Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. Движущие силы развития

Департамент образования г.Москвы

ГБОУ Педагогический колледж № 18 «Митино»

 

Учебно-методическое пособие для студентов

по возрастной психологии (краткий курс лекций)

Для специальностей 050720 050721

 

Составитель: Голева Л.В.

 

 

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Возрастная психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребенка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».

Возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Задачи возрастной психологии

1. Изучение влияния наследственных и социальных факторов на развитие.

2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?).

3. Соотношения и выявления задатков и способностей.

4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии.

6. Влияние семьи на психическое развитие.

7. Проведение психодиагностической работы.

8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

В возрастной психологии используются те же методы, что и в общей психологии: наблюдение, эксперимент лабораторный и естественный эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, проективные методики. Также в возрастной психологии используют рисуночные тесты, социометрические методики, методики незаконченных предложений и другие.

Закономерности психического развития личности и индивидуальности, движущие силы развития.

План

Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. Движущие силы развития.

Роль деятельности и общения в психическом развитии.

3. Роль обучения в психическом развитии. Взгляды Л.С. Выготского на соотношение обучения и развития.

Понятие о развитии. Условия и факторы психического развития. Движущие силы развития.

Психическое развитие – это те изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма на более высокую ступень.

5 стр., 2118 слов

Кризис подросткового возраста. Теория культурно-исторического ...

... психического развития. На этих основоположениях формировалась отечественная психологическая школа.   Кризис подросткового возраста. Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными ... и смыслы (эмоционально - мотивационные компоненты). Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием ...

Создано множество теорий объясняющих психическое развитие ребенка, которые объеденены в 2 направления.

1. Биологизаторское направление: Наследственность определяет развитие ребенка.

2. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки — в идеях философа ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги).

На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые, в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась. Таким образом, выделяют биологические и социальные факторы, влияющие на развитие. Биологический фактор включает в себя наследственность, темперамент и задатки способностей, протекание внутриутробного периода, активность ребенка. Социальный фактор это микро и макросреда, которая окружает ребенка. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, базируются на наследственных и социальных моментов в процессе развития.

Поддвижущими силамиразвития личностипонимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил. Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Движущие силы развития это те противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе жизни. Основные группы противоречий: между высокими потребностями и низким уровнем развития, средой и уровнем развития, между уровнем развития и формой деятельности.

Источникамиразвития являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности. Ведущая деятельность – это деятельность, в результате которой достигаются наибольшие успехи в развитии познавательных процессов и происходит формирование новообразований на определенной ступени развития. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить. Кризис развитияв трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются ... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор ...

Социальная ситуация развития. Детское развитие, как указывал Выготский, сложный процесс, приводящий к изменению всей личности ребенка

Детское развитие, как указывал Выготский, сложный процесс, приводящий к изменению всей личности ребенка. Развитие это возникновение нового. Появляются «возрастные новообразования» то есть те качества и свойства, которых раньше не было в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей. Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Социальная ситуация развития это специфические для каждого возраста отношения между ребенком и социальной средой.

Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.

Источником развития является социальная среда. Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживать разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отличия. С другой стороны, один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

Среда меняется, когда ребенок переходит из одной стадии развития в другую. Это взаимодействие и определяет путь развития, который приводит к появлению новообразований. Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживать разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отличия. С другой стороны, один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

Социальная ситуация развития меняется в начале возрастного периода. К концу периода появляются возрастные новообразования. Среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для следующего этапа развития.

 

3.Законы психического развития

Л.С. Выготский сформулировал законы психического развития:

1) Цикличность – ценность времени определяется в развитии; — (пр. 1 год для дошкольника и 1 год для старшеклассника)

2) Неравномерность развития —психические функции развиваются неравномерно. В том или ином возрасте доминирует та или иная функции, например: речь от 1-3 года- сензитивный период, в раннем возрасте – восприятие, в младшем школьном возрасте – мышление.

3) Метаморфозы в развитияизменение не только количественные, но и качественные. Качественное отличие одного возраста от другого

4).

Соотношение эволюции и инволюции в развитии-

Процессы обратного развития вплетены в эволюцию. Пример: научившись говорить, отмирает лепет.

4. Понятие о кризисе. Стабильные и кризисные периоды.

Стабильные периоды развития – плавное течение, без сдвигов и перемен, составляет большую часть детства.

Кризисные периоды – нет единого мнения о происхождения кризисов. Одни считают, что детство должно быть бескризисным, гармоничным, поэтому кризис – это болезненное, ненормальное явление. Другие считают, что появление кризисов закономерно. Л.С. Выготский считал, что кризис – это закон развития.

Кризис — переломный момент в жизни ребенка, который сопровождается следующими признаками:появляется агрессия или депрессия, недовольство собой, появляются проблемы, с которым ребенок не может самостоятельно справиться. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, начинаются и завершаются незаметно. Однако у каждого кризисы проходят индивидуально.

Периодизация Л.С. Выготского построена на чередование стабильных и кризисных периодов.

 

Период Годы
Новорожденность Кризис новорожденности 0-2 мес.
Младенчество 0-1, кризис 1 года
Ранний возраст 1-3 кризис 3 лет
Дошкольный возраст 3-6(7) кризис 7 лет
Младший школьный возраст 8- 12; кризис 13 лет
Пубертатный возраст 14- 17; кризис 17 лет

 

Тема 2. Периодизация психического развития

Существуют различные подходы к возрастным периодизациям развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия. Примером может служить периодизация Рене Заззо, созданная по биогенетическому принципу (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
— 0-3 года раннее детство
— 3-5 лет дошкольный возраст
— 6-12 лет начальное школьное образование
-12-16 лет обучение в средней школе
— 17 и старше высшее или университетское образование.

Для II группы характерно построение на основе одного внутреннего критерия. Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.

0-8 мес. — 2,5 года — беззубое детство

2,5 — 6,5. лет — детство молочных зубов

6,5 и старше — детство постоянных зубов (до появления зубамудрости)

Еще одна периодизация на основе внутреннего критерии периодизация Фрейда, который считал главным источником человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

 

III группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются 4 критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральное возрастное новообразование, чередование стабильных и кризисных периодов

Периодизация Д.Б. Эльконина по смене ведущей деятельности наиболее распространенная в отечественной психологии, она легла в основу возрастных периодов.

 

Период Годы Ведущая деятельность Новообразования Центральное новообразование Социальная ситуация развития

Тема 3. Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

План

· Кризис новорожденности

· Психологическая характеристика периода новорожденности

· Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

· Основные линии психического развития ребенка.

· Новообразования младенческого возраста

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).

Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

4. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Развитие речи:
Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

5. Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года»

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).Вывод :Ведущая деятельность­

 

Тема 5. Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

План

1. Предметно — ­манипулятивная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

3. Проявление личности в раннем возрасте

4. Кризис 3-х лет.

 

1. Предметно­манипулятивная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Предпосылки предметно-­манипулятивной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Ее целью является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года — ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года — жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

 

2. Развитие психических функций в раннем возрасте

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
К 1 году словарь ребенка — 10 слов;
К 1г.8м. — 100 слов;
К 2 г. — 300 слов и более;
К 3 г. — 1000-1500 слов.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»).

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия ребенка
Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

 

3. Проявление личности в раннем возрасте

Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.
Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова).

Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.

4. Кризис 3-х лет

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано).

Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие — т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»
7) деспотизм— диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.