Основные модели психологической структуры личности.

21. Понятие о личности в психологии.

Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека.

Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных функций.

Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Критерии определения личности:

  • это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития
  • способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого
  • способность сознательно управлять собственным поведением
  • способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет
  • способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами
  • способность к самосовершенству.

Направленность личности, ее структура, формы и уровни проявления

4 стр., 1714 слов

Значение профессионализма для индивидуальности человека

... психологии индивидуальность человека рассматривается как системное образование, включающее различные уровни. По Б.Г.Ананьеву, компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности ... одну из важнейших сторон индивидуальности человека представляет профессионализм. Профессионализм человека проявляется в способности человека эффективно и надежно выполнять ...

Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности — это ее интегральное и генерализированное свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности. Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях человека. В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и действий.

Экстраверсия и интроверсия характеризуют личность с точки зрения направленности на внешний мир.

Потребности и мотивы, как источники активности личности

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос “ради чего она совершается”. Мотив предполагает знание о тех материальных или иных идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

22. Основные модели психологической структуры личности

История проблемы начинается с постановки вопроса о соотношении биологического и социального в структуре личности. Этим вопросом задавались и древние греки (ученик Платона – Теофраст), Гиппократ создал учение о четырех типах темперамента, Эрнст Кречмер соотносил личность с телосложением человека, его конституцией.

Основные подходы к определению структуры личности заложил Б.Г.Ананьев. Он выделил 3 подсистемы в структуре личности.

1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема.

Это системная организация индивидуальности личности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

2. Интериндивидная (внеиндивидная) подсистема.

То, что обнаруживается в межличностных отношениях. Личность обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений.

3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура.

Личность может проявляться не только в межличностных отношениях, но и выйти за их пределы, за пределы существующих «здесь и теперь» связей с другими людьми. Психологи говорят о «вкладах» в других людей. В нас вкладывают себя наши родители. Учитель вкладывает себя в своих учеников, музыкант в слушателя, артист в зрителя, писатель в читателя и т.д.

Проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова.

Проанализировав современные исследования и проведя сравнение наборов слов русского, грузинского и болгарского языков, используемых для описания личностных особенностей, Платонов выдвинул идею иерархической структуры личности, подсистемы которой он рассматривает как ступени иерархической лестницы, у которой низшие ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие и опираясь на них, не сводятся к их сумме, так как переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления системных качеств.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... процессуально иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характер Компоненты структуры личности Краткое название подструктуры. К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, ...

Он говорит о существовании 4-х подструктур личности.

1. Биологическая подструктура. Он ее называл «биопсихические свойства». Сюда относятся темперамент, половые, возрастные свойства, патологические особенности.

2. Психологическая подструктура. Или по его терминологии «индивидуальные особенности психических процессов». Сюда относятся индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, чувств, воли).

3. Подструктура социального опыта. Это личный опыт, знания, навыки, привычки.

4. Подструктура направленности личности. Это влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира, убеждение и мировоззрение.

Нужные черты, входящие в 1-ю подструктуру формируются путем тренировки, правильнее говорить переделываются, если эта переделка вообще возможна. Здесь большую роль играет компенсация. 2-я подструктура, взаимодействуя со всеми остальными, формируется в основном путем упражнения. 3-я формируется в обучении. 4-я формируется путем воспитания.

По мнению К.К.Платонова эти подструктуры различаются по «удельному весу» социального и биологического содержаний. В направленности личности биологического почти нет, а в 1-ой подструктуре почти нет социального. В подструктуре социального опыта значительно больше социального, но во 2-ой он говорит: чаще больше социального.

Темперамент А.Г. Ковалев относит к числу сложных структур и называет его „структурой природных свойств” – это нейродинамические свойства мозга. Сложными структурами, он считал, также направленность – это система потребностей, интересов и идеалов, способности – система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Структура представляет собой высший уровень регуляции деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда. В синтезе эти структуры составляют своеобразный духовный облик – характер человека

На вопрос о структуре личности искали ответ и зарубежные авторы.

Одной из первых и наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р.Кеттелом.

Следующий подход, основанный на клинических данных. Пример: структурная модель личности, реализованная в миннесотском многоаспектном личностном опроснике. В ее основу положены различные формы психиатрических расстройств.

К биологически ориентированным подходам к личности можно отнести модели Г.Айзенка и М.Айзенка. Это 2-х факторная модель личности.

В гуманистической психологии структуру личности отождествляют со структурой «Я», где максимально представлено самосознание индивида. К.Роджерс представил структуру «Я» – концепции.

1. Реальное Я – как вижу себя в настоящий момент.

2. Динамическое Я – каким стремилось стать в ближайшее время.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... переживаний. Праздник играет определённую роль в процессе социализации человека, осознании им своей роли и отношения к ... сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ...

3. Идеальное Я – то, каким должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы и социальные ценности.

4. Фантастическое Я – кем, каким хотел бы стать, если бы это было возможно.

Сюда можно добавить еще очень большой перечень всевозможных Я: антиидеальное Я, физическое Я, духовное Я и т.д., но эти 4 являются основным.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

Ни одно направление психологии не приобрело столь громкую известность, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки связанные с человеком. Названо это направление в честь Зигмунда Фрейда. На основе многолетних клинических наблюдений Зигмунд Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика личности человека состоит из 3 – х компонентов уровней «ОНО», «Я», «СВЕРХ – Я».

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент З. Фрейд считал, что только незначительная часть психической жизни – мысли, восприятие, чувства, память входит в сферу сознания. Чтобы в данный момент ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного и бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Предсознательное – включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание в результате либо спонтанного, либо в результате минимального усилия. С точки зрения Зигмунда Фрейда, подсознательное – это то, что связывает осознаваемое и неосознаваемое в психике.

Бессознательное — это хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также и эмоции, воспоминания, которые либо подавляются либо вытесняются в область бессознательного. Это – забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителям и подавленные сексуальные желания.

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20 – х годов З. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго, суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни.

Слово «Ид» происходит от латинского «ОНО» и означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Ид» функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями – еда, сон, дефекация, копуляция, которые наполняют наше поведение энергией. Согласно З. Фрейду, «Ид» – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. «Ид» сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – это постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным „Ид” подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека, невзирая на последствия для других идя вопреки самосохранению.

7 стр., 3230 слов

Результатом социализации человека является

... E) общественное явление, выполняющее определенные социальные функции. Результатом социализации человека является A) социальная активность B) становление личности C) приобретение социально значимых качеств D) воспитание и ... рода D) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду Е) повышение роли воспитания в общественной жизни. Функции современной педагогики А) научно-теоретическая, ...

«Я» происходит от латинского «ego». Оно отвечает за принятие решения. «Эго» стремится выразить и удовлетворить желания «Ид» в соответствии с ограничениями, которые налагаются внешним миром и обществом. На «Эго» воздействуют три силы «Ид», «Суперэго» и общество. «Эго» старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу «удовольствия», а принципу «реальности», которое достигается при помощи определенных действий, дающих «Ид» возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира. По мнению Зигмунда Фрейда «Эго» является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

«Суперэго» ( от лат. «super»– сверх и «ego» – «я») служит носителем моральных стандартов, это та часть личности , которая выполняет роль критика, цензора совести и которое приобретается в процессе социализации. Если «Ид» примет «Эго» примет решение или совершит действия в угоду «Ид», но в противовес «Супреэго», то обычно индивидом испытывается чувство вины, страха, укоров совести. «Суперэго» не пускает инстинкты в „Эго”, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека, в творчестве, искусстве, общественной и трудовой активности, в формах поведения : в снах, описках, обмолвках, шутках, в свободных ассоциациях, в особенности забывать.

23. Понятие о социализации личности

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева) Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.

Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания.

Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.

Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.

Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации.

Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... характер и темперамент, умственные и физические способности человека. Психологическое своеобразие личности исторически ... личности. Формирование личности являет собой процесс человеческой социализации, заключающийся в постижении им общественного, родового начала. Данное постижение бессменно происходит в определенно-исторических условиях человеческого существования. Формирование личности ...

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени.

Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации почти во всех странах мира. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Творчество также становится необходимым условием социализации человека.

Особенности современной социализации человека определяются и теми новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества.

Эти черты сами по себе не сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность амбивалентности. Амбивалентность – это такое сочетание разнонаправленных черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлений в поведении человека.

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений.

А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему.

Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью. Это не так просто.

Примером тому являются феральные люди.

Феральные люди – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации, т. е. не усваивали, не воспроизводили в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (К. Линней).

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность.

5 стр., 2037 слов

Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

... – это генотип, т.е. природная особенность человека. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение отражают деятельность головного мозга, их различное соотношение является ... достижения успешного результата. Воспитание темпераментасвязано с формированием волевых черт характера человека. Воспитание темперамента всегда состоит в преодолении его отрицательных и в укреплении ...

Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство в индивидуальных и неповторимых формах.

Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей.

Стадия индивидуализации способствует проявлению различий между людьми.

Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъекта объектных отношений личности с социумом. Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.

Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т. е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.

Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс).

Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.

7 стр., 3081 слов

Человек как личность в системе социогенеза

... -Браун разрабатывает концепцию “раздельности норм”: в рамках функционально обусловленной социальной системы людям приходится руководствоваться различными наборами норм, что необходимо для достижения результатов в ... определенную черту или совокупность черт, отличающих одного человека от других. Примеры. Национальный характер подразумевает свойства не отдельного индивида, а целой человеческой группы, ...

Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность.

Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм» т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам идеологии.

Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.

Мера развития конформности может быть разной.

Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах.

Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации – семья, школа, производственная группа.

24. Темперамент и система его проявлений

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

В истории науки известны 3 основных подхода к оценке темперамента.

1. Жидкостный или гуморальный (от слова: влага, сок).

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 в. до н.э., считал, что состояние организма зависит, главным образом, от количества соотношения «соков», имеющихся в организме: кровь, лимфа, желчь. Пропорция в смешении этих соков римские врачи обозначили латинским словом temperamentym, от которого и произошел термин «Темперамент». Смешение жидкостей с преобладанием крови было названо сангвинистическим темпераментом от латинского слова «сангвис» – кровь; с преобладанием лимфы – флегматическим, от слова «флегма» – слизь; с преобладанием желтой желчи – холерическим, от слова «холе» – желчь; и, наконец, с преобладанием черной желчи – меланхолическим, от слов «мелайна холе» – черная желчь.

Влияние учения о роли гуморальных систем организма на темперамент распространялось на многие столетия. Немецкий философ И.Кант в конце VIII в. считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к нему и идея русского педагога и врача П.Ф.Лесгафта (конец IX в.) – в основе темперамента лежат свойства кровообращения: толщина и упругость стенок сосудов, их диаметр, форма сердца и т.д.

2 стр., 989 слов

Темперамент и стиль деятельности.Типы темперамента и их психологическая ...

... соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы- соответствует темпераменту холерика); 2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника); ...

2. Конституционный подход.

Психический склад индивида соответствует телосложению, общей телесной конструкции. Это представление обосновал немецкий психиатр Эрнст Кречмер (20-е гг. XX века).

Объяснял тем, что как тип строения тела, так и психологические особенности обусловлены химическим строением крови, гормонами, железами внутренней секреции. В 40-е гг. американский ученый У.Шелдон также ставил в зависимость индивидуально-психологические черты и телесные особенности, регулируемые гормональной системой.

3. Деятельность центральной нервной системы.

Базируется на учении И.П.Павлова (20-30-е гг. ХХ века).

В его лабораториях в результате многолетних исследований было установлено, что в основе изучавшихся индивидуальных различий лежат такие физиологические свойства:

1) Сила возбуждения и торможения, т.е. возможность выдерживать сильные психические нагрузки длительное время.

2 Подвижность нервной системы, т.е. быстрота и легкость перестройки условно-рефлекторных связей.

3) Уравновешенность, т.е. соотношение процесса возбуждения и торможения.

То или иное сочетание этих свойств и составляет тип высшей нервной деятельности. Исходя из этого, можно дать следующее определение темпераменту:

Темперамент – это индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

До сегодняшнего дня сохранилась историческая терминология типов темперамента, но И.П.Павлов называл их по-другому: Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный (безудержный по Павлову); Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный (живой в Павловской терминологии); Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный (по Павлову – спокойный); Меланхолик – слабый, неуравновешенный, может быть как подвижным, так и инертным (по Павлову – слабый).

В чем же проявляется сила нервных процессов:

1) человек сохраняет высокую работоспособность длительное время;

2) в сложных ситуациях держит себя в руках;

3) не раним, слабо реагирует на слова, взгляды, насмешки;

4) обладает устойчивым вниманием по отношению к мелким воздействиям.

Слабый тип нервной системы ведет себя соответственно с точность наоборот.

Что значит уравновешенность, ее особенности:

1) ведет себя спокойно в раздражающей обстановке;

2) без труда подавляет ненужные эмоции;

3) работает равномерно;

4) прогоняет отвлекающие мысли.

Подвижность нервных процессов означает:

1) быстро и адекватно реагирует на изменения в ситуации;

2) легко отказывается от выработанных стереотипов в поведении;

3) без труда переходит от покоя к активной деятельности;

4) быстро возникают и ярко проявляются эмоции.

И.П.Павлов не отказался от идеи 4-х типов темперамента, хотя сам в последней статье указывал, что возможных комбинаций основных свойств нервной системы может быть, по крайней мере, 24. Дальнейшее развитие учение о типах высшей нервной деятельности получило в трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина. Ими были открыты новые свойства нервной системы: динамичность и лабильность. Э.А.Голубева показала, что психическая активность как черта темперамента зависит от особого свойства нервной системы – активированности. В.М.Русалов предложил более современную трактовку свойств темперамента, по которой вместо двух параметров (активности и чувствительности) рассматриваются четыре компонента: энергичность (т.е. выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (т.е. чувствительность).

Все эти компоненты он считает биологически и генетически обусловленными.

Ученые не отрицают факта изменчивости свойств типа нервной системы. На темперамент влияют условия жизни (бытовые, материальные), система воспитания, мотивы и т.д. В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности – предметной и общением – каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, т.к. предполагается, что в деятельности и в общении они проявляются по-разному. Однако прижизненные изменения под влиянием внешних условий касаются лишь отдельных свойств, а не самого типа в целом.

Определение темперамента в раннем детстве наиболее надежно. Темперамент лучше всего определять наблюдением, и тип высшей нервной деятельности определяется не содержанием деятельности, а тем, как он это делает. В психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера. Люди с чистым типом темперамента не встречаются, но говорят, что тот или иной тип преобладает.