Практическое занятие 7 (2 часа)
Тема: Успешность деятельности
- Успех и успешность.
- Исследования культурных, гендерных и возрастных представлений об успехе и успешности.
- Профессиональный и карьерный успех.
- Успешность профессионального обучения.
1. Успех и успешность
В психологических, акмеологических, педагогических исследованиях, посвященных вопросам общего профессионального развития, профессиональной подготовки, профессионального обучения, освещены факторы профессиональной и карьерной успешности, успешности профессионального обучения. При этом определение самого понятия «успешность» сложно, хотя оно активно используется в теоретических и эмпирических работах.
Этимологическая близость понятия «успешность» понятиям «успех», «успешный» предполагает анализ содержания названных категорий.
Понятие «успешный», по определению С.И. Ожегова, означает заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» — «удача в достижении чего-нибудь». «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный, желательный исход дела».
Исследование успеха в истории западноевропейской гуманитарной мысли возникло и развивалось как важная составляющая проблемы человека. Потребность в успехе и в достижении во многих концепциях рассматривается как одна из фундаментальных. Она понимается как стремление ставить все дальше идущие цели и стремиться к их достижению, отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень. Многие авторы склонны связывать не только особенности развития личности, но и уровень цивилизации с потребностью в успехе, с успехом как ведущей жизненной ценностью индивида (Вебер, Дюркгейм).
Ориентация на успех и стремление к славе очень высоко оценивалось уже в древней Греции и признавалось одной из движущих сил цивилизации. В работе Платона есть анализ мотивов поиска славы, признания тех или иных заслуг, возможности оценки реальных и мнимых достоинств человека.
Очень ярко ориентация на успех прослеживается в американской культуре, в которой личность рассматривалась, прежде всего, как субъект экономической соревновательной деятельности. В связи с этим, такие качества личности, как честолюбие, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, склонность к риску, независимость, самостоятельность, упорство в достижении цели получали позитивную оценку. В американском менталитете формировался образ личности, имеющий жизненную ориентацию на достижения.
Эффективность и успешность профессиональной деятельности;
«Целостность, вдохновение, успех» - это эффективность и успешность профессиональной деятельности; преобразование проблем в задачи, а их решений – ... гуманистической психологии, самореализация – высшая потребность человека, а творческая профессиональная деятельность - основа душевного здоровья и общественной значимости личности. Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу не ...
Успех – это наличие положительного социально-значимого результата в деятельности.
Успешность – это сочетание актуального уровня социально значимых достижений и индивидуальных возможностей к усвоению значимой информации и выполнению деятельности.
Впоследствии высокая потребность в достижении становится в североамериканской культуре традиционной социальной установкой. Стремление к успеху стало рассматриваться в психологии одним из главных мотивов человеческой деятельности. В аналитической психологии А. Адлера стремление к превосходству и достижению является фундаментальной движущей силой в развитии человека.
Исследование успеха продолжалось в социальной психологии во второй половине XXвека (работы Д. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона и др.).
В этот период успех стал трактоваться как следствие кооперации, т.е. совместности, когда люди избегают конфликтов, помогают друг другу, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Такая модель поведения позволяет человеку чувствовать себя психологически более комфортно.
В. Фридрих и А. Хофман рассматривали направленность на успех как осознанное и целенаправленное поведение, которое определяется способностями, диспозициями к достижениям, мотивами. С точки зрения авторов, существенную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. В то же время со стороны общества к личности предъявляются требования в форме норм, ценностей, стандартов.
Понимание успеха как фундаментальной социальной потребности, которая формируется под влиянием социальных факторов, характерно и для отечественной психологии. Ю.М. Орлов определяет потребность в успехе как соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень. Именно эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Им введено понятие «достигающая личность», которая составляет «золотой фонд человечества».
Отечественные исследователи, изучающие как индивидуальную, так и групповую деятельность малых групп и коллективов, соотносят понятие «успешность» с результатом деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов).
В публикациях указанных авторов по отношению к результату используются и такие понятия, как «результативность», «продуктивность», «эффективность», «производительность». А.Л. Журавлев, учитывая
соотношение результата с затратами на его достижение, употребляет термин «эффективность». Г.М. Андреева указывает на то, что эффективность нужно рассматривать в системе двух взаимосвязанных показателей – производительности труда группы (продуктивности) и удовлетворенности членов группы трудом в коллективе, или эмоциональная удовлетворенность индивида группой.
А.В. Петровский отмечает, что понятие «эффективность» следует отличать от «результативности». В том случае, если принимаемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измерены, то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические моменты, не поддающиеся количественному измерению, то для них, как правило, используется понятие «успешность». При этом «эффективность» как «отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату» однозначно не предполагает положительный результат. Таким образом, оценка выполняемой деятельности как успешной предполагает наличие положительного социально значимого результата и высокой эмоциональной удовлетворенности субъекта деятельности процессом и результатом выполняемой деятельности. Разделение успеха на объективный и субъективный прослеживается и в подходах к определению профессионального успеха.
2.Цель как компонент педагогической деятельности (общее понятие)
... комплекс успеха в культурной интеграции подростка и трудового коллектива. Цель— это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает ... чем это представляется внешне. Обе взаимодействующие личности имеют определенную внутреннюю культуру, причем культура авторитета сложнее и более высоко развита; поэтому она является ...
По мнению Б.Ф. Зейгарник, успешность понимается как нормальное развитие индивида, когда процессы социализации приводят к адекватному отражению действительности. Неуспешность понимается как нарушение подконтрольности, критичности поведения, неправильная оценка своих действий, некритичность к своим переживаниям, нарушение умственной работоспособности.
2. Исследования культурных, гендерных и возрастных представлений об успехе и успешности
Результаты кросс-культурных исследований показывают, что стремление к успеху как фундаментальная установка признается всеми культурами, но само понятие успеха и способы его достижения различаются содержательно и качественно, будучи представленными в менталитете разных наций. Стремление к успеху подразумевает такие ценности, как работа, свобода, власть. Однако соотношение и субъективная значимость этих детерминант в разных обществах неодинаковы. В культурах с высоким уровнем мотивации личного успеха свобода и инициатива ассоциируются с работой и учебой, в культурах со средне- и слабовыраженной мотивацией преимущественными сферами считаются игра, досуг и семейная жизнь.
Кросс-культурное исследование — любой вид исследования человеческого поведения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более культурах.
При сравнении различных культур можно заметить изменение содержательной наполненности мотивации достижения, интенсивность и степень выраженности. Д. Мак-Клеланд однозначно связывал культуру с активностью и успешностью экономического поведения данной культуры. Помимо содержа ния мотивации достижения и индекса ее силы учитывается ее место в иерархии других социокультурных ценностей, так как в условиях одной культуры ведущей мотивацией может стать стремление к власти, а в условиях другой — поиск смысла жизни. В одних культурах успех понимается как материальный успех, наличие определенных накоплений, а в других культурах успех мыслится как достижение социального положения, признания или обретения внутренней свободы, независимости.
Исследования российского менталитета, проведенные К.А. Абульхановой, показали наличие зависимости успешности деятельности от взаимодействия именно с «хорошим человеком» и добрых с ним отношений. Т.е. в России для успеха совместной деятельности люди обязательно должны вступить в личные, доверительные отношения с участниками этой деятельности. В указанном исследовании выявлены и особенности в представлении о себе как о субъекте или объекте. Обнаружены лица, которые имеют представления о себе как об объектах, от которых ничего не зависит, которые оказываются подчиненными, управляемыми или опекаемыми. В противовес этому в западной культуре, в частности, в североамериканской, очень популярным является образ человека «сделавшего себя» (К.С. Гаджиев, Л.Р. Голдберг, А.Г. Шмелев).
Личностные характеристики, определяющие успешность деятельности ...
... Предмет - анализ и соотношение индивидуально-психологических черт и успешность - не успешность профессиональной деятельности. В работе используются следующие методы и методики: · методика ... набор индивидуально-психологических черт личности, которые непосредственным образом влияют на успешность профессиональной деятельности крупье вне зависимости от приобретенного опыта. Цель исследования - ...
В исследованиях В.В. Белых, Н.В. Маркеловой содержится понятие о том, что в рамках одной и той же (российской) культуры содержание, вкладываемое в понятие успешности, зависит от возрастных, половых, социальных различий. Так, молодые люди воспринимают другого как успешного по следующим параметрам: удовлетворенность собственными достижениями, наличие социально-одобряемого подтверждения успешности, объективные положительные результаты деятельности. С этими же критериями связано представление о себе как об успешном человеке.
Разница в понимании и восприятии успеха у мужчин и женщин наблюдается в рамках и российской, и западной культуры. Несмотря на это, средние показатели интеллекта, как показано в исследованиях, у мужчин и женщин не отличаются, высокие результаты мужчин чаще всего объясняются его способностями, аналогичные результаты, полученные женщиной, приписываются ее усилиям, удаче и другим причинам. В условиях традиционной социализации женщины вынуждены ориентироваться на модель успеха более высокостатусной группы — мужчин. В соответствии с социальными стереотипами эта модель включает высокий статус, профессионализм, карьеру, бизнес, высокие доходы и т.п. (П. Берд).
Особое значение для признания успешности женщин имеет и факт наличия семьи. Успешная женщина обязательно должна состоять в браке и желательно иметь детей. Отсутствие семьи даже при высоких социальных достижениях является основанием для оценки женщины как «частично успешной». Достижение социальной успешности может рассматриваться окружающими как компенсация неуспешности в семье. Одновременно с этим, самореализация женщины в роли жены или матери так же понимается как неуспех. Т.е. женщина, реализуя только традиционную женскую роль, однозначно не рассматривается как успешная (Ш. Берн, Г. Почепцов).
Исследование тендерных различий карьеры показало наличие страха перед профессиональным, карьерным успехом. Успех, по данным М. Хорнер, вызывает у женщин тревогу, т.к. ассоциируется с нежелательными последствиями: утратой женственности, потерей значимости в отношениях с социальным окружением. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и мужем, подсознательно стремится отказаться от профессиональной карьеры, тем более что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего успеха по сравнению с их мужьями. Успех в сферах профессиональных и значимых отношений представляется для женщин взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.
М. Хорнер считала, что страх успеха изначально присущ женской природе, другие исследователи полагают, что этот страх появляется под влиянием внешних факторов (воспитание, взгляды общества на традиционные социальные роли и т.п.).
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников
... взгляд, недостаточно. Отсюда возникает противоречие между потенциальным влиянием мотивации учебной деятельности на ее успешность у младших школьников и недостаточной научной разработанностью данного вопроса. Проблема ... необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об ...
С точки зрения Н.С. Лейтеса, практика воспитания девочек во многих культурах изначально нацелена на внушение им зависимости от других, неспособности самостоятельно справиться с ситуацией, в школе «от девочек ждут большего послушания …, учителя гораздо меньше стремятся ориентировать их на высокие достижения».
Тендер – это модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, а также социальные отношения в основных институтах общества.
Успешность, на наш взгляд, нельзя рассматривать в отрыве от деятельности и поведения субъекта, т.к. она предполагает «нужный исход дела» и может означать соответствие достигнутого результата поставленной цели деятельности. В настоящее время в психологической науке и практике наблюдается интерес к изучению успеха личности в целом, а также к исследованию профессиональной (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина), карьерной (А.Р. Фонарев, Е.А. Могилевкин), социальной успешности.
Долгое время понятие «карьера» в России имело негативную окраску. При изучении семантического пространства русских фразеологизмов образы «карьерист», «лидер», «мой враг», «деловой человек» оказались в одной семантической зоне вблизи отрицательного полюса фактора «оценка» (В.Ф. Петренко, 1997).
Аналогичные результаты были получены А.Г. Шмелевым при изучении российского менталитета. Ученый обращает внимание на устойчивую негативную окрашенность термина «карьерист» в российской выборке. Карьерист в русской культуре воспринимается как человек, который пренебрегает социальными нормами и готов пойти «по головам» ради личного успеха. Этот момент указывает на существование негативного отношения к ценностям индивидуального успеха в российской социальной жизни.
А.И. Чирикова, изучая российскую ментальность, отмечает, что «обыденное сознание, а вслед за ним и профессионалы настороженно относятся к успеху, видя за ним подарок судьбы, стечение обстоятельств, теневые капиталы». Несмотря на столь противоречивое отношение к успеху и успешности в российском обществе, проблема достижения успеха вызывает несомненный интерес.
Одним из актуальных направлений исследования профессионального развития в настоящее время является исследование возможностей реализации карьерного потенциала и управления карьерой.
3. Профессиональный и карьерный успех
В работах западных психологов рассматриваются вопросы профессионального и карьерного успеха, успешности профессиональной деятельности (Д. Сьюпер и др.).
Профессиональный успех определяют как совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры – как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений, таким образом выделяя объективный и субъективный успех.
Профессия – это исторически возникшая форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, полученными в результате профессионального образования и подготовки
Способности как фактор успешности профессиональной деятельности
... обучения. Основная для человека деятельность -- трудовая. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных ... личности и эффективностью деятельности. Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но ... освоение деятельности, достижение в ней большего успеха. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в ...
Объективный успех предполагает положительный результат в карьере, который может быть признан и оценен другими людьми. Он определяется такими характеристиками, как размер заработной платы, количество продвижений по службе, уровень занимаемой должности.
Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о профессиональных достижениях и результатах, он определяется параметрами удовлетворенности работой и карьерой.
Понятие успешности карьеры Д. Сьюпер связывал с успешным профессиональным самоопределением, успешной профессиональной, карьерной адаптацией, что нашло отражение в его теории профессионального самоопределения. В его работе также встречается разделение успеха на объективный и субъективный. Рассматривая успешность профессиональной деятельности, автор отмечает, что она сочетает в себе субъективные и объективные критерии. К субъективным относятся удовлетворенность жизненной ситуацией, субъективная оценка своих достижений; к объективным – стабильность работы, достигнутый статус в профессиональной среде; определенное качество жизни. В этой же работе профессиональный и карьерный успех не используются как рядоположенные понятия. Профессиональный успех здесь больше связан с самооценкой достигнутого профессионального уровня, индивидуальным восприятием человеком использования своих способностей и возможностей в конкретной профессиональной деятельности. Карьерный включает вертикальную мобильность в социопрофессиональной среде, темп, скорость, время продвижения по служебной лестнице. Соотношение объективных и субъективных оценок составляет общую оценку успешности карьеры.
В последнее время исследователи все большее внимание уделяют субъективным критериям (внутренняя удовлетворенность, осознание своей успешности), придавая большое значение собственным суждениям субъекта профессиональной деятельности. Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов отмечают, что успех «… не означает успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида».
Важный субъективный момент — зависимость карьерного успеха от референтной группы, к которой человек себя относит. Субъективная оценка успеха в карьерном продвижении связана и с внешними характеристиками, показателями, параметрами – с тем, что является для социального окружения символами успеха, удачи, ее воплощением.
Среди наиболее значимых критериев карьерного успеха называется: уровень занимаемой должности; карьерная мобильность; увеличение стоимости труда работника; накопление достижений. С точки зрения О.В. Москаленко, удовлетворенность работой и жизнью в целом зависит от установления соответствия между личностными характеристиками, образом «Я» и организационной средой. Такое соответствие позволяет человеку быть удовлетворенным не только от достигнутого успеха как некоторого результата, но и от самого процесса достижения цели, позволяет быть увлеченным и настойчивым в своей деятельности, и в итоге приводит к успеху и в объективном, и субъективном плане.
Выявление психологических характеристик, определяющих успешность ...
... и коррекционные тренинги, повышающие профессионально важные личностные качества. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического исследования В психологии труда становление индивидуального ...
Карьера – это успешное продвижение работника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности.
Д. Холл, предлагая теорию психологического успеха, отметил, что самоутверждение человека является наиболее важной переменной процесса развития карьеры. Человек обладает высоким самоутверждением, если рассматривает себя как способного эффективно и успешно действовать в профессиональной среде. Д. Холл выделяет «карьерную» подструктуру образа «Я», которая определяется как один из аспектов личностной идентичности. Человек, обладающий компетентностью и личностными характеристиками, соответствующими его карьерной роли, достигает успеха в профессиональной деятельности, и его «карьерная идентичность» возрастает.
Таким образом, проблема успешности в течение многих лет разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии в рамках прикладных исследований адаптированности личности, коррекции личностного развития оказания психологической помощи, эффективности индивидуальной и групповой деятельности. Исследуются культурные, тендерные и возрастные различия представлений об успехе и успешности. В настоящее время актуальной является задача изучения профессиональной и карьерной успешности. Успех в целом понимается как достижение личностью высоких результатов в общем и конкретном виде деятельности и удовлетворенность самой личности этими результатами. Активное поведение личности, ориентированное на успех, проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности и, с точки зрения Н.В. Маркеловой, может быть обозначена как высокогенерализованное свойство личности.
4. Успешность профессионального обучения
Проблема успешности человека в период его подготовки к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности остается слабоизученной. В настоящее время не существует точного определения «успешности профессионального обучения». Выделение критериев успешности профессионального обучения также представляет значительные трудности.
В тех случаях, когда речь идет о степени усвоения знаний, умений и навыков, используют понятие «успеваемость», которая обозначается как «степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Находит свое отражение в оценочных баллах».
В психологических и педагогических словарях можно найти понятие «обучаемость», которое рассматривается как:
- эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности;
- восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей;
- индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
А.К. Маркова, анализируя профессиональную обучаемость, описывает ее как «… способность к быстрому овладению профессиональными знаниями, умениями и психическими качествами».
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...
Обобщая указанные определения, можно отметить, что обучаемость рассматривается как некоторая потенциальная способность субъекта к усвоению разного рода знаний, умений и навыков (учебных, специальных, профессиональных), но не является показателем их актуального уровня.
Учебная деятельность студента обращена в будущее, ее результаты «отсрочены», и зачастую судить об успешности профессиональной подготовки мы можем только после окончания профессионального учебного заведения. В связи с этим, мы считаем, что в настоящее время назрела объективная необходимость определения понятия «успешность профессионального обучения».
Период подготовки специалиста в профессиональном учебном заведении является одним из этапов профессионализации. В это время молодые люди не только знакомятся с будущей профессией, но и приступают к самостоятельному выполнению деятельности, у них начинает формироваться ряд профессионально важных качеств. Профессиональное обучение предполагает усвоение не только обязательной учебной программы, но и самостоятельное постижение дополнительного материала, ориентацию на профессиональное саморазвитие, постоянно углубляющийся процесс профессионального самоопределения. В связи с этим профессиональное обучение и его успешность может и должна оцениваться с точки зрения формирования тех качеств, которые будут достаточны и необходимы для реализации самостоятельной трудовой деятельности. Академическая успеваемость, находящая отражение в оценочных баллах, является важным, но не достаточным свидетельством успешности профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка будущего специалиста обязательно предполагает формирование и развитие мотивационной сферы личности в процессе обучения. Поэтому при оценке успешности освоения профессии в период профессионального обучения необходимо учитывать и то обстоятельство, что профессионализм человека – это не только достижение им высоких производительных результатов труда, но и непременное наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психологических качеств.
Рассматривая вопросы психологического сопровождения профессионального образования, Э.Ф. Зеер указывает на разные показатели успешности обучения в зависимости от того, на каком этапе профессиональной подготовки находится студент: на этапе адаптации критериями успешности являются адаптация к учебно-образовательной среде; личностное самоопределение; выработка нового стиля жизнедеятельности; на этапе интенсификации – интенсивное личностное и интеллектуальное развитие; социальная идентичность; оптимистическая социальная позиция; самообразование; на этапе идентификации – отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации.
Анализ литературы, посвященной профессиональной успешности, позволяет определить успешность профессионального обучения как сочетание актуального уровня усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, и индивидуальных возможностей к усвоению профессиональной информации, выполнению профессиональной деятельности.
Темперамент и успешность профессиональной деятельности
... к. она ориентирована на работу с персоналом и предполагает постоянное общение, индивидуальный подход к каждому сотруднику. Этим ... подвижный тип нервной системы, характеризуется живой и активной деятельностью. В коллективе люди, обладающие сангвиническим темпераментом, жизнерадостны и ... для нашей работы нетерпение - это недостаток. Поэтому при обучении им нужно помочь осознать, что всякую работу нужно ...
Успешность профессионального обучения предполагает сочетание ряда характеристик или критериев, к которым относятся:
- формальные (академическая успеваемость);
- мотивационные (стремление к саморазвитию, открытость для профессионального обучения, которая предполагает участие в работе студенческих научных сообществ, посещение дополнительных занятий, факультативов, участие в олимпиадах по специальности и т.п.);
- операциональные (способность к самостоятельному овладению материалом: написание конспектов, рефератов, связанное с самостоятельным поиском литературы, проведение студенческих исследований; умение применять полученные знания на практике) показателей.
Таким образом, вопрос успешности личности в целом и успешности в отдельных видах деятельности является предметом изучения зарубежной и отечественной психологической науки. Исследователи выделяют два вида и соответственно две группы критериев профессионального и карьерного успеха. Объективный успех предполагает положительный результат в профессии, который может быть признан и оценен другими людьми. Наличие объективного положительного результата не всегда означает внутреннюю (субъективную) удовлетворенность человека своими достижениями.
Проблема успешности профессионального обучения, содержание и критерии успешности, в том числе и психологические, являются важными аспектами развития профессионала в целом. Учет факторов, критериев успешности профессионального обучения необходим для организации процесса подготовки специалиста, который предполагает формирование не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие психологических детерминант деятельности (мотивов, ценностей, установок и т.п.).
8