Социально-психологические аспекты личности

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ……………………………..7

1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме личности …………..…..7

1.2. Основные компоненты структуры личности ……………………….…12

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ……………………………………………………….19

2.1. Организация и методы исследования……………………………..….19

2.2. Описание и анализ результатов исследования ……………….….….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….……27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….…29

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одно из центральных понятий в социальной психологии является понятие личности. Это связано с тем, что любое событие в жизни общества опосредованно или определяется деятельностью и взаимодействием личностей, или социальных групп, которые в свою очередь состоят из личностей. С деятельности личности начинается любой социальный процесс.

Проблемой структуры личности, ее формированию уделяли как отечественные, так и западные исследователи (Б.Г. Ананьев, К.К.Платонов, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, В. Джеймс и др. ученые).

Следует отметить, что одно из основных структурных новообразований зрелой личности являются ценностные ориентации личности, и именно в них сходятся ее различные психологические характеристики. В нашей работе мы рассмотрим одно из компонентов структуры личности – это ценностные ориентации.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов и др.) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности – мотивами и механизмами регуляции активности.

Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Естественно предположить, что их формирование как целостной психологической структуры начинается в период между старшим

5 стр., 2001 слов

Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние ...

... Оллпорт, К. Рождерс и др.), понятие ценностные ориентации является одним из главных в характеристике структуры личности. В отечественной психологии ценностные ориентации рассматриваются через анализ направленности личности, которая является системообразующим свойством, определяющим ее ...

подростковым и началом юношеского возрастов. О том, что именно здесь ценностные ориентации, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличия главного условия их формирования – достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.

Таким образом, ценности – это объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведение индивида.

Анализируя литературу на настоящее время, можно заметить тенденцию на нестабильность в системе ценностных ориентаций и личностных смыслов среди молодежи, о свойственной им неустойчивости и неопределенности картины мира, и как следствие потребительское отношение к окружающей действительности. Противоречивость и неразвитость ценностных ориентаций среди молодежи являются причиной конформизма, непоследовательного, спонтанного поведения, инфантильной жизненной позиции, подвергающейся постоянному воздействию внешних стимулов [11].

Если говорить о зрелой личности, то для нее характерно присутствие в его личностной сфере системы устойчивых ценностных ориентаций, которая опосредствует такие качества как активно-волевое отношение к жизни, постоянное стремление достигнуть поставленных целей, соблюдение своих жизненных принципов и правил [3].

Теоретически изучив проблему исследования, необходимо отметить, что в социальной психологии подчеркивается важность изучения ценностно-смысловой сферы личности как основного компоненты структуры личности, и определения различий в возрастном диапазоне. Это и обусловливает актуальность темы нашего исследования.

Принимая во внимание вышесказанное, нами была определена цель работы: изучить социально – психологическую структуру личности.

Объект изучения: проблемы личности в социальной психологии.

Предмет исследования: компоненты структуры личности.

Исходя из цели, и, учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:

1. Теоретически изучить состояние проблемы личности в социальной психологии;

2. Рассмотреть различные подходы к проблеме личности;

3. Изучить ценностные ориентации как одно из важных компонентов структуры личности среди молодежи и людей преклонного возраста;

4. Проанализировать, сравнить результаты и сделать выводы по теме исследования.

Теоретической и методологической основой исследования являются: исследования социально – психологических аспектов формирования личности (Дж. Мида, Т.Лумана, П.Бергера, Л.Г. Ионина); теория взаимосвязи всех структурных элементов ценностно-ориентационной сферы М. Рокича; теоретические подходы к социально – психологическому исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А. Бандура, Р. Кеттелл, Д. Майерс и др.).

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...

... стадии на все последующие годы [20, С. 494]. Социально-когнитивное направление исследования личности, представленное, в частности, социально-когнитивной теорией личности А. Бандуры и теорией социального научения Дж. Роттера, рассматривают ...

Гипотеза: ценностные ориентации как одно из важнейших структур личности различаются среди молодежи и людей преклонного возраста.

Этапы работы: исследование проходило в три этапа:

1 этап – постановочный (на этом этапе изучалась, анализировалась литература по данной теме, была определена цель, задачи, обозначался понятийный аппарат, объект, предмет исследования, выдвигалось гипотетическое предположение).

2 этап – исследовательский (на этом этапе систематизируется полученный материал, происходит отбор методов и методик, определяется порядок применения методик, интерпретация полученных результатов).

3 этап – обобщающий (на этом этапе происходит апробация результатов исследования, обобщение и оформление результатов исследовательской работы).

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: теоретические методы – изучение и анализ научной социально – психологической литературы, обобщение передового опыта; эмпирические методы – методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

База исследования: исследование проводилось на выборке из 60 человек среди молодежи и людей преклонного возраста в возрасте от 20 до 50 лет.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), с выводами по каждой главе, заключения, библиографического списка, включающего 27 источников и приложения. Результаты исследования иллюстрируются таблицами, диаграммами.