Место специальной педагогики в структуре общей педагогики

Основная образовательная программа

По направлению подготовки 050700.68 Специальное (дефектологическое) образование

магистерская программа: Дошкольная дефектология

История и философия специальной педагогики и психологии

Цель дисциплины:дать студентам основные представления истории развития и философии специальной педагогики и психологии

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2, ОП-1, ПК-10, ПК-23, ПК-25.

Место дисциплины в учебном плане:Цикл ОН, базовая часть, дисциплина осваивается в 1 – 2 семестре.

Содержание дисциплины:

История становления специальной педагогики и психологии.

Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии: архаические общества; античные взгляды; первые социальные институты помощи; средневековые нормы; идеи гуманизма эпохи Просвещения; основные направления общественной помощи; создание национальных систем специального образования.

Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах: законодательные документы; интеграция и нормализация; специальное образование в Швеции; кэмпхиллская община; современная стратегия социальной политики.

Создание специальных образовательных учреждений в дореволюционной России: призрение в Киевской Руси: законодательные акты ХУ1-ХУП вв.; законодательные акты XVIII в.; открытие первых специальных учебно-воспитательных учреждений; развитие специального образования во второй половине XIX — начале XX вв.

Развитие советской системы специального образования: специальное образование — часть государственной образовательной политики в 20—30-е гг.; особенности развития системы специального образования в 50—60-е гг.; государственная система специального образования в 70—80-е гг.; государственная система специального образования в 70—80-е гг.

Современный этап развития системы. Модернизация. Основные направления и их характеристика.

Философия как методологическая основа специальной педагогики и психологии: Мировоззренческие аспекты в специальной педагогике и психологии; воззрения великих мыслителей на здоровье и воспитание; философские концепции отклонений; идеи современной западной философии; отечественные философы о проблемах специального образования; направления построения новой парадигмы специальной педагогики и психологии.

Специальная психология с практикумом

Цель дисциплины:Познакомить студентов с основными медико-психолого-педагогическими, научно-организационными аспектами обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

9 стр., 4076 слов

Методическое пособие по методике преподавания специальных дисциплин.

... отечественной художественной педагогики, создали основу для дальнейшего развития теории и методики обучения специальным художественным дисциплинам, в том числе в подростковом возрасте. Проблемы методики начального специального художественного образования в разные ...

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-2, ОП-3, ПК-11.

Место дисциплины в учебном плане:Цикл ОН, вариативная часть, дисциплина осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины:

Место специальной педагогики в структуре общей педагогики

Понятие нормы и отклонения в интеллектуальном, сенсорном, эмоционально-волевом, психомоторном развитии детей и подростков в современной специальной педагогике.

Система специальных педагогических наук. Связь специальной педагогики с другими науками. Объект и предмет специальной педагогики. Основная цель и задачи ее изучения.

Основные термины и понятия специальной педагогики: абилитация, компенсация, коррекция, реабилитация, адаптация).

2. Современная образовательная система специальной педагогики

Структура системы специального образования. Законодательные акты РФ об общем и специальном образовании. Традиционные и альтернативные специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Традиционная и интеграционная формы обучения.

Образовательный урок – основная форма обучения детей и подростков с отклонениями в развитии. Коррекционно-развивающая направленность образовательного урока. Комплексные коррекционные занятия.

Адаптация общепедагогических принципов и технологии при обучении детей с проблемами в развитии. Инновационные методики преподавания в системе специальных (коррекционных) учреждений. Специальные коррекционные занятия и проблема социализации.

3. Теория и практика обучения детей с проблемами в развитии

Идея комплексного развития ребенка и подростка с нарушением в интеллектуальной, сенсорной, двигательной, речевой сферах – основа для разработки новой современной концепции образования.

Творчество как исходная идея процесса воспитания в условиях специального (коррекционного) учреждения. Сотворчество.

Индивидуально ориентированные маршруты воспитания и развития. Коррекция и компенсация. Социализация ребенка с проблемами в развитии в обществе. Воспитание адекватной оценки к своему отклонению в развитии. Формирование норм поведения в условиях сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной депривации. Социально-культурные навыки. Жизненно важные навыки.

Психолого-педагогическое консультирование с практикумом

Цель дисциплины:сформировать и углубить знания студентов в вопросах проведения психо­лого -педагогического консультирования детей раннего, дошкольного и школьного возраста; раскрыть специфику организации психологического консультирования в общеобразовательных коррекционных учреждениях

5 стр., 2305 слов

Педагогика высшей школы

... понятий, связи с другими педагогическими дисциплинами, с психолого-педагогическим, общекультурным и предметным блоками. Курс «Педагогика высшей школы» поможет сосредоточить внимание студентов на ... дидактики высшей школы. Закономерности и принципы обучения. Специфика реализации общедидактических принципов в системе вузовского обучения. Сущность, движущие силы и логика процесса обучения. Обучение как ...

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-7, ПК-15, ПК-17.

Место дисциплины в учебном плане:Цикл ОН, дисциплины по выбору студентов, дисциплина осваивается в 4 семестре.

Содержание дисциплины:

Введение: понятие и содержание психологической помощи детям. Основные направления и формы психологического-педагогического консультирования. Личность психолога-консультанта и личность клиента. Методы психолого-педагогического консультирования. Особенности различных видов психолого-педагогического консультирования. Организационные и методологические проблемы психолого-педагогической коррекции. Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции. Методология разработки коррекционно-развивающих программ. Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развития ребенка.

Педагогика и психология высшей школы

Цель дисциплины:формирование у магистров теоретических знаний в области педагогики и психологии высшей школы.

Требования к уровню освоения содержания курса:ПК-16, Пк-18, ПК-19, ПК-21.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

Место дисциплины в учебном плане:Цикл ОН, дисциплины по выбору студентов, дисциплина осваивается в 4 семестре.

Содержание дисциплины:

Понятие педагогики и психологии высшей школы как современной области научного знания. Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии. Методологические основы педагогики и психологии высшей школы. Предмет педагогики и психологии высшей школы. Задачи, стоящие перед педагогикой и психологией высшей школы на современном этапе. Структура педагогики и психологии высшей школы: разделы педагогики и психологии высшей школы, структура педагогики и психологии высшей школы по сферам применения.

Основные проблемы педагогики и психологии высшей школы на современном этапе. Принципы педагогической психологии.

Связь педагогики и психологии высшей школы с другими науками. Исторические аспекты развития педагогики и психологии высшей школы. Понятие о методе исследования в педагогике и психологии высшей школы. Требования, предъявляемые к методам в педагогике и психологии высшей школы и исследованию в целом.

Классификация методов педагогики и психологии высшей школы: общая классификация методов педагогической психологии (Б.Г.Ананьев), специальная классификация методов педагогической психологии (В.Г.Казанская).

Понятие обучения. Цели обучения. Модели обучения, рассматриваемые в педагогической психологии: традиционная модель, личностная, развивающая, активизирующая, формирующая и свободная модель обучения

Психологические аспекты обучения. Основные принципы и закономерности взаимосвязи обучения и развития психики человека. Соотношение процессов созревания, развития и обучения. Анализ основных психологических концепций и подходов к обучению, существующих на современном этапе. Психология педагогической деятельности. Понятие преподавания. Цели преподавания: перспективная, промежуточная, ближайшая. Мотивы преподавания: классификации мотивов преподавания по В.Г.Казанской и Н.А.Аминову. Структура педагогической деятельности.

12 стр., 5948 слов

«Педагогика и психология высшей школы»

... становится проблема совершенствования подготовки преподавательских кадров для высшей школы через магистратуру (аспирантуру). Сказанным обосновывается актуальность изучения учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» студентами магистратуры всех специальностей, направленной на формирование ...

Социально-психологическая реабилитация и профориентация

Медико-биологические основы дефектологии

Цель дисциплины:Формирование представлений о медико-биологических основах дефектологии.

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-5, ПК-2, ОП-1.

Место дисциплины в учебном плане:Цикл профессиональный, базовая (общепрофессиональная часть), дисциплина осваивается в 2,3 семестре.

Содержание дисциплины:

Психофизиология развития. Нейрофизиологическая основа психических процессов: системный принцип деятельности мозга, структурная организация мозга, методы психофизиологических исследований, психофизиология функциональных состояний, психофизиология потребностно-эмоциональной сферы; психофизиология когнитивных процессов. Возрастная психофизиология: закономерности онтогенетического развития, возрастная периодизация; созревание мозга; психофизиологическая характеристика младенческого и раннего возраста; психофизиологическая характеристика дошкольного возраста; психофизиологическая характеристика младшего школьного возраста; психофизиологические особенности подросткового возраста. Прикладная психофизиология: психофизиология организации учебного процесса; психофизиология школьных трудностей. Психофизиология отклоняющегося развития.

Возрастная и клиническая нейропсихология. Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. Нейропсихологические симптомы: агнозии, апраксии, афазии. Нейропсихологические синдромы: синдромы поражения затылочных отделов больших полушарий головного мозга, синдромы поражения вторичных кор­ковых полей височных отделов мозга, синдромы поражения третичных кор­ковых полей зоны ТРО, синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, синдромы поражения премоторных областей, синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, синдромы поражения медиальных или медио-базальных отделов лобных долей моз­га, синдромы поражения медио-базальных отделов височных долей мозга, синдромы поражения подкорковых областей мозга. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Синдромы несформированности: Функциональная несформированность префронтальных (лобных) от­делов мозга. Функциональная несформированность левой височной доли. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).

Функциональная несформированность правого полушария. Синдромы дефицитарности: Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром. Атипия психического развития. Нейропсихологические паттерны аддиктивного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические паттерны агрессивного и делинквентного поведения. Нейропсихологические паттерны суицидального поведения. Нейропсихологические факторы девиантного сексуального поведения. Нейропсихологическое обследование. Нейропсихологическая коррекция.

6 стр., 2698 слов

Гидроцефалия — синдром органического поражения мозга

... В данной работе описывается один из синдромов органического поражения мозга - гидроцефалия. 1. Понятие гидроцефалии Гидроцефалия или водянка головного мозга - это патологическое состояние, при котором ... при отсутствии своевременного оперативного вмешательства прогноз врожденной гидроцефалии неблагоприятен: большинство детей умирает в первые месяцы или годы жизни от различных интеркуррентных ...

 

Психопатология развития. Психоаналитические и неаналитические теории развития личности детей и подростков. Психологическая защита и копинг-поведение у детей. Патологизирующее семейное воспитание. Многоосевая диагностика психических заболеваний у детей и подростков. Общая психопатология детей и подростков. Эндогенные психозы у детей и подростков. Резидульно-органические нервно-психические расстройства у детей и подростков. Невротические и соматоформные расстройства у детей и подростков. Расстройства личности у детей и подростков. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Психические расстройства при ВИЧ – инфекции / СПИДе, их особенности у детей и подростков. Психосоматические расстройства. Фармако- и психотерапия, особенности у детей и подростков.

Методология и методика формирования социального здоровья у детей с ОВЗ

Цель дисциплины:сформировать у магистрантов систему знаний по вопросам формирования социального здоровья детей с ОВЗ.

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-7, ОП-1, ПК-1, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-14.

Место дисциплины в учебном плане:Профессиональный цикл, дисциплины по выбору студента, дисциплина осваивается во 2 семестре.

Содержание дисциплины:Феноменология социального здоровья и его сохранения в период детства в условиях промышленного города. Технологии мониторинга социального здоровья детей дошкольного возраста, диагностики факторов его нарушения в разных социальных условиях. Методики формирования социального здоровья детей с ОВЗ.

Комплексное сопровождение детей в коррекционном образовательном учреждении

Диагностика и коррекция нарушений общения у детей с ОВЗ

Цель дисциплины:Формирование представлений о методах, формах, приёмах и средствах диагностики и коррекции нарушений общения у детей с ОВЗ

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-7, ПК-2, ПК-7,ПК-9,ПК-15,ПК17,ПК22

Место дисциплины в учебном плане:Цикл профессиональный, вариативная часть, курс по выбору, дисциплина осваивается в 2 семестре.

Содержание дисциплины:Общение, его структура и функции. Затруднённое общение.

Причины и проявления коммуникативных затруднений. Общие критерии оценки коммуникативных трудностей, их диагностика. Варианты коммуникативного недоразвития детей с различными вариантами дизонтогенеза. Проявления коммуникативной некомпетентности и коммуникативной незрелости. Коррекция отклонений в развитии коммуникативной деятельности. Эмоции и их осознание в коррекции нарушений общения. Специальные технологии развития навыков общения. Коммуникативный тренинг. Конфликты и их преодоление. Советы взрослым по преодолению трудностей в общении.

9 стр., 4160 слов

Технология организации досуга детей и подростков в детских загородных ...

... приводящее к асоциальным поступкам . Можно вывести последующие ключевые свойства досуга детей, подростков и юношества: досуг имеет ярко воплощенные физиологический, психологический и соц. ... сценарий анимационного мероприятия. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно методической литературы, метод моделирования. Структура курсовой работы изложена на ...

Методы компьютерной диагностики детей с ОВЗ

Цель дисциплины:сформировать у студентов систему знаний в области компьютерной психодиагностики и целостное представление о возможностях и перспективах использования информационных и коммуникационных технологий в изучении особенностей личности, интеллекта, общения и мотивационной сферы лиц с ограниченными возможностями здоровья; познакомить студентов с основными математическими методами обработки данных экспериментальных психологических исследований применительно к специальной психологии .

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-6, ПК-20, ПК-23, ПК-24.

Место дисциплины в учебном плане:Цикл профессиональный, дисциплина по выбору, дисциплина осваивается в 2 семестре.

Содержание дисциплины: Характеристика современных методов компьютерной диагностики. Основы измерения в психологии. Первичные описательные статистики. Знакомство с программой Statistica. Сравнительный анализ. Корреляционный анализ. Факторный анализ. Дисперсионный анализ (ANOVA).

Множественный регрессионный анализ. Дискриминантный анализ. Кластерный анализ. Общетеоретические и методологические основы психодиагностики. Дидактические основы создания и использования психодиагностических средств, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий. Методические аспекты и перспективные направления разработки и применения средств информационных и коммуникационных технологий в психодиагностике.

Педагогическая практика

Цель дисциплины:формирование у студентов профессиональной компетентности, необходимой для успешной деятельности по избранному направлению в современных условиях.

 

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПК-17, ПК-20, ПК-21, ПК-22.

Место дисциплины в учебном плане:Цикл профессиональный, практики и научно-исследовательская работа, осваивается в 1 семестре.

Содержание дисциплины: Ознакомление с особенностями организации учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении. Ознакомление со спецификой преподавательской деятельности в высшем учебном заведении. Самостоятельная деятельность студентов по организации и проведению учебных занятий. Самостоятельная деятельность студентов по организации и проведению внеучебных мероприятий. Научно – исследовательская деятельность студентов.