Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под­разделяются на:

это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духов­ной форме

Социальные функции культурно-досуговой деятельности:  а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;  б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;  г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;  д) социализация, обеспечивающая создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами общества;  е) рекреационная, действующая в отведенной для нее сфере. Воспитательная функция культурно-досуговой деятельности как собирательная функция. Познавательная или информационно-просветительная функция. Функция развития творческих способностей. Функция отдыха и развлечений.

Вопрос 2

Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является способность к творчеству, которая обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придает инновационный характер трудовой и досуговой деятельности.  Основные креативные возможности самодеятельной общности коренится в игровой природе ее деятельности. Как известно, игра является ведущим условием личностного развития, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности.

Вопрос 3 Формы работы — один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно-досуговой деятельности.

Термин «форма» употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) — устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо. Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форма — организация, структура содержания, его выражение. Форма не может существовать изолированно от содержания.

Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организаций культурно-досуговой деятельности.

9 стр., 4123 слов

Формы и компоненты культурно-досуговой деятельности

... культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. ... значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. ... кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является ...

Под формами — программами культурно-досуговой деятельности — следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно-досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы — программы культурно-досуговой деятельности — не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма-программа носит зависимый характер.

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм — программ культурно-досуговой деятельности — от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

В неразрывной связи с формами-программами находятся методы культурно-досуговой деятельности. Вопрос о методах — это вопрос о том, как повысить действенность деятельности учреждения культуры, как лучше донести содержание до посетителей, как сделать его более убедительным и воспринимаемым аудиторией. Определений понятия “метод” много, но во всех есть нечто общее: метод — это способ, прием, путь решения какой-либо задачи. Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод — это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность.

Вопрос 4

В современной социально-культурной теории и практике существуют различные досуговые концепции – точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они отражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере человеческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социологии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

Остановимся на основных концепциях досуга, которые в нашем курсе являются базовыми, наиболее существенными, помогают познать суть данного социального явления.

К ним прежде всего относится деятельностная концепция досуга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свободное от работы и непреложных дел время рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека. Мы уже говорили о том, что с древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая — с их восстановлением.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Исходя из действительно непреложного факта, что без восстановления (рекреации) сил не может быть и их затрат, некоторые теоретики рассматривают досуговую деятельность только с «производственных» позиций – лишь как условие для нормального функционирования производства. Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по мере усложнения производственных процессов существенно возрастает и усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в восстановлении физических и психических сил работника, но и в крайне необходимом повышении его образовательного и духовного потенциала.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая осуществляется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Этим родом деятельности в свое свободное время человек волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению. Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других – его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других – может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся медико-биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досуга. Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время. Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом. К ним относятся, например, побережья теплых морей– Черного и Азовского, Прибалтика (Юрмала, Паланга, Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды. В последние десятилетия была предпринята попытка освоения новых курортных центров: Иссык-Кульского в Киргизии, побережья Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Франции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеарские и Канарские острова в Атлантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море, прибрежные территории Италии, Испании, Греции Египта и других стран.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что в отличие от больниц и поликлиник лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях, используются лечебные грязи и минеральные воды, купания и ходьба на свежем воздухе, соблюдается санаторный режим, проводится гигиеническая и лечебная гимнастика, а также то, что эти центры носят многопрофильный характер либо специализируются на лечении определенных болезней; одни из них функционируют в течение всего года, хотя численность отдыхающих связана с сезоном, деятельность других зависит от сезонных условий. Лечебно-профилактическое обслуживание, как правило, рассчитано на отпускной период, реже – на конец рабочей недели и конец рабочего дня (профилактории).

Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.

Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры. Так, например, в обобщенное понятие культурного комплекса в целом России, ее столицы Москвы, одной из московских улиц – Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается огромное число элементов. Это их история, памятники архитектуры и архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения изобразительного искусства, скульптуры и продукция прикладных ремесел, – словом, все культурные ценности, несущие в себе определенные стиль и вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, языком, особенностями хозяйственной деятельности и быта. Кроме социокультурной среды, в культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта, полей и лугов, лесов, парков, естественных и искусственных водохранилищ.

В процессе социологических исследований установлено, что на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей. Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей. Например, жители Средней Азии из числа коренного населения свободное время проводят преимущественно в своем жилище, в гостях у соседей или в чайхане, их не особенно привлекают поездки за город, на природу. И наоборот, люди, проживающие в новых городских кварталах, особенно приехавшие в Среднюю Азию из европейских частей России или Сибири, более подвижны, чаще посещают другие районы города, выезжают в пригородные зоны отдыха.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культурной деятельности городских жителей. Культура досуга в селе формировалась под влиянием устойчивого ритма трудовых процессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде, как правило, были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской культурой. Городской досуг слабо связан с природными ритмами и в большей степени зависит от организации производства, транспорта, быта. Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный темп жизни, автоматизация труда, значительная анонимность общения заставляют горожанина искать более доступные для него циклы и виды социально-культурной деятельности в сфере досуга. Правда, сегодня, когда средства массовой информации, мода, музыка и другие «городские ценности» глубоко проникли в село, различия в досуговых потребностях и культурных предпочтениях жителей села и города ощутимо исчезают.

В содержании досуга и досуговой деятельности населения всегда было велико влияние возрастных и сословных субкультур – подростковой, молодежной, дворянской, купеческой, студенческой, гусарской, аристократической и т.д. Каждая из этих субкультур привносила свои характерные черты в систему досуговых ценностей, досуговых традиций и обычаев.

Местом реализации социально-культурных, досуговых инициатив постоянно выступали и выступают музеи-заповедники и монастырские комплексы, театры и выставочные залы, дворянские и офицерские собрания, парки и бульвары, кафе и рестораны, микрорайонные клубы, дискотеки, библиотеки, видеосалоны.

С культурологическими концепциями досуга тесно связаны и его экологические, природоориентированные концепции. Они выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, использование природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых.

Основу экологических концепций составляют два типа отношений человека к окружающей природной среде в процессе его досуга и досуговой деятельности. К первому типу относится максимальная приспособленность, адаптация ребенка, взрослого к существующему вокруг природному комплексу, стремление людей сохранить уникальные по своему физическому и эстетическому воздействию природные элементы: чистоту воздуха, лесных массивов, воды и мест купания и рыбной ловли, разнообразие фауны и флоры. Несмотря на неуклонно растущую популярность отдыха «на природе», реальная площадь естественной природной среды из-за разрушительных действий человека существенно сокращается. Вот почему усилился общественный интерес к организации национальных парков, заповедников, природоохранных зон, к благоустройству и восстановлению разрушенных участков живой природы.

Второй тип отношений состоит в преобразовании природы в места массового отдыха в соответствии с требованиями и нуждами населения, размещения в зеленых зонах многочисленного контингента отдыхающих. По существу, природа превращается в природно-технический комплекс со специально проложенными дорогами, оборудованными пляжами, местами для катания на лодке и ловли рыбы, павильонами, скамьями и беседками, инженерными коммуникациями. Эти и другие технические элементы (спортивные, игровые площадки, кемпинги, автостоянки и т.д.) улучшают комфортность условий отдыха и намного увеличивают пропускную способность комплексов. Острейшей проблемой в связи с этим является предотвращение деградации природы от воздействия технических систем, борьба с загрязнением воздуха и воды коммунальными отходами, стоками с сельхозугодий, выхлопными газами от автомашин и т.д.

8 стр., 3722 слов

Основные направления досуговой деятельности детей и подростков ...

... с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.   Одна из важных задач ... на добровольных началах. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Досуг является благоприятной почвой ...

В экологических концепциях досуговая деятельность рассматривается как гарант и средство охраны природы. Всегда считалось, что уже сам процесс досугового освоения территории, превращения лесных угодий и водоемов в места массового отдыха должен служить надежной гарантией максимального сохранения живой природы.

Некоторые авторы выдвигали предложения, чтобы территории курортов и санаториев, зоны массового отдыха, национальные парки, историко-культурные и природные комплексы считались частью заповедного фонда России. Забота об экологической чистоте досугово-оздоровительных и культурных центров закономерна и с социальной точки зрения оправданна. Требования к природоохранной и досугово-оздоровительной (рекреационной) деятельности во многом, естественно, совпадают. Но явно заблуждаются те, кто хочет полностью отождествить эти виды деятельности: они не являются стопроцентными аналогами. Любая рекреационная деятельность, даже в местах кратковременного размещения отдыхающих, например на лесных туристских стоянках, там, где исключено использование моторных средств передвижения (автомашины, мотоциклы, лодочные моторы и т.д.), в современном виде является хозяйственной деятельностью и не может не оказывать существенного, чаще всего отрицательного, воздействия на природу. Речь, следовательно, может идти о жестком ограничении способов использования земельных и водных угодий, ухудшающих условия сохранения основных природных ценностей, ведущих к утрате ими своих лечебных и оздоровительных свойств.

 

Вопрос 5

Одним из принципов культурно-досуговой деятельности является принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей культурно-досуговой деятельности, выстраивается ее система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение (то есть разрабатывается вся педагогическая система).

Конструируются средства воздействия, имеющие разные аспекты: целевые (связанные с социальным заказом), содержательные и методические, обусловленные соответствующими целями и содержанием, технологические, направленные на обработку “человеческого материала”, и организационно-формальные.

Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности осуществляется на основе изучения ряда условий: от соответствия занятий уровню интересов и способностей; от временной продолжительности и от схемы переключения с одних занятий на другие, оттого, в систему каких предшествующих и последующих занятий оно включено. Участие в культурно-досуговой деятельности – это особое психологическое состояние человека, достигаемое в результате переключения с одного вида деятельности на другой (в активных его формах) или – отключения от деятельности (в пассивных: сон, лежание и другие формы “бездеятельного досуга”).

6 стр., 2657 слов

Организация досуга молодежи в культурно-досуговых учреждениях

... постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Свободное ...

Этот принцип учитывает характер занятий, а также подразделяет их по признакам возрастающей активности и самостоятельности.Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание культурно-досуговой деятельности – возрождение духовного наследия предшествующих поколений, подготовка населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач. Действенность, конкретные, осязаемые результаты в повышении уровня культуры людей создают условия для развития их инициативы и самодеятельности, роста самосознания.

Вопрос 7

Важнейшими ком­понентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъек­тов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организа­ции. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъек­тами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг дру­гих людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организа­ции и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под­разделяются на:

1) основных субъектовдосуговой деятельности; речь идет об инди­видах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:

  • самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятель­но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са­модеятельными субъектами выступают многочисленные любите­ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
  • субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны(в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников).

    В этом случае люди, желающие поохотиться, поры­бачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предостав­ляют им такие возможности;

2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на про­фессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлече­нии. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

  • руководящий состав профессиональных организаторов досуга ­ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово­го и В целом социокультурного сервиса. Представители этой груп­пы — ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа­ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
  • профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации– представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией – артис­ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст­ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис­ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан­ных мероприятий с их участием;
  • высококвалифицированные работники и специалистыразных от­раслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви­са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек­реационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се­тей связи и др.).

    4 стр., 1629 слов

    «Состояние и пути совершенствования культурно-досуговой деятельности ...

    ... воспитательно-образовательного процесса. Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и ... культурная деятельность», «Досуг» - принципы и функции. 2. Охарактеризовать возрастные особенности культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть культурно-досуговую деятельность в ...

    В большинстве случаев они причастны к реализа­ции основных этапов организации и осуществления досуга, на­прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

  • рядовые исполнители и производители услуг в области досуга– работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифици­рованным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодей­ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
  • вспомогательный персонал— технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незри­мые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп­ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени­ях, надежную работу техники и др.;
  • представители исполнительной и законодательной власти в цент­ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор­ных, спортивно-туристских учреждений, информационных струк­тур и правовых организаций. Работники этих учреждений и органи­заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятель­ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;
  • лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ­ции, связанные с финансированием, а также предоставляющиедо­норскую помощьорганизаторам досуга (продюсеры, органы вла­сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а такжепартнеры по бизнесу(банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга­низаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделе­ния выступают следующие.

Форма собственности предприятий и учреждений досуга(на при­мере организаций Российской Федерации):

8 стр., 3721 слов

Формы культурно-досуговых программ

... в досуговой деятельности функций (многофункциональные, диафункциональные, комплексные). Форма культурно-досуговой программы – это угол зрения сценариста на исследуемую проблему, структура, образуемая на основе организации ... выразительных средств. Выбранная форма культурно-досуговой программы активно влияет на отбор ее содержания, на способ организации драматургического материала, поскольку именно ...

  • учреждения федеральной собственности;
  • учреждения субъектов РФ;
  • учреждения муниципальной собственности;
  • организации частной собственности физических или юридиче­ских лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга:

  • производящие товары и продукты культурного назначения (поли­графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ­ных промыслов и сувениров и др.);
  • оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион­ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);
  • осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

  • культурное просветительство, художественное творчество, разви­тие эстетических чувств аудитории досуга;
  • отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга:

  • коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос­ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф­фекта — фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ­водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
  • некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
  • смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком­мерческих организаций.

Вопрос 9

Формирование новых общественных отношений актуализирует исследование проблем социокультурной сферы. С одной стороны, культура испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических механизмов. С другой стороны, культура сама оказывает заметное влияние на их развитие, является своеобразным социальным катализатором.

Активное влияние культуры как жизненно необходимого социального феномена распространяется и на досуг всех слоев и категорий населения. Досуг и потенциально, и реально является временем для духовного развития личности, укрепления нравственного и физического здоровья, совершенствования творческих способностей человека. Социально значимый досуг не может существовать вне рамок духовности, искусства, творчества, стремления людей к саморазвитию и самосовершенствованию. Он органично вбирает в себя неотъемлемые ценности современной культуры, выражает коренные интересы социума, реализует гуманные установки общества по обеспечению прав и свобод человека.

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Если человек сам не работает в сфере культуры, не занимается ею профессионально, то он фактически не имеет другого, кроме досугового времени, для собственного культурного волеизъявления. Для государства же досуг является стратегическим и тактическим временным пространством, в котором размещаются принятые в обществе ориентиры, нормы, традиции и механизмы развития личности.

Как социальный феномен досуг уникален. Только в его рамках возможны реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности (далее — КДД).

С ним связаны надежды на духовное формирование человека. В его недрах за многие десятилетия сформирована в России целая производственная отрасль, состоящая из федеральных и региональных органов административного, методического руководства, научных центров, учебных заведений, предприятий культуры и искусства. Конечная продукция этой отрасли представлена услугами учреждений культуры. На рыночном языке последние называются производителями, население — потребителями.

Потенциал культуры становится более значимым в условиях, когда сфера досуга все заметнее отягощается антигуманными общественными реалиями. Нивелирование культурных ценностей оборачивается ростом преступности, наркомании, психических расстройств, разрушением здоровья. Весь ход общественного развития многочисленными примерами подтверждает тот факт, что если государство не заботится об организации содержательного досуга граждан, то он становится, в лучшем случае, бессодержательным, в худшем — криминальным. Сфера досуга тогда превращается в своеобразный «накопитель» социальных проблем. Общественная неустроенность, утеря нравственных и эстетических идеалов, экономическая нестабильность, уязвимость социальной защищенности негативно сказываются на свободном времяпрепровождении россиян. Известно, что в сфере досуга человек может заниматься не только освоением, созданием, трансляцией культурных ценностей.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования заключается в насущной потребности научного осмысления реальных процессов обеспечения прав и свобод человека на социально-культурную деятельность, выработке эффективных механизмов реализации духовных интересов и потребностей личности, социума в сфере досуга. Накопившиеся за многие десятилетия проблемы организации усугубляются современными рыночными реалиями, продиктованными издержками не столько политического и экономического характера, сколько несформированностью культурологического знания о социальных механизмах решения этих проблем.

Вопрос 10

Роль и назначение государства в развитии досуга. В Новое время, и особенно в эпоху Просвещения, в западных странах досуг людей использовался в формировании необходимых качеств гражданского общества. В государственной политике были выработаны приемы, стимулировавшие культурное развитие страны, а позже сформировалась целостная культурная политика с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как отдельных групп населения (в частности, детей, подростков, юношества), так и всего общества.

Постепенно в странах Западной Европы и Северной Америки появ-лялись законодательные способы регламентации рабочего и свободного времени на основе научных рекомендаций о сбалансированном соотношении труда и отдыха, а также формировались государственные механизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались общегражданские праздники, связанные с политическими и общественно-историческими датами. Это явилось признанием того, что праздничные отрезки времени и досуг населения способны выступать фактором осознания обществом своего национального единства и развивать у людей гражданские чувства.

В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в разных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших направлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащищенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к национальному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с современными формами досуга. Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культурной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются законодательной практикой, механизмами правоприменительной практики, общественного контроля, судебного разбирательства.

Одна из форм государственно-правового регулирования досуга связана с регламентацией деятельности бизнеса в сфере культуры и рекреации, домашних и внедомашних занятий населения в свободное время.

Объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга в разных странах неодинаковы. Государственная власть любого государства опирается на традиции, ориентируется на поддержку бизнеса, а также общественных и религиозных организаций, учитывает состояние общественного сознания.

В условиях современной урбанистической среды, где жилищный фонд состоит в основном из многоквартирных домов, как правило, вы-рабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и громкую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником).

В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых занятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).

В любой стране сфера правового регулирования организации досуга развивается как часть экономики (социокультурный и досуговый сервис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, информационного обеспечения, рекреации и т.п.).

Организаторы досуговой деятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяйственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга. Законодательные и исполнительные структуры определяют формы собственности в сфере производства культурных продуктов, а также важнейшие принципы экономической деятельности в области социальных и культурных услуг, включая досуговые услуги. Во многих странах приняты общественно-институциональные ограничения на свободу действий потребителей и производителей услуг в условиях отдыха. Таким образом, данные механизмы формируют институционально-правовую основу развития культурной активности и досуговой деятельности граждан.

Вопрос 11

Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:

— осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;

— стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

— устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;

— способствовать развитию благотворительности в области культуры

Вопрос 13

1. Закон «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь”(рэдакцыя 2004)

2. Закон РБ « Об авторском праве и смежных правах» (от 16 мая 1999г.)

3. Закон РБ «Аб народным мастацтве, народных промыслах(рамествах) у Рэспубліцы Беларусь”(9 июля 1999г.)

4. Заокн РБ “Аб творчых саюзах і творчых работніках” (16 снежня 1999г.)

5. Палажэнне аб клубнай установа ў Рэспубліцы Беларусь (Пастанова Міністэрства культуры РБ 02.11.2004 №23)

6. Постановление Совета Министров РБ от 14 мая 2007г. №582 «Об утверждении Положения об организации проведе6ния дискотек и работы культурно-развлекательных (ночных) клубов в Республике Беларусь»

7. Рекомендации Министерства культуры РБ от 27.01.2003 №06-04/284 «О порядке организации и проведения дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий в Республике Беларусь»

8. Указ № 457 от 3 сентября 2010г. “О поддержке отдельных организаций культуры и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 1999г. №770”

9. Положение о гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь (в ред. Указа Президента РБ от 11.06.2009 №305)

10. Постановление Совета Министров РБ от 18.04.2006г. №521 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения фестивалей на территории Республики Беларусь, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов»

11. Палажэнне аб непрафесійным (самадзейным) калектыве мастацкай творчасці ў Рэспубліцы Беларусь

12. Палажэнне аб “народным”(узорным) непрафесійным (самадзейным) калектыве мастацкай творчасці ў Рэспубліцы Беларусь

13. Палажэнне аб аўтэнтычным фальклорным калектыве мастацкай творчасці ў РБ

14. Палажэнне аб Цэнтры (Доме) раместваў

15. Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне пазашкольнага выхавання і навучання (Зацверджана Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 31.12.2002 г ‘№ 59)

16. Рекомендации Министерства культуры Республики Беларусь от 27.01.2003 N 06-04/284 «О порядке организации и проведения дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий в Республике Беларусь»

Вопрос 14

Успешная работа учреждений культуры во многом зависит от того, насколько оперативно внедряются в практику новые достижения науки, передовой опыт. Своевременное и дифференцированное информирование работников культуры о теоретических разработках, достижениях практики является главной задачей органов научной информации. Само понятие «информация» следует рассматривать как совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях и их взаимосвязи.

Однако информационная обеспеченность сферы культуры, культурно-досуговых учреждений не отличалась высокой насыщенностью. Отставало справочно-информационное обслуживание, учреждения культуры не обеспечивались полноценной текущей библиографической, реферативной и обзорной информацией. Между тем, у многочисленной армии работников культуры есть потребность в систематической информации. Нельзя сказать, что эта категория работников совсем не имела информационных материалов. Им предоставлялась возможность получать ее по частным запросам. В основе информационного обслуживания лежали традиционные формы, связанные, главным образом, с услугами библиотек различных уровней; Перестройка информационной деятельности заключалась в переходе от системы информационного обслуживания к системе информационного обеспечения, от удовлетворения запросов работников культуры к опережающей информации по проблемам культурно-досуговой деятельности. Процесс доведения объективно необходимой информации до потребителей может быть эффективен лишь в том случае, если он осуществляется на основе глу­бокого информационного анализа обслуживаемых проблем. В результате такого подхода создаются условия для превращения неорганизованного, пассивного процесса информационного обслуживания, что характерно для работы на основе отдельных заявок, в управляемый целенаправленный комплексный процесс информационного обеспечения

Вопрос 15

«Технология – это логика фактов, создаваемых трудовой деятельностью людей, идеология – логика идей, т.е. логика смыслов, извлекаемых из фактов, смыслов, которые предсказывают пути, приёмы и формы творчества новых фактов»(А. Горький)1

В философской науке категория «понятие» рассматривается как мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов, явления и отношения между ними.

С помощью понятия технологии культурно-досуговой деятельности могут быть отражены как её составляющие, так и сам технический процесс её функционирования и изменения, а совокупность знаний, научных теорий, концепций раскрывает её как систему.

Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает внутреннюю жизнедеятельность учреждения культуры и концентрирует внешние взаимосвязи с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны.

Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем:

  • Организационная подсистема (штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов и т.д.)
  • Методическая подсистема (Сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.)
  • Психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.)

Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого, учреждение культуры «вписано» в систему культурно-досуговой деятельности региона.2

Технология культурно-досуговой деятельности строится на методиках воспитательного и образовательного процесса.

Методика – есть алгоритм конструирования и организации (реализации) какой-либо деятельности, включающий в себя не только последовательность действий, но и систему правил.

В основу методики коллективной творческой деятельности ложится алгоритм содружества. Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в воспитательной, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать).

Алгоритм конструирования и организации творческого или воспитательного процесса реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.

Технология культурно-досуговой деятельности должна учитывать:

  1. общие алгоритмы организации культурно-досуговой деятельности, которые строятся на общечеловеческих принципах и ценностях, объединяют общие формы организации досуга независимо от национальных и культурных установок людей;
  2. специфические алгоритмы культурно-досуговой деятельности, которые отражают особенности национальной культуры, ее уникальность и неповторимость.

На основании выделенных общих и специфических алгоритмов культурно-досуговой деятельности мы можем выделить следующую типологию технологии культурно-досуговой деятельности.

  1. Общие технологии, содержащие в себе общие алгоритмы культурно-досуговой деятельности, в которых анализируются общие формы и виды организации досуга для всех народов, независимо от того, в какой части планеты они проживают.
  2. Функциональные технологии, несущие в себе те направления культурно-досуговой деятельности, которые определяют особенности национальных культур и органически вписываются в живую ткань традиций и обрядов этнических культур.

Частные технологии, выявляющие культуротворческий потенциал собственно инновационные формы и связанные по большей части с авторскими программами культурно-досуговой деятельности.

Вопрос 16

Организация — это функция управления, организующая деятельность в данном случае в действующей системе культурно-досуговой работы.

Организация культурно-досуговой деятельности — это наличие необходимых для достижения выдвинутых целей и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, содержание и последовательность намеченных практических действий штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в своей совокупности клубную общность. В понятие “организаторская деятельность” входит умение ставить цели и задачи, принимать решения, подбирать и расставлять кадры, распределять обязанности между ними, ценить время, отвечать за порученное дело, осуществлять контроль исполнения, добиваться реальных результатов, эффективно использовать материально-технические, людские и финансовые ресурсы учреждения культуры. Все это является исходным состоянием технологического процесса.

Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределять работу, определить персонально обязанности, права и ответственность, установливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля исполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе. При определении основных задач организатору культурно-досуговой деятельности необходимо: уметь выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить за выполнением всей суммы задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решить те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных. “Организация призвана обеспечивать оптимальное состояние клуба как социально-педагогической системы, то есть согласованность, взаимодействие, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов» .

Каждое учреждение культуры как культурный комплекс, как территориальная система должно иметь четкие административно-территориальные границы, в рамках которых происходит объединение усилий, консолидация культурных возможностей социума.

Организационная деятельность как часть технологического процесса осуществляется при условии, если есть: источники ее развития; механизмы ее осуществления; субъект — специалист учреждения культуры — и объект, в качестве которого выступает посетитель данного учреждения; результаты или продукты организаторской деятельности учреждения, трактуемые двояко: как находящие выражение вовне

Вопрос 17

Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.

Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуни кативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.

Методику выделяют в отдельный тип деятельности – методический, выступающий внутренним регулятором всего технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.

В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.

ВопрОс18

Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.

Формы КДД:

• Тематические вечера ( музыкальные, исторические, литерат.,др.)

• Концерты

• Шоу-программы

• Фестивали

• Конкурсы, смотры-конкурсы

• Конкурсно-игровые программы

• КВН, ток-шоу

• Вечера- встречи, вечера-юбилеи

• Музыкальные гостиные

• Карнавалы, балы, утренники

• Театрализованные программы

• Спортивно-зрелищные мероприятия

• Народно-обрядовые, народные праздники

• Дискотеки

• Экскурсионная работа (анимационные экскурсии).

• Посещение мероприятий УК и искусства

• Туризм, походы

• Занятия в КДУ: клубы, кружки, секции, студии, коллективы

• Акции различной направленности

• Презентация

• Фэшн-шоу

• Сужетно-ролевые игры

• Тренинги

• Флеш-мобы

1Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

2Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.