Место специальной педагогики в структуре общей педагогики

Основная образовательная программа

По направлению подготовки 50 700.68 Специальное (дефектологическое) образование

магистерская программа: Дошкольная дефектология

История и философия специальной педагогики и психологии

Цель дисциплины: дать студентам основные представления истории развития и философии специальной педагогики и психологии

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОП-1, ПК-10, ПК-23, ПК-25.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл ОН, базовая часть, дисциплина осваивается в 1 — 2 семестре.

Содержание дисциплины:

История становления специальной педагогики и психологии.

Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии: архаические общества; античные взгляды; первые социальные институты помощи; средневековые нормы; идеи гуманизма эпохи Просвещения; основные направления общественной помощи; создание национальных систем специального образования.

Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах: законодательные документы; интеграция и нормализация; специальное образование в Швеции; кэмпхиллская община; современная стратегия социальной политики.

Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России: призрение в Киевской Руси: законодательные акты ХУ1-ХУП вв.; законодательные акты XVIII в.; открытие первых специальных учебно-воспитательных учреждений; развитие специального образования во второй половине XIX — начале XX вв.

Развитие советской системы специального образования: специальное образование — часть государственной образовательной политики в 20—30-е гг.; особенности развития системы специального образования в 50—60-е гг.; государственная система специального образования в 70—80-е гг.; государственная система специального образования в 70—80-е гг.

22 стр., 10598 слов

Рабочая программа дисциплины 34

... Предмет и задачи. Ювенальная (юридическая) и психология образования как базовые дисциплины при подготовке педагога-психолога. Понятие права, правового нигилизма ... ;юридически значимых ситуациях. Ювенальная юстицияэто специальная система правосудия в отношениинесовершеннолетних. ... ., Шестаков Д.А. Предупреждение насилия в семье и его законодательное регулирование // Вестн. СПБУ. 1996. Сер.6. Вып. ...

Современный этап развития системы. Модернизация. Основные направления и их характеристика.

Философия как методологическая основа специальной педагогики и психологии: Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике и психологии; воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание; философские концепции отклонений; идеи современной западной философии; отечественные философы о проблемах специального образования; направления построения новой парадигмы специальной педагогики и психологии.

Специальная психология с практикумом

Цель дисциплины: Познакомить студентов с основными медико-психолого-педагогическими, научно-организационными аспектами обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-2, ОП-3, ПК-11.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл ОН, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины:

Место специальной педагогики в структуре общей педагогики

Понятие нормы и отклонения в интеллектуальном, сенсорном, эмоционально-волевом, психомоторном развитии детей и подростков в современной специальной педагогике.

Система специальных педагогических наук. Связь специальной педагогики с другими науками. Объект и предмет специальной педагогики. Основная цель и задачи ее изучения.

Основные термины и понятия специальной педагогики: абилитация, компенсация, коррекция, реабилитация, адаптация).

2. Современная образовательная система специальной педагогики

Структура системы специального образования. Законодательные акты РФ об общем и специальном образовании. Традиционные и альтернативные специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Традиционная и интеграционная формы обучения.

13 стр., 6174 слов

Развитие ребенка 2

... материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс ... , процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Задача детского психолога - проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает ...

Образовательный урок — основная форма обучения детей и подростков с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающая направленность образовательного урока. Комплексные коррекционные занятия.

Адаптация общепедагогических принципов и технологии при обучении детей с проблемами в развитии. Инновационные методики преподавания в системе специальных (коррекционных) учреждений. Специальные коррекционные занятия и проблема социализации.

3. Теория и практика обучения детей с проблемами в развитии

Идея комплексного развития ребенка и подростка с нарушением в интеллектуальной, сенсорной, двигательной, речевой сферах — основа для разработки новой современной концепции образования.

Творчество как исходная идея процесса воспитания в условиях специального (коррекционного) учреждения. Сотворчество.

Индивидуально ориентированные маршруты воспитания и развития. Коррекция и компенсация. Социализация ребенка с проблемами в развитии в обществе. Воспитание адекватной оценки к своему отклонению в развитии. Формирование норм поведения в условиях сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной депривации. Социально-культурные навыки. Жизненно важные навыки.

Психолого-педагогическое консультирование с практикумом

Цель дисциплины: сформировать и углубить знания студентов в вопросах проведения психо­лого -педагогического консультирования детей раннего, дошкольного и школьного возраста; раскрыть специфику организации психологического консультирования в общеобразовательных коррекционных учреждениях

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-7, ПК-15, ПК-17.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл ОН, дисциплины по выбору студентов, дисциплина осваивается в 4 семестре.

Содержание дисциплины:

Введение: понятие и содержание психологической помощи детям. Основные направления и формы психологического-педагогического консультирования. Личность психолога-консультанта и личность клиента. Методы психолого-педагогического консультирования. Особенности различных видов психолого-педагогического консультирования. Организационные и методологические проблемы психолого-педагогической коррекции. Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции. Методология разработки коррекционно-развивающих программ. Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развития ребенка.

4 стр., 1694 слов

Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную дисциплину

... Коротина О.А. РЕФЕРАТ по истории психологии «Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную дисциплину» Выполнила студент гр. ПС – ... ходе клинических исследований выделил ряд зон головного мозга, отвечающих за конкретные психические функции. Ученый первым ... Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции. Например, ...

Педагогика и психология высшей школы

Цель дисциплины: формирование у магистров теоретических знаний в области педагогики и психологии высшей школы.

Требования к уровню освоения содержания курса: ПК-16, Пк-18, ПК-19, ПК-21.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Место дисциплины в учебном плане: Цикл ОН, дисциплины по выбору студентов, дисциплина осваивается в 4 семестре.

Содержание дисциплины:

Понятие педагогики и психологии высшей школы как современной области научного знания. Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии. Методологические основы педагогики и психологии высшей школы. Предмет педагогики и психологии высшей школы. Задачи, стоящие перед педагогикой и психологией высшей школы на современном этапе. Структура педагогики и психологии высшей школы: разделы педагогики и психологии высшей школы, структура педагогики и психологии высшей школы по сферам применения.

Основные проблемы педагогики и психологии высшей школы на современном этапе. Принципы педагогической психологии.

Связь педагогики и психологии высшей школы с другими науками. Исторические аспекты развития педагогики и психологии высшей школы. Понятие о методе исследования в педагогике и психологии высшей школы. Требования, предъявляемые к методам в педагогике и психологии высшей школы и исследованию в целом.

Классификация методов педагогики и психологии высшей школы: общая классификация методов педагогической психологии (Б.Г.Ананьев), специальная классификация методов педагогической психологии (В.Г.Казанская).

7 стр., 3343 слов

Лекция по психологии в высшей школе

... кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной психологии. Т.И. Бессонова. Лекция по психологии в высшей школе: Научно-методические рекомендации. – Севастополь: РИБЭСТ, 2010 ... методического творчества и практической деятельности автора как преподавателя дисциплины «Методика преподавания психологии». Для студентов психолого-педагогических факультетов, практических психологов. ...

Понятие обучения. Цели обучения. Модели обучения, рассматриваемые в педагогической психологии: традиционная модель, личностная, развивающая, активизирующая, формирующая и свободная модель обучения

Психологические аспекты обучения. Основные принципы и закономерности взаимосвязи обучения и развития психики человека. Соотношение процессов созревания, развития и обучения. Анализ основных психологических концепций и подходов к обучению, существующих на современном этапе. Психология педагогической деятельности. Понятие преподавания. Цели преподавания: перспективная, промежуточная, ближайшая. Мотивы преподавания: классификации мотивов преподавания по В.Г.Казанской и Н.А.Аминову. Структура педагогической деятельности.

Социально-психологическая реабилитация и профориентация

Медико-биологические основы дефектологии

Цель дисциплины: Формирование представлений о медико-биологических основах дефектологии.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-5, ПК-2, ОП-1.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл профессиональный, базовая (общепрофессиональная часть), дисциплина осваивается в 2,3 семестре.

Содержание дисциплины:

Психофизиология развития. Нейрофизиологическая основа психических процессов: системный принцип деятельности мозга, структурная организация мозга, методы психофизиологических исследований, психофизиология функциональных состояний, психофизиология потребностно-эмоциональной сферы; психофизиология когнитивных процессов. Возрастная психофизиология: закономерности онтогенетического развития, возрастная периодизация; созревание мозга; психофизиологическая характеристика младенческого и раннего возраста; психофизиологическая характеристика дошкольного возраста; психофизиологическая характеристика младшего школьного возраста; психофизиологические особенности подросткового возраста. Прикладная психофизиология: психофизиология организации учебного процесса; психофизиология школьных трудностей. Психофизиология отклоняющегося развития.

14 стр., 6843 слов

Особенности игровой деятельности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

... 8, 19]. Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое ... затруднений в освоении социальных навыков. Даже при соблюдении режима дети плохо засыпают, ... ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности определенной цели. Игры с очень четкими правилами способствуют развитию ... СДВГ играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга - дофаминовой, норадреналиновой и ...

Возрастная и клиническая нейропсихология. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. Нейропсихологические симптомы: агнозии, апраксии, афазии. Нейропсихологические синдромы: синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга, синдромы поражения вторичных кор­ковых полей височных отделов мозга, синдромы поражения третичных кор­ковых полей зоны ТРО, синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, синдромы поражения премоторных областей, синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей моз­га, синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, синдромы поражения подкорковых областей мозга. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Синдромы несформированности: Функциональная несформированность префронтальных (лобных) от­делов мозга. Функциональная несформированность левой височной доли. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).

Функциональная несформированность правого полушария. Синдромы дефицитарности: Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. Атипия психического развития. Нейропсихологические паттерны аддиктивного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические паттерны агрессивного и делинквентного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические факторы девиантного сексуального поведения. Нейропсихологическое обследование. Нейропсихологическая коррекция.

6 стр., 2698 слов

Гидроцефалия — синдром органического поражения мозга

... спастический парапарез ног различной выраженности, атаксия, тремор, косоглазие). У многих детей интеллект сохраняется, но наблюдается ... случаях дети отстают в психомоторном и речевом развитии, у них отмечается коробочно-тимпанический звук при перкуссии черепа, часто синдромы органического поражения головного мозга ( ...

Психопатология развития. Психоаналитические и неаналитические теории развития личности детей и подростков. Психологическая защита и копинг-поведение у детей. Патологизирующее семейное воспитание. Многоосевая диагностика психических заболеваний у детей и подростков. Общая психопатология детей и подростков. Эндогенные психозы у детей и подростков. Резидульно-органические нервно-психические расстройства у детей и подростков. Невротические и соматоформные расстройства у детей и подростков. Расстройства личности у детей и подростков. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Психические расстройства при ВИЧ — инфекции / СПИДе, их особенности у детей и подростков. Психосоматические расстройства. Фармако- и психотерапия, особенности у детей и подростков.

Методология и методика формирования социального здоровья у детей с ОВЗ

Цель дисциплины: сформировать у магистрантов систему знаний по вопросам формирования социального здоровья детей с ОВЗ.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-7, ОП-1, ПК-1, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-14.

Место дисциплины в учебном плане: Профессиональный цикл, дисциплины по выбору студента, дисциплина осваивается во 2 семестре.

Содержание дисциплины: Феноменология социального здоровья и его сохранения в период детства в условиях промышленного города. Технологии мониторинга социального здоровья детей дошкольного возраста, диагностики факторов его нарушения в разных социальных условиях. Методики формирования социального здоровья детей с ОВЗ.

Комплексное сопровождение детей в коррекционном образовательном учреждении

Диагностика и коррекция нарушений общения у детей с ОВЗ

Цель дисциплины: Формирование представлений о методах, формах, приёмах и средствах диагностики и коррекции нарушений общения у детей с ОВЗ

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-7, ПК-2, ПК-7,ПК-9,ПК-15,ПК17,ПК22

Место дисциплины в учебном плане: Цикл профессиональный, вариативная часть, курс по выбору, дисциплина осваивается в 2 семестре.

Содержание дисциплины: Общение, его структура и функции. Затруднённое общение.

Причины и проявления коммуникативных затруднений. Общие критерии оценки коммуникативных трудностей, их диагностика. Варианты коммуникативного недоразвития детей с различными вариантами дизонтогенеза. Проявления коммуникативной некомпетентности и коммуникативной незрелости. Коррекция отклонений в развитии коммуникативной деятельности. Эмоции и их осознание в коррекции нарушений общения. Специальные технологии развития навыков общения. Коммуникативный тренинг. Конфликты и их преодоление. Советы взрослым по преодолению трудностей в общении.

Методы компьютерной диагностики детей с ОВЗ

Цель дисциплины: сформировать у студентов систему знаний в области компьютерной психодиагностики и целостное представление о возможностях и перспективах использования информационных и коммуникационных технологий в изучении особенностей личности, интеллекта, общения и мотивационной сферы лиц с ограниченными возможностями здоровья; познакомить студентов с основными математическими методами обработки данных экспериментальных психологических исследований применительно к специальной психологии .

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-6, ПК-20, ПК-23, ПК-24.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл профессиональный, дисциплина по выбору, дисциплина осваивается в 2 семестре.

Содержание дисциплины: Характеристика современных методов компьютерной диагностики. Основы измерения в психологии. Первичные описательные статистики. Знакомство с программой Statistica. Сравнительный анализ. Корреляционный анализ. Факторный анализ. Дисперсионный анализ (ANOVA).

Множественный регрессионный анализ. Дискриминантный анализ. Кластерный анализ. Общетеоретические и методологические основы психодиагностики. Дидактические основы создания и использования психодиагностических средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий. Методические аспекты и перспективные направления разработки и применения средств информационных и коммуникационных технологий в психодиагностике.

Педагогическая практика

Цель дисциплины: формирование у студентов профессиональной компетентности, необходимой для успешной деятельности по избранному направлению в современных условиях.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-22.

Место дисциплины в учебном плане: Цикл профессиональный, практики и научно-исследовательская работа, осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины: Ознакомление с особенностями организации учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении. Ознакомление со спецификой преподавательской деятельности в высшем учебном заведении. Самостоятельная деятельность студентов по организации и проведению учебных занятий. Самостоятельная деятельность студентов по организации и проведению внеучебных мероприятий. Научно — исследовательская деятельность студентов.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector