РИСУНОК ДОМА
• Крупнее других рисунков — замкнутость в семье.
• Мельче других рисунков — ослабление семейных связей; отсутствие «чувства дома»; иногда сниженная самооценка.
• Признаки тревоги, более выраженные, чем в других рисунках (штриховые или множественные линии, исправления, штриховка) — проблемы в семейной сфере.
• Дворец (вилла, церковь) — демонстративность.
• Отсутствуют или очень малы окна и дверь — замкнутость, интровертность;
уход от общения; иногда аутизация; негативизм.
• Маленькие окна, большая дверь (особенно открытая) — общительность, легкость в установлении контактов; широкие неупорядоченные контакты.
• Большие окна, маленькая (или отсутствующая) дверь — созерцательность;
осторожность в контактах.
• Пустые окна (без рам) — формальность контактов; иногда аутизация.
• Решетки на окнах, утрированные оконные рамы, забор — боязнь агрессии; иногда подозрительность; ощущение несвободы, зависимости.
• Подчеркнутые стены (нажимом, множественными линиями)— потребность в защите; тревожность; ощущение ненадежности своего положения в жизни.
• Подчеркнутая крыша (нажимом, множественными линиями)— потребность в защите; тревожность; гиперопека; иногда интеллектуализм; мечтательность, защитное фантазирование.
В доме живут
• старые люди, только один человек — депрессия или субдепрессия; чувство одиночества;
• дети или один ребенок без взрослых — стремление избавиться от опеки родителей.
РИСУНОК ДЕРЕВА
• Экзотические породы (пальма, эвкалипт…) — демонстративность.
Засохшее, сломанное (срубленное), без листьев — сниженное настроение, депрессия.
Преобладание корней —- ориентация на прошлое; потребность в опоре и привязанности; значимость семейных связей.
· Корни без изображения земли или висящие над землей — отсутствие привычной почвы (например, у беженцев).
· Дерево без корней висит в воздухе — слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность; ослабленная привязанность к дому и семье.
Преобладание ствола — жизнь по принципу «здесь и сейчас», поглощенность сегодняшними проблемами.
11 стр., 5233 слов
Решение практических психологических задач Ощущение
... опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения ... на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. № 3 На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши ... таблицу, делает паузу, внутренне просматривая «запоминаемое». В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один ...
Подробное изображение коры, заштрихованный ствол — боязнь агрессии, потребность в защите; иногда соматичес-кие (чаще — психосоматические) заболевания; ипохондрия
Дупло — перенесенная в прошлом психотравма;
подчеркнутое — соматические (чаще — психосоматические) заболевания;
в дупле птица (белка) — потребность в защите и уюте.
Ветви
- | Расходятся в стороны — экстраверт-ность.
- Закрыты линией кроны — скрытность.
- Подробно структурированы — упорядоченное общение; склонность к детальному планированию действий.
- Не структурированы -— случайные контакты; импульсивность, отсутствие планирования действий
- Оканчиваются остриями — агрессивность.
- Направлены вверх — активность.
- Опущены вниз (как у плакучей ивы) — астения; депрессия или субдепрессия.
- Обрублены или обломаны — депрессия; психотравма.
Крона отсутствует — нет представлений о собственном будущем, осознания своих перспектив
• узкая — интровертность;
• большая, подробно проработанная —
хорошо развито планирование;
• большая, непроработанная — мечтательность, защитное фантазирование.
РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ
• Головоног (1) — до четырехлетнего возраста соответствует норме; позднее — задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда умственная отсталость.
• Схематический; руки и ноги изображены одинарной линией (2, 14, 15, 23, 141) — до пяти с половиной лет соответствуетсоответствует норме; позднее — формальное отношение к заданию; негативизм;
задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга;
умственная отсталость.
• Схематический; одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной (17, 22, 506, 131) — до шести с половиной лет соответствует норме;
позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
• Схематический; руки и ноги изображены двойной линией (3—6, 16, 18, 19, 42, 51 а, 63) — до восьмилетнего возраста соответствует норме; позднее — формальное отношение к заданию; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга; умственная отсталость.
2 стр., 999 слов
Развитие уверенности в межличностных отношениях
... масса вопросов, например: а что, собственно понимается под межличностными отношениями? почему открытое выражение чувств способствует развитию отношений? что имеется в виду под уверенностью в межличностных ... посторонний и случайный человек. Далее, межличностные отношения редко формируются в одно мгновение. Чаще всего для их формирования требуется определенное, иногда - значительное, время. А это ...
• Промежуточный между схематическим и пластическим (7—10, 20, 31, 38, 64,144,149,153,154,163,165) — до подросткового возраста соответствует норме; позднее — импульсивность; задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга.
• Карикатурный (53,160 — 162) — демон-стративность, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью; желание «закрыться» от проверяющего
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
• Грустное (32, 33, 56, 58) — сниженное настроение, субдепрессия; астения; чувство одиночества; иногда депрессия.
• Растерянное (31, 39, 40, 60о, 63) — неуверенность; тревога; ощущение бессилия; иногда невротическое состояние.
• Отстраненное (43,49) — интровертность;
погруженность в свой внутренний мир, склонность к защитному фантазированию;
иногда шизоидный склад личности
• Мрачное (44, 52, 606) — депрессия или дисфория; ригидность; эпилептоидная акцентуация; негативизм; асоциальность;
отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия.
• Агрессивное (44, 606, 159, 161, 162, 165) — агрессивность; остро протекающий подростковый кризис; импульсивность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия.
• Странное (45, 50-52, 62, 64—67) — шизоидность; сниженная конформность, недостаточная социализирован-ность; иногда психическое заболевание.
• Неприятное, отталкивающее (52, 606, 64,65,159) — негативизм; отрицательное отношение к обследованию; остро протекающий подростковый кризис; асоциальность или антисоциальность; негативное отношение к изображаемому персонажу; иногда психическое заболевание.
ПОЗА,РАКУРС
• Со спины (47) — негативизм; конфлик-тность; подростковый кризис.
• В профиль (49, 576) — иногда негативизм; подростковый кризис.
• В три четверти (566, 57 а} — творческая (художественная) направленность.
• Идет (бежит) илизанят какой-либо работой (56с7,67) — творческая направленность; высокая активность.
• Сидит (5, 48, 566) — творческая направленность; иногда пассивность.
• Лежит — пассивность; творческая направленность; ин огда астения.
ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ — демонстративность
• Шут, клоун (38) — сниженная самооценка; иногда негативное самопредъявление.
• Король, принц, граф, вельможа… (37) — высокий уровень притязаний.
• Военный — иногда агрессивность.
• Антисоциальный персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница…), отрицательный сказочный герой (53) — негативизм;асоциальность или антисоциальность;иногда негативное самопредъявление.
Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического ...
... Ведущая деятельность – это деятельность определяющая психическое развитие в данном возрасте) деятельность (А.Н. Леонтьев), характерная для данного возраста: исходя из важнейшего принципа отечественной ... Именно влияние ведущей деятельности на психическое развитие человека определяет возникновение свойственных для данного возраста психологических новообразований. Возрастная периодизация Разделение ...
• Старик (старуха),нищий — сниженное настроение, депрессия или субдепрессия.
• Богатый, бедный человек — неудовлетворенность своим материальным положением.
• Робот, инопланетянин — интровертность; чувство одиночества; сниженная конформность; иногда шизоидная акцентуация.
ГОЛОВА, ЧЕРТЫ ЛИЦА
Голова
• отсутствует (67) — особо высокая импульсивность, гиперактивность; иногда психическое заболевание;
• размер сильно увеличен (43) — высокая значимость интеллекта в системе ценностей; склонность к мечтам, фантазиям, защитное фантазирование (с семилетнего возраста};
• размер сильно уменьшен (44) — иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей (с семилетнего возраста};
Глаза (на рисунке анфас — два, в профиль — один)-
• отсутствуют или почти не видны (25,33<7, 42,45) — высокая импульсивность, гиперактивность; негативизм; аутизация; астения; субдепрессия; иногда депрессия;
психическое заболевание;
• пустые (без радужки и зрачков) (21, 40, 50, 60(7) — астения; аутизация; импульсивность; иногда асоциальность; страхи;
• зачерненные (или с зачерненной радужкой), в темных очках (37, 39, 44, 55, 59) — страхи;
• особо тщательно вырисована формаи/илитщательно вырисованы ресницы(39, 40, 50с7, 516, 54, 566, 58, 61) — демонстративность.
Рот
• отсутствует или резко уменьшен (25, 33) — негативизм; аутизация; астения;
импульсивность
• перекошен (606) — негативизм; отрицательное отношение к обследованию;
иногда органическое поражение мозга (с шестилетнего возраста)’,
• подчеркнуты губы: очень большие или с повышенным нажимом, или особо тщательно вырисована форма (58,160) — высокая значимость сексуальной сферы;
типично для подросткового возраста, особенно для девочек;
• изображены зубы (46, 50(7, 606, 161, 162) — вербальная агрессия.
Подчеркнуты уши (64) — подозрительность, настороженность; иногда неудовлетворенность своей внешностью (с семилетнего возраста).
Особенно большой нос — иногда неудовлетворенность своей внешностью(с семилетнего возраста}.
• Тщательно нарисована прическа(126, 37, 39, 40, 47, 59, 149) — демонстративность.
• Форма головы или черты лица грубо искажены (50<7, 52, 64, 65) —шизоидная акцентуация; асоциальность; иногда психическое заболевание.
ФИГУРА
• Длинная, вытянутая (32, 33, 40, 626)
— астеничность; психастеническая акцентуация; интровертность; иногда ано-рексия (с семилетнего возраста}.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой ... плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих ... с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал ...
• Особо полная — иногда недовольство своей внешностью (с семилетнего возраста}.
• Угловатая (32, 33, 52) — проблемы общения; шизоидность (с восьмилетнего возраста}.
• Изображена штрихами, без контура (66)
— острая тревога; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста}.
• Нарочито уродливая; форма грубо искажена (64,66) — органическое поражение мозга; негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание (с шестилетнего возраста}.
РУКИ
Отсутствуют или почти не видны (66, 150f7) — нарушения общения; импульсивность (с пятилетнего возраста}.
• Расставлены в стороны (34 — 37, 42,
45. 149, 160, 161, 165) — экстраверт-i ность, общительность (с восьмилетне^ | го возраста}.
• Прижаты к телу (24, 32, 33, 40, 43, 62, 145, 153, 154, 159) — интровертность.
• За спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока (38,41,47—49,53, 59, 149, 158) — уход от общения, негативизм; иногда аутизация.
• Прикрывают генитальную область (54, 56 а) — тенденция контролировать свои сексуальные импульсы.
Кисть, пальцы
• отсутствуют или сильно укорочены (26, 27, 29. 40, 55, 59, 60, 61) — недостаток общения; неумение общаться; иногда аутизация (с шестилетнего возраста}.
• то же, в сочетании с экстравертной позой (35, 36, 160) склонность к широким, но формальным контактам (с шестилетнего возраста};
• преувеличен размер (32, 42, 626,63) — высокая неудовлетворенная потребность 3 в общении (с шестилетнего возраста).
• зачернены (626,149) — конфликтность, напряженность в контактах; ‘
• большая ладонь, кулак^острые ногти |(44, 159, 165) — агрессивность. ;
НОГИ
• Широко расставлены (34, 35, 38, 45, 47,
48,161) — экстравертность; иногда погреб-ность в опоре (с семилетнего возраста}.
• Плотно сдвинуты (24, 25, 33, 40, 159) — интровертность.
• Преувеличена длина (27,45) — астеничность; сензитивный тип (с семилетнего возраста}.
• Отсутствуют или резко преуменьшены ступни (24, 31, 33, 35, 59, 66, 149, 150)— иногда слабая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях (с семилетнего возраста).
• Подчеркнуты или преувеличены ступни (29, 38, 44, 45, 62, 67, 165) — потребность в опоре, ощущение недостаточной умелости в социальных отношениях (с шестилетнего возраста).
ПРИЗНАКИ ПОЛА
• Подчеркнуты: бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигуре; мускулату ра, широкие плечи, волосатость тела и/ или конечностей, соски на груди в мужской фигуре (12. 13, 346, 40, 44, 47, 54-56, 59, 145, 162) — интерес к сексуальной сфере; типично для подросткового возраста.
• Отсутствуют (32. 33, 41) — отставание в психосексуальном развитии (с подросткового возраста).
• Имеются признаки противоположного пола (11, 55, 61, 62<7, 65) — несформированная половая идентификация; иногда нарушения половой идентификации;
Семинар №5 Тема:Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
... к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы, поэтому детей этого возраста иногда называют «почемучками». Эти вопросы чрезвычайно разнообразны и охватывают практически все области ... и формирование личного сознания. Социальная ситуация Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. ...
нормально для раннего подросткового возраста.
• Сверхмужественность в рисунке, сделанном мужчиной или мальчиком (12(7, 44, 47, 52) — значимость мужественности; иногда сом нения в своем соответствии f мужской роли; сексуальность; агрессивность, культ силы; типично для подросткового возраста.
• Подчеркнуты женская грудь и/или бедра в рисунке, сделанном женщиной или девочкой (13(7, 59) — интерес к сексуальной сфере; иногда сомнения в своей привлекательности; типично для подросткового возраста.
• Выделена область тела, близкая к гениталиям (13(7, 40, 44. 53, 59, 61) — проблемы в сексуальной сфере; типично для подросткового возраста.
• Изображен половой член (65) — негативизм; асоциальность или антисоциальность (с пятилетнего возраста).
• Фигура обнажена, полуобнажена или просвечивает через одежду (25, 54—56, 62) — интерес к сексуальной сфере.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ
• Украшения, карманы, отделка, детально вырисованная одежда, шляпа и др. (5, 37-39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) -демонстративность.
• Игрушка, шарик, флажок и др. в рисунке подростка или взрослого человека (161) — инфантильность.
• Многочисленные пуговицы (12о, 24,53, 63) — ригидность; иногда закрытость;
стремление к самоконтролю; инфантильность (с подросткового возраста).
• Оружие, режущее или рубящее орудие, палка (45, 51, 161) — агрессивность.
• Сигарета, рюмка и т.п. (52, 166) — негативизм; асоциальность; иногда антисоци-альность.
• Раны, шрамы на лице или на теле (53) — невротическое состояние; иногда асоциальность или антисоциальность.
• Татуировка на лице или на теле — негативизм; асоциальность; иногда антисоци-альность.
• Внутренние органы — ипохондрия; невроз; иногда психическое заболевание.
• Пейзаж, мебель и прочие предметы, создающие обстановку (5, 43, 48, 566, 576), — творческая направленность; демонстративность.