1 этап. Подготовительно-развивающий (4-8 класс).
Цель этапа: расширение кругозора школьников о мире профессий.
Задачи:
1. Проведение диагностических исследований, направленных на изучение познавательных и личностных особенностей школьников;
2. Формирование мотивации учеников к профессиональному выбору;
3. Ознакомление школьников с различными видами труда и профессиями.
4. Основные направления деятельности этапа:
5. Ознакомление школьников с миром профессий при помощи различных активных методов.
Информационно-аналитическое направление: Изучение, анализ рынка труда. (Сбор информационно-аналитического материала осуществляется через отделы по делам молодежи, центры занятости населения.)
Диагностическое направление: Познание себя при помощи психологических тестов и через активные методы самопознания. Это направление работы включает диагностику, самодиагностику учащихся, самопознание личности.
2 этап. Формирование первичной готовности к выбору профессии (8, 9 класс).
Цель этапа: формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи:
1. Предоставление старшеклассникам углубленной информации о мире профессий, о спросе на рынке труда и необходимом уровне образования.
2. Проведение диагностических исследований, касающихся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей.
3. Оказание помощи при возникновении трудностей у старшеклассников, связанных с выбором профессии (рекомендации, консультации, тренинги, игры).
4. Контроль, планирование и анализ проведения работы в информационном и диагностическом направлениях.
Основные направления деятельности этапа:
Информационное направление.
Знакомство с содержанием разных профессий;
Знакомство с целями, условиями, средствами труда;
Основные направления психологической помощи детям с нарушениями ...
... своему характеру психологическая помощь может состоять: 1) в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка. Например, таких как направление в специальные или ... подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник,— то в ...
Предоставление информации о необходимых и препятствующих качествах для успешного выполнения различного рода работ (в т. ч. ограничения по состоянию здоровья);
Предоставление информации о спросе на рынке труда, возможных местах трудоустройства в соответствии с социально-экономическими условиями данного района.
Информация о необходимом уровне образования, учебных заведениях и т.п.
Консультационно-диагностическое направление.
Выявление склонностей, способностей, интересов и профессиональной направленности учащихся;
Диагностика индивидуально-типологических особенностей с целью определения соответствия с той или иной профессией;
Социально-бытовое обследование в семье и школе;
Медико-психолого-педагогическая экспертиза;
Определение степени готовности к выбору профессии;
Аналитическое направление.
Организация, анализ, контроль профориентационной работы в различных структурах.
3 этап. Формирование готовности выбора будущей профессии и выбор (9-11 класс).
Цель этапа: Оказание помощи в выборе будущей профессии.
Задачи:
1. Осветить требования каждой профессии к личности профессионала.
2. Сформировать готовность к выбору путем развития профессионально-важных качеств.
Основные направления деятельности этапа:
Информационно-просветительская деятельность:
Предоставление информации о рынке труда;
Организация и проведение общеознакомительных экскурсий в ВУЗы, на предприятия;
Подключение квалифицированных специалистов для получения информации о возможностях получения профессий;
Участие в организации выставок и форумов профессий;
Создание информационно-поисковой системы.
Диагностико-консультационная деятельность:
Помощь в создании учебно-методологической базы.
Контроль соблюдения прав и обязанностей школьной психологической службы: Отслеживание получения учащимися информации о рынке труда и вакансиях.
4 этап. Модель помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве (18-20 лет).
Цель этапа: оказание помощи молодым специалистам в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Задачи:
1. Предоставление молодым специалистам информации, касающейся правовых норм, специфики рынка труда, а также информации о вакансиях.
2. Проведение диагностических исследований, касающихся ПВК (профессионально важных качеств) и реориентации.
3. Осуществление психологической подготовки к профессиональной деятельности.
4. Отслеживание информации, касающейся того, каким образом происходит выбор профессий, и того, в каких профессиях нуждается современное общество.
5. Оказание психологической помощи при возникновении трудностей у студентов учебных заведений (консультации).
6. Создание рекламных акций, касающихся многоаспектности профессий (выставки, форумы профессий).
Основные направления деятельности этапа:
Информационное направление.
Предоставление молодежи информации о вакансиях на рынке труда (Центры занятости населения)
Диагностическое направление.
Оказание психологических услуг молодежи при подготовке к профессиональной деятельности и трудоустройству.
Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...
... процессе оказания помощи учтены возрастные и психологические особенности характерные для клиентов пожилого возраста; · специалист обладает ... пожилые люди и инвалиды): пенсионное обеспечение, предоставление всевозможных преимуществ, социальное обслуживание в стационарных ... нагрузки на лиц трудоспособного возраста, обеспечивающих своим трудом и уходом когорты нетрудоспособного населения. Другие ...
Консультативное направление.
Консультирование по поиску работы и трудоустройству.
Еще одним самостоятельным этапом, который может являться показательным для всех выше перечисленных пунктов – рекламный. На данном этапе проводится организация выставок, форумов профессий.
5 этап. Социально-психологическое сопровождение молодых специалистов в профессиональном становлении (возраст от 20 до 30 лет).
Цель: обеспечение максимальных адаптационных условий для молодых специалистов.
Задачи:
1. Создание информационно-аналитической базы для улучшения работы с молодыми специалистами.
2. Осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей как со стороны молодого специалиста, так и со стороны работодателя.
Направления деятельности:
Отслеживание количества выпускаемых специалистов, их распределение:
Сбор сведений из ВУЗов, учебных учреждений, организаций, предприятий и т.д. (количество выпускников по определенным специальностям, запросы из организаций);
Сбор сведений о распределении молодых специалистов;
Сбор информации о количестве востребованных местах, занимаемыми молодыми специалистами;
Получение информации из военкоматов (справки количестве человек получивших увольнение) для сопровождения молодых людей, вернувшихся из армии.
Контроль соблюдения прав и обязанностей, как со стороны молодых специалистов, так и со стороны руководства:
Получение молодым специалистом полной информации о правах и обязанностях на том предприятии, где он работает;
Поддержка молодого специалиста и его семьи;
Отслеживание профессионального пути молодого специалиста.
Подключение квалифицированных специалистов для оказания помощи при возникновении каких-либо проблемных ситуаций (например, юристов, психологов, медиков):
Информация о наличии квалифицированных специалистов на предприятии, организации, фирме и т.д.;
Тесное взаимодействие с отделами кадров, отделами по управлению персоналами, руководителями.
Информирование о возможностях повышения квалификации, переквалификации:
Информация о местах повышения квалификации в разных областях профессий, организация обучения.
Помощь при потере места работы:
Сбор сведений о функционировании предприятия;
Сбор сведений о вакантных местах на других предприятиях;
Информация о существовании центра помощи молодым специалистам.