КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Биологический уровень | Морфофункциональное состояние | Рост | Масса тела, окружность груди | Функциональные показатели |
Соответствует возрасту | Гармоничное | любой: средний, выше среднего, ниже среднего | М±1 бR и более за счёт развития мускулатуры | М + б и выше |
Опережает возраст | Дисгармоничное | От М–1,1 бR до М–2 бR; от М+1,1 бR до М+2 бR за счёт повышенного жироотложения | От М – 1,1 б до М – 2 б | |
Отстаёт от возраста | Резко дисгармоничное | От М–2,1 бR и ниже; от М+2,1 бR и выше за счёт избыточного жироотложения | От М – 2,1 б и ниже | |
Общая задержка физического развития | Рост низкий М-2,1 б | При любых Мт, объёмах груди |
Приложение 5
Показатели уровня биологического развития школьников
Возраст, лет | Длина тела см (М ± σ) | Погодовые прибавки длины тела, см | Число постоянных зубов | Степень развития вторичных половых признаков |
Мальчики | ||||
М7 ± σ | 4 — 6 | 7 ± 3 | ||
М8 ± σ | 4 — 6 | 12 ± 2 | ||
М9 ± σ | 4 — 6 | 14 ± 2 | ||
М10 ± σ | 4 — 6 | 18 ± 3 | ||
М11 ± σ | 4 — 6 | 20 ± 4 | Ах0Р0 | |
М12 ± σ | 4 — 6 | 24 ± 3 | Ах0Р0F0V1 | |
М13 ± σ | 7 — 10 | 27 ± 1 | Ax0P2V2L0 | |
М14 ± σ | 7 — 10 | Ax2P2V1,2F0,1L0,1 | ||
М15 ± σ | 4 – 7 | Ax2P3V2F1L1,2 | ||
М16 ± σ | 3 – 4 | Ax3P3V2F1L2 | ||
— | 1 — 2 | Ax3P4V2F2L2,3 | ||
Девочки | ||||
М7 ± σ | 4 — 5 | 9 ± 3 | ||
М8 ± σ | 4 — 5 | 12 ± 3 | ||
М9 ± σ | 4 — 5 | 15 ± 3 | ||
М10 ± σ | 4 — 5 | 19 ± 3 | Ax0P0Ma0Mе0 | |
М11 ± σ | 6 — 8 | 21 ± 3 | Ax0,1P0,1MaMе0 | |
М12 ± σ | 6 — 8 | 25 ± 3 | Ax1,2P1,2Ma2Mе0,1 | |
М13 ± σ | 4 — 8 | Ax2,3P2,3Ma2,3Mе1,2 | ||
М14 ± σ | 2 – 4 | Ax2,3P0Ma3Mе2,3 | ||
М15 ± σ | 1 – 2 | Ax3P3Ma3Mе3 | ||
— | 1 – 2 | Ax1P4Ma3,4Mе3 | ||
— | 0 — 1 | Ax3P3Ma4Mе3 |
Приложение 6
ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 5 группам развития, три которых – варианты нормального развития, а четвёртая — развитие, пограничное с нормой.
I ГРУППА – дети с развитием в пределах нормы или опережающим развитием по одному или нескольким показателям;
II ГРУППА – дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок (до 1 года – на 1 месяц; до 2 лет – на 3 месяца; до 3 лет – на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям;
III ГРУППА – дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часть – на 2 эпикризных срока);
IV ГРУППА – дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;
V ГРУППА – дети с задержкой в развитии на 4 – 5 эпикризных срока.
СТЕПЕНИ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
I СТЕПЕНЬ — по 1-2 показателям;
II СТЕПЕНЬ — по 3 — 4 показателям;
III СТЕПЕНЬ – по 5 — 7 показателям.
СХЕМА ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА:
— уровень его по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;
— соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребёнка данному возрасту с учётом групп развития и степенней задержки;
— оценка динамики развития ребёнка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.
Приложение 7
РЕЗИСТЕНТНОСТЬ
Для определения резистентности предлагается использовать подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.
Резистентность считается:
1) высокой — при кратности острых заболеваний 0 — 3 раза в год;
2) сниженной — при кратности острых заболеваний 4 — 7 раз в год;
3) резко сниженной — при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год;
Рекомендованы следующие возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:
· 1 год жизни — 4 острых заболевания в год и более;
· 2 — 3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более;
· 4 года жизни — 5 – 6 острых заболеваний в год и более;
· 5 — 6 лет — 5 острых заболеваний в год и более;
· старше 6 лет — 3 острых заболеваний в год и более.
Приложение 8
КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние | |||
I группа | II группа | III группа | IV группа | V группа |
Дети с опережением в развитии на 2 эпикризных срока (высокое развитие).
Дети с опережением в развитии на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие). Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока. Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют возрасту) |
Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий выше нормы, часть — ниже на 1 эпикризный срок. | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: I степень – на 1 – 2 линии; II степень – на 3 – 4 линии; III степень – на 5 – 7 линий. Дети с нетипичным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть — ниже на 2 эпикризных срока. | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока | Дети с задержкой в развитии на 4-5 эпикризных срока |
Дети I группы — обычные педагогические назначения на следующий возрастной период.
Дети I группы – по показателям, дающим отклонения в развитии – индивидуальные педагогические назначения.I
Дети III, IV и V групп – консультации специалистов (психоневролога, дефектолога, логопеда, ортопеда).
Приложение 9
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
I ГРУППА — здоровые дети
II ГРУППА — здоровые, но с наличием риска возникновения патологии
III, IV, V ГРУППЫ — больные дети в состоянии компенсации, субкомпенсации, декомпенсации и патологического процесса.
При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка следует учитывать критерии в качестве основополагающих:
— наличие или отсутствие хронической (или врождённой) патологии;
— функциональное состояние органов и систем;
— резистентность и активность организма;
— уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.
I ГРУППА — контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а также детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми признаками здоровья незначительные единичные морфологические отклонения, не влияющие на состояние здоровья и не требующие коррекции.
II ГРУППА — здоровые дети, имеющие отягощенный биологический и социальный анамнез, некоторые функциональные и морфологические изменения, часто или длительно болеющие острыми заболеваниями, а также здоровые дети с риском возникновения у них хронической патологии.
Основные показания, позволяющие отнести ребёнка ко II группе здоровья:
— отягощенный акушерский анамнез для детей 1 года жизни, токсикоз и другая патология беременности;
— неблагоприятный семейный анамнез: алкоголизм родителей, неполная семья и др.;
— рахит I степени, выраженные остаточные явления рахита;
— гипотрофия II и II степеней;
— аллергическая предрасположенность к пищевым, лекарственным и другим веществам с кожными проявлениями экссудативного диатеза;
— пилороспазм без явлений гипотрофии;
— некоторые врождённые аномалии, не требующие оперативного вмешательства;
-. малые размеры большого родничка при рождении, дефекты осанки, уплощённая стопа;
— функциональные изменения ССС, шумы функционального характера, тенденция к уменьшению и увеличению артериального давления, изменения ритма и частоты пульса;
— гипертрофия аденоидов I — II степени, гипертрофия миндалин II степени, повторные заболевания бронхитами или пневмониями, частые острые респираторные вирусные инфекции;
— уменьшение НЬ в крови, тимомегалия;
— субкомпенсированная форма кариеса, пороки развития зубов, аномалии прикуса;
— отдельные невротические реакции, патологические привычки; задержка НПР, косноязычие;
— дисфункции ЖКТ: боли, тошнота, рвота, нарушение аппетита;
— миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;
— вираж туберкулиновой пробы;
— состояние реконвалесценции после перенесённых острых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
III ГРУППА — больные дети с наличием хронических заболеваний или врождённой патологии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжёлыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, с редкими интеркуррентными заболеваниями. Состояние компенсации определяется наличием функциональных отклонений только одной патологически изменённой системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
IV ГРУППА — дети с хроническими заболеваниями, врождёнными пороками развития в состоянии субкомпенсации, выраженными признаками незрелости, с частыми, тяжёлыми по характеру течения обострениями основного заболевания с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным реконвалесцентным периодом после острых интеркуррентных заболеваний. Состояние субкомпенсации определяется наличием функциональных отклонений не только патологически изменённого органа, системы, но и других органов и систем.
V ГРУППА — дети, которые болеют тяжёлыми хроническими заболеваниями, с тяжёлыми врождёнными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов. Состояние декомпенсации определяется тяжёлыми морфологическими и функциональными отклонениями как патологически изменённого органа, системы, так и других органов и систем.
Приложение 10
СХЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ
Группа | Признаки здоровья | Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья | |||
Здоровые дети | Группа I Без от- клонения | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма** Физическое и нервно-психическое развитие | Отсутствует* Без отклонений Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению — редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие. Нормальное, соответствует возрасту. | ||
Группа II С функ- циональ- ными от- клонениями («группа риска») | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организм.** Физическое и нервно-психическое раз- витие | Отсутствует Наличие функциональных отклонений для детей первого года жизни — отягощенный, акушерский (токсикоз, др. патология беременности, осложнённое течение родов) и семейный анамнез, многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков незрелости, неблагополучное течение раннего неонатального периода, кариес зубов- субкомпенсированная форма, аномалии прикуса. Заболеваемость — продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом — вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т.д. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития. | |||
Дети больные с хроническими заболеваниями и врождёнными пороками развития | Группа III Состояние компенсации | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие | Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патологически изменённой системы, органа без клинических проявлений функциональных отклонений других систем и органов. Кариес зубов — декомпенсированная форма. Заболеваемость — редкие, не тяжёлые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт. | ||
Группа IV Состояние субкомпенсации | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие | Наличие хронической патологии, врождённых дефектов развития органов и систем. Наличие функциональных отклонений патологически изменённой системы, органа и других органов и систем. Заболеваемость — частые обострения основного хронического заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное или отстаёт. | |||
Дети больные с хроническими заболеваниями и врождёнными пороками развития | Группа V Состояние декомпенсации | Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое раз- витие | Наличие тяжёлой хронической патологии или тяжёлого врождённого порока, предрешающего инвалидность ребёнка. Выраженные функциональные отклонения патологически изменённой системы, органа и других органов и систем. Заболеваемость — частые и тяжёлые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания. Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела I или II степени, низкий рост. Нервно-психическое развитие нормальное | ||
Приложение 11