Материалы и организация пространства рисуночной арт-терапии

Диагностика по рисуночным техникам арт-терапии

 

  1. Введение
  2. Материалы и организация пространства рисуночной арт-терапии
  3. Анализ рисунков. На что обращать внимание.
  4. Рисуночные техники для отреагирования эмоций и психокоррекции

 

Введение

Последнее время термин «арт-терапия» используется довольно часто. Красиво звучит. Это первое. Несложно перевести как «исцеление искусством». Во времена популярности всевозможных нетрадиционных методов лечения души и тела такое сочетание – это практически точное попадание в цель – того, что бальзамом ляжет на душу уставшего от проблем и кризисов населения.

 

Популярность арт-терапии как понятия привела к тому, что этим странным, но таким притягательным термином, называют разные вещи. Некоторые из них имеют отношение к арт-терапии, некоторые – практически нет. Чтобы определиться с понятием арт-терапии, давайте начнем с того, чем она НЕ является. Или является очень относительно.

 

Существует, на мой взгляд, 2 самых распространенных мифа-представления об арт-терапии.

 

Миф 1. Арт-терапия – это кружок прикладного творчества. Поскольку творчество целительно само по себе (именно этот принцип и лежит в основе арт-терапии), значит, любые занятия рисованием, лепкой, изготовлением поделок из вермишели и семечек можно считать арт-терапией.

 

К арт-терапии, как психотерапии, такой подход имеет мало отношения. Ничего плохого в этом нет: разве в творчестве может быть что-то плохое? Но и классической арт-терапии здесь тоже нет.

 

Миф 2. Арт-терапия – это диагностика по рисунку. Такой вид диагностики используют разные направления психологии. Существуют классические проективные методики, как «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее живовтное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи животных» и другие.

 

В общем, это можно отнести и к арт-терапии тоже. Однако сфера ее применения гораздо шире, глубже, разнообразнее, чем просто анализ рисунка.

 

Арт-терапия ставит перед собой 3 основные задачи:

— диагностика состояния, проблемы и т.д.;

— возможность отреагировать эмоции (страх, гнев и т.д.);

— психокоррекция.

 

При этом диагностика – не является центральной составляющей. Она может иметь место для нахождения контакта с клиентом, например. Для поиска путей дальнейшей работы. Диагностика в арт-терапии – это чаще всего некий эмоциональный отклик на артефакт; набор гипотез, позволяющих нащупать путь.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... домов имеют в среднем более низкую самооценку, чем их сверстники, живущие в разных семьях. Зарецкий В.К. с соавторами полагают, что отсутствие в детском доме постоянной заботящейся значимой ... (а иногда и психиатров) для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. Влияние разлуки с матерью ...

 

В групповой работе рисунки могут обсуждаться самими участниками группы. Как правило, именно эти «диагнозы» партнеров по арт-терапевтическому пространству и свои собственные открытия запускают терапевтические процессы. Как правило, в группе люди довольно быстро «включаются» в предложенные правила игры. Нередко в конце занятий участники с удивлением говорят о том, как много можно узнать о человеке по рисунку. Даже без специальных знаний.

 

На мой взгляд, желание клиентов узнать о себе что-то по рисунку больше связано с неким ожиданием чуда и проверкой терапевта на профессионализм. По большому счету, эти ожидания – дело рук сопротивления. «А вот, вытащи-ка ты зайца из шляпы. Тогда я тебе поверю и потребую свою волшебную таблетку!»

 

Терапевт, в свою очередь, может использовать диагностику для установления контакта с клиентом и совместного поиска направления работы. В длительной терапии серия рисунков может служить маркером успешности (или неуспешности) процесса.

 

Если говорить о двух других задачах арт-терапии (отреагировании и психокоррекции), то процессы эти начинаются уже с момента выполнения техники (рисунка, скульптуры, инсталляции, ассамбляжа и т.д.).

Этот момент, как мне кажется, является великолепным ресурсом. Поскольку клиент получает возможность помогать себе сам – фактически, на сеансах арт-терапии он имеет возможность обучиться методам психологической самопомощи. В этом случае, степень его ответственности за результат терапии увеличивается вместе с шансами на успех.

 

Таким образом, если коротко, то арт-терапия – это психотерапия, основанная на использовании прикладного творчества. Современная арт-терапия объединяет множество разнообразных методик и направлений. Сюда входит и использование изобразительного искусства (собственно арт-терапия), а также музыкальная терапия, танце-двигательная терапия, песочная юнгианская терапия, драматерапия и т.д.

 

В данном мини-пособии мы коснемся, в большей степени, рисуночной арт-терапии.

 

Материалы и организация пространства рисуночной арт-терапии

 

Очевидно, что для рисуночной арт-терапии потребуется арсенал материалов и принадлежностей для рисования: бумага, карандаши, мелки, краски, кисти и т.д. Естественно, потребуется удобное место (места) для рисования – оптимально большой стол. Почему большой, станет понятно чуть позже.

 

Теперь детальнее. Давайте начнем с того, что нам важно, чтобы клиент оказался в непривычной для себя ситуации. Сами задания, которые дает терапевт, способствуют этому: они, как правило, непривычны для обывателя. Например, нарисовать свое текущее состояние или представить себя группе в виде метафорического портрета. Если человек «не знает», что рисовать, можем предложить ему закрыть глаза и водить карандашом по бумаге с закрытыми глазами. После чего открыть глаза, попытаться увидеть в этих каракулях некий образ. Дорисовать недостающие детали, если хочется. Тем самым мы получаем доступ к бессознательному материалу. Чего, собственно, и добиваемся.

 

Непривычность обстановки и техник можно (крайне желательно) усилить с помощью материалов.

6 стр., 2730 слов

Особенности учебной работы на лекциях техника конспектирования, ...

... химической и биологической форм материи. Теоретическая часть 1. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы). Лекционная форма обучения в ... воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности. Работа студента на лекции требует определенных учебных умений. Умение эффективно слушать. ...

 

Бумага. Привычный размер листа, с которым человек имеет дело, — А4 (210х297 мм) – это бумага, которой пользуются в офисах, для распечатки текстов. В общем, самый традиционный размер. В арт-терапии формат А4 используется. Но предпочтительнее А3 (300х420 мм, т.е. вдвое больше А4) – для индивидуальных и парных работ.

 

Также широко используются большие форматы – до А0 (размер листа ватмана), а также бумага в рулонах (обратная сторона обоев, к примеру).

Большие форматы используются, к примеру, для коллажей, групповых рисунков, работы с контурами тела в натуральную величину и т.д.

 

Можно также использовать цветную, фактурную бумагу, бумагу разной плотности – желательно плотнее офисной (80 г/м).

 

Непривычные форматы, текстура, плотность бумаги помогают клиенту вырваться из привычного контекста своей жизни. Здесь сразу можно «вытащить» страхи, способность реагировать на стресс, помочь погрузиться в себя.

 

Изобразительные средства. Карандаши, мелки, краски, фломастеры кисти. Ластики, емкости для воды, губки. Клей, ножницы, скотч. Все, что используют для занятий творчеством.

 

Набор может быть больше или меньше. Важно предоставить клиенту выбор изобразительных средств (особенно на начальных этапах работы).

Как минимум, в арсенале арт-терапевта должны быть средства разной жесткости. Оптимальный минимальный набор: мелки (восковая пастель или цветные карандаши) и краски. Во-первых, выбор клиентом того или другого дает информацию для диагностики. Во-вторых, в определенных ситуациях нужны либо твердые средства (мелки) либо более мягкие (краски).

Об этом в следующих разделах.

 

Дополнительные материалы и средства.. Кроме собственно материалов для рисования будет полезно иметь:

 

— музыку (например, медитативную для техник, глубоко погружающих в себя);

— набор иллюстраций, журналов, фотографий – изображений на разную тематику (используется для коллажей; в качестве стимульного материала и т.д.);

— старые газеты или упаковочная бумага, пергамент, фольга (используется, к примеру, для работы с агрессией);

— крупы, макаронные изделия, семена растений и т.д. (для создания аппликаций);

— материалы для рукоделия (к примеру, для работы с костюмом, талисманами);

— декоративную косметику или грим (для работы с масками, драматерапии)

— пластические материалы (глина, пластилин, соленое тесто и пр.) – для техник, связанных с созданием скульптур, ассамбляжей и т.д.

— набор миниатюрных фигурок (людей, животных и пр.), игрушек, камешков, раковин и т.д. (для техник ассамбляжа, ролевых игр, песочной терапии);

— песок и специальные «песочницы» — для занятий песочной терапией.

 

Арт-терапевт может предложить клиенту принести с собой на занятия необходимые материалы (например, иллюстрации для коллажа).

Хорошо, если в кабинете арт-терапевта есть разные материалы для творчества.

 

Анализ рисунков. На что обращать внимание.

Диагностика по рисунку исследует 2 основных группы признаков:

1 – содержательные (что нарисовано)

2 – формальные (как нарисовано)

 

1 – Для анализа содержания важны такие моменты:

1.1 – тематика рисунка;

1.2 – что изображенное на рисунке означает для автора.

 

2 — Формальные признаки могут быть следующие:

 

2.1 — Изобразительные средства. Чем нарисовано?

Если техника не предполагает конкретных материалов, выбор клиента имеет значение. Если человек выбирает твердые материалы (фломастеры, карандаши, мелки), это может говорить о следующем:

— высокий контроль сознания (как правило, твердые материалы выбирают чаще на начальных этапах работы);

— проявления тревоги, агрессии (в сочетании с другими признаками).

 

Выбор красок может говорить в пользу того, что задействована эмоциональная сфера человека, а также о погруженности в себя.

 

Терапевт может регулировать процесс коррекции, предоставляя клиенту те или иные материалы для рисования. Например, краски больше подходят для отреагирования эмоций. Однако имеет смысл проявить осторожность в отношении тревожных клиентов. Им лучше предлагать более твердые материалы. Карандаши, мелки также подойдут для выплеска агрессии.

 

2.2 – Характер линий

Преобладание прямых линий может свидетельствовать о контроле сознания, преобладании логического мышления. Извилистых – о проявлении аффективных состояний, интуитивном процессе. Извилистые линии более природны, женственны. Прямые линии в рисунке более характерны для мужчин, извилистые – для женщин.

 

В зависимости от темы работы, соответсвующий (или несоответсвующий) характер линий может дать важную информацию. К примеру, если в рисунке на тему постановки целей преобладают извилистые линии, я бы попыталась прояснить у клиента, хорошо ли он представляет себе, к чему стремится. Насколько его выбор продиктован эмоциями и насколько логикой.

 

2.3 – Общий характер изображения: упорядоченный или хаотический рисунок. Упорядоченный рисунок может быть связан с контролем сознания; характером мышления данного человека; консерватизмом; склонностью к следованию правил и т.д.

 

Хаотический рисунок связан со снижением сознательного контроля. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о «выпеске» эмоций; органических поражениях мозга и т.д. Это также характерно для детей до 3-х лет.

 

2.4 – Количество и насыщенность цветов

Яркость рисунка, количество цветов может быть признаком эмоционального состояния; разнообразия (однообразия) внутреннего мира; настроения; уровня энергии человека.

 

К примеру, бедность цветового выбора, бледность рисунка, слабый нажим могут быть признаками депрессии. Рисунок при этом, часто, схематичный, с минимумом деталей, прорисован только контур.

 

2.5 – Анализ цвета

Существуют разные методики анализа цвета. Например, связь цвета с временами года. Какие цвета соответствуют зиме? Белый, черный, красный. Яркие, проявленные цвета. Без особых полутонов. О чем может говорить «зимнее» состояние человека? Покой, усталость, мысли о смерти, восстановлении сил, чистоте, строгости и т.д.

 

Другой вариант – связь цвета с природными явлениями. Синий – вода – женственность, плавность, текучесть, эмоциональность. Красный – огонь – яркость, целеустремленность, энергия, мужское начало. Зеленый – листва, трава – цвет жизненности, надежды и т.д.

 

Система энергоцентров человека – чакр также имеет свои привязки к цветам. 7 цветов радуги разложены в теле человека. Соответственно, в этой системе цвет определенной чакры дает представление о тематике рисунка. К примеру, охристо-красный связан с корневой чакрой, вопросами выживания. Оранжевый – с сексуальным центром. Желтый – с солнечным сплетением – отношения с социумом. Зеленый – цвет сердечного центра. Голубой – горловая чакра, вопросы эмоций. Синий – лоб – сознание. Фиолетовый – верхний центр над макушкой – цвет духовности. Более подробно об этой системе в статье «Радуга твоего тела».

 

Любое предположение терапевта по цветовому значению рисунка – это лишь гипотеза. Важнее здесь смысл того или иного цвета для автора рисунка. К примеру, в рисунке преобладают оранжевый и синий цвета. Терапевт предлагает синий – признак женского начала. Для автора синий – мужской цвет (холодный, рациональный).

Дальнейший анализ рисунка делается исходя из восприятия автора, а не гипотезы терапевта.

 

2.6 — Размер рисунка, размещение на листе

Размер рисунка может говорить о том, насколько человек занимает собой жизненное пространство, о его силе или слабости, возможных страхах.

 

Например, большой рисунок на весь лист можно трактовать как жизненную силу, энергичность, возможно самодовольство. Маленький рисунок может говорить о страхе идти до конца; заполнить собой все жизненное пространство; о депрессии. Пустоты на рисунке могут также говорить о некой недосказанности, тайне, осторожности.

 

Положение листа может быть вертикальным (портрет) и горизонтальным (ландшафт).

Это также может быть диагностическим критерием. Вертикальное положение может говорить о духовных поисках; эгоизме; романтизме; некой оторванности от земных реалий. Горизонтальное – о способности «крепко стоять на ногах»; амбициях; материалистичности; уверенности в себе.

 

Если рисунок занимает часть листа, стоит определить, какую именно. Тем самым есть возможность определить «проблемные» зоны.

 

Разделение листа на «Верх-Низ», «Лево-Право». Заполненность листа сверху или снизу, слева или справа говорит о преобладании соответствующих сфер в жизни человека, их ресурсности. Соответственно, пустоты – о недостающих вещах, возможных проблемах, нехватке ресурсов в этой зоне.

 

Возможные гипотезы по диагностике размещения рисунка в разных частях листа:

Таблица 1.

Верх Низ
Духовность Сознание Романтизм Божественное Явное Небо Телесность Бессознательное Практицизм Земное Потаенное Земля

 

Таблица 2.

Левая сторона Правая сторона
Женская Прошлое Опыт Тайное Пассивность Мужская Будущее Планы, мечтания Явное Активность

 

2.7 – Оценка движения

Рисунок может быть статичным. В нем также может ощущаться некая динамика. Если есть ощущение движения (изображен идущий человек; стрелки; спирали; элементы направлены в определенную сторону и т.д.), направление является диагностическим критерием.

 

Например, движение по часовой стрелке может быть признаком стремления к развитию, росту, решению проблемы. Против часовой стрелки – уход от проблем, поиск ресурсов в прошлом опыте, уход в себя.

 

Движение сверху вниз и наоборот, слева направо и наоборот можно оценивать исходя из того, что означает верх, низ рисунка, его левая и правая сторона (см. таблицы 1, 2 выше).

Например, движение слева направо может трактоваться как из прошлого в будущее, от потаенного к проявленному и т.д. Оценка движения, равно как и других диагностических признаков, рассматривается в привязке к общей картине и другим аспектам.

 

2.8 — Время на создание рисунка

Время, затраченное на создание рисунка, может дать информацию, например:

— о скорости психических процессов, темпераменте человека;

— степени погруженности в работу над рисунком;

— энергичности или, наоборот, упадке сил, депрессивном состоянии.

 

Для лучшего понимания клиента терапевту важно наблюдать за процессом создания рисунка. В этот момент можно получить ценную информацию. В особенности, когда клиент полностью вовлечен в работу, степень его сознательного контроля уменьшается. И становятся более заметными неконтролируемые невербальные проявления.