Основные направления и области социально-психологических исследований

Вопрос 1

Социальная псих. в системе научного знания

Первые эксперименты по социальной психологии проводились около 100 лет назад. Первая книга вышла в начале 1924 года. Как самостоятельная наука социальная психология из психологии вообще выделилась в 1930 году. Цель в социальной психологии (в науке, изучающей связи между людьми) — сделать эти нити видимыми для всех. Мы не можем отделять личность от ситуации, так как ситуация формирует личность и определяет ее возможности. Социальная психология изучает проблему влияния ситуации на личность. Изучает вопросы межличностных отношений и взаимодействия между людьми. Наше социальное поведение меняется не только в связи с объективной ситуацией, но и с тем как мы интерпретируем ее. Социальная психология изучает: установки и убеждения, конформизм и независимость. Социальная психология — наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология образовалась на стыке социологии и психологии. Социологи — изучают группы (от малых до больших).

Социальная психология — изучает индивидов, влияние группы на отдельных людей, и индивида на группу.

Вопрос 2

Эволюция представлений о предмете социальной психологии

Её появление на свет связано с тем, что в рамках психологии господствовал персоноцентризм, а в рамках социологии – социоцентризм. Компромиссным решением этого расхождения стало появление социальной. Главной ее задачей стало конституирование истинно научного знания, претендующего на объективное изучение общественной активности людей, открытие универсальных законов социального поведения. Социальная психология – это область знания, занимающаяся изучением особенностей социального взаимодействия и взаимовлияния людей и их социального контекста.

Официальной датой социальной психологии как самостоятельной области знания считается 1908 год – время опубликования «Введения в социальную психологию» McDougall и «Социальной психологии» Ross.

В американской традициисоциальная психология подается как новая дисциплина, предметом которой являются индивидуальные и интраличностные процессы.В европейской традициипредметом ее является исследование роли социальных (структурных контекстов) в отношении индивидуальных процессов.Тэджфел, считает, что «социальная психология должна включать в качестве своих теоретических и исследовательских приоритетов прямую заинтересованность во взаимоотношениях между психологическим функционированием человека и социальными процессами и событиями.В советской науке предметомсоциальной психологии было изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, и изучение психологических характеристик самих этих групп. В качестве основополагающего провозглашался принцип единства сознания и деятельности, в качестве метаподхода – деятельностный подход. Применительно к современной социальной психологии можно говорить об экспериментальной, когнитивистской, интеракционистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологической, гендерной и социально-конструктивистской идеях исследования.

4 стр., 1822 слов

Место юридической психологии в системе научных знаний

... следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущность и принципы уголовного процесса, ... групп и классов. Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из ... явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и груп­пового поведения людей, ...

Вопрос 3

Основные направления и области социально-психологических исследований

Вундт считал, что психология должна изучать те интеллектуальные продукты, которые создавались сообществом человеческих жизней и являются необъяснимыми в понятиях индивидуального сознания, так как предполагают взаимодействие множества людей (язык, мифы, обычаи, содержание которых привлекает особое психологическое внимание, формирует высшие мыслительные функции, т.е. знание).

Другой областью исследовательских интересов стали массовидные явления( Г. Лебон, В. Макдауголл, В.М. Бехтерев и др.).

В работе Меде «Экспериментальная психология толпы» (1920) автор вводит понятие группы и, как считают многие исследователи, и с этого времени изучение группового поведения людей становится ведущей областью социально-психологических исследований. Большое влияние на развитие социальной психологии как экспериментальной науки оказал Г. Олпорт , рассматривавший ее как отрасль, занимающуюсяизучением поведения индивидов в его стимулирующем влиянии на поведение других.Введение Олпортом эксперимента в социальную психологию, наряду с установлением измеряемости аттитюдов, послужило основанием для признания ее научности. Категория «аттитюд» стала одной из ведущих в социально-психологическом исследовании. В 1930-е годы, благодаря блестящим экспериментам М. Шерифа, в социальную психологию входят такие понятия, каксоциальное восприятие, нормативное поведение, групповое давлениеи др. К. Левин, изучая атмосферу в группе, вводит понятиегрупповой динамики, ставшее отправной точкой в экстенсивном исследовании малых групп.

В сфере прикладных исследований можно выделить следующую проблематику:

1) личности в контексте формирования и проявления ее социальной сущности (самость, социализация, социальный опыт, социальная идентичность и т.д.);

2) социального познания (социальное восприятие, объяснение, мышление и т.д.);

3) личности в ее взаимодействии с непосредственным социальным окружением (социальное влияние и взаимовлияние; воздействие и взаимодействие и т.д.);

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования ... области, обнаружило два типа деятельности приписывания. Они были определены Хьюстоном, как категоризация и результирующие эффекты. Более ... в конкретном исследовании, как показал Хьюстон, их влияния ясно замечаются в трех сферах: позитивных и ...

4) взаимоотношений личности с ее окружением (малая группа; групповое влияние; групповая динамика и т.д.);

5) личности в опосредованном социальном окружении (субкультура, общество и т.д.)

6) массовидные явления (толпа, паника, мода и др.).

Можно сказать, что, наряду с приобретением все большего статуса самостоятельности, внутренней интеграции, сближения с обыденностью социального бытия, для нее характерны тенденции интеграции с пограничными областями знаний – антропологией, этнографией, социологией, культурологией и т.д.

Вопрос 4

Основные теоретические и практические задачи социальной психологии

Таким образом, можно выделить некоторые задачи социальной психологии.

1.выявить или уточнить совместность с другими наукамиспецифику феноменов, которые составляют психологическую сущность. Уточнить так же совместимость отношения между различными компонентами феноменов. Выявить влияние последних на развитие новых социальных отношений.

2.осмыслить обобщение данных об источниках и условиях формирования социально-психологических явлений, а так же возникновения социально-психологических процессов. Осмыслить поведение и поступки людей в разных социальных общностях.

3. исследовать различие между социальными феноменами и социально-психологическими явлениями, а так же других социально-психологических процессов в различных группах.

4.объяснить возникновениеи формирование разныхсоциально-психологических явлений в обществе.

5. произвести социально-психологический анализ взаимодействий между людьми, выявить их характер общения, поведения в совместной деятельности.

6. изучить социально-психологические особенности человека как личности и объяснить его поведение в общественных условиях.

7.осмыслить специфику функционирования различных социальных явленийи определить их влияние на различные конфликтные ситуации между людьми.

8. определить влияние религиозной психологии в жизни человека, а так же выявить отношения между верующими и не верующими людьми.

9. определить различие между нациями, что касается их духовного и социального развития.

10. изучение политической жизни и влияние ее на развитие человекаи его характер.

11. определение отношений общественной жизни человека с его внутренним миромв различных условиях.

12. дать прогноз политических деяний человека и определить их действие на общество нации.

Все задачи решаются различными способами, исходи из того, с какими науками работает психология.

Вопрос 5

Предыстория социально-психологической мысли

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания. Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы. Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание – это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. Различия ... Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995. 27. 28. Хорни К. Невротическая личность нашего ...

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О.Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г.Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля.

Вопрос 6

Первые формы социально-психологического знания

Психология народовкак одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М.Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893).

В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы.

6 стр., 2602 слов

Методы социально-психологической диагностики проблем семьи

... Для оценки уровня благополучия супружеских отношений можете использовать целый ряд психологических методик. К наиболее известным методикам относятся следующие: методика «Дифференциальная оценка ... хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений — психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью ...

Психология массродилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895 г. появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции.

С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание(что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций),резкое преобладание роли чувств над интеллектом(что приводит к подверженности различным влияниям),вообще утрата интеллекта(что приводит к отказу от логики),утрата личной ответственности(что приводит к отсутствию контроля над страстями).

Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является Теория инстинктов социального поведенияанглийского психолога В.Макдугалла (1871-1938).

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Вопрос 7

Экспериментальный период развития социальной психологии

Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В.Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике.

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы ...

... группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой "психологии воздействия" и будут рассмотрены в главе о практических приложениях социальной психологии. Здесь же анализируются методы исследования, в ...

В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости социальной психологии предшествующего периода. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками: применение их прежде всего возможно лишь при исследовании процессов, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.

С одной стороны,именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д.С другой стороны,чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа.

Вопрос 8

Кризисы академической социальной психологии 1950-х и 1970-х годов и их причины

Вопрос 9

Социальная психология в Европе

Исторический вклад Европы в развитие психологической науки – английская постдарвинистская сравнительная психология, русские концепции школы Павлова, эмиграция гештальтпсихологии, разработки Пиаже, «даже» феноменология и, конечно, неопозитивистская философия венского кружка – все это с энтузиазмом принималось, усваивалось и перерабатывалось в нечто американское, частично смешанное с местной ветвью бихевиоризма и насквозь индивидуалистическое».

В 1966 г. была создана Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии (EAESP), которая вскоре стала ядром научного общества социальных психологов этой части света. Среди первых, кто занялся поиском путей самоопределения евро-пейской социальной психологии, были Тэджфел и Московичи, которые пытались предложить ориентиры так называемого европейского пути, избегая наиболее уязвимых мест эмпирицизма и экспериментализма в социально-психологических исследованиях, связанных с неадекватностью позитивистской методологии по отношению к изучению социальной феноменологии.

22 стр., 10644 слов

1. Цель, объект, предмет социальной педагогической психологии. Структура науки

... социальной педагогической психологии. Социально-психологические аспекты обучения и воспитания Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика В педагогической психологии ... основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального ... социальной адаптации и реабилитации. Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально ...

Именно влияние переживания человеком своего бытия на поведение, их зависимость от ценностных ориентаций культуры и общества, в котором он живет, определяет контекст европейской линии в развитии социально-психологических исследований.

Внимание к этому аспекту особенно заметно в работах Тэджфела, посвященных стереотипам, предрассудкам и меж-групповому поведению, а также в работах Московичи по социальному воздействию, групповым меньшинствам и социальным репрезентациям.

Что же касается тематики исследований, то складывается впечатление, что интересы европейцев преимущественно склоняются в сторону «межгрупповых отношений, социальной идентификации и социального влияния в ракурсе групповых факторов. В целом европейская социальная психология с момента своего организационного оформления в 1960-х годах пытается адаптироваться к ситуации многообразия культурных оснований, не предпринимая попыток к гомогенизации типично европейского разнообразия подходов. Европейские психологи более строго подходят к анализу понятий социальной идентичности и межгрупповых отношений в контексте использования языка и влияния его особенностей.

Вопрос 10

Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной психологии

В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была стимулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки социально-психологической проблематики. С другой стороны, идейная борьба тех лет неизбежно захватила и область социально-психологического знания. Как известно, эта идейная борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методологических оснований.

Точка зрения Г.И. Челпанова, который, защищая позиции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности.

вся психология становится социальной, нет необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию: просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения получила свое отражение в работах В.А. Артемова.

Предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.

Бехтерев выступал с предложением создать особую науку — рефлексологию. Определенную отрасль ее он предложил использовать для решения социально-психологических проблем.

М.А. Рейснер, например, предлагал построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотнесения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий.

Таким образом, несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 20-е гг. не была выполнена.

7 стр., 3019 слов

Социальная работа в социально-этнической сфере

... помощи в сохранении национальной идентичности, в превенции утраты своих обычаев, традиций, психологии и культуры. 3. Работа с национальными меньшинствами проводится на трех ... сплочение потенциала этнической общности для создания условий, благоприятствующих удовлетворению культурных, духовных, социальных и экономических потребностей каждого ее члена. Однако отсутствие материальной базы препятствует ...

В работах Л.С. Выготскогорешались и в более непосредственной форме социально-психологические вопросы, в частности высказывалось специфическое понимание предмета социальной психологии.

идеи Выготского, высказанные им в 20-е гг. и позже, в 30-е гг. явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологической науки, для того чтобы впоследствии наиболее точно определить предмет социальной психологии.

Вопрос 11

Основные направления исследований в российской социальной психологии

Вопрос 12

Особенности становления и развития белорусской социальной психологии

С определенной доле условности можно говорить о чутырех периодах ее развития:

1.Конституирования – до 1920-х гг. – характеризующийся усилиями по конституированию социально-психологического знания как обладающего правом на самостоятельный статус.

2. Подготовительный – с 1920-х гг. до середины 1960-х гг. – характеризующийся формированием методологических оснований и приоритетов в социально-психологических исследованиях.

3. Педагогический – с середины 1960-х по конец 1980-х – характеризующийся исследованием социально-психологической феноменологии в условиях педагоги-ческой деятельности.

4. Экстенсивный – с 1990-х гг. по настоящее время – характеризующийся расширением областей социально-психологических исследований и самоопределением в методологии и приоритетах исследований в новых исторических условиях.

Вопрос 13

Особенности социально-психологического исследования.

Предполагалось, что необходимо тщательное объективное наблюдение, количественное измерение переменных, нахождение логических связей между причиной и следствием, воспроизводимость результатов. В конечном итоге это выражается в требовании использовать в социальной психологии в основном так называемые количественные методы, в частности, эксперимент.

Представители новых парадигм указывают, что во-первых, при использовании количественных методов человек исследуется вне социального контекста, без присущих ему связей с другими людьми. Во-вторых, исследуемое поведение отличается от естественного, так как действия испытуемого строго ограничены и даже заранее обусловлены, он не может реализовывать и планировать свое поведение, как в обычных условиях. В-третьих, отношения исследователя и испытуемого строятся по схеме «руководитель-подчиненный», и это накладывает свой отпечаток на исследуемую область.

В психологии измерение явлений есть процесс определения, в какой степени человек или группа людей обладает той или иной характеристикой. Критерием точности и надежности методов являются следующие положения: Достоверность Объективность Валидность.

Методики различаются по источнику информации и информированности участников. Возможны следующие три типа источников:

2 стр., 700 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ...

... Поэтому семейная психотерапия и психокоррекция являются одним из главных методов психологической помощи. • Неблагополучность социальной ситуации развития ребенка может быть детерминирована не только сферой ... - активное выявление социально неблагополучных семей для оказания своевременной помощи детям с ранними формами социально-педагогической запущенности и проведение ряда социальных мероприятий в ...

1. Сам испытуемый. Выводы основываются на ответах самого испытуемого (например, интервью, анкеты, тесты

2. Исследователь. Наблюдения являются открытыми, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, и скрытыми, если не знает об этом.

3. Архивные записи. В этом случае испытуемым может быть или известно, или неизвестно, что они подвергаются исследованию.

В общем плане валидность представляет собой соответствие результатов исследования тому, что изучалось в нем. нескольких типах валидности: Внутренняя валидность; Внешняя валидность; Популяционная валидность; Экологическая валидность; Валидность статистических выводов; Валидность процедур позволяет варьировать и измерять переменные

Проведение социально-психологического исследования

Проведение социально-психологического исследования предполагает подчинение ряду выработанных научным сообществом стандартов, позволяющих придерживаться согласованных правил. В международной практике принимаются правила, разработанные Американской психологической ассоциацией, которые включают ряд этапов исследования.

Первый этап предусматривает изучение существующей литературы и библиографический поиск публикаций по интересующей теме,

Второй этап касается формулировки проблемы исследования.

Третий этап предусматривает выбор испытуемых.

Четвертый этап. Проведение пилотажного исследования, в котором на малой выборке проводится проверка инструмента исследования

Пятый этап – проведение исследования и анализ результатов.

Шестой этап – публикация результатов.

Вопрос 14

Проблема метода в современной социальной психологии

Существует ряд классификаций методов социальной психологии.

Андреева Г.М. предлагает классифицировать методы социальной психологии на две основные группы:

· методы социально-психологического исследования и

· методы социально-психологического влияния.

· Парыгин Б.Д. в своей классификации выделяет 3 группы методов

· методы воздействия;

· методы исследования;

· методы контроля.

Воспользуемся характеристикой методов, представленной Парыгиным Б. Д,

1. Методы воздействияпервоначально складываются как не вполне осознаваемые приемы эффективного влияния людей друг на друга, а в дальнейшем исследуются и классифицируются также и в качестве социально-психологических механизмов общения и взаимовлияния (заражение, внушение, гипноз, убеждение и др.).

2. Методы исследования.

Методы исследования в социальной психологии формируются позже и связаны первоначально с опытом философского, теоретического, а затем и эмпирического, в частности экспериментального, исследования.

В настоящее время, как это уже отмечалось, методы исследования, применяемые в социальной психологии, часто отождествляются с методами эмпирического исследования. Как правило, они сводятся к наблюдению, изучению документов, опросу, тестированию и эксперименту.

Методы сбора первичной информации.

Наблюдение (может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоянием других людей; «включенное» наблюдение,

Опрос(может осуществляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирования и т.д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массовой информации.

Изучение документального материала(В широком смысле слова документ — это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вообще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений)

Соотношение методов эмпирического и теоретического исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Последнее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпирического исследования. Программа эмпирического исследования включает в себя реализацию методов концептуального анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемного поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам исследования результатов.

Методы обработки информации. После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени достоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда методов, например опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки полученной информации. Однако проблема точности исследования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических данных. Не менее важным условием точности исследования являются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Вопрос 15

Количественные методы исследования в социальной психологии

К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризации и кодирования.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. В качестве специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Выбор данного метода сбора информации обусловлен следующими достоинствами лабораторного эксперимента:

— при изучении психических процессов необходимо точное измерение, которое можно осуществить только в лаборатории с использованием технических средств;

— эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построения научных теорий в социальной психологии;

— лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий и в большей мере приблизиться к идеальному эксперименту.

Критикуют эксперимент прежде всего за невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации в естественные условия. В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию. Широкое используется в социальной психологии метод Тестирования, предполагающий стандартизированное испытание, выполнение определенных заданий, по результатам которых судят об особенностях изучаемых процессов и объектов. Применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности. Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Из наиболее известных тестов социально-психологической диагностики называют социометрический тест Дж. Морено, шкалу совместимости В. Шутца и др.

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают методики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности.

Вопрос 16

Качественные методы исследования в социальной психологии

Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений и т.д. (сюда можно отнести опросники, нестандартизированное интервью, включенное и несистематическое наблюдение, метод репертуарных решеток, дискурсный анализ).

Наблюдение — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений.

Объектом наблюдения в социальной психологии являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности и социальные процессы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.

Анализ документов – метод, позволяющий на основе документов проводить сравнительный анализ документальных источников, выявлять центральную идею документа и многое другое. Частным методом аналитической работы с документами является контент-анализ (дословно термин означает анализ содержания).

Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов. Он находит широкое применение в социальной психологии, прежде всего – в работе с объемными, неструктурированными текстами, видео- и киноматериалами. Многие социально-психологические явления диагностируются при помощи метода опроса. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос «липом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании — стандартизированное и нестандартизированное интервью.

Вопрос 17

Проблема соотношения количественных и качественных методов

Ряд исследователей рассматривает количество и качество как фундаментальную дихотомию в исследовании социальной жизни личности и ее окружения, по отношению к которой существует три возможных решения: 1) признание количественных измерений единственно научными, так как только при их наличии возможно оперировать «объективными» данными по аналогии с естественными науками (позитивизм); 2) количественные измерения не применимы к психологической феноменологии в принципе, так как измеряемы лишь косвенные проявления психики в виде поведенческих реакций (социальный конструктивизм); 3) возможен компромисс, позволяющий использовать продуктивные возможности как количественных, так и качественных данных (методологическая триангуляция).

Ряд авторов придерживается мнения, что конфронтация количественного и качественного подходов является искусственной, так как на деле они представляют два подхода к изучению одних и тех же феноменов, две стадии одного и того же процесса исследования, в котором качественный подход поставляет идеи, изучаемые в последующем посредством количественного подхода

В более широком плане они обсуждаются в аспекте различных оснований и исследовательских парадигм. Исключая качественные методы, исследователи могут упустить многие феномены социальной сущности человека, которые могут быть поняты только в контексте обстоятельств. В то же время, исключая причинные взаимосвязи между переменными, устанавливаемые посредством количественных методов мы можем столкнуться с отсутствием какого-либо осязаемого результата вообще. Количественное исследование стремится к идентификации и обособлению определенных переменных (поиск корреляций, взаимоотношений, причинности), в то время как качественные фокусируются на холистическом подходе к исследованию (анализ документов, история случая, наблюдение, интервью).

Вопрос 18

Развитие социальной психологии в бихевиористской традиции

Бихевиоризм является одним из самых дискуссионных направлений в социально-психологическом знании, что во многом объясняется противоречивостью его методологических установок, теоретических воззрений, этических предпочтений, своеобразием истории его формирования и развития.

Рассмотрим идеи, лежащие в основании социального поведения человека.

1. Человеческий организм динамичен в социальном взаимодействии, т.е. человек воспринимается как динамично активный в отношении к стимулам и к изменениям в окружающем мире.

2. Операнты продуцируют стимульные события, создавая возможность их будущего повторения. Социальные действия, совершаемые людьми, рассматриваются как способные влиять на окружение, вызывать позитивные, негативные или нейтральные последствия.

3. Поддержание активного поведенческого репертуара является функцией подкрепления, обретенное поведение будет актуализироваться только при соответствующих стимульных условиях.

4. Повторяемость активности в сходных обстоятельствах.

5. Депривация (лишение).

Если человек какое-то время лишен желаемого объекта, этот объект начинает со временем проявлять тенденцию к обладанию.

6. Моделирование и научение. процесс научения, в котором индивид актуализирует реакции, полученные посредством наблюдения за действиями и их последствиями со стороны других людей. Особый вклад в разработку научения внес А. Бандура.

Отличительной особенностью анализа поведения является подчеркивание влияния окружения, среды на человеческий организм, генетических данных организма, чувствительности к подкреплению в соответствии с его ролью для выживания.

Поведение разграничивается на две категории – респондентное и оперантное. Человек рассматривается не только как источник респондентных и оперантных реакций, но и как источник стимулов, как своего рода окружение внутри собственной самости. Большинство же стимулов, влияющих на поведение человека обладают внешними источниками, и каждый должен быть измерен с помощью инструментов или посредством изменений в поведении индивида.

В качестве решающих аспектов анализа поведения выступает продолжительность взаимодействия между индивидом и окружением.

К числу заслуг бихевиористского направления в социальной психологии следует отнести привнесение аспектов научности, строгости теоретических построений, их обязательного подтверждения в эксперименте, детальной проработки вопросов формирования, проявления и изменения поведения.

Вопрос 19

Необихевиористская ревизия классического бихевиоризма

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно : психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями1; он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. «Психология» Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель – обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение.

Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели «стимул – реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно желательно для экспериментатора. (Скиннер считает, что похвала, вознаграждение являются более сильным и действенным стимулом, чем наказание.) В результате такое поведение закрепляется и становится привычным для объекта манипулирования. Скиннер и его единомышленники разработали и проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов. Скиннер доказал, что путем правильного применения позитивных «стимулов» можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека – и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело называют «врожденными склонностями».

Вопрос 20

Формирование когнитивной традиции в социальной психологи

Когнитивная психология в социально-психологическом направлении рассматривает социальные проблемы человека с точки зрения познавательных процессов в контексте ментальности социального мира. Они представлены в теориях «когнитивного соответствия» (теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда), где опора на потребность в установлении баланса когнитивных структур постулируется в качестве фактора, мотивирующего поведение человека. При том, что каждая теория имеет свои особенности, общая идея у всех одна, — все поступки и действия человека совершаются ради построения «непротиворечивой картины мира». Уязвимое место этих теорий заключается в том, что абстрактное соответствие, достичь которого пытается индивид, скорее всего не связано с противоречиями реального мира, а конкретные человеческие проблемы общественно активного индивида там вообще не ставятся.

Вопрос 21

Формирования направления теории поля в социальной психологии

Курт Левин, несомненно, оказал большое влияние на развитие современной психологии и социологии. Он не только расширил суть эксперимента и включил в него области, ранее считавшиеся недоступными для эмпирического познания: эмоции, волю, намерения, лидерство, групповую атмосферу, — но разработал совершенно новый способ научного мышления, призванный детально и точно, не пропуская отклоняющихся от общей схемы явлений, описать суть происходящего. Ученый стремился сделать науку близкой к запросам практики. Его теория «поля» является органическим продолжением разработанной им методологии. Она сочетает в себе детальность точных наук и широту охвата гуманитарных наук. Теорию «поля» нельзя назвать просто теорией, правильнее было бы назвать ее картиной мира, т.к ее сфера действия простирается от экономики, менеджмента и групповых процессов до отдельной личности каждого человека, его самореализации, мотивов и потребностей. Теория «поля» может эффективно использоваться в различных тренингах, а также в качестве самопомощи.

Вопрос 22

Интеракционистская традиция в социальной психологи

Интеракционизм в социальной психологии опирается на теорию «символического интеракционизма» Г. Мида, на некоторые идеи «теории ролей» и «теории референтных групп» (Р. Мертона и др.) и на идеи «теории социальной драматургии» (Э. Гофмана).

Это направление интересует именно социальные детерминанты поведения человека, для чего использовано в качестве ключевого понятие «интеракция» (взаимодействие), которое призвано объяснить активное участие социальной среды в становлении личности человека. Однако проблемы социального контекста остаются нерешенными и здесь.

Вопрос 23

Психоаналитическая традиция в социальной психологии

В целом психодинамический подход занимается выяснением того, как, когда и с каким результатом мы конструируем нашу внутреннюю символическую репрезентацию внешнего мира. Основополагающей для них является идея о том, что структура и содержание нашей самости или осознания самих себя задается в первые годы жизни в процессе взаимодействия со значимым окружением. Этот микросоциальный контекст рассматривается как связь между индивидом и обществом. В соответствии с психодинамическим подходом, каждый из нас существует в собственной психической реальности.

Вопрос 24

Экзистенциально-феноменологическая традиция в социальной психологии

Каждый человек видит мир по-своему, отражая в нем свою собственную субъективность, свое уникальность и мировосприятие, природу субъективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе его жизнедеятельности.

Келли, например, подчеркивал, что для понимания личности куда важнее изучения фактов и событий их интерпретация. Человек живет, создает свои, опосредованные контекстом культуры и особенностями индивидуального-психофизического своеобразия, версии различных аспектов бытия, выступающие в форме личностных конструктов или схем, которые определяют его отношение к происходящему и понимание его. Эти конструкты или схемы суть своеобразное содержание когнитивных репрезентаций мира, без знания которых понимание личности будет неадекватным.

Фундаментом экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии являются онтологический плюрализм, экзистенциализм и феноменология, создающие предпосылки для критики естественнонаучного подхода, доминирующего во многих направлениях психологических исследований.

Феноменология изучает явления, связанные с переживанием человеком реальной действительности и с тем, как он представлен в его сознании. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием человеческого бытия является его существование, которое обнаруживается в процессе движения от бытия к небытию.

Вопрос 25

Специфика личностной проблематики в социальной психологии.

Выделяют три основных подхода к трактовке понятия личности:

1) Антропологический. В его основе лежат представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, и уподобился понятию индивид.

2) Социологический. Рассматривает личность как объект и продукт социальных отношений. Личность – это персона, актер, носящий определенную маску и выполняющий определенные роли, т. е. личность – это система ролевого поведения. Обусловлено совокупностью социальных отношений.

3) Персоналистический. Рассматривает личность как абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Личность (по Парыгину) – это интегральное, понятие характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющие общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально неповторимые особенности.

Т. е. личность – это человек в системе таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющих существенные отношения для него самого и окружающих.

Вопрос 26

Самость в основополагающем подходе У. Джеймса