Мини-сочинение «Моя первая воспитательница».

Жизнь и педагогическая деятельность Ф. Фребеля.

Данные изучения представьте в таблице.

Краткие биографические данные. Основные направления педагогической деятельности. Труды: книга, учебники, статьи.
Родился 1782 г. 1792г. начинает посещать городскую школу. 1805г. узнает педагогическое дело в Песталоцци. 1808г. становится учителем в школе. 1816г. открыл учебное заведение по своей системе, позже возникла мысль о заведении малолетних детей. 1840г. открыл первое учебное заведение для дошкольного возраста и назвал его «детский сад» 1848г. еще открытие одного детского сада в Гамбурге. 1852г. его жизнь закончилась.   Цель дать каждому ребенку возможность стать развитой личностью. Развить природные способности ребенка. Ядром педагогике в детском саду он считал игру. По его мнению игра содействует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Так же художественная деятельность рисование, лепка, аппликации, музыка и стихи. В 1826г. его главный литературный труд « О воспитании человека» Первый детский сад был открыт в день 400-летнего юбилея книгопечатания. В то же время он начал издавать воскресную газету «Будем жить для наших детей». Написал «Материнские песни». Тогда же им были подготовлены первые «детские садовницы» воспитатели. Разработал развивающий детский конструктор «Киндергартен». 1844г. под его редакцией вышли «Сто песен к играм в мяч»

Мини-сочинение «Моя первая воспитательница».

 

Моя первая воспитательница Татьяна Анатольевна очень хорошая она отдавала каждому ребенку в нашей группе частичку себя. Она играла с нами в разные игры, читала нам сказки, рисовала с нами, но и бывало что и поругает не без этого, но делала это все с любовью. Она не пыталась возродить в нас ответные чувства, как бывает это со всеми нами, а любила нас просто так. Она так с добротой на нас на всех смотрела, но не удерживала возле себя как ревнивая мама, чтоб рассказал куда пошел, что сделал.

Она свои эти чудесные качества за собой до конца не осознавала. У нее была не идеальная фигура, но чтобы она ни одела праздничное на утренник ей всегда это было к лицу. Я к ней всегда очень хорошо относилась, она была для меня второй мамой. И вот уму не постижимо как воспитатель может управлять таким большим количеством детей, любить и заботиться о каждом. Это такой огромный труд. И хочу сказать ей большое спасибо за ее заботу, теплоту, любовь и внимание. У меня остались очень приятные воспоминания о моей первой воспитательнице.

3.Структура профессиональной компетентности…

Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения, через умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить — действовать — мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.

В результате модель профессиональной компетентности выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1.Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему:

комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса;

оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

 

Социальный портрет современного ребенка.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов детей и подростков. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу сейчас переживают младшие школьники. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографии. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок?

Дети хорошо информированы. Они рассуждают на “взрослые” темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетения сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей.

Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинства детей в возрасти 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу « Развития речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Так же неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком — либо занятии, рассеяны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает “ клиповым сознание”, вскормленным рекламной и музыкальными роликами. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей на которых выросли родители, бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер — способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно – ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно – ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.

Итог – болезни, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за “наследования опыта семейных неудач”, происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сфере, привнесенных в повседневный быт ребенка.

Обобщив фундоментальные исследования последних лет, академии Д.И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:

· Резкое снижение развития детей дошкольного возраста.

· Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

· Уход из жизни ребенка сюжетно – ролевой игры и как следствие снижение произвольности и мотивационно – потребностной сферы.

· Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

· Недостаточная сформированность мелкой моторики и следовательно графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

· Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.

· Рост «экранной» зависимости.

· Ограничение общения со сверстинками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

· Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

· Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.

· Рост основных форм психических заболеваний.

· Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас пожалуй становятся все более выраженными.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой она развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно “здесь и сейчас” закладываются основы личности Человека будущего. И если мы взрослые не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

 

Нормативные основы прав детей: Конвенция ООН о правах ребенка. (Краткая характеристика документа).

Конвенция – это международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей от рождения до 18 лет. Конвенция принята 20 ноября 1989 года. На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство должно соблюдать все положения данной Конвенции.

 

· Статья 1 Определение ребенка. Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами, заключенными в данной Конвенции.

· Статья 2 Предотвращение дискриминации. Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

· Статья 3 Наилучшее обеспечение интересов ребенка. Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

· Статья 4 Осуществление прав. Государство должно делать все возможное, чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной Конвенцией.

· Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребенка. Государство должно уважать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребенка с учетом его развития.

· Статья 6 Право на жизнь, выживание и развитие. Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психологический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

· Статья 7 Имя и гражданство Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

· Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

· Статья 9 Разлучение с родителями. Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам).

Если в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вперед ребенку).

· Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения.

· Статья 11 Незаконное перемещение и возвращение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12 Взгляды ребенка. Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

· Статья 13 Свобода выражения мнения. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

· Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

· Статья 15. Свобода Ассоциации. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

· Статья 16 Защита прав на личную жизнь. Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить его дома и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

· Статья 17. Доступ к соответствующей информации. Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

· Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

· Статья 19 Защита от злоупотребления и небрежного отношения. Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

· Статья 20 Защита ребенка, лишенного семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям, которые уважают его родные язык, религию и культуру.

· Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав. При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться одинаковые правила, гарантии и нормы.

· Статья 22 Дети – беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам — оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

· Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении имеет право на особую заботу и достойную защиту. Государство должно предоставить такому ребенку возможность учиться, лечиться, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.

· Статья 24. Здоровье и здравоохранение. Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности и проводит информационные кампании по распространению знаний о здоровье.

· Статья 25 Периодическая оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка находящегося на попечении.

· Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

 

Список литературы:

1.Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. — Челябинск, 2010-290с.

2.История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Владос, 200.

3.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений \ С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432с.

4.Концепция дошкольного воспитания ВНИК «Школа» Дошкольное воспитание. – 1989. — №5. – С. 10.

5.Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева. – М.: просвещение, 2003.