Науки об организме человека

1.Анатомия (гречес.anatome- «рас­сечение») — наука о строении организма и его органов.

Методы Анатомии:

— вскрытие мертвого тела и изучение его органов.

В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено.

Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников.

мето­ды прижизненного исследования:рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ), моделирование работы органов (в том числе компьютерное) и другие.

2.Физиология наука о функциях организма и его органов.

Функция органа- это его работа.

Строение органов и их функции тесно свя­заны между собой. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава, пальцев на тыльной сторо­не кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно — кожа натянулась бы и затруднила это движение.

Методы физиологии:

А.Эксперимент — опыт, искусственное воспроизведение /моделирование како­го-нибудь явления при определенных условиях с целью исследования /изучения.

Хронические эксперименты – это длительные эксперименты на живых жи­вотных -Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, кото­рой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.

Изучение работы органов животных (+постановка эксперимента) и перенос /экстраполирования полученных данных на человека т.к. сходные органы животных и человека выполняют похожие функции.Благодаря экспериментальным животным — лягушкам, морским свинкам, собакам и обезь­янам — удалось выяснить, какие функции вы­полняет каждый орган.

8 стр., 3707 слов

Ильенков.К+понятию+тело+человека,+человеческое+тело

К понятию «тело человека», «человеческое тело» Э.В. Ильенков Нельзя его представлять (держать в воображении как предпосылку рассуждений, вербализованного образа, «понятия») в качестве биологически оформленного организма, как тело особи биологического вида «Homo sapiens», тела, органами коего являются генетически-запрограммированные органы, и только (мозг, руки, ноги, зубы и пр.). По отношению к ...

Б.Исследование работы любого органа человека и животного при помощиприборов:электро­кардиограмма позволяет точно проанализировать биение сердца и при необходимости назначить лечение.

В.Лабораторные методы исследования: анализ крови (общий и биохимический) и других биологиче­ских жидкостей.

Г.Инструментальные методы исследования.

3.Гигие́на (от др.-греч. «здоровье») — область /раздел медицины, изучающаявлияние условийжизни, трудас целью создания оптимальных условиядля существования (сохранения здоровья, работоспособности, долголетия) +разрабатывающая профилактикиразличных заболеваний.

→Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины.

Основные разделы науки Гигиены: общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Методы гигиены:

-клинические — выяснение причин массовых заболеваний,

физиологические — установление приспособитель­ных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и со­циальной среды,

-лабораторные — анализ факторов внешней среды (анализ проб воздуха воды и т. д.).

Факторы воздействующие на организм:

Биологические— микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.

Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.

Химические — химические элементы и их соединения.

На каждый этот фактор врачи-гигиенистыразрабатываютПДК (предельно допустимые концентрации ве­ществ),превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, асанитарные врачиследят за соблюдением этих норм (поэтому если – что-то не так у нас в доме или на работе мы тут же сообщаем об этом вСЭСсанитарным врачам).

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

Литература Основная Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002. Семья в психологической консультации /Под. реб. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003. ...

Так, ПДК хлора в водопроводной воде — 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Гигиенические Рекомендации разрабатываютврачи — гигиенисты:вы­ясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и инс­титутах; проверяют выгребные ямы и помойки; изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.

Гигиенические Рекомендации внед­ряются через СЭС (санитарно-эпидемиологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологичес­кие центры).

Инспектору СЭЦданы большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая про­дукцияне соответствуют санитарным нормам; закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар.

Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарныенормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраива­ющие шумные вечеринки в ночное времяи т. д.

Санитарные врачиустанавливают источники заболеваний и при необ­ходимости объявляюткарантин — запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.

Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции.

Нарушившие карантин могут стать раз­носчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.

Эпидемия- широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.

4. Валеология (лат. valeo — «быть здоровым») — теория здоровьяскладывающаяся из физического, нравственного и духовного здоровью человека.

4 стр., 1552 слов

Перечислите критические периоды в жизни человека.

6. В чем различие биологического и календарного возрастов? АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО   И   СТАРЧЕСКОГО    ВОЗРАСТА             Существуют закономерности     старения всех органов и систем, но у разных людей они развиваются в разное время и с разной ...

-это интегральная наукат.е. основана на знаниях естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

Точнее Валеология — это наука о: 1.правилах здорового образа жизни,

2.резервах здоровья человека,

3. правилах гигиены,

4.основах экологической грамотности.

Что такое здоровье?в биологическом смысле — это физиологическаяадаптация /приспособлениеконкретного организма к жизни в каких-то конкретных /определенных условиях и возможность приспосабливаться к меняющемся условиям.

Какие факторы провоцируют негативные сдвигив состоянииздоровья человека?

11 Советов для Долголетия (Элементы Здорового Образа Жизни) разработанных международной группой врачей, психологов, диетологов:

1.активный умственный труд;

2.работа, которая приносит радость;

3.самореализация (выбирать профессию самому, а не ту за которую больше платят, более престижная или хотят родители);

4.рациональное питание;

5.питание в соответствии с возрастом (по мнению ученых, чем меньше, тем лучше, но не доводить организм до истощения);

6.периодическое употребление сладостей;

7.улыбка, позитивный настрой

На физиологическое состояниечеловека большое влияние оказывает егопсихоэмоциональноесостояние, которое зависит, в свою очередь, от егоментальныхустановок. => Поэтому некоторые авторы считают, чтодля здорового образа жизни важны:

-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.Позитивное мышление.

15 стр., 7142 слов

Роль эмоций и чувств в жизни человека

Аннотация Курсовая работа содержит 32 страницы печатного текста, 25 литературных источников, 3 приложения. Эмоции; эмоциональная сфера; факторы, вызывающие эмоциональные процессы; положительные и отрицательные влияния эмоций. Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции проявляются в форме ...

-духовное самочувствие:способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.Оптимизм.

— «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

8.Эмоциональная разрядка;

9.отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

10.Сон при температуре 17-18 градусов, около 8 часов;

11.постоянные физические нагрузки, закаливание с учётом возрастных и физиологических особенностей.

12.соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

Элементы здорового образа жизни в идеале должны воспитываться с раннего детства и закрепляться виде здоровых привычек и навыков.

Формирование образа жизни осуществляется на трёх уровнях:

1.социальном:пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

2.инфраструктурном: конкретные условия в которых живет личность (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

3.личностном:ценности человека, его уклад быта.

Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни

Амосов, Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).

Семёнов, Сергей Петрович (род. 1952) — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.

Жданов, Владимир Георгиевич (род. 1949) — лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.

Шаталова, Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

Тема. Физиология нервной системы План 1. Значение нервной системы. 2. Общая схема строение нервной системы. Нервная ткань. 3. Физиологические свойства нервной ткани. 4.Рефлекс и рефлекторная дуга. 5. Особенности нервных процессов в юношеском возрасте.   Ключевые понятия и термины: низшая и высшая нервная деятельность, нервная система (НС), центральная НС, периферическая НС, вегетативная НС, ...

Углов, Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.

Уотсон, Дональд (1910—2005) — британский общественный деятель, основатель «Веганского общества» и автор термина веган.

Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.

Брэгг, Поль — автор многочисленных книг.

Шелтон, Герберт — диетолог и автор книг по здоровому питанию.

Биологическая и Социальная (Биосоциальная) Природа вида Человек Разумный (Homo Sapiens):

С появлением на свет младенца включается:

1.генетическая программаи

2.социальная программа(передача опыта поведения среди людей, подготовка к трудовой деятельности).

1) Биологическая природа человека: Поскольку человек относится к царству животных, для него характерны черты свойственные животным: ест, спит, чувство страха, инстинкт самосохранения болезни.

Ранние этапы антропогенеза проходили по биологическим законам(естественный отбор) так сформировалисьбиологические особенности и РАСЫ видаЧеловек разум­ный (Homo sapiens).

2) Социальная природа человеказаключается в том, что он только в обществе становится «человеком».

без социальной средычеловек сформироваться не может т.к не сформируются:

-абстрактное мышление, сознание, речь (вне общества речь не формируется (дети маугли)).

-наше поведение социально и зависит от воспитания.

При становление вида Человек разумный происходит увеличение периода детства и юности — это дало возможность старшим передавать свой жизненный опыт и зна­ния: обучать изготовлению орудий труда, развивать их речь, помогать усваивать правила поведения, принятые в дан­ном человеческом сообществе.

Отличие человека от животных:

-более развитый мозг,

6 стр., 2693 слов

Приоритетная: запор после операции на органах брюшной полости.

Задача 1 У пациента 65 лет с тяжелой травмой позвоночника, находящегося на постельном режиме, эпизодически отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, без позыва на мочеиспускание. Вдовец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми удобствами. У него внук 15-ти лет, любящий деда. Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает, как семья отреагирует на ...

-спо­собность к мышлению,

-прямохождение,

-членораздельная речь,

-умением преобразовывать окружающиймир сознательным трудом. Именно труд по­зволил человекусоздать новую жизненную среду-принципиально иную эко­логию.

Животное только приспосабливается к среде с помощью своих ор­ганов и поведения (т.е. пользуются только природной (естественной) средой), а человек научился создавать для себяискусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий.Эту искусственную среду называют социальной, т.к. она создавалась не однимчеловеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.

Совершенствование техники →производить больше продуктов питания, чем имелось в дикой при­роде, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти, каменного угля, при расщеплении атома.

Создание искусственной /социальной среды принесло челове­честву:

1.величайшие блага;

2.привелок нарушению при­родного равновесия, и как следствие возникли экологические и медицинские проблемы…:промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заво­дов и фабрик, выхлопные газы машин + использование транспорта и различных технических средств приводит к гиподинамии — недостатку дви­жения, что пагубно действует на сердце, мышцы и другие органы. Пищевые добавки, удешевляющие производство продуктов или улучшающие их вкус, вызывают аллергию. Чтобы сохранить уро­жай, приходится прибегать к ядохимикатам, но далеко не все из них безвред­ны для человека.

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

Клетки имеют микроскопические размеры => изучать их строение можно только при большом увеличении(рис.1).

Рис. 1.Увеличительные приборы:1- Лупа; 2-4- Оптические Микроскопы; 5-Электронный микроскоп

Под Оптическим Микроскопомвид­ны основные части клетки:цитоплазма иядро (рис.2).Форма клеток разно­образна(рис.3).

Рис. 2.Клетки под оптическим микроскопом:

1 — ядро; 2- цито­плазма; 3- клеточная мембрана Рис. 3. Разнообразие клеток

Электронный микроскоп позволяет увидеть, что клетка имеет сложное строение(рис.4):

Рис. 4. Животная клетка под электронным микроскопом:

1-ядрышко; 2- ядро; 3- эндоплазматическая сеть; 4- цитоплазма; 5- клеточная мембрана; 6-митохондрия;

7- клеточный центр; 8- рибосомы; 9- лизосомы; 10- комплекс Гольджи

Ткани

Ткань – это группа клеток имеющиходинаковоестроение, происхождение, функцию; и объединенные межклеточным веществом.

Межклеточное вещество выделяется самими клетками, оно определяет свойства тканей (прочность костей, эластичность хрящей).

Из тканей состоят органы.

4 основные вида тканей: эпите­лиальные, соединительные, мышечные, нервная:

1.Эпителиальные ткани(рис.1) -состоят изплотно при­легающих клетокипочти не содержат Межклеточного Вещества.

-образует покровы тела,выстилают полости тела и внутренних органов;

-внутренняя поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, полости сердца — выстланы эпителиальной тканью–Эндотелием.

Функции:

-защитная(покровы защищают тело от ударов, повреждений, перегрева, переохлаждения),

-секреторная (эпителий желудка выделяет слизь),

-газообменная(эпителий, выстилающий органы дыхания, участвует в газо­обмене),

-всасы­вающая (в эпителий кишечника всасываются питательные вещества)

-выделительная(эпителий органов выделения участвует в удалении из организма продуктов обмена)

Эпителиальные ткани:

1-плоский эпителий;

2-кубический эпи­телий;

3-мерцательный эпителий носо­вой полости с бокаловидными клетками, выделяющими слизь;

4- цилиндрический эпителий почечного канальца

2.Соединительные ткани(рис.2) – её особенность — сильно развито Межкле­точное Вещество, в котором разбросаны отдельные клетки.

Функции:

1.опора тела(хрящи икости);

2.теплоизоляция, резервная (жировая ткань);

3.транспортная ф.:перенос кислорода, питательных в-в, продуктов распада+ связь органов между собой – (Кровь)

4.защищает от микробов — рыхлая соединительная ткань.

!Соединительная ткань часто замещает другие ткани, утра­ченные организмом вследствие бо­лезни и других причин, например мышечную, железистую, покровную, но выполнять их функции она не мо­жет.

1Рис. 2. Соединительные ткани:

А- хрящ: 1-клетки; 2межклеточное вещество;

Б-костная ткань: 1-костные клетки; 2-концентрически расположенные ряды пластинок межклеточного вещества;

3 -каналы, черед которые проходят кровеносные сосуды и нервы;

В -жировая ткань: 1- клетки жировой ткани; 2-волокна межклеточного вещества.

3.Мышечные ткани(рис.3).

— состоят из вытянутых клеток, которые способнысокращаются по действием нервного импульса→ благодаря этому мы двигаемся и работают внутренние органы.

3И вида мышечной ткани:

А.Поперечно-полосатая мышечнаяткань имеет многоядерные волокна.

Образует скелетные мышцыи обеспечивает произвольные движения че­ловека.Эта ткань встречается и в некоторых внутренних органах: языке, гортани, верхней части пищевода.

Регулируется (иннервируется) соматическим отделом нервной системы.

Б.Гладкая мышечнаятканьсостоит из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами.

Входит в состав стенки некоторых внутренних ор­ганов. Не подвластна нашей воли.

Регулируется (иннервируется) вегетативным отделом нервной системы.

В.Сердечная мышечная ткань состоит из по­перечно-полосатых волокон, соединенных между собой.

Регулируется (иннервируется) вегетативным отделом нервной системы.

Рис.3. Мышечные ткани:

А — гладкая мышечная ткань: 1- ядро, 2-цитоплазма клетки;

Б — волокна поперечнополосатой мышечной ткани: 1- ядра волокна; 2- цитоплазма;

3 — поперечная исчерченность волокна, образуемая особенностями строения сократительных нитей;

В — волокна сердечной мышечной ткани: 1- ядра: 2-цитоплазма.

4.Нервная ткань(рис.4).образует 1.головной мозг, 2.спинно­й мозг, 3.нервные узлы, 4.нервы.

Нейрон нервная клетка- это структурная и функциональная единица нервной ткани.

Нейрон состоит из:

1.тела;

2.дендридов— это коротки­е отростки,воспринимающиенервные сигналы;

3.аксона длинный отросток,передающий нервные сигналы другим клеткам. Покрыт белоймиелиновой оболочкой. Аксоны пронизывают организм виде «нервов» и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.

Дендритов у нейрона может быть много, аксон только один.

Дендриды и тела нейроновобразуютсерое веществомозга. В спинном мозге серое вещество находится в центральной части. В толще го­лодного мозга оно рассредоточено в виде отдельных скоплений — ядер. На по­верхности больших полушарий головного мозга и мозжечка серое вещество образуеткору.

Синапс — место контакта аксона с другими клетками. — конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырьки с раздражающим веществом (медиаторы).

Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса,пузырьки лопаются, и жидкость выте­кает всинаптическую щель. В зависимости от ее состава клетка, регулируемая нейроном, может включиться в работу (возбудиться) или выйти из работы (затормозиться).

Помимо нейронов в состав нервной ткани входит и нейроглия, клетки кото­рой обеспечиваютпитание нейронов.

Нейроны воспринимают раздражение и пере­дают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам.

Рис. 4. Нервная ткань:

А — разнообразие нейронов нервной ткани: 1-нейрон с одним длинным отростком; 2-нейрон с двумя короткими отростками; 3- нейрон с многими отростками;

Б — синаптическая передача информации: а-передающий нейрон; б-принимающий нейрон;

1-дендриты; 2-тело нейрона; 3-аксон;

4- синаптичсское утолщение с пузырь­ками раздражающего вещества;

5- мембрана принимающего нейрона;

6- синаптическая щель с молекулами раздражающего вещества.

Структура тела

Внешние органы видны при наружном осмотре (глаза, уши и др.).

Внутренние органы(их больше) не видны, они внутри орга­низма, поэтому различают области тела, под которыми эти органы находятся: области сердца, желудка, печени.

Внутренние органы расположены в Полостях Тела: Грудной и Брюшной.

В грудной полости находятся: сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и лёгкие, пищевод же проходит из грудной полости в брюшную через отверстие в диафрагме.

В брюшной полости находятся: желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы.

В полости тазаразмещены половые органы женщин.

Семенники мужчин располагаются в мошонке вне брюшной полости, т.к. для вызревания мужских половых клеток — сперматозоидов требуется более низкая температура.

Системы органов в организме

Система органов — связанные между собой органы, объединенные общей функцией.

Исполнительные системы:опорно-двигательная, кровеносная, иммунная, дыхательная, пищеваритель­ная, выделительная и др.

Регуляторные системы — нервная и эндокринная.

Системы органов:

1.Система покровных органов- этоКожа(покрывает тело человека) и Слизистые Оболочки (покрывают полости внутренних органов, пищеварительные и дыхательные пути).

Функции:предохранение организма от механических повреждений, высыхания, коле­баний температуры, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

2.Опорно-Двигательная система-это скелети прикрепленные к немумышцы.

Функции:позволяет человеку стоять, двигаться, защищает внутренние органы от повреждения.

3.Пищеварительная система.

Состоит изпищеварительного канала (ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника) ипищеварительных желёз(слюнных, желудочных, кишечных, поджелудочной, печени).

Функции:перевариваниепищи ивсасываниепита­тельных веществ в кровь.

4.Иммунная система.

Состоит из: костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селе­зенку, лимфоидную ткань дыхательных путей и органов пищеварения.

Функции:защита организмаот чужеродных теливе­ществ-антигенов.

5.Кровеносная система.

Состоит изсердца и кровеносных сосудов.

Функции:снабжает органы питательными ве­ществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и отработанные вещества, + защитная функция.

6.Дыхательная система.

Состоит из:носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. (Транспортировку кислорода

Функции:газообмен между наружным воздухом и возду­хом в легких.

от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким осуществляет кровеносная система!)

7.Мочевыделительная система.

Состоит из:органов биологической фильтрации – почек, и органов мочевыведения (почечные лоханки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

Функция: выведение отработанных веществ растворенных в кро­ви.

8.Половая /Репродуктивная система.

Состоит из органов репродукции:

1.половых желез (гонад), вырабатывающихполовые клетки (гаметы),иполовые гормоныпод действием которых формируются вторичные половые признаки.

Половые железы женщин – яичники (в них образуются женские гаметы – яйцеклетки)

Мужские половые железы – семенники(в них об­разуются мужскиегаметы –сперматозоиды).

2.вы­водящих протоков.

Оплодотворение- слияние яйцеклетки и сперматозоида.

Функция: воспроизведение (репродукция) нового поколения.

9.Эндокринная1 системавключает железывнутренней секреции(гипофиз, щитовидную железу, надпочечники и др.) и железысмешанной секреции(поджелудочную железу, половые железы).- Они выде­ляющиегормоны2— биологические регуляторы, действующиегуморадьно3 — через кровь и жидкости организма.Гормоны могут как уси­ливать работу органов, так и тормозить ее.

1От греч.endon-внутри иkrino—отдельно,

2 От лат.secretio—отделение,

3От лат.humor—жидкость.

Гуморальная регуляция – т.е. регуляция через жидкость.

Вещества, попадающие в кровь, способны влиять на ра­боту внутренних органов: соли кальция вызывают усиление сердечной деятельности, а солей калия — замед­ление.

Функции:управляет внутренними органами, регулируют рост и развитие организма, созревание отдельных систем органов, включая головной мозг, поддерживают посто­янство состава крови, участвуют в переводе организма от состояния покоя к деятельности.

Поскольку органы эндокринной системы выделяют свои секреты не в протоки или наружу, а в кровь или лимфу, их назвали железами внутрен­ней секреции в отличие от желёз внешней секреции (потовые, слюнные, молочные).

В организме существуют железы (например, поджелудочная и по­ловые), которые выделяют свои секреты и наружу, и в кровь. Их называют железами смешанной секреции.

Нервная и Гуморальная регуляции дополняют друг друга:

-Нервнаядействует быстро и направленно,

-Гуморальная — медленно, но зато охва­тывает много органов и систем.

Вместе с Вегетативной нервной системойГуморальнаярегуляция приводит в действие (или затормаживает) работуглад­ких мышцивнутренних органов.

10.Нервная система и органы чувств

Функции:1.регулирует ра­ботуорганов, обеспечивая их согласованную работу;

2.обеспечивает приспособле­ниеорганизмак условиям среды(а информация поступает через органы чувств).

Части нервной системы:

•Центральная часть(ЦНС)– это спинной и головной мозг;

• Пери­ферическая- нервы и нервные узлы.

Отделы Нервной Системы:

•Соматический (от греч. soma — тело) — уп­равляет работой ске­летных мышц (контролируется сознанием и волей).

•Вегетативный /Автономный- регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.

–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом).

Вмешаться в работу внутренних орга­нов, регулируемую вегетативной нерв­ной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависи­мость без врачебной помощи нельзя).

Рис. Нервная система:

1 — головной мозг;

2 — спинной мозг;

3 — нервы;

4 — нервные узлы.

Рефлекс- это простейшая форма нервной регуляции.

Рефлексы есть как у сома­тического, так и у вегетативного отде­ла нервной системы.

В основе рефлекса лежит цепь нейронов или рефлекторная дуга.

5 звеньеврефлекторной дуги Безусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С.:

1.Рецептор– это нервные образования, воспринимающие и преобразующиераздраженияв нерв­ные импульсы→

2.Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах)вос­принимает раздражения с помощьюрецепторов.

Возникающие при раздражении нервные импульсы передают­ся по дендриту→в телочувствительного нейрона→по аксонув мозг→

3.наВставочные Нейроны— их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС(головного и спинного мозга) —обра­ботки полученной информации

4.после, сигналы передаютсяИсполнительным /двигательным ней­ронам, нервные импульсы которых вызывают работу →

5.Органа.

(Пример: Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета).

5 Ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился.

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи, несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глазаи попытайтесь не мигать. Многим это удается.Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга — этоцентральное торможение,открытое рус­ским физиологом Сеченовым: «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров: усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень, определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

Органы кроветворения

3