Одна их основных трудностей, с которой сталкивается учитель первого класса, — неумение детей включиться в общую учебную работу: дети часто игнорируют предложенное учителем задание, даже не пытаются его выполнять, задают вопросы, не имеющие отношения к учебной работе. Да, ребенок старается, но очень трудно удержаться и не заглянуть в чужой портфель, трудно не повернуться к приятелю и не рассказать ему о чем-то важном. У таких детей настоящие, глубинные интересы еще очень непосредственны и импульсивны. Произвольность еще очень неустойчива, она не успела стать подлинным приобретением ребенка. А есть дети тревожные. У ребенка со школьной тревожностью чаще всего появляется привычка к пошаговому контролю со стороны взрослого. Некоторые дети отказываются продолжать работу без такого контроля, другие часто плачут и зовут маму и т.п.
Часть детей, прихордящих в школу обнаруживает достаточную степень подготовки. Они приходят в школу знающими буквы и цифры, умеющими читать, считать и т.д. Однако у них отсутствует общая готовность принять школьные организационные формы обучения. Фактически эти дети не готовы к школе, следовательно, у них могут начаться проблемы в учебной деятельности и как следствие, возможно возникновение дезадаптации.
Таким образом, психологу следует сразу взять этих детей на заметку и впоследствии относиться к ним с особым вниманием.
Эти и другие поведенческие особенности первоклассников могут существенно повлиять на протекание учебного процесса и впоследствии привести к дезадаптации ребенка.
Далее представлен ряд поведенческих особенностей, наиболее часто встречающихся у первоклассников на уроках и во время исследования. Можно ввести балльную систему оценки поведенческих особенностей детей и отнимать по одному баллу за каждое такое проявление. Конечно, эта система весьма условна, и по большей части психолог вынужден действовать здесь интуитивно. То есть если психолог видит и чувствует, что ребенок, несмотря на то что он справляется с заданиями, тем не менее ведет себя как-то неадекватно, стоит изменить систему баллов и учитывать не только сами поведенческие проявления ребенка, но и их интенсивность и, возможно, даже качество. Таким образом, ребенок может получить и минус два и минус три балла за какую-то одну поведенческую особенность.
философская проблематика и система образов рассказа Л. Андреева «Иуда Искариот»
... 1898-1907) «Иуда Искариот» в контексте философской проблематики и комплексное рассмотрение системы образов в произведении, подчиненной выражению морально-нравственной позиции автора. Объект изучения – философская ... проблематика и организация системы образов в рассказе Л. Андреева. Предмет – постановка морально-нравственных вопрос в ...
Особенности поведения ребёнка | Баллы |
Медлителен | — 1 |
Плохо отвечает на дополнительные вопросы | — 1 |
Долго думает | — 1 |
Молчит | — 1 |
Не может сформулировать мысль | — 1 |
Не может подобрать слова | — 1 |
На дополнительные вопросы часто отвечает «не знаю» | — 1 |
Расторможен, крутится, вертится | — 1 |
Не понимает вопроса или инструкции | — 1 |
Высказывает мысли, не относящиеся к заданию | — 1 |
Не знает номер класса | — 1 |
Не знает номер школы | — 1 |
Не знает, как зовут учителя | — 1 |
Не знает, как зовут родителей | — 1 |
Не может назвать свою фамилию | — 1 |
Не выговаривает слова, буквы | — 1 |
Другое | — 1 |
Некоторые из этих поведенческих особенностей детей можно объединить в группы и таким образом предположить причины данных нарушений.
Тревожные дети.
Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.
Может быть и такое, что ребенок начнет трястись от страха или плакать, хотя в нашей практике такого не случалось.
Гиперактивные дети.
Гиперактивный ребёнок постоянно крутится, вертится, может болтать ногой во время исследования, раскачиваться. Чаще всего гиперактивный ребенок не вникает в суть задания, не смотрит на психолога, разглядывает кабинет. Эти дети отвечают на вопросы не задумываясь, первое, что придет в голову. Могут начать веселиться, смеяться над картинками, которые предлагает обсудить психолог. Иногда, в редких случаях, ребенок может встать, походить по кабинету, пересесть, потрогать предметы интерьера и т.п.
Социально и педагогически запущенные дети.
У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, они постоянно переспрашивают психолога и даже после этого отвечают неправильно. Такой ребенок иногда не знает имен родителей, учителя называет «тетя», не всегда может назвать свою фамилию, возраст, номер школы и класса. Так же как и тревожные дети, на многие вопросы они отвечают «не знаю». На уроках такой ребенок, хоть и сидит спокойно, слушает учителя, мало что понимает и мало с какими заданиями справляется. Кроме того, у социально и педагогически запущенных детей могут быть проблемы с произношением, выговариванием слов. У них скудный запас слов, речь однообразна, а иногда они просто не могут подобрать слова и правильно сформулировать свою мысль.