Педагогическаяподдержка — основа гуманистической педагогики
В. Ф. Жидков,
начальник отдела охраны прав детства и специального образования Могилевского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования
Новое положение ребенка в формирующемся гражданском обществе Беларуси характеризуется тем, что он действительно становится субъектом своего развития. Уважение к его личности, достоинству, принятие личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самодвижения и развития — непременное условие гуманистического подхода к образованию.
Р |
асширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают основу для совершенно новой педагогической практики, вырастающей, по утверждению Н. Б. Крыловой, на иной культуре воспитания, основой которой является внутренняя свобода, творчество, действительный (а не мнимый) демократизм и гуманизм взаимоотношений взрослого и ребенка, подростка, юноши [5].
Социально-педагогические модели развития личности традиционно описывались в виде извне задаваемых образцов и нормативов. Личностно ориентированная педагогика, в основе которой лежит гуманистическая педагогика, нацелена на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида. Учитывая воззрения представителей этого направления, где ученик (воспитанник) изначально является носителем уникального субъектного опыта и в «образовании происходит «встреча» данного и задаваемого опыта, в координатах которых выстраиваются индивидуальные трассы развития» [5].
В настоящее время в контексте гуманистической педагогики разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, в которой многие ученые
и педагоги видят альтернативу авторитарному воспитанию. По нашему мнению, данное понятие используется широко и многозначно. Анализ литературных источников позволяет выделить следующие подходы: во-первыху под «педагогической поддержкой» следует понимать систему разноплановых мероприятий, используемых в целях дифференциации по жизненным устремлениям, склонностям, интересам и направленных на их выявление и поддержку (И. С. Якиманская) [2]; во-вторых, под этим термином понимается сложное образование, которое воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи (И. В. Воронкова, И. Д. Фрумин, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков) [2]; в-третьих, педагогическую поддержку связывают с деятельностью различных служб общества, которые занимаются охраной и защитой социальных прав детей (К. Маклафлин, К. Валстром, Л. Я. Оли-ференко) [2; 4]; в-четвертых, если рассматривать этот термин в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, где педагогическая деятельность обеспечивает процессы индивидуализации человека в любом возрасте, то под педагогическои поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, который включает в себя: помощь ученикам, педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических и социальныхтрудностей (В. П. Бедерханова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин) [1]; в-пятых, «педагогическую поддержку» рассматривают как «элемент любого сотрудничества и взаимодействия» (Н. Б. Крылова) [7], поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации, а это предполагает товарищеские отношения. Такое многообразное толкование понятия «педагогическая поддержка» вызывает необходимость более глубокого анализа.
Слово «поддержка» С. И. Ожегов определяет как «1. Поддержать — оказать кому-нибудь помощь, содействие. 2. Помощь, содействие — оказать поддержку кому-нибудь». В Толковом словаре В. Даля данное слово связано со значением глагола «поддержать», т.е. поддерживать — служить подпорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем); подставкой всему, что поддерживает тяжесть; укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. Иначе говоря, поддержать — это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется — т.е. находится в динамике. В Словаре синонимов слово «поддержать» обозначает: помочь, прийти на выручку, пособить. Таким образом, семантически слова «поддержка», «поддерживать» подразумевают помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо». Это, в свою очередь, позволяет присвоить им определенные педагогические смыслы: помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом. Иначе говоря, это означает поддерживать саморазвитие, развитие самости, самостоятельности человека. Отсюда — главный закон направленности поддержки и способов ее осуществления — саморазвитие личности.
Термин «педагогическая поддержка» для образования стран постсоветского
пространства является относительно новым. Хотя именно это понятие «рейа^о-&1са1 зиррог!» (педагогическая поддержка) при характеристике индивидуального развития ребенка довольно. часто и широко используют исследователи и педагоги Англии (Коллин Маклафлин), Голландии (Пит Звал), США (Кайла Вал-стром, Джон Романо) [2].
Зарубежные исследователи под данным термином понимают систему совместной деятельности педагога и ученика, направленную на сохранение самости последнего, с целью поддержания его в процессах «само» педагогом.
На современном этапе развития образования большинство ученых и педагогов для обозначения многообразия педагогических действий придерживаются и применяют термин «педагогическая поддержка», который был введен в современную российскую и отечественную педагогику О. С. Газманом в 1995 г. В связи с тем, что именно он является основоположником теории педагогической поддержки, необходимо обратиться к анализу его педагогического наследия по данной проблеме. Под этим термином О. С. Газман понимал «совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [2, с. 15; 5, с. 59]. Причем, основной смысл понятия вкладывался им в «ключевые слова педагогической поддержки — проблема ребенка» [2, с. 15; 4, с. 29]. По его мнению, педагогический смысл «педагогической поддержки заключается в том, чтобы развивать то, что уже есть у ребенка, а не создавать новые образования». Иначе говоря, поддерживать, развивать «самость» воспитанника, его самостоятельность.
Поддержка должна осуществляться педагогами в процессе как основного, так и дополнительного образования. Если же рассматривать понятие «образование», то, по всей видимости, оно представляется наиболее широким и как одна из форм социализации средством «встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство» [4, с. 28]. По О. С. Газману, образование в этом смыс-
Праблемы выхавання 3/2006
ТЭОРЫЯ
емои ими, творимой ими новой социокультурной среды» [8, с. 90].
Успешность социализации зависит не столько от широты и глубины усвоения уже готовых норм, сколько от полученной в процессе индивидуальной способности каждого к самостоятельной деятельности в обществе и на благо сообщества. В свою же очередь образование, участвуя в социализации детей, становится частью социокультурных механизмов саморазвития общества, его социокультурной технологией и, таким образом, стимулирует изменение тех норм и стандартов, с помощью которых социализирует детей. Таким образом, социализация есть «не «включение в заданное», а приобретение собственного последнего через анализ и реконструкцию. Социализация, в конечном счете, есть способ самореализации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жизни; есть также и культивирование Себя, нахождение своего Места (индивидуального пространства) в изменяющемся мире» [8, с. 90].
.Индивидуализация, по утверждению О. С. Газмана, «это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте» [4, с. 15]. О. С. Газман считал, что индивидуализация предполагает «во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей — без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических (наследственных), интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного индивида. И, наконец, третья, стержневая черта индивидуализации — поддержка человека в автономном и духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности» по В. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору)» [4].
По мнению О. С. Газмана, «индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой пе-
дагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. А результатом является свободоспособность личности. Причем «педагогика свободы» ориентируется на способы изучения самого себя. Изучая человека как субъекта выбора, она имеет в виду то, что человек делает (осуществляет) этот выбор по отношению к себе, а значит, без самопознания свобода невозможна. О. С. Газман обращает внимание на то, что «в исследовании свободы личности ребенка в образовательном процессе различаются два подхода к понятию «свобода». Первый рассматривает внутреннюю свободу субъекта как свободу воли: «хочу» (потребности, интересы), «могу» (творческая способность деятельности), «надо» (моральный закон в себя).
Второй — как условие для самовоплощения свободы развития личности, определяемого как саморазвитие» [3, с. 17].
Исследователь утверждал, что «ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных формах поведения. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым» [5, с. 32].
Таким образом, педагогика свободы изначально рассматривает ребенка как уникальную духовную «самость» и индивидуальную действительность, а не как индивидуальную возможность.Сама она рассматривается как теория и практика деятельности педагогов-профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности, и этим самым снимает для нее проблему «человека как объекта воспитания» (социализация) и ставит задачу помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного поведения (жизнедеятельности).
Поэтому проблема образования личности выступает в педагогике свободы, по утверждению О. С. Газмана, как «проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребен-
1.
3.
Праблемы выхавання 3/2006 с
ТЭОРЫЯ
ка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом» [4, с. 15].
Необходимо также отметить, что авторы «Психологии человека» Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, подтверждая точку зрения О. С. Газмана, считают, что поддерживать и развивать следует субъект-ность, т.е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (т.е. неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой).
При таком подходе содержание педагогической поддержки шире, чем «работа с проблемой человека», потому что не всякая проблема связана с процессом индивидуализации.
Различны понятия «индивидуальный подход» и «педагогическая поддержка». Так, индивидуальный и дифференцированный подходы предполагают учет индивидуальных различий учащихся, а педагогическая поддержка в отличие от них состоит в том, что она ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.
По мнению В. П. Бедерхановой, педагогическая поддержка это «система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей» [1, с. 40].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «педагогическая поддержка» во всех значениях употребляется, прежде всего, в контексте помощи, защиты ребенка, подростка/юноши, человека («пособить», «быть опорой»).
В современном гуманистически ориентированном образовании педагогическая поддержка рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личного потенциала человека, включая помощь в преодолении личностных, психологических, социальных трудностей. Такой подход имеет под собой философские, психологические основания и традицию в истории педагогической мысли.
Рассмотренная нами система трактовки понятия «педагогическая поддержка» в образовании может служить основой для определения деятельности педагога, который работает в логике педагогической поддержки и может быть прописана как система задач, направленных на создание условий для самосознания человека, его самоопределения, самоидентификации, на формирование адекватной самооценки, саморегуляцию, самореализацию, самочувствие способствующему его развитию. Осмысление учеными и практиками феномена педагогической поддержки, складывающегося в инновационном режиме, кардинально изменит ситуацию в реальной практике в контексте гуманистической личностно ориентированной педагогики, нацеленной на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности индивида, побуждающих учеников к саморазвитию.
1. Бедерханова, В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. — № 3. — 2000.
2 Воспитание и поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. — Материалы Всероссийской конференции. — УВЦ «Инноватор». — М., 1996.
3. Газман, О. С. От авторского образования к педагогике свободы // О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования. — Вып. 2. — М. : Рос. гуманит. науч. фонд, 1995.
4. Газман, О. С. Педагогика свободы : Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. — Вып. 6. — Забота — поддержка — консультирование. — М. : «Инноватор», 1996.
5. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании // О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования. — Вып. 3. — М. : Рос. гуманит. науч. фонд, 1995.
6. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. — М. : Издательский центр «Академия», 2000.
7. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Процесс совместного преодоления, или Педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы. — 1997. — № 4.
8. Новые ценности образования : тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. — Российский Фонд фундаментальных исследований. — Вып. 1. — М., 1995.
Праблемы выхавання 3/2006
Для обсуждения
Педагогическая поддержка
В. Т. Кабуш
Педагогическая поддержка— активно развивающееся направление в современной педагогической науке. Термин введён 0. С. Газманом (1936—1996) в первой половине 90-х гг. XX столетия. Идея советского учёного получила большую поддержку и понимается как процесс совместного с ребёнком определения его собственных целей, интересов, возможностей путей преодолений препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. В основе поддержки — коммунарская методика, педагогика свободы, сотрудничество, сотворчество, содружество, сочувствие, сопереживание педагогов и учащихся.
Цель педагогической поддержки — развивать то, что есть у ребёнка, а не создавать новые образования, т. е. развивать «самость», самостоятельность воспитанника. В качестве образовательного материала (термин 0. С. Газмана выступает комплекс содержания и методов, используемых в педагогическом процессе, служащий базой для самообразования и саморазвития, т. е. значимые для воспитанников предмет, явления, ценности, опыт; знания о человеке, окружающем его мире, отношениях между ними; выработанные культурой духовные идеалы и нравственные нормы; способы познания и понимания себя и мира; виды деятельности, дающие практику самореализации (возможность «пробы сил») — физической, интеллектуальной, социально-поведенческой, художественной, коммуникативной, профессиональной, а также переживаемые социальные ситуации и личные проблемы.
Система педагогической поддержки: включает психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую, экологическую и другие виды, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением.
Назначение педагогической поддержки: обращение к внутренним силам воспитанника: САМ0-познанию, САМОнаблюдению, САМОлюбию, САМОвнушению, САМОпожертвованию, САМОкритике, САМОпрогнозу, САМОанализу, САМОорганизации, САМОуправлению, САМОдеятельности, САМОразвитию, САМОреализации, САМОдостаточности, САМОвоспитанию, САМОактуализации (Л. И. Маленкова).
Тактика поддержки: воспитательное взаимодействие, практическая забота, социальная защита, педагогичная помощь, товарищеское содействие.
Педагогический поиск развития поддержки 0. С. Газмана ведут многие российские и белорусские учёные: Т. В. Анохина, В. П. Бердеханова, К. В. Гавриловец, Н. П. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, М. А. Станчиц, Т. В. Фролова, С. М. Юсфина. Авторы разрабатывают теоретические и методические основы, чтобы способствовать и облегчать воспитаннику процесс препятствия трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности.
Литература:Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. 0. С. Газмана. М., 1996; Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М., 2001; Педагогическая поддержка ребёнка в образовании / под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колеснико-вой. — М., 2006.
■.■ТУ.7,^,..^Г^.»,,Г,.:………………………………………. |
А |
Рэдактар Л. В. Саламаха; карэктар Л. В. Суцяпна;
камп’ютэрны набор 1 вёрстка А. П. Шаф’ла; малюню П. I. Грабянок.
Паштовы адрас рэдакцьп часот’са «Праблемы выхавання»: вул. Будзённага, 21, 220070, г. Мжск.
Падтсана у друк 08.10.2008. Выхад у свет 22.10.2008. Папера афсетная. Друк афсетны.
Фармат 60х84У8. ДРУК. арк. 8,0. Ум.-друк. арк. 7,44. Ул.-выд. арк. 7,5. Тыраж 1475 экз. Заказ № 1592. Цана свабодная.
Надрукавана у друкарн! РУП «Прамдрук»
ЛП № 02330/0148775 ад 30.04.2004.
_________________________ Вул. Чарняхоускага, 3, 220049, г. Мжск._________________________
Праблемы выхавання 5/2008
________ ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
Поддержка детства педагогическими и информационными технологиями
Вовнешкольномучреждении
(в контексте работы с одаренными детьми)
Н. Н. Захожая,
старший преподаватель кафедры содержания и методов воспитания Академии последипломного образования
В |
оспитание и поддержка — два компонента педагогического процесса, которые можно вычленить при дифференциации социального и индивидуального в развитии личности. Внешкольное образование и воспитание призвано помочь ребенку усвоить и расширить знания об окружающем мире и способах его познания. Дети при поддержке педагога усваивают правовые нормы, нормы общения, принятые ценности, т.е. все то, что позволит человеку социализироваться, легко интегрироваться в социум, в меняющиеся условия жизни и самосовершенствоваться. Если рассматривать внешкольное воспитание как часть социализирующегося образования, то его можно определить как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых качеств личности и образцов поведения, т.е. приобщение каждого к общему и к должному. В этом контексте мы затрагиваем еще один важный аспект внешкольного образования — индивидуализацию как систему средств, способствующую осознанию растущим человеком своего отличия от других. Педагог-внешкольник призван помочь ребенку в личностном самоопределении и самодвижении (по О. Газману).
Рассматривая такие ведущие принципы внешкольного педагогического процесса, как добросовестность, эмоциональная привлекательность, личностная направленность и индивидуализация с учетом природных наклонностей и интеллектуальных способностей каждого ребенка, можно выделить
Праблемы выхавання 5/2005 ‘ <
особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуализацию. Это — педагогическая помощь и поддержка в индивидуальном развитии или саморазвитии.
В силу своей уникальности и неповторимости ребенок вместе с педагогом развивает полученные знания и опыт, дополняет и совершенствует его. Именно в этом заключается закон творческого поведения, который противостоит функциональному подходу к личности ребенка. Саморазвитие имеет две взаимозависимые части: самосознание и самодеятельность субъекта. Поддержка органично входит в деятельность педагога-внешкольника, так как- он помогает ребенку совершать качественно новый акт — формирование собственных смыслов и целей, активных действий по внутреннему побуждению. Педагог-профессионал помогает становлению личности. Этот процесс протекает по трем направлениям: деятельность, общение, самопознание. От педагога внешкольного заведения зависит преображение сознания подрастающего поколения, поэтому его подготовка должна быть не только профессионально, но и личностно ориентированной, развивающей глубокий интерес к вопросам самопознания и самосовершенствования, раскрывающей механизмы этого процесса, формирующей целостную личность, способную реализовать свой потенциал. Педагог своими действиями, оценками, собственным миропониманием открывает для воспитанников существование социальной жизни и духовной
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
как особой сферы, реализуемой содержанием идей о цели и смысле жизни, о возможностях человека, его свойствах и качествах, об отношениях между людьми. В этих образованиях выявляются особенности самопознания — процесс самопознания и самоанализа. От содержательных характеристик концепции жизни и Я-концепции педагога зависят его возможности в оказании помощи учащимся, стремящимся к самоопределению.
Культура жизненного самоопределения рассматривается в современных концепциях воспитания и образования как центральное звено культуры личности, как условие реализации человеком своих сил и способностей. Цель воспитания и образования — помочь человеку научиться жить, т.е. понять себя, определить отношение к себе и к окружающему миру, найти свое место в жизни.
Формирование позитивного самосознания (адекватная самооценка, уверенность в себе, обретение чувства собственного достоинства, положительного самоотношения и самоуважения) — основное условие успешной самореализации личности. В процессе самореализации важна внутренняя активность, которая определяется мировоззрением, ценностными ориента-циями, способностями, потребностями, интересами — всем субъективным миром личности.
Реализация потенциальных возможностей происходит в процессе творческой деятельности. Творчество — это самосотворение себя и своего мира. Для успешного процесса самореализации личности необходимо создание соответствующих условий. Культурно-досуговая деятельность должна рассматриваться как выполняющая функцию посредника между социальной средой и микромиром личности, способствовать преодолению внутренних конфликтов и осуществлению творческих замыслов. Для успешного процесса самореализации нужны условия и адекватный уровень самосознания личности:удовлетворенность собой и своей жизнью; наличие удовлетворенности в себе и своих силах, в будущем; отсутствие страха и тревожности; положительная оценка окружающих (одобрение); круг значимых других или референтная группа; успех в деятельности. Однако впроцессе самореализации молодые люди могут столкнуться с некоторыми трудностями:
I —I
• часто молодые люди лишены объективной информации о себе, своих возможностях, задатках, способностях, что приводит к личному кризису, конформизму;
• они оказываются не в состоянии выбрать адекватные ориентиры для самореализации, что проявляется в изменении самосознания и самооценки;
• возникают проблемы из-за того, что не хватает средств и возможностей выразить свой внутренний мир.
Развивая способности личности к самореализации и самовыражению, необходимо также формировать адекватную самооценку, предоставлять возможность для проявления творческой инициативы. Выявление познавательной и эмоциональной направленности личности помогает определить индивидуальные формы самореализации молодых людей, так как психологические особенности восприятия играют важную роль в формировании самосознания творческой личности. Усвоение информации осуществляется через взаимодействие потребностей, мотивов, мыслей, чувств, настроений, интересов, т.е. через всю ее структуру. Познавательная и досуговая деятельность могут рассматриваться как важное условие для проявления самостоятельности личности при выборе способов реализации своих возможностей.
Результат педагогического процесса определяется динамикой личностного роста ребенка и качеством учебно-познавательной деятельности учащихся. Последнее характеризуется следующими факторами:
1.Соответствием содержания и форм учебно-познавательной деятельности целям данного педагогического процесса.
2. Эффективностью этой учебно-познавательной деятельности.
В учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты:поиск информации; ее первичная переработка; воспроизведение информации; усвоение понятийного аппарата, фактологического материала; выработка операциональных и инструментальных умений и навыков; усвоение схем и алгоритмов деятельности; выработка умения применять фактологический материал и операциональные навыки в стандартных ситуациях учебных задач, выполнять неалгоритмизуе-мые действия и операции; создание не-существовавшего продукта (как результата интеллектуальной или производствен-
I Праблемы выхавання 5/2005
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
ной деятельности); рефлексия учебно-познавательной деятельности.
Чем раньше дети приобщаются к интересующей и волнующей их практической деятельности, тем глубже они понимают смысл будущей трудовой деятельности, тем активнее и осознаннее происходит реализация их как личностей. Развитые в детстве творческие способности эффективно влияют на дальнейшую жизнь, непрерывное совершенствование человека.
Помимо специального опыта в конкретной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень общего развития, накапливает жизненный опыт, обладает определенными свойствами нервной организации. Педагог должен учитывать эти общие основания специализации трудового развития личности. При этом приходит осознание того, что специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Однако оно также влияет на формирование потенциальных свойств личности. Продуктом общего развития является одаренность. Следовательно, педагогу предстоит определиться в соотношении одаренности и специальных способностей и в еще более фундаментальной проблеме соотношения общего и специального развития.
Общее развитие связано со специфичным производственным опытом человека, с достигнутым уровнем мастерства и успехами в деятельности, которые влияют на остальные стороны жизни и психического развития. С точки зрения генетики, взаимоотношение между одаренностью и специальными способностями с возрастом видоизменяются и преобразуются. Специальные способности связаны как генетически, так и структурно с одаренностью, а последняя проявляется и развивается в специальных способностях. С. Л. Рубинштейн отмечает, когда одаренность рассматривается «вне отношения к конкретным видам деятельности и конкретным способностям, утрачиваются конкретные черты интеллектуального облика реального живого человека». Он подчеркивает, что «если под общей одаренностью разуметь взятую в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то
в нее включается не только интеллект, но и в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента, эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.».
Ни одна отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, находящихся в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называют одаренностью. Педагогу очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются основными, ведущими для каждого вида деятельности у воспитанника. Это поможет найти наиболее действенные методы формирования у детей таких способностей и повысить общую культуру и результативность деятельности.
Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных субъектов для творчества характерна их индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей во внешкольном учреждении надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы индивидуального воздействия и взаимодействия. Предлагаемые технологические правила организации деятельности во внешкольном учреждении помогут достичь высоких и качественных результатов деятельности как группы, так и каждого ее члена, а предлагаемый алгоритм педагогической деятельности по самоутверждению индивидуальности поможет воспитанникам социализироваться.
Результатом социализации являются следующие проявления личности: социальная адаптированность, автономность и социальная активность. Исследования творческой деятельности последних лет, в частности структуры одаренности, дают определенные основания для формирования новых подходов относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.
Праблемы выхавання 5/2005
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
5. Педагогические и психологические технологии работы с одаренными детьми: Одаренный ребенок. — 2002. — № 6. — С. 62—79.
6. Развитие детской одаренности в образовательной среде: Развитие личности. — 2002. — № 3. — С. 113—147.
7. Система внеклассной и внешкольной работы в развитии одаренности детей: Адукацыя 1 выхаванне. — 2003. — № 1. — С. 26—28.
8. Социальная поддержка детства (муниципальная система): Внешкольник. — 2003. — № 3. — С. 5—9.
Социально-педагогическая
Поддержка детей с девиантным поведением
В. Г. Литвинович,
Старший преподаватель кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета
В |
традиции внешкольной педагогики — создавать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л. С. Выготский) — среду общения, поле деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком. Все виды образовательно-воспитательных воздействий на него должны быть гармонично взаимосвязаны между собой. Нарушение этой взаимосвязи приводит к отклонению в развитии растущего человека и подвергает его в силу социальных обстоятельств негативным влияниям.
Дети и подростки крайне нуждаются в том, чтобы им была оказана помощь в безболезненном вхождении в систему межличностных, групповых, семейных, общественных отношений, в преодолении трудностей и проблем, встречающихся в процессе социализации.
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением призвана содействовать личности в ее социализации, способствовать решению проблем взаимоотношений личности и общества. На практике она определяет три ключевых направления деятельности:
• поддержка взросления (социализирующее общение, адаптация, реабилитация);
Праблемы выхавання 5/2005
• поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
• обеспечение условий для инициативного и поливариантного проведения досуга (пр возрастам, интересам, полу и т.д.).
Эти направления определяют основное содержание социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением учреждения внешкольного воспитания и обучения и его структурных подразделений. Таким образом, в процессе педагогической деятельности, которую организуют внешкольные учреждения через педагогов, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала:
• поддержка и содействие самореализации личности;
• создание условий для ее социализации, гармонизации отношений с социумом.
В обществе складываются цивилизованные формы гарантий прав и интересов юных граждан нашего государства.
40 I =з
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» и другие нормативно-правовые акты гарантируют права детей. При этом важно подчеркнуть необходимость дальнейшего совершенствования механизма и условий для их реализации с целью:
• развития ребенка как личности, его склонностей, способностей и возможностей;
• обеспечения гарантии к культурным благам и услугам (образование, культура, информация);
• предоставления гарантий жизнеобеспечения и безопасности (здоровье, социальная поддержка, защита прав и достоинства личности);
• обеспечения условий для учебы, труда и отдыха;
• организации работы с различными категориями детей (дети-инвалиды, сироты, одаренные дети, дети «групп социального риска» и др.);
• формирования социальной политики и программ действий на всех уровнях.
Обеспечение социальных гарантий детей и подростков с девиантным поведением закладывает предпосылки эффективности социально-педагогического влияния на личность, конкретизирует цели учреждения внешкольного воспитания и обучения как открытой социально-педагогической системы.
Одним из важнейших средств социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением является их социальная защита. Ее организация учреждением внешкольного воспитания и обучения может быть представлена в следующих направлениях:
1. Защита самого процесса формирования личности. Она может быть направлена на процесс благоприятного прохождения периодов стабильности и кризисов.
2. Социальная защита среды (социума) формирования и развития личности. Внимание педагогов-внешкольников может быть сосредоточено на сфере обитания ребенка, на возникающих социальных и нравственных проблемах.
3. Целевая адресная защита, помощь детям с девиантным поведением для решения конкретных проблем, что обусловлено потребностью ребенка в защите от жизненных невзгод, конфликтов, болезней, одиночества, насилия, голода, нар-
комании, алкоголизма, от последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.
Эффективность организации социальной защиты детей с девиантным поведением может повыситься при следующих социально-педагогических условиях:
• адресности социально-педагогической поддержки, ее ориентации на удовлетворение потребностей ребенка, на помощь и заботу при неблагоприятных ситуациях и жизненных проблемах ребенка;
• координации взаимодействия учреждения внешкольного воспитания и обучения с другими государственными и общественными организациями в реализации функций социальной защиты;
• специальной и психолого-педагогической подготовки кадров;
• поливариантности управления процессом, который предполагает разнообразие принимаемых решений в зависимости от обстоятельств, условий, отношений.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию детей с девиантным поведением к обществу, с одной стороны, и их саморазвитие, активное взаимодействие с обществом — с другой.
Актуальными проблемами социальной адаптации детей с девиантным поведением являются: вхождение в систему межличностных отношений; реализация жизненных планов; преодоление трудностей; формирование способностей к самореализации; соблюдение нравственных законов; формирование социальных умений и навыков.
Большую помощь в решении этих проблем могут оказать педагоги-внешкольники во взаимодействии с семьей и общественностью. Психолого-педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей предполагает использование оптимальных психолого-педагогических средств для подготовки детей с девиантным поведением к цивилизованному социальному общению, к разрешению конфликтных ситуаций, к участию школьников в различных формах социальной деятельности.
Учреждениями внешкольного воспитания и обучения накоплен значительный опыт по решению этих проблем в виде традиционных форм работы с детьми и подростками, а именно: клубы, кружки, секции, студии, творческие объединения
I Праблемы выхавання 5/2005. и т.д. Большую помощь в социально-педагогической поддержке детей с девиант-ным поведением могут оказать инновационные формы работы:
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
и т.д. Большую помощь в социально-педагогической поддержке детей с девиант-ным поведением могут оказать инновационные формы работы: социально-педагогические центры, психологические службы, телефоны доверия, инфоцентры, хобби-центры, клубы общения, биржи труда, реабилитационные центры, тре-нинговые программы, детские общественные объединения и т.д.
Однако в современном обществе обостряются социальные, культурные ценностные конфликты и противоречия. Успешность их разрешения зависит от способности личности к изменению, самостоятельному решению, принятию нового, непривычного. Поэтому особенно важно исследовать особенности становления личности ребенка как формирующегося социального субъекта.
Социальный субъект — это личность, обладающая такими качествами и свойствами, которые обеспечивают ее включенность в реализацию основных тенденций развития социальной системы и тем самым позволяют ей быть активным участником общественного процесса. В современных условиях такими характеристиками личности как социального субъекта являются:
• динамизму способность действовать в ситуации социальной неопределенности, изменений;
• ориентированность на поиск новых решений;
• способность в жизненно важных ситуациях действовать и строить свои отношения с другими людьми, исходя не из узкогрупповых норм, а на основе общечеловеческих ценностей.
Иными словами — это способность к социальному выбору. Ее сформирован-ность является фундаментальным качеством, определяющим процесс формирования ребенка как социального субъекта. С одной стороны, она базируется на отражении в сознании социального мира, как открытого, во всем многообразии его связей, отношений, социальных институтов, групп, с другой — на потребности, стремлении, установке проявить себя в тех или иных связях, отношениях, социальных институтах, группах. Безусловно, такая способность к социальному выбору должна иметь об-
щую систему ценностей и ценностных представлений о мире, обществе, личности и ее месте в социальном и социокультурном пространстве.
По мнению коллектива Минского Дворца детей и молодежи, изучение представлений о детской и подростковой девиантности есть способ воздействия на механизм, который их формирует. Здесь имеется в виду изучение следующих параметров, характеризующих эти представления в их целостности:
• отношение к основным представителям асоциальной детской и подростковой субкультуры, степень терпимости—нетерпимости, толерантности, эмоциональных оценок — от враждебно-репрессивных, безразлично-попустительских до терпимо-альтруистических;
• влияние этих ценностных ориентации на включенность в разнообразные формы девиантного поведения;
• изучение мнения детей и подростков об источниках, движущих силах и причинах девиантности;
• изучение характера, мотивации поведения молодых девиантов;
• изучение направленности информационных, коммуникативных потребностей детей и молодежи и потребности в мерах социальной защиты;
• влияние основных показателей социального самочувствия;
• степень доверительного отношения к основным агентам социально-правовой защиты прав личности;
• включенность во внешкольную досу-говую и образовательную деятельность;
• влияние деформации родительско-се-мейных отношений на склонность детей и подростков к девиации;
• значимость других факторов (пола, возраста, материального положения семьи, состава семьи и социального положения родителей) на отношение к девиации.
Взаимодействие учреждения внешкольного воспитания и обучения со школой, семьей, общественностью по социально-педагогической поддержке детей с девиантным поведением позволит решить целый комплекс социально-педагогических задач, а также осуществить принципиально новые подходы с использованием социальных и педагогических технологий, позволяющих:
Праблемы выхавання 5/2005
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
• оптимизировать процесс вхождения поколения в социальную группу и общность людей, обеспечить формирование положительных межличностных контактов (социально-педагогическая адаптация);
• строить взаимоотношения между педагогом и детьми как продукт и условие сотрудничества его участников (концепция развивающей среды);
• выполнять роль связующего звена между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом (социальная педагогика);
• создавать условия для нормальной жизнедеятельности детей и подростков, их полноценного развития, оказывая им помощь и предоставляя определенные социальные гарантии (социальная защита и поддержка);
• стимулировать подготовку детей и подростков к вступлению в самостоятельную жизнь, к имеющимся социальным условиям, обеспечивая дополнительные возможности и выравнивание исходных «стартовых» позиций представителям менее социально защищенных групп — детям-инвалидам, сиротам, детям из неполных и неблагополучных семей, детям «групп социального риска» (социальная адаптация и реабилитация).
Критерием эффективности социально-педагогической поддержки детей с деви-антным поведением средствами учреждений внешкольного воспитания и обучения может быть позитивная динамика ситуации с девиациями, снижение правонарушений, разрешение конфликтов, содержательность досуга.
((
Здаровыладжыцця
Аддиктивное поведение
Аддиктивное поведение — выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления алкоголя, наркотиков, психотропных и иных лекарственных средств с нелечебной целью, препаратов бытовой химии, а также постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества, привязанность к какой-л. активности или предмету принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью индивида, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции.
Аморальность
Аморальность (а — в значении отрицания + лат. тогаИ$ — нравственный) — лишенный морали,
безнравственный. Крайняя форма разложения личности, выражающаяся в сознательном пренебре
жении моральными нормами и ценностями. А. проявляется как бесчеловечность (враждебное, жес
токое или корыстное отношение к человеку, животным, природе) и как бесстыдство (презрение к I
общественному мнению, правилам приличия).
Аморальным людям часто свойствен цинизм. II
Праблемы выхавання 5/2005
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА
Праблемы выхавання 4/2008 I з
свидетельствуют статистические данные — участие в детском движении принимают 132 000 школьников Брестской области, из них 86 000 (каждый второй) следуют пионерским традициям; 20 000 (1 из 10) состоят в ОО «БРСМ». Наиболее активными являются младшие школьники;
• у подростков апробируется и формируется модель социальных отношений, реализуются творческие возможности. Образцом такой модели является пионерская дружина «Алые паруса» средней школы № 10 г. Бреста (самая многочисленная в Брестском регионе), в составе которой насчитывается 16 пионерских отрядов;
• в г. Бресте работают 38 пионерских дружин, в структуре которых — отряды «Милосердие» и тимуровские.
Вместе с тем в деятельности детских общественных организаций и объединений выявлены такие проблемы, как:
• недостаток компетентных лидеров в работе с детскими организациями (в частности, педагогов-организаторов);
• слабое освещение деятельности детских организаций в СМИ (газетах, радио, на ТВ), в результате чего многие дела, инициативы, достижения остаются неизвестными широкому кругу общественности;
• недостаточное методическое обеспечение деятельности детских объединений младших школьников;
• непонимание некоторыми родителями целей деятельности детских общественных организаций;
• необходимость психологического сопровождения детства: активизация игровой деятельности, утверждение ценности дружбы и взаимоотношений.
Состояние деятельности детских общественных организаций и объединений, а
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА
также Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 г. № 162 «О Программе мер по реализации концепции развития детского движения в Республике Беларусь» и перечнем мероприятий по выполнению Программы (пункт 14) стали основанием для создания в БрГУ им. А. С. Пушкина учебно-методической лаборатории «Педагогическая поддержка детских общественных объединений» (май 2005 г.).
Перед ней стоят следующие цели:
• методологическое обоснование и методическое сопровождение деятельности детских организаций;
• исследование в них процесса социализации детей и подростков;
• выявление общего и особенного в деятельности различных детских объединений, функционирующих в Брестском регионе;
• практическая помощь их лидерам.
Лабораторией реализован ряд научно-методических проектов. В 2006 г. ею проведён семинар «Развитие детских и молодёжных общественных организаций в современных условиях». Участие в нём приняли учёные, практики, организаторы воспитательной работы университета, лидеры молодёжных организаций, специалисты управления образования облисполкома, отделов образования администраций районов г. Бреста, специалисты по проблемам детского движения во внешкольных учреждениях.
Состоялось заседание круглого стола «Поддержка детских общественных объединений — проблема педагогическая», участниками которого явились организа-
торы детского движения, лидеры молодёжных организаций, учёные и педагоги, студенческая молодёжь.
В рамках Года ребёнка и в связи с 85-летием пионерского движения прошёл научно-методический семинар «Детская общественная организация как модель целенаправленной социализации подростков» с участием ветеранов детского движения, учёных, специалистов управления образования, представителей молодёжных организаций. В рамках его программы была организована выставка материалов из опыта работы регионов Брестчины «Методическое сопровождение деятельности детских общественных организаций и объединений».
Лаборатория взаимодействует с управлением по делам молодёжи Министерства образования Беларуси в лице главного инспектора управления О. А. Мас-лова, управлением образования Брестского облисполкома (первый заместитель начальника управления А. Ф. Жук), с отделом по делам молодёжи Брестского горисполкома, Брестским областным Советом ОО «БРПО», пионерской дружиной «Алые паруса» средней школы № 10 г. Бреста.
Научную поддержку лаборатории оказывают доктор педагогических наук, профессор В. Т. Кабуш; кандидат исторических наук, доцент И. И. Калачёва; профессор М. П. Осипова; заведующая кафедрой психологии развития БрГУ им. А. С. Пушкина И. Е. Валитова. В этом номере журнала представлены научные сообщения, практический опыт, которые обобщены учебно-методической лабораторией. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных.
Праблемы выхавання 4/2008
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА
Духовно-нравственная
Составляющая
Образования
И воспитания
Татьяна Ковалева,кандидат психологических наук, заместитель Министра образования Республики Беларусь
В |
Республике Беларусь проводится последовательная работа по формированию у детей и молодежи ценностных ориентации, норм и правил поведения на основе гуманизма, добра и справедливости.
В учреждениях образования существенно меняются содержание и формы учебно-воспитательного процесса, во всё большей степени приобретающего такие качественные характеристики, как диалоговость, проблем-ность и альтернативность.
Проводимая учебно-воспитательная работа предполагает ориентацию учащейся молодежи на систему ценностей, которые обеспечивают жизнь, достойную человека, и процветание Отечества, а целью воспитания является развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности и достойным гражданином. При этом в качестве важнейших задач воспитания детей и молодежи определены:
• формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к национальной культуре, традициям и обычаям, истории;
• моральное развитие личности на основе восприятия факта сосуществования и взаимодействия множества культур, систем духовных и моральных ценностей;
• формирование трудовых и жизненных навыков, творческого отношения к труду, целеустремленности, ответственности, умения прогнозировать личностные и коллективные
■ 3
трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию;
• формирование здорового образа жизни, который проявляется в отношении к своему здоровью как ценности, в умении и навыках его сохранения и укрепления;
• формирование ответственного поведения и др.
Воспитательная парадигма предусматривает также:
• установку на равность разных видов социально принимаемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
• направленность педагогических усилий на построение * самим воспитанником позитивных ценностных ориентации;
• толерантное отношение к иномыслию, не пропагандирующему жестокость, насилие, агрессивность к другим.
Стержневой идеей современной педагогической технологии выступает управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогических взаимоотношений. Со стороны педагога это предусматривает всестороннюю поддержку воспитанника, создание условий для его самореализации, самоопределения, успешной адаптации.
Реальностью стало психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Создана сеть социально-педагогических учреждений нового типа, основной задачей
I э Праблемы выхавання 2/2006
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА
которых является работа с семьей и детьми, требующими особого внимания.
Большое внимание уделяется решению таких вопросов, как привитие учащейся молодежи навыков здорового* образа жизни, привлечение учащихся и студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Значительная работа проводится по профилактике преступности, формированию системы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Стабилизированы темпы роста социального сиротства и др.
Более последовательным и плодотворным становится взаимодействие школы и семьи, школы и Церкви. При этом учреждения образования, основываясь на принципе светскости характера образования, не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии. Родители или сами совершеннолетние учащиеся вправе определять свое отношение к ней в соответствии с собственными убеждениями и семейными традициями. Право человека исповедовать религиозные или иные убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав на свободу других лиц.
Система образования, реализуя фундаментальные права человека, стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно с ней сотрудничать в соответствии с целями и интересами общества.
Государственная система образования при выборе союзника в воспитании подрастающего поколения не может не руководствоваться такими понятиями, как культу-рообразующая религия, религия большинства населения Беларуси, исторически традиционные религии нашей страны и их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Принятое в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь создает дополнительные правовые основы для взаимодействия органов управления и учреждений образования с епархиями, бла-гочиниями и приходами Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания учащейся молодежи.
В рамках Соглашения в марте 2004 года принята Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004—2006 гг., представляющая совокупность мероприятий в области
образования, воспитания и социальной работы, направленных на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа.
Учреждения образования взаимодействуют с Белорусской Православной Церковью по следующим вопросам:
• духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся;
• милосердие и благотворительная деятельность;
• ознакомление с историческим и культурным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
• забота о захоронениях родных и близких, павших воинов;
• организация досуга и оздоровления детей и подростков;
• поддержка семьи, материнства и детства;
• деятельность по охране окружающей среды;
• профилактика правонарушений, девиант-ного поведения учащихся и студентов;
• работа с неблагополучными семьями, сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми;
• преодоление деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций и неокультов;
• здоровый образ жизни.
В ноябре 2005 года в г. Гомеле прошли IX Свято-Евфросиниевские педагогические чтения «Сотрудничество государства и церкви в деле образования: современное состояние и перспективы», в рамках которых состоялась презентация накопленного в учреждениях образования страны многообразного опыта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Подготовлен к изданию сборник трудов участников Чтений.
Данный выпуск журнала «Праблемы вы-хавання» продолжает обобщение опыта работы, накопленного в учреждениях образования по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи, по практической реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004—2006 гг.; ставит целью дать общее видение процесса взаимодействия органов управления и учреждений образования с епархиями, благочиниями и приходами Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания детей и молодежи. Надеемся, что обсуждение этой темы на страницах издания найдет свое продолжение в педагогических коллективах учреждений образования.