Презентация на тему: ЛЕКЦИЯ № 4

ЛЕКЦИЯ № 4

МОТИВЫ УЧЕНИЯ

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

В. А. Сухомлинский

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Мотивация как психологиче ская категория

Учебная мотивация

Формирование и изучение учебной мотивации

ЗАДАЧИ ЛЕКЦИИ:

сформировать теоретические знания о мотивации как психологической категории

рассмотреть структуру учебной мотивации

познакомить с методами формирования учебной мотивации

развить мыслительную активность студентов

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов Габай Т.В. М.: Академия, 2010. (10)

Психолого-педагогическийпрактикум: учеб. пособие для вузов. Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. (1)

Психолого-педагогическаядиагностика: учеб. пособие

под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007 (0)

Методология и методы психолого-педагогическихисследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, 2008. ( 2)

Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова

ВГМУ — Владивосток: Медицина ДВ, 2009. ( 89)

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]

17 стр., 8371 слов

История психологии как отрасль психологического знания.

... до середины XX в. - М.: Академия, 1999. – 409 с. Дополнительная: 1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления / Р.А. Абдурахманов: учебное пособие. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. ... и «общего чувствилища» в теории Аристотеля. Докажите это краткими аннотациями статей из психолого-педагогической литературы. 3. Подумайте, что на Ваш взгляд является наиболее характерным в ...

В.Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.(1 )

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия

И.В. Дубровина, .(2)

Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников .Самара: Перспектива, 2002. (15)

1. МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

Концепции

и теории

мотивации,

относимые

только

к

человеку,

начали появляться

в

психологической науке

начиная

с

20-хгг. XX в. Первой была теория мотивацииК. Левина (1926).

Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии —А. Маслоу,Г. Олпорта,К. Роджерса.

МОТИВАЦИЯ

В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи с таким положением В.К. Вилюнас высказал сомнение о целесообразности обсуждения вопроса, что такое «мотив».

Когда ищут ответ на вопрос: «что же такое мотивы?», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем?», «для чего?», «почему?», «от чего человек ведет себя именно так, а не иначе»?

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ — ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

МОТИВ –(отлатинского) приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Совокупность побуждений к деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ МОТИВА

психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);

предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);

установки (А. Маслоу);

условия существования (К. Вилюнас);

побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий ( В.С. Мерлин);

соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович) и др.

Презентация на тему: МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К.Мадсен, Ж.Годфруа);

совокупность мотивов (К.К.Платонов);

побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность;

процесс психической регуляции конкретной деятельности(М.Ш.Магомед-Эминов);

процесс действия мотива;

механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А.Джидарьян);

совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К.Вилюнас).

СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ

Л.С. Выготский

А.Ф. Лазурский

Н.Н. Ланге

А.Н. Леонтьев

С.Л. Рубинштейн

Л.И. Божович

А.К. Маркова

ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ

К. Левин

Д.К. Маккеланд

Г. Олпорт

Э. Даффи

Д. Берлайн

И. Аткинсон

К. Бëрч

Х. Хекхаузен

ЦИКЛ МОТИВАЦИИ

ПОТРЕБ- НОСТИ

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ УСИЛИЯ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ

2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Мотив учения – побудительная причина,

внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная

заинтересованность в его совершении.

Это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и

т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов.

Внутренний мотив

Собственное развитие в процессе учения

Действие с другими и для других

Познание нового и неизвестного

Направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение.

Внешний мотив

Это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом.

Узко личные мотивы — учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки.

Учеба как вынужденное поведение Как привычное функционирование

Стремление оказаться в центре внимания

Отдельной группой психологи выделяют отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения.

Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либоза пределами самого этого поведения.

 

Уровни познавательных

Уровни социальных

 

 

мотивов

мотивов

 

 

— широкие познавательные

-широкиесоциальные мотивы

 

мотивы – ориентация на

мотивы долга и

 

 

овладение новыми знаниями,

ответственности, понимания

 

 

фактами, явлениями,

социальной значимости

 

 

закономерностями;

учения;

 

 

учебно-познавательные

— узкие социальные мотивы

 

 

мотивы — ориентация на

(позиционные) – стремление

 

 

усвоение способов добывания

занять определенную позицию

 

 

знаний, приемов

в отношении окружающих

 

 

самостоятельного приобретения

(например, заслужить их

 

 

знаний;

одобрение);

 

 

— мотивы самообразования –

— мотивы социального

 

 

ориентация на приобретение

сотрудничества – ориентация

 

 

дополнительных знаний, на

на взаимоотношения и способы

 

 

самосовершенствование

взаимодействия с другими

 

 

личности.

людьми.

 

 

 

 

 

Презентация на тему: 3. Формирование и изучение учеб ной мотивации

3. Формирование и изучение учеб ной мотивации

Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся?

Сначала определим те виды деятельности, которые должны быть главными, ведущими в учебно-воспитательнойсамодеятельности учащихся.

Виды деятельности учащихся

Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы:

1.Учебно-познавательнаядеятельность. 2.Деятельность по саморазвитию своих

способностей.

3.Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера.

4.Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.

Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и

смыслообразующими.

Развитие внутренней мотивации учения.

Развитие внутренней мотивации

учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.

Развитие внутренней мотивации

учения это движение вверх. Гораздо проще

двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей используются такие «педагогические подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов

.

ХАЙНЦ ХЕКХАУЗЕН

Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.

Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.

ПРОГРАММА МОТИВАЦИОННОГО

ТРЕНИНГА ХЕКХАУЗЕНА

постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;

адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;

вера в эффективность собственной деятельности;

получение обратной связи о достижении цели;

переживание ответственности за свои действия и их последствия.

А.К. МАРКОВА

факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности;

коллективные формы учебной деятельности;

оценка учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности учителя.

ЭТАПЫ МОТИВА

А.К. Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы:

актуализация привычных мотивов;

постановка на основе этих мотивов новых целей;

положительное подкрепление мотива при реализации этих целей;

появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их

иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ Л.М. ФРИДМАНА

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ Л.М. ФРИДМАНА

Л.М. Фридман выделяет два основных пути развитие личности, Формирование конструкторских умений старших">формирования у учащихся нужной мотивации (Фридман Л.М., 1997)

.

Первый путь, иногда называемый«снизу вверх» состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости.

Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования«сверху вниз». Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого

необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА О МОТИВАХ

А.К.Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.

Мотивы:

1.Познавательные (если связаны с содержанием учения).

2.Социальные (если связаны с общением учеников друг с другом и учителем).

. П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. (деятельностная теория учения) — мотив может быть либо внешним либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.

Как их сформировать?

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Психологи выделяют три уровня (по А.К.Марковой):

широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;

учебно-познавательныймотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;

мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы – мотивы самообразования.

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ

А как дело обстоит в реальности?

В младшем школьном возрасте познавательной мотивации ещё нет, а в старшем – уже нет. Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-8классов.

Что нужно изменить в системе школьного обучения, чтобы повернуть детей к учебе?

Д.Б.Эльконин отмечал, что позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя.

Как же сформировать такую позицию у школьника?

Через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку

Психологи школы П.Я.Гальперина доказали, что характер мотивации зависит от типа учения.

От того, какой материал преподносится

учителем, какая роль отводится

ученику – пассивно впитывающей губки

или активно работающего вместе с педагогом, — будет зависеть и тип учения, и характер мотивации.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

Методы стимулирования

интереса к учению

Методы стимулирования

долга и ответственности

(познавательные игры,

(убеждение,

творческие задания

предъявление

учебные дискуссии,

требований, упражнения

установки, создание

в выполнении

проблемных ситуаций,

требований, поощрения,

создание эмоционально –

порицания,

нравственных ситуаций:

незаконченные

успеха, одобрения,

предложения, классные

поддержки)

плакаты: Я могу это

 

сделать. Я могу, когда

 

говорю себе, что я могу.

 

мини – сочинения.)

РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ

Не может — не

хочет Хочет — не может

Может — не хочет

Может — и хочет

инструктирование

наставничество

мотивация

 

Делегирование

Результат

полномочий

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

Волевые

1.Предъявление учебных требований

2.Информирование об обязательных результатах обучения

3.Формирование ответственного отношения к учению

4.Познавательные затруднения

5.Самооценка своей деятельности и коррекция

6.Рефлексия поведения

7.Прогнозирование будущей жизнедеятельности

. Социальные

1.Развитие желания быть полезным Отечеству

2.Побуждение подражать сильной личности

3.Создание ситуации взаимопомощи

4.«Эмпатии», сопереживания

5.Поиск контактов и сотрудничества

6.Заинтересованность результатами коллективной работы

7.Взаимопроверки

8.Рецензирование

 

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ

 

 

УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Смысл учения

Мотив

Постановка целей

Эмоции

Интересы

 

 

Внутреннее

учения

Направленность

Реакция

Познавательно-

Побудительная

ребёнка на

эмоциональное

отношение

ученика на

причина

воздействие

отношение

ученика

выполнение

к действию

внешних и

школьника

к учению

действий

 

внутренних

 

учению

 

 

 

 

 

 

раздражителей

 

 

 

 

М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я

 

Презентация на тему: УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА:

УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА:

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

выбор средств, адекватных цели;

учет возрастных особенностей школьников;

выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

нестандартная форма проведения уроков;

создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

эмоциональная речь учителя;

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

применение поощрения и порицания;

вера учителя в возможности ученика;

формирование адекватной самооценки учащихся;

ПУТИ РАЗВИТИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ

Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-тозаинтересовать его.

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Подбор информации

Подбор учебного и иллюстративного материала

Содержание учебного материала должно быть достаточно сложным и трудным

РЕЗЮМЕ

На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик); моральнополитические установки и помыслы (Г.А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин); соображение, по которому субъект

ВЫВОДЫ

Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае — учебную деятельность.

 

Учебная

деятельность всегда

 

полимотивирована.

Мотивы

учебной

 

деятельности

не

существуют

в

 

изолированном виде.

 

 

 

 

Чаще всего они выступают в сложном

 

взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни

 

из них имеют основное значение в

 

стимулировании

учебной

деятельности,

 

другие — дополнительное.

 

 

 

 

источников

Принято

выделять

три

вида

 

активности:

внутренние;

 

внешние; личные.

 

 

 

 

 

Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации: «снизу вверх» и «сверху вниз» (Л.М. Фридман).

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.

Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей;

появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).

ВОПРОСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дайте характеристику мотивации как психологической категории.

В чем суть проблемы определения мотивов?

Назовите основные трактовки мотива.

Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность?

Как соотносятся следующие понятия: «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера личности»?

Охарактеризуйте сущность учебных мотивов.

Назовите основные источники учебной мотивации.

РЕФЛЕКСИЯ

Я узнал(а), что…

Полезным для меня было

то, что…Я убедился(лась), что…

Меня не смогли убедить

в том, что..