Этапы освоения речевой деятельности

Компонент речевой деятельности Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
1. Мотив (постепенное накопление мотивов, обеспечивающих принятие ребёнком цели речевой деятельности, их усложнение по мере взросления ребёнка будет способствовать усилению его субъектной позиции). 1м.+Коммуникативный 2м. Коммуникативный +! Экспрессивный (передача своих эмоций, впечатлений, желаний ребёнком).

Условия: яркие звучащие игрушки, сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывание игрового персонажа. Важна эмоциональность воспитателя, внимание, помощь, и одобрение по отношению к детям!

Коммуникативный Экспрессивный +! Побудительный (объединять детей в группы) +! Познавательный (к середине года) Условия: создание ситуаций необходимости совместного выполнения поручений, задания, игрового действия; обыгрывание игрового персонажа-ровесника, героев сказок; отгадывание описательных загадок, создание проблемных ситуаций, организация элементарной поисковой деятельности. Активность будет проявляться при становлении познавательно-побудительного мотива. Учим задавать вопросы, обращаться с просьбой, высказывать мнение. Коммуникативный Экспрессивный Побудительный Познавательный +! Информационный Чем больше получит информации, тем активнее будет речь детей. +! Семантический (развитие метаязыковой деятельности) Потребность обозначить, зафиксировать, сохранить, оценить результаты своей речевой деятельности. +! Планирующая функция речи (необходимость прогнозировать результаты своей деятельности, планировать её ход) Условия: обогащение познавательного, литературного, деятельностного опыта; запись придуманных историй, сказок, загадок, считалок, создание книг (д.б.

специальная полочка по словотворчеству); в рисовании, игре, строительстве и т.д. попросить рассказать о замысле, предполагаемом сюжете.

2. Цель (нарастание субъектной позиции по освоению целевого компонента идёт по линии усиления самостоятельности и осознанности в постановке цели, её реализации и соотнесении с результатом) Ребёнок способен лишь принять цель, поставленную взрослым. Усл.: соответствие цели наглядной ситуации,экспрессивному или коммуникативному мотиву. Ребёнок способен самостоятельно ставить цель, но реализует её при помощи взрослого. Усл.: поддержать инициативу и самостоятельность целеполагания, помочь реализовать цель при помощи вопросов, подсказок слова или фразы. Постепенный переход от диалогической к монологической речи. Ребёнок способен самостоятельно ставить цель, реализует её, и может соотнести полученный результат с поставленной целью и оценить успешность своей деятельности. Уместен вопрос: «Получилось ли у тебя?» Усл.: Помогать устанавливать связи между целью и результатом через анализ и оценку своей речевой деятельности и речь сверстников.
3.Содерж-е (происходит накопление содержания для речевой деятельности за счёт расширения круга представлений от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми) Эмоции, впечатления, желания, жалобы, чувства ребёнка; представления об окружающих предметах, знания об игровых и предметных действиях.

Усл.: организация ситуативно-делового общения по поводу сов местного дела, наличие наглядной ситуации: бытовые, игровые ситуации, предметная деятельность. Организация внеситуативно-познава тельного общения.  

Знания о строении, назначении, материале, свойствах, качествах, способах возможного использования предметов; знания о свойствах и зависимостях природы; прошедшие события, будущие открытия, фантазии. Усл.: Организация внеситуативно-познавательного общения, внимательное и уважительное отношение к интересам детей, поддержка темы разговора, помощь в поиске ответа на вопросы; творческие задания на сочинение рифмовок, двустиший и т.д. Интерес к миру людей: проявлениям личностных особенностей людей, героев литературных произведений в их поведении, общении с окружающими, причины поступков, стремление к их оценке; интерес к нравственным категориям – честность, уважение, дружба и т.д.; . Усл. организация внеситуативно- личностного общения; учитывать интересы в социальной области при отборе литературных произведений, подборе тем для сочинения рассказов, организации бесед и коллективных разговоров. Детям интересно разговаривать со взрослыми. Уместны этические беседы.

Ребёнок способен варьировать содержание речи от собеседника. Полезно межвозрастное общение. Вносить творческие задания на сочинение загадок, сказок, считалок через приёмы комбинирования, олицетворения и т.д..

4. Средства (субъектность характеризуется наличием указанных средств в речи и умением самостоятельно, творчески пользоваться ими при построении высказывания соответствующего цели и содержанию речевой деятельности) 1. Невербальные средства выразительности 2. Передача информации со своим отношением 3. Непроизвольная эмоциональная выразительность речи (невербальные речевые средства «ох», «ах», преувеличения)   1. Средства интонационной выразительности 2. Передача информации со своим отношением 3. Эмоциональная выразительность сохраняется, но теперь более произвольная Активная работа над интонационной выразительностью речи (сила голоса, ритм, тембр, речевое дыхание, слух, интонация, дикция и т.д.) Рост словарного запаса, овладение сложными речевыми формами, использование образных средств языковой выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, гипербол и т.д.) Эмоциональная выразительность произвольна, ведётся работа над артикуляцией, дикцией, логическим ударением, паузой. Активно работаем над средствами языковой выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы).

Сочиняем загадки, сказки и т.д.

5. Результат (субъектная позиция характеризуется умением оценить результативность речевой деятельности и внести коррективы в соответствии с поставленной целью) Неполные повествовательные или восклицательные предложения, сложносочинённые, сложноподчинённые, предложениия без союзов, совместный пересказ, начиная с 1 мл. группы. К концу 2 мл. гр. самостоятельно составляет рассказ по картинке из 2-3 предложений.