Особенности психодиагн. исследований подростков и юношей

К подросткам необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уровню своего интеллектуального развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка.
Повышенное, внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям.

При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими. В методики, предназначенные для психодиагностики подростков, можно включать формулировки социальных норм, некоторые специальные научные понятия. Однако в большинстве случаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с использованием не столько научных, сколько житейских понятий, иначе они могут оказаться недоступными многим подросткам, особенно тем, которые еще находятся в пределах переходного возраста от младших к средним классам школы.Ранняя юность это начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех поведенческих сферах, включая материальное, финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Все это вместе взятое представляет старшего школьника как уже вполне взрослого человека с точки зрения возможностей проведения психодиагностики и предполагает полноценное использование тестов для взрослых.

8 стр., 3958 слов

Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)

... Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты) - Стр 2 ... по отношению к крыше (для взрослых) – регрессия. Водосточные трубы ... применяемых проективных методик в научной и практической деятельности, ... подросткам переживание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение. 13 Дополнительная интерпретация по тесту ... символов, однако их вполне достаточно, чтобы 2 понять ...

Здесь, правда, есть существенное исключение, касающееся содержания применяемых методик. Дело в том, что многие проблемы, актуальные для взрослых людей,
могут быть еще неведомы для юности. Поэтому, подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности. К примеру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовершенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений — это психологические проблемы, наиболее значимые для юности; с другой стороны, такие вопросы, как цель и смысл жизни, одиночество, образ жизни и профессиональные достижения, больше волнуют взрослых людей, чем юношей и девушек.
Таким образом, некоторые ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться только тестов, связанных со сферой личности и межличностных отношений. Они почти ни в какой мере не относятся к интеллектуальным, познавательным процессам, для изучения которых в юности вполне могут быть без каких бы то ни было ограничений использованы тесты и методики для взрослых. Тем не менее, оценивая психодиагностически юношей и девушек, их индивидуальные данные целесообразно сравнивать не с нормами, разработанными для взрослых людей, а с нормами, характерными для молодых людей того же самого возраста, что и сами тестируемые.
Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях.

Процессы памяти (забывание, воспроизведение, запоминание)

Память — психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе способностей человека, является ус­ловием научения, приобретения знаний, формирования уме­ний и навыков. Без памяти невозможно нормальное функцио­нирование ни личности, ни общества. Память можно определить как способность к получению, хра­нению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Значительное влияние на развитие психологии памяти оказало положение Уильяма Джеймса о первичной и вторичной памяти.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека

... являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её достоверность ... деятельности. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть материалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в ...

Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

Процессы памяти. Исторически в психологии принято выделять такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание представляет собой обобщенное название мнемических процессов, обеспечивающих удержание информации или опыта в сознании человека. Принято выделять две (непроизвольная и произвольная) или три (запечатление, непроизвольная и произвольная) формы запоминания. Запечатление — это запоминание однократно предъявляемого в течение короткого времени материала. Непроизвольное запоминание — сохранение материала без наличия специальных волевых усилий и сознательного использования каких-либо мненимических приемов.

Произвольное (преднамеренное) запоминаниеили заучивание — обусловленное наличием волевых усилий сохранение материала на максимально продолжительный срок с целью последующего извлечения.

На эффективность произвольного запоминания материала оказывают влияние процессы понимания и повторения. Чем лучше мы понимаем, тем больше мы помним.

Сохранение — мнемический процесс долговременного удержания в латентном (скрытом) состоянии воспринятой ранее информации. В психологической литературе его чаще всего рассматривают во взаимосвязи с забыванием — процессом частичной или полной утраты информации.

7 стр., 3045 слов

Это логически организованная информация, получаемая в процессе научных исследований

... nbsp; Это логически организованная информация, получаемая в процессе научных исследований. o научно-техническая информация o научная информация o техническая информация o исследовательская информация   22. Информационные ... этим понимают обеспечение защиты от преднамеренного или непреднамеренного изменения информации или процессов её обработки. o доступность o конфиденциальность o целостность o ...

Противоположным (или сопутствующим) процессом сохранению является забывание. В Ψ имеют место две теории забывания: угасания следов и интерферирующего торможения.

Воспроизведение — мнемический процесс воссоздания (восстановления и реконструкции) сохраненной раннее и актуализированной информации. Оно имеет три формы: узнавание; непроизвольное, или собственно воспроизведение; произвольное воспроизведение, или припоминание. Узнавание — кратковременное воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение — непосредственное воспоминание, обусловленное представлениями, мыслями или чувствами или деятельностью, выполняемой в данный момент (например, чтение книги).

Произвольное воспроизведение — осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых усилий. Оно связано с постановкой специальной репродуктивной задачи и использованием определенных приемов.

Кодирование предполагает отбор значимой информации и ее преобразование в адекватную форму хранения.

Хранение — это накопление и удержание информации в сознании с целью ее дальнейшего использования.

Извлечение — процесс актуализации и воспроизведения информации из долговременной памяти в кратковременную память (в сферу активного сознания).

Различают два вида извлечения: узнавание и воспоминание. Узнавание представляет собой процесс правильной идентификации усвоенной раннее информации. Воспоминание, в отличие от узнавания, не требует опоры на непосредственное восприятие, но также как оно обусловлено имеющимися структурами хранения информации. Способность к узнаванию практически не меняется с возрастом, что делает его более демократичным и эффективным способом, например, проверки знаний.

Сравнительный анализ основных зарубежных психологических теорий развития

В пс. теории не умолк споры о доминир. опред. условий в пс. разв-и чел-ка.

14 стр., 6642 слов

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

... рецепции, позволяющих воспринимать высокоспециализированную информацию из внешней среды и, с развитием сложнейших программ, помогающих животному ... , пытаясь про­следить правила, по которым формировались поиски решения и которые приводили к возникновению ... .   4. Какое высказывание характеризует перцептивную стадию развития психики? А) характеризуется примитивными элементами чувствительности не ...

В биогенетич теориях доминир усл в пс раз-и счит. биолог условия (генотип опр раз-е чел-ка, а соц усл-я способств либо препятств пс раз-ю. В социоген теор определ роль отвод соц усл-ям и особ обуч-ю и восп-ю. Биол-е усл -задатки, кот можно развить. Была разработ теория конвергенции (Г. Штерн и другие) — псих. разв-е в равной мере опред. как биолог., так и соц. усл. Развиваются психологич теории разв-я — определ в разв-и явл адекватн воспр-е, понимание, осознан и переживан чел-ком биолог и соц условий.

Возр псих-я и пс разв-я с позиции пс подхода рассматр вопросы о том, как управлять собств пережив и помогать другим людям справл со своими переживаниями.

Согласно З. Фрейду психическое развитие человека определяется способом проявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Стадии:оральная (от рождения до 1 года).

Удовл либидо достиг за счет контакта рта во время сосания, покус или жев. Фикс на этой стадии впосл приводит к возник таких «пороков», как кур-е, гурманство, словесная агрессивность, разл виды зависимости;анальная (от 1 года до 2 лет).-источн удовлет либидо в анальн обл. Фикс-я — как пунктуальность, скупость, чрезм чистопл, упрямство и т. п.;фаллическая стадия (от 2 до 5 лет) -обнаруж особ-ти разл пол. органов у мальч. и девочек. Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек).

латентный (5 — 11 лет) — снижен актив-ти, связанной с либидо. На первом плане у ребенка обучение, социализация, усвоение различных форм поведения, свойственных данному полу; генитальная (половое созревание).

Подростки обоего пола поиск пол. о удовлетв. с лицами противоп. пола.
Анна Фрейд раздел личн-ть на ее устойч. составн части: бессознат, или «Оно», «Я», «Сверх-Я». Инстинктивная часть делит на секс. и агресс. составл.(психоан.закон биполярн-ти).

8 стр., 3908 слов

Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни

... , выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае ... от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет ... политичес­кой деятельности с детскими играми. Отнюдь не выводя поведение взрослого человека целиком из условий и со­бытий его детства ...

Развитие секс. инстинкта определ. последов. либидонознх фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная).

кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность) — оральная стадия. разрушение и жестокость (проявление анального садизма) — анальная стадия; властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии) — фаллическая стадия;дисоциальные начала — предпубертат и пубертатная стадии.

А. Фрейд рассм. детское разв-е как процесс постеп. социализ. реб-ка, подчин. закону перехода от принц. удов-я к принц. реал-ти.
Быстрее всего развив. то, что больше всего нрав. матери, и что ею оживлен всего приветств; процесс разв-я замедл. там, где она остается равнодушн или скрыв свое одобрение.
Э. Эриксон- раз-е зависит как от достигн. уровня психомот. разв-я индивида, так и от общ дух атмосф общ-ва, в кот этот индивид живет. Задача млад. возраста — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Ран. возр. — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собств незав-ть и самост-ть.

Игров возр-т — разв-е активн инициатив и пережив чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Период обуч в школе — формир трудолюб и умения обращ с оруд труда, чему противост осозн-е собств неумелости и бесполезности. Подростк. и ран. юношес. возр- задача первого цельного осозн себя и места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я" —диффузия идентичности.Конец юности и нач. зрел-и — поиск спутника жизни и установ близк друж связей, преодолев чувство одиноч-ва. Зрел. период — борьба творч сил человека против косности и застоя. Период старости — становл. оконч. цельного представл о себе, своем жизн. пути в противовес возможн разочаров в жизни и нараст отчаянию.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... себе самому. Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действиям ребенка с предметами. Внешние ... результатов практических действий. Важнейшим компонентом внешней деятельности яв­ляются совершаемые человеком движения. Внешняя деятельность обязательно проявляется в тех или иных движениях ...

Решение каждой из этих задач, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности — результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Кризисы, по Э. Эриксону, — это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой — ранннее млад(от рожд 1 года) формируется доверие либо недоверие к людям. Позд.мл-во (1−3) — самост-ть, уверен в себе либо сомнения в себе и гипертроф чувство стыда. Ранн дет-во (от 3 до 5 лет) — активн. либо пассивн. Средн детство (5 до11) — проявл трудолюб либо чувство собств неполноц.

Пол.зрел. подр и юноши (11 — 12)-2 линии разв-я — жизн самоопред или путаница ролей.

Ранняя взросл(20 — 45) — формир.2 линий — близость к людям либо изоляция от них. Средн взросл(45 — 60) — творчество либо застой. Позд взрослость (свыше 60 лет) альтернатива новообразований — полнота жизни или отчаяние.

Человек переживает восемь психосоциальных кризисов. Самое главное развитие до 5 лет. Может быть фиксация. В концепции рассматриваются эмоциональные и социальные стороны личности, охватывается весь жизненный путь; содержание процесса развития — внутренняя переработка конфликтов, свойственных каждой фазе.

Стадии психического развития по Э. Эриксону: От 0 до 8−10 месяцев Характеризуется: доверие или недоверие (если не удовлетворяются потребности).

От 8−10 месяцев до 3 лет. Формируется автономия или зависимость и стыд или сомнение. 4−5 лет. Формируется инициатива или чувство вины (осуждение себя и своего поступка).

От 6 до 11 лет. Формируется чувство своей ценности или малоценности. Период юношества. Формируется идентичность или размытость идентичности (путаница ролей — ролевая неопределенность).

От 18 до 25 лет. Формируется интимность и солидарность или изоляция (близость или одиночество).

От 25 до 45 лет. Формируется творческое начало или самоедство (стабильность, самополноценность).

После 40 лет. Целостность или раздвоенность (поиск смысла или бессмыслие).

Когнитивн. теории. Проблему периодизац в псих разв-и не обошел Жан Пиаже. Предметом его теории является когнит (познавательное) развитие. Рассматр детство и юность. Движ силы разв-я аккомодация (подчинен себя внешн среде) и ассимиляция — приспособл среды, объекта к себе. Псих разв-е он сводил к разв-ю интеллекта. Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторная(0- 2 лет).

В основе повед. р-ка простейшие рефлекторные действия. Вступая во взаимодействия с конкретными предметами, ребенок изучает их свойства, и познавательная активность увелич., формир первые умств представл о разл предметах.дооперациональная (2−7).

Содержание интелл. разв-я на этом периоде связано с активн разв-ем речи ребенка. Овладевая речью, ребенок получает возможность заменять отсутст предметы, события, отношения и этим создает условия для построения простейших умственных заключений; стадия конкретных операций (7 — 11 л) — дети активно начин использ логич построен, опираясь на объекты, кот. реб-ком воспр в данный момент;стадия формальных операций (11 — 15).

Реб-к способен мыслить вне конкр привязанности к объектам, данным в непоср воспр., может решать логические задачи, создавать образы, идеалы, понимать метафоры и т. д. Способность мыслить логически существенно влияет не развитие самосознания.

По Л. Кольбергу: доконвенциональный включает две стадии: ориентацию на наказание; ориентацию на поощрение. Конвенциональный уровень включает в себя: ориентацию на образец «хорошего мальчика», «хорошей девочки»; ориентация на авторитет. Постконвенциональный уровень характеризуется: ориентацией на общественный договор; ориентацией на общечеловеческие принципы, нравственные нормы.

Бихевиоризм: разв-е психики происх при жизни реб-ка и завис в основн от соц. окруж. Главн внимание при исследовании детского разв-я уделялось изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т. е. образов связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями. Среда — непосредств физич окруже реб-ка, как обстановка, складывающ из конкр жизн ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, которые могут и должны быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стимулов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития. Уотсон -приоритетная сила воздейств окруж-я на формир определ, строго заданной модели поведения у всех людей. Из дюжины норм, здоров младенц при направл организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением, или каждого сделать специалистом в отдельной области — врачом, торговцем или вором. Уотсон наметил некоторые условия, которые помогут воспитать физич и псих здоровых детей — жестк режим дня, налич спец комнаты для ребенка, в кот можно было бы оградить от воздействия неподход стимулов, а также о дозиров-ти в проявл нежности и любви по отнош к реб-ку.

Бихевиоризм и теории социального научения
В начале XX века американские психологи приступили к созданию науки «о человеческом поведении». Их интересовали внешние, поддающиеся наблюдению и измерению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам. Бихевиоризм (от англ. «behaviour» — поведение) наука о поведении человека.

Поведенческие теории в работах Ивана Павлова (1849−1936) по условным рефлексам и исследованиях Джона Уотсона. Философской основой этих теорий является концепция английского философа Дж. Локка, который сформулировал представление о сознании ребёнка при рождении как «чистой доске» и утверждал, что его поведение, мысли и чувства формируются под воздействием внешней среды.

Беррес Скиннер настаивал на том, что научными методами можно познать поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой.

Он полагал, что главное — оперантное поведение, т. е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула поддающегося распознаванию. В. зависимости от последствий складывается определённая тенденция в отношении такого поведения в будущем (привычка читать книги).

Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность её появления. Теоретик социального научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией».

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Гум психол-я выступ против построен психол по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Гуманистич направление связано с философией экзистенциализма, в центре внимания которой стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами. Психологи гуманистического направления придают одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека.

Абрахам Маслоу особое значение придавал присущей каждому человеку врождённой потребности в самоактуализации — полном развитии своего потенциала. В основе лежат физиологические потребности (пища, одежда), уровнем выше находятся потребность в безопасности (защищённость), потребность в принадлежности (общаться, любить и чувствовать себя любимым), потребность в уважении к себе (положительные реакции окружающих).

Вершиной иерархии потребностей является готовность полностью реализовать свой потенциал. Карл Роджерс — ядро характера человека составляют положительные, здоровые импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Роджерса интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. Он обнаружил, что максимальный личностный рост человека происходит при позитивном отношении к нему. Эти теории оказали существенное влияние на консультирование, способствовали распространению методов воспитания, основанных на уважении к уникальности каждого ребёнка и направленных на гуманизацию межличностных отношений.

Теории психического развития в советской психологии

3 группы периодизации по Выготскому:1. От рожд. до 1 года — младенчество, 2. 1−3 года — ранний возраст, 3−6 лет — дошкольный.

Высшие психические функции взрослого человека, речь и действия взрослого —идеальные формы (по отношению к действиям и речи ребенка), задающие направление онтогенетического развития. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики. Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка — овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущая сила (фактор) психического развития — обучение. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий — средств, выработанных в ходе исторического развития человеческого общества, — т. е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития (от социального к индивидуальному).

Новообразование — такой тип строения лич-ти, кот. впервые возникает на данной возр. ступени и определ. весь ход психол. раз-я реб-ка. Выготским были введены такие понятия, как «центральная линия развития, побочная линия развития и социальная ситуация».
Центральная линия развития- те процессы развития, которые более или менее связаны с новообразованием, а частичные процессы — побочные линии развития.
Социальная ситуация развития — специфическое, своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей действительностью. У каждого возраста свои особенности. Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития. В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР).

Зона ближайшего развития — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).Соц. среда раз-я — особ. Сочетание внутр. Процессов раз-я и внешн. условий, кот. явл. типичн. для кадж. возр. Этапа и обуславл. динам. псих. раз-я. ССР= то, что хочет реб-к + то, что треб. взросл. Соц. сит-я псих. раз-я представл. соб. психол. усл-я разв-я чел-ка. Совокупность переживаний определ. напр-ть и темпы разв-я.

Вед. вид. деят-ти— деят-ть, в ходе кот. происходит псих. разв-е реб-ка. Это вид деят-ти, кот. наиболее полно удовлетв. возр. потребн, проявл. псих. новообразов-я возраста, развив. сензитив. сферу психики и, внутри кот. проявл. и развив. такой вид деят-ти, какой будет ведущим на след. возр. периоде. Автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка (Эльконин Д. В., 1989).

Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром. Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деят-ть реб-ка внутри этих двух векторов представ единый процесс, в кот формир личн-ть. Однако в ходе разв-я этот единый по своей природе процесс раздваив-ся. В кажд возр периоде один вектор доминир над другим, а в рамках след возр периода они как бы меняются местами. Смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возр этапа в псих разв-ии реб-ка. Вектор есть не что иное, как деят-ть, присущ реб-у в дан момент, ведущая деятельность ребенка. Наличие вед дея-ти не отменяет другие субдомин виды деятельности. Д.Б. Эльконин вводит деление психики на две сферы: мотивационно — потребностную (М — П) и операционно-техническую (О — Т).

В процессе развития ребенка на каждом этапе сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем — операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие появление психологических новообразований на конкретном этапе развития.

Младенчество (до 1 года).Здесь ведущий вид деятельности — эмоциональное общение. В 2−2,5 месяца у ребенка появляется улыбка, двигательная реакция и т. д. На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования гак называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.

Ранний возраст (1−3 года). Здесь ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Ребенок овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза. В тот самый срок времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов.

Дошкольное ребячество (3−7 лет). Стремление к самостоятельности. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Младшее школьное ребячество (7−11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими — его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит пора, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Младшее подростничество (11−14 лет). Появляется новая дело — дело интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою дело и отношения.

Юность — старшее подростничество (14−17 лет). У ребенка снова появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно быть в курсе, кем он будет. Ведущая дело — учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

В отечественной психологии выделяют следующие этапы развития:

Младенческий (до 1 года) — хронологический и психологический возраст это разные вещи и возрастные вехи очень подвижны. В этот период оказывается очень важным эмоциональное общение. Ранее детство — от 1 до 2−3 лет — Деятельность с предметами. В этот период ребенок начинает осознавать назначение предметов. Дошкольное детство — от 3 до 6−7 лет. Важна ролевая игра. В игре ребенок моделирует отношения и взаимодействие людей. Он осваивает различные роли. Младший школьный возраст — от 7 до 10−11 лет. Ребенок учится произвольности под воздействием воли. Подростковый возраст — 11−15−16 лет. Переход от детства к взрослости. Роль ведущей деятельности выполняют интимные отношения (эмоционально близкие, доверительные).

Юношеских возраст — 17−25 лет.

Ранняя юность 17−21 год. Зрелая юность — 21 -25 лет. Учебно-профессиональная деятельность и формирование профессиональной готовности к самостоятельной жизни.

Зрелость от 25 до пенсионного возраста. Период реализации личности. Пожилой возраст 55−60. Старость границы каждого возраста подвижны, они сдвигаются от требований, которые включают в себя рост и созревание органов, развитие психических функций и личностное становление. В отечественной психологии развита идея Выготского согласно которой развитие личности — есть процесс усвоения и присвоения социальных норм и ценностей. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович было показано, что развитие ребенка как личности определяется послед. формир-ем личност новообразовй. Л. И. Божович проводит их анализ внутри пяти возрастных периодов личностного развития ребенка.

Л.И.Божович. Периодизация развития:

Младенчество — кризис новорожденности. Ребенок является беспомощным. Новообразование — аффективно заряженные представления. Ранее детство — кризис одного года, характеризуется самостоятельностью со стороны взрослых требований. Новообразование — система Я, потребность в самоутверждении. Дошкольное детство — кризис 3 лет, новообразование — внутренняя позиция. Младший школьный возраст — кризис 7 лет, осознание своего социального Я, у взрослых появляются новые требования. Кризис подросткового возраста — 12−14 лет -эмансипация от взрослых, новообразование — целеполагание, вторая фаза — определение места в жизни, новообразование — появление жизненной перспективы.

М.И. Лисина фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены исследования общ-я младенцев со взрослым и его влияния на псих развитие ребенка. Одним из основных методов — сравнит изуч детей, воспит в семье и без семьи — в дет учрежд закрытого типа. В этом опять же можно видеть продолжение традиций Л.С. Выготского, кот рассматр исследов. разв-я в условьях патологии как один из методов генетической психологии. В условиях органического, как и коммуникативного, дефицита, процесс развития замедляется и его закономерности выступают в открытой, развернутой форме. Дефицит индивидуально адресованного, эмоционального общения со взрослым существенно тормозит и деформирует психическое развитие детей. Как показали работы М.И. Лисиной, добавка такого общения оказывает существенное влияние на разные аспекты психического развития детей: на их познавательную активность, на овладение предметными действиями, на развитие речи, эмоциональную сферу и т. д. Эти исследования позволили конкретизировать представления Л.С. Выготского, дополнить, а иногда и пересмотреть их. Так, в качестве одного из главных новообразований младенческого возраста Л.С. Выготский рассматривал своеобразное психологическое единство ребенка и взрослого, которое обозначил термином «прамы». М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослым осуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможно только при психологической отделенности ребенка и взрослого. Возражая Л.С. Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностных связях ребенка со взрослым, которые она рассматривала в качестве главного новообразования первого полугодия жизни. Еще одной точкой расхождения является периодизация младенческого возраста. Как известно, Л.С.Выготский (а вслед за ним и Д.Б. Эльконин) рассматривал первый год жизни как единый генетический этап в развитии ребенка. Экспериментальные работы М.И. Лисиной показали, что от рождения до 12 мес младенец проходит через три качественно различные периода развития, каждый из которых характеризуется специфическим отношением ко взрослому.

Для М.И. Лисиной всегда было свойственно стремление к тщательному, скрупулезному сбору и анализу фактов, интерес к экспериментальным деталям, удивительная способность к качественной и количественной обработке материалов. Такая экспериментальная тщательность не была самоцелью; она сочеталась с широтой мышления, со смелостью научной фантазии и богатством идей. Ее интересовало формирование внутреннего мира ребенка, проникновение в его становящийся духовный мир. Эта особенность творческого почерка М.И. Лисиной позволила проработать и экспериментально подтвердить многие смелые гипотезы, развернуть широкую панораму конкретных исследований, которые продолжаются и сейчас. Работы Лисиной их отлич единством теоретических позиций и исследовательских методов, что и позволяет говорить о созданной М.И. Лисиной научной школе. Практически все узловые вопросы детской психологии были затронуты и получили в ее работах новую интерпретацию. Тематику исследований М.И. Лисиной можно условно разделись на два направления: влияние общения на психическое развитие ребенка и анализ общения как самостоятельной деятельности. Коротко остановлюсь на каждом из них.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector