Объект и предмет культурологии

Культурология как наука, ее цели, задачи и структура. Объект и предмет культурологии.

 

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности ее развития.

Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности

В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.

Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Термин «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения.

Культурология является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез различных областей гуманитарного знания. Ее предмет во многом определяется как методологическими принципами, используемыми для изучения различных аспектов культуры, так и эмпирическим материалом различных явлений культуры. Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления. Присутствующие во всех известных культурах человечества.

Задачи и цели:

Основные задачи:

o Наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности. Содержания, признаков и функций;

o Изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

o Определение места и роли человека в культурных процессах;

o Разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

o Взаимодействие с другими науками, изучающих культуру;

o Изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

o Исследование развития отдельных культур.

4 стр., 1919 слов

Эволюция понятия «культура» в историческом развитии человечества

... культурологии основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время. Античные представления о культуре В понятии «культура», ... сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура – это не только различные области действительности, ...

Цели:

o Изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание.

o Анализ фактов культуры, составляющих в совокупности систему культурных феноменов;

o Анализ связей между элементами культуры;

o Анализ динамики культурных систем;

o Способы производства и усвоения культурных феноменов;

o Культурные коды и коммуникации между ними

Предмет культурологии, ее задачи и цели определяют лишь общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует более углубленного исследования, чем занимаются отдельные структурные разделы культурологии.

Объект и предмет культурологии

Закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенациональном. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений).

Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культур, пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Место культурологии в системе других наук. Методы культорологических исследований

Методы культурологии

Диахронический — требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

Синхронистический — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

— Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении — один из принципов исследования. Особенности данного метода — в работе с текстами.

11 стр., 5212 слов

Культурология Программа курса

... мифологизм). Основные вехи исторического развития культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные проявления архаичной культуры. Раздел 3. Основные понятия культурологии. Тема 3.1. Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Современные интерпритации ...

Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

3.Становление и определение понятия «культура». Характеристика научных подходов к определению и пониманию культуры.

Понятие «культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. В этот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.

Со второй половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной (а не только философской) категории. Оно практически утрачивает прогрессивистский оценочный оттенок, индуцированный идеями Просвещения, и перестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура» стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономической формации, глобальной регионолизации. Его стали определять как «биологически ненаследуемую память человечества»; через системы локальных стереотипов поведения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных» универсалий и т

В XX в. из научных представлений о культуре уходят обертоны романтизма, придающие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности. Как отмечал Ж- П. Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

Формы культуры и задачи культуры

 

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

9 стр., 4235 слов

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического ...

... 4 основная часть медицинской психологии: 1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и ... - это искусственное создание условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях. При выборе методики экспериментально психологического исследования играют ...

• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

• интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зав

Задачи культуры

Функции культуры.

 

Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.

Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

Коммуникативная функция. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

Нормативная (регулятивная или защитная функция) — является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы — юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов — это часть исторической культуры.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека. Понятие «психологическое здоровье». Как уже было сказано ... критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность психических реакций ... время проблема здоровья оставалась “падчерицей” психологической науки. Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях ...

Знаковая Знаки — вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение — семиотическая функция.

Ценностная (Аксиологическая) Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

Духовно-нравственная — воспитательные роли культуры.

— Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

6. Теории культурогенеза: историческая, трансцендентальная, игровая, социальная, инволюционная и их сущность.

 

6) Трансцендентальная концепция: культура была превнесена из вне по средствам импульса или замысла (божественного).

Разрабатывали ее Кант и Соловьев. Существует абсолютный Бог, который вкладываетсвой замысел к нам в подсознание. Игровая: самые глубокие пласты истории и культуры – игровые. В основе культуры игра и она присутствует во всех сферах. Она предложена И. Хейзингой. Социальная: нисколько труд, а умение организовать жизнь в коллективе по средствам языка и мышления. Разработана Малиновским. Эволюционная: неживая природа развиваясь дает живыю природу и та развиваясь приводит к возникновению человека. Историческая:Рассматриваются проблемы исторической типологии культуры. Главными для данной темы являются вопросы, что такое типологизация, какие критерии и принципы могут быть положены в ее основу, какое значение она имеет в научном исследовании культуры. Ключевые понятия этой темы — «культурно-исторический тип», «этническая», «национальная», «западная», «восточная культура», «европоцентризм». Типологизация — это причисление изучаемого предмета к какому-либо типу. Европоцентризм — это мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад является центром мировой культуры и цивилизации, эталоном для всего остального мира. Культура как поступательный единый прогрессивный процесс. Рассматривалась Тайлером, Спенсером и Морганом.

7. Теории культурогенеза: формационная, гуманистически-демиургическая, космологическая, игровая, орудийно-трудовая, магическая и их сущность.

Гуманистически-демилургическая: если человек сотворен по образу и подобию Бога, то он тоже должен иметь творческие начала, и поэтому культура может рассматриваться как 8 день творения. Предложил ее Бердяев.Орудийно-трудовая: необходимость трудиться привела к развитию языка и мышления. Труд является культурным источником. Разрабатывал эту концепцию Энгельс. Космологическая: культура возникла из космоса. В мире во вселенной рассеяны семена жизни из космоса (теория панспермии).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Теория Вернадского. Магическая:возможность влияния на деятельность человека по средствам магии. В «золотой век» люди не разделяли реальный и идеальный мир, и поэтому они считали, что по средствам слов и действий могут повлиять на действия человека. Основана Фрейдом. Игровая:самые глубокие пласты истории и культуры – игровые. В основе культуры игра и она присутствует во всех сферах. Она предложена И. Хейзингой. В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным, которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан Марксом. К.Маркс разработал теорию общственно-экономических формаций. История человечества — это история формаций: Первобытно-общинный строй; Рабовладельческая; Феодальная; Капталистическая; Коммунистическая, к которой придет человечество в будущем.

Культура и наука. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX — начало XXI в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

При этом смену классического образа науки неклассическим, а последнего — постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.

 

Первобытная эпоха — это наибольший период в истории человечества — от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру — что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV—начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.

11 стр., 5039 слов

Человек в информационном мире

... западной культуры по всему миру [Гидденс, 1999]. В качестве другого специфического изменения, хотя и менее очевидного, выступает трансформация самой структуры коммуникативного опыта человека. ... "человеческая составляющая" нового мира – мира массовых коммуникаций, наукоемких технологий, электронных средств связи? Как меняется деятельность, общение и сознание человека в обществе, основным капиталом, ...

В течение первобытной эпохи происходили такие процессы:
*антропогенез — биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида «человека разумного» (Homo Sapiens), а также основных человеческих рас;
*формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка;
*расселение человечества по всем континентам;
*переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство);
*социогенез — формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации;
*появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем.
Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.
Первобытную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит — 2 млн. лет тому назад — предел III тысячелетия до н.э.; эпоху бронзы — II тысячелетие до н.э.; ранний железный век — I тысячелетие до н.э. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.
Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке
Верхний палеолит — это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство крепило социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта.
Культура эпохи бронзы и железа
Открытие бронзы (сплава олова и меди) и ее распространения вызывали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало последующему совершенствованию производства.
Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия до н.э. Новый металл был крепче и значительно более распространенным.
Самые древние религиозные представления
Происхождение и развитие человеческой духовности является одной из самых сложных и наиболее интересных научных проблем, в решении которой принимают участие все науки о человеке.

12 стр., 5650 слов

Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

... Тем не менее, в начальных классах на уроках "Человек и мир" наиболее популярны игровая, модульная, проблемная, коллективная технологии, критическое мышление, в последнее время - информационная технология, ... успешной деятельности в быстроменяющемся и полипроблемном мире [7, с.3]. Изменения в повседневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности ...

 

АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским этнографом Э. Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно теории Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд их возник как результат размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Для объяснения этих явлений «первобытный философ» вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и время от времени его покидающей. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникает полидемонизм — вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в дальнейшем трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм. Основываясь на древности и широкой распространенности в первобытной культуре анимистических верований, Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие философы и религиоведы, однако при обсуждении тайлоровской концепции А. выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования так называемых примитивных народов зачастую не содержат в себе элементов А. Такие верования были названы «преанимистическими». Кроме того, было обращено внимание на то, что тайлоровская теория, согласно которой А. коренится в ошибочных рассуждениях «философствующего дикаря», не учитывает социальных и психологических причин религиозных верований. Несмотря на признание многих положений концепции Тайлора устаревшими, современные философы и религиоведы продолжают пользоваться термином «А.» и признают, что анимистические верования составляют весьма существенную часть во всех религиях мира.

 

Коллективные представления В своей жизни человек руководствуется не только своим персональным опытом, но и общими правилами для всех так называемыми — коллективными представлениями. Коллективные представления — это совокупность идей, норм, правил, оценок, которые люди принимают как основные принципы миросозерцания и практической жизнедеятельности.
Коллективные представления не сводятся к массовым настроениям и увлечениям, которые в данный период — он может быть достаточно продолжительным, охватывают большие группы людей. Подобные установки и ориентации относятся, прежде всего, к сфере моды, стереотипов, тек стандартным, одинаковым для различных индивидов предпочтениям.Понятие «коллективные представления, в научный обиход ввел французский социолог Э Дюркгейм Он полагал, что коллективные представления — это продукт обширной необъятной кооперации, развивающейся не только в пространстве, но и во времени.. В них концентрируется вся умственная жизнь всех людей, жизнь эта намного более богата и более сложна, чем умственная жизнь одного индивида».
Коллективные представления имеют сложный состав и структуру. Они включают знания, мнения, правила и нормы поведения, сложившиеся в результате социального опыта. Такие правила, нормы и требования рассматриваются индивидом как результат коллективного творчества многих поколений людей. Ссылка на коллективный разум, исторический опыт придает подобным представлениям непререкаемый авторитет. Это верно даже в том случае, когда реальный или предполагаемый автор той или иной идеи известен Так, законы Моисея — Не убий, Не укради, Не прелюбодействуй и т. д. не подвергаются сомнению не только потому, что они были даны Богом, но и потому, что их истинность подтверждена всем опытом человечества.
Итак, коллективные представления — глубоко укорененная в нашей психике матрица знаний, верований, языка. Они принадлежат не столько личности, сколько народу и даже всему человечеству. Существенную роль они играют врелигиозных верованиях

13 стр., 6350 слов

Представление студентов о справедливом человеке

... студентов выявить отличия и сходства в представлениях о справедливом человеке у студенческой молодёжи. Курсовая работа состоит ... укрепляет патриархально-рабовладельческие устои, что возводит в незыблемый закон "сыновнюю почтительность", уважение к старшим и вышестоящим ... выходит от внутреннего мира индивида (морали) к нравственности, фиксирующей органические формы общности людей (семья, гражданское ...

, мифах, магических действиях, а также в формировании на их основе норм морали и права, а в дальнейшем и политических идеологий.

Л.Леви-Брюль (1857-1939) все свои работы посвятил исследованию одной темы — своеобразию «первобытного» мышления, качественно отличного от «логического» мышления. На его выбор основного предмета научной деятельности существенно повлияло знакомство с работой Дж.Фрезера «Золотая ветвь» и с исследованием китайского историка С. Цяня «Исторические записки». Основные работы Л.Леви-Брюля — «Первобытное мышление» (1922) и «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931).

Исходное понятие для всех исследований Леви-Брюля — «коллективные представления», заимствованное им у Э.Дюркгейма. Коллективные представления, согласно определению Э.Дюркгейма, это идеи (верования, моральные понятия), которые человек получает не из своего индивидуального жизненного опыта, а благодаря воспитанию, общественному мнению, обычаям. Леви-Брюль поставил перед собой задачу: выяснить законы этого аспекта культуры, специально изучить особенности проявления коллективных представлений в различных по уровню развития типах обществ.

В самом начале своего основного труда «Первобытное мышление» он дает развернутую характеристику этого понятия. «Представления, называемые коллективными…могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный от индивидов .. а потому, что они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида как такового. Так, например, язык, хоть он и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, тем не менее несомненная социальная реальность, базирующаяся на совокупности коллективных представлений. Язык навязывает себя каждой из этих личностей, он предшествует ей и переживает ее»(2).

Особенности коллективных представлений обусловлены разнообразием культур. Для традиционного (архаичного) общества большую значимость имеют эффективная направленность, коллективные чувства, нежели чисто умственная деятельность. Леви-Брюль в связи с этим критиковал Э.Тайлора за образ размышляющего «дикаря-философа», интеллектуально постигающего мир. По мнению Леви-Брюля, законы, управляющие коллективными представлениями «отсталых» народов, совсем не похожи на наши логические законы мышления. Эти коллективные представления не отделены от эмоций, чувственных аспектов архаических культур.

Большую роль в таких культурах играет феномен внушения и социально-психологического «заражения» во время религиозных обрядов эмоциями страха, религиозного ужаса, желания, надежды и т. д. Определяющим фактором коллективных представлений традиционных культур является вера в сверхъестественные таинственные силы и в общение с ними. Леви-Брюль особо подчеркивал, что «дикарь» не ищет объяснений явлений окружающей действительности. Они даются ему в едином (синкретическом) комплексе представлений о тайных силах, магических свойствах окружающего мира, а не в структурно-аналитической форме в виде отдельных сущностей, частей, элементов окружающей жизни.

Вообще восприятие мира в «примитивных» культурах ориентировано не на поиск объективных характеристик, а на субъективно-чувственные, мистические формы освоения. Поэтому, по мнению Леви-Брюля, «первобытные люди» смешивали, например во сне, реальные предметы с их образами, человека и его изображение, человека и его имя, человека и его тень. Первобытное мышление непроницаемо для опыта. Оно не чувствительно к нему и не может разуверить архаичного человека в его вере в колдовство, фетишей, мистические силы.

Культура Древнего Египта. Эта древняя земледельческаяцивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е.делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. РаннийЕ. — это было время образования рабовладельческого строя и деспотическогогос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтянрелигиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы,фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широкоиспользоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением ицентрализацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. иего желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии этоэпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамидыХеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксыфараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип.пирамид — пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооруженийвсего мира, говорят ее размеры: 146м — высота, а длина основы каждой из 4граней — 230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е.,когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-рахрамов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицыНифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараонаТутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжалихар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, аторса — в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда егозавоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формироваласьрелигиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Всемножество раздробленных религий постепенно было сведено к определеннойбожественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств)слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом,все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины былиравными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен вк-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строилипамятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Др. царства толькофараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с временСр. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. всеспециальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составлялавластвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управлениямассами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений,открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е.впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигладесятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот.эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменностиспособствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки.

 

Культура Древней Месопотамии Если Древний Египет представлялимперию со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуациясложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом иТигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизациицивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнемБлижнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации.Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем вдолине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли первыегорода-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья иЕвфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классовогообщества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других болееразвитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук,Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху раннихдинастий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первымрасцветом Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло.Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыкигородов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания дляпозднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создаликлинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. дон.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеровблагодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумерысоздали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосымифологического содержания (поэма о Гильгамеше).

Около 2300 г. до н.э. Саргон1 сформировал первую постоянную профессиональную армию, примерно в 2000 г. дон.э. была создана арифметика, в основе которой лежала 60-ричная системаисчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский математическийпапирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным изобретением вистории человечества.В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучивписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этогонаучная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась нанедосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснитьсущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальнуюконцепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В общемплане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей иправил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так ишумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однакоони существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой материи,которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно шумерскиммыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как царица небес ицарица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”, сохранился список свышеста этих законов, связанных с шумерской цивилизацией. До сих пор расшифрованосвыше половины этих законов. Здесь самые разные понятия: правосудие,мудрость, героизм, вражда, искусство и боевое знамя, проституция и священноеочищение, музыкальные инструменты и искусство писца, мир, победа, доброта ипр.Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права,показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапипредставляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизацииправовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов, не проводилосьделение на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр.право. Цель этого правового кодекса состоит в том, “дабы сильный не притеснялслабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость…” Текст законовХаммурапи носит “синтетический” характер, устанавливая одновременно иправила, и ответственность за их нарушение. Кодекс Хаммурапи уделяет многовнимания наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушенияобязанностей, связанных со службой, до Посягательства на имущество ипреступлений против личности.