Методы диагностики, обработки и анализа данных

Обоснование актуальности.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Ежегодно растёт количество ВИЧ-инфицированных, рождаются ВИЧ-инфицированные дети, наркотики и алкоголь становятся частью молодёжной культуры. Актуальности данной проблемы подтверждают статистические данные, которые приводит Осипова Н. Г в в одной из свои работ, посвящены исследованию наркозависимости: «Распространение токсикомании и наркомании в России за последние пятнадцать лет приняло катастрофические размеры. На состоявшейся недавно коллегии ФСКН России были приведены последние статистические данные о распространенности наркомании в России.Ежегодно в России умирают около 30.000 человек вследствие приема наркотических средств. Каждый год в стране выявляются 80.000 новых наркозависимых. Общее количество наркоманов от 2.000.000 до 2.500.000 человек в возрасте от 18 до 39 лет. Из них более 140 тысяч детей-подростков."[1]

2… Степень разработанности и современное видение проблемы

В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.

1 — На первом (конец XIX — 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.

2 — На втором этапе (30 — 50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных.

3 — На третьем (конец 50-х — 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты — психиатры, наркологи, юристы.

4 — Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.

12 стр., 5703 слов

Наркомания-проблема Красноярского края и всего общаества в целом

... Наркомания – проблема общества 1.3 Уголовно-правовая борьба с наркоманией 11 Глава 2. Наркомания Красноярского края 2.1 Статистические данные по России ... и молодежью, приобретение оборудование для проведения скрининговых исследований учащихся и работников техногенно-опасных предприятий, лекарственных ... " отметил директор ФСКН. "Афганистан в целом ежегодно производит героин, содержащий в себе порядка 153 ...

5 — Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества.[2]

Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.[3]

Таким образом, проблема наркомании и её профилактики исследуется с XIX века и только к XXI веку особое значение стали придавать подростковой наркомании и способам её профилактики.

Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.

К сегодняшнему дню среди специалистов сформировано единое видение проблемы профилактики наркомании среди молодёжи. Она заключается в следующем: Современная концепция первичного, т. е. раннего предупреждения употребления наркотиков среди детей и подростков базируется на положении о том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность — семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.

Проблема наркомании отражена в правовой сфере в виде ряда законодательных актов. Таким образом, деятельность по профилактике наркомании среди молодежи в Санкт-Петербурге осуществляется на основании:

— Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»,

— постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005−2009 годы»

12 стр., 5891 слов

Технология социальной работы 3

... процедур и технологий социальной работы. Одной из таких технологий является социальная профилактика. Социальная профилактика, с одной ... Пьянство – систематическое употребление алкоголя характеризующееся не болезненным пристрастием к нему. Алкоголизм, наркомания, токсикомания – наиболее ... их возможностей.- развитие нетрадиционных форм занятости среди пожилых. – вовлечение пожилых людей в политическую ...

— целевой программы Санкт-Петербурга «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009−2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 № 437.

В 2010 году Указом Президента Российской Федерации Медведева утверждена концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Новая концепция определяет основные направления антинаркотической политики, среди которых важное место отводится созданию «государственной системы профилактики наркоманий». Подразделяя профилактику на первичную (универсальную), вторичную (селективную), и третичную (индикативную), подчеркивается важность прежде всего первичной профилактики, то есть предупреждения начала употребления наркотиков лицами, ранее не употреблявшими. Намечая основные направления антинаркотической политики, концепция дает возможность разработки конкретных мероприятий непосредственно на местах на основе консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации.

Объект технологии

Объектом технологии в данном случае являются дети подросткового возраста 14−17 лет, которые уже имели опыт употребление ПАВ, а так же те подростки, которые находятся в зоне риска — школьники 9−11 классов.

Предмет технологии

Предметом технологии является проблема наркомании, её распространение среди подростков. Проблема снижение возраста наркопотребителей.

Цель технологии

Цель технологии — снижение уровня наркотизации среди подростков.

Цель работы — анализ методов борьбы с наркоманией в молодёжной среде, рассмотрение способов профилактической работы с подростками.

Задачи технологии

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» можно выделить следующие задачи технологии[4]:

11 стр., 5259 слов

Здоровый образ жизни как профилактика хронических заболеваний среди школьников

... ; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, ... уникальной технологии здоровья. Здоровье сбережение может выступать как одна из задач некоего ... органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Глава II. Опытно-экспериментальная ... : «Здоровый образ жизни как профилактика хронических заболеваний среди школьников» Выполнила: студентка специальности ...

  1. формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
  2. мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;
  3. исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
  4. развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:

— личностных — формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;

— социально-средовых — создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;

— этико-правовых — утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Задачи технологии так же можно классифицировать с точки зрения видов профилактики (перичная, вторичная, третичная)

Задачи первичной профилактики:

1) создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);

2) выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);

11 стр., 5176 слов

Современные методы диагностики бронхиальной астмы и ее профилактика

... 6 Пикфлоуметрия в диагностике и профилактике бронхиальной астмы Современный метод диагностики и профилактики бронхиальной астмы заключён ... под действием профессиональных вредностей». Высокие риски заболеваемости вследствие неблагоприятных факторов профессиональной деятельности ... астмой, создание адекватного отношения к возможностям и потребностям организма и другое. Третичная профилактика бронхиальной ...

3) работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);

4) работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактики в школах и по выявлению группы риска)[5]

Задачи вторичной профилактики:

1) работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними);

2) создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения и т. д.);

3) работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и взаимоотношениях с детьми) (21, с.154).

[6]

Задачи третичной профилактики:

1) формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики);

2) создание групп взаимопомощи;

3) взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».

Методы диагностики, обработки и анализа данных

Никакой эффективной профилактики не может быть без реальной оценки наркоситуации, состояния и основных тенденций в этой области. Так, по данным официальной статистики, основывающихся прежде всего на показателях болезненности и заболеваемости наркоманией, свыше 90% наркоманов в Российской Федерации страдают героиновой зависимостью. Однако выборочный мониторинг показывает, что применение героина среди несовершеннолетних составляет лишь небольшой процент (менее 1%) от всех используемых наркотических средств. Применение же производных конопли и стимуляторов в десятки раз превышают цифры официально зарегистрированных больных с героиновой зависимостью и подавляющее число таких наркозависимых за медицинской помощью не обращаются и, соответственно, остаются нераспознанными. Современная наркоситуация характеризуется также появлением и распространением новых средств, вызывающих зависимость, таких, в частности, как «курительные смеси», «заменители» или «аналоги наркотиков», которые достаточно долго остаются вне зон контроля за нелегальным распространением наркотиков. Без учета этих тенденций традиционные профилактические мероприятия, направленные чаще всего на профилактику употребления героина, остаются малоэффективными, так как большинство молодых лиц, употребляющих другие наркотики, не ассоциируют себя с употребляющими героин, себя наркоманами, как правило, не считают, продолжают принимать наркотические средства и лишь через несколько лет многие их них переходят к употреблению героина и, наконец, попадают в поле зрение врачей и, соответственно, впервые официально учитываются.

4 стр., 1664 слов

Методы поиска решений

... навыками проведения "мозгового штурма". Тем не менее, этот метод оказывается достаточно эффективным при решении проблем в условиях дефицита времени и информации. Оператор РВС ... виде условных рисунков, на которых действует большое число "маленьких человечков" (группа, "толпа"); Например, твёрдые элементы можно изображать в виде человечков, которые ...

Прежде чем переходить к профилактике, необходимо применить методы диагностики, обработки и анализа данных, и на их основе разрабатывать технологии работы с наркозависимыми подростками.

Возможно применение следующих методик:

— Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»;

— Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;

— Опросник мотивации достижения Мехрабиана;

— Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера;

— Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН);

Указанные методы диагностики позволяют выявить группу риска подростков склонных к зависимости от ПАВ, в том числе и от наркотиков. Знание и понимание психологических особенностей наркозовисимых людей позволит повысить эффективность лечебной работы в специализированных реабилитационных центрах.

Факторами наркомании могут быть не только личностные особенности подростка, но и влияние внешней среды.

10 стр., 4819 слов

Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии

... отношений методом арт-терапии. Тема: «Коррекция самоотношения и межличностных отношений методом арт-терапии». ... и понимание другого человека. Рассматривая технологии, техники и правила общения, ... ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное ... как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает ...

Диагностические методы могут применяться и с целью определения, находится ли подросток под влиянием ПАВ или нет. Существуют следующие индикаторы того, принимает подросток наркотиками или нет:

— Зрачковый рефлекс

— Дома можно найти упаковки от шприцов, закопченные чайные ложки, смятую фольгу

— Состояние полусна

— Эффект заплаканных глаз

— Изменение голоса. Впечатление, что человек говорит с трудом.

— Развивается наркотический насморк.

Методы обработки и анализа информации включают:

1. анализ проблем,

2. анализ факторов, вызывающих проблему,

3. анализ взаимного влияния этих факторов

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.

1. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

2. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Критерии для принятия решений выбора направлений и методов социальной терапии

В результате диагностики могут быть выбраны методы социальной терапии, соответствующие первичной, вторичной или третичной профилактики. Существуют конкретные критерии, определяющие тот или иной вид профилактики.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезни. В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами — по сути дела, борьбу с аддиктивным поведением у подростков.

Соответственно критериями для приятия решения проводить первичную профилактику могут быть следующие аспекты:

— отнесение ребёнка к подростковому возрасту (14−17 лет)

— предрасположенность его к группе риска

— обучение в общеобразовательном учреждении

В результате первичной профилактики у учащегося формируются:

1. навыки эффективного общения

2. оценки проблемной ситуации,

3. принятия решения;

4. усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения;

5. навыки защиты своего «Я» и умения говорить «Нет"[7]

Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т. д.

Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни, сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркомании, токсикомании, включая противорецидивное лечение[8].

Вторичная профилактика имеет дело уже с начавшимся злоупотреблением.

Критерии применения методов вторичной профилактики (характеристики объекта профилактики):

— молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства

— лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ (ПАВ).

Цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов.

В этих случаях требуется целенаправленное, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов — врачей, психологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ.

Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, то есть предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта.

Третичная форма профилактики заключается в лечении людей, полностью зависимых от наркотиков (зависимость на социальном, психическом и физическом уровнях).

Это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией.

Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Её цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного побороть свой недуг.

Критерии применения методов третичной профилактики: полная зависимость от наркотиков, неоднократные рецидивы после реабилитации.

Методы терапии

В целом методы социальной терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентации, направление асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т. д.

Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т. д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.

Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе. Так, еще в 1928 г. на Милфордской конференции были определены следующие факторы, обусловливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем:

— знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни;

— изучение подробностей жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении;

— применение соответствующих методов изучения ситуаций людей, нуждающихся в социальной поддержке, с целью оказания им адресной помощи;

— использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций);

— применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода;

— знание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.

Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальттерапии и т. д.).

Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:

— учебные группы. Здесь, помимо получения знаний, есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;

— группы совместной деятельности. Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений. Например, занятия спортом, посещение театра с последующим обсуждением и др;

— группы для родителей. Являются разновидностью учебной группы, но только имеют более широкие цели. Например, воспитание детей, анализ темы «Секс и совместная жизнь» и др.;

— мужские и женские группы. Например, для решения проблемы роли женщины в современном обществе, освобождения от гнета, развития солидарности. Кризисные моменты: изнасилование, жестокое обращение, развод, возрастные проблемы.

Технология работы в группе решает следующие задачи:

— исправление, корректировка цели, когда дело касается поведения одного или нескольких ее членов;

— предупреждение дисфункций (в случае такой опасности);

— обеспечение нормального развития членов группы, особенно в критические периоды роста;

— утверждение личности;

— воспитание чувства гражданственности.

Состав группы может меняться в зависимости от поставленных и решаемых целей. Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические общие и частные методы.

Так при работе с наркозависимыми подростками могут применяться как индивидуальные методы терапии, так и групповые.

Индивидуальные методы терапии:

— психологическое консультирование,

— арт-терапия,

— музыка-терапия

— мотивационное интервью

Групповые методы: группа анонимных наркоманов, группы поддержки для родителей, психотерапевтические группы с использованием различных методик.

На уровне первичной профилактики применимы методы групповой терапии, такие как:

— Тренинги

— Семинары для подростков

— Лекции и семинары для родителей о причинах приобщения подростка к наркотикам и т. д.

Алгоритм действий

Рассмотрим алгоритм действий, который может быть применим в случае вторичной профилактики.

Объектом вторичной профилактики является подросток, начинающий употреблять наркотические вещества.

Социальный работник должен проконсультировать семью, как справиться со сложившейся ситуацией. Подросток, употребляющий ПАВ, должен пройти следующие этапы лечения:

1 — прохождение детоксикации в медицинском учреждении

2 — прохождение реабилитации в специализированных реабилитационных центрах

3 — постреабилитационный период, который включает в себя работу таких специалистов, как психолог, социальный педагог. Подразумевает прохождение индивидуальной психологической терапии, участие в различных тренингах личностного роста, позволяющих выстроить собственное отношение к жизни, определиться с целями жизни, своими интересами. Таким образом подросток сможет выстроить новую социальную реальность, свободную от наркотиков.

Исполнители технологий

Все технологии по профилактики наркомании среди подростков можно классифицировать в зависимости от исполнителей технологии:

  1. Информационные
  2. Технологии активизации общественного мнения
  3. Образовательные технологии Превентивные диагностические технологии
  4. Технологии занятости
  5. Административные технологии

I. Информационные технологии

Первый постулат профилактики наркомании — заполнение информационного вакуума. Принципы информационной работы сводятся к трем основным проектам:

1) Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый «конвейер» публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании. Решение такой задачи невозможно на общественных началах, с ней может справиться специализированная пресс-служба, работа которой строится на принципе выполнения государственного заказа. Следует сформулировать основные принципы публикаций по профилактике наркомании.

— Первое — информация должна быть в целом позитивной и не нести оттенка безысходности.

— Второе — негативная информация должна содержать сведения о трагических последствиях употребления наркотиков.

— Третье — нельзя показывать в СМИ сцены употребления наркотиков и людей в состоянии эйфории, демонстрировать наркотические средства.

— Четвертое — резюме любой публикации должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию по профилактике наркомании.

— Пятое — любая публикация должна воздействовать на мотивационную сферу адресной аудитории.

— Шестое — в подготовке материалов обязательно должны участвовать специалисты (наркологи, психологи, социальные педагоги, сотрудники правоохранительных органов, работающие в сфере реализации антинаркотической политики).

— Седьмое — каждая публикация по профилактике наркомании должна быть одобрена специализированным экспертным советом.

2)Телефонное консультирование. Три варианта телефонных служб, работающих в единой методической увязке, послужат не только информационным мостом для населения, но и позволят динамично отслеживать социальные координаты наркотизма:

а) телефон «горячей линии», задача которого — широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением, реабилитацией и социальной адаптацией наркозависимых;

б) телефон поддержки для наркозависимых и членов их семей; эта служба действует в круглосуточном режиме, на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости;

в) телефон «доверия», отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают специалисты, профессиональные психологи.

3) Internet сегодня изобилует как антинаркотической, так и противоположной информацией. По интенсивности воздействия на психику Internet значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование информационного ресурса Internet просто необходимо, без него сегодня не работает ни одна солидная организация по профилактике наркомании. В настоящее время в России и на Украине действует интернетная «Система информации на русском языке по профилактике алкогольных, табачных и прочих интоксикационных проблем». Участие в этой системе позволяет получать большое количество материалов по профилактике наркомании, касающихся практических аспектов реализации программ профилактики наркомании в различных регионах России.

Весьма перспективно создание «Городского антинаркотического сервера», при участии наиболее крупных заинтересованных учреждений. В структуре этого сервера будет содержаться информация об организациях и учреждениях, осуществляющих антинаркотическую, наркологическую и профилактическую деятельность, публикации, материалы по профилактике наркомании. Целью сервера станет обеспечение доступной и достоверной информацией населения, расширение контактов, консультирование on-line.

II. Технологии активизации общественного мнения при профилактике наркомании и алкоголизма.

Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики наркомании и алкоголизма. На любой территории можно внедрить следующие способы:

— Технология «выдавливания» наркоманов из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается. Применима для маргинальных и полумаргинальных районов, носящих характер гетто. Движущая сила этой технологии — родители наркоманов, которые прекратили употреблять наркотики, и родители погибших наркоманов.

— Волонтерское движение. Достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низкого порога воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ. Применима в интеллигентных районах. Движущая сила — благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем.

— Технология «натравливания». Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. Движущая сила этой технологии — родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.

— Группы поддержки, или группы созависимых, — традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, — вторичной профилактики наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Такие группы перестали быть новинкой, однако многим из них не хватает методической и организационной поддержки. Группы поддержки — это массовое движение. Если хотя бы 20% родственников наркозависимых, состоящих на учете в наркологических диспансерах, примут участие в работе по созависимости, область получит 4−5 тысяч граждан, поддерживающих антинаркотическую политику. Кроме того, психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества.

III. Образовательные технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Один из эффективных способов заполнения информационного вакуума — широкое использование образовательных и просветительских программ по проблемам химической зависимости. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий:

· Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.

· Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов.

Основная цель обучения родителей — научить их выстраивать свои отношения с детьми, избегая конфликтов. Освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней. Формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей.

· Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, действующих в образовательных учреждениях и центрах «Семья». Данный тип образовательных программ строится по принципу «тренинг тренеров». Здесь следует придерживаться специальных аспектов химической зависимости и ее профилактики.

· Обучение руководителей предприятий тактике административных мер по профилактике наркомании и алкоголизма в трудовых и творческих коллективах.

· Образовательные программы для учащихся школ, ПТУ, лицеев, техникумов, студентов вузов. Данные программы несут достаточно большой риск нонконформистских поведенческих реакций подростков. В ответ на информирование о химической зависимости происходит ускоренное вовлечение подростков в потребление психоактивных веществ, поэтому программы профилактики наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами.

Особое внимание педагогам необходимо обратить на превентивные диагностические технологии и технологии занятости, поскольку они в большей степени могут быть использованы в практике деятельности образовательных учреждений.

Критерии эффективности технологии

Эффективность применения той или иной технологии будет отражаться в снижении количества наркопотребителей среди молодёжи.

На уровне первичной профилактики критерием эффективности может стать снижение уровня распространения наркотиков среди молодёжи, увеличение количесвта школьников, занимающихся спортом и пропагандирующих здоровый образ жизни.

На уровне вторичной профилактики эффективность будет отражаться в успешной реабилитации подростка и ресоциолизации его в обществе.

На индивидуальном уровне эффективность технологии будет выражаться в в следующем:

— Отказ подростком от потребления ПАВ

— Его регулярное участие в постреабелитационных мероприятиях

— Ведение и пропагандирование им здорового образа жизни

Заключение

Вопросы борьбы с наркоманией выходят сегодня на первый план. Проблема наркомании в России давно приняла характер эпидемии и государство начало серьезную борьбу с наркоманией. Огромных усилий и колоссальных финансовых затрат требует профилактика наркомании

Сегодня борьба с наркоманией — это крайне важная задача. Необходимо стремиться разрабатывать всё новые технологии профилактики наркомании среди подростков, что позолит влиять на ситуацию, контролировать её.

Проанализировав научную литературу, в работе были изучены, причины, факторы и тенденции роста подростковой наркомании. Такие авторы как Аменд А. Ф., Дюндик Н. Н., Курек Н. С, Лапко А. Н., Медведева Е. В., Чернышова В. Н. выделяют социальные и индивидуально-психологические факторы, влияющие на формирование наркотической зависимости. Основными причинами, приводящими к употреблению наркотиков, становятся любопытство и скука, компания сверстников и уход от реальности и проблем.

В работе были изучены направления социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде. Основными являются: педагогическая, социальная, медицинская, правовая профилактика, антинаркотическая пропаганда, формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни, а также первичная, вторичная и третичная профилактика.

Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных — социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркологи ищут новые эффективные, методики лечения наркомании. Чтобы лечение было более эффективным, его нужно проводить стационарно. Наркомания требует длительного лечения. Борьба с наркоманией на личностном уровне — сложный и длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.

Обобщив опыт социальной работы по профилактике наркомании среди подростков в регионах РФ мы пришли к выводам, что региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения. В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.

Список литературы

1. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. — 2004., стр.27

2. Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. — 1999

3. Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. — СПб.: Алетейя, 2001, стр.154

4. Осипова Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики — 2011

5. Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. — 2007., стр.5

6. Профилактика наркомании в подростковой среде[Интернет-ресурс]: www.narcom.ru/ideas/socio/39.html

7. Информационно-правовой портал. ГАРАНТ. [Интернет-ресурс] www.garant.ru/, дата снятия: 20.05.2012

[1] Осипова Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики — 2011

[2] Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. — 2004., стр.27

[3] Профилактика наркомании в подростковой среде[интернет-ресурс]: www.narcom.ru/ideas/socio/39.html

[4] Информационно-правовой портал. ГАРАНТ. [Интернет-ресурс] www.garant.ru/, дата снятия: 20.05.2012

[5] Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. — СПб.: Алетейя, 2001, стр.154

[6] Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. — СПб.: Алетейя, 2001, стр 165

[7] Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. — 2007., стр.5

[8] Дюндик Н. Н. Возрастная специфика изучения и профилактики зависимости в школьных условиях / Н. Н. Дюндик, Е. Ю. Федоренко // Журнал практического психолога. — 1999, стр.47

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector