Основные положения о памяти, обучении и мнемонике

Теория. С нейрофизиологической точки зрения, память представляет собой способность головного мозга к накоплению и хранению информации путём формирования и сохранения связей между нейронами головного мозга.

Классификация видов памяти: (по материалам исследований С.М. Смирнова, В. А. Правдивцева и А.Ф. Белова) [1, с. 93−100]

1) Кратковременная или электрофизиологическая. Механизм: циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям. Запоминание начинается с электрофизиологических процессов (ВПСП, ПД, медиаторы), поэтому кратковременную память можно назвать электрофизиологической.

2) Промежуточная или нейрохимическая (от нескольких минут до 4 часов) — перевод кратковременной памяти в долговременную. Механизм: электрофизиологические процессы запускают с помощью вторых посредников (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) биохимические реакции, активируется синтез медиаторов, рецепторов ионных каналов.

3) Долговременная или структурная (от 4 часов).

Механизм: формирование новых устойчивых нейронных связей, структурные изменения в нейронах, формирование новых нейронных структур. Объём практически безграничен.

Практика. Законы функционирования памяти и возможности их практического использования:

1) Закон связи (сита): новая информация лучше запоминается при наличии связи со старой. Поэтому новую информацию необходимо внедрять в уже имеющуюся систему знаний и связывать логически с уже имеющимися в памяти знаниями. Чем больше человек знает по теме, тем лучше он запомнит новый материал по этой теме, т.к. у него больше исходной информации, с которой можно связать новую (информационное сито мельче — информации застрянет больше).

2) Закон навыка и тренировки: тренировки памяти формируют навык запоминания. Например, каждый следующий иностранный язык учится значительно легче предыдущего.

6 стр., 2604 слов

Тренировка и развитие слуховой памяти 2

... в памяти.Память сохраняет связи между фактами, событиями, сохраняет прошлое длябудущего. Память – ... лучшему воспроизведениюбольшей части сказанной информации, но также значительно ... в мирезвуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т. ... упражнений от 20 минут до одного часа.     Упражнение ... удерживали в памяти не только законы, но и прецедентывыросшие вокруг законов.   ...

3) Закон визуализации: визуальная информация запоминается лучше, чем любая другая. Поэтому для лучшего запоминания терминов, элементов списка, иностранных слов и т. д. следует связывать их с яркими образами. Этим же законом объясняется эффективность текстовыделителей, письма разноцветными ручками, иллюстраций и т. п. для запоминания материала.

4) Закон понимания: чем лучше понимаешь материал, тем легче его запомнить.

5) Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что, во-первых, мы не тратим усилий, чтобы заставить мозг запомнить, во-вторых, интересная информация воспринимается организмом как важная, поэтому откладывается в долговременную память, этому же способствует и эмоциональная окрашенность интересной информации.

6) Закон установки: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго». Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

7) Закон Миллера: кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и воспроизвести более 7±2 единиц информации (без использования мнемонических технологий).

Поэтому крупные объёмы информации следует дробить на блоки.

8) Закон забывания Эббингауза: графически забывание материала представляет собой экспоненту: в первые сутки забывается больше информации, чем за всё последующее время, потом скорость забывания прогрессивно снижается. Поэтому повторять пройденный материал следует сразу после занятий (в этот же день) и 1 раз в день следующие 3 дня, т.к. материал обычно переходит в долговременную память примерно через 96 часов.

29 стр., 14037 слов

2. Психологические закономерности управленческой деятельности.: Закон неопределенности отклика, Закон расщепления смысла управленческой информации. Принцип

... Психологические закономерности управленческой деятельности.: Закон неопределенности отклика, Закон расщепления смысла управленческой информации. Принцип универсальной талантливости Как ... надо тщательно готовиться. Для начала рекомендуется запомнить два «золотых правила» 1. Обеспечьте себе ... К числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие.Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что ...

9) Закон долговременной памяти: знания из долговременной памяти забываются гораздо медленнее. Поэтому нужно стараться изучить материал до уровня уверенного владения им, т.к. поверхностные знания быстро забудутся.

10) Закон предельного насыщения: усталый мозг запоминает информацию намного хуже, чем свежий, т.к. способность нейронов в состоянии утомления создавать связи и накапливать потенциал сильно снижается. Поэтому необходимо периодически давать мозгу отдых, чередовать умственную деятельность с физической, регулярно заниматься спортом, т.к. двигательная активность снимает усталость с мозга, а положительные эмоции стимулируют дальнейшую активную деятельность.

11) Закон дедукции: целое запоминается лучше суммы его частей. Поэтому сначала нужно изучать общие сведения об изучаемом объекте в целом, а потом конкретизировать их, углубленно изучая части. Например, сначала следует изучить, что такое геометрия как наука, сформировать общее представление о ней, и лишь потом переходить к аксиомам, теоремам, доказательствам, примерам. Знания сначала должны быть общие и широкие, а потом частные и глубокие.

12) Закон уровней сложности: изучать что-либо нужно последовательно двигаясь по уровням: от простого к сложному. При этом переходить на следующий уровень можно только при уверенном владении материалом предыдущего. (Подробнее дальше: Метод декомпозиции)

13) Закон края: информация в начале или конце информационного ряда запоминаются лучше. Например, в списке лучше всего запоминается первое и последнее слово. Поэтому самые сложные термины следует записывать в начале и конце списка терминов или конспекта.

14) Закон воспроизведения: воспроизведённая информация дольше не забывается. Это проявляется в «эффекте отвеченного билета»: из всех экзаменационных вопросов по прошествии времени лучше всего помнятся те, которые были отвечены на экзамене. Поэтому целесообразно проговаривать по памяти заучиваемый материал.

13 стр., 6361 слов

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

... анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации. Исследование, к которому стремится ... простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п. ... не оценочные), затем --- еще сложнее (мотивационные), потом --- спад (снова событийные, фактологические) и в ... , неуверенности и т. п. Иными словами, анкета - это список вопросов, предлагаемый ...

15) Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если её соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.

16) Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

17) Табак, алкоголь и наркотики деструктивно влияют на нейроны, разрушают связи между ними, следовательно, память, как и любая другая мыслительная деятельность, ухудшается. К этому же результату приводит разрушающее влияние данных реагентов на сосуды головного мозга.

Методы работы с информацией (по Н. Ягодкину):

Метод декомпозиции:

Метод воронки (особо эффективен при запоминании иностранных слов, постановке правописания и подготовке к тестам) направлен на изоляцию ошибок. Пример постановки правописания: пишется 1000 слов, потом они делятся на категории: 1) те, которые написаны правильно и в которых уверен, 2) те, которые написаны правильно, но в которых не уверен и 3) слова с ошибками. 2 и 3 категории пишутся заново, акцентируется внимание на ошибке, правильные варианты запоминаются с помощью мнемонических приёмов. Среди вновь написанных слов выделяют те же категории, и вновь 2 и 3 пишутся заново. И так до тех пор, пока все ошибки и «неуверенности» не устраняются. Тот же принцип с заучиванием слов или с решением тестов.

12 стр., 5660 слов

Методы сбора социологической информации 3

... что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и ... себя "невербальные коммуникации", которые дают возможность правильно анализировать произвольные, интенциональные невербальные символы. Обратимся ... важны для их профессиональной деятельности. Несколько слов следует сказать о коммуникативной функции невербального ...

Мнемотехника. (С.А. Гарибян, С. Матвеев, А.Н. Леонтьев, Т. Бьюзен) Главная задача мнемотехники — связать единицы информации между собой и придать им запоминающиеся образы.

Основные методы:

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

2. Рифмизация

3. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных

4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

5. Метод Цицерона на пространственное воображение

6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти

7. Методы запоминания цифр:

· закономерности

· знакомые числа

Подробнее здесь: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Мнемонический треугольник: воображение, ассоциации, локации. Подробнее: (С. Матвеев).

Некоторые принципы эффективного обучения:

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector