7.1. Основные характеристики современной постнеклассической науки
С точки зрения организации и формы в современной науке происходят процессы дифференциации и интеграции.
Дифференциация научного знания связана с возникновением собственно научных дисциплин в XVII-XVIII вв., появлением новых научных дисциплин со своим предметом и специфическими средствами познания. Как известно, в античной философии не сложилось разграничения между отдельными областями исследования, не существовало отдельных научных дисциплин, за исключением математики и астрономии.
Первыми оформившимися в научные дисциплины были небесная и земная механика, наряду с математикой и астрономией. В дальнейшем процесс дифференциации научного знания углублялся и расширялся с появлением новых научных дисциплин, таких, как химия, геология, биология и др. Сформировались образ науки как дисциплинарно организованного знания и дисциплинарный подход, ориентированный на изучение специфических, частных закономерностей и явлений.
Дифференциация наук в огромной степени способствовала (и способствует) возрастанию глубины, точности и гибкости научного знания. Однако уже к концу XIX – началу XX вв. в связи с новыми открытиями в области физики, астрономии, химии, биологии, медицины становится очевидным факт, согласно которому дисциплинарный подход носит ограниченный характер и не способен объяснить наиболее общие закономерности, управляющие явлениями, не способен открыть фундаментальные законы, раскрывающие взаимосвязи между разными группами и классами явлений или целых областей природы.
В связи с этим назрела другая, противоположная дифференциации, тенденция – интеграция, позволяющая изучать многие процессы и явления с единой, общей точки зрения. Кроме того, в процессе интеграции становится возможным использование методов одной науки в другой, в результате чего возникли такие междисциплинарные науки, как астрофизика, биофизика, биохимия, геохимия. В настоящее время процесс интеграции в науке усиливается, появляются все новые синтетические науки, позволяющие рассматривать объекты и явления в их глубинных взаимосвязях и, одновременно, с точки зрения общих закономерностей и тенденций.
Процесс дифференциации и интеграции в современной науке дополняется системным подходом, при котором предметы и явления окружающего нас мира рассматриваются как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов.
Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. ...
... опыт и пр. Её называют народной мудростью. Профессиональная –складывается из научных картин мира и знаний в области общения. Имеет особое значение для актеров, соц. работников, дипломатов, ... Акцентуация характера.(конспект) 20 37. Классификация акцентуации характера. (конспект) 20 38. Виктимология как наука. Виктимность (википедия) 21 39. Социально-психологическая классификация семьи. 21 40. Функции ...
Системный подход, возникший сравнительно недавно (50-е гг. XX в.), распространился не только на естественные, но и на социально-гуманитарные науки. Главное достоинство системного принципа заключается в том, что мир в нем предстает как многообразие систем разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамки единого целого – Вселенной.
В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимаетсинергетика.
Термин «синергетика» (от греч. synergeticos – совместно действующий) ввел в научный обиход немецкий физик Г. Хакен, в работе «Синергетика» он поясняет, что для исследования процессов самоорганизации в сложных системах необходимо кооперирование многих дисциплин.
Сложные системы – это системы живой природы, некоторые социальные и гуманитарные системы. Их отличительными особенностями являются динамичность и перестройка структурных и организационных форм. Поэтому их определяют как самоорганизующиеся системы.
Самоорганизация предполагает изменение прежней организации, порядка или структуры и появление нового на основе взаимодействия элементов системы с внешней средой. Главный вопрос, на который призвана ответить синергетика, заключается в следующем: как, каким образом возникают устойчивость и порядок в таких системах, если по своей сути они неустойчивы, динамичны?
Для этого необходимо следующее условие – система должна быть открытой по отношению к окружающей ее среде, с которой каждая частица системы взаимодействует, получая от нее приток энергии (или вещества).
Система включает в себя неустойчивые моменты, случайные отклонения – флуктуации, которые, при условии открытости системы, не подавляются ею, а накапливаются, возрастают и со временем приводят систему к «расшатыванию», к распаду прежнего и возникновению нового порядка. Бельгийский ученый (русский по происхождению) И. Пригожин характеризует этот принцип как принцип образования порядка через флуктуации. Флуктуации имеют случайный характер, из чего следует, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов (пример – теория эволюции Дарвина: происхождение человека – это случайность).
Какое значение имеют эти идеи для практической жизни и деятельности человека и человечества? Зная, как устроено сложное в мире, по каким законам оно функционирует, становится возможным вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации.
Синергетическая парадигма позволяет рассматривать окружающий человека мир не как оппозицию «субъект – мир», а как сосуществование человека вместе с миром, поскольку сам человек – самоорганизующаяся система. Человек в мире вовлечен в иерархию ситуаций, а потому он всегда живет в ситуации выбора вариантов поведения, ответственен за свои поступки.
Синтезом системного и эволюционного подходов являетсяглобальный эволюционизм.
Вообще, идеи эволюции возникли в науке в XVIII-XIX вв. Это, в частности, следующие концепции:
– гипотеза П. Лапласа о возникновении Солнечной системы из туманности;
2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире
... с общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека в разных группах. Духовнаяличность определяется убежденностью в приоритетах тех общественных и ... появляется на свет как существо биологическое, с первой сигнальной системой, и если он будет лишен общения с людьми, человеком в полном понимании этого слова он не станет.на ...
– теория геологической эволюции Ч. Лайеля;
– эволюционная теория Ч. Дарвина в биологии.
В начале XX в. возникает космология, которая занимается исследованием космической эволюции;космология представляет собой синтез астрономии, физики, геометрии. Она возникла на базе теории относительности, и сначала основное внимание в ней уделялось геометрии Вселенной (кривизне четырехмерного пространства).
Затем, в 20-30-х гг. XX в., русский физик А.А. Фридман и американский астроном Э.П. Хаббл теоретически обосновали идею расширяющейся Вселенной. В дальнейшем американский ученый Г.А. Гамов, отталкиваясь от идеи расширяющейся Вселенной, попытался раскрыть картину происхождения химических элементов Вселенной. Как результат – была обоснована идея космической эволюции, согласно которой она есть начало всех процессов и форм развития материальных систем во Вселенной.
Предполагается, что началом космической эволюции был «большойвзрыв»: Вселенная находилась в сверхплотном и сверхгорячем состоянии, затем произошел взрыв, после чего она начала расширяться и постепенно охлаждаться. Что представляла собой Вселенная до взрыва – неизвестно, можно лишь гипотетически предположить, что вещество Вселенной состояло из нейтронов, которые превращались в протоны, из них возникли сначала ядра атомов, а потом и атомы.
Уместно указать и на существование других гипотез образования Вселенной. Так, учеными была предложена гипотеза пульсирующей Вселенной, согласно которой после расширения должен следовать обратный процесс – сжатие. И совсем недавно, приблизительно четверть века назад, была выдвинута гипотеза, рассматривающая Вселенную как гигантскую флуктуацию (случайное отклонение, изменение) вакуума. Ценность этой гипотезы заключается в том, что она помогает раскрыть состояние Вселенной до взрыва.
Стало очевидным, что основой эволюции является нарушение симметрий между ядерными и гравитационными силами, благодаря чему стало возможным образование звезд, галактик и других космических объектов. Разрушение симметрии привело не только к возникновению микро- и макрообъектов, оно способствовало дальнейшему формированию эволюционных процессов как на уровне микро-, так и макромира. Эволюция в микромире создала условия для развертывания эволюции в макромире. В свою очередь, это привело к биологической эволюции – эволюции сложноорганизованных живых систем.
Таким образом, сегодня можно говорить о глобальном,или универсальном, эволюционизме, что позволяет рассматривать Вселенную как единый процесс эволюции взаимосвязанных систем различного уровня.
7.2. Проблемы биосферы и экологии в современной науке
Принципы системности и синергии позволили по-новому взглянуть на процессы взаимодействия окружающей среды и живых организмов. Если в парадигме классической биологической эволюции акцент делался на влияние окружающей среды на живое, то сейчас внимание ученых привлек обратный процесс – влияния и воздействия живых организмов на внешнюю среду, обратная связь между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество меняет природу.
Презентация на тему: Психика и организм
... распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). Рациональные формы ...
В исследование этих проблем значительный вклад внесли представители русского космизма – В.И. Вернадский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
Понятие «живое вещество» было введено в научный язык В.И. Вернадским. Он определяет его как совокупность живых организмов, включая человечество. Живое вещество составляет незначительную часть биосферы, но является ее определяющим компонентом. Оно, по определению В.И. Вернадского, представляет «огромную геологическую силу», определяющую всю систему биосферы.
Другим центральным понятием учения В.И. Вернадского является понятие ноосферы. Впервые термин «ноосфера» (от греч. νόος – «разум» и σφαρα – «шар») употребил французский ученый Эдуард Леруа после прослушивания лекций В.И Вернадского (в 1922-23 гг.); позднее французский ученый-палеонтолог Тейяр де Шарден в работе «Феномен человека» дал определение ноосферы как одной из стадий эволюции мира.
Ноосфера (по Вернадскому) – это результат сознательной деятельности человечества по преобразованию природы, которая становится важнейшим фактором преобразования всей планеты. Вернадский указывал на то, что ноосфера – это сфера разума, это та сила, которая позволит целенаправленно влиять на все сферы жизни, перестраивать ее по законам разума. Здесь он имел в виду возрастающее значение научного познания: под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера приходит в новое состояние – в ноосферу.
На сегодняшний день в связи с огромными техногенными нагрузками на биосферу остро встает вопрос о сохранении окружающей среды, природы от воздействия на нее человека. Так возникла новая научная дисциплина – экология, предметом которой являются процессы взаимодействия биосферы и общества, взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой. Термин «экология» был введен немецким биологом Эрнстом Геккелем (1866), который определял экологию как науку об экономии природы, образе жизни и внешних жизненных отношений организмов друг с другом.
Сформировавшись как биологическая дисциплина, сегодня экология представляет собой междисциплинарное исследование процессов взаимодействия природы и общества.
Ученым сообществом предпринимаются меры по разрешению экологического кризиса. Сегодня можно говорить о сформировавшихся концепциях экологии, среди которых представляет интерес концепция коэволюции (ко – совместность, согласованность, evolution – развертывание).
Чтобы обеспечить будущее, человечество должно воздействовать и изменять не только биосферу, но и измениться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Для этого человечество должно следовать двум важным требованиям – экологическому и нравственному императиву. Экологический императив означает необходимость запрета на те виды человеческой деятельности (в частности, производственной), которые представляют угрозу существованию человечества, или установления жесткого контроля над ними.
Нравственный императив означает изменение мировоззрения людей, воспитание в них чувства уважения, благоговения перед жизнью – любой, будь то растения, живые организмы или сами люди, умение ставить выше не частные, а общие интересы, изживание потребительских идеалов.
Мотивация деятельности человека 2
... и преобразование для удовлетворения потребностей человека. Для науки понятие деятельности представляется сложной и многоплановой категорией, включающей в себя различные стороны взаимодействия человека и мира. Деятельность человека определяется его личными психическими и ...
Экологические проблемы сегодняшнего дня не оставляют равнодушными всю мировую общественность. Свидетельством тому является международное движение «Римский клуб», объединяющее в своих рядах предпринимателей, политических деятелей, ученых, экспертов, деятелей культуры. Возник в 1968 г. как организация, целью которой было исследование энергетической и сырьевой проблем, связанных с возможностью расширения рынков сбыта автомобилей фирм «Фиат» и «Фольксваген» (они клуб и финансировали).
В дальнейшем клуб превратился в широкое объединение кибернетиков, экономистов, социологов, изучающих широкий круг вопросов, связанных с глобальными проблемами, в том числе экономическими. Деятели Римского клуба, возглавляет который Аурелио Печчеи, сегодня решают следующие задачи:
– создать методику анализа проблем, связанных с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления;
– сформулировать меры по достижению «глобального равновесия».
Усилиями членов Римского клуба были разработаны модели мира («Мир-1», «Мир-2», «Мир-3»), которые опубликовали в сборнике «Пределы роста». Главная идея этой работы сводится к следующему положению: если рост потребления ресурсов и промышленности вместе с увеличением населения не остановить, то наступит «предел роста», за которым последует катастрофа. В докладе «Человечество на перепутье» авторы наметили перспективы развития не столько мирового сообщества (как это было в «Пределах роста»), сколько отдельных регионов мира, что дает возможность более эффективно решать экологические, энергетические, сырьевые, демографические и другие проблемы.
В рамках этого движения сформировался новый раздел этики – экологическая этика, основная идея которой – установить гармоничные отношения между обществом и природой, отказаться от антропоцентрического взгляда на мир, согласно которому человек объявляется центром мироздания и властелином природы. Целью экологической этики должно стать воспитание у людей чувства ответственности за сохранение природы.
7.3. Сциентизм и антисциентизм
Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения ее высшей ценностью человеческой цивилизации. Именно с развитием науки связывается реализация позитивных перспектив цивилизационного процесса. С другой стороны, сложившиеся формы развития науки во все большей мере вызывают обеспокоенность общественного мнения за результаты и перспективы реализации научных открытий. Так, атомная энергетика оборачивается трагедиями Чернобыля (1986) и Фукусимы (2011); генетические исследования связываются с возможностью манипулирования человеческой личностью; искусственно-синтетические соединения способствуют усилению «химизации» среды обитания человека; исследования космоса угрожают планетарными изменениями глобальной экосистемы.
Возникает вопрос: результаты научных исследований направлены на благо или они угрожают человеку и биосфере?
Все нужды человечества способна удовлетворить наука, мы пользуемся ее достижениями на каждом шагу: нажимаем на кнопки, действуем по рецептам, развлекаемся и отдыхаем, видим мир через ее призму. Отсюда возникает сциентизм, которыйутверждает, что монополия на истину принадлежит науке и призывает отдать власть ученым.
Тестовый контроль по общепрофессиональным дисциплинам IV курс ...
.." - опущение селезенки а) томия б) эктомия в) патия г) птоз 6. Род существительного "cerebrum, i" а) masculinum б) neutrum в) femininum г) masculinum, femininum 7. Правильное согласование существительного "acidum, i, n" с прилагательным "hydrochloricus, a, um" в родительном падеже единственного числа а) acidum hydrochloricum б) acidi hydrochlorici в) acidi hydrochlorica г) acidi hydrochloricum ...
Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза – антисциентизм, провозглашавший противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР. Антисциентизм требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.
Антисциентисты видят отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.
Дилемма сциентизм – антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности.
7.4. Наука и паранаука
Современная постнеклассическая наука находится в состоянии поиска новых мировоззренческих ориентиров, направленных на обобщение имеющихся знаний, что должно способствовать созданию единой общенаучной картины мира. Эта новая картина мира должна включать в себя разные объяснения многообразных явлений мира, в том числе и паранаучные. Приставка «пара» означает отклонение от смысла и значения того слова, к которому она присоединяется. К примеру, физика занимается различными явлениями и процессами, происходящими в природе, а парафизика – скрытыми силами природы, которые используются в практических целях. Если физика выявляет закономерные связи, процессы и явления, существующие в природе, используя приборы и другие формы и методы исследования, то в парафизике скрытые силы вызываются специфическими методами: заклинаниями, магическими ритуалами, воздействием сознания человека на природный объект.
К паранаучным феноменам относят алхимию, астрологию, уфологию, парапсихологию (психофизику).
В сфере психофизики сегодня работает много ученых различных специальностей. К данной сфере исследований относят ряд таких паранормальных явлений, как различные виды экстрасенсорики – телепатию, психо- и телекинез, восприятие экранизированных или удаленных в пространстве и во времени предметов или событий, способность воздействовать на весомые тела, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности при помощи мыслей, психики. Сюда же относятся левитация (нейтрализация поля тяготения), полтергейст (в переводе с нем. – «возня духов»).
С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма-антисциентизма»?
... механизма, возникновение глобальных экологических проблем — все это антисциентизм рассматривает как результат внедрения науки во все сферы жизни. Согласно одному из наиболее сильных аргументов ... самостоятельной отрасли философского знания является выдающаяся роль науки в современном мире. Если в Новое время наука представляла собой главным образом познавательную деятельность, осуществляемую ...
Психофизика выросла из парапсихологии – направления деятельности ученых, исследующих способности человека, необъяснимые с точки зрения существующих научных гипотез. При объяснении таких явлений видно стремление объяснить необъяснимое с материалистических позиций, поэтому можно говорить о редукционизме – сведении психических свойств к физическим. Явления сознания, психики, т.е. духовного свойства, сводятся в данном подходе и объясняются с точки зрения физических, химических, биологических, физиологических явлений.
Интерес к подобного рода явлениям никогда не угасал на протяжении всей истории человечества, особенно он усиливается в переломные эпохи, периоды, когда люди теряют веру в Бога, в существующий социальный порядок и уповают на чудо, на спасение, которое может принести маг, целитель, экстрасенс, астролог.
К таким феноменам следует относиться осторожно. Не секрет, что сегодня желание быть обладателем паранормальных способностей с целью заработать на этом столь велико, что привело к появлению огромного числа экстрасенсов, астрологов, магов, спекулирующих на доверии людей и, зачастую, прибегающих к обману. Следует помнить, что подобные способности – явление крайне редкое: феномены ясновидения, занятия целительством, магией всегда были уделом избранных, посвященных, эзотерическим знанием (т.е. знанием не для всех, «сокрытым»).
Кроме того, манипуляции с человеческой психикой крайне опасны и могут привести к непредсказуемым последствиям.
Тем не менее, изучение этих способностей, их популяризация, сотрудничество представителей разных наук – психологии, медицины, физики, гуманитарных дисциплин, необходимы для того, чтобы хотя бы приоткрыть еще одну тайну человеческого бытия.