Цель и задачи изучения учебной дисциплины 3

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению «Психолого-педагогическое образование»

 

 

 

Нижний Тагил

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «__» _______ 2012 г., протокол № __

 

Заведующий кафедрой ВПиП Л.Н. Овчинникова

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Института психолого-педагогического образования НТГСПА «__» _____ 2012 г., протокол № __.

 

 

Директор ИППО М.В. Ломаева

 

 

Составитель:

Основина Т. Ю., к.п.н., старший преподаватель кафедры управления и социальной работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи изучения учебной дисциплины

1.1. Место дисциплины «Менеджмент и маркетинг» в системе профессиональной подготовки

Дисциплина «Менеджмент и маркетинг» входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»,модуль 2 «Дисциплины предметной подготовки».

Изучение дисциплины «Менеджмент и маркетинг» осуществляется одновременно с освоением курса «Основы управления дошкольным образованием» и завершается экзаменом.

1.2. Целью освоения курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование профессиональной компетентности в области управления организацией, формирование информационно-педагогических умений, связанных с выбором подхода к проектированию управленческой и маркетинговой деятельности в организации с учётом складывающихся условий.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

— об объекте, предмете и функциях управления;

— о факторах развития организации, формирования личности сотрудника;

— о сущности и структуре управленческого процесса;

— о сущности, структуре, закономерностях и принципах маркетингового исследования;

— о формах, методах, средствах и технологиях организации и осуществления процессов управления деловой организацией;

— о способах проектирования и практического осуществления целостного управленческого процесса.

9 стр., 4500 слов

Управление конфликтными ситуациями и развитие организации

... Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители - в некоторых организациях до половины рабочего времени [5]. Конфликты занимают ... предупреждения и диагностики конфликтов, в современных организациях. Определить характеристики федеральной службы исполнения наказаний. Проанализировать технологии управления конфликтом федеральной службой исполнения наказаний. Объект ...

2) Развивающая функция:

— развитие культуры управленческого мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью управленческих знаний, успешную реализацию в будущей профессиональной деятельности эффективных управленческих решений;

— формирование целевой и мотивационной основы профессионального образования и самообразования;

— вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодейст­вия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с управленческой и маркетинговой информацией.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:

— общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;

— меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;

— осознание социальной и личностной значимости будущей профессии;

— иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Менеджмент и маркетинг»:

Курс «Менеджмент и маркетинг» изучается после изучения дисциплин «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», «Социальная психология», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», «История педагогики и образования», «Правоведение», что позволяет обеспечить необходимые для изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» представления и знания:

— о человеке (индивиде, индивидуальности, личности), половозрастных особенностях и условиях его развития (формирования, социализации, образования);

— о психологии человеческих взаимоотношений;

— об особенностях психолого-педагогической деятельности, профессиональной культуре педагога;

— о системе права, основополагающих понятиях и категориях права;

— об истории становления дошкольного образования;

— о роли и месте дошкольного образования в образовательной системе в целом;

— о структуре и содержании программ дошкольного образования.

1.5. Ожидаемые результаты:

В результате освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» студент должен:

знать:

— как происходят организационные изменения и в какой связи они находятся с изменениями индивида;

— характер и специфику влияния различных внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов на развитие организации;

— сущность и структуру управленческого процесса, условия и особенности его реализации в условиях учреждения дошкольного образования;

— сущность, структуру, закономерности и принципы маркетинга;

— методы управления организацией и осуществления маркетинговых действий в организации;

— способы проектирования и практического осуществления процессов управления;

— специфику организации маркетингового исследования;

— способы профессионального самопознания и саморазвития;

— источники и способы получения, осмысления и обобщения научно-практической информации;

иметь представление:

— об условиях обеспечения эффективности деятельности и педагогического общения;

13 стр., 6246 слов

Пути повышения эффективности деятельности организации

... провести анализ эффективности использования ресурсов; разработать направления повышения эффективности деятельности организации. Рыночная экономика обуславливает необходимость развития экономического анализа в первую ... управления, отказ от исключительно авторитарного стиля управления, заинтересованность высшего менеджмента компании в повышении эффективности работы группы. Пересмотр традиционных систем ...

— о проектной и инновационной деятельности в образовании;

уметь:

— использовать теоретические знания в области управления как методологическую основу развития собственной управленческой культуры, фундамент управленческого самообразования;

— участвовать в дискуссии, диалоге, обосновывать свою позицию;

— определять и описывать характеристики основных элементов системы управления организацией;

— объяснять комплексный характер взаимодействия человека в организации;

— устанавливать связь между изменением организации и изменением индивида;

— планировать деятельности организации;

— проводить маркетинговое исследование;

Владеть;

— способами анализа деятельности организации;

— различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной управленческой деятельности;

— способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды академии, региона, области, страны;

1.6. Вклад дисциплины «Менеджмент и маркетинг» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

1.6.1.Процесс изучения дисциплины «Менеджмент и маркетинг» направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций (ОК):

— готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

— способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

— владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7).

1.6.2.Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

компетенциями общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

— способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

— готовность использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

— способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК- 9).

1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:

— принцип целостного отражения в содержании предмета задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей культуры;

— принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (менеджмента, маркетинга, теории управления) и образовательной практики;

— принцип гуманитаризации, в соответствии с которым данная дисциплина рассматривается как подготовка будущего специалиста к работе с людьми, как средство формирования его общей гуманитарной культуры;

— принцип соответствия содержания данной дисциплины насущным требованиям профессионального образования, актуальным ожиданиям общества, потребностям практической сферы деятельности;

— принцип творческой активности и самостоятельности студентов. Достигается это благодаря созданию оптимальных условий для усвоения знаний и формирования умений и навыков выхода за пределы учебных аудиторий на рабочие места в дошкольных учреждениях города.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»

ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Профиль:

«Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Срок изучения – 4 семестр

Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часов

Аудиторные занятия – 36 час.

Число часов в неделю (19 недель) – 2 часа

Лекции – 14 час.

Практические занятия 22 час.

Самостоятельная работа –72 час.

Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1,0 зачетная единица).

№ п/п Наименование раздела, темы Распределение часов
Тру-доем-кость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа
Лекции Практ. занятия
2 КУРС, 4 СЕМЕСТР
Введение в курс «Менеджмент и маркетинг»  
Взаимодействие человека и организации  
Мотивационная основа деятельности человека в организации
Стратегическое управление организацией  
Проектирование организации  
Проектирование работы в организации  
Типы организаций  
Организационные процессы  
Организационная культура  
Социальные основы маркетинга  
Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
  Экзамен:      
  Всего в часах:
  Всего в зачетных единицах:        

 


ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

(сокращенный курс обучения)

Профиль:

«Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Срок изучения – 3 семестр

Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часов

Аудиторные занятия – 10 час.

Лекции – 6 час.

Практические занятия 4 час.

Самостоятельная работа – 98 час.

Форма отчетности – зачет (9 часов, или 0,25 зачетных единиц) в 4 семестре.

№ п/п Наименование раздела, темы Распределение часов
Тру-доем-кость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа
Лекции Практ. занятия
2 КУРС, 3 СЕМЕСТР
Введение в курс «Менеджмент и маркетинг»    
Взаимодействие человека и организации    
Мотивационная основа деятельности человека в организации.      
Стратегическое управление организацией    
Проектирование организации    
Проектирование работы в организации    
Типы организаций    
Организационные процессы        
Организационная культура        
Социальные основы маркетинга        
Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
2 КУРС, 4 СЕМЕСТР
  Зачет:      
  Всего в часах:
  Всего в зачетных единицах:        


ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

(полный курс обучения)

Профиль:

«Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Срок изучения – 4 семестр

Трудоемкость – 3 з.е. – 108 часов

Аудиторные занятия – 10 час.

Лекции – 6 час.

Практические занятия 4 час.

Самостоятельная работа – 98 час.

Форма отчетности – зачет (9 часов, или 0,25 зачетных единиц) в 4 семестре.

№ п/п Наименование раздела, темы Распределение часов
Тру-доем-кость Аудит. занятия Виды занятий Самост. работа
Лекции Практ. занятия
2 КУРС, 4 СЕМЕСТР
Введение в курс «Менеджмент и маркетинг»    
Взаимодействие человека и организации    
Мотивационная основа деятельности человека в организации.      
Стратегическое управление организацией    
Проектирование организации    
Проектирование работы в организации    
Типы организаций    
Организационные процессы        
Организационная культура        
Социальные основы маркетинга        
Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации.
  Зачет:      
  Всего в часах:
  Всего в зачетных единицах:        


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»

Лекция (1 час)

Общая характеристика менеджмента. Организация и менеджмент. Позиция управления внутри организации. Менеджмент и внешнее окружение организации. Процесс осуществления управления организацией. Современный менеджер.

Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления. Управление как отношения. Управление как развивающая система.

Развитие взглядов на менеджмент. «Одномерные» учения об управлении. «Синтетические» учения об управлении.

 

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: «Общее понятие о менеджменте»

Основные вопросы и задания

1. История развития управленческой мысли в России и за рубежом.

2. Менеджмент и предпринимательство, общие черты и различия.

3. Функции менеджмента.

4. Менеджмент как наука о хозяйственном управлении.

5. Применение общенаучной методологии в исследовании проблем управления.

6. Методы управления в условиях становления рынка в России.

Практическое упражнение: «Управление деловой организацией в XXI веке». Цель: научить студентов подмечать и развивать происходящие в управлении бизнесом тенденции по принципу: управлять – значит угадывать.

Домашнее задание: «Моя лучшая организация» – описать организацию любой сферы деятельности, в которой представлены все необходимые условия. Текст должен состоять из фактов организационной жизни.

 

ТЕМА 2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция (1 час)

Модель взаимодействия человека и организационного окружения. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения.

Вхождение человека в организацию, обучение при вхождении. Влияние организации на процесс вхождения. Развитие чувства ответственности перед организацией. Усвоение норм и ценностей организации новыми сотрудниками. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Восприятие человеком своего окружения. Критериальная основа поведения человека.

Взаимодействия человека и группы. Адаптация человека к организационному окружению. Научение поведению в организации.

 

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: «Организация и менеджер»

Основные вопросы и задания:

1. Уровни взаимодействия в организации: индивид – группа – организация.

2. Типы организационных систем: механистическая – органическая.

3. Жизненный цикл организации.

4. Подходы к анализу организации.

5. Организационный диагноз.

6. Менеджер и его работа. Умения и роли менеджера, содержание работы менеджера. Личностные качества менеджера.

Практическое упражнение: Менеджер XXI века. Цель: научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти изменения к работе менеджера в будущем.

Домашнее задание: «Мой лучший менеджер» — в качестве творческого эссе указать качества менеджера, которые сформулировали у вас данное представление о нём. Качества должны быть не только названы, и «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и его отношения к событиям и фактам.

 

ТЕМА 3. МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция (1 час)

Общая характеристика мотивационного процесса. Теории содержания мотивации: теории иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретённых потребностей Мак Клеланда, Теория двух факторов Герцберга. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации.

Теории процесса мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства, концепция партисипативного управления.

Миссия и цели организации.

Домашнее задание: «Лист желаний» – заполнить форму, обеспечив логику в объяснениях желаний и потребностей.

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: «Человек в организации»

Основные вопросы и задания:

1. Источники личностных различий в организации.

2. Личность и внешняя среда.

3. Личность и поведение.

4. Личность и ситуация.

5. Расположение и поведение.

6. Удовлётворённость работой.

7. Этическое поведение.

Практическое упражнение: «Личность для работы». Цель: Помочь студентам понять сложность в применении «теории о личности» к организационным требованиям.

Домашнее задание: «Анкета для подбора кадров» – по каждой категории различия личности (наследственность, культура, семья, социальная группа, жизненный опыт) составить не менее 5 вопросов к кандидату на работу в организации. Вопросы должны в наилучшем виде раскрывать личность кандидата.

 

ТЕМА 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Лекция (1 час)

Общая характеристика стратегического управления. Сущность стратегического управления. Система стратегического управления. Определение миссии и целей стратегического управления. Анализ и выбор стратегии управления. Выполнение стратегии. Оценка и контроль.

Анализ среды внешней, внутренней. Макроокружение. Анализ правового окружения. Политическая составляющая макроокружения. Анализ технологической компоненты. Изучение непосредственного окружения. Анализ покупателей. Анализ поставщиков. Изучение конкурентов. Анализ рынка рабочей силы.

Домашнее задание:

1. «Конкурентное преимущество» – определить, чем должно отличаться управление, ориентирующееся на создание ценового преимущества, от управления фирмами, ориентирующееся на создание конкурентных преимуществ за счёт качественных отличий своей продукции.

2. «Эталонные стратегии» — найти статью в периодической печати, описывающую одну или несколько эталонных стратегий, и дайте своё объяснение такому поведению фирмы.

 

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: Установление целей в организации

Основные вопросы и задания:

1. Миссия и цели организации. Природа и сущность организационных целей.

2. Функции целей в организации

3. Типы организационных целей.

4. Требования к организационным целям.

5. Индивидуальные и групповые цели.

Практическое упражнение: «Установление целей в малой учебной группе». Цель: дать возможность студентам на примере конкретной ситуации провести анализ в рамках матрицы «сильные – слабые» стороны фирмы и «опасности – возможности» для фирмы на рынке.

Домашнее задание: «Участие в управлении» – на фактах и событиях личной жизни показать, каким образом вы участвовали в установлении целей и определении средств их достижения в группе или организации.

 

ТЕМА 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция (1 час)

Факторы проектирования организации. Внешняя среда. Технология работы. Стратегический выбор.

Элементы проектирования организации. Разделение труда и специализация. Департаментизация и кооперация. Связи в организации и координация. Масштаб управляемости и контроля. Иерархия в организации, ее звенья. Распределение прав и ответственности. Централизация и децентрализация. Дифференциация и интеграция.

Домашнее задание: заполнение анкеты – «Что вы хотите получить от своей работы?»

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: Текущее управление, планирование и контроль

Основные вопросы и задания:

1. Квартальное, ежемесячное планирование. Планы – графики.

2. Текущее управление.

3. Оперативное управление. Диспетчеризация.

4. Субъекты, объекты контроля. Процесс контроля.

5. Принципы контроля.

6. Виды управленческого контроля.

7. Организация внешнего и внутреннего контроля.

Практическое упражнение: «Установить логическую связь между планированием и прогнозированием».

Домашнее задание: «Разработать программу осуществления внутреннего контроля в организации».

 

ТЕМА 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция (1 час)

Функции управления организацией. Общие функции предприятия. Функции администрирования. Анализ функций управления.

Концепция проектирования работы. Анализ работы, параметры работы. Восприятие содержания работы. Технология и проектирование работы.

Модели проектирования работы. Посторонние работы. Расширение масштаба работы. Ротация работы. Обогащение работы. Модель социотехнической системы. Выбор модели проектирования работы.

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: «Основы проектирования организации»

Основные вопросы и задания:

1. Факторы проектирования организации

2. Элементы проектирования организации.

3. Типы организаций и их структуры.

Практическое упражнение: «Проектирование организации» – обеспечит понимание влияния факторов внешней среды на проектирование того или иного типа организации.

Домашнее задание: «Схема организационной структуры». – составить схему организационных структур организации, в которой учатся или работают студенты.

 

ТЕМА 7. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Лекция (2 часа)

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой: механический тип организации; органический тип организации.

Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционная организация; девизиональная организация; матричная организация.

Типы организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная организация; индивидуалистская организация.

Инновации в типологии организаций: эдхократическая организация; многомерная организация; партисипативная организация; предпринимательская организация; организация, ориентированная на рынок.

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: «Экономико-правовые вопросы управления организацией»

Основные вопросы и задания:

1. Основополагающие признаки фирмы.

2. Государственная и частная собственность, их преимущества и недостатки в качестве экономической основы фирмы.

3. Специфические особенности управления фирмой, основанной на различных формах собственности.

4. Акционерные общества. Кооперативы. Совместные предприятия.

Практическое упражнение: Деловая игра «Планирование»

 

ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Лекция (1 час)

Коммуникативные процессы в управлении. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Невербальная коммуникация. Принятие решений. Модели принятия решений Процесс принятия управленческих решений.

Власть и влияние. Источники власти в организации. Лидерство и власть.

Управление конфликтом. Типология конфликтов. Уровни конфликта в организации. Структурные методы управления конфликтом.

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: «Коммуникация в управлении»

Основные вопросы и задания:

1. Общие понятия о коммуникации.

2. Базовые элементы обмена информацией.

3. Причины и преграды неэффективной коммуникации.

4. Неформальные коммуникации, дезинформация, слухи.

Элементы игрового тренинга «Тренинг управленческих навыков».

Домашнее задание: Коммуникация преподавателя и студента в классе – схематично описать коммуникационный процесс на примере взаимодействия преподавателя и студента в классе на примере разбора конкретной ситуации по управлению.

 

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Лекция (1 час)

Концепция организационной культуры. Структура и содержание организационной культуры. Развитие организационной культуры. Формирование, поддержание, изменение организационной культуры.

Влияние культуры на организационную эффективность. Подходы к измерению влияния культуры. Соответствие культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой. Национальное в организационной культуре. Системный подход. Модель Хофстида. Модель Лэйн и Дистефано. Модель Оучи.

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: «Управление конфликтом»

Основные вопросы и задания:

1. Причины и типы конфликтов в организации.

2. Уровни конфликтов в организации.

3. Методы разрешения межличностных конфликтов.

4. Структурные методы управления конфликтом.

5. Переговоры в управлении конфликтом.

Практическое упражнение: Разрешение противоречий в группе – показать, как действует механизм сотрудничества для разрешения конфликта в группе.

Домашнее задание: Конфликт в группе – описать возможные способы разрешения конфликтов в группе.

 

ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Лекция (2 часа)

Воздействие маркетинга на потребителей. Управление маркетингом. Концепции управления маркетингом. Концепция маркетинга. Цели системы маркетинга. Повышение качества жизни. Распространение системы маркетинга: в сфере предпринимательства, на международной арене, в сфере некоммерческой деятельности.

Кадровый потенциал организации. Структура персонала: профессиональная, специальная, квалификационная. Должностная структура фирмы: рабочие, младший обслуживающий персонал, инженерно – технические работники, служащие. Руководители и исполнители. Должностные инструкции. Основные группы работ на фирме. Преимущественно умственный труд. Преимущественно физический труд. Научная организация труда.

Реферирование литературы по теме: «Мой лучший менеджер», указать качества менеджера, которые сформировались в представлении. Качества должны быть не только названы, но и расшифрованы в терминах поведения менеджера.

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: Построение карьеры

Основные вопросы и задания:

1. Организационная социализация.

2. Развитие карьеры. Концепция, стадии, изменения и планирование карьеры.

3. Карьера международного менеджера.

4. «Двойная» карьера.

5. Процесс саморазвития.

Практическое упражнение: «Планирование карьеры» – возможность оценить планы своей карьеры и открывающиеся перспективы.

Домашнее задание: «Ищу работу» – сформулировать пять вопросов об организации, в которую приглашены для собеседования. Ответы на вопросы должны помочь принять решение о выборе места работы.

 

ТЕМА 11. СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Лекция (2 часа)

Маркетинговые исследования – залог успеха предприятия. Концепция маркетинговой информации. Система внутренней отчётности. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации.

Система маркетинговых исследований. Система анализа маркетинговой информации. Система маркетингового исследования. Отбор источников информации.

Практическое занятие (2 часа)

Тема занятия: Маркетинговая служба

Основные вопросы и задания:

1. Рассказать о том, как предприятия изыскивают новые возможности в сфере маркетинга.

2. Пояснить, зачем предприятия занимаются сегментированием рынков.

3. Дать определение комплекса маркетинга и рассказать о его четырех основных составляющих: товар, цена, методы распространения и методы стимулирования.

4. Сравнить между собой пять подходов к организации отдела маркетинга.

5. Рассказать о значении информации для фирмы.

6. Перечислить этапы проведения маркетингового исследования.

7. Сравнить преимущества и недостатки различных методов сбора информации.

Реферирование литературы по теме: «Управление Маркетинговой Службой», разработка стратегии развития, форм взаимодействия Службы маркетинга на предприятии или в частном бизнесе.

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

 

Изучение курса «Менеджмент и маркетинг» завершается экзаменом, на котором определяется уровень усвоения содержания основных понятий курса; степень осмысления объективной управленческой реальности; сформированность умений описывать, объяснять, прогнозировать управленческие процессы.

Ответ студента на экзамене оценивается в соответствие с требованиями, согласно которым:

отметка «отлично» выставляется в случае, если:

— содержание ответа свидетельствует об углубленных знаниях студента;

— изложение материала логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники;

— определена позиция в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме;

— ответ подкреплен примерами из педагогической практики.

отметка «хорошо» выставляется в случае, если:

— содержание ответа свидетельствует о достаточных знаниях студента;

— раскрыты различные подходы к рассматриваемой проблеме;

— ответ дан с опорой на обязательную литературу и подкреплен примерами из педагогической практики;

отметка «удовлетворительно» выставляется в случае, если:

— содержание ответа свидетельствует о недостаточных знаниях студента;

— отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;

— ответ дан с опорой на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики;

отметка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если:

— содержание ответа свидетельствует о слабых знаниях студента;

— отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;

— ответ дан без опоры на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики.

При выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются:

— суммарные баллы, полученные по результатам экспресс-опросов;

— суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;

— баллы, полученные студентом за выполнение творческих заданий.

8. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ/ЗАЧЕТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»

 

1. Понятие менеджмента, принципы, методы управления.

2. Функции менеджмента. Влияние «школы человеческих отношений» на менеджмент.

3. Особенности японской, американской и европейской моделей менеджмента.

4. Сущность административной школы управления.

5. Взаимодействие человека и организации.

6. Ориентации открытой социально – экономической системы. Точки зрения на социальную ответственность.

7. Влияние внешней организации на руководство предприятием.

8. Конкурентные (деловые) стратегии предприятия.

9. Общая характеристика мотивации.

10. Теории содержания мотивации.

11. Теории процесса мотивации.

12. Инструментарий системы оперативного управления.

13. Система календарного планирования предприятия.

14. Важность межличных коммуникаций в менеджменте.

15. Виды карьеры. Цели карьеры менеджера.

16. «Принципы управления» Ф. Тейлора, А Файоля.

17. Коммерческие риски предприятия.

18. Профессионализм менеджера.

19. Сущность административно – управленческой деятельности.

20. Индивидуальные способы воздействия руководителя на коллектив.

21. Характеристика демократического стиля управления.

22. Должностной классификатор.

23. Оплата труда работников предприятия.

24. Управление качеством как цель деятельности. Планировочный и диспетчерский график.

25. Сущность конфликта. Методы его преодоления.

26. Социальные основы маркетинга.

27. Система маркетинга в сфере предпринимательства, в сфере некоммерческой деятельности.

28. Система маркетинговых исследований.

29. Типология стратегии бизнеса.

30. Концептуальные теории лидерства.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

«МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ»

Менеджмент, менеджер, предпринимательство, предприниматель, объект управления, субъект управления, признаки организации, законы организации, структура организации, техноструктура, структура управления, полномочия, акционерное общество, товарищество, предприятие, производственная база, производственный процесс, технологии, персонал, должности, квалификационная характеристика, трудовые ресурсы, коммуникации в управлении, управленческие проблемы, принятие решений, целевое управление, целевые программы, стратегия фирмы, стратегическое планирование, бизнес-план, формальный коллектив, психологический климат, потребности, мотивы, интенсивность труда, внутриорганизационные конфликты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Веснин, Владимир Рафаилович. Менеджмент в вопросах и ответах [Текст] : пособие для изучения и подготовки к экзаменам и зачетам / В. Р. Веснин. – М. : Элит-2000, 2008. — 317 с.

2. Веснин, Владимир Рафаилович. Практический менеджмент персонала [Текст] : Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. – М. : Юристъ, 2008. — 495 с.

3. Виханский, Олег Самуилович. Менеджмент [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 3-е изд. – М. : Гардарики, 2006. – 527

4. Казначевская, Галина Борисовна. Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 378

5. Макашева, З. М. Основы менеджмента [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / З. М. Макашева ; Гос. ун-т управления. – М. : КНОРУС, 2004. – 271

Дополнительная литература

1. Веснин, Владимир Рафаилович. Менеджмент в вопросах и ответах [Текст] : пособие для изучения и подготовки к экзаменам и зачетам / В. Р. Веснин. – М. : Элит-2000, 2008. — 317 с.

2. Веснин, Владимир Рафаилович. Практический менеджмент персонала [Текст] : Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. – М. : Юристъ, 2008. — 495 с.

3. Виханский, Олег Самуилович. Менеджмент [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 3-е изд. – М. : Гардарики, 2006. – 527

4. Казначевская, Галина Борисовна. Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Б. Казначевская, И. Н. Чуев. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 378

5. Макашева, З. М. Основы менеджмента [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / З. М. Макашева ; Гос. ун-т управления. – М. : КНОРУС, 2004. – 271

6. Файоль А. Учение об управлении. – Рязань 1927.

7. Форд Г. Научная организация труда. – М., 1924.

Интернет-ресурсы

1. http://znanium.com/bookread.php?book=369367 Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. — М.: НИЦ Инфра-М, 2013. — 256 с.

2. www.cfin.ru

3. www.ecsocman.edu.ru

4. www.dis.ru/management

5. www.mgmt.ru