ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

РИСУНОК ДОМА

• Крупнее других рисунков — замкну­тость в семье.

 

• Мельче других рисунков — ослабление семейных связей; отсутствие «чувства дома»; иногда сниженная самооценка.

 

• Признаки тревоги, более выраженные, чем в других рисунках (штриховые или мно­жественные линии, исправления, штрихов­ка) — проблемы в семейной сфере.

 

• Дворец (вилла, церковь) — демонстративность.

 

• Отсутствуют или очень малы окна и дверь — замкнутость, интровертность;

уход от общения; иногда аутизация; не­гативизм.

 

• Маленькие окна, большая дверь (осо­бенно открытая) — общительность, лег­кость в установлении контактов; широкие неупорядоченные контакты.

 

• Большие окна, маленькая (или отсут­ствующая) дверь — созерцательность;

осторожность в контактах.

 

• Пустые окна (без рам) — формальность контактов; иногда аутизация.

 

• Решетки на окнах, утрированные оконные рамы, забор — боязнь агрес­сии; иногда подозрительность; ощущение несвободы, зависимости.

 

• Подчеркнутые стены (нажимом, множе­ственными линиями)— потребность в за­щите; тревожность; ощущение ненадеж­ности своего положения в жизни.

 

• Подчеркнутая крыша (нажимом, мно­жественными линиями)— потребность в защите; тревожность; гиперопека; иног­да интеллектуализм; мечтательность, за­щитное фантазирование.

 

В доме живут

• старые люди, только один человек — депрессия или субдепрессия; чувство оди­ночества;

• дети или один ребенок без взрослых — стремление избавиться от опеки роди­телей.

 

РИСУНОК ДЕРЕВА

• Экзотические породы (пальма, эвка­липт…) — демонстративность.

Засохшее, сломанное (срубленное), без листьев — сниженное настроение, деп­рессия.

 

Преобладание корней —- ориентация на прошлое; потребность в опоре и привя­занности; значимость семейных связей.

· Корни без изображения земли или ви­сящие над землей — отсутствие привыч­ной почвы (например, у беженцев).

· Дерево без корней висит в воздухе — слабая бытовая ориентация; недостаточ­ная социальная адаптированность; ослаб­ленная привязанность к дому и семье.

 

Преобладание ствола — жизнь по прин­ципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения ... на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. № 3 На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши ... таблицу, делает паузу, внутренне просматривая «запоминаемое». В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один ...

 

Подробное изображение коры, зашт­рихованный ствол — боязнь агрессии, потребность в защите; иногда соматичес-кие (чаще — психосоматические) заболе­вания; ипохондрия

Дупло — перенесенная в прошлом пси­хотравма;

подчеркнутое — соматические (чаще — психосоматические) заболевания;

в дупле птица (белка) — потребность в защите и уюте.

 

Ветви

  • | Расходятся в стороны — экстраверт-ность.
  • Закрыты линией кроны — скрытность.
  • Подробно структурированы — упоря­доченное общение; склонность к деталь­ному планированию действий.
  • Не структурированы -— случайные кон­такты; импульсивность, отсутствие плани­рования действий
  • Оканчиваются остриями — агрессив­ность.
  • Направлены вверх — активность.
  • Опущены вниз (как у плакучей ивы) — астения; депрессия или субдепрессия.
  • Обрублены или обломаны — депрес­сия; психотравма.

 

Крона отсутствует — нет представлений о соб­ственном будущем, осознания своих пер­спектив

• узкая — интровертность;

• большая, подробно проработанная —

хорошо развито планирование;

• большая, непроработанная — мечта­тельность, защитное фантазирование.

 

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ

• Головоног (1) — до четырехлетнего возраста соответствует норме; по­зднее — задержка в развитии изобра­зительной функции и, возможно, в об­щем умственном развитии; иногда ум­ственная отсталость.

• Схематический; руки и ноги изображе­ны одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) — до пяти с половиной лет соот­ветствуетсоот­ветствует норме; позднее — формаль­ное отношение к заданию; негативизм;

задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умствен­ном развитии; иногда нарушение обуча­емости, органическое поражение мозга;

умственная отсталость.

• Схематический; одни конечности изоб­ражены одинарной линией, другие — двойной (17, 22, 506, 131) — до шести с половиной лет соответствует норме;

позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном разви­тии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умствен­ная отсталость.

• Схематический; руки и ноги изображе­ны двойной линией (3—6, 16, 18, 19, 42, 51 а, 63) — до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее — фор­мальное отношение к заданию; задерж­ка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном разви­тии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умствен­ная отсталость.

2 стр., 999 слов

Развитие уверенности в межличностных отношениях

... масса вопросов, например: а что, собственно понимается под межличностными отношениями? почему открытое выражение чувств способствует развитию отношений? что имеется в виду под уверенностью в межличностных ... посторонний и случайный человек. Далее, межличностные отношения редко формируются в одно мгновение. Чаще всего для их формирования требуется определенное, иногда - значительное, время. А это ...

• Промежуточный между схематичес­ким и пластическим (7—10, 20, 31, 38, 64,144,149,153,154,163,165) — до под­росткового возраста соответствует норме; позднее — импульсивность; за­держка в развитии изобразительной фун­кции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемос­ти, органическое поражение мозга.

• Карикатурный (53,160 — 162) — демон-стративность, обычно в сочетании с нега­тивизмом, асоциальностью или антисо­циальностью; желание «закрыться» от проверяющего

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

• Грустное (32, 33, 56, 58) — сниженное настроение, субдепрессия; астения; чув­ство одиночества; иногда депрессия.

• Растерянное (31, 39, 40, 60о, 63) — не­уверенность; тревога; ощущение бесси­лия; иногда невротическое состояние.

• Отстраненное (43,49) — интровертность;

погруженность в свой внутренний мир, склонность к защитному фантазированию;

иногда шизоидный склад личности

• Мрачное (44, 52, 606) — депрессия или дисфория; ригидность; эпилептоидная ак­центуация; негативизм; асоциальность;

отрицательное отношение к обследова­нию; иногда психопатия.

• Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) — агрессивность; остро протекаю­щий подростковый кризис; импульсив­ность; негативизм; отрицательное отноше­ние к обследованию; иногда психопатия.

• Странное (45, 50-52, 62, 64—67) — шизоидность; сниженная конформ­ность, недостаточная социализирован-ность; иногда психическое заболевание.

• Неприятное, отталкивающее (52, 606, 64,65,159) — негативизм; отрицательное отношение к обследованию; остро про­текающий подростковый кризис; асоци­альность или антисоциальность; негатив­ное отношение к изображаемому персо­нажу; иногда психическое заболевание.

ПОЗА,РАКУРС

• Со спины (47) — негативизм; конфлик-тность; подростковый кризис.

• В профиль (49, 576) — иногда негати­визм; подростковый кризис.

• В три четверти (566, 57 а} — творческая (художественная) направленность.

• Идет (бежит) илизанят какой-либо ра­ботой (56с7,67) — творческая направлен­ность; высокая активность.

• Сидит (5, 48, 566) — творческая направ­ленность; иногда пассивность.

• Лежит — пассивность; творческая на­правленность; ин огда астения.

ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ — демонстративность

 

• Шут, клоун (38) — сниженная самооцен­ка; иногда негативное самопредъявление.

• Король, принц, граф, вельможа… (37) — высокий уровень притязаний.

• Военный — иногда агрессивность.

• Антисоциальный персонаж (вор, граби­тель, наркоман, пьяница…), отрицатель­ный сказочный герой (53) — негативизм;асоциальность или антисоциальность;иногда негативное самопредъявление.

12 стр., 5759 слов

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического ...

... Ведущая деятельность – это деятельность определяющая психическое развитие в данном возрасте) деятельность (А.Н. Леонтьев), характерная для данного возраста: исходя из важнейшего принципа отечественной ... Именно влияние ведущей деятельности на психическое развитие человека определяет возникновение свойственных для данного возраста психологических новообразований. Возрастная периодизация Разделение ...

• Старик (старуха),нищий — сниженное настроение, депрессия или субдепрессия.

• Богатый, бедный человек — неудовлет­воренность своим материальным поло­жением.

• Робот, инопланетянин — интроверт­ность; чувство одиночества; сниженная конформность; иногда шизоидная ак­центуация.

 

ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦА

Голова

• отсутствует (67) — особо высокая им­пульсивность, гиперактивность; иногда психическое заболевание;

• размер сильно увеличен (43) — высо­кая значимость интеллекта в системе цен­ностей; склонность к мечтам, фантазиям, защитное фантазирование (с семилет­него возраста};

размер сильно уменьшен (44) — иног­да низкая значимость интеллекта по срав­нению с физической силой в системе цен­ностей (с семилетнего возраста};

 

Глаза (на рисунке анфас — два, в про­филь — один)-

• отсутствуют или почти не видны (25,33<7, 42,45) — высокая импульсивность, гипер­активность; негативизм; аутизация; асте­ния; субдепрессия; иногда депрессия;

психическое заболевание;

• пустые (без радужки и зрачков) (21, 40, 50, 60(7) — астения; аутизация; импуль­сивность; иногда асоциальность; страхи;

• зачерненные (или с зачерненной радуж­кой), в темных очках (37, 39, 44, 55, 59) — страхи;

• особо тщательно вырисована формаи/илитщательно вырисованы ресницы(39, 40, 50с7, 516, 54, 566, 58, 61) — де­монстративность.

 

Рот

• отсутствует или резко уменьшен (25, 33) — негативизм; аутизация; астения;

импульсивность

• перекошен (606) — негативизм; отри­цательное отношение к обследованию;

иногда органическое поражение мозга (с шестилетнего возраста)’,

подчеркнуты губы: очень большие или с повышенным нажимом, или особо тща­тельно вырисована форма (58,160) — вы­сокая значимость сексуальной сферы;

типично для подросткового возраста, особенно для девочек;

изображены зубы (46, 50(7, 606, 161, 162) — вербальная агрессия.

 

Подчеркнуты уши (64) — подозритель­ность, настороженность; иногда неудов­летворенность своей внешностью (с се­милетнего возраста).

 

Особенно большой носиногда не­удовлетворенность своей внешностью семилетнего возраста}.

 

• Тщательно нарисована прическа(126, 37, 39, 40, 47, 59, 149) — демонстративность.

 

• Форма головы или черты лица грубо искажены (50<7, 52, 64, 65) —шизоидная акцентуация; асоциальность; иногда пси­хическое заболевание.

ФИГУРА

• Длинная, вытянутая (32, 33, 40, 626)

— астеничность; психастеническая ак­центуация; интровертность; иногда ано-рексия (с семилетнего возраста}.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно сложная дея­тельность, которой ... плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих ... с неудачами в каких-то своих де­лах или иногда получал нелестные отзывы о своей вне­шности и испытывал ...

• Особо полнаяиногда недовольство своей внешностью (с семилетнего воз­раста}.

• Угловатая (32, 33, 52) — проблемы об­щения; шизоидность (с восьмилетнего возраста}.

• Изображена штрихами, без контура (66)

— острая тревога; иногда психическое за­болевание (с пятилетнего возраста}.

• Нарочито уродливая; форма грубо ис­кажена (64,66) — органическое пораже­ние мозга; негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; ост­рый стресс; иногда психическое заболе­вание (с шестилетнего возраста}.

РУКИ

Отсутствуют или почти не видны (66, 150f7) — нарушения общения; импульсив­ность (с пятилетнего возраста}.

• Расставлены в стороны (34 — 37, 42,

45. 149, 160, 161, 165) — экстраверт-i ность, общительность (с восьмилетне^ | го возраста}.

• Прижаты к телу (24, 32, 33, 40, 43, 62, 145, 153, 154, 159) — интровертность.

• За спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока (38,41,47—49,53, 59, 149, 158) — уход от общения, негати­визм; иногда аутизация.

• Прикрывают генитальную область (54, 56 а) — тенденция контролировать свои сексуальные импульсы.

 

Кисть, пальцы

• отсутствуют или сильно укорочены (26, 27, 29. 40, 55, 59, 60, 61) — недостаток общения; неумение общаться; иногда аутизация (с шестилетнего возраста}.

то же, в сочетании с экстравертной позой (35, 36, 160) склонность к широ­ким, но формальным контактам (с шес­тилетнего возраста};

преувеличен размер (32, 42, 626,63) — высокая неудовлетворенная потребность 3 в общении (с шестилетнего возраста).

зачернены (626,149) — конфликтность, напряженность в контактах; ‘

• большая ладонь, кулак^острые ногти |(44, 159, 165) — агрессивность. ;

НОГИ

• Широко расставлены (34, 35, 38, 45, 47,

48,161) — экстравертность; иногда погреб-ность в опоре (с семилетнего возраста}.

• Плотно сдвинуты (24, 25, 33, 40, 159) — интровертность.

• Преувеличена длина (27,45) — астенич­ность; сензитивный тип (с семилетнего возраста}.

• Отсутствуют или резко преуменьшены ступни (24, 31, 33, 35, 59, 66, 149, 150)— иногда слабая бытовая ориентация, пас­сивность или неумелость в социальных отношениях (с семилетнего возраста).

• Подчеркнуты или преувеличены ступ­ни (29, 38, 44, 45, 62, 67, 165) — по­требность в опоре, ощущение недостаточ­ной умелости в социальных отношениях (с шестилетнего возраста).

ПРИЗНАКИ ПОЛА

• Подчеркнуты: бедра, грудь, талия, уз­кие плечи в женской фигуре; мускулату ра, широкие плечи, волосатость тела и/ или конечностей, соски на груди в муж­ской фигуре (12. 13, 346, 40, 44, 47, 54-56, 59, 145, 162) — интерес к сек­суальной сфере; типично для подрос­ткового возраста.

• Отсутствуют (32. 33, 41) — отставание в психосексуальном развитии (с подрост­кового возраста).

 

• Имеются признаки противоположного пола (11, 55, 61, 62<7, 65) — несформи­рованная половая идентификация; иног­да нарушения половой идентификации;

20 стр., 9701 слов

Семинар №5 Тема:Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

... к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют «почемучками». Эти вопросы чрезвычайно разнообразны и охватывают практически все области ... и формирование личного сознания. Социальная ситуация Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. ...

нормально для раннего подросткового возраста.

• Сверхмужественность в рисунке, сде­ланном мужчиной или мальчиком (12(7, 44, 47, 52) — значимость мужественнос­ти; иногда сом нения в своем соответствии f мужской роли; сексуальность; агрессив­ность, культ силы; типично для подрос­ткового возраста.

• Подчеркнуты женская грудь и/или бедра в рисунке, сделанном женщиной или девочкой (13(7, 59) — интерес к сек­суальной сфере; иногда сомнения в сво­ей привлекательности; типично для под­росткового возраста.

• Выделена область тела, близкая к ге­ниталиям (13(7, 40, 44. 53, 59, 61) — про­блемы в сексуальной сфере; типично для подросткового возраста.

• Изображен половой член (65) — нега­тивизм; асоциальность или антисоциаль­ность (с пятилетнего возраста).

• Фигура обнажена, полуобнажена или просвечивает через одежду (25, 54—56, 62) — интерес к сексуальной сфере.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ

• Украшения, карманы, отделка, деталь­но вырисованная одежда, шляпа и др. (5, 37-39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) -демонстративность.

 

• Игрушка, шарик, флажок и др. в рисун­ке подростка или взрослого человека (161) — инфантильность.

 

• Многочисленные пуговицы (12о, 24,53, 63) — ригидность; иногда закрытость;

стремление к самоконтролю; инфантиль­ность (с подросткового возраста).

 

• Оружие, режущее или рубящее орудие, палка (45, 51, 161) — агрессивность.

 

• Сигарета, рюмка и т.п. (52, 166) — нега­тивизм; асоциальность; иногда антисоци-альность.

 

• Раны, шрамы на лице или на теле (53) — невротическое состояние; иногда асоци­альность или антисоциальность.

 

• Татуировка на лице или на теле — нега­тивизм; асоциальность; иногда антисоци-альность.

 

• Внутренние органы — ипохондрия; не­вроз; иногда психическое заболевание.

 

• Пейзаж, мебель и прочие предметы, со­здающие обстановку (5, 43, 48, 566, 576), — творческая направленность; де­монстративность.