ОТДЕЛЬНАЯ ТЕТРАДЬ ИЗ 12 СТР.

4 САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

СРС-1. Тема 1. Профессиональная этика и служебный этикет как область прикладного гуманитарного знания

Цель: обосновать, что профессиональная этика и служебный этикет – это область прикладного гуманитарного знания.

Время: 4ч.

Оценивание:5б.

Форма отчётности: рукописная работа в тетради для самостоятельных работ.

Задания 1. В тетради для самостоятельных работ разработайте глоссарий по профессиональной этике (не менее 20 понятий), включив обязательные понятия:

1) профессиональный долг

2) профессиональная честь

3) гуманизм

4) гражданственность

5) педагогический оптимизм… И Т.Д.

Задание 2. Заполните таблицу, отражающую методологию этического знания:

№п/п Методология науки Содержание
1 Объект профессиональной этики  
2 Предмет профессиональной этики  
3 Основные принципы профессиональной этики (не менее 5)  
4 Методы профессиональной этики  
5 Методики формирования чувства долга (не менее 5)  

Литература:

1. Подольская Е.А. Этика: кредитно-модульный курс: учеб. пособие для бакалавров.        / Е.А. Подольская. — М.: Дашков и К, 2012. – С.12-56.

2. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. / Авт.-сост. Т.А. Прокофьева: Учебно-методическое пособие. – Самара, Самарская гуманитарная академия, 2006. – С.34-45.

 

СРС-2. Тема 2. Этический кодекс психолога РФ и международные этические стандарты.

Цель: изучить и расширить свои представления об этических профессиональных нормах

      психологов РФ и любой европейской страны (по самостоятельному выбору)

Время: 4ч.

Оценивание:5б

Форма отчётности: рукописная письменная работа в тетради для самостоятельных работ.

Задание 1. В тетради для самостоятельных работ перечислите известные Вам нормативно-правовые документы, регулирующие работу практического психолога в системе образования.

Задание 2. В тетради для самостоятельных работ дайте краткую характеристику разделам этического кодекса практического психолога РФ.

Задание № 3. Сравните этический кодекс практического психолога РФ и любого европейского государства. Определите структурные компоненты и заполните таблицу:

Этический кодекс психолога РФ Этический кодекс психолога Франции

Литература:

  1. Законодательство РФ «Об образовании», 2012.
  2. Этический кодекс психолога РФ 2012 / http://psyrus.ru
  3. Этический кодекс психолога Франции / http://psyrus.ru (например!)
  4. Подольская Е.А. Этика: кредитно-модульный курс: учеб. пособие для бакалавров.        / Е.А. Подольская. — М.: Дашков и К, 2012. – С.5-56.
  5. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. / Авт.-сост. Т.А. Прокофьева: Учебно-методическое пособие. – Самара, Самарская гуманитарная академия, 2016. – С.14-45.

 

СРС -3. Тема 3. Этические нормы в диагностической, методической и консультативной практике  психолога

Цель: сформировать умения выстраивать бесконфликтное и продуктивное общение с клиентами.

Время: 4ч.

Оценивание:5б

Форма отчётности: рукописная письменная работа в тетради для самостоятельных работ.

Задание 1: На основании рекомендованной литературы составить таблицу, отражающую этику отношений в педагогической системе специалистов социально-психологической службы школы

Системы отношений психолога и социального педагога Этические принципы
1 2 3 Гражданские отношения Служебные отношения Личные отношения  

 

Задания 2. В тетради для самостоятельных работ разработать таблицу отношений психолога в диадах по горизонтали и вертикале

Диада Системы отношений (гражданские, служебные)   Этические принципы

1.

Гражданские

 

Служебные
     
     
     

Диады:

психолог – учитель

психолог — родитель

психолог — обучающийся

психолог – клиент

психолог – администрация

психолог – журналисты

психолог — коллега

Задание 3. В тетради для самостоятельных работ составьте цитатный план (не менее 7 пунктов) сообщения на тему: «Качества личности, необходимые для успешного эффективного общения», используя указанные и дополнительные источники по выбору.

Задание 4.В тетради для самостоятельных работ подберите 10 фраз, характеризующих приоритеты собственного профессионального имиджа, например:

 1) Чтобы завоевать положение, мало одного ума… надо еще держать себя с умом!

                                                                     Оноре де Бальзак

Задание5.В тетради для самостоятельных работ разработайте мини-гимн (10 наборов ярких комплиментов о себе), например «Я уважительно и трепетно отношусь к своим коллегам»…

Задание 6. В тетради для самостоятельных работ напишите текст самопрезентации «Я в будущей профессии» (10 предложений).

Задание 7. В тетради для самостоятельных работ напишите небольшой исторический обзор (1 стр.) на тему: «История служебного этикета психолога: интересные факты».

Задание 8. Разработайте методические рекомендации для школы «Речевой служебный этикет», обязательно обратив внимание на голос, тон, обращения, приветствия, прощания, поздравления, просьбы, извинения, благодарности, правила хорошего тона при разговоре и т.д. (10 рекомендаций)

Задание 9. Разработайте свою визитку будущего психолога с учётом современных рекомендаций (представьте её в теради).

Литература:

  1. Подольская Е.А. Этика: кредитно-модульный курс: учеб. пособие для бакалавров.        / Е.А. Подольская. — М.: Дашков и К, 2012. – С.54-112.
  2. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. / Авт.-сост. Т.А. Прокофьева: Учебно-методическое пособие. – Самара, Самарская гуманитарная академия, 2006. – С.44-145.

СРС -4.

Научный доклад на тему (по списку группы)

В тетради для самостоятельных работ – объём до 3 стр.

Обязательно тема, план, глоссарий (перечислить основные 3-5 понятий), список литературы в конце до 3 научных источников

1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психологов России и США (сравнительный анализ).

2. Проблема и история возникновения первого этического кодекса психологов.

3. Сравнительный анализ кодексов американской психологической ассоциации и Российского общества психологов.

4. Принципы составления этических стандартов психолога.

5. Этические особенности взаимодействия психолога с родственниками клиента.

6.  Этические проблемы, возникающие в процессе консультативной деятельности психолога.

7. Типичные этические ошибки начинающих психологов.

8. Этические особенности взаимодействия с родителями при диагностике познавательной и мотивационной сфер детей.

9. Возможные ошибки при использовании невербальных форм общения.

10. Проблема эффективности взаимодействия психолога с клиентом и его близкими.

11. Этические аспекты при консультировании семейных пар.

12. Этические аспекты работы с вступающими в брак.

13. Этические аспекты консультирования детско-родительских отношений.

14. Профессиональная культура телефонного общения.

15. Система профессиональных этических отношений.

16. Модели морально-нравственных отношений.

17. Соответствие личностной и этической модели психолога.

18. Тестовая программа самосовершенствования будущего психолога.

19. Основные нормы, принципы этикета психолога.

20. Этикет в речевой деятельности психолога.

21. Этикетная культура в одежде.

22. Этикет неформальных мероприятий психолога.

23. Этические проблемы, возникающие в процессе консультативной деятельности психолога.

24. Типичные этические ошибки начинающих психологов.

25. Основные нормы, принципы этикета психолога.

 

 

Вниманию: студенты, не набравшие 82 балла, приглашаются на зачёт

Вопросы к зачёту:

1. Задачи и предмет изучения профессиональной этики.

2.  Задачи и предмет изучения служебного этикета.

3.  Связь профессиональной этики с общественным развитием и развитием психологической науки.

4. Профессиональная этика как моральное самосознание психолога.

5. Моральные дилеммы Л.Колберга.

6. Общечеловеческие ценности – фундаментальные положения профессиональной этики. Общение как нравственная ценность

7. Специфика профессиональной деятельности психолога.

8. Компоненты профессиональной этики.

9. Содержание этических отношений, этических действий.

10. Этическое сознание психолога.

11. Этические документы Международной федерации психологов.

12. Международная декларация об этических принципах психологической работы.

13. Международные этические стандарты деятельности, поведения, взаимоотношений с клиентами и коллегами.

14. Ценности, знания, методология профессии психолога.

15. Защита профессии. Кодекс психолога РФ. 

16. Морально-этические проблемы профессиональной деятельности психолога.

17. Этика как регулятор всех форм профессиональной деятельности психолога.

18. Этикет неформальных мероприятий.

19.  Основные принципы работы практического психолога – диагноста.

20.  Исследовательская ответственность психолога – диагноста.

21.  Основные принципы работы психолога – консультанта.

22.  Профессиональная деформация практического психолога. Формы профессиональной деформации.

23. Морально-психологическая культура психолога и его барьеры общения с клиентами.

24. Этика общения в системе «психолог-педагог».

25. Этика служебных отношений по вертикали и горизонтали.

26. Этика отношений с клиентами.

27.  Этика взаимоотношений психолога с коллегами и с представителями других профессий.

28.  Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога.

29.  Этические нормы работы психолога с детьми и их родителями.

30.  Этические нормы работы психолога с педагогами.

31. Моральные проблемы общения. Этика интимных отношений.

32. Этика общения в виртуальной реальности.

33. Система профессиональных этических отношений.

34. Модели морально-нравственных отношений.

35. Соответствие личностной и этической модели психолога.

36. Тестовая программа нравственного самосовершенствования будущего психолога.

37. Основные нормы, принципы этикета.

38. Этикет в речевой деятельности.

39. Этикетная культура в одежде.

Вопросы коллоквиума – последний практикум

1. Что называется этическим кодексом психолога?

2. Что регулирует этический кодекс?

3. Укажите моральные правила поведения в группах людей?

4. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы. Назовите их.

5. Раскройте сущность категорий добра.

6. Раскройте сущность категорий зла.

7. Что делает нас счастливыми?

8.  Докажите, что этический кодекс основывается на нормах морали, а не права.

9. Укажите источники, на основании которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога.

10. Этика – раздел, какой науки?

11. Какие нравственные принципы являются императивными?

12. Что является составляющими социально-психологической человеческой культуры?

13. Раскройте сущность принципа ответственности перед детьми.

14. В случае, когда личные интересы ребёнка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, как обязан поступить психолог?

15. Как и когда администрация учебно-воспитательного учреждения может повлиять на психолога?

16. Кто вправе отменить решение психолога?

17.  Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог обязан?

18. Укажите, на что направлена работа практического психолога в системе образования?

19. Как поступает общество с лицами, однажды замеченными в нарушениях по отношению к детям?

20. Какие услуги может оказывать психолог? Какие услуги можете оказывать Вы после окончания университета?

21. Может ли психолог применять психодиагностические или психотерапевтические методики, не прошедшие достаточной апробации или не полностью отвечающие всем научным стандартам?

22. Имеют ли право дети подросткового и старшего школьного возраста на индивидуальную консультацию психолога в отсутствии третьих лиц, включая учителей, родителей или других людей?

23. Когда психолог запретит третьим лицам присутствовать при обследовании взрослого ребёнка, даже если есть его желание?

24. Что должен оговорить психолог при приёме на работу с руководителем?

25. Раскройте принцип конфиденциальности.

26. Раскройте принцип честности.

27. Раскройте принцип уважения клиента.

28. Раскройте принцип ответственности.

29. Укажите примеры нарушения этического кодекса психолога.

Литература для коллоквиума:

1) Анисимов С.А. Мораль и поведение. / С.А. Анисимов. — М.: Мысль 1985. – 216 с.

2) Аристотель. Этика: Избранные сочинения. / Аристотель. — М.: Флинта, 2011. – 256 с.

3) Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Е.Д. Бердникова. – М.: Флинта, 2000. – 180 с.

4) Всё об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.

5) Гольдин В.Е. Речь и этикет: Кн. для внеклас. чтения учащихся 7-8 кл./ В.Е. Гольдин. – М.: «Просвещение», 1983. – 110 с.

6) Горелов И.Н. Умеете ли Вы общаться?: Кн. для учащихся / И.Н. Горелов. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

7) Гришин Э.А. Педагогическая этика. / Э.А. Гришин. – Владимир: Издательство Владимирского Государственного педагогического института, 1975. – 220 с.

8) Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

9) Иванова В.В. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт.- М.: Дом, 2001 – 224 с.: ил. – (Всё для дома).

10) Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов заоч. обуч. Доп. Мин образ. Р.Ф. /А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА – М.,2004, — 368с – (высшее образование)

11) Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переведчик». Издание 2-е, исп. Дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 288 с.

12) Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – (Практикум для вузов).

13) Литвин А.Н. Деловой этикет / Серия «Самоучитель», — Ростов – на – Дону: Феникс, 2002, -224с (ГПНТБ).

14) Морозова О.В. Этикет педагога: Учебное пособие для студентов педвузов. – Омск: Изд-во ОмГПУ,1996, -84с (ГПНТБ).

15) Мосеев, Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения, — М.; Воронеж: Ин. – т практической психологии; МОДЕК,1997, -128с.

16) Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по его жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 288 с.

17) Писаренко В.И. Педагогическая этика: Кн. для учителя / Писаренко И.Я.. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Нар., 1986. – 240 с.

18) Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская. – М.: Издательство ИКАР, 2002. – 236 с.

19) Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. Изд. 2-е. /                        Н.И. Формановская. – М.: «Русский язык», 1984. – 192 с.

20) Чернышева М.А. Этика деловых отношений. / М.А. Чернышева. — Л.: Знание, 1988. –  32 с.

21) Честара Дж. «Деловой этикет»/ Пер. с англ. Л. Бесковой. – М.: Агентство «Фаир», 1997. – 336 с.

22) Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. (Экспериментально-дидактический комплекс) / Л.Л. Шевченко. – М.: Изд. Соборъ, 1997. – 506 с.

23) Энциклопедия этикета: Оформл. обл. А.С. Андреев. Сост.: Л.Н. Рукавчук. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1996 – 352 с.

Рекомендации к написанию докладов

Доклад это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему, это форма переработки специальной литературы, излагающая что именно, что нового, существенногосодержится в первичном тексте, это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием и заданным временным интервалом выступления (5-7 минут).

Студент должен выбрать тему доклада (из предложенных тем), подобрать литературу, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Подбор и изучение источников по теме рекомендуется использовать не менее 3. Типы докладов, как и рефератов, выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение).

Если излагается один источник, то такой доклад называется монографическим. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то доклад называется обзорным. Как правило, в докладе сохраняется форма изложения текста-ис­точника (описание, рассуждение…).

Объём доклада определяется преподавателем – в данном случае до 3 страниц печатного текста. Важным отличием доклада является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п. Доклад обязательно должен быть выстроен докладчиком по плану: актуальность проблемы, её описание и выводы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базовые учебники

· Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет : Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. — М. : Дашков и К, 2015. — 144 c.

·  Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения : Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М. : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 304 c.

·  Одинцова, О.В. Профессиональная этика : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О.В. Одинцова. — М. : ИЦ Академия, 2013. — 144 c.

· Протанская, Е.С. Профессиональная этика психолога : Учебное пособие                   / Е.С. Протанская. — СПб. : СПбГУ, 20 14. — 176 c.

·  Цвык, В.А. Профессиональная этика: Основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык. — М.: РУДН, 2014. — 288 c.

·  Цвык, В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. — М.: РУДН, 2012. — 288 c.

·  Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 559 c.

·   Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 559 c.

·

Дополнительная литература

  1. Анисимов С.А. Мораль и поведение. / С.А. Анисимов. — М.: Мысль 1985. – 216 с.
  2. Аристотель. Этика: Избранные сочинения. / Аристотель. — М.: Флинта, 2011. – 256 с.
  3. Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Е.Д. Бердникова. – М.: Флинта, 2000. – 180 с.
  4. Всё об этикете: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
  5. Гришин Э.А. Педагогическая этика. / Э.А. Гришин. – Владимир: Издательство Владимирского Государственного педагогического института, 1975. – 220 с.
  6. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  7. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник для студентов заоч. обуч. Доп. Мин образ. Р.Ф. /А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: ИНФРА – М.,2004, — 368 с. – (высшее образование)
  8. Кукушин В.С. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент», «Социальная работа», «Референт-переводчик». Издание 2-е, исп. Дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 288 с.
  9. Литвин А.Н. Деловой этикет / Серия «Самоучитель», — Ростов – на – Дону: Феникс, 2002, -224с (ГПНТБ).
  10. Морозова О.В. Этикет педагога: Учебное пособие для студентов педвузов. – Омск: Изд-во ОмГПУ,1996, -84с (ГПНТБ).
  11. Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения, — М.; Воронеж: Ин. – т практической психологии; МОДЕК,1997, -128с.
  12. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по его жестам. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 288 с.
  13. Писаренко В.И. Педагогическая этика: Кн. для учителя / Писаренко И.Я.. – 3-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Нар., 1986. – 240 с.
  14. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская. – М.: Издательство ИКАР, 2002. – 236 с.
  15. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. Изд. 2-е. /                        Н.И. Формановская. – М.: «Русский язык», 1984. – 192 с.
  16. Чернышева М.А. Этика деловых отношений. / М.А. Чернышева. — Л.: Знание, 1988. –  32 с.
  17. Честара Дж. «Деловой этикет»/ Пер. с англ. Л. Бесковой. – М.: Агентство «Фаир», 1997. – 336 с.
  18. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. (Экспериментально-дидактический комплекс) / Л.Л. Шевченко. – М.: Изд. Соборъ, 1997. – 506 с.
  19. Энциклопедия этикета: Оформл. обл. А.С. Андреев. Сост.: Л.Н.Рукавчук. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1996 – 352 с.

Образец оформления печатного источника

Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е.Р. Смирнова. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2002. — №.2. – С.12-21.

Образец оформления электронного источника

Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. / Е.Р. Смирнова. // Дайджест по инклюзивному образованию. – 2010. – Июнь. – Дост. с .

 

Рекомендации по работе с учебно-методическим материалом

Учебник – основной и ведущий вид учебной лите­ратуры. В нем систематически излагается материал на совре­менном уровне достижений данной науки и на доступном сту­денту языке.

Отличительные особенности учебника:

1. Содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по научной учебной дисциплине. Сюда отно­сятся все узловые понятия и категории данной науки с соответ­ствующими определениями (дефинициями).

При необходимо­сти дается краткая история становления понятия в науке. Это относится обычно к наиболее общим основополагающим катего­риям, от содержания которых зависит понимание логики и ис­тории развития самой науки.

2. Излагает содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории включают в себя менее широкие (узкие, ча­стные, конкретные) и служат методологической основой для по­знания обозначаемых ими предметов и явлений.

3. Учебник не ис­черпывает раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориен­тироваться. Учебник служит «путеводите­лем» для дальнейшего проникновения в сущность явлений, фактов, событий, которым дается объясне­ние в данной науке. Учебник обязателен и незаменим как начальный источник научных знаний для студента.

Основные функции учебника:

1. Ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые долж­ны быть усвоены в соответствии с программой учебного предме­та. Учебник ориентирует в ос­новных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот, а также об их значении для понимания окружающего мира. Для студента чтение и понимание содержания учебника необ­ходимо, но недостаточно. Ему требуется более подробное зна­комство и более глубокое усвоение научных положений, о кото­рых он получает самые нужные и краткие сведения из учебника. Глубокое усвоение этих научных положений воз­можно только при изучении первоисточников – трудов ученых-психологов, исследующих проблемы психологии, выявляющих законы и закономерности функционирования психики. Учеб­ник ориентирует студен­та в определенных научных направлениях, в названиях основ­ных трудов и их авторов.

2. Учебник очерчива­ет круг обязательных знаний по данному предмету, глубоко не раскрывая и подробно не доказывая логики их происхождения. Задача студента – принять их к сведе­нию, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе по данному вопросу. Таким образом, учебник четко ориентирует в проблематике учебного предмета, если го­ворить условно, по ее «ширине», но не по глубине.

3. Учебник углубляет и уточняет знания, полу­ченные студентом на лекциях, и одновременно побуждает к дальнейшему изучению затронутого круга вопросов по рекомен­дованной литературе. Правильное чтение учебника должно побуждать студента к поиску более подробной научной информации в рекомендован­ной литературе. Такое побуждающее воздействие учебника не только мотивирует дальнейшее изучение литературы, но и слу­жит ориентирующей основой такого изучения.

Из-за кратко­сти изложения вопросов в учебнике иногда оказывается не до конца понят­ным тот или иной важный раздел или параграф, понятие или ка­тегория. Чтобы избежать бездумного заучивания, текст реко­мендуется конспектировать, заметив на полях своего конспекта, что именно осталось не до конца понятым. Такая запись с точки зрения психологических законо­мерностей усвоения знаний представляет собой несколько актов мыслительного дейст­вия: обдумывание, заключение – вывод о том, что наличных знаний недостаточно для понимания прочитанного, и, наконец, сама запись с мыслью, что обязательно нужно найти ответ на не­понятный вопрос.

 

Методические рекомендации по работе с научной литературой

Работа с научной литературой – главная составная часть системы самостоятельной учебы сту­дента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональ­ную работу. Понимание научной литературы всегда сложнее, чем учебно-методической. Одного чтения научной книги недостаточ­но, чтобы понять суть излагаемого. В таких случаях важна по­мощь преподаватель, который на лекциях, практиче­ских занятиях и консультациях формирует в сознании студента основные научные понятия.

Методика изуче­ния научной литературы.

1.Чи­тать научную литературу нужно по принципу: «идея, теория в одном, в другом, в третьем и т. д. источниках». Это значит, что научная идея, изложенная в одном источнике, может быть развита, уточнена, конкретизирована в другом, в третьем может быть подвергнута аргументированной критике, в четвер­том вновь подтверждена более доказательно и т. п. И подтверждение, и опровержение научных выводов одина­ково полезны для развития науки, а студенту – для понимания этого развития. Изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки.

2.Изучение научной литературы, являясь одним из элемен­тов системы самостоятельной работы студентов, должно быть органи­чески связано с другими ее элементами – с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими ра­ботами: написанием контрольной или курсовой рабо­ты, подготовкой к экзаменам.

Подготовка к экзаменам – составная часть самостоя­тельной работы студентов. Читая научные труды по какой-либо проблеме, сту­дент усваивает изложенные в них идеи и, таким образом, готовиться к сда­че экзамена по изучаемому вопросу. В итоге самостоятельное изу­чение рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изуче­ния научной литературы и является подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки эффективно­сти всего процесса самостоятельной учебной деятельности студен­та в межсессионный период.

 

Рекомендации к написанию тезисов по СРС

Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана.

Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают толькоосновные положения, не включая аргументов и доказательств.

Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.

Написание тезисов.

Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.

 

Рекомендации к написанию конспектов к СРС

В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли.

При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно.

Различаются конспекты:

— простые (краткие),

— сложные (подробные, развернутые).

Существует несколько разновидностей конспектов:

· Плановый конспект – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

· Текстуальный конспект представляет собой почти дослов­ные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п.

· Тематический конспект. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом.

· Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме.

· Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье)

 

Опорный конспект /образец