МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПАТОПСИХОЛОГИИ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Шамилова Наталья Витальевна

 

ВВЕДЕНИЕ

Вклад в патопсихологию внесли: П.Жане, Кречмер, Шарко, А. Бене, З.Фрейд, Гальтон, Кеттел.

Патопсихология – это раздел психологии, прикладная область знаний и испытывает на себе влияние психиатрии.

Психиатрия – отрасль медицины, направленная на выяснение причин психических болезней (этиология), на исследование симптомов и синдромов, типичных для заболеваний, на анализ прогноза болезней, на лечение и профилактику.

Объект в патопсихологии и психиатрии одинаков – нарушение психической деятельности.

Предмет психиатрии – этиология, синдромы и прогноз.

Предмет патопсихологии – закономерности распада психической деятельности и свойств личности.

Патопсихология связана с: физиологией; дефектологией; психологией общей, возрастной, дифференциальной.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТОПСИХОЛОГА:

1. Диагностическая – выявление и оценка психических нарушений с помощью патопсихологических методов.

2. Коррекционная – проведение психотерапевтической работы с взрослыми и собственно-развивающая работа в области детских учреждений.

3. Исследовательская – направление на получение новых научных фактов и обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом.

4. Профилактическая – включает превентивные мероприятия, щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, а также пропаганда некоторых психических заболеваний.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

I. Участие в решении задач дифференциальной диагностики. ЦЕЛЬ: получение дополнительных данных для психиатрической диагностики.

Данные, которые мы получаем, носят вспомогательный характер. Дополнительные данные о психическом состоянии больного, о состоянии его познавательной деятельности; эмоционально-волевой сферы; о личности в целом.

II. Исследование динамики психических нарушений, в связи с проведённой терапией, многократное исследование больного однотипным набором методик, которые помогают установить динамику изменения психики под влияние лечения и таким образом продемонстрировать его эффективность.

Факторы:

а) определяется роль структуры психического дефекта в построении последующих реабилитационных мероприятий;

б) нужно учитывать изменения в психологическом состоянии больного, изменения его трудоспособности, личностных особенностей для решения вопроса о дальнейшей трудоспособности больного.

16 стр., 7557 слов

Личностные характеристики, определяющие успешность деятельности ...

... и остаются закрытыми для психологов-практиков, так и с тем, что изучение деятельности профессионала в состоянии неопределенности крайне сложно. В данной работе предлагается экспериментальная модель ... В психологии установлена следующая закономерность: чем более сложным является тот или иной психический процесс, образование, тем большими индивидуальными различиями он характеризуется и тем большее ...

III. Проведение экспериментально-психологического исследования с целью экспертизы. Объектами судебно-медицинской экспертизы являются психические деятельности подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. Предмет – закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющих юридическое значение и влекущее определённые правовые последствия.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Предоставление патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики (диагностика патопсихологического симптомокомплекса).

2. Установление степени выраженности и глубины, имеющихся у испытуемого психологических расстройств (определение патопсихологических особенностей испытуемого для обоснования ограниченной вменяемости).

3. Выявление структуры нарушенной и сохранной психических функций.

4. Определение установок испытуемых по отношению к патопсихологическому исследованию и экспертизе в целом.

МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ НЕВМЕНЯЕМОСТИ

Медицинский критерий представляет собой обобщающий перечень психических расстройств, который делится на 4группы:

1гр. Хронические психические заболевания. Включает непрерывно или приступообразно протекающие заболевании, которые имеют тенденцию к прогрессированию и приводят к стойким личностным изменениям: шизофрения, органические изменения.

2гр. Временное расстройство психической деятельности. Временные психические расстройства, которые заканчиваются выздоровление: интоксикационные психозы.

3гр. Слабоумие. Объединяет все случаи различных по происхождению состояний cтойкого и необратимого снижения когнитивной деятельности (деменция).

4гр. Иное болезненное состояние психики. Включает иные состояния психики. Личностные расстройства (психопатии).

АФФЕКТЫ – сильные и относительно кратковременные переживания, которые являются ответной реакцией на сильный, эмоциональный раздражитель. Отличие аффекта от эмоции – аффекты не осознаются.

Классический (физиологический) аффект – стремительно и бурно протекающая реакция взрывного характера, который сопровождается резким изменением психической деятельности.

ФАЗЫ АФФЕКТА КЛАССИЧЕСКОГО

1 ФАЗА – в ответ на какое-то действие извне наступает ощущение субъективной безвыходности, а так же субъективная внезапность и неожиданность аффективно взрыва (ориентация сохранена).

2 ФАЗА – характеризуется частичным сужением сознания, фрагментарным восприятием и доминирование субъективно-значимых переживаний.

3 ФАЗА – фаза психической и физической астении после бурной, энергетической разрядки.

КУМУЛЯКТИВНЫЙ АФФЕКТ (аффект последней капли) растягивается по времени от нескольких часов до нескольких лет, в течение которых развивается более или менее психотравмирующая ситуация, которая обусловлена накоплением эмоционального напряжения.

АНОМАЛЬНЫЙ АФФЕКТ, чаще у психопатических личностей и у лиц с лёгким алкогольным опьянением.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ АФФЕКТ. Находится в компетенции психиатра. Острая стрессовая реакция. Кратковременное психотическое состояние, внезапно возникающее, которое связано с психотравмирующими факторами. Входят в группу так называемых исключительных состояний. Сопровождается расстройством сознания, полной или частичной амнезией переживания. Выделяют 3 стадии:

12 стр., 5643 слов

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

... и другие психологические особенности ребенка. 2. Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях ... эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма. При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со ...

1ст. подготовительная. Изменяется восприятие окружающего, нарушается способность оценивать происходящее вокруг, осознавать своё состояние. Сознание ограничено узким кругом представлений непосредственно связанных с переживанием.

2ст. взрыва. Напряжённый аффект гнева или ярости с мгновенной кульминацией, которая сопровождается глубоким помрачением сознания. На высоте нарушения сознания возможны иллюзии и психосенсорные расстройства, которые сопровождаются бурным двигательным возбуждением с автоматизмами в деятельности, возможны бессмысленные, агрессивные тенденции, возможны выраженные вегетативные проявления.

3ст. исходная или заключительная. Наступает непродолжительный глубокий сон, а иногда состояние прострации (просоночное).

Общая слабость, вялость, полное безразличие к окружающим.

IV. Определение умственного развития аномального ребёнка и выбор путей его обучения. Исследование детей с нарушениями поведения.

V. Участие в реабилитации больных и психокоррекционной работе. Цель: разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации больного. Задачи: выявление сохранных сторон психики больного; изучение социального окружения больного; изучение характера отношений в социальной среде; выявление трудовых и учебных установок больного.

Цель участия в психокоррекционной работе: выявить не только изменённые болезнью личностные свойства, но и сохранные компоненты личностной деятельности на которые и должны опираться все коррекционные программы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

1. Выработка адекватного отношения к болезни, необходимости лечения, возможности выздоровления.

2. Коррекция самооценки и выработка адекватных способов решения проблем.

3. Коррекция уровней социально-психологической адаптации.

4. Создание мотивации на здоровый образ жизни.

5. Психокорреционная работа с семьями больных.

6. Психокоррекция дисгармоничного развития детей и подростков.

VI. Исследование недостаточно изученных психических расстройств.

VII. Охрана психического здоровья, вопросы психогигиены и психопрофилактики.

 

Главные критерии оценки аномального развития.

1. Неадекватность, которая проявляется в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения, речи, мимики человека в той ситуации, в которой он находится.

2. Нарушение критичности:

— снижение или отсутствие св. «Я» поступкам, высказываниям.

3. Непродуктивность деятельности:

— интересен сам процесс деятельности, а не результат;

— ни сама деятельность, ни результат не имеют смысла – автоматические двигательные акты;

— конкретная деятельность подменяется вербальной деятельностью (размышления, слова и т.п.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПАТОПСИХОЛОГИИ

Главный метод патопсихологии – патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющие те или иные особенности психической деятельности больного; это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально-созданных условиях, обеспечивающих максимальные проявления имеющихся нарушений.

Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приёмов изучения психических функций – это экспериментально-психологические методики.

Патопсихологический эксперимент – это совместная деятельность психолога и больного.

Принципы построения патопсихологического эксперимента:

1. Принцип моделирования психической деятельности. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и организуется выполнение этих действий в непривычных несколько искусственных условиях.

2. Принцип учёта отношения больного к ситуации исследования (личностный подход). Психологом принимаются во внимание критичность, установки больного.

3. Принцип качественного анализа психической деятельности больного.

Критичность оценки:

· общий темп работы;

· динамика темпа;

· процесс смены операций (переключаемость);

· характер ошибок и анализ того, чем они вызваны;

· возможность самостоятельно замечать и исправлять ошибки;

· отношение к помощи экспериментатора и совместному преодолению ошибок;

· какая помощь оказалась необходимой и достаточной.

4. Принцип комплексного или системного подхода психической деятельности – использование комплекса методик.

5. Принцип протоколирования.

Экспериментатор Действия больного Высказывания больного
Этапы инструкции, реплики, вопросы, замечания со стороны экспериментатора. Описывается вся помощь, оказанная больному Действия на эти реплики, замечания Высказывания на эти реплики, замечания

В процессе исследования могут меняться условия его проведения:

o ситуация, в которой находится больной (можно регистрировать поведение больного в разных условиях: тишина, шум, другие раздражители);

o специальные или искусственные изменения деятельности больного (меняется сложность задания, время на выполнение);

o изменение состояния психических процессов посредством введения фармакологических препаратов (под полным контролем врача и в исключительных случаях).

Деятельность психолога по организации патопсихологического исследования.

Нестандартные методики направлены на выявление определённых видов нарушений, психических процессов, и подбираются индивидуально для каждого больного, в зависимости от задач, поставленных перед психологом.

Вопрос о направлении больного к психологу решается лечащим врачом, он же оформляет заявку, в которой указывает фамилию, имя, отчество больного, паспортные данные, год рождения, отделение, номер истории болезни, цель исследования, предварительный диагноз и круг дифференциальной диагностики.

Этапы проведения эксперимента:

I. Подготовительный. Формулирование исследования. Психолог изучает историю болезни пациента, анамнез, результаты других исследований, наличие соматических заболеваний, сопутствующих заболеваний. Психолог обсуждает с врачом стратегии проведения эксперимента, уточняет, какие психотропные препараты принимает больной, уточняет соматический статус больного (нарушение сна, аппетита); обсуждает есть ли факторы, затрудняющие проведение исследования (напр.: назначены психотропные препараты).

Психолог составляет план исследования и подбирает методики.

II. Собственно эксперимент – беседа, эксперимент и наблюдение.

Беседа состоит из 2-х частей:

§ знакомство с больным и установление контакта (уточнить есть ли жалобы на психическую сферу), спрашиваем паспортные данные и задаём другие вопросы, направленные на установление ориентации в месте, времени, порстранстве, собственной личности (нельзя спрашивать есть ли у него галлюцинации, бред, если нет специального задания врача);

§ вторая часть беседы происходит во время эксперимента.

Виды помощи:

1. простое переспрашивание, т.к. это привлекает внимание больного на собственные слова;

2. одобрение или стимуляция дальнейших действий;

3. уточняющие вопросы (помогают больному уточнить собственные мысли);

4. наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

5. подсказка;

6. демонстрация действия и просьба повторить самостоятельно это действие («сделай так»);

7. обучение тому, как можно выполнить задание

Общие правила оказания помощи в эксперименте:

1) Сначала следует проверить не окажутся ли эффективны более лёгкие виды помощи, а лишь затем перейти к демонстрации и обучению.

2) Экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано.

3) Каждый акт помощи и реакция испытуемого должны быть занесены в протокол.

Наблюдение за поведением больного. Отмечаются:

— особенности внешнего вида;

— мимика (выражение лица);

— эмоциональные реакции (жесты);

— особенности поведения;

— речь;

— как часто отвлекается и на что;

— какие присутствуют вегетативные реакции.

Сам эксперимент. Выбираются 8-10 методик, которые помогают наиболее полно раскрыть цель обследования и ответить на поставленные лечащим врачом вопросы. При выборе методик учитывается возраст, образование, эрудиция, круг интересов, потребности и жизненный опыт испытуемого.

Методы по объекту исследования:

1. Исследование индивидуально-психологических особенностей:

· темперамент (опросник Айзенка);

· характер (опросник Шмишека);

· личность (тест Кеттела, MMPI).

2. Исследование отдельных психических функций:

а) внимания и сенсомоторных реакций:

— корректурная проба;

— таблицы Шульте;

— таблицы Горбова;

— методика Мюнстенберга;

— счёт по Крепелину;

— отсчитывание.

б) памяти:

— 10 слов;

— пиктограммы;

— методика Леонтьева;

— пересказ текста;

— иногда применяются методики из нейропсихологии.

в) мышления:

— складывание картинок из частей;

— кубики Куоса;

— понимание рассказа;

— объяснение сюжетных картин;

— установление последовательности событий;

— классификация предметов;

— исключение предметов;

— выделение существенных признаков предметов;

— образование простых и сложных аналогий;

— понимание пословиц, метафор, фраз;

— проба Эббингауза;

— ассоциативный тест (тест 60 слов).

г) функциональных и эмоциональных состояний:

— тест Люшера;

— методика Спилбергера-Ханина;

— шкала тревоги Тейлора;

— шкала функционально-психических состояний;

— методика исследования депрессивных состояний Зунге.

д) интеллекта:

— тест Векслера;

— тест прогрессивные матрицы Ровена.

е) самосознания и самооценки:

— методики Дембо-Рубинштейн.

ж) эмоционально-мотивационной сферы, ценностей, социальных установок:

— тест Рокича;

— тест Розенцвейга;

— тест незаконченные предложения;

— ТАТ, РАТ;

— Роршака.

III. Анализ полученных данных и написание заключения.

4 этапа:

1. Обобщение экспериментальных данных, свидетельствующие о состоянии больного – сопоставление жалоб с объективными показателями.

2. Оценка мотивированности испытуемого в эксперименте (интерес к исследованию, анализ оговорок, высказываний с юмором и т.д.).

3. Оценка познавательного аспекта деятельности (понимание инструкций, способа выполнения заданий).

4. Квалификация выявленных психических нарушений в патопсихологический синдром.

5. Заключение:

o «заключение по данным патопсихологического исследования»;

o «шапочка» (Ф.И.О., год рождения, сколько полных лет, образование, профессия, пол);

o цель исследования (в зависимости от задач);

o перечень вопросов;

o текст:

1-й абзац – жалобы больного.

2-й абзац – описание контакта и поведения (интерес к исследованию, понимание инструкции, мимика, жесты и т.д.).

3-й абзац – сведения о характере познавательной деятельности (или описание центрального нарушения), отметить в комплексе каких нарушений выступает это ведущее нарушение, описать сохранные стороны психической деятельности больного.

4-й абзац – резюме, ответ на запрос («таким образом данные настоящего патопсихологического исследования выявляют нарушения психической деятельности больного, укладывающиеся в рамки ………… патопсихологического симптомокомплекса, проявляющиеся …………….»).

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств:

I. Пре- и перинатальная фаза (до и после родов).

Факторы:

· генетические (врождённые особенности мозговых функций);

· воздействие токсических, инфекционных агентов;

· характер протекания родов и особенности родовспоможения;

· отношение родителей к будущему ребёнку и новорождённому;

· характер взаимоотношений с ребёнком;

· характер отношений в семье;

· экологические.

II. Фаза первичной социализации. Факторы:

o инфекции;

o социально-психологические (характер отношений с родителями и сверстниками – жестокое отношение, сексуальное злоупотребление, отвержение ребёнка, социальная депривация);

o стиль воспитания в семье.

Эти две фазы формируют уязвимость к развитию психических расстройств – и биологическую, и личностную, в виде набора специфических черт характера.

III. Продромальная фаза – фаза непосредсвенно перед расстройством, начинаются действия пусковых факторов болезни. Психологический стресс возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека.

IV. Дебют – это первое проявление болезненных признаков расстройств, когда у человека перестают срабатывать привычные способы совладения со стрессовыми ситуациями, и наступает состояние дезадаптации.

V. Фаза после возникновения расстройства – связана с действием факторов, поддерживающих нарушенное протекание психической деятельности.

Психическое расстройство (болезнь) по МКБ-10 – это болезненное состояние с психопатологическими и функциональными расстройствами, связанными с нарушениями функционирования биологических, генетических, социальных и химических факторов. Эти расстройства обусловлены патологией головного мозга и ЦНС и проявляются в виде расстройств психической деятельности.

Симптом в психиатрии – это достаточно абстрактное понятие; это врачебное умозаключение, которое обозначает строго фиксированное по форме описание признака, соотнесённого с определённой патологией – это патологический признак.

Выделяют симптомы:

§ позитивные, обозначающие признаки патологической продукции (бред, галлюцинации, сенестопатии, психомоторные возбуждения и т.д.);

§ негативные – включают признаки обратимого или стойкого прогрессирующего или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна или дефекта того или иного психического процесса (гипомнезия, амнезия, абулия, апатия и др.).

Позитивные и негативные признаки выступают в единстве.

Феномен болезни проявляется не единичными симптомами, а их совокупностью, т.е. симптомокомплексом (синдромом).

Синдром – это строго формализованное описание закономерного сочетания симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определёнными нозологическими формами.

В синдроме выделяют:

o ведущие симптомы;

o обязательные симптомы;

o дополнительные симптомы;

o факультативные симптомы.

Синдромы могут носить развёрнутый характер, максимально выраженный и незавершенный характер – абортивный.

Так же в психиатрии выделяются:

— дебют – первые признаки расстройства;

— инициальный период;

— развитие клинической картины основного расстройства (может носить манифестный и неманифестный характер);

— стабилизация (когда симптоматика «застывает» на одном месте);

— исход в виде полного или не полного выздоровления, может глубокий дефект или смерть.

Синдромы делятся на:

· простые (2-3 симптома);

· сложные (полиморфные) указывают на большую глубину расстройства психической деятельности.

Классификация по МКБ-10:

F 0 – органическое расстройство;

F 1 – расстройства вследствие употребления психоактивных веществ;

F 2, F 3 – шизофрения, бредовые расстройства, эндогенные заболевания;

F 4, F 5, F 6 – невротические личностные расстройства и нарушения поведения;

F 7, F 8 – нарушение психического развития.

Формы течения психических болезней:

1. Непрерывное течение психических болезней (прогредиентное).

2. Приступообразное течение:

§ приступообразно-прогредиентное течение – приступы влекут за собой стойкие изменения психического состояния или склада личности с углублением дефекта от приступа к приступу;

§ фазовое течение (интермирующее) – приступы не приводят к какому-либо психическому дефекту;

§ рекуррентное течение – изменение личности наступает после 1-го приступа, а в дальнейшем отмечаются только фазы;

§ одноприступное течение;

§ транзиторный приступ – быстро приходящий эпизод психического расстройства.

Шизофрения (греч.шизо – расщепляю, френо – мысль) – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются:

· изменение личности в виде снижения активности;

· разнообразные психопатологические продуктивные симптомы.

Шизофрения относится к частым психическим расстройствам. Риск развития шизофрении – при родстве, 14-35 лет.

Причины (этиология) шизофрении:

1. Генетические факторы.

2. Конституциональные факторы.

3. Инфекционный фактор – воздействие стрептококка и стафилококка на ЦНС.

4. Воздействие эмоционально-холодной матери на ребёнка.

5. Экологические теории (большинство больных родились в холодное время года).

6. Эволюционная теория (должно быть равновесие в природе или больные – скрытый потенциал).

Наиболее общие симптомы шизофрении:

1) Нарушение способности воспринимать целостный образ предметов окружающего мира и своего собственного «Я»; нарушение способности критически оценивать свою социальную роль (нарушение самосознания – деперсонализационные расстойства).

2) Аутизм – бессознательное отстранение от реального внешнего мира, предпочтение ему мира собственных оторванных от реальностей мыслей и фантазий.

3) Угасание эмоциональных реакций, эмоциональное уплощение, эмоциональная амбивалентность, эмоциональная холодность, неспособность к эмпатии.

4) Галлюцинации и псевдогаллюцинации – преимущественно слуховые, вербальные образные, их сочетание, иногда обонятельные галлюцинации.

5) Бред, преимущественно бредовые идеи отношения, преследования, особого значения, психического и физического воздействия. Выделяют:

— паранойяльный бред;

— параноидный бред;

— парафренный бред.

Параноидный бред – основу составляет малосистематический образный бред. Образы возникают непоследовательно, подобно озарению. Больные чувствуют себя в центре необычных, чаще всего устрашающих событий, полных скрытого смысла, возможны галлюцинации вербальные иллюзии. Выделяют:

· бред особого значения;

· бред отношения;

· бред преследования;

· бред положительного и отрицательного двойника;

· бред инсценировки.

Синдром психического автоматизма Кондинского-Клеранбо. В его центре переживание непроизвольности собственных мыслей, чувств, поступков, их сделанности, навязанности со стороны. Выделяют:

o симптом открытости мысли;

o симптом наплыва мысли (ментизм);

o симптом отнятия мысли.

При этом наблюдаются псевдогаллюцинации, преимущественно вербальные; бред физического и психического воздействия.

Паранойяльный бред – систематизированный бред, включающий в себя круг идей, в пределах которых истолкование фактов и реальных событий оказывается ложным, основанным на тесном слиянии тех мыслей, которые в норме не должны сочетаться (любовный бред, ипохондрический бред).

Парафренный бред: с хроническим течением – систематизированный, фантастический, довольно устойчивый бред с идеями воздействия, величия, иного происхождения, одержимости, богатства и т.д., обычно с ретроспективной переработкой прошлой жизни; вербальные псевдогаллюцинации с характером информирования; зрительные псевдогаллюцинации, фантастические конфабуляции и психические автоматизмы. Бывает также: острый и подострый.

Учитываются такие проявления шизофрении: необычность, странность, причудливость переживаний больных, нарушение единства и связанности психических процессов, а также манерность и вычурность поведения.

Согласно МКБ-10 должен отмечаться один из четырёх признаков шизофрении:

1. Эхо мыслей (звучание собственных мыслей: «все их слышат»).

2. Бред воздействия, моторный или сенсорный автоматизм, бредовое восприятие.

3. Слуховые комментирующие псевдогаллюцинации + соматические галлюцинации.

4. Существование бредовых идей, которые культурально неадекватны, нелепы и грандиозны по содержанию.

Типичные формы шизофрении:

1) Параноидальная шизофрения. Характерны:

§ бред преследования, воздействия и т.д.;

§ слуховые истинные и псевдогаллюцинации, комментирующего, противоречивого, осуждающего характера, императивного характера;

§ обонятельный, вкусовые, соматические галлюцинации, могут быть и сексуальные галлюцинации.

2) Гебефреническая (юношеская) шизофрения – 14-18 лет. В преморботе:

· нередко расстройство поведения: антидисциплинарное, асоциальное и криминальное;

· дессоциотивные черты личности;

· раннее половое созревание;

· гомосексуальные экскусы.

В манифестном периоде характерна триада:

— феномен бездействия мыслей;

— непродуктивная эйфория;

— гримасничанье, напоминающее неконтролируемые тики.

Регресс речи (доминирует нецензурная); случайные аномальные половые связи и другие инстинктивные формы поведения; бесцельная дромомания и неряшливость; эмоциональная неадекватность; расстройство мышления в виде резонерства и разорванности; бывает неразвёрнутый бред и галлюцинации могут носить характер внушения.

Чаще непрерывное течение или эпизодическое с нарастающим эффектом.

3) Кататоническая шизофрения. Возможны все варианты течения. Главный дефект апатико-абулические состояния.

В инициальном периоде характерны депрессивные эпизоды, отгороженность, утрата инициативы и интереса. Манифестация характерна по типу острого реактивного ступора.

Двигательный компонент выражается в форме ступора и возбуждения.

Для кататонического ступора характерен:

· негативизм;

· ригидность;

· застывание;

· автоматическое застывание;

· симптом Павлова (ответ на шепотную речь шёпотом, а обычную речь не воспринимает);

· симптом зубчатого колеса;

· симптом «капюшона» (накрывают голову или сидят с закрытыми глазами);

· симптом воздушной подушки.

Кататоническое возбуждение протекает с хаотичностью, с явлениями персеверации, разорванность мышления.

Вся клиника может быть выражена в виде смены возбуждения и ступора или в виде повторных приступов ступора и возбуждения.

4) Резедуальная шизофрения – отсроченная (на протяжении года).

Диагностика типичного дефекта в эмоционально-волевой сфере после перенесённого психотического эпизода, который соответствует критериям шизофрении. Снижение активности, эмоциональная сглаженность, пассивность, бедность речи и невербальной коммуникации, снижение навыков самообслуживания и навыков социальной коммуникации.

5) Простая шизофрения – начало заболевания 14-20 лет. В инициальном периоде возможны абцессивно-фобические, нервно-стенические и аффективные эпизоды. В манифестном – формальные расстройства мышления в виде резонерства, аутотистическое (сам в себе) и символическое (использование символов и оборотов) мышление. Добавляется:

o сенестопатии (нарушение восприятия собственного тела – «что-то внутри меня»);

o в эмоционально-волевой сфере – снижение активности, эмоциональная холодность, нарушается целеполагание возникает пассивность;

o речь становится бедной, неактивной;

o гипомимия, иногда парамимия (несоответствие);

o утрачиваются социальные контакты;

o сужается круг интересов (могут стать вычурными);

o близкие часто воспринимают больного: ленивый, поглупел;

o изменение преморбитной личности;

o регресс поведение и социальное снижение (стремление к бродяжничеству, бесцельность деятельности).

Течение непрерывное, но встречается социальная компенсация.

6) Шизотипическое расстройство (латентное, вялотекущее или амбулаторная шизофрения). Обнаруживается как генетический фон среди 10-15% родственников больных шизофренией. Проявляется:

· возникновение странных необъяснимых черт характера в юношеском и среденем возрасте с неадекватностью поведения, эксцентричностью и холодностью. Приводит к вторичной социальной изоляции;

· возникновение мифологичности мышления, которая непонятна в конкретном культурном контексте. Характерно: собственная диета, свой стиль в одежде, своя собственная интерпретация поведения окружающих;

· могут входить в различные секты, изотерические организации, но надолго не остаются, т.к. у них появляются свои теории.

Диагностируется: если на протяжении 2-х лет постепенно или периодически обнаруживаются 4 признака:

1. Неадекватный аффект, холодность, отчуждённость.

2. Чудаковатость, эксцентричность, странность поведения и внешнего вида.

3. Утрата социальных коммуникаций, отгороженность.

4. Мифологическое и даже магическое мышление, странные убеждения, не совместимые с культуральными нормами.

5. Подозрительность и паранойяльность.

6. Резонерство с сексуальными и агрессивными тенденциями.

7. Соматические иллюзии, деперсонализация, дереализация.

8. Странная вычурная речь, хотя разорванности мышления нет.

9. Эпизоды спонтанных бредоподобных состояний с иллюзиями и слуховыми галлюцинациями.

Эпилепсия встречается чаще шизофрении (7-10 случаев на 1000 населения).

Риск до 10%, заболевание может развиваться в любом возрасте, но ≈ 75 % начинаются до 20-тилетнего возраста.

Эпилепсия – хроническое заболевание головного мозга различной этиологии, характеризующееся повторными припадками, возникающими в результате чрезмерных нейронных разрядов и сопровождающееся разнообразными клиническими симптомами, в т.ч. хронические и эпизодические расстройства. Дети чаще взрослых болеют.

Причины:

§ эндогенные;

§ экзогенные.

У детей:

· перинатальная патология;

· родовые травмы;

· врождённые пороки развития;

· нарушение питания;

· инфекции.

У взрослых:

o черепно-мозговые травмы;

o сосудистые заболевания мозга;

o опухолевые процессы;

o химическое воздействие на мозг.

Характерны: судорожные припадки:

· малые (без судорог);

· генерализованные (судорожные);

· очаговые (фокальные);

· психосенсорные и психомоторные припадки.

Приближение припадков – аура («движение ветерка»), изменённое состояние сознания.

Аура проявляется по-разному:

— двигательная (непроизвольные жевательные, сосательные движения);

— может жаловаться на непонятный зуд;

— изменение вкуса;

— появление запаха;

— потоотделение, слезотечение, покраснение лица.

При этом больной чувствует беспокойство.

Признаки эпилепсии:

1. Наличие судорог с потерей сознания.

2. Обмороки, не связанные с внешними обстоятельствами.

3. Кратковременное отключение сознания.

4. Судороги различных групп мышц.

5. Непроизвольные сосательные, жевательные движения.

6. Непроизвольный смех или плач.

7. Внезапные боли в животе.

8. Внезапное чувство жары или холода.

9. Внезапные беспричинные изменения в настроении, чаще в виде дисфории (злобно-гневливое состояние), нарушение сна (ночные страхи, сноговорение, снохождение).

10. Ощущение внезапного изменения восприятия окружающего.

11. Явление деперсонализации в виде изменения ощущения своего тела.

12. Вздрагивание всего тела днём и во время сна ночью.

Эпилептические психозы могут длится недели, иногда месяцы. Характерно:

· галлюцинаторные, бредовые, аффективные и кататонические симптомы;

· хроническое изменение личности: тем более выражено, чем раньше выявлено.

В детском возрасте ласковые к родителям, воспитателям; «взахлёб» рассказывают что-либо; подобострастное отношение. Свойственно: подозрительность, злопамятность, ябиднечество.

Дети отличаются излишней преданностью, склонны к детальному анализу, в тяжёлых случаях становятся мстительны, по незначительному поводу могут давать вспышки гнева; речь замедлена, тягуча с повторением одних и тех же слов, предложений, чрезмерно обстоятельна; движения медленные, трудно переключить внимание. Характерно преобладание угрюмого настроения («бука»).

Во взрослом возрасте аналогичные проявления, но легче распознать.

При злокачественном течении – слабоумие (деменция).

При этом снижается круг интересов, которые концентрируются вокруг своего здоровья и физиологических отправлений. Память избирательно снижается, помнит только то, что касается его здоровья, уменьшается запас слов; стереотипии и замедленность. В мышлении преобладает эмоционально-образный компонент. У больных полностью отсутствует критичность своей деятельности.

Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный синдром) – заболевание, протекающее в форме смены депрессивных и маниакальных фаз, разделённых состоянием практически полным исчезновением психических расстройств. Этим расстройством страдает ≈ 1% населения в возрасте 30-40 лет, 3-5% от общего числа больных.

Чаще наблюдается депрессивная фаза. Выраженность бывает весьма разная, продолжительность отдельных фаз колеблется от нескольких дней, недель до нескольких лет.

Болезнь может начинаться как независимо, так и в связи с воздействием патогенного внешнего фактора. Причём замечен фактор ухудшения состояния в определённое время года (весна и осень).

Проявление симптоматики в детском, подростковом и юношеском возрасте.

В депрессивной фазе выделяют следующие стадии:

I. Нарушение сна с преобладанием трудности засыпания, неспокойный сон, частые пробуждения. В дальнейшем всё это утяжеляется:

· бессонница;

· снижение аппетита;

· склонность к запорам;

· появление ощущения дискомфорта телесного в виде тяжести в области сердца;

· плаксивость;

· вялость, лень, апатия, гипобулия;

· плохое самочувствие утром и днём, вечером может быть улучшение.

II. Проявляется отчётливое чувство тоски, подавленности, тревоги, пессимистическое направление мышления, озабоченность своим здоровьем (ипохондрический синдром).

III. Проявляется мучительное чувство тоски, тревоги, ощущение окаменелости, ощущение отсутствия чувств.

IV. Развитие устойчивых бредовых идей, самообвинение, самоосуждение и т.д.

III и IV стадии самые опасные, т.к. возможен суицид.

Патопсихологические синдромы – это совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных психологических понятий.

1. Шизофренический симптомокомплекс:

1) изменение структуры и иерархии мотивов;

2) расстройство мыслительной деятельности, нарушающее целенаправленность мышления и смыслообразования (соскальзывание, непоследовательность, разноплановость и резонёрство):

— искажение процесса обобщения с разноплановым подходом и с выделением текущих, несущественных, латентных признаков, предметов и понятий;

— в феноменах патологического полисемантизма (употребление слова в различных значениях) в виде причудливости, неадекватности, выхолощенности ассоциации.

Характерно:

o аутестическое мышление – одностороннее оторванное от реальности, закладывающее только внутренний мир больного;

o символическое мышление – выводы строятся на основании случайных ассоциаций, либо отдельным мыслям и словам предаётся непонятный смысл;

o паралогическое мышление – наблюдается ментизм (наплыв мыслей), шперруаги (закупорка или обрыв мысли, внезапная остановка, прерывание мыслительного процесса), нарушение критичности мышления; использование в речи необычных странных слов (неологизмы).

3) изменение самооценки и самосознания.

Характерно: аутизм, отчуждённость, повышенная рефлексия, самооценка чаще неадекватна.

4) нарушение эмоциональной сферы:

§ эмоциональная холодность;

§ тупость;

§ уплощённости эмоциональной сферы;

§ амбивалентности эмоций.

Характерна: фрагментарность восприятия, своеобразие изменения внимания и умственной работоспособности, памяти, которые связаны с мотивационными расстройствами.

Ядром шизофренического синдрома является нарушение мотивационного компонента, нарушение селективности (избирательности) информации.

2. Органический симптомокомплекс. Ядром органического синдрома является снижение интеллектуальных процессов или нарушение умственной работоспособности.

а) эндогенные – первичные атрофические процессы в головном мозге, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика;

б) экзогенные – поражение из вне (черепно-мозговая травма, инфекции и др.).

Преобладает: нарушение операциональной стороны мышления и мнестических процессов по типу снижения интеллектуальных и мнестических возможностей испытуемых.

Личностно-мотивационная сфера остаётся сохранной, относительно сохранными остаются эмоциональные реакции, отмечаются выраженные колебания умственной работоспособности с явлением истощения.

В мышлении выраженная тенденция к образованию конкретно-ситуативных связей; появляется обстоятельность суждений и снижение всех видов запоминания, примитивность, стереотипность ассоциаций, замедление психомоторного темпа; возможно снижение критичности мышления при относительно адекватной самооценки.

По динамике органический синдром делится на 2 типа:

· лабильный тип – характерен для больных с травматическими и не грубыми поражениями головного мозга;

· ригидный тип – характерен для больных с эпилепсией, атеросклерозом сосудов головного мозга.

Для лабильного типа характерно:

§ колебание уровня обобщения и абстрагирования;

§ в основном динамические, возрастающие при утомлении трудности понимания переносного смысла метафор, пословиц, поговорок, затруднён пересказ текста;

§ могут наблюдаться трудности дифферинцированности существенных и второстепенных признаков;

§ неустойчивость памяти и внимания именно по лабильному типу;

§ неравномерность умственной работоспособности с тенденцией истощения

Для ригидного типа характерно:

o сочетание признаков истощаемости и тугоподвижности психических процессов;

o снижается осмысленность сложных сюжетных картин;

o снижается уровень обобщения, трудности в абстрагировании;

o наблюдаются трудности опосредования;

o общее снижение памяти, внимания по ригидному типу.

Нарушения личностной сферы:

· сужение круга интересов;

· эгоизм;

· ослабление критики.

Нарушения эмоциональной сферы:

§ дисфория (необъяснимая агрессия);

§ вспышки гнева;

§ агрессия;

§ явление слабодушия (беспричинный плач, смех).

 

3. Психопатический или личностно-аномальный синдром.

Характерно:

o нарушение самооценки (неустойчивая, завышенная);

o завышен неадекватно уровень притязаний;

o аффективная неустойчивость (всё поведение подчинено аффекту);

o наличие расстройств прогностической и регуляторной функций;

o присутствует эмоциональное насыщенное рассуждательство;

o выражена аффективная логика суждений при обсуждении наиболее важных для личности тем и вопросов.

Ядро – аффективная обусловленность поведения, порциальная некритичность и завышенный уровень притязаний.

4. Олигофренический симптомокомплекс – малодушие, врождённое или раноприобретённое (до 3-х лет) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики в целом, преимущественно интеллекта, понятийного мышления, вследствие поражения головного мозга. Может быть обусловлено генетически или во внутриутробном возрасте.

Интеллект:

· дефицит IQ (до 70 – лёгкая умственная отсталость);

· неспособность к обучению и формированию понятий;

· сниженная способность к творчеству;

· затруднено решение арифметических задач;

· дефицит общих знаний и сведений.

Мышление:

o примитивность;

o конкретность;

o недоступны высший анализ и синтез, абстрагирование (не понимают переносной смысл пословиц и поговорок);

o трудности в классификации предметов;

o бедность лексикона (олигофазическая речь).

Поведение:

§ повышенная внушаемость;

§ склонны к подражанию;

§ несамостоятельны;

§ расторможенность всех влечений, в т.ч. сексуальных.

Эмоции:

— эмоциональная неустойчивость;

— недоступны высшие этические эмоции;

— носят чаще всего неадекватный характер.

Внимание, восприятие, память:

· неспособность или снижение сосредоточенности внимания;

· повышенная отвлекаемость;

· восприятие фрагментарное, нечёткое;

· память механическая, без осмысления текста;

· движения угловаты, недостаточно координированные;

· наблюдается недоразвитие моторики;

· доступна механическая работа.

Ядро – дефицит IQ и неспособность к обучению.

5. Симптомокомплекс психогенной дезорганизации (связан с психической травмой):

Ø невротические расстройства;

Ø реактивные психозы.

Возможно:

o нецеленаправленность деятельности;

o своеобразие искажения процессов обобщения с выделением аффективно-значимых признаков предметов (то, что соотносится с психической травматизацией);

o иногда снижен уровень обобщения;

o наблюдается затруднение в понимании логических связей;

o при объяснении сюжетной картины возможны искажения (личностно-окрашенные сюжеты – переводят на свои переживания);

o характерны динамические нарушения праксиса (нарушена координация движения);

o нарушение памяти всех видов (динамически);

o трудности концентрации внимания;

o трудности переключения внимания;

o замедленность и неравномерность темпа психической деятельности;

o самооценка может быть завышена или занижена;

o нестабильность эмоциональной сферы (плаксивость и др. эмоциональные реакции).

Грубых изменений нет, но есть снижение умственной работоспособности.

 

6. Аффективно-эндогенный симптомокомплекс (биполярное аффективное расстройство).

Фазы:

I. Депрессивная:

§ нередко выраженная тоска с оттенком грусти;

§ подавленность;

§ тревога;

§ пессимизм;

§ замедленность ассоциативного процесса (речь медленная, вязкая);

§ снижение памяти;

§ затрудняется подбор слов;

§ характерно снижение волевой активности гипобулия, вплоть до абулии (вялость, утомлённость);

§ снижение продуктивности всей деятельности;

§ критичность сохранна или немного снижена.

II. Маниакальная:

1) гипертимное состояние:

· эйфория с чувством радости бытия;

· неадекватно-повышенная работоспособность (субъективное ощущение творческого подъёма);

· повышение продуктивности, но при этом высокая отвлекаемость, сопровождаемая ускоренной ……

2) в остром психотическом состоянии:

— шоковые состояния маниакальной фазы;

— эйфория значительно выражена, иногда с оттенком злобы;

— выраженная отвлекаемость внимания, при этом страдает продуктивность мышления;

— ускоренный темп психической деятельности;

— дополнительный симптом – переоценка своей личности, доходящая до степени величия.

Ядро – нарушение темпа ассоциативного процесса (снижение или ускорение), расстройство эмоций, расстройство воли.