Методические рекомендации По проведению учебно-ознакомительной практики в специальных (коррекционных) организациях образования

по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Семестр: 2

Часы: 108

Методические рекомендации разработаны доцентом кафедра дошкольной педагогики и специальных методик Никоненко З.А..

На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программы высшего профессионального образования, по направлению подготовки 44.03.02Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология». В соответствии с рабочей программой «Учебно-ознакомительной практики в специальных (коррекционных) организациях образования» для студентов первого курса. Утвержденной на заседании кафедры протокол от « » ____________ 20___г. №_____ и рассмотренной на НМК факультета протокол №__ от « »____________20___г.

Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образования проводится на первом курсе во втором семестре. Она является одним из необходимых этапов профессиональной подготовки студентов в системе Психолого-педагогического образования. Целью учебно-ознакомительной практики является:

  • ознакомление студентов со специальными (коррекционными) дошкольными образовательными учреждениями;
  • помочь студентам-бакалаврам определить особенности работы образовательных учреждений системы специального дошкольного образования, познакомить с основным содержанием деятельности специальных (коррекционных) организаций дошкольного образования, ОДО компенсирующего вида, а также с особенностями профессиональной деятельности педагогов-дефектологов, работающих в данных учреждениях;
  • познакомить студентов с особенностями работы педагога-дефектолога в группах для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и нарушений опорно-двигательного аппарата, которые функционируют в организациях дошкольного образования компенсирующего вида. С условиями и формами организации коррекционной работы и функциональными обязанностями педагога-дефектолога и воспитателей. С предметно-развивающей средой и организацией развивающего пространства в групповых комнатах;
  • учить наблюдать и анализировать работу педагога-дефектолога и воспитателей;
  • помочь студентам получить навыки взаимодействия с детьми, имеющими недостатки психофизического развития.

Задачи учебно-ознакомительной практики:

8 стр., 3685 слов

Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...

... дошкольное образование, отличается от других тем, что, во-первых, чрезвычайно широк спектр тех учреждений, где будет работать такой выпускник. Во-вторых, студент в процессе обучения должен быть подготовлен к работе ... обучения студентов в системе преподавания дисциплин психолого-педагогического и специального циклов (не менее 6 часов). Изучение особенностей освоения студентами отдельных учебных ...

1. Подготовить студентов к профессиональной практической работе по оказанию квалифицированной коррекционной помощи детям с недостатками развития.

2. Формирование представлений о коррекционной работе в специальных (коррекционных) организациях дошкольного образования (МС (к) ОУ).

3. Приобретение студентами опыта общения с детьми, которые имеют недостатки психофизического развития.

4. Создание условий для развития профессионально-значимых личностных качеств, формирование устойчивого нравственно-гуманистического взгляда на профессию педагога-дефектолога, проведения студентами самостоятельной работы и приобретения специальных умений и навыков.

1. Место учебно-ознакомительной практики в структуре ооп бакалавриата

Учебно-ознакомительная практика проводится во втором семестре на очном отделении. Она направлена на приобретение студентами представлений и знаний об оказании специальной педагогической (дефектологической) помощи детям дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития в системе образования. Прохождение учебно-ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору. Учебно-ознакомительной практике предшествует изучение следующих дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: «Анатомия и возрастная физиология», «Клиническая психология детей», «История педагогического образования», «Введение в педагогическую деятельность».

Освоенные студентами в период учебно-ознакомительной практики профессионально-педагогические знания и умения (аналитические, прогностические).

Создают базу для последующего изучения дисциплин предметной подготовки и развития исследовательской, проектной деятельности и помогают приобрести «входные» компетенции, такие как:

а) Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1 — способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

ОК-2 — владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений

ОК-3 — владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

ОК-4 — готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач).

2. Формы проведения учебно-ознакомительной практики:

Учебно-ознакомительная практика пассивная и проводится без отрыва от учебного процесса. Студенты знакомятся со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями компенсирующего вида для дошкольников с нарушениями развития. Практика проводится в форме наблюдений и анализа коррекционно педагогического процесса.

5 стр., 2266 слов

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

... ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23. Образование не учился вспомогательная школа начальное образование неполное среднее образование среднее образование среднее специальное образование незаконченное высшее образование высшее образование 24. Удовлетворенность полученным образованием ... (2 балла) способность к интеллектуальной деятельности восстановлена, однако сниже-на ее продуктивность, отсутствует ...

3. Место и время проведения учебно-ознакомительной практики:

Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образования проводится без отрыва от учебного процесса на 1 курсе во втором семестре, общей продолжительностью две недели (12 выходов в МС (к) ОУ).

Учебно-ознакомительная практика проводится по графику (по два дня) в каждом специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушениями:

-зрения (ознакомление с работой учреждения образования, тифлопедагога и коррекционной группы);

-слуха (ознакомление с работой учреждения образования, сурдопедагога и коррекционной группы);

-интеллекта (ознакомление с работой учреждения образования, олигофренопедагога и коррекционной группы);

-опорно-двигательного аппарата (ознакомление с работой учреждения образования, педагогов-дефектологов и коррекционной группы).

4. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики

В результате прохождения практики у бакалавра формируются и развиваются следующие компетенции:

Обще профессиональные компетенции (ОПК):

ОПК-1 — способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

Профессиональные компетенции специальные психолого-педагогические (ПКСПП):

ПКСПП — 4 — способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями.

Профессиональные компетенции деятельности (ПКД):

ПКД-5 — способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В процессе подготовки к учебно-ознакомительной практике в специальных (коррекционных) организациях образования и её осуществления студенты должны знать:

— порядок организации и особенности педагогического процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;

— содержание коррекционно-педагогической деятельности педагога-дефектолога и воспитателя с детьми;

— организацию и руководство коррекционно-образовательной, воспитательной, игровой и других видов деятельности детей;

— правила создания коррекционно-развивающей среды;

— функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности и поведения всех участников коррекционно-образовательного и воспитательного процесса.

уметь:

— вести педагогическое наблюдение и беседы;

— анализировать педагогический процесс, специальную научную и методическую литературу;

— изучать условия педагогического пространства, наблюдать за деятельностью педагогов-дефектологов и детей, оказывать помощь детям в различных видах их деятельности;

— устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами;

— наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности коррекционно-педагогической деятельности педагогов;

— участвовать в организации коррекционно-педагогической работе совместно со специалистами учреждения.

владеть:

— умениями анализировать коррекционно-педагогический процесс в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;

— организаторскими умениями;

— конструктивно-проектировочными умениями;

— коммуникативными способностями;

— прикладными способностями.

5..Структура учебно-ознакомительной практики

Общая трудоемкость педагогической практики составляет-3зачетные единицы, 108 часов, дневное отделение.

н/п

Раздел (этапы) учебной практики

Общая трудоёмкость

Форма контроля

зачетные единицы

часы

1

Подготовительный этап

0,2

6

отчет

2

Основной этап

1,6

60

отчет

3

Итоговый этап

0,2

6

отчет

4.

Самостоятельная работа студентов

1,0

36

отчет

Всего:

3

108

зачет

6. Содержание учебно-ознакомительной практики

Задания для самостоятельной работы студента-практиканта

Этапы прохождения практики

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

1,0 з./е

Подготовительный этап

I

Познакомиться с приказом о практике, распределением студентов на практику. Изучить программно-методические рекомендации и требования к данному виду практики. Определить цели и задача учебно-ознакомительной практики, изучить права и обязанностями студентов во время ее прохождения.

I

Знакомство с образцами текущей и отчетной документации, требованиями

к оформлению документов. Активное участие в установочной конференции.

I

Оформление титульного листа документации и «Дневника практики».

Заполнение дневника практики: определение цели, задачи, содержания работы, правил, и обязанностей, соблюдение которых необходимо в каждый день учебно-ознакомительной практики.

Основной этап

II

Первый день работы в организации образования.

Подготовиться к посещению организации дошкольного образования.

Подготовить перечень вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для обеспечения содержательной стороны практики.

Быть готовым к ведению беседы.

Заполнить в дневнике практики графы: …..

II

Знакомство и беседа с представителями администрации организации образования.

Изучение информации об учреждении, правил внутреннего распорядка; направлений его деятельности, режима работы, структуры; истории развития. Сбор необходимой информации, данных о работе коррекционных групп. Изучение и характеристика содержания их работы.

Экскурсия по учреждению и знакомство с педагогами коррекционных групп.

Беседа с педагогами.

II

Дневниковые записи:

Записать:

— полученную информацию об учреждении, педагогическом коллективе, педагогах коррекционных групп;

— содержание беседы с представителями администрации учреждения,

с педагогом-дефектологом и педагогами.

III

Второй день работы в организации образования.

Подготовиться к работе в коррекционной группе. Подготовить перечень вопросов, позволяющих получить информацию о работе педагога-дефектолога и воспитателя.

Быть готовым к просмотру и анализу коррекционно-педагогического процесса ведению беседы с воспитателем и детьми группы. Заполнить в дневнике практики графы: …..

III

Знакомство и беседа с педагогами-дефектологами и воспитателями

Получение информации о коррекционных группах: дате комплектования, профиле группы, периоде коррекционной работы, режиме дня, формах и условиях работы, направлениях коррекционной деятельности. Сбор необходимой информации, данных о детях с нарушениями психофизического развития согласно виду учреждения. Изучение и характеристика содержания работы с ними.

Посещение группы знакомство с педагогами коррекционных групп.

В дневнике практики описать содержание предметно-развивающей среды, перечень оборудования кабинета специалиста и групповой комнаты. Выполнить зарисовки, план, схему, описать расположение. Определить удобство, качество, функциональность… Наблюдение за проведением занятий воспитателем коррекционной группы. Наблюдение подготовки к занятию воспитателя и детей. Изучение оснащения педагогического процесса.

III

Дневниковые записи:

Записать:

— полученную информацию, содержание занятий, работу детей на занятии, взаимодействие с педагогом-дефектологом.

Описать работу: общение с детьми, перечень используемых пособий, дидактического материала, наглядности.

Сделать собственные выводы, предложения.

По возможности представить фото (видео) материалы.

Дневниковые записи:

— полученной информации, содержания занятий, работа детей на занятии, взаимодействие с педагогом. Описание особенностей общения с детьми, перечень используемых пособий, дидактического материала, наглядности.

По содержанию проделанной работы сделать собственные выводы, предложения.

Выполнить дневниковые записи:

— о проведенной работе и данных полученных в ходе общения с детьми.

— протокольные записи бесед, наблюдений игровой деятельности детей.

Итоговый этап

IV

Самостоятельно оценить результативность своей работы по реализации программы практики.

Обобщить полученные практические знания умения и навыки.

К итоговой конференции подготовить выступление-отчет о своей работе в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики.

IV

Описать все виды работ выполняемых в специальном (коррекционном) учреждении каждого вида. Сделать сравнительный анализ, изложить особенности организации и содержания коррекционного процесса.

Выступить на итоговой конференции.

IV

Документация практики (согласно требованиям).

Тезисы выступления на итоговой конференции.

ИТОГО: 36 ч.

ИТОГО:72 ч.

7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебно-ознакомительной практике

– Традиционная (репродуктивная) технология. Студенту отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера. Действия педагога связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

– Технология компьютерного обучения. Дает возможность решать дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, как и в какой мере усвоена информация. Формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных.

Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных занятий.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебно-ознакомительной практике

Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

Подготовительный (организационный) этап:

изучение программы учебно-ознакомительной практики, методических материалов практики, подготовка дневника практики.

Основной этап: подготовка к посещению организации дошкольного образования:

подготовка перечня вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для обеспечения содержательной стороны практики. Быть готовым к ведению беседы. Заполнение дневника. Подготовка к работе в коррекционной группе. Подготовка перечня вопросов, позволяющих получить информацию о работе педагога-дефектолога и воспитателя.

Быть готовым к просмотру и анализу коррекционно-педагогического процесса ведению беседы с воспитателем и детьми группы. Заполнить дневник практики.

Самостоятельно оценить результативность своей работы по реализации программы практики.

Обобщить полученные практические знания умения и навыки.

Итоговый этап: к итоговой конференции подготовить выступление-отчет о своей работе в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики, подготовка и оформление отчетных документов, оценка значимости и анализ результатов деятельности, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы во время практики, рефлексия саморазвития и выполнения программы практики. Подготовить итоговый отчет по практике.

9. Аттестация по итогам учебно-ознакомительной практики.

На протяжении прохождения учебно-ознакомительной практики осуществляются регулярные встречи групповых руководителей со студентами в формате консультаций, на которых обсуждаются возникающие у них проблемы и проводится промежуточная аттестация в форме проверки своевременности и качества заполнения дневника.

Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения практики. По итогам учебно-ознакомительной практики проводится итоговая конференция, на которой объявляются результаты практики, студенты выступают с докладами, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики.

Элементом итоговой конференции могут быть фото и видео материалы, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики. Учебно-ознакомительная практика считается завершенной при условии выполнения бакалавром всех требований программы практики.

Формы отчётности:

1. «Дневник практики», в котором запротоколированы и проанализированы ежедневные наблюдения, выполнены задания и даны ответы на вопросы самостоятельной работы студента, описаны все виды деятельности студента-практиканта. А так же представлены все формы отчетности и результаты всех предусмотренных программой практики заданий (Приложение).

3.Выступление студента по итогам практической деятельности на отчетной конференции о проделанной работе в период прохождении практики.

3. Прочие материалы.

Критерии оценки результатов практики

Оценка результатов практики складывается из отзыва о работе студента руководителя учреждения, педагога-дефектолога и оценки руководителем-методистом практики представленной студентом документации.

Результаты практики оцениваются в виде зачёта. При оценке результатов практики в первую очередь учитываются:

— уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);

— степень сформированности профессиональных умений;

— мнение, высказанное групповым руководителем-методистом практики в отзыве;

— содержание записей в дневнике и аккуратность его ведения;

— качество работы выполненной самостоятельно. Отчётной документации и своевременность её сдачи на кафедру (в течение 3 дней по окончании практики);

— выступление на итоговой конференции и пр.

Оценивается учебная практика студента, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, проявил самостоятельность, творческий подход, общую и профессиональную культуру.

Не оценивается учебная практика студента, который:

  • не выполнил программу практики;
  • показал слабые теоретические знания и практические умения;
  • нарушил сроки сдачи документации;
  • допустил необоснованные пропуски либо отказа от выполнения каких-либо заданий;
  • за небрежное ведение дневниковых записей.

10.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-ознакомительной практики

Программа учебно-ознакомительной практики.

Методические рекомендации по учебно-ознакомительной практике.

Образцы документации учебно-ознакомительной практики.

Основная литература

  1. Педагогическая практика студентов дошкольного образования: Учебное пособие / М.Л. Волобуева, В.И. Ядэшко, Л.И. Павлова и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Л.М. Волобуевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – 224 с. 2.
  2. Ткач Л.Т., Гелло Т.А. Учебная практика студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология». Учебно-методическое пособие. – Тирасполь, 2009. –108 с.
  3. Дошкольная педагогика /Сост. В.А. Гелло, А.П. Илькова, З.Н. Никоненко, Л.Т. Ткач, Тирасполь: РИО ПГУ, 1999. – 95 с.
  4. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И., Психолого-педагогическая практика в системе образования – Москва-Воронеж, 1998.
  5. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования/ Под ред. В.И. Ядешко, Л.М. Волобуевой. – М., 1999.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • www.kdp-spb.ru/uchebno…bakavlariat-praktika-4.htm – план учебной программы практики;
  • kamberezka2.ucoz.ru/…preemstvennostsada_i_shkoly…- каталог статей преемственность детского сада и школы;
  • www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/031200_2005.html — сайт министерства образования и науки Российской Федерации;
  • www.vospitanie-detey.ru/forum/index.php?topic – сайт: Семейный форум: Обсуждение семейных отношений. Особенности общения педагога и родителей.

11. Материально-техническое обеспечение учебно-ознакомительной практики

Для проведения учебно-ознакомительной практики необходимы государственные специальные (коррекционные) дошкольные образовательные учреждения (компенсирующего вида), в которых функционируют группы для детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций Пр. ООП ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Образец оформления титульного листа папки с документацией

по учебной (ознакомительной) практике

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики и специальных методик

Документация

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ

в специальных (коррекционных) организациях образования (зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)

студентки (та) 1 курса, ______ группы

(Ф.И.О. студента)

Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»,

Профиль подготовки «Специальная дошкольная педагогика и психология» квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Проходившей (го) практику в________________________________________________

__________________________________________________________________________(название учреждения)

с __________________________________ по ____________________________ 20 __ г.

Руководитель–методист практики _________________________________________________________________________

(Ф.И.О)

Тирасполь, 20__ г

Второй лист

На оборотной стороне титульного листа дается перечень отчётной документации (обязательной и дополнительной).

Перечень отчётной документации

  1. Дневник учебной практики

  2. Прочие материалы

Приложение 2

Образец и инструкция оформления и ведения дневника учебно-ознакомительной практики

Образец оформления титульного листа дневника

учебной (ознакомительной) практики

Дневник

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

в специальных (коррекционных) организациях образования

(зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)

студентки (та) 1 курса ______группы

__________________________________________________________________________(Ф.И.О. студента)

Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»,

Профиль подготовки «Специальная дошкольная педагогика и психология» квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Проходившей (го) практику в________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________(название учреждений)

с ___________________ по __________________ 20 __ г.

Руководитель – методист

практики _________________________________________________________________

(Ф.И.О)

Тирасполь 20__ г. Второй лист дневника

Включает сведенья о дошкольном учреждении (название, вид, адрес, информацию об администрации учреждения).

Приложение 3

Инструкция по ведению «дневника» практики

Цель ведения дневника заключается в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности организации дошкольного образования комбинированного вида (специального (коррекционного) образовательного учреждения), о работе выполняемой педагогом-дефектологом, воспитателем коррекционной группы (учителем-логопедом, учителем-тифлопедагогом, учителем-сурдопедагогом) воспитателями групп для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, зрения, слуха.

Материалы, собранные в дневнике практики, в последующем могут быть использованы в ходе подготовки к практическим, семинарским, лабораторным занятиям и в научно-исследовательской работе студентов:

  1. ♦ в выступлении на отчетной конференции по практике,

  1. ♦ в написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы,
  1. ♦ в подготовке и участии в студенческих конференциях,
  2. ♦ в осуществлении, индивидуальных и коллективных научно-практических исследований.

График работы (6 часов ежедневно) студент согласовывает с руководителем-методистом практики. Дневник заверяется подписью руководителя ОДО и руководителем-методистом практики.

Дневник прохождения учебной практики представляет собой ежедневные записи согласно содержанию программы по следующей форме:

Дата

Содержание работы

Анализ работы

Подпись руководителя практики

Ведение протокольных записей наблюдений, бесед с детьми и педагогами. Описание встреч, контактов, событий дня, выполненных поручений, встретившихся затруднений, открытий, трудностей дня…

Размышления, связанные с событиями дня. Оценка проведенной работы, её пользе и познавательности. Оценка полученной информации в ходе бесед, наблюдений, своего участия в педагогическом процессе. Послесловие, размышлений по педагогической, коррекционной работе с детьми, впечатлениям.

В дневник записывается информация о ходе выполнения содержания заданий для самостоятельной работы, по реализации программы вида практики, о событиях дня, отражаются события, факты, явления, с которыми студент-практикант столкнулся в образовательном учреждении в течение дня, а также фиксируйте собственные впечатления, мысли, идеи, касающиеся этих событий.

Первоначальные записи носят протокольный характер. Текст можно сразу не редактировать. Записи могут касаться различных аспектов бесед, встреч с педагогами, учителями-дефектологами детьми, поручений. А так же заданий выполненных самостоятельно и под руководством руководителя-методиста практики. Описываются впечатления, огорчения, потрясения, разочарования, значительные и самые обычные события, трудности и успехи дня.

Можно использовать разнообразные значки, сокращения, которые позволят студенту вести черновые записи в удобной форме. Которые в дальнейшем будут отредактированы и внесены в «Дневник практики».

В последующем, обращаясь к материалам, накопленным в ходе ознакомительной практики первого курса, студент даёт примеры, иллюстрирующие различные теоретические положения и конкретные проявления многих социальных процессов и явлений.

Приложение 4

Образец оформления таблицы наблюдений за деятельностью педагогов в течение дня

Режимные процессы

Содержание деятельности

Деятельность педагога-дефектолога, воспитателя коррекционной группы

Приложение 5

Примерный план составления визитной карточки: образовательного учреждения, специальной (коррекционной группы)

  • Название (полное) образовательного учреждения, профиля коррекционной группы.
  • Краткая история образовательного учреждения, коррекционной группы.
  • Документация, регламентирующая деятельность педагогов-дефектологов.
  • Направления работы.
  • Контингент детей.
  • Кадровый состав (образование, стаж, функциональные обязанности).
  • Образовательные программы.
  • Инновации в образовательном учреждении.
  • Работа с семьёй (задачи, формы работы, опыт, перспективы).
  • Оценка успешности деятельности педагогического коллектива.
  • Связи с образовательными и общественными организациями.
  • Проблемы и перспективы.

Приложение 6

Паспорт специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Общие сведения о дошкольном учреждении.

  1. Адрес С(к)ОУ, какому ведомству относится.

  2. Тип и вид учреждения, количество групп, плановый контингент детей, особенности функционирования.
  3. Оборудование группы: описание групповых комнат, соблюдение теплового и светового режимов. Обеспечение специальным оборудованием, мебелью, соответствие ее ростовым показателям детей. Оформление групп.

Качественный состав педагогических кадров учреждения.

  1. Заведующий С(к)ОУ: образование, квалификация, стаж работы.

  2. Заместитель заведующего по образовательной деятельности (аналогично).
  3. Педагоги-дефектологи, логопеды, воспитатели группы, другие специалисты согласно профилю учреждения (аналогично).
  4. Специалисты: по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, психолог, инструктор по физическому воспитанию, ЛФК, плаванию (перечислить).
  5. Медицинский персонал.

Оснащение воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

  1. Оборудование педагогического процесса в группе: наличие необходимых материалов, игрушек для всех видов деятельности, пособий по разделам типовой программы, коррекционных уголков. Доступность пособий, игрушек, материалов, соответствие игрушек возрасту и уровню развития детей.

Приложение 7

Схема анализа игровой деятельности

  1. Возрастная группа.

  2. Организация игровой обстановки:

— наличие игрового материала, атрибутов для игр;

— их соответствие возрасту детей;

— педагогическая и коррекционная целесообразность игрового материала.

  1. Игровая деятельность:

— какие виды игр преобладают в группе;

— как отражают дети, имеющиеся знания и знания, полученные на занятиях в своих играх;

— какие сюжеты чаще всего разыгрываются детьми;

— намечают ли дети план своих игр;

— каков характер ролевых, реальных отношений и уровень взаимоотношений детей в игре;

— как отражается недостаток развития на содержании, выборе, ходе, продолжительности и заинтересованности игрой.

  1. Руководство игровой деятельностью детей.

-какие методы и приёмы используют педагоги для формирования игровой деятельности детей и для её руководства;

— особенности руководства играми детей обусловленные недостатком развития ребенка;

— обсуждается ли с детьми прошедшая игра, формируется ли у детей оценочное отношение к своей роли в игре.

5. Планирование игровой деятельности в календарных планах педагогов-дефектологов и воспитателей.

— виды игр и время их проведения;

— соответствие видов игр и их содержания программно-методическим

рекомендациям общего и специального образования;

— периодичность планирования каждого вида игры;

— связь игры с другими видами деятельности.