Методика выявления уровня литературного развития зависит от цели проверки

Терминологический словарик

 

Литературное развитие – развитие способностей к восприятию искусства слова, а также умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь эстетическими критериями; это и процесс развития собственного литературного творчества.

 

Критерий литературного развития – это уровень читательского восприятия самостоятельно прочитанного произведения.

 

Читательское восприятие – умение самостоятельно выявить и понять тему, идею, авторскую позицию, оценить поступки героев; умение воссоздать в воображении целостный образ на основе художественных деталей.

 

Выявление зоны ближайшего развития – происходит через вопросы, поставленные учителем и направленные на выявление различных сторон читательского восприятия

(эмоции, воображение, мышление).

 

Уровень актуального развития – выявляется через вопросы, поставленные учащимися после самостоятельно прочитанного произведения, которые позволяют определить направление внимания учащегося.

 

Литературное творчество – это ведущий элемент содержания литературного образования, воплощение своих идей в системе читательских и речевых умений.

 

Умение (читательское)

 1) действие или система действий

        2) готовность и способность к действию.

    Если Вы хотите более глубоко изучить темы раздела, то можете обратиться к следующей литературе:

 

  1. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова (1,2,3 классы).

    – М.: Просвещение, 1994.

  2. Воюшина М.П. Программа по литературе: Для начальных классов общеобразовательной средней школы. – С-Пб.: Специальная литература , 1997.
  3. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией профессора Т.Г. Рамзаевой: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов. – С-Пб.: Специальная литература, 1996.
  4. Яновицкая Е.В., Белова Н.А., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей. – С-Пб.: ООО «Валерии СПД», 2000.

 

 

Тема 1: Литературное образование и литературное развитие младшего школьника

(авторская программа М.П. Воюшиной)

 

Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы предлагается ряд программ, которые, так или иначе, ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях:

6 стр., 2907 слов

Основные этапы развития вариативности отечественного начального образования

... контингента учащихся 12-20 лет изменений не наблюдалось [2]. Для развития начального образования наибольшее значение имело постановление 1714 г. об организации в провинции цифирных ... Чарно-лусского позволил определить основные этапы развития вариативности отечественного начального образования. 1 этап связан с зарождением системы начального образования. У ее истоков стоят древнерусские школы, ...

1) собственно обучение чтению.

2) получение ребенком литературного знания, т.е. литературное образование и литературное развитие.

 

Проблема литературного развития школьников изучается представителями разных наук: психологами (развитие социальных способностей), социологами (состояние общества с точки зрения его художественного развития в данный момент истории), методистами (исследуют литературное развитие в связи с процессом обучения школьников).

Обратитесь к определению литературного развития, в чем же оно проявляется? (см. терминологический словарик).

 

 

 

Литературное развитие – процесс возрастной: на изменение восприятия художественного произведения влияет жизненный и читательский опыт, расширение кругозора. Одну и ту же книгу мы воспринимаем по-разному в 10 и в 17 лет, по-разному выражаем свои впечатления словесно.

В то же время литературное развитие – это учебный процесс: характер обучения обязательно влияет на ход литературного развития (может способствовать ему, а может и тормозить).

В связи с этим учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития школьников.

 

Обратитесь к определению критерия литературного развития младшего школьника (см. терминологический словарик).

Что является принципиальным (найдите ключевые слова)?

Для того чтобы определить результат развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые ранее не изучались детьми.

 

  Что такое уровень восприятия?

   1).

Степень образной конкретизации, т.е. способность воссоздать в воображении                 целостный образ на основе художественных деталей.

2).

Степень образного обобщения, т.е. в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Методика выявления уровня литературного развития зависит от цели проверки

Для выявления уровня актуального развития используется постановка вопросов к тексту учащимися. Эти вопросы позволяют учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном чтении. Уровень восприятия устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности.

 

Прочитайте рассказ В.К. Железникова «Рыцарь».

 

Хрестоматия по литературе для 2-го класса часть 1-я.

Составитель: доктор педагогических наук Воюшина Мария Павловна.

 

РЫЦАРЬ

                                                                                                             В.К. Железников.

 

Саша вышел во двор и огляделся… Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь.

Ну, машина — это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей.

Саша подошел к гаражу, осторожно заглянул и остановился на пороге. Дальше идти без разрешения он боялся.

Шофер, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.

— Здравствуйте, дядя,— сказал Саша.

— Здравствуй, малый, если не шутишь, — ответил шофёр.               

— Я не шучу.— Саше понравилось, что шофёр назвал его малым.

Это для него звучало необычно. «Ну, вроде как он сродни стал этому необыкновенному человеку, от которого так хорошо пахнет бензином, мазутом и ещё чем-то таким, от чего просто захватывает дух.  — А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды,— сказал шофёр.— Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.

Саша взял ведро, дужка его глухо звякнула. И он, Саша, пошёл в глубь гаража.

В гараже было полутемно, но Саша совсем не боялся, он легко и свободно шёл среди машин. Потом набрал полнёхонько ведро воды, еле дотащил, а когда шофёр сказал, что ведро, пожалуй, было для него тяжёлым, он улыбнулся: ерунда, мол, не такие таскали. Хотя в своей жизни не притащил ни одного ведра воды. И сейчас, когда тащил, от собственной неловкости облил себе ноги.

Шофер залил воду в машину, закрыл капот и протянул Саше руку.

— Заходи, когда будет время,— сказал он. Саша крепко пожал ему руку и ответил:

— Обязательно зайду. Я ведь живу в этом доме.

Шофёр уехал, а у Саши на руке осталась широкая темная полоса — это шофёр вымазал его руку машинным маслом. Жалко, что во дворе не было ребят: некому было показать шофёрскую заметину. Так и ушел Саша домой, но шофёра теперь считал лучшим своим другом. Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.

— Эй, тётка! — грубо крикнул шофёр.— Нашла где стоять, а то толкну машиной, костей не соберешь!

И Саша всё это услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг шофёр. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:

— Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю! — Он кричал высоким тонким голосом.

Вот сейчас что-то должно было случиться.

— Ух, ты! — сказал шофёр.— Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! — он оглушительно рассмеялся.

Больше он ничего не мог сказать. Просто не знал, что ему говорить. Может быть, ему было стыдно. До сих пор он часто гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал дальше своей дорогой. А тут впервые ему сказали такие слова. И кто сказал? Маленький мальчик, которого он мог одним щелчком опрокинуть на землю, о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы. Он даже не знал его имя.        А Саша стоял перед ним как дикий зверёк,— решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие. И только где-то в глубине его глаз шофёр увидел и боль и обиду. Тогда он сказал:

— Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите.

Он тронул машину и помахал Саше рукой. А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, но потом передумала. Разве можно ругать человека заблагородные поступки? Нет, конечно! И бабушка это отлично знала. Тем более, что у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей захотелось запеть эту песню вслух, так у неё было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползались в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки, когда они стали непонятно зачем поправлять шапку у Саши. Так у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! Значит, не зря она сидела около него ночами,  когда он болел. Жив человечек.

 

Уровни Вопросы, которые могут поставить дети
Фрагментарный 1. Куда вышел Саша? 2. Куда подошел Саша?                      3. С кем он поздоровался?

Ученик задает вопросы только к одному эпизоду. Отсутствует целостное восприятие.

Такой уровень восприятия художественного произведения оценивается как низкий.

Он соответствует детям 3-5 лет.

Констатирующий 1. Какие марки машин знал Саша? 2. Куда он подошел? 3. С кем поздоровался? 4. Что ответил шофер? 5. Что сказал Саша? 6. О чем попросил Сашу шофер? 7. Что сделал Саша? 8. Куда он пошел?  

И так далее: дети могут задать по 30-35 вопросов по содержанию произведения. 

Вопросы, поставленные учеником, не требуют размышления. Внимание сосредоточено на событии. Ученик не видит проблемы.

Такой уровень восприятия говорит об отставании в литературном развитии.

Уровень героя 1.Почему Саша подошел к шоферу?   2.Почему Саше понравилось, как шофер с ним поздоровался?  3.Что чувствовал Саша, когда выполнял просьбу шофера?  4.Почему он стал считать шофера лучшим другом? 5.Почему мнение Саши о шофере изменилось?   6. А сам Саша изменился? 7.Что можно о нем сказать? Какой он?

Ученик обращает внимание на мотивы поведения действующих лиц, дает им оценку.

Устанавливает причинно-следственные связи.

Однако уровень обобщения связан, прежде всего, с оценкой персонажа. Об авторе не вспоминает.

Этот уровень читательского восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью">восприятия к концу обучения в начальной школе доступен всем учащимся.

Уровень идеи 1.Кто написал рассказ? 2.Как автор помогает нам представить Сашу в начале рассказа? 3.Какие слова использует автор, чтобы показать, что чувствовал Саша, познакомившись с шофером? 4.Почему его чувства изменились? Как описывает это автор? 5.Почему автор так назвал рассказ?

Мы видим высокий уровень литературного развития. Ученик видит авторскую позицию, определяет проблему, способен увидеть основной конфликт, обращает внимание на название и отдельные художественные детали.

Совет: проведите диагностическое исследование