III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Обобщенная трудовая функция
Наименование | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Код | A | Уровень квалификации |
Возможные наименования должностей | Учитель, Воспитатель |
Требования к образованию и обучению | Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой (не менее 250ч.) по профилю педагогической деятельности) либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (а согласно ст. 76 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» это освоение программ повышения квалификации не менее 16 ч. и /или программы проф. переподготовки не менее 250ч.) по направлению деятельности в образовательной организации; Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Необходимо также смотреть по ФГОС соответствующего уровня, по которому ведется пед.
деятельность, в нем в разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» указаны требования к кадровому составу. «Таким образом, если дословно читать ПС – достаточно любого образования соответствующего уровня (СПО или ВО) и курсов повышения квалификации по той деятельности, которой занимается учитель в образовательной организации.» |
Требования к опыту практической работы | Требования к опыту практической работы не предъявляются |
Особые условия допуска к работе | К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Общепедагогическая функция. Обучение | Ккод | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
Трудовые действия | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | |
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды | |
Планирование и проведение учебных занятий | |
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися | |
Формирование универсальных учебных действий | |
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) | |
Формирование мотивации к обучению | |
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
Необходимые умения | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей | |
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде | |
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) | |
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона | |
Необходимые знания | Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения | |
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету | |
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства | |
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |
Конвенция о правах ребенка | |
Трудовое законодательство | |
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Наименование организации
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
__________________________________________________________________
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
УЧИТЕЛЬ
№ ________ – 2016
Официальное издание
Предисловие
1 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РАЗРАБОТАНА
_____________________________________________________________
(ФИО руководителя структурного подразделения, подпись)
2 УТВЕРЖДАЮ
руководитель организации
______________________________________________________________
(ФИО руководителя организации, подпись)
«___»_______________20___г.
3 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом руководителя организации от «___»_______________№_________.
4 ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СОГЛАСОВАНА
Сотрудник юридического отдела _________________________________
(ФИО, подпись)
Сотрудник отдела кадров _____________________________________
(ФИО, подпись)
Председатель профсоюзного комитета сотрудников ________________
(ФИО, подпись)
Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность учителя.
1.2 Учитель относится к категории педагогических работников.
1.3 Учитель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации порядке приказом руководителя организации.
1.4 Учитель подчиняется непосредственно руководителю организации.
1.5 В процессе своей деятельности учитель руководствуется локальными нормативными актами образовательной организации, регламентирующими организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные, положением об организации/уставом организации, настоящей должностной инструкцией.
1.6 В период временного отсутствия учителя (командировка, отпуск, болезнь) его должностные обязанности выполняет сотрудник организации, который назначается приказом руководителя и несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
Должностные обязанности
Учитель обязан:
2.1 Разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
2.2 Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
2.3 Участвовать в разработке и реализации программ развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
2.4 Планировать и проводить учебные занятия.
2.5 Систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.
2.6 Организовывать, контролировать и оценивать учебные достижения, текущие и итоговые результаты освоения основной образовательной программы обучающимися.
2.7 Формировать универсальные учебные действия, навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями, мотивировать к обучению.
2.8 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
2.9 Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
2.10 Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении образовательных и воспитательных задач.
2.11 Развивать профессионально значимые компетенции, необходимые для решения образовательных задач развития детей с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
2.12. Соблюдать принцип недопустимости коррупции и взяточничества, а в случаях обнаружения подобных действий или склонения к коррупционным действиям со стороны других работников организации информировать об этом руководителя в установленном организацией порядке.
2.13. Участвовать в проведении мероприятий по профилактике экстремистской деятельности и антитеррористической безопасности организации.
Должен знать
Учитель должен знать и уметь:
— Конституцию Российской Федерации и Республики Башкортостан;
— ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другие нормативные акты Российской Федерации и Республики Башкортостан по вопросам образования и воспитания детей и молодежи;
— Конвенцию о правах ребенка;
— Нормативные правовые акты в области защиты прав несовершеннолетних, включая международные, а также нормы педагогической этики;
— Законодательство Российской Федерации в области персональных данных;
— Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной программы, его историю и место в мировой культуре и науке; федеральные государственные образовательные стандарты;
— Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
— Рабочую программу и методику обучения по данному предмету;
— Санитарно-эпидемиологические требования к образовательной организации;
— Законодательство Российской Федерации в области инклюзивного образования, основы общей и возрастной психологии, основы психодидактики, особенности реализации программ для одаренных обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— Основы трудового, уголовного и административного законодательства Российской Федерации, в том числе меры ответственности педагогических работников;
— Устав организации, Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации;
— Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— Систему организации образовательного процесса в организации;
— Порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с образованием.
Требования к образованию и обучению
4.1 На должность учителя назначается лицо, имеющее
высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Особым условием допуска к работе является отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
К работе в должности учителя не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Права
Учитель имеет право:
5.1 Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающихся деятельности учителя и образовательной сферы в организации.
5.2 Запрашивать и получать у руководителя и сотрудников организации необходимые материалы и документы в пределах своей компетенции.
5.3 Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов, входящих в компетенцию учителя.
5.4 Определять соответствие осуществляемых трудовых действий и функций требованиям законодательства, и в случае их несоответствия принимать все необходимые меры по их прекращению.
5.5 Вносить предложения руководству организации по повышению своей квалификации.
5.6 Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
5.8 Участвовать в совещаниях и собраниях, проводимых в организации по вопросам образования.
5.9 На оказание содействия со стороны руководства организации в исполнении своих должностных обязанностей.
Ответственность
Учитель отвечает за:
6.1 Надлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, — в соответствии с действующим законодательством РФ;
6.2 Достоверную информацию о результатах своей деятельности;
6.3 Причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
6.4 Принятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных, антисанитарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации и его работников, здоровью обучающихся и работников организации.
6.5. Принятие мер по пресечению коррупционных нарушений.
Лист ознакомления
№ п/п | Должность | Ф.И.О. | Подпись | Дата |
Лист регистраций изменений
№ п/п | Номер изменения | Номер листа | Дата внесения изменения | Дата проверки | Ф.И.О. лица, внесшее изменения | Подпись |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по переходу на профессиональные стандарты
№№ | Мероприятие | Ответственный | Срок выполнения | Результат исполнения мероприятия | |||||
Создание рабочей комиссии по внедрению профессиональных стандартов | Отдел кадров | Январь 2016 г. | Издание приказа о создании рабочей комиссии, распределение обязанностей | ||||||
Проведение анализа штатного расписания и реестра утвержденных профессиональных стандартов в целях выявления соответствия наименований должностей работников Университета профессиям (должностям), указанным в профессиональных стандартах | Рабочая комиссия | 01.02.2016г.-29.02.2016 г. | Проект внутреннего реестра должностей в соответствии с профессиональными стандартами | ||||||
Проверка соответствия квалификации работников всех структурных подразделений, утвержденным профессиональным стандартам | Рабочая комиссия, Отдел кадров совместно с руководителями структурных подразделений | 01.03.2016г.-20.03.2016г. | 1.Список работников с указанием Ф.И.О., не соответствующих требованиям профессиональных стандартов; 2.Список работников с указанием Ф.И.О., соответствующих требованиям профессиональных стандартов | ||||||
Уведомление работников о предстоящих изменениях условий трудового договора в части: — переименования должности; — изменения трудовых функций и должностных обязанностей; — изменения требований к квалификации работника и необходимости прохождения повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки | Отдел кадров | 21.03.2016г. – 29.04.2016г. | Подписанные всеми штатными работниками Университета уведомления о предстоящих изменениях | ||||||
Подготовка к аттестации работников: разработка тестов, кейсов и перечня вопросов к каждой должности | Руководители структурных подразделений | 01.05.2016г. – 31.05.2016г. | Тесты, кейсы и вопросы для проведения аттестации персонала | ||||||
Создание аттестационной комиссии | Отдел кадров | 01.06.2016г. – 10.06.2016г. | |||||||
Внесение изменений в штатное расписание Университета в части наименований должностей работников | Планово-финансовый отдел ФЭУ | 10.06.2016г. – 20.06.2016г. | Штатное расписание | ||||||
Перевод работников на должности в соответствии с профессиональными стандартами | Отдел кадров, руководители структурных подразделений | 21.06.2016г. -30.06.2016г. | Подписанные дополнительные соглашения | ||||||
Внесение изменений в должностные инструкции работников | Отдел кадров, руководители структурных подразделений | до 16.09.2016г. | Утвержденные должностные инструкции | ||||||
Уведомление работников о проведении аттестации | Отдел кадров | до 01.10.2016г. | Подписанные всеми штатными работниками Университета графика проведения аттестации | ||||||
Аттестация работников | Аттестационная комиссия, руководители структурных подразделений | до 01.10.2016г. | Протокол аттестации, аттестационные листы, приказ о переводе или приказ о расторжении трудового договора | ||||||