Социально-психологическая составляющая информационной войны

10

В.В. Кочетков

1. Постановка проблемы

Вслед за Г.Г. Почепцовым1 будем считать, что информационная война – это коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание. В информационной войне можно выделить две составляющих: техническую и социально-психологическую. К технической составляющей относятся компьютерные сети и телекоммуникации, электронные СМИ, несанкционированный доступ к данным противника. Соответственно выделяется два типа информационного оружия: 1) оружие, воздействующее на технические средства; 2) оружие, оказывающее воздействие на людей. К первому типу оружия относятся средства радиоэлектронного воздействия с помощью электромагнитных, акустических и инфракрасных излучений, компьютерные вирусы, специальные программы – «логические бомбы», позволяющие разрушать или нарушать работу компьютерного оборудования противника.

Второй тип информационного оружия, по мнению О.В.Иванова, является «предметом исследований психологов и социологов (добавим – писателей, философов –В.К.) и не поддается точному определению» 2.

Данный материал посвящен рассмотрению именно второго типа информационного оружия и социально-психологической составляющей информационной войны.

2. Исторические аспекты развития социально-психологической составляющей информационной войны

Информационные войны велись со времен Чингисхана. Использовались слухи: войска Чингисхана шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух их противников.

Эффективно использовалась социально-психологическая составляющая информационной войны во время Великой отечественной войны как советскими войсками, так и со стороны Германии. Так, А.Гитлер в «Майн Кампф» называет ряд правил, которым должна следовать пропаганда:

— избегать абстрактных идей, аппелировать к эмоциям;

— следует постоянно повторять несколько идей, используя стереотипные фразы;

— необходимо останавливаться на одной стороне аргументации;

— выделяйте отдельного врага для отдельного поношения.

Изощренный в вопросах пропаганды Геббельс сформулировал знаменитое «правило упрощения», которое активно используется в современных рекламе и Public Relations: «Народные массы обычно гораздо примитивнее, чем мы их себе представляем. Исходя из этого, пропаганда должна всегда оставаться простой и однообразной. В этой изнуряющей гонке лишь тот способен достичь основных результатов, кто в состоянии свести все проблемы к простейшей терминологии и у кого достанет мужества постоянно повторять их в этой простейшей форме, несмотря на возражения интеллектуалов».

7 стр., 3368 слов

Информационная война 2

... Информация может выступать как целью воздействия, так и оружием в информационной войне. К информационной войне относятся две большие группы мероприятий: воздействие на военнослужащих ... ракета, и компьютерный вирус могут выступать оружием информационной войны). В информационной войне существуют три основные цели: контроль информационного пространства и обеспечение защиты своей информации от ...

Мастером информационного воздействия был И.В.Сталин, предложивший создать «» как способ распространения неофициальной информации. На одном из Пленумов ЦК он выступил с речью, в которой просил освободить его от должности Генерального секретаря. К.Симонов, присутствовавший на Пленуме, вспоминает испуг Маленкова, который вел заседание. «Лицо Маленкова, его движения, его выразительно поднятые в гору руки были прямой мольбой ко всем присутствующим немедленно и решительно отказать Сталину в его просьбе и тогда, заглушая раздавшиеся уже из-за спины Сталина слова: «Нет, просим остаться» или что-то в этом духе, зал загудел словами: «Нет! Нельзя! Просим остаться! Просим взять свою просьбу обратно!»3.

Первую чеченскую войну Россия проиграла на информационном фронте. Министр информации Чечни Мовлади Удугов, прошедший обучение в западных университетах, мастерски организовывал информационные диверсии. Среди российских войск со стороны боевиков распространялись листовки следующего содержания: «Солдаты и офицеры, у вас нет проблем на территории Чечни. Все ваши проблемы дома, где евреи и новые русские забавляются с вашими женщинами и жрут водку». В последующих чеченских кампаниях федеральные информационные ведомства были более успешными, переведя конфликт из плоскости «империи зла» в плоскость хорошо известной на Западе парадигмы С.Хантингтона, трактуя чеченский кризис как звено в глобальной линии противостояния христианской и мусульманской цивилизаций.

Во время «холодной войны» и особенно после падения «железного занавеса» против нашей страны велась массированная информационная агрессия, направленная на введение западной шкалы ценностей и закрепление в общественном сознании потребительских моделей жизни. По свидетельству А.А.Зиновьева на заседании Русского интеллектуального клуба4, более 300 научно-исследовательских центров на Западе разрабатывали технологии ведения информационных диверсий против СССР, а затем России. В основу были положены психологические исследования русского национального характера, и информационное воздействие строилось с учетом таких его слабостей, как низкая способность к самоорганизации, низкопоклонство перед Западом и властями, недостаток инициативы и пр. В результате «холодная война» переросла в «теплую», а затем привела к этнической катастрофе русского народа.

В информационной войне отсутствуют видимые разрушения. Общество не приводит в действие имеющие в его распоряжении защитные механизмы и фильтры. Чувство опасности, которое в иных ситуациях действует безотказно, не срабатывает. Интенсивное информационное воздействие на страну в течении нескольких месяцев может привести к смене власти в ней, причем население даже не ощутит, что на него оказывается давление.

7 стр., 3063 слов

Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий

... Союзной Республики Югославии (СРЮ) НАТО придавало большое значение организации и ведению информационной войны. Военно-политическое руководство блока исходило из того, что умелое и эффективное ... личного состава и вооружением, полностью отвечающим требованиям современной войны. Войска и силы, привлекаемые для ведения информационной войны, активно применяют технологии цифровой связи, целостные системы ...

На западе специалистов в области информационной войны называют spin-doctor (от spin (англ.) — вертеть, раскручивать). Спин – доктор – это специалист высочайшего класса, менеджер новостей. Впервые профессионально это направление оформилось в XVI в. в парижской опере, когда была создана клака, где товаром стали аплодисменты. Официально печатались расценки на услуги клакеров. За аплодисменты при выходе актера-мужчины брали 25 лир, женщины – 15, обычные аплодисменты в ходе представления – 10, громкие и продолжительные аплодисменты – 15, еще более длительные -17, за крики «Bravo!», «Bene!», «Bis!» — 5, за демонстрацию дикого энтузиазма оплата следовала по договоренности. Современные спин-доктора имеют в своем арсенале множество средств манипуляции общественным сознанием. Достаточно во время телерепортажа показать кого-то из аудитории спящим или зевающим во время выступления политического лидера или изменить ракурс или угол съемки, чтобы сформировать соответствующее отношение к политическому лидеру. Можно организовать ожидание события еще до его наступления, исправить впечатление от уже произошедшего события или вмешаться в актуально происходящее событие с помощью комментариев. Спин-доктора раскручивают или, наоборот, тормозят события, присоединяя их к другим важным событиям, заменяя новыми ситуациями.

3. Социально-психологические теории информационной войны

Теоретические основы ведения информационных войн заложил в 1948 г. американский социолог и психолог Г. Лассуэлл, создав «теорию зависимости», или, как он сам ее называл, «теорию волшебной пули». Согласно этой теории, человек беззащитен перед информационным воздействием. СМИ манипулируют человеком по своему усмотрению, и он ничего не может им противопоставить. Информационные воздействия проникают в голову человека подобно «волшебной пуле» и вызывают в мозгу необратимые разрушения. Теория зависимости оказала заметное влияние на дальнейшее развитие социально-психологических теорий информационной войны, некоторые из которых упомянуты ниже.

Канадский философ и культуролог Маршалл Маклюэн разработал «теорию средства», которая заключается в том, что новые информационные технологии (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) приводят к сменам парадигм восприятия и понимания человеком окружающего мира. Работа, в которой он изложил свою теорию, так и называется – «Средство есть сообщение»5 Появление печати изменило пропорции в наших ощущениях в пользу зрения, что в свою очередь не могло не повлиять на мышление, сделав его линейным, последовательным, логическим. Распространение телефона, который имитирует короткую дистанцию общения, изменило практику ведения боевых действий. Например, Александр Македонский не мог позвонить персидскому царю Дарию и уладить все разногласия6. Голос по радио ближе к живому голосу, чем крупный план на экране к живому лицу. Телевидение возвращает человека к естественному («первобытному») состоянию, одновременно превращая мир в «глобальную деревню». Воздействовать на массовое сознание можно, изменяя, например, угол съемки, применяя длиннофокусный объектив или крупный план.

8 стр., 3871 слов

Теория ассоциативного поля в. П. Абрамов

... и коммуникативного взаимодействия носителей ассоциативных полей. В результате постоянного информационного воздействия люди начинают переосмысливать некоторые значения слов, происходит трансформация значений, обладающих ... выступают синтагматические связи, реже — парадигматические. Например, слово стакан у всех ассоциируется со словом пить, но у одного человека в первую очередь возникает связь ...

Американский психолог Джордж Келли разработал «когнитивную теорию». Люди воспринимают мир при помощи четких систем (моделей), называемых конструктами. Личность равна личностным конструктам, которые человек использует для интерпретации жизненного опыта. Личность человека Дж.Келли понимает как исследователя, который выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он предвидит и контролирует события жизни. Информационное оружие воздействует на личностные конструкты и манипулирует поведением человека.

Во время Второй мировой войны немецкий психолог Курт Левин разработал «теорию привратника» (gatekeeper).

Нацистское командование, испытывая трудности в снабжении армии продуктами питания, поставило перед психологами задачу переориентировать население на потребление дешевых сортов мяса (субпродуктов).

«Привратником» стала домохозяйка, которая покупает продукты на рынках. В информационных войнах такими «привратниками» являются редакторы СМИ и спин-доктора, которые контролируют поток новостей и могут изменять, расширять, повторять и изымать информацию.

Близка к теории привратника» концепция «лидеров мнений», через которых информационное оружие воздействует на массовое сознание. Изучая воздействие СМИ на аудиторию, социологи обнаружили, что своего максимума оно достигает не сразу, а спустя какое-то время (примерно 2 недели).

Социологические исследования показали, что люди воспринимают информационное воздействие не непосредственно от СМИ, а через обсуждение с авторитетными для них людьми — «лидерами мнений». «Лидеры мнений» могут меняться в разных ситуациях: например, покупая автомобиль, мы интересуемся мнением опытных автомобилистов, а подыскивая зубного врача спрашиваем совета у других людей. Глеб Павловский писал: «Хор славословий в СМИ приводит к обратному эффекту. Люди никогда не пересказывают друг другу казенные формулы и лакейские гимны властям — в своем кругу люди рассказывают друг другу то, что считают важным и интересным»7.

Теория фрейминга (от frame (англ.) — схема). Фреймы, или устойчивые формулы коммуникативного управления – это сгустки информации, задающие направление развитию массового сознания. Фреймы позволяют быстро идентифицировать и классифицировать информацию, «упаковать» ее для эффективной передачи аудитории. Фреймы обеспечивают переход от реального пространства в информационное пространство. Например, освещение аварии поезда в журналистике будет обрастать составляющими фрейма в виде героического подвига машиниста, пассажиров, врачей. Если журналист принесет своему редактору рассказ о подобном событии без этих деталей, редактор заставит переписать ее, т.к. обязательные компоненты фрейма должны быть заполнены. Раньше в роли фреймов выступали лозунги «Сталин – это Ленин сегодня», «Партия – наш рулевой, ум, честь и совесть нашей эпохи», «Железный Феликс», «Наш Никита Сергеевич», «Дорогой Леонид Ильич», затем – слова М.С.Горбачева «Процесс пошел», В.С.Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда», «Жизнь богаче, чем она есть», аббревиатуры ЕБН (Ельцин Борис Николаевич), БАБ (Борис Абрамович Березовский), сейчас выдвигаются новые фреймы – «Мочить в сортире», «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и доказывая свою невиновность», «То, что Вы на свободе – не Ваша заслуга, а недоработка спецслужб».

13 стр., 6012 слов

Образ человека на войне у Маканина и Ермакова

... лице В.С.Маканина и О.Н.Ермакова пытается дать ответ на наболевшие вопросы: каков человек на этой войне, что происходит с его душой. Цель данной работы состоит в том, ... чтобы показать особенности изображения человека на войне в рассказах О.Н. Ермакова «Последний рассказ о войне» и В.С. Маканина «Кавказский пленный». Для достижения поставленной ...

Согласно теории сценария (script), люди воспринимают информационные воздействия в соответствии со сложившимися у них сценариями, самым распространенным из которых является повествовательный сценарий. Повествовательный сценарий состоит из четырех частей: зачин, завязка, повествование и развязка. Усваивается он в раннем детстве вместе со сказками: «Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба (зачин).

Как-то раз снесла курочка-ряба яичко, но не простое, а золотое (завязка).

Дед бил – не разбил, баба била – не разбила (повествование).

Бежала мышка-норушка, хвостиком задела – яичко упало и разбилось (развязка)». Эффективная реклама должна следовать такому же сценарию: девушка собирается на свидание с молодым человеком (зачин), но обнаруживает на платье пятно (завязка).

Далее повествуется о новом стиральном порошке(повествование), и счастливая влюбленная отправляется на свидание в чистом платье (развязка).

Привлекательность коммерческих сериалов также основывается на повествовательном сценарии: даются зачин и завязка, далее следует повествование, но развязки не дается, и зрители вынуждены смотреть все новые и новые серии.

!!Навязывание повестки дня (agenda setting) – спосбность масс-медиа структурировать когнитивные возможности аудитории. СМИ не могут навязать конкретную точку зрения аудитории, но могут заставить считать одни проблемы более важными, чем другие. Совсем необязательно, чтобы СМИ говорили, как нам следует думать; они скорее говорят, о чем нам следует думать. С этой точки зрения своего максимума информационное воздействие достигает в тот момент, когда диктор перед программой новостей перечисляет, о чем пойдет речь.

В социально-психологических исследованиях были обнаружены феномены и закономерности, которые могут быть использованы при ведении современных информационных войн.

Немецкая исследовательница общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойманн выявила явление, которое она назвала «спираль молчания». Люди, ощущающие себя в меньшинстве, не высказывают своего мнения, тем самым молча присоединяясь к большинству. Если с помощью информационных воздействий сделать большинство меньшинством, оно замолкает.

И наконец, важную роль в современных информационных войнах играет коммуникативный резонанс. Коммуникативный резонанс – это явление массового сознания, когда эффект от информационного воздействия значительно превышает первоначально затраченные усилия. Коммуникативный резонанс возникает, когда содержание информационного воздействия соответствует ожиданиям масс. Например, Геббельс для того, чтобы добиться коммуникативного резонанса, представлял Гитлера студентам и интеллектуалам как художника и архитектора, ветеранам напоминал, что он солдат Первой Мировой Войны, а сентиментальным людям говорил, что Гитлер обожал детей8.

10 стр., 4623 слов

Роль масс-медиа в современном информационном противоборстве

... мнением, создание необходимых социально-психологических предпосылок для формирования индивидуального и общественного сознания. Современные СМК, объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, ... можно выделить два историко-концептуальных подхода к определению самого понятия «теория массовой коммуникации» [7]. Первый, наиболее широкий, дает возможность исследования ...

4. Отражение социально-психологической составляющей информационной войны в художественной литературе

Социально-психологические проблемы информационной войны волнуют не только ученых, но и писателей. Например, А.Иванов в нашумевшей на заре перестройки повести «Вечный зов» пишет: «… ты увидел лишь крохотный кусочек сцены, на которой эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия о гибели самого непокорного на земле народа, об окончательном, необратимом угасании его самосознания… Конечно, для этого придется много поработать. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим ее социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. Мы создадим вокруг них ореол славы, осыпем их наградами, они будут купаться в деньгах. За такими — кто из зависти, кто по необходимости заработать кусок хлеба — потянутся и остальные… В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого… Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть других народов к русскому народу,— все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже отчетливо понимать, что происходит… Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества… Вот так мы это и сделаем, любезный…!»9

5. Заключение

Затронутые в данном материале вопросы только приоткрывают завесу тайны над социально-психологической составляющей современных информационных войн. Не представляет ни малейшего сомнения, что изощренные технологии информационных воздействий детально проработаны в недрах соответствующих спецслужб. Тем не менее, представляется важным привлечь внимание общественности к замалчивающейся теме. Перед отечественными учеными и специалистами стоит задача формирования противодействия информационным диверсиям и выработки собственной информационной политики на основе национальной идеи.

13 стр., 6074 слов

Информационная война в Чечне

... «информационная война – это стратегия, операции, тактические действия, проводимые в мирное время, во время кризиса, конфликта, войны, в период восстановления мира между соперниками, конкурентами, врагами с использованием современных информационных технологий, ...

1Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл – бук, Киев: Ваклер, 2000. – 574 с.

2Иванов О.В. Информационная составляющая современных войн//Социология современных войн: Материалы научного семинара/Под ред. П.А.Цыганкова, И.П.Рязанцева.-М.:Альфа-М, 2004 (Серия: «Научные семинары», «Круглые столы», «Дискуссии»).

Вып. 1. – 192 с., С. 76-82.

3 Симонов К. Воспоминания… М.: 1967.

4Русский интеллектуальный клуб. Стенограмма заседаний. М.: Социум, 2002.

5 Mcluhan M. Understanding Media. N.Y., 1964.

6Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: 2002.

7Доклад Фонда эффективной политики. М.: 1996.

8За рамками данной статьи в силу ограниченного объема остались теория использования и удовлетворения (usesandgratificationstheory), диффузная теория (diffusivetheory), теория культивирования(cultivationtheory)? теория социального научения и другие теории (sociallearningtheory).

9Иванов А. «Вечный зов». М.: 1984.