Модель профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения молодежи

1 этап. Подготовительно-развивающий (4-8 класс).

Цель этапа: расширение кругозора школьников о мире профессий.

Задачи:

1. Проведение диагностических исследований, направленных на изучение познавательных и личностных особенностей школьников;

2. Формирование мотивации учеников к профессиональному выбору;

3. Ознакомление школьников с различными видами труда и профессиями.

4. Основные направления деятельности этапа:

5. Ознакомление школьников с миром профессий при помощи различных активных методов.

Информационно-аналитическое направление: Изучение, анализ рынка труда. (Сбор информационно-аналитического материала осуществляется через отделы по делам молодежи, центры занятости населения.)

Диагностическое направление: Познание себя при помощи психологических тестов и через активные методы самопознания. Это направление работы включает диагностику, самодиагностику учащихся, самопознание личности.

2 этап. Формирование первичной готовности к выбору профессии (8, 9 класс).

Цель этапа: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи:

1. Предоставление старшеклассникам углубленной информации о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования.

2. Проведение диагностических исследований, касающихся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей.

3. Оказание помощи при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).

4. Контроль, планирование и анализ проведения работы в информационном и диагностическом направлениях.

Основные направления деятельности этапа:

Информационное направление.

Знакомство с содержанием разных профессий;

Знакомство с целями, условиями, средствами труда;

16 стр., 7809 слов

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями ...

... своему характеру психологическая помощь может состоять: 1)      в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка. Например, таких как направление в специальные или ... подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник,— то в ...

Предоставление информации о необходимых и препятствующих качествах для успешного выполнения различного рода работ (в т. ч. ограничения по состоянию здоровья);

Предоставление информации о спросе на рынке труда, возможных местах трудоустройства в соответствии с социально-экономическими условиями данного района.

Информация о необходимом уровне образования, учебных заведениях и т.п.

Консультационно-диагностическое направление.

Выявление склонностей, способностей, интересов и профессиональной направленности учащихся;

Диагностика индивидуально-типологических особенностей с целью определения соответствия с той или иной профессией;

Социально-бытовое обследование в семье и школе;

Медико-психолого-педагогическая экспертиза;

Определение степени готовности к выбору профессии;

Аналитическое направление.

Организация, анализ, контроль профориентационной работы в различных структурах.

3 этап. Формирование готовности выбора будущей профессии и выбор (9-11 класс).

Цель этапа: Оказание помощи в выборе будущей профессии.

Задачи:

1. Осветить требования каждой профессии к личности профессионала.

2. Сформировать готовность к выбору путем развития профессионально-важных качеств.

Основные направления деятельности этапа:

Информационно-просветительская деятельность:

Предоставление информации о рынке труда;

Организация и проведение общеознакомительных экскурсий в ВУЗы, на предприятия;

Подключение квалифицированных специалистов для получения информации о возможностях получения профессий;

Участие в организации выставок и форумов профессий;

Создание информационно-поисковой системы.

Диагностико-консультационная деятельность:

Помощь в создании учебно-методологической базы.

Контроль соблюдения прав и обязанностей школьной психологической службы: Отслеживание получения учащимися информации о рынке труда и вакансиях.

4 этап. Модель помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве (18-20 лет).

Цель этапа: оказание помощи молодым специалистам в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Задачи:

1. Предоставление молодым специалистам информации, касающейся правовых норм, специфики рынка труда, а также информации о вакансиях.

2. Проведение диагностических исследований, касающихся ПВК (профессионально важных качеств) и реориентации.

3. Осуществление психологической подготовки к профессиональной деятельности.

4. Отслеживание информации, касающейся того, каким образом происходит выбор профессий, и того, в каких профессиях нуждается современное общество.

5. Оказание психологической помощи при возникновении трудностей у студентов учебных заведений (консультации).

6. Создание рекламных акций, касающихся многоаспектности профессий (выставки, форумы профессий).

Основные направления деятельности этапа:

Информационное направление.

Предоставление молодежи информации о вакансиях на рынке труда (Центры занятости населения)

Диагностическое направление.

Оказание психологических услуг молодежи при подготовке к профессиональной деятельности и трудоустройству.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... процессе оказания помощи учтены возрастные и психологические особенности характерные для клиентов пожилого возраста; · специалист обладает ... пожилые люди и инвалиды): пенсионное обеспечение, предоставление всевозможных преимуществ, социальное обслуживание в стационарных ... нагрузки на лиц трудоспособного возраста, обеспечивающих своим трудом и уходом когорты нетрудоспособного населения. Другие ...

Консультативное направление.

Консультирование по поиску работы и трудоустройству.

Еще одним самостоятельным этапом, который может являться показательным для всех выше перечисленных пунктов – рекламный. На данном этапе проводится организация выставок, форумов профессий.

5 этап. Социально-психологическое сопровождение молодых специалистов в профессиональном становлении (возраст от 20 до 30 лет).

Цель: обеспечение максимальных адаптационных условий для молодых специалистов.

Задачи:

1. Создание информационно-аналитической базы для улучшения работы с молодыми специалистами.

2. Осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей как со стороны молодого специалиста, так и со стороны работодателя.

Направления деятельности:

Отслеживание количества выпускаемых специалистов, их распределение:

Сбор сведений из ВУЗов, учебных учреждений, организаций, предприятий и т.д. (количество выпускников по определенным специальностям, запросы из организаций);

Сбор сведений о распределении молодых специалистов;

Сбор информации о количестве востребованных местах, занимаемыми молодыми специалистами;

Получение информации из военкоматов (справки количестве человек получивших увольнение) для сопровождения молодых людей, вернувшихся из армии.

Контроль соблюдения прав и обязанностей, как со стороны молодых специалистов, так и со стороны руководства:

Получение молодым специалистом полной информации о правах и обязанностях на том предприятии, где он работает;

Поддержка молодого специалиста и его семьи;

Отслеживание профессионального пути молодого специалиста.

Подключение квалифицированных специалистов для оказания помощи при возникновении каких-либо проблемных ситуаций (например, юристов, психологов, медиков):

Информация о наличии квалифицированных специалистов на предприятии, организации, фирме и т.д.;

Тесное взаимодействие с отделами кадров, отделами по управлению персоналами, руководителями.

Информирование о возможностях повышения квалификации, переквалификации:

Информация о местах повышения квалификации в разных областях профессий, организация обучения.

Помощь при потере места работы:

Сбор сведений о функционировании предприятия;

Сбор сведений о вакантных местах на других предприятиях;

Информация о существовании центра помощи молодым специалистам.