Показатели уровня биологического развития школьников

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Биологический уровень Морфофункциональное состояние Рост   Масса тела, окружность груди Функциональные показатели
Соответствует возрасту     Гармоничное любой: средний, выше среднего, ниже среднего   М±1 бR и более за счёт развития мускулатуры   М + б и выше  
  Опережает возраст     Дисгармоничное     От М–1,1 бR до М–2 бR; от М+1,1 бR до М+2 бR за счёт повышенного жироотложения От М – 1,1 б до М – 2 б    
  Отстаёт от возраста   Резко дисгармоничное От М–2,1 бR и ниже; от М+2,1 бR и выше за счёт избыточного жироотложения От М – 2,1 б и ниже  
Общая задержка физического развития Рост низкий М-2,1 б   При любых Мт, объёмах груди

 

Приложение 5

 

 

Показатели уровня биологического развития школьников

 

Возраст, лет Длина тела см (М ± σ) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов Степень развития вторичных половых признаков
Мальчики
М7 ± σ 4 — 6 7 ± 3  
М8 ± σ 4 — 6 12 ± 2  
М9 ± σ 4 — 6 14 ± 2  
М10 ± σ 4 — 6 18 ± 3  
М11 ± σ 4 — 6 20 ± 4 Ах0Р0
М12 ± σ 4 — 6 24 ± 3 Ах0Р0F0V1
М13 ± σ 7 — 10 27 ± 1 Ax0P2V2L0
М14 ± σ 7 — 10 Ax2P2V1,2F0,1L0,1
М15 ± σ 4 – 7 Ax2P3V2F1L1,2
М16 ± σ 3 – 4 Ax3P3V2F1L2
1 — 2 Ax3P4V2F2L2,3
Девочки
М7 ± σ 4 — 5 9 ± 3  
М8 ± σ 4 — 5 12 ± 3  
М9 ± σ 4 — 5 15 ± 3  
М10 ± σ 4 — 5 19 ± 3 Ax0P0Ma00
М11 ± σ 6 — 8 21 ± 3 Ax0,1P0,1MaMе0
М12 ± σ 6 — 8 25 ± 3 Ax1,2P1,2Ma20,1
М13 ± σ 4 — 8 Ax2,3P2,3Ma2,31,2
М14 ± σ 2 – 4 Ax2,3P0Ma32,3
М15 ± σ 1 – 2 Ax3P3Ma33
1 – 2 Ax1P4Ma3,43
0 — 1 Ax3P3Ma43

 

Приложение 6

 

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 5 группам развития, три которых – варианты нормального развития, а четвёртая — развитие, пограничное с нормой.

 

I ГРУППА – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

 

II ГРУППА – дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок (до 1 года – на 1 месяц; до 2 лет – на 3 месяца; до 3 лет – на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;

 

III ГРУППА – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часть – на 2 эпикризных срока);

 

IV ГРУППА – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;

 

V ГРУППА – дети с задержкой в развитии на 4 – 5 эпикризных срока.

 

 

СТЕПЕНИ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

I СТЕПЕНЬ — по 1-2 показателям;

 

II СТЕПЕНЬ — по 3 — 4 показателям;

 

III СТЕПЕНЬ – по 5 — 7 показателям.

 

 

СХЕМА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:

 

— уровень его по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;

 

— соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребёнка данному возрасту с учётом групп развития и степенней задержки;

 

— оценка динамики развития ребёнка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

 

Приложение 7

 

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

 

 

Для определения резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

 

Резистентность считается:

1) высокой — при кратности острых заболеваний 0 — 3 раза в год;

2) сниженной — при кратности острых заболеваний 4 — 7 раз в год;

3) резко сниженной — при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год;

 

Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

· 1 год жизни — 4 острых заболевания в год и более;

· 2 — 3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более;

· 4 года жизни — 5 – 6 острых заболеваний в год и более;

· 5 — 6 лет — 5 острых заболеваний в год и более;

· старше 6 лет — 3 острых заболеваний в год и более.

 

 

Приложение 8

 

 

КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 

Нормальное распределение детей по группам развития Пограничное состояние
I группа II группа III группа IV группа V группа
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие).

Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие).

Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие).

Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту)  

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:   I степень – на 1 – 2 линии;   II степень – на 3 – 4 линии;   III степень – на 5 – 7 линий.   Дети с нетипичным развитием (часть линий выше нормы, часть — ниже на 1 эпикризный срок. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:   I степень – на 1 – 2 линии;   II степень – на 3 – 4 линии;   III степень – на 5 – 7 линий.   Дети с нетипичным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть — ниже на 2 эпикризных срока.     Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока     Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока

 

Дети I группы — обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.

Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.I

Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).

Приложение 9

 

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

 

I ГРУППА — здоровые дети

 

II ГРУППА — здоровые, но с наличием риска возникновения патологии

 

III, IV, V ГРУППЫ — больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и патологического процесса.

 

При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка следует учитывать критерии в качестве основополагающих:

— наличие или отсутствие хронической (или врождённой) патологии;

— функциональное состояние органов и систем;

— резистентность и активность организма;

— уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

 

I ГРУППА — контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а так­же детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначитель­ные единичные морфологические отклонения, не влияющие на состояние здоровья и не тре­бующие коррекции.

 

II ГРУППА — здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анам­нез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно бо­леющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с риском возникновения у них хронической патологии.

Основные показания, позволяющие отнести ребёнка ко II группе здоровья:

— отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни, токсикоз и другая патология беременности;

— неблагоприятный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;

— рахит I степени, выраженные остаточные явления рахита;

— гипотрофия II и II степеней;

— аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;

— пилороспазм без явлений гипотрофии;

— некоторые врождённые аномалии, не требующие оперативного вмешательства;

-. малые размеры большого родничка при рождении, дефекты осанки, упло­щённая стопа;

— функциональные изменения ССС, шумы функционального характера, тен­денция к уменьшению и увеличению артериального давления, изменения ритма и частоты пульса;

— гипертрофия аденоидов I — II степени, гипертрофия миндалин II степени, повторные заболевания бронхитами или пневмониями, частые острые респираторные вирусные инфекции;

— уменьшение НЬ в крови, тимомегалия;

— субкомпенсированная форма кариеса, пороки развития зубов, аномалии прикуса;

— отдельные невротические реакции, патологические привычки; задержка НПР, косноязычие;

— дисфункции ЖКТ: боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита;

— миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;

— вираж туберкулиновой пробы;

— состояние реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

 

III ГРУППА — больные дети с наличием хронических заболеваний или врождённой пато­логии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркуррентными заболеваниями. Состояние компенсации определяется наличием функциональных отклонений только одной патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

 

IV ГРУППА — дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, тяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркуррентных заболеваний. Состояние субкомпенсации определяется наличием функциональных отклонений не только патологически изменённого органа, системы, но и других органов и систем.

 

V ГРУППА — дети, которые болеют тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого органа, системы, так и других органов и систем.

 

 

Приложение 10

 

СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКО­ЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

 

 

Группа Признаки здоровья Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Здоровые дети Группа I Без от- клонения Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организма**   Физическое и нервно-психическое развитие Отсутствует*     Без отклонений     Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению — редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие. Нормальное, соответствует возрасту.
Группа II С функ- циональ- ными от- клонениями («группа риска»)     Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организм.**     Физическое и нервно-психическое раз- витие Отсутствует     Наличие функциональных отклонений для детей первого года жизни — отягощенный, акушерский (токсикоз, др. патология беременности, осложнённое течение родов) и семейный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода, кариес зубов- субкомпенсированная форма, аномалии прикуса.   Заболеваемость — продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом — вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т.д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.
Дети больные с хрони­ческими заболе­ваниями и врож­дённы­ми по­роками развития     Группа III Состояние компен­сации   Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов     Резистентность и реактивность организма   Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа без клини­ческих проявлений функциональных отклонений других систем и органов. Кариес зубов — декомпенсированная форма. Заболеваемость — редкие, не тяжёлые по харак­теру течения обострения основного хроническо­го заболевания без выраженного нарушения об­щего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Группа IV Состояние субкомпен­сации   Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов   Резистентность и реактивность организма     Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие хронической патологии, врождённых дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патоло­гически изменённой системы, органа и других органов и систем.     Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего со­стояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт.
Дети больные с хрониче­скими за­болева­ниями и врождён­ными по­роками развития Группа V Состояние декомпенсации Хроническая патология   Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие Наличие тяжёлой хронической патологии или тяжёлого врождённого порока, предрешающего инвалидность ребёнка. Выраженные функциональные отклонения па­тологически изменённой системы, органа и дру­гих органов и систем.   Заболеваемость — частые и тяжёлые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное
           

Приложение 11