Понятие "успешности" карьеры

Практическое занятие 7 (2 часа)

Тема: Успешность деятельности

  1. Успех и успешность.
  2. Исследования культурных, гендерных и возрастных представлений об успехе и успешности.
  3. Профессиональный и карьерный успех.
  4. Успешность профессионального обучения.

1. Успех и успешность

В психологических, акмеологических, педагогических исследованиях, посвященных вопросам общего профессионального развития, профессиональ­ной подготовки, профессионального обучения, освещены факторы профес­сиональной и карьерной успешности, успешности профессионального обуче­ния. При этом определение самого понятия «успешность» сложно, хотя оно активно используется в теоретических и эмпирических работах.

Этимологическая близость понятия «успешность» понятиям «успех», «успешный» предполагает анализ содержания названных категорий.

Понятие «успешный», по определению С.И. Ожегова, означает заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» — «удача в дости­жении чего-нибудь». «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный, желательный исход дела».

Исследование успеха в истории западноевропейской гуманитарной мысли возникло и развивалось как важная составляющая проблемы человека. Потребность в успехе и в достижении во многих концепциях рассматривается как одна из фундаментальных. Она понимается как стремление ставить все дальше идущие цели и стремиться к их достижению, отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ра­нее достигнутый уровень. Многие авторы склонны связывать не только осо­бенности развития личности, но и уровень цивилизации с потребностью в ус­пехе, с успехом как ведущей жизненной ценностью индивида (Вебер, Дюркгейм).

Ориентация на успех и стремление к славе очень высоко оценивалось уже в древней Греции и признавалось одной из движущих сил цивилизации. В работе Платона есть анализ мотивов поиска славы, признания тех или иных заслуг, возможности оценки реальных и мнимых достоинств человека.

Очень ярко ориентация на успех прослеживается в американской куль­туре, в которой личность рассматривалась, прежде всего, как субъект эконо­мической соревновательной деятельности. В связи с этим, такие качества личности, как честолюбие, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплини­рованность, прилежание, склонность к риску, независимость, самостоятель­ность, упорство в достижении цели получали позитивную оценку. В амери­канском менталитете формировался образ личности, имеющий жизненную ориентацию на достижения.

2 стр., 704 слов

Эффективность и успешность профессиональной деятельности;

    «Целостность, вдохновение, успех» - это эффективность и успешность профессиональной деятельности; преобразование проблем в задачи, а их решений – ... гуманистической психологии, самореализация – высшая потребность человека, а творческая профессиональная деятельность - основа душевного здоровья и общественной значимости личности. Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу не ...

Успех – это наличие положительного соци­ально-значимого результата в деятельности.

Успешность – это сочетание актуального уровня социально значимых достижений и индивидуальных возможностей к усвое­нию значимой информации и выполнению деятельности.

Впоследствии высокая потребность в достижении становится в северо­американской культуре традиционной социальной установкой. Стремление к успеху стало рассматриваться в психологии одним из главных мотивов чело­веческой деятельности. В аналитической психологии А. Адлера стремление к превосходству и достижению является фундаментальной движущей силой в развитии человека.

Исследование успеха продолжалось в социальной психологии во второй половине XXвека (работы Д. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона и др.).

В этот период успех стал трактоваться как следствие кооперации, т.е. совместности, когда люди избегают конфликтов, помогают друг другу, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Такая модель поведения позволяет человеку чувствовать себя психологически более комфортно.

В. Фридрих и А. Хофман рассматривали направленность на успех как осознанное и целенаправленное поведение, которое определяется способно­стями, диспозициями к достижениям, мотивами. С точки зрения авторов, су­щественную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. В то же время со стороны общества к личности предъявляются требования в форме норм, ценностей, стандартов.

Понимание успеха как фундаментальной социальной потребности, ко­торая формируется под влиянием социальных факторов, характерно и для оте­чественной психологии. Ю.М. Орлов определяет потребность в успехе как соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достиг­нутый уровень. Именно эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Им введено понятие «достигающая лич­ность», которая составляет «золотой фонд человечества».

Отечественные исследователи, изучающие как индивидуальную, так и групповую деятельность малых групп и коллективов, соотносят понятие «ус­пешность» с результатом деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов).

В публикациях указанных авторов по отношению к резуль­тату используются и такие понятия, как «результативность», «продуктив­ность», «эффективность», «производительность». А.Л. Журавлев, учитывая

соотношение результата с затратами на его достижение, употребляет термин «эффективность». Г.М. Андреева ука­зывает на то, что эффективность нужно рассматривать в системе двух взаимо­связанных показателей – производи­тельности труда группы (продуктивности) и удовлетворенности членов груп­пы трудом в коллективе, или эмоциональная удовлетворенность индивида группой.

А.В. Петровский отмечает, что понятие «эффективность» следует отли­чать от «результативности». В том случае, если принимаемые для оценки эф­фективности критерии могут быть количественно измерены, то можно гово­рить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические моменты, не поддающиеся количественному измерению, то для них, как правило, используется понятие «успешность». При этом «эффективность» как «отношение дос­тигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижи­мому или заранее запланированному результату» однозначно не предполагает положительный результат. Таким образом, оценка выпол­няемой деятельности как успешной предполагает наличие положительного социально значимого результата и высокой эмоциональной удовлетворенно­сти субъекта деятельности процессом и результатом выполняемой деятельно­сти. Разделение успеха на объективный и субъективный прослеживается и в подходах к определению профессионального успеха.

6 стр., 2932 слов

2.Цель как компонент педагогической деятельности (общее понятие)

... комплекс успеха в культурной интеграции подростка и трудового коллектива.       Цель— это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает ... чем это представляется внешне. Обе взаимодействующие личности имеют определенную внутреннюю культуру, причем культура авторитета сложнее и более высоко развита; поэтому она является ...

По мнению Б.Ф. Зейгарник, успешность понимается как нормальное развитие индивида, когда процессы социализации приводят к адекватному отражению действительности. Неуспешность понимается как нарушение под­контрольности, критичности поведения, неправильная оценка своих действий, некритичность к своим переживаниям, нарушение умственной работоспособ­ности.

2. Исследования культурных, гендерных и возрастных представлений об успехе и успешности

Результаты кросс-культурных исследований показывают, что стремле­ние к успеху как фундаментальная установка признается всеми культурами, но само понятие успеха и способы его достижения различаются содержатель­но и качественно, будучи представ­ленными в менталитете разных наций. Стремление к успеху подразумевает такие ценности, как работа, свобода, власть. Однако соотношение и субъек­тивная значимость этих детерминант в разных обществах неодинаковы. В культурах с высоким уровнем мотивации личного успеха свобода и инициа­тива ассоциируются с работой и учебой, в культурах со средне- и слабовыра­женной мотивацией преимущественными сферами считаются игра, досуг и семейная жизнь.

Кросс-культурное исследование — лю­бой вид исследования человеческого пове­дения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более культурах.

При сравнении различных культур можно заметить изменение содержа­тельной наполненности мотивации достижения, интенсивность и степень вы­раженности. Д. Мак-Клеланд однозначно связывал культуру с активностью и успешностью экономического поведения данной культуры. Помимо содержа ния мотивации достижения и индекса ее силы учитывается ее место в иерар­хии других социокультурных ценностей, так как в условиях одной культуры ведущей мотивацией может стать стремление к власти, а в условиях другой — поиск смысла жизни. В одних культурах успех понимается как материальный успех, наличие определенных накоплений, а в других культурах успех мыс­лится как достижение социального положения, признания или обретения внутренней свободы, независимости.

Исследования российского менталитета, проведенные К.А. Абульхановой, показали наличие зависимости успешности деятельности от взаимодей­ствия именно с «хорошим человеком» и добрых с ним отношений. Т.е. в Рос­сии для успеха совместной деятельности люди обязательно должны вступить в личные, доверительные отношения с участниками этой деятельности. В указанном исследовании выявлены и особенности в представлении о себе как о субъекте или объекте. Обнаружены лица, которые имеют представления о себе как об объектах, от которых ничего не зависит, которые оказываются подчиненными, управляемыми или опекаемыми. В противовес этому в запад­ной культуре, в частности, в североамериканской, очень популярным является образ человека «сделавшего себя» (К.С. Гаджиев, Л.Р. Голдберг, А.Г. Шмелев).

16 стр., 7557 слов

Личностные характеристики, определяющие успешность деятельности ...

... Предмет - анализ и соотношение индивидуально-психологических черт и успешность - не успешность профессиональной деятельности. В работе используются следующие методы и методики: · методика ... набор индивидуально-психологических черт личности, которые непосредственным образом влияют на успешность профессиональной деятельности крупье вне зависимости от приобретенного опыта. Цель исследования - ...

В исследованиях В.В. Белых, Н.В. Маркеловой содержится понятие о том, что в рамках одной и той же (российской) культуры содержание, вклады­ваемое в понятие успешности, зависит от возрастных, половых, социальных различий. Так, молодые люди воспринимают другого как успешного по следующим параметрам: удовлетворенность собственными достижениями, наличие социально-одобряемого подтверждения успешности, объективные положительные результаты деятельности. С этими же критериями связано представление о себе как об успешном человеке.

Разница в понимании и восприятии успеха у мужчин и женщин наблю­дается в рамках и российской, и западной культуры. Несмотря на это, средние показатели интеллекта, как показано в исследованиях, у мужчин и женщин не отличаются, высокие результаты мужчин чаще всего объясняются его способ­ностями, аналогичные результаты, полученные женщиной, приписываются ее усилиям, удаче и другим причинам. В условиях традиционной социализации женщины вынуждены ориентироваться на модель успеха более высокоста­тусной группы — мужчин. В соответствии с социальными стереотипами эта модель включает высокий статус, профессионализм, карьеру, бизнес, высокие доходы и т.п. (П. Берд).

Особое значение для признания успешности женщин имеет и факт наличия семьи. Успешная женщина обязательно должна состоять в браке и желательно иметь детей. Отсутствие семьи даже при высоких социальных достижениях является основанием для оценки женщины как «частично ус­пешной». Достижение социальной успешности может рассматриваться окру­жающими как компенсация неуспешности в семье. Одновременно с этим, са­мореализация женщины в роли жены или матери так же понимается как неуспех. Т.е. женщина, реализуя только традиционную женскую роль, одно­значно не рассматривается как успешная (Ш. Берн, Г. Почепцов).

Исследование тендерных различий карьеры показало наличие страха перед профессиональным, карьерным успехом. Успех, по данным М. Хорнер, вызывает у женщин тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последст­виями: утратой женственности, потерей значимости в отношениях с социаль­ным окружением. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и му­жем, подсознательно стремится отказаться от профессиональной карьеры, тем более что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего ус­пеха по сравнению с их мужьями. Успех в сферах профессиональных и зна­чимых отношений представляется для женщин взаимоисключающим. Поэто­му, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

М. Хорнер считала, что страх успеха изначально присущ женской при­роде, другие исследователи полагают, что этот страх появляется под влиянием внешних факторов (воспитание, взгля­ды общества на традиционные соци­альные роли и т.п.).

13 стр., 6322 слов

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников

... взгляд, недостаточно. Отсюда возникает противоречие между потенциальным влиянием мотивации учебной деятельности на ее успешность у младших школьников и недостаточной научной разработанностью данного вопроса. Проблема ... необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об ...

С точки зрения Н.С. Лейтеса, практика воспитания девочек во многих культурах изна­чально нацелена на внушение им зави­симости от других, неспособности са­мостоятельно справиться с ситуацией, в школе «от девочек ждут большего послушания …, учителя гораздо меньше стремятся ориентировать их на вы­сокие достижения».

Тендер – это модель социальных отноше­ний между мужчинами и женщинами, характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, а также социальные отношения в основных институтах общества.

Успешность, на наш взгляд, нельзя рассматривать в отрыве от деятель­ности и поведения субъекта, т.к. она предполагает «нужный исход дела» и может означать соответствие достигнутого результата поставленной цели дея­тельности. В настоящее время в психологической науке и практике наблюда­ется интерес к изучению успеха личности в целом, а также к исследованию профессиональной (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина), карьерной (А.Р. Фонарев, Е.А. Могилевкин), социальной успешности.

Долгое время понятие «карьера» в России имело негативную окраску. При изучении семантического пространства русских фразеологизмов образы «карьерист», «лидер», «мой враг», «деловой человек» оказались в одной семантической зоне вблизи отрицательного полюса фактора «оценка» (В.Ф. Петренко, 1997).

Аналогичные результаты были получены А.Г. Шмелевым при изучении российского менталитета. Ученый обращает внимание на устойчивую нега­тивную окрашенность термина «карьерист» в российской выборке. Карьерист в русской культуре воспринимается как человек, который пренебрегает соци­альными нормами и готов пойти «по головам» ради личного успеха. Этот мо­мент указывает на существование негативного отношения к ценностям инди­видуального успеха в российской социальной жизни.

А.И. Чирикова, изучая российскую ментальность, отмечает, что «обыден­ное сознание, а вслед за ним и профессионалы настороженно относятся к успеху, видя за ним подарок судьбы, стечение обстоятельств, теневые капиталы». Несмотря на столь противоречивое отношение к успеху и успешности в рос­сийском обществе, проблема достижения успеха вызывает несомненный инте­рес.

Одним из актуальных направлений исследования профессионального развития в настоящее время является исследование возможностей реализации карьерного потенциала и управления карьерой.

3. Профессиональный и карьерный успех

В работах западных психологов рассматриваются вопросы профессио­нального и карьерного успеха, успешности профессиональной деятельности (Д. Сьюпер и др.).

Профессиональный успех определяют как совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры – как в психо­логическом плане, так и в плане объек­тивных профессиональных достиже­ний, таким образом выделяя объективный и субъективный успех.

Профессия – это исторически возникшая форма трудовой деятельности, для выпол­нения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, по­лученными в результате профессионального образования и подготовки

13 стр., 6100 слов

Способности как фактор успешности профессиональной деятельности

... обучения. Основная для человека деятельность -- трудовая. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных ... личности и эффективностью деятельности. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но ... освоение деятельности, достижение в ней большего успеха. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в ...

Объективный успех предполага­ет положительный результат в карьере, который может быть признан и оценен другими людьми. Он определяется такими характеристиками, как размер за­работной платы, количество продвижений по службе, уровень занимаемой должности.

Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о профессиональных достижениях и результатах, он определяется параметрами удовлетворенности работой и карьерой.

Понятие успешности карьеры Д. Сьюпер связывал с успешным профес­сиональным самоопределением, успешной профессиональной, карьерной адаптацией, что нашло отражение в его теории профессионального самоопре­деления. В его работе также встречается разделение успеха на объективный и субъективный. Рассматривая успешность профессиональной деятельности, автор отмечает, что она сочетает в себе субъективные и объективные крите­рии. К субъективным относятся удовлетворенность жизненной ситуацией, субъективная оценка своих достижений; к объективным – стабильность работы, достигнутый статус в профессиональной среде; определенное качество жизни. В этой же работе профессиональный и карьерный успех не используются как рядоположенные понятия. Профессиональный успех здесь больше связан с са­мооценкой достигнутого профессионального уровня, индивидуальным воспри­ятием человеком использования своих способностей и возможностей в кон­кретной профессиональной деятельности. Карьерный включает вертикальную мобильность в социопрофессиональной среде, темп, скорость, время продви­жения по служебной лестнице. Соотношение объективных и субъективных оценок составляет общую оценку успешности карьеры.

В последнее время исследователи все большее внимание уделяют субъ­ективным критериям (внутренняя удовлетворенность, осознание своей ус­пешности), придавая большое значение собственным суждениям субъекта профессиональной деятельности. Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов отмечают, что успех «… не означает успеха или неудачи, кроме как в собственном суж­дении индивида».

Важный субъективный момент — зависимость карьерного успеха от ре­ферентной группы, к которой человек себя относит. Субъективная оценка ус­пеха в карьерном продвижении связана и с внешними характеристиками, по­казателями, параметрами – с тем, что является для социального окружения символами успеха, удачи, ее воплощением.

Среди наиболее значимых критериев карьерного успеха называется: уровень занимаемой должности; карьерная мобильность; увеличение стоимо­сти труда работника; накопление достижений. С точки зрения О.В. Мос­каленко, удовлетворенность работой и жизнью в целом зависит от установле­ния соответствия между личностными характеристиками, образом «Я» и организационной средой. Такое соответст­вие позволяет человеку быть удовлетворенным не только от достигнутого ус­пеха как некоторого результата, но и от самого процесса достижения цели, позволяет быть увлеченным и настойчивым в своей деятельности, и в итоге приводит к успеху и в объективном, и субъективном плане.

10 стр., 4561 слов

Выявление психологических характеристик, определяющих успешность ...

... и коррекционные тренинги, повышающие профессионально важные личностные качества. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования В психологии труда становление индивидуального ...

Карьера – это успешное продвижение ра­ботника в сферах общественной, служеб­ной, профессиональной, научной деятель­ности.

Д. Холл, предлагая теорию психологического успеха, отметил, что са­моутверждение человека является наиболее важной переменной процесса развития карьеры. Человек обладает высоким самоутверждением, если рас­сматривает себя как способного эффективно и успешно действовать в профес­сиональной среде. Д. Холл выделяет «карьерную» подструктуру образа «Я», которая определяется как один из аспектов личностной идентичности. Чело­век, обладающий компетентностью и личностными характеристиками, соот­ветствующими его карьерной роли, достигает успеха в профессиональной деятельности, и его «карьерная идентичность» возрастает.

Таким образом, проблема успешности в течение многих лет разрабаты­вается в зарубежной и отечественной психологии в рамках прикладных ис­следований адаптированности личности, коррекции личностного развития оказания психологической помощи, эффективности индивидуальной и груп­повой деятельности. Исследуются культурные, тендерные и возрастные раз­личия представлений об успехе и успешности. В настоящее время актуальной является задача изучения профессиональной и карьерной успешности. Успех в целом понимается как достижение личностью высоких результатов в общем и конкретном виде деятельности и удовлетворенность самой личности этими результатами. Активное поведение личности, ориентированное на успех, про­является практически во всех сферах жизнедеятельности и, с точки зрения Н.В. Маркеловой, может быть обозначена как высокогенерализованное свой­ство личности.

4. Успешность профессионального обучения

Проблема успешности человека в период его подготовки к осуществле­нию самостоятельной профессиональной деятельности остается слабоизучен­ной. В настоящее время не существует точного определения «успешности профессионального обучения». Выделение критериев успешности профессио­нального обучения также представляет значительные трудности.

В тех случаях, когда речь идет о степени усвоения знаний, умений и на­выков, используют понятие «успеваемость», которая обозначается как «сте­пень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной програм­мой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Находит свое отражение в оценочных баллах».

В психологических и педагогических словарях можно найти понятие «обучаемость», которое рассматривается как:

  • эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уча­щихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности;
  • восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, за­висящая от его способностей;
  • индивидуальный показатель скорости и качества усвоения челове­ком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

А.К. Маркова, анализируя профессиональную обучаемость, описывает ее как «… способность к быстрому овладению профессиональными знаниями, умениями и психическими качествами».

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

Обобщая указанные определения, можно отметить, что обучаемость рассматривается как некоторая потенциальная способность субъекта к усвое­нию разного рода знаний, умений и навыков (учебных, специальных, профес­сиональных), но не является показателем их актуального уровня.

Учебная деятельность студента обращена в будущее, ее результаты «отсрочены», и зачастую судить об успешности профессиональной подготов­ки мы можем только после окончания профессионального учебного заведе­ния. В связи с этим, мы считаем, что в настоящее время назрела объективная необходимость определения понятия «успешность профессионального обуче­ния».

Период подготовки специалиста в профессиональном учебном заведе­нии является одним из этапов профессионализации. В это время молодые лю­ди не только знакомятся с будущей профессией, но и приступают к самостоя­тельному выполнению деятельности, у них начинает формироваться ряд профессионально важных качеств. Профессиональное обучение предполагает усвоение не только обязательной учебной программы, но и самостоятельное постижение дополнительного материала, ориентацию на профессиональное саморазвитие, постоянно углубляющийся процесс профессионального само­определения. В связи с этим профессиональное обучение и его успешность может и должна оцениваться с точки зрения формирования тех качеств, ко­торые будут достаточны и необходимы для реализации самостоятельной тру­довой деятельности. Академическая успеваемость, находящая отражение в оценочных баллах, является важным, но не достаточным свидетельством ус­пешности профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка будущего специалиста обязательно предполагает формирование и развитие мотивационной сферы личности в процессе обучения. Поэтому при оценке успешности освоения профессии в период профессионального обучения необходимо учитывать и то обстоя­тельство, что профессионализм человека – это не только достижение им вы­соких производительных результатов труда, но и непременное наличие пси­хологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психологических качеств.

Рассматривая вопросы психологического сопровождения профессио­нального образования, Э.Ф. Зеер указывает на разные показатели успешности обучения в зависимости от того, на каком этапе профессиональной подготов­ки находится студент: на этапе адаптации критериями успешности являются адаптация к учебно-образовательной среде; личностное самоопределение; выработка нового стиля жизнедеятельности; на этапе интенсификации – интенсивное личностное и интеллектуальное развитие; социальная идентичность; оптимистическая социальная позиция; самообразование; на этапе идентифи­кации – отождествление себя с будущей профессией, формирование готовно­сти к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации.

Анализ литературы, посвященной профессиональной успешности, по­зволяет определить успешность профессионального обучения как сочетание актуального уровня усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, и индивидуальных возможностей к усвоению профессиональной информации, выполнению профессиональной деятельности.

2 стр., 855 слов

Темперамент и успешность профессиональной деятельности

... к. она ориентирована на работу с персоналом и предполагает постоянное общение, индивидуальный подход к каждому сотруднику. Этим ... подвижный тип нервной системы, характеризуется живой и активной деятельностью. В коллективе люди, обладающие сангвиническим темпераментом, жизнерадостны и ... для нашей работы нетерпение - это недостаток. Поэтому при обучении им нужно помочь осознать, что всякую работу нужно ...

Успешность профессионального обучения предполагает сочетание ряда характеристик или критериев, к которым относятся:

  • формальные (академическая успеваемость);
  • мотивационные (стремление к саморазвитию, открытость для про­фессионального обучения, которая предполагает участие в работе студенческих научных сообществ, посещение дополнительных заня­тий, факультативов, участие в олимпиадах по специальности и т.п.);
  • операциональные (способность к самостоятельному овладению материалом: написание конспектов, рефератов, связанное с само­стоятельным поиском литературы, проведение студенческих иссле­дований; умение применять полученные знания на практике) пока­зателей.

Таким образом, вопрос успешности личности в целом и успешности в отдельных видах деятельности является предметом изучения зарубежной и отечественной психологической науки. Исследователи выделяют два вида и соответственно две группы критериев профессионального и карьерного успеха. Объективный успех предполагает положительный результат в про­фессии, который может быть признан и оценен другими людьми. Наличие объективного положительного результата не всегда означает внутреннюю (субъективную) удовлетворенность человека своими достижениями.

Проблема успешности профессионального обучения, содержание и кри­терии успешности, в том числе и психологические, являются важными аспек­тами развития профессионала в целом. Учет факторов, критериев успешности профессионального обучения необходим для организации процесса подготов­ки специалиста, который предполагает формирование не только профессио­нальных знаний, умений и навыков, но и развитие психологических детерми­нант деятельности (мотивов, ценностей, установок и т.п.).

8