Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его компоненты

Познавательные стили

 

В последние десятилетия в психологии познания все более активно стал проявляться интерес к индивидуальной специфике интеллектуальной деятельности, которая в общем виде была обозначена термином “познавательные стили”.

Понятие “познавательный стиль” акцентировало внимание исследователей на индивидуальных различиях в способах изучения реальности. Весьма характерно, что изначально индивидуальные различия в предпочитаемых способах интеллектуальной деятельности (стилях) принципиально противопоставлялись индивидуальным различиям в успешности интеллектуальной деятельности (способностям).

Впервые критерии отличия стилей от способностей были сформулированы Г. Уиткином, которые затем в течение нескольких десятилетий безоговорочно были приняты большинством исследователей (Witkin, 1967).

1) Способность характеризует уровень достижений в интеллектуальной деятельности (то есть является ее результативной характеристикой).

Стиль выступа ет как способ выполнения интеллектуальной деятельности (то есть является ее процессуальной характеристикой).

Соответственно разные стили могут обеспечивать одинаково высокую успешность решения определенной задачи.

2) Способность — униполярное измерение (индивидуальные показатели способностей располагаются на вертикальной шкале от минимальных до максимальных).

Стиль — биполярное измерение (индивидуальные показатели стиля рас полагаются на двух полюсах горизонтальной шкалы, выделяемых с помощью такого статистического критерия, как медиана).Способности всегда имеют ценностный контекст (рост способностей — всегда хорошо).

К стилевым феноменам не применимы оценочные суждения, поскольку любой полюс того или другого стиля равноценен с точки зрения возможности эффективной интеллектуальной адаптации.

3) Способность изменчива во времени (уровень способности изменяется в зависимости от возраста, образования и т. д.).

Стиль — устойчивая характеристика человека, стабильно присущая ему на разных этапах онтогенеза и в различных условиях социализации.

4) Способность специфична по отношению к содержанию конкретной деятельности. Стиль проявляется генерализованно в различных видах психической деятельности.

В последнее время, однако, появились многочисленные эмпирические доказательства тому, что эти критерии противопоставления стилей и способностей носят весьма условный характер (см.: Холодная, 1992; 1996).

6 стр., 2726 слов

ПсихологическиЙ АНАЛИЗ стилЯ принятия решений

... совместной профессиональной деятельности и необходимость согласованности стиля субъекта со стилями других со-субъектов («совместный стиль деятельности»). В.А. Толочек представляет стили как операционально–деятельностные системы («типовые стили») и как индивидуально–психологические системы («индивидуальные стили»); выделяет ...

Утверждение, что стили и способности суть альтернативные психические качества, может быть поставлено под вопрос и в связи с соображениями более общего плана: во-первых, способы переработки информации о своем окружении в виде тех или иных стилевых свойств интеллекта прямо либо косвенно влияют на продуктивность интеллектуального поведения, во-вторых, стили, контролируя базовые познавательные процессы (восприятие, память, мышление), тем самым выступают в качестве метакогнитивных способностей, обеспечивающих эффективность саморегуляции интеллектуальной деятельности, и, в-третьих, стили уже самим фактом своего наличия свидетельствует о сформированности способности субъекта к индивидуализированной форме познавательного отражения (то есть являются свидетельством достаточно высокого уровня его интеллектуального развития).

Последнее предположение перекликается с фактами, согласно которым типологически обусловленные различия в индивидуальном стиле деятельности наблюдаются только у испытуемых с достаточно высоким уровнем умственного развития (Мерлин, 1990).

Исследование познавательных стилей пошло, в разных направлениях, поэтому сейчас можно констатировать наличие четырех типов стилевых свойств интеллекта, таких, как: стили кодирования информации, когнитивные стили, интеллектуальные стили и эпистемологические стили.

Стили кодирования информации— это индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта (слуховой, зрительной, кинестетической, чувственно-эмоциональной и др.).

В последнее время проблема существования разных способов восприятия информации активно разрабатывалась в русле нейролингвистического программирования (НЛП).

Были выделены три основные сферы “сенсорного опыта” человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Соответственно разные люди принимают и перерабатывают информацию о своем окружении, преимущественно опираясь либо на визуальный опыт (зрительно и с помощью мысленных образов), либо аудиальный опыт (посредством слуха), либо кинестетический опыт (через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления).

Поэтому для визуала типичная познавательная позиция — смотреть, представлять, наблюдать; для аудиала — слушать, говорить, обсуждать; для кинестетика — действовать, чувствовать, ощущать (Гриндер, Бэндлер, 1993; Гриндер, 1994).

Таким образом, мера выраженности в индивидуальной репрезентативной системе того либо другого способа представления информации — в зависимости от сформированности определенных структур его когнитивного опыта — характеризует присущий данному человеку стиль кодирования информации. Напомним, что, согласно Дж. Бру-неру, мера интегрированности разных способов кодирования информации характеризует уровень интеллектуального развития субъекта (Bruner, 1964; Брунер, 1977).

Когнитивные стили— это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т. д.).

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить описания от 15 до 20 различных когнитивных стилей. Приведем примеры некоторых из них. (Более подробно о когнитивных стилях см.: Холодная, 1990 б; Шкуратова, 1994; Clauss, 1978; Rayner, Riding, 1997.)

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. ... переменных в детерминации поведения человека еще не означает изучения самой этой ситуации. Понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе. Для некоторых психологов ...

Полезависимость — поленезависимость. Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям при оценке происходящего и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отстраиваются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации.

Импульсивность — рефлективность. Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов. Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения в подобной ситуации, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа.

Узкий — широкий диапазон эквивалентности (‘или аналитичность — синтетичность).

Представители полюса узкого диапазона эквивалентности (аналитического стиля) склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. Представители полюса широкого диапазона эквивалентности (синтетического стиля), напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований.

Нетолерантность — толерантность к нереалистическому опыту. Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в неопределенных, двусмысленных ситуациях и характеризует меру принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он расценивает как правильные и очевидные. Толерантные субъекты оценивают опыт по их фактическим характеристикам, тогда как нетолерантные субъекты сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличным знаниям.

Когнитивная простотасложность. Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений (полюс когнитивной простоты).

Другие, напротив, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон (полюс когнитивной сложности).

Перечень когнитивных стилей можно было бы продолжить, однако их детальный анализ выходит за рамки данной монографии. Сейчас важно зафиксировать некоторые общие выводы относительно природы когнитивных стилей. Дело в том, что по мере накопления эмпирических данных стилевой подход оказался в достаточно непростой ситуации. С одной стороны, противопоставление стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности не выдерживало строгой эмпирической и теоретической проверки (в частности, многие показатели когнитивных стилей положительно коррелировали с различными показателями интеллектуальной продуктивности).

С другой стороны, отождествление когнитивных стилей и конвергентных способностей оказывалось неправомерным в силу очевидного различия процедур их операционализации (когнитивные стили описываются в терминах своеобразия способов переработки информации, тогда как традиционные интеллектуальные способности — в терминах эффективности решения задач).

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... как одно из проявлений способности к адаптации, которая наряду с другими ресурсами личности увеличивает или уменьшает (облегчает) требования ситуации (Moos & Billings, 1982) ... надежно измеряет три основных стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы (проблемно-ориентированный стиль, или копинг), эмоционально-ориентированный стиль и стиль, ориентированный на избегание ( ...

В одной из моих работ была обоснована точка зрения, согласно которой когнитивные стили — это “другой” тип интеллектуальных способностей (сравнительно с традиционными конвергентными и дивергентными способностями), характеризующих, во-первых, особенности построения индивидуальных репрезентаций происходящего (как строится ментальный образ конкретной ситуации) и, во-вторых, индивидуальные возможности метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности (как организуется контроль процессов переработки информации) (Холодная, 1996).

Интеллектуальные стили — это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем. Р. Стернберг провел анализ трех интеллектуальных стилей, которые проявляются в выборе профессиональной деятельности и соответственно в предпочитаемых способах решения профессиональных проблем (Sternberg, 1990).

Законодательный стиль. Его представители в своей интеллектуальной работе игнорируют типичные для большинства людей нормы и правила. Даже свои собственные принципы, касающиеся подхода к проблеме, они готовы в любой момент изменить в зависимости от требований самой проблемы. Их не интересуют детали. Они чувствуют себя комфортно только тогда, когда имеют возможность работать внутри своей собственной системы идей и когда они могут сами разрабатывать новый подход к проблеме. Предпочитают такие профессии, как ученый, университетский профессор, писатель, артист, архитектор, предприниматель.

Исполнительный стиль. Люди этого типа руководствуются общепринятыми нормами, склонны действовать по правилам, предпочитают решать заранее сформулированные, четко поставленные проблемы с использованием уже известных средств. Выбирают профессию адвоката, полисмена, бухгалтера, военного, менеджера.

Оценочный стиль. Люди этого типа имеют некоторый минимум своих собственных правил, в правильность которых они искренне верят. Они ориентированы на работу с готовыми системами, которые, по их мнению, можно и нужно “приводить в порядок” (например, ставить правильный диагноз и осуществлять необходимые воздействия).

В целом склонны анализировать, критиковать, оценивать и усовершенствовать проблемы. Профессионально самоопределяются, как правило, в качестве литературного критика, психотерапевта, разработчика образовательных программ, консультанта, политика, судьи.

С точки зрения Стернберга, все эти стили обнаруживают себя при одинаково высоком уровне интеллектуального развития и соотносятся с одинаково высокой профессиональной успешностью. Кроме того, надо иметь в виду, что для каждого человека характерен баланс всех трех стилей с учетом, естественно, специализации каждого из них.

Аналогичная позиция представлена в работах А. Харрисона и Р. Брэмсона, выделивших пять интеллектуальных стилей в зависимости от того, какой тип проблем и какие способы их решения оказались предпочтительными для данного человека: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический(цит. по: Алексеев, Громова, 1993).

По сравнению с когнитивными стилями, интеллектуальные стили, безусловно, являются более обобщенным стилевым свойством интеллекта. Следует особо подчеркнуть, что указанные выше стили Стернберг описал на основе анализа поведения трех своих наиболее одаренных студентов. Точно так же и стили, выделенные Харрисоном и Брэмсоном, были выявлены на основе изучения особенностей интеллектуального творчества великих философов. По-видимому, об интеллектуальных стилях как свойствах индивидуального интеллекта можно говорить только на фоне достаточно высокого уровня интеллектуальной зрелости субъекта.

5 стр., 2092 слов

Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации

... параграфе остановимся подробнее на таких стратегиях. 2. Стили конфликтного поведения При возникновении конфликта универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в ... необходимо изучить конкретные стратегии поведения, особенности взаимодействия и приемы, используемые людьми в конфликтной ситуации. В приложении (Приложение 1) реферата можно ознакомиться ...

Таким образом, с этой точки зрения интеллектуальные стили — это особого рода интеллектуальные способности, связанные с возможностью индивидуализации интеллектуальной деятельности на основе приведения в соответствие индивидуальных ресурсов субъекта с определенным типом проблем (не зря говорят, что гений — это счастливое совпадение структуры индивидуального ума со структурой объективной проблемной ситуации).

Эпистемологические стили — это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему, проявляющиеся в особенностях индивидуальной “картины мира”. Дж. Ройс выделяет три эпистемологических стиля: эмпирический, рационалистический и метафорический (Royce, 1974).

Эмпирический стиль — это познавательный стиль, при котором личность строит свой познавательный контакт с миром на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта. Люд” этого типа склонны подтверждать истинность своих суждений ссылкой на факты, тщательность измерений, надежность и повторяемость наблюдений.

Рационалистический стиль — это познавательный стиль личности, чей взгляд на действительность определяется широкими понятийными схемами, категориями и “теориями”. Адекватность индивидуальных суждений оценивается на основе логических выводов с использованием всего комплекса мыслительных операций. Основной критерий надежности познавательного образа — его логическая устойчивость.

Метафорический стиль — это познавательный стиль, который проявляется в склонности к максимальному разнообразию впечатлений и комбинированию отдаленных областей знаний. Целостность взгляда на мир сочетается с его персонификацией (то есть представлением действительности в терминах личных переживаний, оценок, убеждений).

Проверка надежности познавательного образа осуществляется за счет ссылки на собственную интуицию.

Согласно Ройсу, познавательные стили — это психические качества высшего порядка в том смысле, что они определяют способ связи конвергентных способностей и аффективных личностных черт в актах индивидуального поведения. По сути дела, выраженность определенных эпистемологических стилей является следствием сформированности тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие интеллектуальных и аффективных возможностей субъекта. Например, рациональный стиль отвечает за интеграцию понятийных способностей и эмоциональной независимости, эмпирический стиль — перцептивных способностей и интраверсии/экстраверсии, метафорический стиль — символических способностей и эмоциональной стабильности (Wardell, Royce, 1978).

Следовательно, эпистемологические стили можно считать — сравнительно, например, с конвергентными способностями — интеллектуальными способностями более высокого уровня, обнаруживающими себя в показателях индивидуализированной интеграции когнитивного и аффективного опыта субъекта.

4 стр., 1716 слов

Особенности индивидуальной арт-терапии

... за определенный промежуток времени.   Особенности индивидуальной арт-терапии Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Далеко не все клиенты способны сразу ... недирективного подхода, что предоставляет максимум “свободы” каждому участнику и учет его индивидуальных особенностей. Занятия в таких группах проводятся от 1 до нескольких раз в ...

Таким образом, познавательные стили — в виде выраженности тех или иных форм представления информации (стили кодирования), сформированности механизмов непроизвольного интеллектуального контроля (когнитивные стили), меры индивидуализированности способов постановки и решения проблем (интеллектуальные стили) либо степени интеграции когнитивного и аффективного опыта (эпистемологические стили) — имеют, судя по всему, отношение к продуктивным возможностям интеллекта и могут рассматриваться в качестве особой разновидности интеллектуальных способностей. Относительно природы феномена стиля в свое время хорошо сказал Р. Брэдбери: “Некоторые думают, что стиль — это фантазия. В действительности стиль — это правда. Даже если моя правда заключается в том, чтобы слышать, как кричат динозавры”.

Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его компоненты

В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально — заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определяется как «характерное физиогномическое единство каких-либо явлений человеческой жизни и деятельности, типичная форма его внешнего выражения».

В психологии термин «стиль» появился в психоаналитических работах А. Адлера. В 50-70-е годы ХХ века понятие стиль стали использовать для изучения механизмов индивидуальных различий в способах познания своего окружения. Это явление было обозначено термином «познавательный стиль». Вслед за М.А. Холодной можно признать: «В общем виде познавательный стиль — это индивидуально-своеобразный способ изучения реальности». К видам познавательных стилей, по М.А. Холодной, относятся стили кодирования информации, стили переработки информации (когнитивные стили), стили постановки и решения проблем (интеллектуальные стили) и стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили) Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ., 2002. — С. 229. В соответствии с этим в практике обучения важно различать учащихся с кинестетическим, визуальным или аудиальным стилями кодирования информации, учеников с аналитическим или синтетическим когнитивными стилями, учеников с импульсивным или рефлексивным стилями переработки информации и так далее. Наличие широкого разнообразия познавательных стилей означает, что в процессе обучения важно знать не только чему учить и как, но и то, какие стратегии и тактики применяют сами обучаемые при освоении окружающего мира, опыта деятельности и отношений, а также какими индивидуально-психологическими особенностями опосредуется выбор того или иного способа взаимодействия с предметной или коммуникативной средой.

Так, субъекты с аналитическим стилем переработки информации легче и быстрее вычленяют части, недостающие детали, лучше справляются со словарными заданиями, где необходимо определить и раскрыть значение слов, однако процесс сложения целого вызывает у них сложности. Школьники с аналитическим стилем легче обучаются в следующем режиме — низкий темп предъявления учебной информации, большое число повторений, малая вариативность заданий, акцент на произвольное запоминание. Учащиеся с синтетическим стилем лучше справляются с заданием на определение последовательности действий, легче вычленяют единый сюжет, быстрее и точнее находят сходство понятий, умеют систематизировать и компоновать имеющиеся данные, сложности вызывает выделение частей. Ученики с импульсивным стилем хуже, чем ученики с рефлексивным стилем, справляются с заданиями на решение проблем, где не указаны альтернативы ответов. В задачах на распознавание дети с рефлексивным стилем используют более консервативные стратегии, чем дети с импульсивным стилем, и поэтому оказываются более точными. Учащиеся с импульсивным стилем дают ответ быстрее, чем учащиеся с рефлексивным когнитивным стилем. Одни учащиеся нуждаются в чётком, иногда буквально пошаговом руководстве со стороны учителя, другие предпочитают инициативное, самостоятельное познание, не терпят опеки; одни лучше усваивают материал со зрительной опорой (дети с визуальным стилем кодирования информации), другие лучше воспринимают материал на слух (аудиальный стиль); у одних предшествующий опыт познания достаточно богат и на него легко опираться в дальнейшем развитии ребёнка, у других он может оказаться незначительным и приходится прилагать немало усилий, чтобы его обогатить. Становится очевидной необходимость учёта индивидуального характера познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

11 стр., 5073 слов

Проектная деятельность как форма обучения студентов в высших учебных учреждениях

... различных предметов (на интеграционной основе). Задачи проектной деятельности: - Обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные ... отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - Формировать ... проектной деятельности в вузе В основе метода проектов в высших учебных заведениях лежит развитие познавательных ...

Другое направление в исследовании стилевых явлений связано с разработкой теории индивидуального стиля деятельности (ИСД), созданной в нашей стране в середине ХХ столетия В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым и их последователями в соответствии с принятой в советской философии и психологии концепцией деятельности.

Е.А. Климов даёт два определения индивидуального стиля деятельности. В узком смысле — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая совокупность отличительных черт в деятельности человека, то есть особенности целей, мотивов, способов деятельности, качественные особенности психики человека, проявляющиеся в деятельности.

В широком смысле ИСД есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешения своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — С. 49.

.

Таким образом, наиболее существенными признаками ИСД являются следующие:

1) ИСД — это не отдельные элементы деятельности, а их определённое сочетание, система;

2) это такое своеобразное сочетание способов, которое обусловливает наилучшее выполнение деятельности данным человеком, то есть ИСД является средством оптимального приспособления человека к объективным требованиям деятельности;

3 стр., 1392 слов

Особенности обучения первоклассников

... ***** Продолжительность (в минутах) ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников: E)& не более 30. ***** Автор ... деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. ***** Авторы книги «Введение в школьную жизнь»: A)& Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. ***** Комплекс учебных и внеучебных проблем, возникающих при систематическом обучении, ...

3) индивидуальный стиль, возникая на основе природных форм реагирования, зависящих от наследственных задатков, не сводится к этим формам, он не фатально детерминирован индивидуально-типологическими особенностями (познавательными стилями, свойствами темперамента, личностными качествами) субъекта, а формируется как интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, может изменяться при изменении условий деятельности, вырабатывается в процессе развития, обучения и воспитания.

В исследовании Е.А. Климова выделяются две основные составляющие ИСД — «ядро» и «пристройка» к нему. Ядром стиля деятельности были названы такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно и без заметных субъективных усилий провоцируются в данной субъективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. В качестве пристройки отмечены особенности деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков рациональных приёмов работы, адаптации к объективным требованиям деятельности. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — С. 54 Это доказывает, что индивидуальный стиль деятельности, в отличие от познавательных стилей, явление формируемое и корректируемое.

Стиль учебной деятельности есть одно из главных условий саморазвития школьника и становления его как субъекта учебной деятельности, индивидуальный способ протекания учебной деятельности школьника (особенности принятия решений, особенности целеполагания, планирования действий, осуществления исполнения действий, протекания процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки) сензитивным периодом развития познавательной деятельности является младший школьный возраст, ведущей деятельностью младшего школьника.

Термины «учебная деятельность» и «познавательная деятельность» достаточно близки. Учебная деятельность невозможна без познания. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса. В современной дидактике учебная деятельность (учение) трактуется как разновидность познавательной деятельности, особая форма индивидуального человеческого познания. Любая деятельность ребёнка обязательно включает в себя познание. В этом смысле все виды деятельности младшего школьника могут рассматриваться как особые формы познавательной деятельности. Ведущей ролью познавательной деятельности в развитии и жизнедеятельности младшего школьника и обусловлен наш интерес к формированию индивидуального стиля познавательной деятельности.

Индивидуальным стилем познавательной деятельности (ИСПД) называют индивидуально устойчивую систему способов и приёмов оперирования орудием познавательной деятельности, то есть знаком. ИСПД, по мнению психологов, представляет собой подструктуру личности, обеспечивающую динамичное согласование индивидуальных особенностей человека с наличными целями познавательной деятельности

С одной стороны, природа индивидуального стиля может быть образно обозначена как «внутренняя», поскольку она предопределяется системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности человека, комплексом способностей и потенций. С другой стороны, стиль деятельности всегда взаимосвязан с внешней средой и формируется в соответствии с критериями, требованиями, условиями или ограничениями этой среды. В трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева деятельность — это основной способ взаимодействия человека с миром, преобразование человеком объективного мира. Принимая это во внимание, индивидуальный стиль познавательной деятельности — это система индивидуально-своеобразных способов и приёмов активного взаимодействия субъекта с объектом познания (природой, обществом, самим собой, системой культурных ценностей, опытом познания и деятельности и так далее).

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...

...   Проверила: преподаватель ПМ 03 Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными ... грамматики в связной речи, · игры на развитие психических познавательных процессов (на материале выбранного тематического цикла), · закрепление лексики ... с ЗПР нравственного поведения, на основании отобранной информации написать введение. 3. Разработать перечень практических ...

Индивидуальный стиль органически связан с понятием «деятельность», характеризуя её, и, с другой стороны, он возникает и формируется главным образом в процессе деятельности. При этом сама деятельность может быть охарактеризована как целенаправленное взаимодействие многих основных систем — «образующих деятельности». Выделяются следующие «образующие»: «мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий»

Целостная структура человеческой деятельности включает в себя следующие компоненты:

1) ориентация, анализ исходной ситуации;

2) целеполагание (постановка цели);

3) планирование (составление программы деятельности);

4) реализация программы (исполнительский компонент);

5) анализ деятельности и полученного результата (рефлексивно-оценочный компонент) и коррекция деятельности.

Анализ собственной деятельности и полученного результата служит основой для анализа новой ситуации и постановки новых целей деятельности.

Исходя из тесной связи индивидуального стиля познавательной деятельности со структурой деятельности и зависимости индивидуального стиля от психологических свойств личности, мы выделили следующие компоненты ИСПД:

а) мотивационный компонент (познавательные мотивы, познавательный интерес, потребность в самопознании, потребность в самосовершенствовании и развитии своей индивидуальности);

б) ориентационный компонент (индивидуальные стратегии системы целей, индивидуальная система ориентировки и планирования предстоящей познавательной деятельности);

в) исполнительный (операционный) компонент (система предпочитаемых познавательных действий и операций, приёмов, индивидуально-своеобразный темп познавательной деятельности, познавательные знания, умения и навыки, особенности контрольных действий);

г) личностный компонент (особенности сферы саморегуляции, интеллектуальной, волевой, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной сфер индивидуальности, особенности темперамента, особенности развития психических процессов, знание своих познавательных возможностей, рефлексия, автономность, индивидуально-своеобразное сочетание ориентировочных, исполнительных и контрольных действий, опыт личности);

д) результативный компонент (индивидуальное своеобразие результатов познавательной деятельности).

Индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся

Решение проблемы успешного учения — в развитии индивидуального стиля учения. Деятельность человека является комплексной и не сводится только к врожденным или алгоритмическим процессам. Когнитивные структуры психики подвижны и зависят от многих факторов. Когнитивный стиль — это результат взаимодействия индивидуальных особенностей процессов приема и переработки информации человеком, устойчиво проявляющихся при решении им познавательных задач. Это личностное образование пронизывает многие уровни психической организации человека — от перцептивных процессов до межличностных отношений, что выражается в особенностях самооценки и оценки других людей, объеме реального общения, уровне интеллекта, тревожности, экстраверсии. Когнитивный стиль выступает посредником между психическими и личностными уровнями «интегральной индивидуальности».

В отечественных исследованиях под индивидуальным стилем деятельности понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Стиль обучения — это предрасположенность к принятию специфической стратегии обучения в соответствии с конкретными задачами обучения. Выделяют следующие стратегии обучения: понимающую и операционную, репродуктивную и прикладную, глубокое и поверхностное чтение.

В индивидуальном стиле выделяется система факторов, которые остаются неизменными и определяют особенности восприятия и переработки учебной информации. К природным факторам можно отнести репрезентативную систему; тип нервной системы; полушарную доминантность.

Под стилем учебной деятельности понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения учебно-познавательной задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Учебная деятельность носит преимущественно познавательный характер. Следовательно, на ее стиль будут влиять прежде всего особенности познавательной сферы учащихся. Познавательную деятельность можно рассматривать как взаимодействие функционального, информационного, операционного и мотивационного компонентов. Функциональный компонент обеспечивается функциями мозга: сенсорными, моторными, мнемическими, которые имеют свои пределы. Операционный компонент отражает систему когнитивных операций, которыми владеет индивид. Информационный компонент обеспечивает объем накопленной и используемой индивидом информации. В мотивационном компоненте находят отражение интересы, склонности и потребности личности. Таким образом, индивидуальный стиль учебной деятельности можно рассматривать как целостность мотивов информации, операций и функций, которые реализуются на уровне интегральной индивидуальности.

Стиль учебной деятельности является динамическим образованием и развивается в условиях целенаправленного обучения. Выделяют три уровня умственного развития: сенсорно-перцептивный, представленческий и вербально-логический.

На сенсорно-перцептивном уровне, как генетическом, коренном, исходном, остающемся на всю жизнь, происходит получение чувственного опыта, формируются процессы различения и сличения, когнитивная операция сравнения. На этом уровне ведущую роль играет сенсорная — модальность и сенсорная организация (в западной психологии модальность и репрезентативная система).

На этом уровне формируется интегральное качество — наблюдательность.

Представленческий уровень модальности (слуховая, зрительная, кинестетическая) является основой для развития образной памяти и воображения, запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения информации. Интегральным качеством выступает воображение как процесс оперирования образами, их трансформациями, сравнением и комбинированием. У человека формируется способ ориентации в имеющейся информации и ее извлечения по мере необходимости.

На вербально-логическом уровне возникает возможность работы с идеальными объектами. Существенными изменениями на этом уровне являются логическая память, способность к обобщениям, абстрагированию, анализу и синтезу. Социальный опыт фиксируется в идеальных объектах. Существенным образованием в личности является способность к теоретическому мышлению.

Принятие такой последовательности умственного развития предполагает, что сенсорно-перцептивный уровень задан генетически и будет определять особенности познавательных структур. Два остальных уровня отражают те динамические изменения, которые могут произойти в умственном развитии при условии организации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей в познавательной сфере.

У учащихся определяется ведущий канал восприятия информации, их когнитивный стиль. Если брать только этот показатель, то можно выделить аудиальный стиль ученика (тот, который учится посредством восприятия информации на слух), визуальный (посредством зрительного восприятия) и кинестетический (учится на собственном опыте).

Мозговая доминантность (полушарность) также влияет на стиль обучения: у индивидов с доминированием правого полушария развита образность, они видят целую картину, легко воспринимают музыку и искусства. Индивиды с доминирующим левым полушарием предпочитают анализ, склонны к детализации, словесности и науками.

Поведение личности во многом определяется данными, полученными из внешнего мира. Люди по-разному реагируют на одну и ту же информацию. Это зависит от установок сознания. По этому показателю выделяются экстраверты и интроверты. Для мотивационной сферы экстраверта характерна ориентация на то, что происходит вне его: он открыт всему, что происходит вокруг, он чаще всего при взаимодействии с людьми получает энергию, сам любит действовать, легко вступая в контакты, быстро осваивается в новом коллективе, проявляет интерес к новым людям, легко знакомится с ними и легко расстается, если отношения не сложились. Интроверт же ориентирован на внутренний мир, свои ощущения, впечатления, он старается отгородиться от обилия новой информации, внешне молчалив, задумчив, спокоен, имеет узкий круг друзей, трудно вступает в новые контакты, стремится к тишине, не любит неожиданных визитов и хорошо работает в одиночку.

В ряде исследований выделен стиль мышления. Под стилем мышления понимается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств).

Исследователи подчеркивают, что стиль мышления закладывается в детстве и развивается в соответствии с опытом и метаморфозами личности. В стиле мышления можно выделить ядро и избирательную систему по реакции на внешние условия.

Факторы, влияющие на формирование ИСУПД

Активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности, как потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении с товарищами и учителем.

На становление индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности учащихся значительную роль играют несколько факторов:

1. Особенности обучения конкретизируются и определенным образом преломляются через совокупность ряда условий. Среди них следует отметить: возраст учеников, стиль педагогического руководства учителя, особенности преподаваемого предмета и ту атмосферу учебной деятельности, которая создается коллективом учителей, работающих в классе. При этом в любом случае есть дети, которые ждут уроки по данному предмету, с интересом работают на уроке. И ихактивность обусловлена значимыми для личности ученика мотивами.

2. Методики личностно-ориентированного обучения, в большей мере удовлетворяют разнообразным потребностям ученика. Однако независимо от методики обучения существуют потребности, которые в учебной деятельности для ученика приобретают первостепенное значение, и такие, которые в этих условиях для него менее значимы. Так, на всех возрастных этапах особую значимость имеет удовлетворение потребности в новом знании, в самоутверждении, в творчестве, в благоприятном для ученика контакте с учителем. Мало осознается значение общения с товарищами в процессе коллективной работы, и с возрастом падает престиж такого фактора, как легкость достижения успеха. Характер общения учащихся между собой на уроке, и успешность учения для ученика очень значимы.

Возраст учащихся отражается в объяснении активности. Так, учащиеся 5 класса очень живо откликаются на все средства активизации. Они проявляют интерес к новым знаниям, творческим заданиям, к общению с товарищами и учителем, их радует возможность проявить свою активность,успех в работе, возможность в связи с этим получить хорошую оценку. Это связано с проявлением таких возрастных особенностей, как огромный интерес к любому новому знанию, стремление к любой форме активности и самоутверждению, большая потребность в благоприятном характере общения с учителем.
У учащихся 7 класса наблюдается сдержанность учащихся в мотивации интереса к урокам по разным предметам. И эта тенденция с возрастом усиливается. Вместе с тем следует отметить, что в том случае, когда учащиеся активно работают на всех годах обучения, интерес к учению сохраняется и у старшеклассников, учеников 10 класса.

3. Существенные коррективы в проблему активности учащихся, особенно в 4-б классах, вносят особенности предмета. Так, при развивающем обучении в младших классах, учебным предметам трудно соперничать с математикой и физикой, даже если они изучаются по репродуктивной методике, их изучение требует большой умственной активности ученика. И в тех случаях, когда учителей математики и физики отличает гуманистический стиль педагогического руководства, интерес к урокам бывает высок и иногда превышает интерес к урокам по остальным предметам.

4. Очень значимым фактором в реализации особенностей обучения является стиль педагогического руководства. Как показывает анализ данного материала, мотив общения с учителем актуален на всех ступенях обучения. Вместе с тем следует отметить, что не только личность учителя и как наиболее существенное ее проявление — стиль педагогического руководства
вносят коррективы в процесс обучения, но и методика существенным образом влияет на характер общения. Это обнаруживается, во-первых, в том, что для большинства учителей, характерен гуманистический стиль педагогического руководства, во-вторых, авторитарный стиль педагогического руководства имеет свои особенности. Это, как правило, люди с яркими индивидуальными качествами, глубоко знающие и любящие свой предмет, увлеченные преподаванием, на их уроках исключительно интересно. И требование, которое нередко предъявляется в категорической форме, объясняется стремлением достичь высокой отдачи.

5. Среди факторов, влияющих на активность ученика на уроках по отдельному предмету, следует указать и такой, как атмосфера общения в творческой активной деятельности, создаваемая коллективом работающих в классе учителей.

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод, что методики личностно-ориентированного обучения обладают потенциальными возможностями активизации личности ученика, создавая условия для мотивации активности, стимулируют и развивают определенные потребности и в результате этого соответствующим образом влияют на формирование личности ученика, что в свою очередь является важным при формировании индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности.

Использование семантических образов

Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению. Как мы уже указывали, именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования.

Способы учета личностной семантики школьников:

1. Использование семантических образов.

2. Использование семантических когнитивных карт.

3. Использование семантических обучающих метафор и семантических обучающих сказок.

В связи с тем, что визуальная сенсорная система является наиболее скоростной в обработке информации, мы рассмотрели именно ее возможности для построения практических способов учета семантики в познании школьников.

Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодирования / декодирования информации. Именно образы используются в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина — в виде системы пиктограмм и т.д.

В выше указанных педагогических технологиях чаще используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемотехнических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-словесной формой презентации предметного содержания. Но с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования они все же являются внешне заданными образцами-результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих школьников. В такой ситуации происходит навязывание учителем собственной семантики в процессе формирования познавательной деятельности учащихся, что, безусловно, сужает возможности самостоятельного детского познания и ограничивает школьников в способах познания, так как со временем они закрепляются и становятся стереотипами.

Поэтому по результатам анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели нами были определены требования к работе с семантическим образом:

· образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея на начальном этапе образцы других школьников или учителей в качестве примеров;

· образ должен быть как можно более тесно связан с предметным содержанием;

· образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;

· образ должен иметь особый личностный смысл: по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;

· образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции;

· образ должен довольно просто воспроизводиться, а для этого он должен быть исполнен как можно в более специфической (редко встречающейся) форме. (Приложение Д)

В представленных примерах дети отобразили словарные слова в тех образах, которые они лично представляют в соответствии с приведенными выше требованиями.

По результатам наблюдений за тем, какие образы легче всего удерживаются детьми в памяти и практически не забываются по прошествии большого периода времени, нами были сформулированы требования к семантическим образам словарных слов, которые могут быть универсальными. В приведенных примерах представлены именно такие образы.

Требования к универсальным образам словарных слов:

· семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова;

· в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование (например, как со словами палатка, шатер, крыжовник, корзина) так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;

· семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания; уникальность употребления картинки-образа может достигаться цветовым кодированием или изображением детали, подчеркивающей особое эмоциональное настроение (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде — ОрО-).

Семантические рисунки являются одним из наиболее эффективных методов работы с субъектным опытом школьников. Создание словарей может использоваться в работе над любыми теоретическими и практическими темами из курса русского языка и литературы. Например, изучая текстоведение, ученик такие типы текстов, как описание, повествование и рассуждение, изображает на рисунке в виде трех могучих ветвей дуба. Другой ученик, рассказывая о стилях речи, создает ментальную картинку в виде человеческой руки: большой палец в сторону — разговорный стиль; остальные пальцы — книжные стили — располагаются рядышком: художественный, публицистический, научный и самый дальний, мизинец, — официально-деловой. Такой семантический рисунок отражает и логику, и личное восприятие учащегося.

Во время словарно-орфографической работы на уроке (а словарные слова можно давать тематическими блоками: квартира, музей, театр, цирк, осень, океан и т.п.) детям предлагается игра в ассоциации. Они занимаются внутренней визуализацией, обсуждают и решают, какая из внутренних картинок способна стать символом их «тематических» ассоциаций (океан — рыба-кит, цирк — жизнерадостный клоун, зима — мороз и т.п.).

Каждый учащийся рисует в тетради свою собственную картинку, раскрашивая ее любимыми цветами. В зависимости от типа урока, времени, отведенного на словарную работу, данный процесс может упрощаться: без игры в ассоциации ребятам предлагается заготовленная на доске картинка со словарными словами и работа начинается сразу с придумывания внутренних образов. Применение учениками в тетрадях фломастеров или цветных ручек, как известно, улучшает работу памяти, а использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом, что не только увеличивает продуктивность запоминания, но и облегчает восприятие предметного содержания, повышает эффективность процесса мышления, и, конечно же, познавательная деятельность начинает носить творческий и субъектно-личностный характер.

После некоторой практики учащиеся включаются в процесс творческого создания семантических образов, и у них возникает желание, а затем и потребность, выразить себя на более сложном уровне, не просто рисуя букву-орфограмму или целое словарное слово, а, например, иллюстрируя какую-либо авторскую мысль, заинтересовавшую в процессе чтения художественного произведения.

Так, в тетрадях по литературе появляются сначала цветные схемы (всевозможные кружочки и квадратики, окруженные и соединенные стрелочками), а затем картинки-символы, показывающие, как ребенок понял текст, воспринял его, и насколько близок ассоциативный символ, созданный учеником, художественному миру писателя.

Для формирования читательских умений, развивающих образное мышление, в процессе подготовки творческих работ учащиеся получают различные задания:

— графически показать основные сюжетные линии произведения и их элементы или взаимосвязь содержательных компонентов композиции (портрета, пейзажа, внесюжетных элементов, художественной детали и т.п.);

— найти в тексте художественную деталь-символ и ассоциативной картинкой объяснить ее участие в эпизоде (произведении) или создать визуальный образ, включающий в себя художественную деталь текста, объясняющую основную мысль эпизода (идею произведения);

— через визуальный образ выразить тему, проблему, идею произведения и т.п. Итогом такого творческого процесса, как правило, является не просто картинка-иллюстрация, а ассоциативный рисунок, сопровождаемый выдержками из текста и комментариями автора работы (или только цитаты, или собственное высказывание).