Карельская государственная педагогическая академия
Кафедра общей психологии Экспериментальная психология
Петрозаводск, 2012
Требования к знаниям и умениям по дисциплине “Экспериментальная психология”
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен знать:
- основные понятия экспериментальной психологии
- характеристики основных этапов психологического исследования, основные разновидности планов (схем) организации эксперимента
- основные способы контроля внешних переменных и обеспечения валидности исследования
Специалист, изучавший данную дисциплину, должен уметь:
- критически анализировать результаты психологических исследований
- применять полученные знания для организации (планирования) и проведения психологических исследований
Задачи преподавания дисциплины:
- овладение основами экспериментальной психологии
- более качественное овладение содержанием других разделов психологии и основами профессиональной деятельности
- повышение качества квалификационных (курсовых и дипломной) работ
- овладение основными процедурами организации и проведения психологического исследования
Литература
1. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Изд-во «Питер», 2004,
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб: Изд-во «Питер», 2000,
3. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2002,
4. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: Прайм — Еврознак, 2001,
5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов — М.: Аспект Пресс, 2002.
Предмет и задачи экспериментальной психологии
Экспериментальная психология занимается вопросами, связанными с организацией и планированием психологического эксперимента (принципы организации исследовательского процесса, правила оформления отчетов и рукописей, этика исследования и др.).
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
... характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, ... обучать (психика животных, ребенка - недоступны) 2/ бессмысленность такой “экспериментальной психологии”, функциональная бесполезность. 3/ противоречия в результатах (чтобы избежать ...
Согласно сложившейся традиции в рамках этой дисциплины рассматриваются также другие методы психологии (наблюдение, опрос, архивный метод), однако эксперименту уделяется особое внимание.
Определения экспериментальной психологии
— Вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. По способу получения эти знания противопоставляются знаниям, полученным априорной психологией: философской, теоретической, гуманитарной, интроспективной
— Система экспериментальных методов и методик, применяемых в конкретных научных исследованиях
— Научная дисциплина, занимающаяся проблематикой методов психологического исследования в целом
— Теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и, в первую очередь, включающая его планирование и обработку данных.
Предмет ЭП– методология психологического исследования.
Методология — система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке), и учение об этой системе, общая теория метода.
Метод– способ организации (познавательной) деятельности.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. Это система предписаний, норм, требований, принципов, которые должны ориентировать при достижении определенного (познавательного) результата.
Основные задачи (определение задач связано с пониманием предмета ЭП )
— определение специфики использования метода эксперимента для изучения психических явлений ( специфика определяется особенностями предмета (психика, психические явления)
— определение последовательности и содержания этапов психологического исследования
— определение условий (факторов), определяющих качество (валидность) исследования,
— определение специфики психологического исследования в различных отраслях психологии (социальная, возрастная, педагогическая и др. психологии)
Краткие сведения из истории
До середины 19 века — психология — раздел философии. Основной метод исследования — умозрительный (философские обобщения, основанные на наблюдениях и размышлениях).
Первые экспериментальные методы появились в 19 веке в рамках физиологии. Объект изучения — простейшие психологические функции (ощущения).
Представители: Эрнст Вебер, Густав Фехнер, Георг Гельгольц.
Первый труд по экспериментальной психологии — Густав Фехнер «Элементы психофизики», 1860 г. Психофизика — «точная теория об отношениях между душой и телом, вообще между физическим миром и психическим миром».
В начале двадцатого века Германом Эббингаузом для изучения памяти был разработан метод бессмысленных слогов. По Эббингаузу задача экспериментальной психологии – установление функциональной связи между определенными явлениями и определенными факторами. В результате серии исследований был описан ряд закономерностей работы памяти, в том числе выведена знаменитая кривая забывания.
Первая собственно психологическая лаборатория создана в Лейпциге Вильгельмом Вундтом в 1879 г. По ее образцу были созданы лаборатории в других странах, в т.ч. и в России (В..Бехтерев, А.А.Токарский, Н.Н.Ланге, И.П.Павлов).
Объект исследований постоянно расширялся — от элементарных психических процессов до исследования личностных особенностей и групп. Общая цель таких исследований — изучение общих закономерностей психических процессов.
На развитие и состояние современной методологии экспериментальной психологии оказали влияние:
- общенаучная (естественнонаучная) методология. В 19-20 веке психология развивалась по образцу и под значительным влиянием естественных наук (биология, физика и проч.).
- развитие психологии как области знания. На разных этапах становления психологической науки менялись представления о предмете психологии — представления о природе психического и, соответственно, о возможностях его познания, о статусе эмпирического знания в психологии.
- разработка техник и приемов исследования для изучения психических явлений. Примерами являются метод бессмысленных слогов Эббингауза, циркуль Вебера, ящики Скинера и Торндайка, компьютеры с аппаратурным обеспечением.
- развитие философии науки: философских представлений о научном познании. Значительное влияние на развитие методологии психологии оказали работы К.Поппера, Т.Куна, И.Лакатоса и др. философов науки.
- разработка математико-статистического аппарата (в том числе с участием психологов).
Научные исследования в психологии
Наука — сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Основная задача науки — систематическое описание, объяснение и предсказание явлений ( в психологии — психологических явлений).
Таблица 1
Аспекты науки
Содержание — Система знаний |
Истинность– соответствие знаний реальности |
Процесс — Методология |
Рациональность– соответствие знаний методу |
Субъекты – Социальный институт |
Ценности, традиции, нормы, ориентация на научный метод |
Научный метод – система принципов и постулатов, лежащих в основе научных исследований, а также их философское обоснование. Результатом применения научного метода являются научные знания.
Знания, полученные научным методом, следует отличать от знаний, полученных посредством других способов познания:
- обращение к авторитетам (авторитеты могут ошибаться)
- логические рассуждения (может быть эффективен в том случае, если новые знания выводятся путем рассуждений с использованием утверждений, истинность которых нашла подтверждение. Однако малопригоден в новой, мало исследованной области знаний)
- интуиция (может быть источником знания, но требуется опора на чувственный опыт)
Философия (в том числе один из ее современных разделов, философия и методология науки) пытается найти ответы на вопросы как и почему таким образом следует проводить научные исследования.
Наука (научная дисциплина) ищет ответ на вопрос как получать знания разрабатывая скрупулезно конкретные процедуры (методы и методики).
Эра современной науки началась в эпоху Просвещения, однако зачатки научного подхода к познанию наблюдались на всем протяжении человеческой истории.
Научный метод позволяет тестировать идеи, то есть отделять истинные знания от ложных. Наука начинается там, где в соответствии со специальными процедурами разрабатываются теоретические представления и применяется беспристрастная оценка их истинности или ложности в отношении реального мира (соответствие фактам).
Научный метод также предполагает взаимосвязь с индуктивным размышлением (от наблюдений за конкретными явлениями к более широким обобщениям и гипотезам) и дедуктивные размышления (рассуждения от теорий в сторону специфических экспериментальных результатов).
Путем таких рассуждений ученые пытаются формулировать общие законы, которые становятся частью нашего понимания окружающего мира.
Основа научного психологического метода — парадигма современного естествознания
Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день.
Т. Кун, 1962 г. : «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
Характеристики современной науки (по Майерс, Хансен)
— научная ментальность — представление о реальности (психологической) и возможностях ее познания как часть научной психологической картины мира ( психика и поведение предмет психологии как реально (объективно) существуют, они определенным образом организованны и подчиняются объективным законам, явления имеют причину, их вызвавшую, психика и поведение (законы, которым они подчиняются) могут быть познаны)
— опора на эмпирические данные – получение эмпирических данных (фактов) для подтверждения теоретических утверждений (теорий).
Эмпирические данные— данные, полученные в ходе научных исследований с использованием научных методов (наблюдения и экспериментирования).
— поиск общих принципов или законов.
Законы: идеал научного исследования, «стоят» за наблюдаемыми явлениями и фактами, структурируют, организуют наблюдаемые явления, объясняют явления.
— логичность, последовательность, непредвзятость, экономия доводов как характеристики мышления исследователя
— публикация результатов
— воспроизводимость как средство оценки достоверности выводов и как критерий научности полученных знаний
— самокоррекция (критичность).
Научные выводы – не рассматриваются как окончательное знание. Чем больше подтверждающих теорию данных – тем больше уверенность в корректности научных выводов. Альтернативная теория может заменить (получить признание) старую теорию, если будет получено достаточно много подтверждающих ее данных.
Таблиц 2
Две парадигмы в психологии: естественнонаучная и гуманитарная
Естественнонаучная |
Гуманитарная |
Опора на чувственное познание, на эмпирические факты — это фундаментальное отличие естественных наук от гуманитарных. Рассуждения привязаны к чувственному (эмпирическому) опыту. Они носят, преимущественно, объясняющий характер по отношению к опыту. |
Гуманитарные науки не скованны жестким ограничением привязки к эмпирическому опыту, вольны в полете своей фантазии, факты не объясняют, а, преимущественно — интерпретируют, толкуют. |
«Номотетический» (обобщающий) метод — поиск общих закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Количественный метод (логического) постижения реальности. |
Идеографический» (описательный) метод — описание частных, индивидуальных и уникальных свойств, присущих изучаемым явлениям. Качественный метод (интуитивного) постижения реальности. |
Познать предмет или явление – значит определить их место в системе научных знаний, подвести под общий закон. |
Познать предмет или явление — значит придать ему смысл в рамках используемой концепции, истолковать (интерпретировать) в соответствии с приемлемой позицией. |
Структура научного знания
Теоретический уровень
Эмпирический уровень
Рис. 1. Компоненты научного знания
Теория – некоторое утверждение, касающееся возможных связей между рядом абстрактных переменных (Д.Мартин).
Утверждения теории носят вероятностный характер, т.к. его истинность всегда находится под сомнением. Абстрактные переменные – общие категории обстоятельств или поведения, а не конкретные факты.
Фрустрационная теория агрессивности: агрессивное поведение есть следствие состояния фрустрации.
Наблюдение (факты) |
Абстрактные переменные |
Ударяет молотком игрушку |
Агрессия, фрустрация |
Функции теории- организует факты в системы знаний, дает объяснения явлениям, позволяет предсказывать явления. Развитие научных знаний – сменатеорийновыми, обладающими большей объяснительной силой (объясняют больше фактов).
Теории разной степени общности (основание – степень близости или дальности пути к их эмпирической проверке.
- теория нижнего уровня — нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в которых понятия максимально нагружены эмпирически.
- теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки (теория Левина).
- теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирическому подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям (теория деятельности Леонтьева).
Научные факты
— знание о каком-то событии, явлении, достоверность которого доказана (синоним истины),
— предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. При сообщении о факте (научной публикации) необходимо приводить описание метода, с помощью которого получены данные. Пример психологического факта: объем кратковременной памяти составляет 7±2 единицы.
Гипотезы- это научные предположения, вытекающие из теории, которые еще не подтверждены и не опровергнуты.
Разновидности гипотез (1):
теоретические – часть теории. Являются результатом совершенствования теоретического знания.
эмпирические (исследовательские) — предположения о связи параметров, которые могут быть проверены. Выводятся, как правило, из теории и направлены на ее проверку. Служат для организации эксперимента.
статистические– предположение относительно значений статистических параметров. Необходимы для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров (на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований).
Разновидности гипотез (2):
экспериментальные- о причинно-следственных связях между явлениями
неэкспериментальные- о статистических связях между явлениями или о существовании явлений
Разновидности гипотез (3):
индуктивные– от частных утверждений о фактах к более общим утверждениям. Выдвигаются на ранних стадиях иссследования, в мало разработанной области знаний.
дедуктивные– от общих теоретических утверждений к менее общим. Выдвигаются в
достаточно теоретически разработанной области знаний.
Наблюдение Теория
Теория
Дедукция
Прогнозируемое наблюдение (Гипотеза)
Экспериментирование
Подтвержденное наблюдение Неподтвержденное наблюдение
Подкрепленная теория Ошибочная теория
Рис. 3. Связь теории с экспериментированием
Научное исследование направлено на проверку теории (теоретической гипотезы).
Результатом исследования является получение эмпирических данных (научных фактов), подтверждающих или опровергающих теорию. Основные методы: эксперимент, наблюдение, измерение
Процесс научного исследования: Выдвижение гипотезы > Планирование исследования > Проведение исследования > Интерпретация данных > Опровержение или неопровержение гипотезы > Формулирование новой гипотезы (в случае опровержения старой)
Классификация исследований:
- эмпирические и теоретические
- фундаментальные и прикладные
- монодисциплинарные и междисциплинарные
- аналитические и комплексные
Типы исследований по цели:
- поисковые — попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом.
- критические — проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.
- уточняющие (большинство исследований, проводимых в науке) — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.
- воспроизводящее — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов
Классификация методов в психологии
Б.Г.Ананьев: классификация методов во взаимосвязи с этапами психологического исследования:
1. Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
2. Методы добывания эмпирических данных: наблюдение и самонаблюдение,
экспериментальные методы (полевой, лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические методы, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (праксиометрия), метод моделирования, биографический метод.
3. Методы и приемы обработки эмпирических данных: методы математической статистики, методы качественного описания.
4. Интерпретационные методы: генетический (метод интерпретирует обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, этапы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности), структурный (метод интерпретирует материал в в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.)
В.Н.Дружинин: три класса методов исследования
1. Теоретические– субъект взаимодействует с мысленной репрезентацией реальности — ее представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д.
2. Эмпирические– субъект взаимодействует с самим объектом; проводится для проверки правильности теоретических построений
Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Эксперимент— проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно- следственной связи. Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии.
Измерение— приписывание чисел объектам по определенным правилам.
3. Интерпретации и описания– субъект взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами)
Основные этапы исследования (по Дружинину В.Н.)
1. Выбор темы исследования и первичная постановка проблемы
первичная постановка проблемы и выдвижение предварительных гипотез.
2. Работа с научной литературой (литературный обзор).
Определение базовых понятий
и составление библиографии по тематике исследования. Уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования.
3. Уточнение гипотезы и определение переменных. Переменные (независимая, зависимая) определены в терминах экспериментальной процедуры (операционализированы).
4.Выбор экспериментального инструмента (создание условий) для управления НП, регистрации ЗП, контроля ВП. Приобретение теста, аппаратуры, оборудования и пр. для проведения исследования.
5. Планирование экспериментального исследования (выбор плана, дизайна).
Определение: количества НП (однофакторные и многофакторные эксперименты),
количества уровней НП (двух и многоуровневые эксперименты), количества испытуемых (эксперименты с одним испытуемым и эксперименты с группой испытуемых (ЭГ и КГ), возможностей контроля ВП (планы истинного эксперимента и квазиэкспериментальные планы)
6.Отбор и распределение испытуемых по группам.
7.Проведение эксперимента: подготовка эксперимента (экспериментальное помещение, оборудование, инструкция, пробные опыты и др.), инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование ( протоколирование ответов испытуемого с регистрацией дополнительных признаков поведения испытуемого, его эмоциональных реакций по ходу эксперимента), проведение постэкспериментального интервью.
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов (проверка статистических гипотез).
Для оценки гипотез используются пакеты программ для математической обработки данных (SPSS).
9. Выводы и интерпретация результатов: подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными, сопоставление выводов с выводами других авторов и выдвижение гипотез о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников, интерпретация выводов в терминах теоретической гипотезы (теоретическое объяснение данных, оценка теории на основе выводов исследования (подтверждение/отвержение, создание новой теории), предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т. д.
10. Публикация результатов в форме научного отчета, статьи, монографии.
Формирования выборки испытуемых. Распределение испытуемых.
Популяция (Генеральная совокупность)- вся совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования.
Выборка- множество людей или животных, принимающих участие в исследовании.
Основная проблема при формировании выборки – проблема репрезентативности: выборка должна быть уменьшенной копией популяции.
Приемы, используемые для отбора участников из популяции:
Случайный отбор участников(таблицы случайных чисел, компьютерные программы, лотерея).
Основная проблема отбора — популяция может быть очень велика.
Расслоенная выборка– формируется для отражения в выборке особенностей популяции. Отбор осуществляется раздельно из каждого слоя. В результате в выборке основные подгруппы представлены в пропорциях, соответствующих пропорциям популяции. Пример: раздельный отбор мужчин и женщин.
Кластерная (гнездовая) выборка- случайный отбор производится последовательно по этапам. Пример: создается выборка школьников из 100 детей десятилетнего возраста.
1 этап. Из 50 школ случайным образом отбираем 10 школ.
2 этап. В каждой из 10 школ из 30-60 детей случайным образом отбираем 10 (5 девочек и 5 мальчиков)
Распределение испытуемых – разделение отобранных участников на группы. Группы различаются по предъявляемым уровням НП или порядком предъявления уровней НП.
Случайное распределение ( таблица случайных чисел, бросание монеты, кубика и т.п.).
Возможная проблема — разное количество участников в группах
Попарное распределение. Необходимость использования приема: случайный отбор эффективен только при больших объемах выборок.
Создание эквивалентных групп методом попарного распределения:
- Выделение значимого качества, по которому будут уравниваться группы.
Критерий – корреляция с ЗП.
- Тестирование выборки с помощью валидного и надежного теста.
- Ранжирование по степени выраженности качества
- Объединение в пары участников со сходными значениями
- Распределение участников в парах по 2-м группам случайным образом
Эксперимент как активный метод исследования
Эксперимент используется для проверки гипотез о наличии причинно-следственных (каузальных) связей между переменными. Общий вид проверяемых гипотез: Если А, то В, где А — некое условие, В — изучаемая психологическая переменная (поведение), являющаясяпредметомисследования.
Переменные. Условия, которыми манипулирует экспериментатор, называют независимой переменной (НП).
Уровни НП устанавливаются (предъявляются испытуемым) в соответствии с планом эксперимента.
Зависимая переменная (ЗП) — измеряемое поведение участника исследования. Зависимость означает потенциальную зависимость измеряемого поведения от уровней НП. Экспериментальная гипотеза формулируется как предположение о зависимости ЗП от НП.
Внешние переменные(ВП) -переменные, оказывающие влияние на ЗП помимо НП. Пример ВП — состояние испытуемых, поведение экспериментатора, степень информированности участника об эксперименте, внешние помехи. Внешние переменные должны контролироваться в эксперименте. Контроль ВП позволяет дифференцировать влияние НП на ЗП от влияния на ЗП других, не находящихся в фокусе исследования переменных. Если контроль не возможен, эксперимент не может считаться «чистым»( или внутренне валидным).
Выводы, сформулированные на основе данных такого эксперимента, не могут считаться достоверными, обоснованными.
Разновидности ВП (1)(По Мартину)
— контролируемые. Устанавливаемые на фиксированном уровне, ограничивают возможности обобщения результатов, Например, исследование в ЭГ и КГ проводится в определенное время, при определенной освещенности, с использованием определенного оборудования и т.п.
— случайные (значения таких переменных изменяются случайным образом, влияние на ЗП нивелируется).
Например, фоновые колебания работоспособности испытуемых в процессе выполнения экспериментальных заданий.
— вмешивающиеся (меняющиеся систематическим образом, вместе с изменениями ЗП), составляют основной источник угроз внутренней валидности. ЭГ и КГ могут различаться по каким-либо значимым параметрам, которые не учитываются экспериментатором.
Разновидности ВП (1)(По Дружинину и др.)
Дополнительные – условия эксперимента. Определяют внешнюю валидность.
Побочные – случайные факторы, влияющие на ЗП. Определяют внутреннюю валидность.
Способы контроля ВП:
1. Установление значений ВП на постоянном уровне. Значения ВП устанавливаются на определенном фиксированном уровне: одинаковая освещенность, тип оборудования, один и тот же экспериментатор и т.д. Основные проблемы при таком способе контроля:
— не все переменные можно установить на фиксированном уровне (например, психологические характеристики — все испытуемые с одинаковым уровнем общительности?!),
— фиксация характеристик на одном уровне ограничивает возможности обобщения полученных данных (проблема внешней валидности).
Можно ли переносить выводы на всю популяцию, если испытуемые — студенты третьего курса исторического факультета?
2. Случайный отбор (рандомизация) — позволяет контролировать влияние случайных переменных (практически все психологические переменные).
Случайный отбор обеспечивает эквивалентность (равенство) групп. Основное преимущество — обеспечение внешней валидности — возможность обобщать результаты.
Пример: различается ли время реакции на зрительные или слуховые раздражители (сигналы).
Испытуемым в случайном порядке предъявляют слуховые (гудок) и зрительные (вспышка света) сигналы. Фиксируется время реакции, и сравниваются показатели ВР на зрительные звуковые сигналы. В эксперименте устанавливается зависимость между модальностью (видом) сигнала и временем реакции. НП — модальность, ЗП — время реакции.
Схема эксперимента
Sr →
S1 → } P → R → M
S2 →
P – предмет исследования
Sr – релевантные стимулы (НП) – их влияние на психику исследуется в эксперименте
S1 – нерелевантные стимулы (ВП) – их влияние нас не интересует, но от их воздействия мы не можем избавиться (должны контролироваться) – действие приводит к появлению систематических ошибок (смешению)
S2 – случайные стимулы (изменения среды или состояния испытуемого, например флуктуации внимания) –действие приводит к появлению случайных ошибок
R – регистрируемые реакции (ЗП)
M – формальное (часто числовое) множество, соответствующее реакциям
Основные задачи эксперимента
- установление наличия связи и по возможности вида функции R=f(S,P)
- объяснение происхождения этих связей – построение модели процессов, которые определяют эту зависимость
Разновидности эксперимента
Поисковый — проверяется гипотеза оналичиисвязи между НП и ЗП.
Подтверждающий- проверяется гипотеза овидесвязи между НП и ЗП.
Критический — одновременная проверка альтернативных гипотез.
Идеальный Э — мысленный образец эксперимента, в котором на ЗП влияют только уровни НП, т.е. нет никаких других изменений, кроме двух этих переменных.
Истинный – характеризуется наличием эквивалентных групп ( как результат рандомизации), наличием ЭГ и КГ, завершением эксперимента тестированием и сравнением КГ и ЭГ.
Лабораторный – проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом обычно применяются специальные технические средства и специальная аппаратура. Поведение испытуемых полностью определятся инструкцией. Основные недостатки – «искусственность» условий и реакция испытуемых на участие в исследовании.
Естественный – проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании исследователем некоторых из них. Естественный эксперимент, проводимый для решения задач педагогики и педагогической психологии называется психолого-педагогическим.
Констатирующий Э –предусматривает выявление существующих психологических особенностей или уровней развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.
Формирующий Э – предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества, что позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психологических феноменов, определить условия их эффективного развития.
Отличительные особенности эксперимента
Эксперимент |
Другие методы |
Эксперимент – активный метод — исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект |
Пассивные методы — регистрация естественного процесса |
Систематически применяются различные способы контроля переменных |
Контроль переменных ограничен |
Экспериментатор активно манипулирует независимой переменной |
Возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных |
Гипотезы о причинно-следственных зависимостях |
Гипотезы о связях или наличии явления |
Наличие основной и контрольных групп испытуемых |
Как правило, все группы равноценны, поэтому проводится их сравнение |
Переменные психологического исследования
Основные разновидности переменных:
Независимая переменная- то, что исследователь устанавливает или чем активно манипулирует. Также может быть названа «фактором».
Пример. Терапиясимптомов шизофрении.
Зависимая переменная- то, что измеряется.
Пример. Терапия симптомов шизофрении.
Простейший эксперимент — одна независимая переменная с двумя уровнями.
Уровни НП
НП имеет несколько значений (уровней).
Уровень — значение или аспект НП. Количество уровней НП не ограничено.
Пример: типы терапии (психоанализ, рациональная психотерапия и т.п.)
Количество независимых переменных.
В эксперименте может иметься только одна или несколько НП. Простой эксперимент — 1 НП. Факторный — более чем 1 НП.
Пример: влияние психотерапииимедикаментозного леченияна симптомы шизофрении. Каждая из НП может быть представлена несколькими уровнями:
Терапия — психоанализ, рациональная терапия и т.д.
Медикаментозное лечение — халдол, торазин и т.д.
Независимая переменная
Разновидности НП: характеристики заданий (легкие, сложные и пр.),особенности ситуации (внешние условия), управляемые особенности (состояния) испытуемого; (тревожность)
Если в качестве аналога НП выступают константные характеристики испытуемого (субъективные переменные) , например, личностная тревожность, пол, интеллект, — корректно называть исследование не экспериментом, а корреляционным исследованием.
Исследования с субъективными и управляемыми переменными
Переменные |
Название |
Группы |
Внешние переменные |
Выводы |
Управляемые переменные |
Эксперимент (истинный) |
Эквивалентные — различия только в уровнях НП |
Контролируются |
О причинах поведения |
Субъективные переменные |
Корреляционное исследование |
Неэквивалентные – различия по другим параметрам (ВП) |
Не контролируются |
О различиях между группами. Невозможны о причинах поведения |
Зависимая переменная
ЗП — регистрируемые параметры поведения ( величина, которая измеряется в эксперименте).
Разновидности ЗП: точность( количество ошибок), латентное время (от момента предъявления сигнала до выбора ответа), длительность, или скорость, исполнения,
темп, или частота, действий, продуктивность, категории форм поведения
Уровни измерения и ЗП
Любое измерение может быть отнесено к одному из 4-х типов (уровней):
Номинальный — классификация объектов по качественным признакам, например, партийная принадлежность.
ЛДПР – 1, ЕР – 2, ПЖ – 3, КПРФ – 4, ЕПРСТ — 5
При сравнении можно говорить о принадлежности к одной или разным партиям, но нельзя сделать заключение, что один из сравниваемых имеет большую партийную принадлежность, чем другой.
Порядковый- порядок ранговый в соответствии со степенью выраженности какого-либо признака: хорошая очень хорошая наилучшая стиральная машина
Можно сказать, что некто(нечто) лучше другого, но нельзя сказать насколько лучше. Часто используется в исследованиях предпочтений.
Интервальный- установлен порядок в соответствии со степенью выраженности признака и определена величина различия между объектами измерения по оцениваемой переменной.
Пример, шкала температуры Цельсия
Можно сказать, что нечто(некто) больше (лучше) другого и насколько больше (лучше).
Отличительная особенность — нет «абсолютного» ноля. Наиболее часто встречающийся уровень измерения в психологических исследованиях (стандартизированные шкалы, например, шкала интеллекта).
Уровень отношений- установлен порядок в соответствии со степенью выраженности и определена величина различия между объектами измерения по оцениваемой переменной и существует абсолютная нулевая отметка на шкале (абсолютный ноль).
Примеры: вес, рост, время выполнения задания.
Можно сказать какой из объектов измерения больше, насколько, во сколько раз и есть данная вещь (свойство) или нет.
_____________________________________________________________________________
Характеристики ЗП: надежность, валидность, сензитивность
Надежность- точность измерения, стабильность результатов во времени.
Пример. Результаты нескольких измерений (тестирования) одного и того же объекта
(20 баллов «истинное» значение)
Надежный инструмент 19 20 20 19 18 19
Ненадежный инструмент 18 11 23 29 20 15
Один из способов оценки надежности: повторное тестирование одной и той же группы испытуемых с интервалом 2-3 недели с последующим расчетом меры связи (коэффициента корреляции) – ретестовая надежность.
Валидность – сведения о том, чтоизмеряет наш тест (или измеряем ли мы то, что хотим измерить).
Например, тест оптимистичности — измеряет ли он оптимистичность на самом деле. Один из способов оценки валидности – корреляция результатов теста с оценками экспертов или показателями теста с известной валидностью.
Сензитивность- чувствительность зависимой переменной к изменениям независимой.
Низкая сензитивность: при манипуляции НП, ЗП не изменяется, хотя в действительности закономерность (связь между переменными) существует.
Разновидности зависимостей между НП и ЗП:
- Отсутствие зависимости
- Монотонно возрастающая зависимость
- Монотонно убывающая зависимость
- Нелинейная зависимость U— образного типа
- Инвертированная U— образная зависимость
- Сложная квазипериодическая зависимость
Рис. Монотонно возрастающая зависимость
Признаки причинной связи между двумя явлениями:
1. Предшествование во времени причины следствию.
2. Наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием).
3. Исключаются иные (альтернативные) объяснения связей А и В. Для этого внешние переменные должны контролироваться.
Внешние переменные — основные приемы контроля (по Дружинину)
- элиминация внешних переменных; исключение присутствия внешней переменной.
- константность условий; влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых
- балансировка- использование контрольной группы. Для выделение эффекта внешней переменной – используется более одной КГ.
- контрбалансировка- порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе. Используется при возможности получения эффектов порядка или последовательности — предыдущие условия изменяют эффект воздействия последующих условий. При контрбалансировки использовании эффект последовательности целенаправленно распределяется на все экспериментальные условия.
- рандомизация- случайный отбор и распределение испытуемых. Позволяет исключить влияние индивидуальных особенностей испытуемых на результат эксперимента.
Валидность эксперимента
Валидность — качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов:
о том, что именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной (внутренняя валидность);
о том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные внеэкспериментальные ситуации (внешняя валидность).
Внутренняя валидность – степень соответствия реального эксперимента идеальному.
Идеальный эксперимент:НП – изменяется, ЗП – фиксируется, другие условия остаются неизменными (эквивалентность испытуемых, отсутствие изменений, возможность проводить опыты бесконечно и др.
Угрозы внутренней валидности (Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.)
- История (фон)— события, которые происходят во время эксперимента наряду с воздействием экспериментального фактора,
- Естественное развитие(изменения в испытуемых, которые не связаны с конкретными событиями, а являются следствием течения времени (например, усиление голода или усталости и т.п.);
- Эффекты тестирования— влияние ранее выполненных испытуемыми заданий на результаты повторного испытания (эффект «первого замера», опыт участия в других экспериментах и тестированиях);
- Погрешность, нестабильность измерительного инструмента— неисправность технических средств, нестабильность уровня внимания наблюдателей, изменения в их физическом и психическом состоянии;
- Статистическая регрессия— следствие отбора групп на основе крайних показателей;
- Отбор испытуемых— неэквивалентность экспериментальной и контрольной групп по составу;
- Отсев в ходе эксперимента— неравномерное выбывание испытуемых из экспериментальной и контрольной групп перед тем, как эксперимент кончается;
- Взаимодействие между отбором и естественным развитием, которое может приниматься за эффект экспериментального фактора.
Пример исследования и оценки угроз внутренней валидности: эффективность программы снижения экзаменационной тревожности у студентов. Сравнивается уровень тревожности у группы студентов до программы и после ее завершения.
Возможные угрозы:
- История (фон) – изменение системы оценок снижающее тревожность
- Естественное развитие – адаптация к условиям обучения и снижение тревожности
- Инструментарий – замена теста другим тестом или совершенствование навыков пользования тестом
- Тестирование – изменение отношения к своим качествам в результате получения информации о них (в общем случае – привыкание или повышение восприимчивости)
- Регрессия к среднему – «улучшение» показателей в группе, сформированной из участников с низкими баллами тревожности
Внешняя валидность — мера соответствия экспериментальной процедуры реальности. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называетсяэкспериментом полного соответствия.Внешняя валидногсть определяет возможностигенерализации (обобщения) выборочных данных на всю популяцию.
Генерализация
на другие популяции(возраст, социальный статус, пол, этнические особенности и др.)
— 74% всех исследований проводится на студентах. Студенты отличаются более высокими способностями, они более эгоистичны и восприимчивы к социальным воздействиям, легче меняют свое отношение к различным вопросам
— Внешняя валидность исследования нравственного развития детей Лоренса Колберга ставится под сомнение, т.к. испытуемые — только мальчики-подростки.
на другие условия(дилемма «искусственные условия лаборатории – обычные условия»)
-Ульрих Найссер инициировал движение за изучение явлений за пределами лабораторий для обеспечения экологической валидности.
на другой временной контекст(исторический, политический и пр. фон)
Соломон Аш исследовал конформность в 50-е годы 20 века. Вывод: студенты колледжей восприимчивы к давлению сверху. Исторический контекст исследования: главенство консерваторов в политике и обществе, холодная война; конформность, послушание являются значимыми для выживания общества ценностями. Если исследование повторить в наше время будет ли получен сходный результат?
Угрозы внешней валидности:
- Предварительное тестирование— возможное изменение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного тестирования (реакции лиц, прошедших предварительное тестирование, будут нерепрезентативны по отношению к тем, кто этому не подвергался);
- Эффекты взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора— зарегистрированный эффект свойствен только для данной группы, не проявляется в других частях изучаемой совокупности;
- Условия организации эксперимента, вызывающие реакцию на эксперимент —фиксируемые реакции вызваны не только экспериментальным фактором, а знанием, что идет эксперимент (поэтому некорректно распространять полученные данные на лиц, подвергающихся воздействию экспериментального фактора в неэкспериментальных условиях);
- Взаимная интерференция экспериментальных воздействий, нередко возникающая, когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям, поскольку влияние более ранних воздействий, как правило, не исчезает.
Таблица
Различия в характеристиках выборки и популяции при низкой внешней валидности
Угроза |
Выборка |
Популяция |
Предварительное тестирование |
Особая чувствительность к воздействию |
Отсутствие сенcибилизации |
Взаимодействия отбора и экспериментального фактора |
Особые качества испытуемых (мотивация, интеллект и др.) |
Нормальное распределение признаков |
Реакция на эксперимент |
Особые условия |
Условия повседневной реальности |
Интерференция серии воздействий |
Особые события |
События повседневной жизни |
Операциональная валидность — степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.
Конструктная валидность — правильность употребления терминов той или инойтеориипри интерпретации данных эксперимента.
Типы исследовательского дизайна (экспериментальные планы).
Таблица
Классификационные признаки исследовательских планов
№ |
Признак |
Разновидности |
1 |
Распределение испытуемых по уровням НП |
Внутригрупповые Межгрупповые Смешанные |
2 |
Тип оцениваемых гипотез, |
Эксперимент (причинно-следственные) Корреляционное исследование (статистические) |
3 |
Степень контроля внешних переменных |
Эксперимент (истинный) Квазиэксперимент |
4 |
Количество уровней НП |
Многоуровневые Двухуровневые |
5 |
Количество НП |
Факторные планы Однофакторные |
6 |
Количество испытуемых |
С малым N Выборочные |
Внутригрупповые (интраиндивидуальные) и межгрупповые планы
Большинство исследований проводятся с использованием межгруппового, внутригруппового или смешанного дизайна.
Межгрупповой- исследователь использует разные группы испытуемых для всех и каждого уровня НП(1 или более).
Н-р: влияние уровня глюкозы в крови (низкий или высокий ) на кратковременную память. Одна группа испытуемых выполняет тест памяти в условиях пониженного содержания глюкозы в крови, другая группа — в условиях повышенного.
Внутригрупповой — исследователь использует одну и туже группу для предъявления всех и каждого уровней НП(1 или более).
Н-р: влияние уровня глюкозы в крови(низкий или высокий ) на кратковременную память. Одна и та же группа сначала выполняет тест памяти в условиях пониженного содержания глюкозы в крови, затем в условиях повышенного.
Смешанный- возможен только при использования факторного плана ( 2 и более НП).
Одна переменная (НП) является межгрупповой, другая — внутригрупповой.
Н-р: НП1 [уровень глюкозы (высокий или низкий)] — различные группы,
НП2 [физическое состояние (отдохнувшие или истощенные)] одни и те же испытуемые тестируется группа с высокимуровнем глюкозы сначала в состоянии физического комфорта, затем в состоянии физической истощенности тестируется группа снизким уровнем глюкозы сначала в состоянии физического комфорта, затем в состоянии физической истощенности
Достоинства |
Недостатки |
Межгрупповые планы |
|
-воздействие на одном уровне НП не может влиять на поведение участника на других уровнях -уменьшение времени участия каждого участника исследования |
Группы могут быть неэквивалентными |
Внутригрупповые планы |
|
-требуется меньше участников — меньше времени на проведение, — мало уникальных участников — статистические преимущества: минимизируются индивидуальные различия и повышается достоверность получаемых различий |
Эффект последовательности – испытуемые необратимо меняются после первого воздействия
|
Планы однофакторного эксперимента
Доэкспериментальные планы
Одна группа с тестированием после воздействия
XO
X= манипуляция (воздействие экспериментальное)
O= измерение (тестирование)
Основные проблемы:
1. не известно, каковы были испытуемые до воздействия,
2. не известно, как бы они изменились естественным образом, без воздействия.
План с тестированием после воздействия с неэквивалентной контрольной группой
XO
O
Основная проблема — КГ не была сформирована случайным образом из той же популяции.
План с одной группой с тестированием до и после воздействия
OXO
Основные проблемы:
1. история (фон) — ситуация могла измениться в период между двумя измерениями.
2. созревание- люди меняются естественным образом.
3. тестирование — первое тестирование может повлиять на результаты второго теста.
4. изменения инструментария — инструмент может измениться за время проведения исследования.
5. статистическая регрессия — проблема, когда люди отбираются из полярных групп (экстремальные группы)
лучшие из… , худшие из…
Все проблемы могут контролироваться добавлением контрольной группы.
2. Экспериментальные планы (истинный эксперимент)
Признаки плана «истинного» эксперимента: эквивалентные группы, наличие ЭГ и КГ, завершение эксперимента тестированием и сравнением КГ и ЭГ .
план экспериментальный с тестированием после воздействия
RXO
RO
Проблема: группы могут оказаться неэквивалентными
тест-пост тест дизайн
ROXO
ROO
Проблема: угроза тестирования
план Соломона – оценка влияния предварительного тестирования
ЭГ1 RO1XO2
КГ1 RO3O4
ЭГ2 RXO5
КГ2 RO6
Сравнение:
О2 и О5 – влияние предварительного тестирования на экспериментальное воздействие,
О4 и О6 – влияние предварительного тестирования на выполнение заключительного теста.
Внутригрупповые планы
Эффекты последовательности: линейный и нелинейный, симметричный и несимметричный.
Несимметричный эффект- происходящее сопутствующее изменение какой-либо внешней переменной, влияющей на ЗП, неодинаково при переходе от условия А к условию В и при переходе от условия В к А.
Уравновешивание (контрбалансировка) — равномерное распределение действия внешней (вмешивающейся) переменной по всем уровням НП. В результате эффект последовательности сам себя уравновешивает и не исказит ни дин из эффектов НП.
Способы контрбалансировки:
Внутригрупповой Межгрупповой
_____________________________________________________________
АВВА А В
Блоковая рандомизация В А
Межгрупповой способ: многоуровневые переменные
Полная контрбалансировка |
Частичная контрбалансировка
|
||
3 уровня НП (АВС) АВС ВАС АСВ ВСА СВА САВ |
Случайный отбор последовательностей |
Латинский квадрат |
Сбалансированный латинский квадрат |
АВС ВАС АСВ |
A B C D B C D A C D A B D A B C
|
A B C D B D A C D C B A C A D B
|
Латинский квадрат — в каждой позиции каждый уровень одинаковое число раз.
Сбалансированный латинский квадрат- каждое условие одинаково часто предшествует другим условиям
Пример: эксперимент с построением сбалансированного латинского квадрата.
Сколько времени требуется на чтение текста на экране компьютера, набранного разными
шрифтами – Чикаго, Курьер, Женева, Таймс ?
Порядок предъявления |
||||
Группа |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
1 |
Чикаго |
Курьер |
Женева |
Таймс |
2 |
Курьер |
Таймс |
Чикаго |
Женева |
3 |
Таймс |
Женева |
Курьер |
Чикаго |
4 |
Женева |
Чикаго |
Таймс |
Курьер |
Способы контроля эффектов (итоговая таблица)
|
Внутригрупповой способ |
Межгрупповой способ |
|
АВВА |
Блоковая рандомизация |
АВ ВА |
|
Линейный симметричный |
+ |
+ |
+ |
Нелинейный симметричный |
— |
+ |
+ |
Несимметричный |
Межгрупповой план |
Двухуровневый и многоуровневый планы
Отличаются количеством уровней НП.
Пример 4-х уровневого плана: Влияние кофе на продуктивность умственной деятельности
Гр.1 — 1 чашка кофе Тест IQ
Гр.2 — 2 чашки кофе Тест IQ
Гр.3 — 3 чашки кофе Тест IQ
Гр.4 — Контрольная группа (0 чашек) Тест IQ
2 Уровня: достоинства и недостатки
Достоинства |
Недостатки |
|
Прямая – не единственная линия, соединяющая две точки (Экстраполяция и интерполяция – не допустимы) |
Потолочный эффект – ЗП достигла уровня, который нельзя превысить.
Пример: количество слов, которые могут быть напечатаны за 1 минуту.
Донный эффект– ЗП достигла уровня, ниже которого она не может опуститься.
Пример: Минимальное время опознания стимула.
Статистический анализ многоуровневых планов: однофакторный анализ вариаций (ANOVA)
1 шаг – проверка гипотезы (Но) о том, что группы не различаются между собой
2 шаг ( в случае отвержения Но) – posthoctest– рассматриваются различия между группами попарно
Факторные планы
Особенности:
- две и более НП,
- используются для проверки сложных гипотез о взаимодействии НП-х,
- распространены в современной психологии
Обоснование использования ФП:
- поведение определяется системой детерминант, которые взаимодействуют друг с другом,
- это взаимодействие нельзя выявлять использую простые (однофакторные) экспериментальные планы
Пример: замкнутость – результат взаимодействия враждебности родителей с контролем
Факторное планирование
- все уровни НП должны сочетаться друг с другом.
- число групп равно числу сочетаний уровней всех НП.
- простейший случай: 2 уровня одной переменной сочетаются с 2-мя уровнями другой переменной — 2 х 2
|
1 переменная Уровень А Уровень В |
|
2 переменная Уровень А Уровень В |
1 группа 3 группа |
2 группа 4 группа |
———————————————————————————————————
Пример факторного эксперимента: исследование влияния лидера группы на эффективность групповой деятельности. План – 4 х 2. 1 НП – численность группы, уровни – 3,6,10,20 человек,
2 НП – наличие \ отсутствие лидера в группе. Вывод: связь между лидерством и эффективностью групповой деятельности зависит от численности группы.
Рис. Влияние лидера на эффективность групповой деятельности.
Факторные планы: достоинства и недостатки
достоинства |
недостатки |
Можно изучать взаимодействие переменных: влияние одной переменной может зависеть от уровня другой переменной («все может зависеть от обстоятельств») |
|
Взаимодействие переменных. Переменные считаются зависимыми (взаимодействующими), если выясняется, что влияние одной из них на зависимую переменную различается при разных значениях второй переменной.
Главные эффекты и взаимодействие: два типа гипотез при использовании факторных планов:
О раздельном влиянии каждой из НП
Главный эффект фактора А, главный эффект фактора В
О взаимодействии переменных
Взаимодействие (интеракция) факторов А и В
Интерпретация результатов ФЭ
При интерпретации всегда необходимо начинать с анализа взаимодействия факторов.
Если есть интеракция — другие эффекты оцениваются с поправкой (ограничением)
Пример интерпретации : алкоголь не влияет на состояние здоровья в том случае, если не принимаются барбитураты.
Способы представление результатов ФЭ: табличный и графический
|
Фактор А |
||
А1 |
А2 |
||
Фактор В |
В1 |
10 |
10 |
В2 |
10 |
18 |
Квазиэксперимент
Общая характеристика
Квазиэксперимент (квази – как бы, полу) — разновидность количественного исследовательского дизайна, который используется для объяснения взаимосвязей и/или выяснения почему определенные события происходят. Цель квазиэксперимента – оценка казуальных гипотез. Используется как альтернатива в тех случаях, когда полный контрольневозможен (вследствие существования этических, практических или иных препятствий для использования планов истинного эксперимента).
Пример 1: Влияние освещения на продуктивность. Испытуемые – рабочие двух разных компаний. Если через три месяца мы получили различия, насколько мы можем быть уверены, что они вызваны изменением освещения. Могут быть и другие объяснения.
Квазиэксперимент позволяет контролировать максимальное количество угроз внутренней валидности, однако остается возможность альтернативных объяснений полученных фактов. Осуществляется активная манипуляция НП – значения определяются экспериментатором.
Отличие от истинного эксперимента — используются реально существующие группы, т.е. не проводится рандомизация или отсутствует контрольная группа.
Квазиэксперимент: пример 2. Оценивается программа по формированию воспитанности школьников старших классов.
Школа № 8 – экспериментальная площадка
Школа № 23 – проводятся только контрольные тестирования
Эксперимент и Квазиэксперимент: сходства и различия
-
Сходства
Различия
Причинно – следственные гипотезы
Манипуляция НП
Количественные зависимости
Недостаточный (но максимально возможный) контроль
Нет рандомизации или отсутствует контрольная группа
Возможность получения артефактов
Основные разновидности квазиэксперименальных планов
- Планы для неэквивалентных групп (нет рандомизации)
- Планы дискретных временных серий (нет КГ, например, все члены популяции подвергаются воздействию)
План для неэквивалентных групп о1 х о2 о3 о4
- Два класса (иные естественные группы),
- Добровольцы ( ЭГ) и лица, принимающие участие в исследовании принудительно
Анализ результатов:
О1 и О3 – оценка эквивалентности групп в отношении интересующего нас параметра,
О3 и О4 – оценка естественного развития и фоновых воздействий,
О2 и О4 – оценка различий групп после воздействия в первой группе,
О2-О1 и О4-О3 – оценка эффекта действия НП (величины сдвигов показателей ( с помощью t-критерия)).
Область применения: педагогическая психология, психология труда и организационная психология ( оценка эффекта различных программ).
Проблема: группы не равны изначально и есть риск ошибиться, приписав результат НП
Угрозы внутренней валидности– следствие неэквивалентности групп.
- Отбор + созревание (одна группа развивается быстрее, чем другая)
- Отбор + фон (случайное воздействие на одну из групп)
План дискретных временных серий о1 о2 о3 о4 х о5 о6 о7 о8
Внутригрупповой – измеряются характеристики одной группы до и после воздействия.
Этапы реализации плана ДВС
1. Определяется исходный уровень ЗП на группе с помощью серии замеров.
2. Оказывается воздействие на испытуемых, путем варьирования НП.
3. Проведение серии повторных измерений, аналогичных серии до воздействия
4. Сравниваются уровни ЗП до и после воздействия:
(О1+ О2+О3+ О4)/4 и (О5+ О6+О7+ О8 )/4
Модификация плана ДВС:
Х О1 – О2 Х О3 – О4 Х О5 – О6
Воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед замером.
- Чередование может быть случайным и систематическим
- Обработка: (О1+О3+О5) и (О2+О4+О6)
Области применения: педагогическая психология («формирующий эксперимент»), социальная психология, клиническая психология, возрастная психология.
Достоинства и недостатки плана ДВС
Достоинства |
Недостатки |
Дает информацию об естественно вариации признака (ЗП) – вывод о влиянии НП является более обоснованным |
Недостаточный контроль внешней валидности (угрозы по Кемпбеллу) — взаимодействие предварительного тестирования и экспериментального воздействия, -эффект систематического смешения (взаимодействие состава группы и экспериментального воздействия) -реакция испытуемых на эксперимент |
Пример плана ДВС. Оценка эффективности рекомендаций психолога тренерам секции «Юный стрелок». Для повышения результативности выступлений на спортивных состязаниях рекомендовано использовать приемы релаксации.
Рис. Доэкспериментальный и квазизиэкспериментальный планы: различия в информативности.
Ex post-facto. Воздействие – некоторое реальное событие из жизни испытуемых.
(R)XO1
(R)O2
ЭГ – люди, подвергшиеся воздействию, КГ – люди, не испытавшие воздействия. Эквивалентность достигается: рандомизацией (если выборка велика) или попарным уравниванием: сходные индивиды – в разные группы.
Пример. Исследование посттравматического стресса. Сравнивается выборка перенесших стресс и выборка лиц, не подвергавшихся стрессу.
Корреляционные исследования
Корреляционные исследования (КИ)проводятся для подтверждения или опровержения гипотезы остатистическойсвязи между переменными (двумя и более).
Пример 1: Исследование связи между воспитанием и уровнем подростковой преступности. Отбирается случайным образом несколько семей. С помощью вопросника («Как часто вы шлепаете своего ребенка?» и т.п.) определяется место родителей на шкале стиля воспитания — измерение «снисходительность — строгость». По записям в детской комнате милиции определяется количество правонарушений, совершенных каждым ребенком.
Пример 2. Оцениваются различия между девочками и мальчиками по степени выраженности математических способностей. Хотя в данном случае первая переменная (пол) принимает всего два значения, данное исследование следует считать корреляционным т.к. ни одним из параметров мы не манипулируем, а осуществляем только измерение переменных, принимая их такими, какие они есть на момент исследования.
Данные, полученные в КИ, обычно представляют в виде диаграммы рассеивания.На осях откладываются переменные, каждая точка на координатной плоскости соответствует одному измерению ( в нашем случае — показатель преступности и показатель стиля воспитания, полученные при оценке одной семьи).
Расположение точек указывает на:
— силу связи. Чем больше область расположения точек приближается к прямой линии, тем сильнее связь; если область точек описывается окружностью — связь между переменными отсутствует.
— направленность связи. Оценивается по углу, образуемому линией, к которой приближается распределение точек и горизонтальной осью; если с возрастанием значения одной переменной значения другой возрастают — связь положительная, убывают — отрицательная.
— характер связи. Кроме линейной связи возможно получение также более сложной криволинейной зависимости. Например, связь между силой мотива и успешностью деятельности описывается инвертированной (перевернутой)U- образной линией, интерпретируемой как наличие оптимума мотивации (диапазон средних значений) для достижения наиболее высоких показателей продуктивности.
Анализ диаграммы рассеивания дает приблизительную оценку результатов корреляционного исследования. Более точные выводы возможны только при использовании статистических критериев. Статистической мерой корреляционной связи являются коэффициенты корреляции.
Коэффициент корреляцииизменяется в пределах от 1 до -1. 1 — означает полную положительную, — 1 — полную отрицательную корреляцию (на диаграмме прямая линия).
0 — интерпретируется как отсутствие связи. Значения в пределах от 0.2 — 0.4 как правило интерпретируются как слабая корреляция, 0.4-0.6 — средняя, 0.6-0.8 — сильная, и 0.8-0.9 — очень сильная. Однако для принятия решения о подтверждении / неподтверждении данными исследования гипотезы следует соотносить полученные значения коэффициента корреляции с т.н. критическими значениями, определяемыми для трех уровней достоверности.
Уровень достоверности- понятие, отражающее степень вероятности принятия ошибочного решения. Интересующие нас переменные могут быть в реальности не связаны между собой, однако мы можем допустить ошибку, приняв как нашедшее в исследовании подтверждение положение о наличие связи. В психологии принято ориентироваться на 3 уровня достоверности: 0.1%, 1% и 5%. Утверждение коэффициент корреляции значим на уровне значимости 5% (или р<0.05) означает, что вероятность ошибки при констатации наличия связи между переменными составляет менее 5 процентов ( минимально допустимый уровень достоверности).
Ограничения корреляционного исследования:
— нельзя делать выводы о причинно-следственных отношениях (проблема направленности связи).
В примере 1 нельзя только на основании данных исследования делать выводы овлиянии стиля воспитания в семье на подростковую преступность.
— возможно существование третьей переменной, не учитываемой в исследовании, которая определяет наличие связи между переменными (проблема третьей переменой).
Связь между заболеванием раком и курением может быть обусловлена такой переменной как повышенная нервозность, которая определяет и склонность к курению, и предрасположенность к злокачественным изменениям.
Разновидности КИ
Многомерное |
Структурное |
Лонгитюдное |
Исследование связей между рядом переменных (например, компонентов структуры интеллекта) |
Исследование различий (сходства) связей между рядом переменных у разных групп испытуемых (например, различия в структурных связях компонентов интеллекта у юношей и девушек) |
Исследование возрастной динамики (возрастных различий) в связях между рядом переменных (например, различия структурных связях компонентов интеллекта у студентов на разных этапах обучения в вузе) |
1 — — — — — 2
34 |
1 — — — — — 2
3 4 Юноши
1 — — — — — 2
34 Девушки |
1— — — — — 2
34 1 курс
12
34 5 курс |
1,2,3,4 – переменные, Сплошная линия – положительная связь, прерывистая – отрицательная. Толщина линии – сила корреляционной связи (уровень значимости). |