В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:
а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.;
б) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня»;
в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».
При передвижении человека пространственная ориентация происходит постоянно, включая решение следующих задач: постановку цели и выбор маршрута движения (выбор направления); сохранение направления движения и достижение цели. Только при этом условии можно успешно перейти из одного пункта в другой.
Основная задача работы — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. Система работы (Т.А. Мусейибова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела»;
2) ориентировку «на внешних объектах». выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх —вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5) определение собственного положения в пространстве «точки стояния» относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
7) определение пространственного расположения объектов[15, 20].
Первоначальной задачей является освоение ребенком, ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».
Дети овладевают ориентировкой «на себе» в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.).
1.Историческое преобразование определений предмета психологии
... 1 ЭТАП - ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ. ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ БЫЛО ДАНО БОЛЕЕ ДВУХ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД. ... СОЦИАЛЬНОГО - ОБРАЩАЮТСЯ НА ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ; ОНИ САМИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМ ОСОЗНАНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ (ОСОЗНАННЫЕ ФОРМЫ «Я» ПРИОБРЕТАЕТ В ... И ОБЩЕНИЕ). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ ТАКЖЕ ПОЭТОМУ СОСТАВЛЯЮТ ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВОЙСТВА И СОСТОЯНИЯ ...
В среднем и старшем дошкольном возрасте детей учат использовать данную систему отсчета в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий на ориентировку в пространстве. Это первый обобщенный способ пространственной ориентации, которым овладевает ребенок в дошкольном возрасте.
На основании его формируются различные системы знаний о пространственных отношениях объектов.
Следующая задача в обучении — ориентировка, на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»).
Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху— голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади— спина; одна рука — справа, другая — слева).
Большинство окружающих нас предметов занимают в пространстве вертикальное положение, имеют лицевую и тыльную сторону, что позволяет дошкольникам успешно вычленять их. Однако не все окружающие объекты имеют такие ярко выраженные пространственные характеристики, как наличие противоположных сторон: спереди -сзади, верхняя и нижняя, боковые (правая и левая).
Выделение их в объектах обычно затрудняет детей
Некоторые игрушки, изображающие птиц, животных, не соответствуют пространственной схеме тела человека. Это затрудняет вычленение ее ребенком при непосредственном восприятии или необходимости изображения их в рисунках.
Умение выделять пространственную схему различных объектов необходимо для ориентировки в пространстве «от любых объектов» и для понимания пространственных отношений между предметами. Так, например, о расположении одного объекта напротив другого свидетельствует их обращенность лицевыми сторонами друг к другу, расположение одного объекта впереди или позади другого характеризуется особой соотнесенностью передней и задней стороны объектов и т. д.
Умение ориентироваться «на себе», «на другом человеке», «на любых объектах» является важным условием для ориентировки в окружающем пространстве. Но ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.
Пространственная ориентация «от различных объектов» и практическое ее использование при ориентировке в предметно-пространственном окружении — вторая система отсчета. Это более обобщенный по сравнению с первым способ пространственной ориентации. Оба способа ориентации и системы отсчета, лежащие в их основе, взаимосвязаны между собой. Первая является исходной. Она лежит в основе второй и многих других систем отсчета и способов пространственной ориентации, которыми будет овладевать ребенок в дошкольные годы и позднее.
Третья система отсчета, которой овладевает ребенок в дошкольном возрасте, — ориентировка по основным пространственным направлениям. Умение пользоваться данной системой возможно при более высоком уровне знаний ребенка о пространстве.
Работа на занятиях во всех возрастных группах по формированию пространственных представлений у детей, включает: ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным на них является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-требований с предметами и без них. Вопросы, пояснения и разъяснения воспитателя в сочетании с показом, словесные отчеты детей о выполнении заданий, т. е. все многообразие приемов и методов обучения на занятиях направлено на различение, дифференциацию, осознание, точное словесное обозначение основных пространственных направлений в разных практически действенных ситуациях.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, ... смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела (Оклендер, 1997). АГРЕССИЯ Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, ... вызвал это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое ...
Анализ программ по обучению пространственной ориентировке слепых детей.
Й год обучения.
На первом году обучения детей учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.
Дают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т.д. Учат детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.
Ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом): в спальне (находить свою кровать); в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды); в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).
Развивают способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.
Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).
Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.
Различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).
Дидактические игры и упражнения: «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т.д.), «Покажи, где у куклы (голова, ноги, руки, грудь, спина)», «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «Покажи кукле игровой уголок», «Кто скорее найдет свой шкафчик (кровать, место за столом )», «Большие и маленькие», «Найди такую же игрушку (по вышине, форме)», «Найди одинаковые фигуры (круги, квадраты)».
На втором году осуществляется закрепление знаний детьми частей своего тела, учат различать их и правильно называть, соотносить с частями тела других детей, куклы.
Также как и на первом году обучения развиваются представления детей о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).
Даются представления о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, — правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука — левое).
Находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы и т.д.); обозначать их расположение соответствующими пространственными терминами (рукава, карманы — правый, левый, впереди или сзади, пуговицы — верхняя или
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ... интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них ...
Учат детей показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо — налево, вверх — вниз, вперед – назад, находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху — снизу, впереди — сзади).
Знакомят детей с понятиями: далеко, близко. Учат определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя).
Употреблять в речи слова далеко, близко.
Учат обозначать действия в речи: «Я иду по лестнице вверх», «Я иду по лестнице вниз»
Учат передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления своего движения: «Я иду направо», «Я иду на лево », и.т.д.
Продолжают учить ориентироваться в групповых помещениях (групповая, спальная, туалетная комнаты и т.д.); использовать при ориентировке информацию, получаемую с помощью всех анализаторов.
И уже самостоятельно находить в помещении группы окна и двери; правильно открывать и закрывать двери; самостоятельно находить свое место за столом, кровать в спальне, шкафчик для одежды, знать метку, по которой можно их найти.
Детям даются представления о назначении окружающих предметов (мебели, оборудования групповых помещений).
Их учат находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога (например: «Возьми пирамидку из шкафа», «Посади куклу на диван», «Поставь матрешку на верхнюю полку» и т.д.).
Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения и сохранных анализаторов (слуха, осязания, обоняния).
На данном этапе детей учат соотносить с помощью зрения и осязания форму игрушек и окружающих предметов с геометрическими эталонами (например, тарелку с кругом, носовой платок с квадратом и т.д.).
Сравнивать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы (мячи — большой и маленький, ленты — длинная и короткая, елочки — высокая и низкая, столбики — толстый и тонкий, полоски — широкая и узкая); учат находить одинаковые и разные по величине предметы выделять с помощью осязания признаки предметов по характеру поверхности (гладкая, шероховатая, ворсистая и т.д.).
Детям только начинают давать начальные навыки микроориентировки (на поверхности листа бумаги),учат определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа.
Брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа.
Также знакомят детей с пространственными обозначениями сторон листа бумаги и как использовать эти обозначения в речи.
Дидактические игры и упражнения: «Возьми игрушку в правую (левую) руку», «Топни правой (левой) ногой», «Поздоровайся с куклой», «Подними вверх правую (левую) руку», «Попрыгай на правой (левой) ноге», «Помаши ребятам правой (левой) рукой», «В какой руке у тебя игрушка?», «У куклы эта рука правая (левая)», «Покажи свою правую (левую) руку», «У куклы впереди грудь. Покажи свою грудь. Где она расположена?», «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своем платье переднюю (заднюю) часть». «Покажи Ни своем платье правый (левый) рукав», «Покажи на своем платье правый (левый) карман», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу», «Покажи флажком направо (налево), вверх (вниз) вперед (назад)», «Куда покатился мяч?», «Кукла делает зарядку». «Далеко — близко», «Сделай несколько шагов направо (налево) вперед (назад)», «Поставь игрушку справа (слева), впереди (сзади) от себя». «Что звучало?». «Узнай, чей голос», «Узнай игрушку на ощупь». «Узнай геометрическую фигуру на ощупь», «Подбери предмет к геометрической фигуре», «Найди предметы большие и маленькие (высокие и низкие, длинные и короткие, широкие и узкие)». «Расположи игрушки на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине», «Подбери игрушки к их изображению».
Особенности пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста
... Объект исследования: процесс развития пространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие пространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве у детей младшего дошкольного возраста ...
Учить детей активно использовать в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь — впереди, спина — сзади и т.д.).
Расширяют представления детей о величине предметов (большой — маленький, больше — меньше, самый большой — самый маленький, длиннее — короче, самый длинный — самый короткий и т.д.).
Учат сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки, предметы по величине; находить предметы названной величины; словесно обозначать величину предметов.
Ориентироваться на участке; определять и словесно обозначать пространственное расположение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, горка слева от меня… и т.д.).
Учат моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.
Дидактические игры и упражнения: «Где сидит кукла?», «Кто стоит справа (слева) от тебя?», «С какой стороны от тебя игрушка ?», «Угадай, что где находится», «Какой игрушки не стало? «Расскажи, где стояла игрушка», «Расскажи, как стоят игрушки! «Расскажи, где нашел игрушку», «Чей мяч покатился дальше».
«Какая машина проехала дальше?», «Кто дальше бросит снежок?», «Иди быстро (медленно)», «Подбрось мяч высоко (низко)», «Расскажи, как идти в спальню», «Найди предметы названной формы», «Назови, что звучало», «Найди пару», «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Вложи кубы», «Расположи круги от самого большого к самому маленькому», «Найди по картинке такой же, предмет в игровом уголке».
Закрепляются умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.
Усложняется задачи для детей по определению направления местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах), в зависимости от диагноза зрительного заболевания.
Закрепляются умения определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Продолжают учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке).
Закрепляются и совершенствуются умения детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например, машины, шкафа для игрушек), использовать в речи термины (передняя — задняя, верхняя — правая—левая).
Особенности развития пространственных представлений у младших ...
... важнейших умений ориентировки в пространстве. Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты изучения пространственных представлений у младших школьников с ...
Совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять движения
У детей развивают пространственное воображение: учат их мыс ленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.
Закрепляются представление детей об относительности пространственных отношений.
Продолжают развивать умение детей определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соотносить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины (правая — левая… и т.д.).
Умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.
Учат словесно обозначать сравниваемые реальные и отображенные в зеркале пространственные отношения.
Развивается и активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).
На протяжении всего года учат детей ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро (или автобусной остановке), до ближайшего магазина, школы, почты и т.д. Выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому. Продолжают знакомить детей с правилами поведения на улице (ходить можно только по пешеходному переходу; переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; нельзя ходить, бегать, играть на проезжей части улицы); Формируют у детей обобщенное представление об окружающем пространстве. Развивают умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анализаторов. Активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информацию о пространстве в практической ориентировке.
Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада.
На данном этапе детей уже самих учат составлять схемы помещений группы (групповой, спальной и туалетной комнат), детского сада (музыкального зала, кабинета врача, кухни, прачечной), участка группы; соотносить их с реальным пространством.
Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.
Учат так же и читать схемы пути и окружающего пространства.
Продолжают развивать умение детей моделировать реальные пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная комнаты, кабинет врача, кухня, прачечная и т.д.).Дидактические игры и упражнения: «Повернись направо —налево, вперед — назад», «Наклонись направо — налево, вперед —назад», «Иди вперед, повернись направо и т.д.», «Правой рукой дотронься до левого уха», «Левой рукой дотронься до правой коленки», «Иди в том направлении, которое я назову», «Найди дорогу до своего домика по ориентирам», «Дойди до флажка».
Особенности пространственных представлений у детей с нарушением зрения.
Актуальность проблемы формирования пространственных представлений у детей с нарушениями зрения в дошкольном возрасте заключается в том, что такие представления лежат в основе становления самостоятельного передвижения ребенка в пространстве.
Раздел 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
... непосредственно к ребенку с ОВЗ, но и ко всем остальным детям, включенным в инклюзивное пространство группы. В ... образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута). Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, ... защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о ...
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а так же на восприятии объема и удаленности предметов.
Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей.
После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как человек воспринимал какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван им. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представления – это образы, отраженные в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметного мира и возникающие после его воздействия на различные анализаторы.
Представления – это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется высоким уровнем обобщенности.
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Пространственные представления играют особую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Проблема формирования пространственных представлений и пространственной ориентации распространяется и на социальную сферу. Здесь так же необходимо помочь ребенку адаптироваться посредством приведения понятных для ребенка алгоритмов действий.
У детей с нарушениями зрения с трудом формируются пространственные представления и ориентировка в пространстве. Это объясняется тем, что она является таким видом деятельности, которая требует от незрячего и слабовидящего участия всех психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления и речи. В пространственном ориентировании участвуют слуховой, осязательный, кинестетический, статический анализаторы и обонятельный. Так важным источником информации о пространстве является слух. Сознательно и точно ориентироваться в пространстве может лишь тот ребенок, который достаточно правильно представляет его. Представлять пространство – это значит помнить, какие предметы находятся в нем и на каком расстоянии друг от друга они расположены, каковы особенности конфигурации самого пространства. Следовательно, сформировать пространственные представления можно лишь при активном его восприятии, запоминании и последующем воспроизведении (например, в схеме).
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического ...
... только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки» Развитие восприятия 1) развивать восприятие геометрических ... которую я назову», - «Танграм», - «Закрой фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», - «Рисование ...
Эта работа постепенно усложняется и должна проводиться с ребенком из года в год.
С детьми обязательно должна проводиться коррекционная работа,
осуществляющаяся по следующим направлениям:
1) Развитие и совершенствование сенсорно — перцептивной сферы;
2) Развитие высших форм познавательной деятельности;
3) Расширение словарного запаса;
4) Воспитание и самовоспитание личностных качеств дошкольников с
нарушениями зрения;
5) Повышение двигательной активности.
Для того чтобы помочь ребенку в формировании пространственных
представлений нужно:
1).
Научить ребенка ориентироваться в окружающем пространстве при активном
его восприятии, запоминании и последующем воспроизведении.
2).
Учить детей способам обследования, анализа, соотнесения и классификации
формы и величины предметов как их основных признаков.
3).
В процессе формирования измерительных навыков нужно развивать
глазомерные возможности ребенка.
4).
Большинство ученых указывают на необходимость проводить системную коррекционно-развивающую работу по формированию пространственных представлений.
Развитие двигательного анализатора и вестибулярной функции при ориентировке в пространстве.
Функции двигательного анализатора и вестибулярного аппарата при ориентировке слепого в пространстве связаны самым тесным образом, и в процессе обучения они развиваются, как правило, совместно.
В ряде случаев, особенно в начале обучения, можно отдельно выделить упражнения для функций. К таким упражнениям в первую очередь относятся:
1. Повороты на месте. Учитывая то, что лучше всего человеком ощущаются повороты на 90°, с них и следует начинать занятия. В дальнейшем, усложняя задания, угол поворотов следует изменять.
2. Вращение занимающегося на специальном тренажере. Конструкция тренажера проста и представляет собой круглую платформу, установленную на ось стационарного утяжеленного основания. На легко вращающейся платформе прочно закрепляется стул, который вместе с занимающимся вращают вокруг вертикальной оси.
3. Различные перевороты, включенные в программу по физической культуре, являющиеся эффективными упражнениями для развития вестибулярной функции. Наиболее простыми, доступными и эффективными из числа упражнений этого вида считаются кувырки. Для направленного развития вестибулярной функции следует включать в занятия выполнение серий таких кувырков с постепенным увеличением их числа в серии (т. е. не одиночный кувырок, а сразу два, три и т. д.).
4. Различные стойки на одной ноге.
5. Передвижения по узкой опоре: по гимнастическому бревну (опущенному на пол), доске, по ребрику.
Функции и роли вожатого
... в решении проблем коллектива. Способность улаживать конфликты, организовывать общую деятельность привлекать детей к участию в принятии решений Слишком много непродуктивных групповых решений, слишком ... сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Вожатый вдохновляет детей принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. Это ...
Развитие двигательного анализатора и вестибулярной функции при передвижениях достигается путем преодоления маршрутов различной сложности. В специально организованных условиях к ним относятся прямолинейные маршруты и маршруты с поворотом (поворотами).
Упражнения по прямолинейному маршруту
1. Занимающегося ставят в исходное положение, при котором стопы ног, голова и туловище направлены строго по направлению маршрута. По команде учителя незрячий ребенок начинает движение. Его задача сохранить прямолинейность движения в заданном направлении. Первоначально такое упражнение выполняется на расстояние не более 10 м, затем, по мере упрочения навыка, длина маршрута увеличивается. Меняется также скорость передвижения.
2. Слепой ребенок проходит прямолинейный маршрут с учителем, затем поворачивается на 180° (первоначально с помощью) и проходит заданный путь самостоятельно. При этом акцент в задании может быть сделан только на требовании сохранить направление или еще и на точности воспроизведения заданного отрезка.
3. С целью изолированного развития вестибулярной функции занимающегося предварительно провозят по маршруту (используется детская коляска с сидением), затем он встает, поворачивается на 180° и проходит заданный путь самостоятельно.
Упражнения по маршрутам с поворотами
1. Воспроизведение маршрута с одним поворотом (на 90°) после предварительного прохождения по нему с учителем. Первоначально следует использовать маршрут с отрезками равной протяженности до и после поворота. Например, 5 м, поворот на 90°, еще 5 м; 10 м, поворот на 90°, еще 10 м. В дальнейшем, по мере упрочения навыка, размеры отрезков могут быть различны. Например, 10 м прямой, поворот на 90° и 5 м прямой. Продолжительность маршрута в целом также увеличивается.
2. Воспроизведение замкнутого прямолинейного маршрута после предварительного прохождения маршрута с учителем. Первоначально осваивается маршрут с одинаковыми отрезками прямой (в виде квадрата); затем прямоугольной формы (противоположные стороны равны).
Протяженность маршрутов постепенно увеличивается.
3. Для целенаправленного, изолированного развития вестибулярной функции предыдущие упражнения занимающийся выполняет после того, как его предварительно провезут по маршруту на детской коляске.
Важное значение при освоении навыков прямохождения и воспроизведении маршрутов различной конфигурации и протяженности имеет разбор ошибок, выявление причин их возникновения.
Для повышения интереса занимающихся и контроля за успешностью формирования навыков ориентировки в пространстве большое значение имеет количественная оценка результатов выполнения заданий (как, впрочем, и при выполнении передвижений на звуковой ориентир).
С этой целью при выполнении упражнений целесообразно проводить тестовые испытания с регистрацией величины отклонения от маршрута.
Оценка результатов преодоления маршрутов в количественных, показателях дает возможность проводить занятия в игровой форме по принципу «Кто точнее?»
Развитие навыков передвижения на основе вербальной информации
Слово, по определению И. П. Павлова, для человека такой же условный раздражитель, как и все остальные, но вместе стем такой всеобъемлющий, как никакие другие. Для слепого это положение имеет особое значение. В его повседневной жизни порой приходится ориентироваться не по рельефной карте, а на основании словесного, или вербального описания того, как можно добраться от одной точки до другой. Такое объяснение можно рассматривать как один из видов ориентировочной карты для слепого. Тщательное и подробное описание какого-либо района эквивалентно «прочтению» карты вслух. И обучению такому способу ориентировки следует уделять внимание уже в младшем школьном возрасте. Безусловно, что маршруты, осваиваемые таким образом, должны быть предельно просты. Так, на первых порах при передвижениях по прямолинейному маршруту нужно научить ребенка вносить коррекции для осуществления прямолинейности движения на основе словесных подсказок. Следует заметить, что если при обучении слепых детей среднего и старшего школьного возраста словесная коррекция может иметь конкретную привязку (циферблат часов, например), то в младшем школьном возрасте коррекция представляет собой подсказки типа: «чуть-чуть вправо», «чуть, влево» и т. п. То есть указания носят довольно неконкретный характер. Ориентирование же по циферблату часов может использоваться и при обучении некоторых слепых школьников младшего возраста, хотя большинством из них эта система довольно плохо воспринимается. Ориентирование по циферблату часов заключается в том, что верное направление движения рассматривается как направление стрелки часов на двенадцать. Таким образом, если ребенок, например, отклоняется несколько вправо, ему говорят «минуту влево», если отклоняется значительнее, «две (три, четыре, пять…) минуты влево» и т. п.
Для тренировок при передвижениях по маршруту с поворотами занимающимся даются инструкции-задания типа: пройди пять шагов прямо перед собой, повернись на 90° вправо, пройди еще пять шагов, повернись на 90° влево и т. д. При этом рекомендуется спрашивать учащихся после поворотов или в конце пути (или после каждого из поворотов и в конце), откуда он начал движение. Данное задание может варьироваться как угодно. На маршруте возможно размещение каких-то дополнительных предметных ориентиров.
Словесная коррекция может использоваться на занятиях незрячих спортом, где расстояние до ведущего тренера, учителя может быть достаточно велико (стандартная беговая дорожка имеет длину 400 м).
Для подачи команд в данном случае следует использовать специальное радиопередающее устройство.
Радиопередающее устройство может использоваться в дальнейшем и при обучении ориентированию в городской среде. Такое устройство может применяться и на специальных занятиях ориентировкой с тем, чтобы уже в этом возрасте слепой ребенок имел возможность привыкнуть к нему (рис. 4).
Кроме того, занятия с прибором становятся интереснее для ребенка.
Ориентировка в пространстве с использованием радиопеленгационной аппаратуры
Одним из интересных и достаточно доступных средств развития навыков ориентировки в специально создаваемых условиях для слепых младших школьников является ориентирование и передвижение по пеленгу.
Для организации занятий необходима радиопеленгационная аппаратура, выпускаемая отечественной промышленностью и широко применяемая в системе ДОСААФ (в частности, «Лес-35»; «Лес-29»; «Лес-145»).
Радиосигнал, передаваемый передатчиком, воспринимается малогабаритным приемником — пеленгатором в виде рамочной антенны, находящимся у слепого ребенка. Задача занимающегося заключается в том, чтобы с помощью приемника, находящегося у него в руках, определить направление на передатчик и передвигаться к нему (рис. 5).
При этом с передатчика подается радиосигнал (моделируется голосом или автоматическим телеграфным устройством).
Своеобразным ориентиром для целенаправленного передвижения является громкость сигнала. При условии максимальной или, наоборот, минимальной громкости сигнала (в зависимости от того, на что настроен приемник) ребенок совершает передвижение. С тем, чтобы осуществить «поиск» максимума (или минимума), испытуемый должен держать приемник (рамочную антенну) почти в вертикальном положении и передвигаться согласно направлению, «показываемому» приемником-пеленгом. Таким образом, обратная афферентация при такой ориентировке осуществляется за счет изменения громкости поступаемого сигнала.
Расстояние между передатчиком и местом начала движения в процессе проведения занятий может изменяться и составлять от 10 до 100 м и более.
Занятия следует проводить в игровой или соревновательной форме, что в значительной мере стимулирует незрячих детей. Условия игры-соревнования могут быть различными. Так, двум (трем и более) детям из разных равноудаленных от передатчика точек предлагается пройти маршрут. Победителя можно определять по точности локализации передатчика и времени, затраченному на преодоление маршрута. При наличии нескольких передатчиков следует установить их в разных точках площадки и, включая последовательно, по мере преодоления прямолинейных отрезков организовать более сложные, замкнутые маршруты.
Место проведения занятий ориентировкой по пеленгу — спортивная площадка школы, свободная от каких-либо препятствий.
При обучении, на начальных этапах, основное внимание следует уделять тому, чтобы ребенок правильно держал пеленгатор (перед собой в вертикальном положении) и осуществлял поиск нужного направления на месте.
Навыки, приобретаемые в процессе занятий ориентировкой с пеленгатором, используются в дальнейшем при обучении самостоятельным передвижениям слепого. Происходит совершенствование способности дифференцировать громкость воспринимаемых звуков и согласовывать взаимодействие различных анализаторов (слухового и двигательного).
Именно слуховой анализатор, являясь афферентным звеном, сообщает о точности выбранного направления и регулирует работу мышц. При этом совершенствуются межанализаторные связи и вырабатывается отчетливая координация направления относительно тела, что имеет большое значение при ориентировке слепого в пространстве, в частности, в естественных условиях улицы, школы, жилого помещения.