деятельности, но и в переживаниях: хочется, чтобы кто-то приласкал, пожалел.

Эмоциональность. У животных эмоциональная реакция возникает тогда, когда другие реакции приспособления не дают эффекта.

Фрустрации различаются не только по психологическому состоянию и направленности, но и по длительности. Эти состояния могут быть краткими вспышками агрессивного или депрессивного типа, а могут быть продолжительными настроениями, оставляющими след в личности.

Копинги

Психологи, прежде всего Р.С. Лазарус, обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа, величина стресса и частота его воздействия.

Психологическая устойчивость личности — способность противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных ситуациях испытаний. Выбор стратегии и успешность совладания с трудными жизненными ситуациями в наибольшей степени зависит от склонности человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.

В теории копинг-поведения важное значение имеют механизмы преодоления стресса. В ходе теоретических и практических исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него опыта и психологических ресурсов (копинг-ресурсов). Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.

Копинг-стратегии — способы управления стрессором, возникающие как ответ личности на возникающую угрозу. Подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным относят стратегию «разрешение проблем», включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемы, и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение поиска поддержки.

К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения стратегии «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить активный характер.

К личностно-средовым адаптивным ресурсам относят уровень когнитивного развития, Я-концепцию, локус контроля, эмпатию, аффилиативную способность, способность оказывать и принимать социальную поддержку, психологическая способность к стрессоустойчивости.

Когнитивное и поведенческое преодоление трудностей. Когнитивное преодоление заключаются в понимании причин трудностей, осмыслении ситуации, построении, уточнении образа ситуации и включении его в целостные представления субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с окружением. Поведенческое преодоление заключаются в перестройке поведения, в изменении стратегий, планов, целей и задач, режимов деятельности. Значение этого способа преодоления обусловлено тем, что активность защитных механизмов или когнитивная переработка ситуации не всегда могут быть наиболее эффективными способами преодоления. В поведенческой сфере важнейшей характеристикой преодоления трудностей является направленность изменений — активация или деактивация поведения и деятельности. Бегство или борьба — два основных варианта реагирования на ситуацию, бросающую вызов силам человека.

Выделяют и три основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. В целостной психической организации человека они могут рассматриваться как своеобразные ступени, следующие одна за другой и характеризующиеся динамическим взаимодействием между собой. Для активного преодоления характерно возбуждение, стремление контролировать ситуацию, для пассивного — деактивация, переживание беспомощности и утраты контроля за ситуацией.

Если переживание стрессового события имеет, в том числе, и психотравматические последствия, тогда говорят о психотравмирующем событии. Время процесса реагирования на стрессовое событие обусловлено значимостью для индивида связанной с этим событием информации, и может длиться несколько месяцев, и даже лет. Психологическая помощь может существенно уменьшить этот срок.

Психическая травма: следствием может быть или невроз,

Или психосоматическое заболевание,

Или здоровье (без последствий).

Б.Д. Карвасарский: характеристиками психической нормы являются «способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы (коллектива)».

Психическая травма — это жизненное событие, которое затрагивает значимые стороны существования человека и приводит к глубоким психологическим переживаниям.

Характеристики психической травмы — интенсивность, смысл, значимость и актуальность, патогенность, внезапность, продолжительность, повторяемость.

В.М.Мясищев делил травмы на объективно-значимые и условно-патогенные.

Объективно-значимые — жизненные события, значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей (смерть близкого человека, развод, увольнение и т. п.).

Условно-патогенные — события, которые становятся психической травмой в силу особенностей иерархии ценностей конкретного человека (потеря марки филателистом)

Шкала Холмса-Рая: каждому жизненному событию приписан коэффициент, выраженный в баллах, на основании суммы баллов предлагается судить о силе и интенсивности психического воздействия жизненных событий. Например, смерть супруга — 100 баллов, развод — 73, смерть родных — 63, тюремное заключение — 63, женитьба — 50, выход на пенсию — 45, и т. п. Авторы предполагали, что на основании простого арифметического подсчета баллов можно определить риск возникновения невроза.

Пезешкиан: актуальный конфликт складывается из жизненных событий и микротравм, к которым относятся непунктуальность, неаккуратность, неверность, невежливость и др. участника коммуникации. Подобные микротравмы, действуя ежедневно и монотонно, способны сформировать невротическую симптоматику.

Акцентуации характера.

Карл Леонгард — немецкий психиатр. Известен благодаря концепции акцентуированных личностей. Он выделил 6 типов темперамента:

— гипертимный (склонный к повышенному фону настроения),

— дистимный (сосредоточенный на мрачных сторонах жизни),

— циклотимный (склонный к колебаниям настроения),

— экзальтированный (с бурными реакциями на внешние стимулы),

— тревожный (робкий, покорный, приниженный),

— эмотивный (чувствительный, тонковосприимчивый).

И 4 типа акцентуированных личностей:

— демонстративная личность (авантюризм, бахвальство, тщеславие, жалость к себе, необдуманность поступков, стремление к игре определенной социальной роли),

— педантичная личность (добросовестность, обязательность, ригидность нервных процессов),

— застревающая личность (злопамятность, патологическая стойкость аффекта, подозрительность, честолюбие, настойчивость, ревнивость),

— возбудимая личность (импульсивность реакций, недостаточность самоконтроля, склонность к зависимостям).

Классификация типов акцентуаций по а. Личко

А.Личко (1985) — акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

Типы акцентуаций:

  1. Гипертимный
  2. Циклоидный
  3. Лабильный
  4. Астено-невротический
  5. Сенситивный
  6. Психастенический
  7. Шизоидный
  8. Эпилептоидный
  9. Истероидный
  10. Неустойчивый
  11. Конформный.

Гипертимный тип. Приподнятое, хорошее настроение, жизнерадостные, общительные, остроумные. Стремление к лидерству (чаще неформальному) делает их заводилами, но они редко доводят начинания до конца. Возможны взлеты и падения, но они остаются находчивыми в любых трудных положениях. Не всегда надежны. Не всегда правильно оценивают реальные трудности. Могут иметь и асоциальные проявления (аферы).

Гипертимно-неустойчивый вариант. Жажда развлечений, веселья, риска. Могут пренебрегать социальными делами, вовлекаясь в рискованные (алкоголь, наркотики, секс и т. п.).

Усиление этих черт дает картину гипертимно-неустойчивой психопатии (в семье при этом отмечаются как гиперопека, так и гипоопека).

Циклоидный тип. Многократная смена периодов расцвета — упадка. Эти смены утомляют самого человека и делают его поведение мало предсказуемым. Колебания начинаются обычно в подростковый период. Периоды подъема воспринимаются как хорошее состояние, а периоды депрессии переживаются тяжело и болезненно (понижение работоспособности, тоска).

Лабильный тип. Изменчивость настроения по самым незначительным поводам, резкие перепады. Похвала и порицание вызывают сильные эмоциональные реакции. Выглядят для других как легкомысленные, но на самом деле способны на сильные и глубокие чувства.

Астено-невротический тип. Чрезмерная возбудимость, мнительность в отношении своего здоровья, склонность к ипохондрии. Часто — болезненные ощущения соматических неполадок. Внушаемы. Легко смущаются, застенчивы, иногда внешне развязны.

Сенситивный тип. Пониженное настроение, часто видят мрачную сторону событий, ранимы, быстро устают физически. Могут быть очень отзывчивы. В благоприятной атмосфере чувствуют себя хорошо. Очень сильна зависимость от отношения окружающих. Если попадают в атмосферу насмешек, подозрений или грубости — быстро теряются, обижаются и страдают.

Психастенический тип. Нерешительны, иногда не способны принять решение. Длительное ожидание опасности в будущем травмирует их сильнее, чем уже произошедшее событие. Склонны тревожится даже по несущественным поводам. Тревогу компенсируют ритуалами либо уходом в воображение, мечтательностью.

Шизоидный тип. Богатство внутреннего мира при закрытости и отстраненности от реальности. Необычность фантазий, ассоциаций, причудливость вкусов. Парадоксальность эмоций. Для других выглядят как странные и непонятные. Недостаток такта, трудности в общении с другими людьми, неумение приспосабливаться. Работать предпочитают в одиночку или в небольшом коллективе. Недоверчивы и подозрительны, не любят неожиданностей, пристрастны.

Эпилептоидный тип. Характеризуется сочетанием трех признаков: раздражительностью, аффективной выраженностью, ригидностью установок. Как социальность, так и асоциальность имеют гипертрофированный вид. Напряженно деятельны, настойчивы, упрямы или упорны, нетерпеливы, могут быть нетерпимы к мнению других, резко реагируют на возражения. Характерные для них страстность и любовь к сильным ощущениям нередко выражаются в отсутствии чувства меры (азартные игры, обогащение, коллекционирование, трудоголизм, и другое).

Мышление с тенденцией к инертности, трудно усваивают новый опыт.

Истероидный тип. Отличаются желанием быть в центре внимания, для чего могут представлять себя и других намеренно неверно. Требуют и страстно хотят признания, зависимы от внешней оценки, поэтому могут казаться не таким, как на самом деле (как лучше, так и хуже).

Совершают эксцентричные поступки, выдвигают необычные, оригинальные идеи. Их привязанности, интересы, чувства могут изменяться быстро, под влиянием неожиданных, неочевидных для других причин.

Неустойчивый тип. Поведение реактивно и во многом зависит от среды, в которой находится человек. Скучают в одиночестве, но хорошо приспосабливаются в компании. Внушаемы, берут пример с людей, которые их поразили. В работе несамостоятельны, хотя могут увлечься под влиянием примера, беспорядочны, неаккуратны. Склонны к формированию зависимостей, под действием препаратов могут быть жестокими и эгоистичными, хотя и горько раскаиваются позже.

Конформный тип. Чрезмерная подчиняемость, отсутствие собственной инициативы. Ориентируются на собственное социальное окружение, но не ищут пример (как неустойчивые), а стремятся думать и действовать «как все». Внушаемость и консерватизм делают их проводниками общепринятых мнений, обычаев, моды. Умело и точно способны следовать шаблону.

Сверхпунктуальный характер. Недостаточная способность к вытеснению делает их нерешительными. Они стремятся взвесить все до последней мелочи, рассматривая все мельчайшие возможности, поэтому решение им принять практически невозможно.

Застревающий характер. Развитая и направленная воля позволяет им руководить и подавлять других. Стремятся к власти, успеху, авторитету. Могут быть навязчивы в общении. Инертны, скрупулезны. Злопамятны, но это определяется не их принципами, а тем, что неприятные образы и эмоции легче запоминаются и наслаиваются. Если такой человек поставит себе цель, то он эмоционально привязывается к ней, и устойчиво ее достигает.

ПСИХОСОМАТИКА.

Известно, что существует тесная связь между особенностями характера, типом личностного реагирования человека, с одной стороны, и метаболизмом его организма, с другой. Ситуация психического напряжения у человека вызывает и нарушения его метаболизма.

В традиционной классификации к психосоматическим расстройствам и заболеваниям отнесены:

  1. Психосоматические реакции: сильные психологические переживания, получающие соматический ответ. Например, при страхе учащенное сердцебиение.
  2. Конверсионные симптомы: невротический конфликт человека соматически перерабатывается и превращается в телесный симптом, который сам по себе символичен. Например, психогенная слепота, глухота, рвота или болевые феномены.
  3. Функциональные синдромы (органные неврозы по одной из классификаций): разнообразные нарушения в органах рассматриваются как телесные проявления, сопровождающие аффект. Например, по Ф. Александеру: ком в горле — внутреннее беспокойство; парестезии (ощущение ползания «мурашек») — сниженная сосредоточенность, истощаемость; затруднения дыхания — депрессивные проявления; ощущения в области сердца — симптомы страха.

4."Большие" классические психосоматические расстройства. К ним отнесятся бронхиальная астма, язвенная болезнь, эссенциальная гипертензия, ревматоидный артрит, язвенный колит, нейродермит. Это заболевания, в происхождении которых эмоциональный фактор играет большую роль, но не доминирующую (!?); чаще главную роль играет биологический фактор (конституционально-наследственная предрасположенность).

Вопрос о механизме возникновения психосоматических заболеваний сложен. Играют роль и специфичность стрессора, и личная история человека, и особенности его характера, иерархия его ценностей, особенности мировоззрения.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ психосоматических заболеваний.

1. Внутренний конфликт (конфликт между сознательным и бессознательным).

Пример: алкоголик, две части: «Я недоволен собой, мне стыдно, мне плохо», вторая: «Замолчи!». Заставить замолчать можно, употребив алкоголь.

2. Мотивация, или условная выгода. Какой-то симптом означает для человека получение очень важного для него. Пример: если вы не хотите общаться с кем-то, головная боль освободит вас на «законных» основаниях. С этим связано понятие «сдвиг симптома»: если вылечить одно, начинает болеть другое, позволяющее получить ту же условную выгоду. Важно: выгода на уровне бессознательного!!! Поэтому бессмысленно объяснять и бесчеловечно упрекать!

3. Эффект внушения. Принимая на себя слишком большую ответственность за болезнь пациента, врач невольно способствует вере пациента в тот или иной вариант течения болезни. Пример: «Это не лечится!» (об астме или диабете).

  1. Элементы «органической речи». Болезнь может стать физическим воплощением психологической потребности. Пример: человек запретил себе бояться. Выраженная потребность в безопасности может выражаться в избыточных жировых отложениях или в кожных заболеваниях («вторая кожа»).

  1. Идентификация. Часто люди заболевают болезнями своих родителей не столько из-за предрасположенности, сколько из-за копирования и повторения их важных жизненных стереотипов. Изменить родительский сценарий!

  1. Самонаказание. За совершенный неблаговидный поступок или чувство человек чувствует вину и бессознательно наказывает себя. Часто таким наказанием могут быть болезни или травмы.

  1. Болезненный травматический опыт прошлого — психические травмы раннего детства.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ психосоматических заболеваний.

1. Психосоматические заболевания обусловлены действием стресса, который в свою очередь, — длительно действующими и непреодолимыми психотравмами.

2. Психосоматические заболевания обусловлены внутренним конфликтом между одинаково сильными, но разнонапрвленными мотивами. Пример: гипертония — высокий социальный контроль над своей агрессией и нереализованное стремление к власти.

3. Неразрешимый конфликт мотивов приводит к реакции капитуляции, отказу от поискового поведения.

ПРИЧИНЫ ТРАНСФОРМАЦИИ эмоций в болезнь.

Почему?

Закономерность: ЛЮБАЯ ЭМОЦИЯ трансформируется в физиологическую реакцию организма. Эмоции составляют сущностный аспект психосоматической болезни!

Поэтому болезни сопровождают переезды, новую работу или женитьбу.

ОСНОВНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ эмоции, возникающие под влиянием стресса.

ОБИДА.

ГНЕВ.

НЕНАВИСТЬ.

ЗАВИСТЬ.

ВИНА И СТЫД.

СТРАХ.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ личности (как мы прячем эмоции от САМИХ себя).

  1. отрицание.
  2. проекция.
  3. регрессия.
  4. замещение.
  5. подавление.
  6. интеллектуализация.
  7. реактивное образование.
  8. компенсация.

ТИП ЛИЧНОСТИ и некоторые заболевания. Пример.

Сахарный диабет.

Концепции возникновения.

1. Конфликты и различные непищевые потребности удовлетворяются с помощью еды > обжорство>длительная гипергликемия > истощение инсулярного аппарата.

2. Вследствие приравнивания еды и любви при отнятии любви возникает эмоциональное переживание состояние голода и тем самым, независимо от поступления пищи, «голодный обмен веществ», соответствующий диабетическому.

3. Страх, сопутствующий стрессу, сопровождается гипергликемией, но не происходит снижения психического напряжения. На фоне хронической гипергликемии развивается диабет.

Этим больным часто присуще чувство незащищенности и эмоциональной заброшенности, сильное желание заботы о себе и активный поиск зависимости от других. Их часто характеризуют как зависимых, нуждающихся в материнской ласке, не совсем уверенных в себе. Бессознательно завышены потребности в уходе и кормлении.

Домашние традиции в питании — «еда и питье укрепляют душу», «нет ничего лучше хорошего обеда» и т. п. — определяют то значение, которое человек в последующем придает еде.

Больные диабетом часто пытаются регулировать свое состояние с помощью диеты. Однако когда у них депрессивное состояние, они часто нарушают диету — слишком много пьют и едят.

В детстве часто они ощущали себя брошенными на произвол судьбы или чрезмерно опекаемыми. В семье нередко складывалась нестабильность, сопровождаемая тревогами. Контакты с людьми достаточно развиты, но на первое место выходят еда и лакомства.

В профессиональной сфере больных диабетом отличают дисциплинированность и точность. Обычно им несвойственно честолюбие, решительность, экспансивность. В сфере контактов — большая потребность в понимании, особой близости, привязанность. Фантазии часто посвящены телу и питанию.

Профессиональное выгорание и его профилактика.

Синдром профессионального выгорания был выявлен у профессионалов, по роду своей деятельности оказывающих помощь другим людям (учителей, врачей, психологов, социальных работников и др.).

Причиной его является хроническое повседневное эмоциональное переутомление.

Признаки развития синдрома профессионального выгорания:

  1. Чувство собственной опустошенности, исчерпанности, эмоциональной неустойчивости или притупленности эмоций
  2. Постепенное развитие негативных установок в отношении клиентов/пациентов; эти установки могут иметь как явный, так и скрытый характер (раздражение, неприязнь, вспышки агрессивности и т. п.)
  3. Нарастающее чувство апатии, уменьшение чувства значимости своей деятельности, ощущение неудачи, неэффективности, личной беспомощности
  4. Снижение самооценки, утрата прежних жизненных ценностей

Факторы, способствующие возникновению и усилению синдрома выгорания

  1. Постоянное взаимодействие с людьми, при токсическом чувстве своей полной ответственности за происходящее, особенно в тех случаях, когда желаемый результат не может быть достигнут
  2. Увеличение перегрузок (слишком много подопечных, требований, информации и др.).

    Работники в ситуации перегрузки начинают бессознательно стремиться к уменьшению эмоциональной нагрузки путем использования более безличных и формальных методов и процедур

  3. Невозможность влиять на процесс работы и принятие решений, присутствие у работника чувства, что от него ничего не зависит и его мнение не имеет значения
  4. Ролевая неопределенность: неясность формулировок прав и обязанностей, противоречие профессиональных ролей.

Личностные особенности профессионала, подверженного синдрому выгорания.

Многие из тех, кто выбирает профессию врача, учителя или социального работника, имеют соответствующую иерархию ценностей и определенные личностные склонности, побудившие их выбрать именно эту деятельность и ориентирующую их на заботу о других, принятие на себя ответственности, на идеалы служения людям. В силу этого они имеют определенные идеалистические ожидания относительно своей деятельности и тех вторичных психологических наград, которые она может дать: ощущения нужности, значимости, ценности. Такой человек может испытывать очень болезненные ощущения в случае неудачи, трудностей достижения результата или столкновении с клиентами, не соответствующими ожиданиям.

Рекомендации по предотвращению эмоционального выгорания.

Психофизиологическая регуляция:

  1. Сон — регулярный, полноценный, в темноте и тишине
  2. Водные и термовосстановительные процедуры: душ, баня, обливания различной температуры и контрастности, плавание
  3. Физическое движение: упражнения на рабочем месте, утренняя или дневная зарядка, регулярная ходьба, бег для тех, кто может бегать
  4. Дыхательные упражнения различной степени сложности
  5. Полноценная и адекватная сексуальная жизнь с
  6. Музыкотерапия
  7. Массаж и рефлексотерапия

Управляющие воздействия на психическое состояние:

  1. Саморегуляция, самовнушение (на фоне освоенного аутотренинга — самовнушение «я смогу!», «я добьюсь!», «я выдержу!»)
  2. Упреждающая адаптация к психогенным факторам (опыт деятельности)
  3. Создание чувственных образов
  4. Методика самоконтроль-саморегуляция (СКР)

Изучение самого себя, своих эмоциональных реакций, ожиданий, мотиваций и ценностей, а также своего отношения к смерти и жизни является необходимой составляющей развития профессиональной и личностной зрелости врача, условием его профессиональной успешности и здоровья.

35

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector