Тема урока: Человек как личность
Тип урока: Изучение нового материала
Цели:
— познакомить учащихся с такими понятиями как личность, человек, индивид, сознание, деятельность, рассказать о самопознании личности;
— способствовать формированию навыков логического мышления учащихся и анализа учебных текстов;
— воспитание нравственных качеств личности и ответственной социальной позиции.
Оборудование к уроку: учебник, параграф №1, вопросы в конце параграфа.
Оформление доски:
Дата Личность, индивид, индивидуальность, человек, сознание, деятельность, естественная прирова искусственная природа, идеальное, материальное «Я-концепция» |
Тема: Человек как личность План: 1.Человек – биосоциальное существо. 2.Понятие личности. 3.Сознание и деятельность. 4.Самопознание личности. |
Карл Роджерс Д/з.: параграф № 1, вопросы в конце параграфа. Выучить все понятия |
План урока:
№ |
Этап урока |
Приёмы и методы |
Время (мин ) |
1. |
Орг. момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. |
2 мин. |
2. |
Актуализация знаний |
Постановка вопросов по введению. |
10 мин. |
3. |
Изучение нового материала |
Рассказ повествование учителя. |
20 мин. |
4. |
Закрепление изученного материала |
Вопросы после параграфа 1. |
10 мин. |
5. |
Д/з |
Параграф 1. |
3 мин. |
Ход урока:
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Учитель приветствует школьников и настраивает на работу. Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет в классе? |
Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя. |
2. |
Сегодня на уроке мы приступим к изучению первой темы «Общественная сущность человека» и начнём изучение этой темы с параграфа «Человек как личность». План
Сократ «Познай самого себя» Т.о мы начнём формировать представление о том, кто такой человеке и какова его сущность, узнаем о таких понятиях, как личность, индивид, естественная природа, искусственная «вторая», научимся эти понятия различать. Узнаем, кто же является носителем сознания и самопознание и что этакое. Человек = животное ? 1.Как вы понимаете такое выражение «Человек-биосоциальное существо». Человек — биосоциальное существо. Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т. д.), тоже имеет биологическую основу. Врождённые или унаследованные качества сказываются на способностях и характере человека как личности. Вместе с тем, в отличие от животных, человек имеет высокоорганизованный мозг(), мышление и членораздельную речь. С этим связаны умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования, способность творчески видоизменять окружающий мир (труд), создавать культурные ценности, заниматься самопознанием и саморазвитием, вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни. Биологические стороны жизни человека испытывают на себе регулирующее воздействие правил и норм культуры, выработанной в процессе исторического развития общества (мораль и нравственность ). Но вы можете сказать, что мозг и речь есть и у животных? Как быть? Т.о. Человек – биологический представитель вида Homo sapiens, обладающий сознанием, мышлением, речью и способностью к труду. Природа существует и развивается по собственным законам, которые человек не может отменить. Однако своей деятельностью он создаёт «вторую природу», надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы, так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека — общественное (социальное), и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом. Напомним: субъектом называют того, кто действует осознанно и может отвечать за то, что делает. Перечислите основные отличия человека от животных? 1.Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. 2.Человек способен к сознанной, целенаправленной, творческой деятельности. 3.Человек преображает окружающую действительность, создаёт материальные и духовные блага. 4.Обладает мышлением, речью. 5.Обладает самосознанием. Учитель подводит итоги: Человек должен овладеть основополагающими знаниями о жизни общества, т.к. человек существо социальное. Как природное существо человек обладает специфическими биологическими качествами. Его социальные и духовные качества формируются в условиях постоянного взаимодействия с другими людьми. Так какое же главное качество человека? (Социален)
|
§ 1. Человек как личность 1 C. 8 Открывают учебники, записывают в тетрадь
Учащиеся отвечают с места.
Учащиеся отвечают с места.
Слушают учителя. |
3. |
Поэтому перейдём к изучению 2 пункта вашего параграфа «Понятие личности». Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек. Признаки индивида выражают прежде всего биологическое своеобразие человека (пол, возраст, рост, вес, цвет волос, глаз и т. п.). Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность — это социальный индивид, поскольку он включён и общение с другими людьми, в систему общественных отношений и деятельности. Откройте учебник на с. 9 Можем ли мы назвать личностью новорождённого ребёнка? Он бесконечно дорог своим родителям, о нём заботятся, его опекают, но личностью его называть, пожалуй, рано. Личностью ему ещё предстоит стать. Для этого ему надо будет многому научиться, освоить нужные для жизни умения и навыки, приобщиться к культуре и обрести способность действовать осмысленно, отвечать за всё, что он делает. Значит, понятие личности выражает не просто принадлежность к человеческому роду, а наличие у человека определённых качеств, свидетельствующих о его способности жить среди людей, выполнять соответствующие обязанности. Личность — это целостное социальное качество человека. Оно состоит в способности человека быть сознательным субъектом отношений и деятельности, т. е. в способности понимать себя и окружающих, осмысленно действовать, участвуя в жизни общества, и отвечать за все свои поступки. Личность – есть человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Слово «ЛИЧНОСТЬ» происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску, надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенности характера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через эту роль выражалась психология данного человека. Каждая личность индивидуальна. Под Индивидуальностью понимают отличительные биологические, психологические и социальные качества человека, которые отличают 1 человека от другого. К ним относят, прежде всего, темперамент, характер и способности человека. Эти качества придают неповторимость, оригинальность каждой личности, сказываются на её поведении, отношениях с людьми. Так, личность энергичная и подвижная по своему темпераменту, твёрдая, жёсткая по характеру, имеющая ярко выраженные способности к какому-то виду деятельности, заметно отличается от личности медлительной по темпераменту, спокойной и мягкой по характеру, которая обычно обнаруживает способности к иному, чем у первой, виду деятельности. «Индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера. Всех их можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близ-кое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем самым подчеркивается ее самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица. Личностью и индивидом мы рождаемся или становимся? 3. Сознание и деятельность. Чтобы быть личностью, человек должен обладать сознанием, в том числе самосознанием — осознанием того, что он из себя представляет. Сознание — это присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно, целенаправленно действовать. Мы осознаём что-либо в том случае, если можем поставить и решить вопросы: что именно происходит, как это можно расценивать, что в связи с этим нужно делать? Сознание включает в себя: Во-первых, познание (постижение) действительности. Благодаря ему у нас формируются мысли, образы, отражающие свойства познаваемых явлений, процессов. Наши мысли и образы идеальны, а не материальны, т. е. их нельзя ни увидеть, ни потрогать, хотя они и отражают материальный мир. Мысленный образ самолёта не является реальным самолётом, но между ними есть сходство. Высшая форма познания мира человеком — это наука.
Во-вторых, сознание предполагает оценку человеком того, что он видит или обдумывает. Оценивать означает определять своё отношение к чему-то, соотносить данный предмет или явление с нашими представлениями о должном, с нашими интересами и желаниями. Оценив происходящее, мы определяем, что можем и должны делать. Сознание неотделимо от жизнедеятельности. В чистом виде, в отрыве от деятельности, сознание вырождается в пустые мечтания и грёзы. Исторически оно возникло в процессе совместной деятельности людей и их общения с помощью языка. Изменяя, преобразуя посредством труда реальные условия жизни, человек изменялся и внутренне, развивалось его сознание. Деятельность — это характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему миру и к самому себе. Человек как личность проявляет свои качества именно в деятельности и в отношениях с людьми. От того, как мы учимся и работаем, как относимся к другим и самим себе, к своей стране, своему народу, зависит, в каком направлении изменяется, развивается наша личность. Человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у каждого из индивидов множества способностей. Давайте посмотрим какими способностями может обладать индивид? Откройте учебники на стр. 12, 2 абзац снизу. Каждая специальная способность имеет ведущие и вспомогательные стороны. Так, ведущую роль в литературных способностях играют творческое воображение и мышление, яркость и наглядность образов памяти. Вспомогательное и важное значение здесь имеют чувства правильности построения речи, зрелость эстетических чувств. Ведущие стороны в математических способностях — умение анализировать и обобщать, а также гибкость процессов мышления, лёгкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей; вспомогательные — скорость мыслительных процессов, самостоятельность и оригинальность мышления. Т.о если работать над собой, например много читать, заниматься математикой, языками то это, что нам даст? (Богатый словарный запас, . ярче и богаче речь, хорошее воображение, легкость, скорость выражения мысли, оригинальность …) Развившиеся способности могут изменить и наши интересы, придать им новую направленность.(Нам становится не интересно и скучно с теми, кто ничего не читает, ничем не интересуется, с ним не о чем поговорить и мы начинаем тянуться к тем, кто с нами может поддержать беседу) 3. Самопознание личности. (познание самого себя) В школьном возрасте каждый из вас всерьёз начинает ставить перед собой вопросы «Кто я?», «Что я могу в этой жизни?», «Кем я хочу стать?» и др. Обратите внимание: во всех этих вопросах присутствует местоимение «я». Употребляя его, мы тем самым обращаемся к своему внутреннему миру, пытаемся выделить и проанализировать свои возможности, знания, умения, способности и многое другое, чтобы понять, как можно их использовать на благо не только себе, но и другим. Такой анализ собственного внутреннего мира подводит человека к осознанию самого себя. Результатом этого осознания является образ собственного «я», или «Я-концепция», которая исследовалась К. Роджерсом (1902—1987). О начале формирования «Я-образа» можно судить по фразам, которые появляются в речи 2—3-летнего ребёнка: «Я», «Я сам», «Я хочу». Это значит, что ребёнок начинает осознавать собственные действия. Он отличает свои действия от действий других людей. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды и отличать себя от других. Давайте, посмотрим, что это за «Я концепция». Откройте учебник на стр. 13, 2 абзац снизу и зачитайте? Центром самосознания является «Я-концепция». «Я-концепция» — это представление человека о своём поведении, характере, внешности, достоинствах и недостатках. Состоит она из различных «Я-образов». «Я-идеальное» включает качества, которые обычно ценятся друзьями и родителями, учителями и другими авторитетными людьми. «Я-реальное» и «Я-идеальное» необязательно совпадают, между ними возможно противоречие или несоответствие. Человек может так и не достигнуть своего идеала, но упорно стремиться к нему на протяжении всей жизни. Важной составляющей «Я-концепции» является самооценка, т. е. собственная оценка личностью своих качеств, способностей, поступков. Она появляется уже в раннем детстве и формируется на основе оценок, которые взрослый даёт ребёнку. «Ты хороший мальчик?» — спрашивают у малыша. «Да, потому что так говорит воспитательница» или «Да, потому что я слушаюсь маму», — отвечает он. В процессе развития личности представления о себе и соответствующие самооценки формируются путём сравнения себя с другими людьми: «Я такой же ловкий, как и мои одноклассники» или «В этой ситуации я поступил бы по-другому, не так, как они» и т. п. Самооценка может быть высокой и низкой. Как вы думаете, с чем это связано? Проверьте себя С. 14 (последний абзац) И здесь многое зависит от взрослых, которые занимаются воспитанием ребёнка. Так, если родители окружают ребёнка любовью, заботой, вниманием, верят в его силы и возможности, скорее всего, у него сформируется высокая самооценка и позитивная «Я-концепция». Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью, плохим мнением о себе. В дальнейшем это может мешать им достичь успеха в жизни, наладить добрые отношения с людьми. Хорошо или плохо иметь низкую самооценку? Почему? Из всего выше сказанного следует, что человек, может стать личностью (существом социальным) только в среде себе подобных, т.е. в обществе, усваивая знания, нормы, ценности, обычаи, традиции, образцы поведении данного общества. На этом мы закончим изучение новой темы и ответим, на вопрос поставленный в начале урока. Так ЧЕЛОВЕК = ЖИВОТНОЕ? Аргументируйте ответ? |
Слушают учителя.
Ученики беседуют с учителем.
Записывают
Смотрят иллюстрацию учебника. Думают отвечают
Записывают в тетрадь
.
Записывают
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Отвечают
Записывают
Слушают учителя, конспектируют.
Записывают
Слушают учителя.
Записывают определение в тетради.
Учащиеся работают с текстом учебника.
Отвечают
Учащиеся слушают учителя.
Записывают
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.
Слушают учителя.
Думают, отвечают Читают 2 мин
Слушают учителя.
Отвечают
Отвечают |
4. |
1.Тождественны ли понятия человек, личность, индивид? 2.Что такое «Я-концепция» и как она влияет на жизнь человека? 3.Задание 6 на стр. 15. Рассмотрите «Я-образы», наиболее часто переживаемые личностью, возникающие в её сознании: «Я-реальное» — какой я есть на самом деле; «Я-идеальное» — каким бы я хотел быть; «Я-воображаемое» — какой я в своих мечтах; «Я-физическое» — мой внешний облик; «Я-ожидаемое» — каким, по моему мнению, меня воспринимают окружающие; «Я-академическое» — какой я в учебной деятельности. Охарактеризуйте себя на основе этих «Я-образов». |
Отвечают на вопросы учителя. |
5. |
Д/з. параграф №1, понятия,вопросы и задания на стр. 14 – 15. |
Записывают в дневник домашнее задание. |
10