Е. Назайкинский
Одной из важнейших задач, которые ставит перед эстетикой и искусствознанием (в широком смысле этого слова) современная художественная культура с ее многообразными жизненными, социальными функциями, с ее сложностями, противоречиями и противостояниями, является задача методологического совершенствования теории искусства, углубления ее философско-эстетического, научного обоснования.
Немалое значение имеет, в частности, прояснение и уточнение искусствоведческих понятий, повышение их практической, и теоретической дееспособности, причем не только внутри каждой из множества дисциплин, изучающих искусство, но и в системе наук в целом. А это влечет за собой необходимость преодоления узкопрофессионального подхода в исследовании конкретных видов художественного творчества, требует консолидации дисциплин, обобщения огромных, но во многом порознь накопленных знаний, фактов и идей. Формирование и развитие понятий в той или иной специальной сфере уже не может осуществляться без учета возможностей их более широкого применения, без соотнесения с опытом многих гуманитарных, естественных и точных наук.
В музыкознании эти требования ощущаются едва ли не сильнее, чем в других искусствоведческих дисциплинах, что в какой- то мере объясняется свойствами его предмета, затрудняющими прямой контакт даже со смежными научными областями и использование их достижений.
Хорошо известно, что теоретическое музыкознание, располагающее весьма сложным комплексом приемов и средств анализа музыки, именно в силу особой природы звукового материала и его музыкальной организации значительно более замкнуто, автономно и специфизировано по сравнению с теорией любого другого вида искусства.
С достаточным основанием можно утверждать, что литературоведению, например, значительно легче в исследовании художественных произведений опираться на опыт других наук — на общее языкознание, психологию мышления и речи, на этику и целый ряд других дисциплин,— а потому доля неспецифических методов здесь может быть довольно значительной. Ведь непосредственным материалом литературы является слово и прямое повествование о конкретном мире, изучаемом как писателями, так и учеными, а также повествование о человеке — главном объекте не только литературы, но и психологии, социологии, гуманитарных наук в целом.
Теоретическое же музыкознание должно было выработать свои представления не только об особенностях строения музыкальных произведений, но и о музыкальном мышлении, музыкальной речи, о системе музыкально-выразительных средств, в чем-то подобной естественному словесному языку, но все же существенно отличающейся от него. Оно должно было сформировать понятия о феноменах сугубо музыкальных, не имеющих явных аналогий с явлениями внемузыкального мира, и найти особые пути, которые позволяли бы без вульгаризации и упрощения характеризовать отражение жизни и человека в музыке.
Виды и функции эмоций.Проблема эмоций в психологической литературе.Понятие ...
... состояние и способы выхода из стрессового состояния. 1. Проблема эмоций в психологической литературе. 1.1. Понятие и значение эмоций. Теории эмоций. «Эмоции (от латинского "emoveo" - чувство) - психический ... и их функции. Задачи курсовой работы следующие: 1) проанализировать подходы к определению понятия эмоций, 2) проанализировать функции эмоций, 3) рассмотреть типологию эмоций, 4) описать основные ...
К такому же выводу приводит сравнение музыки и с изобразительными искусствами. Последние допускают в искусствоведческом анализе прямое обращение к приемам изучения самой натуры, например к методам анатомии, геометрии, оптики. Если искусствовед, описывающий скульптурный портрет, имеет дело не только с художественным образом, авторским отношением и специфической техникой работы скульптора, но и с торсом, головой, подбородком, с физической и психофизиологической обусловленностью запечатленной позы, жеста, то есть со всем тем, что изучается в антропологии и анатомии, в кинематике и физиологии, то музыковед, анализирующий инструментальную пьесу (даже если она имеет название типа «Мыслитель», «Облака», «Бабочка»), стремится ограничить количество внемузыкальных характеристик произведения и притом выбирает из них наименее конкретные, но зато широко оперирует такими терминами, как аккорд, интервал, тональность и лад, каденция, фиоритура, форшлаг, экмелика, и множеством других, подчас совершенно недоступных пониманию неспециалиста.
Некоторое сходство с музыкой (если иметь в виду ее неизобразительный характер) обнаруживают архитектура и орнамент. Однако в отличие от музыки эти искусства в гораздо большей мере являются прикладными, отчего их теории должны включать множество представлений, связанных с бытовой, экономической, утилитарной сторонами архитектурных и графических форм, с данными математики, физики, строительного дела, науки о сопротивлении материалов. Что же касается их художественной «поэтики», то не примечательны ли их обычные определения как «застывшей музыки», «музыки для глаз»! К оценке таких аналогий мы еще вернемся.
Сейчас же еще раз подчеркнем факт специфичности и сравнительно большой автономности теории музыки. Разумеется, тщательное, глубокое исследование позволяет во многих случаях обнаруживать реальные аналоги музыкального мышления и речи. Конечно, специфичность музыки проявляет себя преимущественно в сфере, касающейся музыкально-звукового материала и его организации. Да и то к настоящему времени музыковедение выявило немало связей музыкального с внемузыкальным, скрытых во внешне ни с чем не сходной звуковой конструкции музыкальных произведений.
Но если мы и заострили некоторые отличия музыки в ряду других искусств и умолчали о давних и плодотворных контактах мукознания с другими дисциплинами, то лишь для того, чтобы яснее подчеркнуть очевидный для вдумчивого читателя факт: специфичность и сложность теоретического аппарата музыковеда естественно порождена природой его объекта. Был ли этот аппарат предметом специального изучения? И да и нет.
В библиографических материалах внимательный читатель может встретить немало упоминаний о работах, посвященных той или иной теоретической концепции музыки, в консерваториях читаются специальные курсы истории музыкально-теоретических систем. В речь музыковеда уже вошли термины «метатеория», «методология», ведутся обсуждения достоинств и недостатков музыкально-теоретических понятий, самокритика музыкознания поддерживается критикой со стороны.
Эмпирическое понятие и теоретическое понятие
... максимализм, абсолютизм и в то же время провоцирует недооценку конкретно-научных понятий и теорий (Юревич, 1999, 2000). Мышление широкими категориями и абстракциями — это движение ... пределами эмпирического уровня анализа, а подъем на более высокие, собственно теоретические уровни анализа требует теоретической (априорной) рефлексии. Изучение связей водорода и кислорода открывает закономерности ...
В последнее время предприняты попытки более широко раздернуть методологическую рефлексию. Они идут по надежному пути — пути коллективной работы, результаты которой уже (зафиксированы в ряде сборников.
Однако полный, глубокий и всесторонний анализ современного состояния музыкознания до сих пор не осуществлен. И причина тому, в частности,— сугубая специфичность и исключительная сложность музыкальной теории. Решение же этой задачи, как уже было сказано, необходимо и для внутреннего совершенствования теории музыки, и для повышения эффективности ее межнаучных связей, и для развития ее эстетического потенциала. Оно, несомненно, может дать ценный материал для познания специфики этой области как особого переплетения принципов научного и художественного мышления и тем самым для определения ее места в общем ансамбле искусствоведческих дисциплин и в науке в целом. Оно, безусловно, поможет и практическому функционированию музыкознания как гуманитарной науки. В данной статье из сложного комплекса сторон и компонентов теории музыки выбраны для рассмотрения теоретические понятия в их специфике, внутренних и внешних взаимосвязях. Система понятий, сложившаяся в советском музыкознании, будет характеризоваться с трех точек зрения — общенаучной, музыковедческой и эстетической. В связи с этим будут затронуты проблемы терминологии и терминологических причем автор ставит своей целью не подробное описание отдельных понятий теории музыки, а выявление их общих специфических свойств и функций.
ПОНЯТИЕ И ТЕРМИН
Анализ системы музыкально-теоретических понятий целесообразно начать с рассмотрения музыковедческой терминологии, поскольку именно в ней получает свое словесное выражение научный, теоретический аппарат музыковеда, с нею же связаны в определенном отношении и некоторые существенные особенности самих понятий, характерные вообще для искусствознания.
Со строго научной точки зрения музыковедческая терминология представляется весьма противоречивой, сложной, несовершенной, во многом не удовлетворяющей требованиям, которые обычно предъявляются к терминам. Такая оценка высказывается как лингвистами, так и самими музыковедами.
Под музыковедческой терминологией здесь понимается совокупность слов и словосочетаний, получивших в профессиональной речи музыкантов, в специальных теоретических исследованиях музыки статус терминов. Эти слова и словосочетания в действительности далеко не всегда подобны терминам естественных, технических, точных наук, хотя нередко приближаются к ним. Встречаются среди них и такие, значение которых не только не зафиксировано какой-либо дефиницией, но и вообще с трудом поддается определению.
Напрасно было бы искать в музыкальных энциклопедиях и словарях, что означают, например, такие выражения, как лирико- эпическая драматургия, музыкальная мысль, мелос, декламационность, выразительность. Смысл этих и подобных им выражений устанавливается читателями, собеседниками обычно из контекста, из ситуации практической музыкальной деятельности, из всего хода теоретического изложения. При этом отсутствие точной однозначной формулировки вовсе не смущает музыкантов. Необходимым и достаточным является взаимопонимание, хотя бы и частичное.
Термины по СКД 21
... среди других людей. См. индивид (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 70). Индивидуальная культурная деятельность – культурная деятельность индивидуального субъекта по:1. ... общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое" (Парыгин Б.П. Основы социальной психологической теории. М., 1971. С.100). Массовая культура -точно так же, как и авангард, ...
Наряду с однозначными и точными терминами, такими, как амбитус, громкость, клавиатура, септаккорд, в теории музыки много терминов, имеющих по два, три, четыре значения. Примерами могут служить педаль, портаменто, регистр, эпизод и т. п. Многозначность их обычно устраняется контекстом. Однако опасность неверного истолкования все же остается. Сложнее дело обстоит с терминами неопределенного или не вполне определенного значения. Расплывчатость их внушает музыковедам естественную тревогу, особенно если они приближаются к уровню категорий — архитектоника, процессуальность, интонация, письмо, музыкальная драматургия и т. д.
Неудовольствие вызывает и разнородность терминологии. Простые термины, такие, как лад, ступень, кульминация, соседствуют в ее рамках с причудливыми словообразованиями типа вокальвесомости, oпeвания, двигательного устоя, возникшие в сфере музыки лейтмотив, кантус фирмус, антифонность— с заимствованиями: с амбивалентностью, семантикой, апперцепцией…
Что же касается предъявляемых к терминологии требований оценочной и образно-экспрессивной нейтральности, то музыкозна ние в корне не приемлет его как требование обязательное и постоянно изобретает термины-восклицания, термины осуждения, яркие и в эмоциональном, характеристическом отношении — вершина-горизонт, тихая кульминация, цепное дыхание, мелодраматичность, волчья квинта, движущийся период, останавливающееся предложение и т. п.
Краткое перечисление свойств музыковедческих терминов естественным образом приводит к вопросу: можно ли считать их настоящими терминами или мы имеем дело с чем-то другим Разделяя и опасения, и критическое отношение к музыковедческой терминологии, и желание способствовать ее совершенствованию, автор тем не менее положительно отвечает на этот вопрос. Да, мы имеем дело с терминами — но с терминами музыковедческими. И оценивать их нужно, учитывая специфику музыкознания как особой области теории, ибо простое приложение критериев терминологии точных, естественных и каких- либо других наук не даст здесь надежных результатов
Лишь два свойства музыкально-теоретического языка вполне соответствуют терминологическим требованиям. Одним из них является профессиональная специфичность терминологии — ее распространение в сравнительно узкой специальной сфере, в профессиональной среде, в музыкально-теоретической литературе, ее особый характер, заметный на фоне общеупотребительных слов и выражений. Другим же свойством является присущая терминам интенция научного обозначения. Музыковедческие термины всегда рассматриваются в практике их употребления как наименования феноменов, процессов, предметов, принципов, пусть и не получивших до поры до времени точной дефиниции, но характерных именно для музыки.
Впрочем, мы погрешили бы против истины, если бы сочли все названные особенности специфическими для музыкознания Это, конечно же, не так. И в других областях искусствознания дело обстоит аналогичным образом. Более того, даже в точных и естественных науках, например в математике, нередки случаи, когда термины не удовлетворяют требованиям образной и оценочной нейтральности (ср.: дурная бесконечность, неправильная дробь, накрест лежащие углы), когда одному понятию соответствует несколько терминов-синонимов (ср.: шаровая поверхность, сферическая поверхность, сфера) или один термин имеет несколько значений (ср.: квадратура в трех значениях, квадрат как обозначение геометрической фигуры и показателя степени и др.).
ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ
... - разновидность иррационализма, рассматривающего высшее начало бытия как неподдающееся рациональному, научному познанию, мистическое. Термин В. употребляется также для обозначения социально-политической практики, не считающейся с объективными ...
В любой научной дисциплине, к какой бы области она ни относилась, специальные термины органично сочетаются с общенаучной лексикой, со словами обыденного языка. В любой области уточнение понятий, обозначенных терминами, построение определений, формулировок оказывается сравнительно долгим процессом, совершается постоянно, в результате чего степень строгости терминологии постепенно повышается
С этой точки зрения музыковедение как область искусствоведческой науки не выделяется принципиально в ряду Других наук, хотя, разумеется, степень строгости ее понятий значительно ниже, чем в точных науках, а число многозначных, неопределенных терминов, синонимов и омонимов, остроэкспрессивных терминов значительно больше.
Принципиальное отличие терминологии искусствоведческих наук заключается в другом. Она должна одновременно удовлетворять двум в корне различным требованиям. С одной стороны, в ее рамках совершается обычный для науки процесс уточнения значений, стимулируемый внутренними потребностями теоретического знания, с другой же — она должна также подчиняться и требованиям направленности на широкую, не обладающую профессиональными знаниями публику.
Если, например, в естественных науках направленность на практику определяется не характером языка их теории, а материальными результатами, то в искусствоведении и теория и практика осуществляются в языковой форме. Необходимость обслуживать одновременно и научное исследование и критическую, публицистическую статью — вот что делает терминологию искусствоведческих дисциплин особенно сложной. Подчиняясь требованию теоретической строгости, терминология стремится избавиться от многозначности и от синонимии, но при этом постоянно сталкивается с нормами литературно-стилистическими и, отвечая на них, культивирует и многозначность и способы говорить об одном и том же не монотонно, а разными словами — синонимами и синонимическими конструкциями.
Таким образом, многие из особенностей терминов теории музыки, как и других искусствоведческих дисциплин, объясняются сложной природой искусствознания, в котором органично сочетаются принципы науки и искусства, познания и оценки, объяснения и убеждения, точности и поэтической многозначности.
Противоположная направленность двух рядов требований не всегда осознается как неотъемлемое свойство языка искусствоведения, что приводит к абсолютизации какого-либо одного из требований. Терминологию музыкальной теории начинают ругать то за отсутствие точности и научности, то за наукообразие, за увлечение научной формой изложения, то за чрезмерную цветистость и поэтическую неопределенность выражений, то за сухость, чрезмерную теоретичность.
Взаимодействие двух полярно направленных тенденций в развитии терминологии ставит перед музыковедами методологические и чисто практические (литературно-редакторские) проблемы, самая суть которых заключается в том, чтобы лучшим образом удовлетворить требования двоякого рода. Но возможно ли это?
Возможно, но лишь при четком разграничении различных жанров музыковедческих работ, при осознании различий между терминами и понятиями. Требование однозначности, четкости и непротиворечивости относится в первую очередь к понятиям. Требование многообразия, свободы выражения — к языку, и в том числе к фиксирующим понятия терминам.
Термины фармакология
... грамицидиновая паста) и др. противозачаточными средствами и способами. коронарная недостаточность - клинико-патофизиологическое понятие, обозначающее сниженную возможность обеспечения притока крови по венечным (коронарным) артериям сердца к ...
Необходимо и изучение музыковедческого языка. Точно так же необходимо признать правомерность использования инонаучной, общенаучной лексики, правомерность возникновения новых терминов и переосмысления старых, естественность исторической эволюции понятий и взаимодействие понятий научных с понятиями обыденными. Необходимо не только разграничивать термины и понятия, но и ясно представлять себе характер тех отношений, которые связывают терминологию в целом с системой понятий. Сами же эти отношения отнюдь не однозначны, исторически изменчивы.
Изучение музыковедческого языка и терминологии может дать интересный материал для методологических и практических выводов, касающихся понятийной системы теории музыки. Причем как раз сложность, многосоставность, разнородность терминологии с точки зрения такого исследования сулит наиболее интересные результаты.
Отметим прежде всего, что музыковедческая терминология при всей ее сложности и противоречивости, при видимой хаотичности тем не менее может рассматриваться как нечто целое, как система.
Дело в том, что совокупность терминов, сложившаяся к настоящему времени, представляет собой не только результат внешнего упорядочения, осуществлявшегося в течение многих веков в исследованиях, трактатах, словарях, энциклопедиях, но и органичный компонент естественного музыковедческого языка, запечатлевшего в себе особенности музыки и ее осознания, особенности музыковедческой деятельности и ее связи с другими искусствоведческими дисциплинами, со всеми областями духовной жизни, культуры, науки.
Иначе говоря, музыковедческая терминология внутренне упорядочена, целостна и системна как бы с двух сторон: и как часть единой естественно сложившейся языковой системы и как отражение единой музыкальной действительности в широком смысле слова.
И именно в этом ее качестве, в полном ее объеме, охватывающем термины строги и расплывчатые, многозначные и однозначные, образные и абстрактные, совпадающие с терминами других наук или даже с обычными словами и неповторимо сцецифические, устаревшие и новомодные, — именно при этом музыковедческая терминология наиболее интересна для исследования.
Развиваясь естественно, по законам преемственности, общественного отбора, по законам взаимной коррекции и взаимного стимулирования в отношениях практики, профессиональный язык музыкантов может быть уподобен живому свидетелю истории, наблюдателю с всепроникающим взором и долгой памятью, а изучение его — беседе-интервью, в ходе которого умело постав ленные вопросы и продуманные методы анализа способны дать неоценимый материал о многообразных факторах эволюции музыкального творчества, восприятия, теоретического осознания музыкальной практики.
На двух-трех примерах можно показать, как в призме терминологии преломляются историко-эволюционные процессы раз вития музыкально-теоретических понятий, отражающие в свою очередь ход эволюции самой музыки.
Пример первый — особая группа многозначных терминов, таких, как аккорд, альт, ансамбль, баритон, бас, голос, дискант, дуэт, партия, сцена, тамбурин, тенор, эхо.
Между отдельными значениями таких терминов возникает генетическая связь, ведущая от предметного, материального и иногда внемузыкального через ряд опосредований к специфически музыкальному, идеально-языковому.
Так, словари фиксируют три интерпретации термина «голос»: 1) голосовой аппарат певца; 2) партия многоголосной хоровой партитуры; 3) логически связный одноголосный (линеарный) элемент музыкальной ткани — фактурный компонент. Сопоставляя друг с другом эти значения, нетрудно заметить в них отражение одного из важнейших эволюционных процессов развития музыки — процесса кристаллизации собственно музыкальных закономерностей, совершавшегося как переход от внешних, конкретно- предметных, реальных свойств, подчас не относящихся к специфической сфере музыки (здесь это природой данный голос, Отражающий в своей характерности черты человека, его психику, темперамент, физиологические свойства голосового аппарата), к собственно музыкальным свойствам, как бы отделившимся от внешнего контекста, от материального носителя (в данном случае это компонент музыкальной фактуры).
Лекция 2. Основные элементы содержания музыкального образования
... (элементы): 1. опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству; 2. знание музыки и знания о музыке; 3. музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой учебной деятельности школьников; ... на две группы: знания самой музыки, знания о музыке. Знание музыки Первостепенное значение для музыкального образования ребенка имеет знание им самой музыки. Чем шире багаж его музы ...
Аналогично обстоит дело и с терминами «дискант», «альт», «тенор», «баритон», «бас». Генетически первоначальное значение термина «бас» соотносит нас с образом человека — обладателя низкого голоса. Эта характеристичность, конечно, сохраняет свою функцию в музыкальной практике и в дальнейшем. Поручая исполнение оперной партии певцу-басу, композитор учитывает не только тесситурные потребности своего сочинения, но и ориентируется на характерологические черты баса, подходящие, например, для Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, для Лепорелло в «Дон-Жуане» Моцарта, для Фарлафа в «Руслане и Людмиле» Глинки.
Но, переходя от этого значения к другим (бас как нижняя партия хорового сочинения, бас как низкий музыкальный инструмент, бас как нижний голос гармонической ткани), мы движемся как бы параллельно происходившему в эволюции музыки процессу эмансипации музыкальных закономерностей, в ходе которого внемузыкальные качества действительности втягивались в музыку, переплавлялись в нечто принадлежащее системе музыкальных средств, заменялись и дополнялись музыкальными эквивалентами — фактурными, ладогармоническими, ритмическими, мелодико -тематическими, интонационно-синтаксическими.
Слово, выполняющее функции термина, оказывается своего рода магическим кристаллом, позволяющим наблюдать этот процесс. Не изменяясь, оно тем самым соединяет в некую целостность понятия и представления, действительно исторически связанные друг с другом.
Конечно, для суждений о том, как реально протекал музыкально-эволюционный процесс в интересующей нас области, мало сопоставления одних только значений того или иного термина. Картина в целом требует изучения и анализа самих исторических фактов.
Сравнивая сходные по корню слова «кифара», «китара», «ситар», «цитра», «гитара», «тар», «дутар», «тамбур», «домра», мы можем выдвинуть гипотезу о едином истоке обозначаемых ими струнных инструментов или, по крайней мере, о теснейшей взаимосвязи культур, в которых они возникли, но подтверждение этой гипотезы нуждается в массе достоверных сведений.
Точно так же и сопоставление ряда значений многозначного термина (типа «голос», «бас», «педаль»), выстраивающихся в генетическую последовательность от предметно-реального к обобщенно-музыкальному, позволяет лишь предположить, что таким же был и ход эволюции музыкальных средств. Однако уже этого достаточно, чтобы наметить задачу более фундаментального исторического исследования или post factum добавить к нему еще одно вполне определенное свидетельство.
Развитие и воспитание детей дошкольного возраста средствами классической ...
... оптимального решения и освещения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, музыкальной культурой, обращением к сфере классической музыки. Ранним возрастом занимаются, как правило, психологи, ... состояние детей дошкольного возраста; - рассмотреть влияние репертуара классической музыки на рост музыкальной мотивации ребенка; - определить образно-тематический строй произведений, доступных ...
Пример второй близок первому, но связан с терминами, значения которых соединяют в одну семантическую группу указание на музыкальную деятельность, на реальный музыкальный процесс с указанием на результат этого процесса и его музыкально- специфические, а также и исторические свойства. Таковы, в частности, «импровизация», «сочинение», «фантазия».
Слово «импровизация» в трех своих значениях — процесс создания музыки, возникающее в этом процессе музыкальное целое и особый принцип создания музыки — демонстрирует движение от реальной деятельности музыканта, совершающейся вo времени, к музыкальному ее результату и, наконец, к абстракции «типа музыкальной деятельности». В такие же ряды объединяются и значения термина «сочинение», «композиция».
В примерах и первого и второго рода видна общая основа. Они специфическим образом отражают действие сложной исторически сложившейся системы музыкальной практики, с ее механизмами связи музыки и жизни, музыкального текста и контекста
Пример третий – многозначные термины типа «квинта», «октава», «прима», «терция».
Совокупность тех разных понятий, которые фиксируются одним термином подобного рода, тоже образуют логическую последовательность, но противоположную по направленности, более свойственную иной, новой фазе эволюции музыки.
Процесс эмансипации музыкального мышления, как известно достиг в европейской музыке своей вершины к эпохе венских классиков. Здесь действовали разные тенденции, порой прямо противоположные. Так, в развитии системы музыкальных средств, идущем по пути поисков обобщенно-музыкальных эквивалентов реальности, все более выступает противоположная направленность, родившаяся еще в венско-классическом искусстве, но особенно ярко заявившая о себе в произведениях романтиков, в программной, богатой изобразительными элементами музыке. В ее русле специфически музыкальные элементы как бы заново начинали приобретать статус конкретного, опредмечивались, наделялись характеристичностью персонажей. В качестве персонажей начинали действовать темы, лейтмотивы, лейтгармонии и даже лейтинтервалы и лейттембры. Музыковедческая терминология чутко отражает подобные процессы овеществления, одухотворения музыкальных элементов.
Примечательно в данном отношении появление новых значений у терминов, обозначающих интервалы. Например, среди значений термина «квинта» появляется указание на квинтовый тон аккорда. Аналогичные дополнительные значения приобретают термины «прима» и «терция». От фиксации отношения между звуками («звуковысотного расстояния») совершается переход к фиксации реального акустического предмета — сочетания тонов как носителей интервала, и далее — к свертыванию этого музыкально-идеального отношения в одном тоне. Этот тон, а точнее, звук, во всем его материальном богатстве свойств может персонифицироваться. Для общей направленности романтической эстетики весьма показательна та символизация, которую мы находим в новелле «Кавалер Глюк» Э. Т. А. Гофмана; «…Ко мне приступили два великана в блестящих доспехах: тоника и квинта. Они схватили меня и подняли кверху, но око улыбнулось: „Я знаю, что наполняет твою грудь томлением: нежная, кроткая дева — терция — станет между великанами: ты услышишь ее сладкий голос…»»
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Слушание, ...
... влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и ... Игра на детских музыкальных инструментах; Импровизация и драматизация детских песен. Восприятие музыки Восприятие музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное ...
Материально-предметное, конкретное содержание интервальных отношений, «снятое» в них в процессе эмансипации музыкальных закономерностей, всякий раз просвечивает в организованной на их основе музыкальной ткани, выслушивается чутким ухом композитора и вторично конкретизируется как оригинальный элемент неповторимого художественного мира данного сочинения. Принцип этот действовал и в музыке классической эпохи, но у романтиков он получает новые акценты.
Можно было привести в качестве других примеров анализ терминов, выполняющих одновременно функции обычного слов («направление», «сдвиг», «середина», «оттенок», «переход», «полутон», «рисунок», «скачок» и т. п.), или слов, функционирующих и как музыковедческий термин и как термин из другой научной дисциплины («имитация», «канон», «текст», «форма», «интонация», «развитие») и многих других слов и словосочетаний. Все они так или иначе свидетельствуют о прочных и много- образных связях, объединяющих музыку с другими сферами жизни человека, и об отражении этих связей в системе понятий и в терминологии.
Анализ музыковедческой терминологии может быть полезен и в других отношениях, например для изучения теоретического наследия крупных музыкантов, ученых, для выявления непосредственного отражения специфически звукового материала музыки в языке ее описания и для целого ряда других теоретических и практических целей.
Нам же достаточно здесь лишь кратко упомянуть об этих богатых возможностях и акцентировать основной для данного раздела вывод: изучение системы понятий теории музыки требует не только разграничения термина и понятия, но и учета всех тех сложных соотношений, которые возникают между ними. Как будет показано далее, разграничение терминов и понятий позволяет не только фиксировать движение, развитие понятий в зеркале терминологии, и наоборот — эволюцию терминов как развитие, стимулируемое потребностями более адекватного отражения теоретического содержание понятий. Оно дает возможность рассмотреть соотношение научных понятий с другими формами отражения, что в данной статье отвечает задаче выявления специфического сочетания художественных и научных компонентов теории музыки и его оценки с позиций искусствознания и эстетики.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ В РЯДУ ДРУГИХ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
В процессе становления теории, как известно, научные понятия более или менее совершенного вида появляются не сразу, а на определенной, достаточно высокой ступени развития. Процесс этот захватывает последовательно и одновременно разные формы отображения объектов и фиксации знания, так или иначе связанные с понятиями, предшествующие их образованию или сопутствующие ему. Некоторые из них стоят ближе к объекту в его единичности и конкретности, другие, напротив, приближаются к обобщенным, теоретическим, абстрактным понятиям. Особый интерес представляет следующая цепочка категорий: объект — предмет — образ — представление — описание — научное понятие — дефиниция — термин. При всей условности разграничения и расположения звеньев она в общем отражает логику движения познания от объекта к понятию и способам его выражения и реальные исторические процессы развития знаний.
Откристаллизовавшееся четкое научное понятие как бы свертывает в себе предшествующие ему формы, а вместе с тем существует в их контексте, наряду с ними, во взаимосвязи с ними.
Так, понятие «диссонанс», зафиксированное термином, теоретическим описанием и дефиницией, в практике соотносится не только с конкретным музыкальным объектом, взятым с его звуковысотной ладогармонической стороны — то есть в качестве предмета гармонии,— но и с музыкально-звуковыми чувственными образами восприятий и представлений о диссонирующем созвучии, окрашенными специфическим эмоциональным тоном. Кроме того, оно обязательно соотносится и с другими понятиями (консонанса, разрешения, интервала, звука и т. д.), через которые получает системно-теоретическую определенность.
Оценка научных понятий требует как сопоставления их друг с другом, так и выявления их отношений с другими формами отражения. Музыковедам хорошо известно, как часто невнимание к внутренним различиям форм отображения изучаемой музыкознанием практики мстит за себя бесплодностью споров, возникающих из-за отождествления понятия и термина, объекта и предмета, из-за неразличения принципиально разных предметов, выделенных на основе изучения одного объекта.
Таково нередко встречающееся смешение акустического диссонанса с диссонансом ладогармоническим. Таково смешение стиля и языка. Рассмотрим последний случай, в котором неразличение двух названных предметов является следствием отождествления каждого из них с одним и тем же объектом — совокупностью художественных музыкальных средств. Эту совокупность можно рассматривать под самыми разными углами зрения, в том числе и как общее в индивидуальном — язык, и как индивидуальное в общем — стиль. Но разные проекции требуют и разных методов анализа. В первом случае необходимо выявление средств, свойственных музыке данной эпохи в целом, во втором, напротив,— средств оригинальных, присущих только данному композитору. К сожалению, анализ и характеристика стиля в исследованиях нередко подменяются описанием музыкального языка композитора. При этом схватываются и некоторые черты стиля. Однако они не выделены из массы регистрируемых данных и описание не акцентирует особенностей композиторского почерка, а ведь они и составляют суть стиля.
Одной из причин такой подмены является трудоемкость стилевого анализа, требующего непременных сравнений творчества одного композитора с творчеством другого, третьего, четвертого, поскольку специфическое познается лишь в сравнении. Впрочем, на пути к методике подлинно стилевого анализа лежат давно уже сформировавшиеся в музыкознании приемы параллелей и противопоставлений. Типичны, например, параллели между Шопеном и Скрябиным, Ф. Э. Бахом и романтиками, Чайковским и Рахманиновым. Типичны и противопоставления например, Брамса и Вагнера, Вагнера и Мусоргского, Россини и Мейербера и т. п.
И если все же смешение стиля и языка — явление частое, ТО главной причиной этого в большинстве случаев оказывается отождествление двух предметов — стиля и языка — с одним объектом —, совокупностью используемых музыкальных средств.
Именно здесь коренится также ошибочное представление о том, что коль скоро одни и те же средства служат всякий раз новым и различным содержательным замыслам композитора, подчас даже противоположным, то содержанием обладает лишь единичное конкретное произведение или, в крайнем случае, группа произведений. Художественные же средства (они как раз и отождествляются обычно со стилем) рассматриваются как относящиеся к форме. Это во многом верно, если в приведенных рассуждениях слово «стиль» заменить словом «язык». Действительно, какими бы семантически определенными значениями ни обладали отдельные средства, вся их совокупность как язык не имеет конкретного художественного содержания. Нельзя сказать, что язык не имеет содержания вообще. Но это содержание представляет собой суммарное отражение мира, а такое отражение к тому же диффузно — оно разбросано, разъединено в отдельных средствах, как в тысячах осколков зеркала. Подмена же одного предмета другим чревата неразличением разных содержаний и, по сути дела, игнорированием специфического содержания стиля.
Между тем ясно, что если содержанием языка композитора является диффузная картина мира, то содержанием стиля — музыкальный портрет автора, его характер, его музыкальные пристрастия, его запечатленный в почерке облик. Ведь, приняв известную формулу «стиль — это человек», следует признать, что стиль тоже содержателен, но содержание его другого рода, чем содержание музыкального языка.
Знания о языке и стиле извлекаются из произведений, но одно и то же произведение можно изучать в разных ракурсах: и как предмет целостного анализа (тогда содержанием оказывается воплощенный художественный замысел композитора), и как языковой предмет — причудливое сплетение множества существующих в языке музыкальных средств (тогда содержанием можно считать отражение в языке законов музыкального мышления и через них — специфическое преломление действительности), и стилевой предмет, то есть как обнаружение неповторимого личностного облика автора. Важны и иные ракурсы анализа, соответствующие многим другим предметам, например — не авторскому, а историческому стилю, национальному стилю и т. д.
Отсюда следует, что описание объекта как объекта возможно лишь в идеале, ибо оно должно быть бесконечно полным, должно объединить множество разных предметных проекций. Фактически же в любом исследовании объект всегда оказывается предметом, так оно подчинено определенным целям, связано с определенными практическими задачами, которые и обусловливают характер видения объекта. Интересно, что именно в тех случаях, когда цель не очень ясна, задача или позиция музыковеда не выделена, и возникают в исследовании беспредметность и объективизм.
Уже в предмете мы видим, таким образом, присутствие субъективного начала — в произвольном, конкретно детерминированном ракурсе, в отборе и фильтрации данных Но по сравнению с другими формами отражения предметная проекция еще принадлежит сфере объективной, входя также и в сферу субъективную.
В общем же выделяются три группы таких форм. Первая объединяет формы бытия — объект и предмет. Вторая включает формы осознания — предмет, образ, представление, понятие. К третьей относятся формы внешней фиксации осознанного — описание, дефиниция, термин, а иногда и модель.
Образы восприятия и памяти (представления) целиком при надлежат психике. Их различия хорошо изучены в психологии, и здесь нет необходимости подробно описывать их. И те и другие отражают музыкальные явления в их конкретности и звуковом своеобразии, и потому они ближе к объекту — к реальности, чем понятия и термины, схватывающие явление в формах мышления и языка, отличных от форм самого объекта. Вместе с тем они дальше от сущности явлений, хотя в них уже видно движение к понятиям, возрастание степени обобщенности и опосредованности.
Однако для нас здесь важны два других момента: характерная для искусствознания особо тесная связь понятий с образами восприятия и представления, а также специфичность музыкальных перцептивных образов и представлений.
Первый момент целесообразно рассмотреть в связи с понятием и дефиницией (определением понятия).
В общем смысле определение какого-нибудь понятия есть описание его содержания средствами естественного языка. Оно передает в речевой форме — по возможности более точно — знание о том существенном свойстве или отношении, которое выделено с помощью понятия в предмете. В науке сложились разные формы определений. Они изучаются теорией познания, логикой, языкознанием. Но какова бы ни была форма определения, в нем в конечном счете осуществляется переход от точного, в идеале однозначного содержания понятия к многообразному, динамичному, противоречивому комплексу непонятийных форм отражения. А иногда определение строится как движение от обобщенных, абстрактных мыслительных форм к чувственно-конкретным и неоднозначным — к образным представлениям, сенсорным следам, эмоциям и т. п.
Основное понятие раскрывается в нем с помощью других понятий — подчиненных, которые в свою очередь могут быть раскрыты через еще один ряд понятий и т. д. Однако это движение рано или поздно приводит к чувственным и эмоциональным образам. Даже в тех случаях, когда все определение построено на строгих понятиях, движение к чувственно-конкретному многообразию остается. Оно лишь как бы выводится за рамки данного определения. По образному выражению К. Поппера, любое, даже самое строгое понятие напоминает постройку на сваях, уходящих в зыбкую топь.
Так, старое школьное определение аккорда— «созвучие из трех или более различных (разноименных) звуков, которые отстоят друг от друга на терцию или могут быть (путем перестановок) расположены по терциям» — можно развернуть как сложную иерархическую систему соподчиненных понятий, в конечном итоге опирающуюся на понятия ненаучные, интуитивные, на значения слов естественного русского языка. Здесь нужно дополнительно определять понятия созвучия, перестановки, расположения, разноименности звуков, музыкальной высоты. С точки зрения строго научной требуют определений и слова «отстоят», «расположены» — они связаны с особым характером пространства звуковысотной шкалы, с понятиями музыкального строя, регистров и т. д. Но на каждом уровне иерархической системы будут возникать обычные слова, уже не требующие определения, хотя и не исключающие его. Они есть даже в исходном основном определении — «три», «более», «которые», «друг от друга», «могут быть», «путем».
В общем, при движении от центрального понятия через его содержательное истолкование к отражаемому в понятии предмету необходимым образом затрагиваются интуитивные элементы, чувственно-конкретные представления, а также некоторые теоретические построения, вводимые без определений, как аксиомы.
Это хорошо известное в логике движение специфично для наук об искусстве в том отношении, что, как правило, в искусствоведческих определениях гораздо быстрее достигается уровень образных представлений, что, безусловно, соответствует и природе самого искусства. И в этом смысле они менее глубоки как иерархическая система (по сравнению с определениями из многих других наук), то есть содержат меньше ступеней восхождения от абстрактного к конкретному.
Иными словами, в музыковедческих определениях — и в самой структуре понятий — элементы вербально-понятийного уровня более непосредственно связаны с элементами наглядно-предметного уровня. Общее здесь как бы приближено к особенному. В этом отношении музыковедческие, как и другие искусствоведческие понятия, аналогичны художественным образам, представляющим собой особое единство общего и индивидуально-конкретного.
Тесная связь музыковедческих понятий с образными представлениями в ряде случаев проявляется даже в полном отсутствии промежуточных звеньев, в прямом отнесении термина к чувственно-полновесному музыкальному предмету или к образному представлению.
Так, например, в практической сфере да и в теоретических исследованиях, музыкальный звук как понятие вовсе не требует определений, хотя и получает в словарях развернутую дефиницию.
Оно, как многие другие подобные ему понятия, непосредственно соотносится с сенсорными образами. Знания о содержании таких предметных понятий передаются чисто практически, при опоре на собственно музыкальные впечатления. Иногда же эти знания формируются с помощью развернутых поэтических описаний, использующих технику художественного слова. Таковы многие асафьевские понятия — «симфонизм», «концертность», «вводнотоновость» и др.
Можно утверждать, что большинство терминов музыковедческого лексикона вводилось в практику именно таким образом — через непосредственное отнесение к обозначаемым ими музыкально-звуковым явлениям или образным представлениям и через художественное описание. За такими терминами стояло часто не строгое научное понятие, а понятие-образ, интуитивное понятие. И лишь потребности теоретического осознания с течением времени способствовали превращению интуитивных понятий в научные. Процесс этот отнюдь не является специфичным для музыкознания и подчиняется общим теоретическим закономерностям. Тем не менее представление о них весьма важно и для оценки музыковедческой системы, а также и для самой исследовательской практики.
Нужно сказать, что требование историзма все более и более распространяется на систему понятий и терминов музыкознания, что выражается и во внимании к «возрастным» свойствам нарождающихся и традиционных элементов этой системы, и в более определенной хронологической их атрибуции.
Последняя касается, например, таких фундаментальных понятий теории музыки, как «мелодия», «произведение», «тема», «фактура». Несомненно, что содержание понятия «мелодия» коренным образом изменяется в эпоху кристаллизации гомофонно — гармонического склада, когда мелодический голос оказывается главным в многоголосном целом, противостоит другим компонентам и вместе с тем собирает вокруг себя все оттенки гармонических процессов, ритмики и динамики многоголосия. Мелодия оказывается ведущим компонентом, главенство которого подчас невозможно представить вне того фактурного комплекса, где и определяются функции всех связанных художественным единством частей формы. Интересный анализ исторических оснований феномена мелодии содержится, в частности, в исследовании Л. Мазеля «Проблемы классической гармонии». Между тем господствующей в современном музыкознании является трактовка мелодии как исторически постоянной, присущей музыкальным культурам всех времен и народов. Причиной такого широкого толкования является, с одной стороны, то, что термин «мелодия» возник еще в древнегреческой теории с другой же — представление о том, что отказ каким-либо музыкальным явлениям в мелодизме, в наличии мелодии непременно означает оценку их как эстетически неполноценных.
Вместе с тем совершенно ясно, что мелодия как специфический компонент гомофонно-гармонического склада в своих характерных для этого склада свойствах отсутствует в монодии, в добаховскои полифонии и во многих других типах музыки, которым отнюдь нельзя отказать в художественной, эстетической значимости.
На данной стадии развития понятия «мелодия» мы имеем дело с его раздвоением, с существованием одновременно широкого и узкого его истолкования. Первое оказывается почти безразличным к исторически развивающейся практике, но зато собирает под одним термином много близких друг другу явлений и представлений. Второе, напротив, опирается на принцип историзма, дает основу для детальной разработки теории мелодии, но оставляет за рамками рассмотрения множество феноменов. Выражения «в широком смысле», «в узком смысле», как известно, весьма активно используются в теории музыки и связаны со многими терминами, что говорит об интенсивности процессов постоянной эволюции понятий. Раздвоение значений ставит перед теорией и практикой задачи разграничения, определения и новой терминологической фиксации ветвящегося понятия. В частности, оказываются необходимыми и новые термины. Так, формирование более точных в историческом отношении представлений о мелодии требует нахождения термина, способного служить целям объединения всех тех явлений, которые ранее обозначались одним этим словом. Вместе с тем нужны и термины, соответствующие явлениям, сходным с мелодией, но генетически и по существу заметно отличным от нее. Здесь могут быть полезны, например, такие слова, как «напев», «мотив», «монодия», «мелос», хотя они, как известно, Уже наделены определенными значениями. Тем не менее сама задача уже осознана и теория мелодии получает новый импульс к развитию.
Аналогичные процессы происходят и в теории музыкальной темы, фактуры, композиции. Их осознание может быть еще более точным и практически эффективным, если в теоретической работе над понятиями учитывать различие форм бытия, отражения и фиксации объектов музыковедческого исследования, в частности различие понятий и образов, научных и интуитивных понятий, понятий и терминов.
Господство образных представлений, характерное для музыкознания, усложняет задачи теоретического совершенствования системы его понятий, но вместе с тем обеспечивает его функционирование не только как науки, но и одновременно как особого искусства художественной интерпретации музыки.
Заметим далее, что музыковедческие образные компоненты, входящие органично в теорию, заметно выделяют музыкознание не только во всей системе наук, но и в ряду других искусствоведческих дисциплин. Речь идет о том, что сама предметность музыки носит особый характер. Развертываясь во времени, музыка в известном смысле оказывается менее уловимой по сравнению, например, с живописью не только для непосредственного восприятия, но и для теоретического анализа. Текучесть ее форм, однако, не единственная причина такой неуловимости. Другим, пожалуй, еще более важным фактором является то, что основой строения музыкальной ткани оказываются не вещественные, материальные данности, а их отношения. Именно поэтому для музыки более ценным является не абсолютный, а относительный слух, поэтому интервалы, а не только сами звуки оказываются для гармонии строительным материалом, а звуковысотная организация в целом (ладовые, собственно гармонические, регистровые и прочие структуры) опирается не на высоты сами по себе, а на высотные отношения. Да и в более общем смысле музыку можно определить как искусство художественного запечатления жизненных отношений — эмоциональных, ценностных, этических и т. д. Отсюда ее особого рода предметность, отсюда — возведение отношений в предметы, а также специфическая обобщенность и «абстрактность» музыки, способность к отражению самых различных жизненных процессов в отвлечении от их физической формы.
Кстати сказать, в этом кроется одна из причин особого тяготения музыкознания к расширению терминологического лексикона. Поскольку музыкальные объекты, с которыми соотносятся теоретические представления, понятия и термины, далеко не всегда существуют в виде чувственно определенной вещи, «остановленной в материале», постольку все замещающие их формы становятся особенно необходимыми и важными. Среди таких заместителей и оказываются яркие в фонетическом и стилевом отношении слова, осуществляющие терминологическую фиксацию неуловимого качества неуловимых предметов. «Бемольность», «белоклавишность», «мелос», «графичность», «колокольность» и другие, подобные приведенным, термины вбирают в себя тончайшие оттенки музыкального смысла, связанные с характерными стилевыми контекстами, со множеством неприметно действующих музыкально-выразительных средств, и сами функционируют как предметы в процессах исследования.
По тем же причинам в музыковедческий лексикон в любом языке входит немало заимствованных — и в том числе иностранных — терминов. Казалось бы, в этом нет ничего особенного. Ведь привнесенные извне термины встречаются в любой научной дисциплине. Но в музыкознании их значительно больше. И в этом также проявляется специфичность теории, отражающей особый вид искусства. Обобщенность музыки, отсутствие во многих ее сторонах конкретной жизненной предметности как раз и позволяет заимствовать множество терминов из других областей — терминов, касающихся наиболее общих закономерностей художественного отражения.
При неуловимости предметного значения фиксируемых в понятии явлений заимствованный термин, иособенно термин необычный (например, иностранный), как бы компенсирует недостаточную четкость обозначаемого. Здесь вступает в силу маркирующая функция термина. Термин — если он яркий — наподобие флажка-отметчика выделяет обозначенное явление, само по себе не обладающее предметной выделенностью
Аналогично обстоит дело с понятиями по природе абстракт- ными: «сонатность», «симфонизм», «драматургия» и др. Их объективация осуществляется с помощью других терминов и в немалой степени с помощью дефиниций, в которые вовлекаются другие — более предметно четкие понятия. Объективно-вещественная определенность уступает здесь место системно-теоретической определенности. Термин же репрезентирует понятие, обеспечивает языковую компактность его выражения.
Если в качестве термина употребляется русское слово, широко используемое в обычной бытовой речи, то оно нередко остраняется либо по своей форме, либо по семантике. Так, для обозначения характера изложения в средних частях музыкальной композиции используется слово «срединный» («срединный тип изложения»).
Терминологически ярким оказалось обычное выражение «обобщение через жанр», заметно отступающее от требований стилистики русского языка.
Семантическая трансформация произошла в толковании слова «прорастание», введенного Вл. Протопоповым в качестве термина, обозначающего способ вариантного преобразования музыкальных тем, при котором неизменяемое начало темы открывает всякий раз новую последовательность идущих за ним тематических элементов. Если в работах Б. Асафьева о Глинке это слово выступало в роли метафоры (прорастание и цветение мелодических ростков) и соответствовало его обычному значению, то, превратившись в термин, оно уже вызывает представление о фантастически необычном побеге, который прорастает не один раз, а многократно. Приведенный пример показателен и в другом отношении: в нем ярко выражена одна из сильнодействующих тенденций терминологической эволюции — превращение поэтических выражений, сравнений, образных аналогий в терминологические образования. Впрочем, параллельно с нею действует и другая, противоположная тенденция — тенденция широкого использования строгих терминов, заимствованных из других наук для метафорического, литературного описания музыкальных явлений.
В этих процессах взаимодействия, во взаимопереходах от Поэтической формы к строго научной также проявляет себя природа музыкознания как науки об искусстве. В них сказывается и та особая, обусловленная природой музыки широта горизонтов музыкознания, которая позволяет в системе его понятий отражать не только саму музыку и соотносящийся с нею мир реальности, но и явления, характерные для других искусств. Однако здесь мы уже подошли к последней проблеме статьи — проблеме, требующей самостоятельного раздела.
Заметим в заключение, что более или менее адекватная действительному положению дела оценка функции музыковедческих понятий в самом музыковедении и за его пределами невозможна без учета связей их со всеми другими формами отражения и фиксации аккумулированных в понятии знаний. Эти понятия только тогда образуют систему, когда оказываются включенными в более широкий контекст выделяемых в музыкальной и собственно музыковедческой деятельности предметов, а также рождающихся в ней образных впечатлений, литературных и научных описаний, множества терминов, расширяющих и уточняющих свои значения, теряющих, ищущих, обретающих и меняющих свой предмет.
И оценка всей этой системы должна учитывать двойную природу музыкознания, отражать не только научные, но и художественные ее особенности. Так, вполне правомерной и практически необходимой с этой точки зрения, может быть характеристика музыковедческих терминов, например, как пустых или перегруженных, смыслом, ладно скроенных и топорщащихся от неприспособленного к их форме содержания. С этой позиции во всей совокупности терминов можно увидеть разные группы. Здесь термины-замарашки и термины-разгильдяи, с которыми так и хочется провести воспитательную работу; термины-труженики и лентяи, забияки, фрондеры, леваки и ультраконсерваторы, пуристы и недоучки, которым не мешало бы прослушать элементарный курс стилистики русского языка. Все они вызывают активную реакцию, но не всегда адекватную, ибо обычно суть дела не только в них самих, и даже не в системе понятий, а в развивающейся за нею музыковедческой деятельности, полной стремлений и противоречий, одновременно научной и художественной, но иногда, к сожалению, полунаучной и полухудожественной.
МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ С ПОЗИЦИЙ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ИСКУССТВА
Несколько изменив афористическую формулу Новалиса — «музыка имеет много общего с алгеброй»,— мы можем отнести ее и к теории музыки, а также к системе ее понятий.
Не будет особым преувеличением сказать, что музыкознание в ряду других искусствоведческих наук способно выступать как область, подобная математике. И главное основание для этого — обобщенность ее понятий, приближающихся иногда к уровню эстетических и философских категорий.
Но сама эта обобщенность во многом — результат длительной эволюции музыки как вида искусства, ее постепенной эмансипации. В ряду искусств, требующих для своего развертывания строгой упорядоченности во времени, ни литература, ни театр, ни танец не способны столь непринужденно, естественно и систематично включаться в синкретическое или синтетическое