Науки об организме человека

1.Анатомия (гречес.anatome- «рас­сечение») — наука о строении организма и его органов.

Методы Анатомии:

— вскрытие мертвого тела и изучение его органов.

В древности вскрытие тела человека считалось большим грехом и было запрещено.

Только в период Возрождения ученым разрешили вскрывать тела казненных преступников.

мето­ды прижизненного исследования:рентген, ультразвуковое исследование (УЗИ), моделирование работы органов (в том числе компьютерное) и другие.

2.Физиология наука о функциях организма и его органов.

Функция органа- это его работа.

Строение органов и их функции тесно свя­заны между собой. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на собственную руку. Почему против каждого сустава, пальцев на тыльной сторо­не кисти находятся складки и почему они расправляются при сжимании руки в кулак? Ответить несложно: если бы не было складок, согнуть палец было бы невозможно — кожа натянулась бы и затруднила это движение.

Методы физиологии:

А.Эксперимент — опыт, искусственное воспроизведение /моделирование како­го-нибудь явления при определенных условиях с целью исследования /изучения.

Хронические эксперименты – это длительные эксперименты на живых жи­вотных -Например, в желудке и в коже делали отверстия и соединяли эти отверстия трубкой. Благодаря этому в любой момент можно было получить содержимое желудка. Для этого надо было вынуть пробку, кото­рой закрывали трубку, выводящую содержимое желудка наружу. Так удалось изучить не только работу органа, но и его регуляцию.

Изучение работы органов животных (+постановка эксперимента) и перенос /экстраполирования полученных данных на человека т.к. сходные органы животных и человека выполняют похожие функции.Благодаря экспериментальным животным — лягушкам, морским свинкам, собакам и обезь­янам — удалось выяснить, какие функции вы­полняет каждый орган.

7 стр., 3359 слов

К вопросу об объективной стороне принуждения к изъятию органов ...

... Однако в теории уголовного права имеются исследования, разграничивающие указанные понятия. Принуждение к изъятию органов и (или) тканей означает приневоливание человека к «донорству» путем применения физического ... тем обстоятельством, что оно направлено на физическую сферу человека, которая состоит из органов, тканей и физиологических функций. Говоря о «физическом принуждении», И.М. Тяж - кова, ...

Б.Исследование работы любого органа человека и животного при помощиприборов:электро­кардиограмма позволяет точно проанализировать биение сердца и при необходимости назначить лечение.

В.Лабораторные методы исследования: анализ крови (общий и биохимический) и других биологиче­ских жидкостей.

Г.Инструментальные методы исследования.

3.Гигие́на (от др.-греч. «здоровье») — область /раздел медицины, изучающаявлияние условийжизни, трудас целью создания оптимальных условиядля существования (сохранения здоровья, работоспособности, долголетия) +разрабатывающая профилактикиразличных заболеваний.

→Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины.

Основные разделы науки Гигиены: общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Методы гигиены:

-клинические — выяснение причин массовых заболеваний,

физиологические — установление приспособитель­ных возможностей организма к неблагоприятным условиям природной и со­циальной среды,

-лабораторные — анализ факторов внешней среды (анализ проб воздуха воды и т. д.).

Факторы воздействующие на организм:

Биологические— микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.

Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.

Химические — химические элементы и их соединения.

На каждый этот фактор врачи-гигиенистыразрабатываютПДК (предельно допустимые концентрации ве­ществ),превышение которых в атмосфере, воде, продуктах, почве или вещах может оказаться вредным для здоровья человека, асанитарные врачиследят за соблюдением этих норм (поэтому если – что-то не так у нас в доме или на работе мы тут же сообщаем об этом вСЭСсанитарным врачам).

Так, ПДК хлора в водопроводной воде — 0,5 мг/л. Это значит, что вода совершенно безопасна, если содержание хлора и его соединений не превышает 0,5 мг в одном литре.

Гигиенические Рекомендации разрабатываютврачи — гигиенисты:вы­ясняют, нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья людей воздух, вода, пища, почва; следят за состоянием колодцев и водопровода, за чистотой в парикмахерских, банях и бассейнах, на заводах и фабриках, в школах и инс­титутах; проверяют выгребные ямы и помойки; изучают влияние на людей бытовых насекомых, крыс и мышей, собак и кошек, домашнего скота и диких животных.

Гигиенические Рекомендации внед­ряются через СЭС (санитарно-эпидемиологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологичес­кие центры).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Инспектору СЭЦданы большие права: он может остановить работу любого предприятия, если технология производства и выпускаемая про­дукцияне соответствуют санитарным нормам; закрыть торговые точки, где не соблюдают гигиенические правила или продают опасный для здоровья товар.

Административные или уголовные наказания несут люди, нарушающие санитарныенормы общежития: захламляющие дворы и подъезды, устраива­ющие шумные вечеринки в ночное времяи т. д.

Санитарные врачиустанавливают источники заболеваний и при необ­ходимости объявляюткарантин — запрещение или ограничение выезда и въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.

Карантин может быть введен в детском саду, школе, больнице и в других учреждениях на время проведения необходимой дезинфекции.

Нарушившие карантин могут стать раз­носчиками инфекции и вызвать эпидемию, опасную для многих людей.

Эпидемия- широкое (массовое) распространение какой-нибудь инфекционной (заразной) болезни.

4. Валеология (лат. valeo — «быть здоровым») — теория здоровьяскладывающаяся из физического, нравственного и духовного здоровью человека.

-это интегральная наукат.е. основана на знаниях естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.

Точнее Валеология — это наука о: 1.правилах здорового образа жизни,

2.резервах здоровья человека,

3. правилах гигиены,

4.основах экологической грамотности.

Что такое здоровье?в биологическом смысле — это физиологическаяадаптация /приспособлениеконкретного организма к жизни в каких-то конкретных /определенных условиях и возможность приспосабливаться к меняющемся условиям.

Какие факторы провоцируют негативные сдвигив состоянииздоровья человека?

11 Советов для Долголетия (Элементы Здорового Образа Жизни) разработанных международной группой врачей, психологов, диетологов:

1.активный умственный труд;

2.работа, которая приносит радость;

3.самореализация (выбирать профессию самому, а не ту за которую больше платят, более престижная или хотят родители);

4.рациональное питание;

5.питание в соответствии с возрастом (по мнению ученых, чем меньше, тем лучше, но не доводить организм до истощения);

6.периодическое употребление сладостей;

7.улыбка, позитивный настрой

На физиологическое состояниечеловека большое влияние оказывает егопсихоэмоциональноесостояние, которое зависит, в свою очередь, от егоментальныхустановок. => Поэтому некоторые авторы считают, чтодля здорового образа жизни важны:

4 стр., 1552 слов

Перечислите критические периоды в жизни человека.

...     ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА  Эндокринная система претерпевает изменения и разные периоды жизни человека. Например, вилочковая железа  прекращает выработку ГОРМОНА РОСТА к 25 годам (по мнению ...   геронтологов, с этого времени начинаются процессы старения, т.е. 1/3 жизни человек взрослеет, а 2/3 стареет). К 60 годам снижается функция щитовидной  железы и ...

-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.Позитивное мышление.

-духовное самочувствие:способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.Оптимизм.

— «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

8.Эмоциональная разрядка;

9.отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

10.Сон при температуре 17-18 градусов, около 8 часов;

11.постоянные физические нагрузки, закаливание с учётом возрастных и физиологических особенностей.

12.соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

Элементы здорового образа жизни в идеале должны воспитываться с раннего детства и закрепляться виде здоровых привычек и навыков.

Формирование образа жизни осуществляется на трёх уровнях:

1.социальном:пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;

2.инфраструктурном: конкретные условия в которых живет личность (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

3.личностном:ценности человека, его уклад быта.

Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни

Амосов, Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).

Семёнов, Сергей Петрович (род. 1952) — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.

Жданов, Владимир Георгиевич (род. 1949) — лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.

Шаталова, Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).

Углов, Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.

Уотсон, Дональд (1910—2005) — британский общественный деятель, основатель «Веганского общества» и автор термина веган.

Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.

Брэгг, Поль — автор многочисленных книг.

Шелтон, Герберт — диетолог и автор книг по здоровому питанию.

10 стр., 4832 слов

Системы органов человека

... и абстрактное мышление. 2. Кровь и сердечно-сосудистая система Кровь осуществляет функцию питания тканей, отдельных органов и всего организма, участвует в газообмене. При прохождении через лёгкие ... учебной нагрузки. Распределение питательных веществ и кислорода по всему организму, по отдельным тканям и органам осуществляется сердечно-сосудистой системой, состоящей из сердца и кровеносных сосудов. При ...

Биологическая и Социальная (Биосоциальная) Природа вида Человек Разумный (Homo Sapiens):

С появлением на свет младенца включается:

1.генетическая программаи

2.социальная программа(передача опыта поведения среди людей, подготовка к трудовой деятельности).

1) Биологическая природа человека: Поскольку человек относится к царству животных, для него характерны черты свойственные животным: ест, спит, чувство страха, инстинкт самосохранения болезни.

Ранние этапы антропогенеза проходили по биологическим законам(естественный отбор) так сформировалисьбиологические особенности и РАСЫ видаЧеловек разум­ный (Homo sapiens).

2) Социальная природа человеказаключается в том, что он только в обществе становится «человеком».

без социальной средычеловек сформироваться не может т.к не сформируются:

-абстрактное мышление, сознание, речь (вне общества речь не формируется (дети маугли)).

-наше поведение социально и зависит от воспитания.

При становление вида Человек разумный происходит увеличение периода детства и юности — это дало возможность старшим передавать свой жизненный опыт и зна­ния: обучать изготовлению орудий труда, развивать их речь, помогать усваивать правила поведения, принятые в дан­ном человеческом сообществе.

Отличие человека от животных:

-более развитый мозг,

-спо­собность к мышлению,

-прямохождение,

-членораздельная речь,

-умением преобразовывать окружающиймир сознательным трудом. Именно труд по­зволил человекусоздать новую жизненную среду-принципиально иную эко­логию.

Животное только приспосабливается к среде с помощью своих ор­ганов и поведения (т.е. пользуются только природной (естественной) средой), а человек научился создавать для себяискусственную среду, начиная с одежды, выведения новых пород животных и сортов растений и заканчивая сельскохозяйственными угодьями, садами, парками, современными городами, транспортом, средствами связи, технологиями получения различных продуктов и изделий.Эту искусственную среду называют социальной, т.к. она создавалась не однимчеловеком, а обществом (социумом), многими поколениями на протяжении всей истории человечества.

Совершенствование техники →производить больше продуктов питания, чем имелось в дикой при­роде, пользоваться энергией, выделяющейся при сжигании газа, нефти, каменного угля, при расщеплении атома.

Создание искусственной /социальной среды принесло челове­честву:

1.величайшие блага;

2.привелок нарушению при­родного равновесия, и как следствие возникли экологические и медицинские проблемы…:промышленные и бытовые отходы, вредные выбросы заво­дов и фабрик, выхлопные газы машин + использование транспорта и различных технических средств приводит к гиподинамии — недостатку дви­жения, что пагубно действует на сердце, мышцы и другие органы. Пищевые добавки, удешевляющие производство продуктов или улучшающие их вкус, вызывают аллергию. Чтобы сохранить уро­жай, приходится прибегать к ядохимикатам, но далеко не все из них безвред­ны для человека.

6 стр., 2693 слов

Приоритетная: запор после операции на органах брюшной полости.

... ые, пульс 90 в 1 мин., дыхание 30 в 1 мин. У пациента рвота. Задание. Определите проблемы пациента, составьте план ухода пополость заполнена рвотными массами;  рваная рана губы;  повреждения зубов. Потенциальные:  высокая степень ... при оказании помощи;  сестра повернет голову пациента набок и очистит ротовую полость и  полость носа от рвотных масс и будет очищать их при ...

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность

Клетки имеют микроскопические размеры => изучать их строение можно только при большом увеличении(рис.1).

Рис. 1.Увеличительные приборы:1- Лупа; 2-4- Оптические Микроскопы; 5-Электронный микроскоп

Под Оптическим Микроскопомвид­ны основные части клетки:цитоплазма иядро (рис.2).Форма клеток разно­образна(рис.3).

Рис. 2.Клетки под оптическим микроскопом:

1 — ядро; 2- цито­плазма; 3- клеточная мембрана Рис. 3. Разнообразие клеток

Электронный микроскоп позволяет увидеть, что клетка имеет сложное строение(рис.4):

Рис. 4. Животная клетка под электронным микроскопом:

1-ядрышко; 2- ядро; 3- эндоплазматическая сеть; 4- цитоплазма; 5- клеточная мембрана; 6-митохондрия;

7- клеточный центр; 8- рибосомы; 9- лизосомы; 10- комплекс Гольджи

Ткани

Ткань – это группа клеток имеющиходинаковоестроение, происхождение, функцию; и объединенные межклеточным веществом.

Межклеточное вещество выделяется самими клетками, оно определяет свойства тканей (прочность костей, эластичность хрящей).

Из тканей состоят органы.

4 основные вида тканей: эпите­лиальные, соединительные, мышечные, нервная:

1.Эпителиальные ткани(рис.1) -состоят изплотно при­легающих клетокипочти не содержат Межклеточного Вещества.

-образует покровы тела,выстилают полости тела и внутренних органов;

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... – из внутр (проприоцепторо-с/ж, суставы, напряжение их; висцероцепторы-состав крови, натяж сосудов, органов) по адаптации к стимулу: тонические (медленноадаптирующиеся) –характер реакции не меняется фазические ... анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно ...

-внутренняя поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, полости сердца — выстланы эпителиальной тканью–Эндотелием.

Функции:

-защитная(покровы защищают тело от ударов, повреждений, перегрева, переохлаждения),

-секреторная (эпителий желудка выделяет слизь),

-газообменная(эпителий, выстилающий органы дыхания, участвует в газо­обмене),

-всасы­вающая (в эпителий кишечника всасываются питательные вещества)

-выделительная(эпителий органов выделения участвует в удалении из организма продуктов обмена)

Эпителиальные ткани:

1-плоский эпителий;

2-кубический эпи­телий;

3-мерцательный эпителий носо­вой полости с бокаловидными клетками, выделяющими слизь;

4- цилиндрический эпителий почечного канальца

2.Соединительные ткани(рис.2) – её особенность — сильно развито Межкле­точное Вещество, в котором разбросаны отдельные клетки.

Функции:

1.опора тела(хрящи икости);

2.теплоизоляция, резервная (жировая ткань);

3.транспортная ф.:перенос кислорода, питательных в-в, продуктов распада+ связь органов между собой – (Кровь)

4.защищает от микробов — рыхлая соединительная ткань.

!Соединительная ткань часто замещает другие ткани, утра­ченные организмом вследствие бо­лезни и других причин, например мышечную, железистую, покровную, но выполнять их функции она не мо­жет.

1Рис. 2. Соединительные ткани:

А- хрящ: 1-клетки; 2межклеточное вещество;

Б-костная ткань: 1-костные клетки; 2-концентрически расположенные ряды пластинок межклеточного вещества;

3 -каналы, черед которые проходят кровеносные сосуды и нервы;

В -жировая ткань: 1- клетки жировой ткани; 2-волокна межклеточного вещества.

3.Мышечные ткани(рис.3).

— состоят из вытянутых клеток, которые способнысокращаются по действием нервного импульса→ благодаря этому мы двигаемся и работают внутренние органы.

3И вида мышечной ткани:

А.Поперечно-полосатая мышечнаяткань имеет многоядерные волокна.

Образует скелетные мышцыи обеспечивает произвольные движения че­ловека.Эта ткань встречается и в некоторых внутренних органах: языке, гортани, верхней части пищевода.

7 стр., 3090 слов

Пороки и аномалии в развитие органов и систем

... функций, например деформации ушных раковин, не обезображивающие лица больного и существенно не отражающиеся на восприятии звуков. Причины заболеваний Причины возникновения врожденных пороков вообще и нервной системы ... позвоночника, уретры); сохранение первоначального расположения органов (крипторхизм); гипоплазии и дисплазии отдельных органов и тканей (дисплазия почек, микроцефалия, гидроцефалия и ...

Регулируется (иннервируется) соматическим отделом нервной системы.

Б.Гладкая мышечнаятканьсостоит из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами.

Входит в состав стенки некоторых внутренних ор­ганов. Не подвластна нашей воли.

Регулируется (иннервируется) вегетативным отделом нервной системы.

В.Сердечная мышечная ткань состоит из по­перечно-полосатых волокон, соединенных между собой.

Регулируется (иннервируется) вегетативным отделом нервной системы.

Рис.3. Мышечные ткани:

А — гладкая мышечная ткань: 1- ядро, 2-цитоплазма клетки;

Б — волокна поперечнополосатой мышечной ткани: 1- ядра волокна; 2- цитоплазма;

3 — поперечная исчерченность волокна, образуемая особенностями строения сократительных нитей;

В — волокна сердечной мышечной ткани: 1- ядра: 2-цитоплазма.

4.Нервная ткань(рис.4).образует 1.головной мозг, 2.спинно­й мозг, 3.нервные узлы, 4.нервы.

Нейрон нервная клетка- это структурная и функциональная единица нервной ткани.

Нейрон состоит из:

1.тела;

2.дендридов— это коротки­е отростки,воспринимающиенервные сигналы;

3.аксона длинный отросток,передающий нервные сигналы другим клеткам. Покрыт белоймиелиновой оболочкой. Аксоны пронизывают организм виде «нервов» и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.

Дендритов у нейрона может быть много, аксон только один.

Дендриды и тела нейроновобразуютсерое веществомозга. В спинном мозге серое вещество находится в центральной части. В толще го­лодного мозга оно рассредоточено в виде отдельных скоплений — ядер. На по­верхности больших полушарий головного мозга и мозжечка серое вещество образуеткору.

Синапс — место контакта аксона с другими клетками. — конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырьки с раздражающим веществом (медиаторы).

Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса,пузырьки лопаются, и жидкость выте­кает всинаптическую щель. В зависимости от ее состава клетка, регулируемая нейроном, может включиться в работу (возбудиться) или выйти из работы (затормозиться).

Помимо нейронов в состав нервной ткани входит и нейроглия, клетки кото­рой обеспечиваютпитание нейронов.

Нейроны воспринимают раздражение и пере­дают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам.

13 стр., 6230 слов

Нейромедиаторые системы мозга

...     Серотонинергические нейроны широко распространены в центральной нервной системе, они иннервируют обширные области мозга, включающие кору больших полушарий, гиппокамп, бледный шар, миндалину, область ... в кровоток, он действует на клетки отдаленных органов. Уровень адреналина в крови характеризует гуморальную часть симпатической нервной системы. Секреция адреналина и выброс его в кровь ...

Рис. 4. Нервная ткань:

А — разнообразие нейронов нервной ткани: 1-нейрон с одним длинным отростком; 2-нейрон с двумя короткими отростками; 3- нейрон с многими отростками;

Б — синаптическая передача информации: а-передающий нейрон; б-принимающий нейрон;

1-дендриты; 2-тело нейрона; 3-аксон;

4- синаптичсское утолщение с пузырь­ками раздражающего вещества;

5- мембрана принимающего нейрона;

6- синаптическая щель с молекулами раздражающего вещества.

Структура тела

Внешние органы видны при наружном осмотре (глаза, уши и др.).

Внутренние органы(их больше) не видны, они внутри орга­низма, поэтому различают области тела, под которыми эти органы находятся: области сердца, желудка, печени.

Внутренние органы расположены в Полостях Тела: Грудной и Брюшной.

В грудной полости находятся: сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и лёгкие, пищевод же проходит из грудной полости в брюшную через отверстие в диафрагме.

В брюшной полости находятся: желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки, многочисленные сосуды и нервы.

В полости тазаразмещены половые органы женщин.

Семенники мужчин располагаются в мошонке вне брюшной полости, т.к. для вызревания мужских половых клеток — сперматозоидов требуется более низкая температура.

Системы органов в организме

Система органов — связанные между собой органы, объединенные общей функцией.

Исполнительные системы:опорно-двигательная, кровеносная, иммунная, дыхательная, пищеваритель­ная, выделительная и др.

Регуляторные системы — нервная и эндокринная.

Системы органов:

1.Система покровных органов- этоКожа(покрывает тело человека) и Слизистые Оболочки (покрывают полости внутренних органов, пищеварительные и дыхательные пути).

Функции:предохранение организма от механических повреждений, высыхания, коле­баний температуры, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

2.Опорно-Двигательная система-это скелети прикрепленные к немумышцы.

Функции:позволяет человеку стоять, двигаться, защищает внутренние органы от повреждения.

3.Пищеварительная система.

Состоит изпищеварительного канала (ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника) ипищеварительных желёз(слюнных, желудочных, кишечных, поджелудочной, печени).

Функции:перевариваниепищи ивсасываниепита­тельных веществ в кровь.

4.Иммунная система.

Состоит из: костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селе­зенку, лимфоидную ткань дыхательных путей и органов пищеварения.

Функции:защита организмаот чужеродных теливе­ществ-антигенов.

5.Кровеносная система.

Состоит изсердца и кровеносных сосудов.

Функции:снабжает органы питательными ве­ществами и кислородом, выносит из них углекислый газ и отработанные вещества, + защитная функция.

6.Дыхательная система.

Состоит из:носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. (Транспортировку кислорода

Функции:газообмен между наружным воздухом и возду­хом в легких.

от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким осуществляет кровеносная система!)

7.Мочевыделительная система.

Состоит из:органов биологической фильтрации – почек, и органов мочевыведения (почечные лоханки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

Функция: выведение отработанных веществ растворенных в кро­ви.

8.Половая /Репродуктивная система.

Состоит из органов репродукции:

1.половых желез (гонад), вырабатывающихполовые клетки (гаметы),иполовые гормоныпод действием которых формируются вторичные половые признаки.

Половые железы женщин – яичники (в них образуются женские гаметы – яйцеклетки)

Мужские половые железы – семенники(в них об­разуются мужскиегаметы –сперматозоиды).

2.вы­водящих протоков.

Оплодотворение- слияние яйцеклетки и сперматозоида.

Функция: воспроизведение (репродукция) нового поколения.

9.Эндокринная1 системавключает железывнутренней секреции(гипофиз, щитовидную железу, надпочечники и др.) и железысмешанной секреции(поджелудочную железу, половые железы).- Они выде­ляющиегормоны2— биологические регуляторы, действующиегуморадьно3 — через кровь и жидкости организма.Гормоны могут как уси­ливать работу органов, так и тормозить ее.

1От греч.endon-внутри иkrino—отдельно,

2 От лат.secretio—отделение,

3От лат.humor—жидкость.

Гуморальная регуляция – т.е. регуляция через жидкость.

Вещества, попадающие в кровь, способны влиять на ра­боту внутренних органов: соли кальция вызывают усиление сердечной деятельности, а солей калия — замед­ление.

Функции:управляет внутренними органами, регулируют рост и развитие организма, созревание отдельных систем органов, включая головной мозг, поддерживают посто­янство состава крови, участвуют в переводе организма от состояния покоя к деятельности.

Поскольку органы эндокринной системы выделяют свои секреты не в протоки или наружу, а в кровь или лимфу, их назвали железами внутрен­ней секреции в отличие от желёз внешней секреции (потовые, слюнные, молочные).

В организме существуют железы (например, поджелудочная и по­ловые), которые выделяют свои секреты и наружу, и в кровь. Их называют железами смешанной секреции.

Нервная и Гуморальная регуляции дополняют друг друга:

-Нервнаядействует быстро и направленно,

-Гуморальная — медленно, но зато охва­тывает много органов и систем.

Вместе с Вегетативной нервной системойГуморальнаярегуляция приводит в действие (или затормаживает) работуглад­ких мышцивнутренних органов.

10.Нервная система и органы чувств

Функции:1.регулирует ра­ботуорганов, обеспечивая их согласованную работу;

2.обеспечивает приспособле­ниеорганизмак условиям среды(а информация поступает через органы чувств).

Части нервной системы:

•Центральная часть(ЦНС)– это спинной и головной мозг;

• Пери­ферическая- нервы и нервные узлы.

Отделы Нервной Системы:

•Соматический (от греч. soma — тело) — уп­равляет работой ске­летных мышц (контролируется сознанием и волей).

•Вегетативный /Автономный- регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.

–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом).

Вмешаться в работу внутренних орга­нов, регулируемую вегетативной нерв­ной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависи­мость без врачебной помощи нельзя).

Рис. Нервная система:

1 — головной мозг;

2 — спинной мозг;

3 — нервы;

4 — нервные узлы.

Рефлекс- это простейшая форма нервной регуляции.

Рефлексы есть как у сома­тического, так и у вегетативного отде­ла нервной системы.

В основе рефлекса лежит цепь нейронов или рефлекторная дуга.

5 звеньеврефлекторной дуги Безусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С.:

1.Рецептор– это нервные образования, воспринимающие и преобразующиераздраженияв нерв­ные импульсы→

2.Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах)вос­принимает раздражения с помощьюрецепторов.

Возникающие при раздражении нервные импульсы передают­ся по дендриту→в телочувствительного нейрона→по аксонув мозг→

3.наВставочные Нейроны— их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС(головного и спинного мозга) —обра­ботки полученной информации

4.после, сигналы передаютсяИсполнительным /двигательным ней­ронам, нервные импульсы которых вызывают работу →

5.Органа.

(Пример: Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета).

5 Ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса

Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился.

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи, несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глазаи попытайтесь не мигать. Многим это удается.Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга — этоцентральное торможение,открытое рус­ским физиологом Сеченовым: «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров: усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень, определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

Органы кроветворения

3