Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений
Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел
ЛЕКЦИЯ
по теме № 2: «Сущность и содержание воспитания»
(для курсантов очного отделения
по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность)
Автор:
профессор кафедры
Коваленко В.И.
Обсуждена и одобрена
на заседании кафедры
«___»_________2009 г.
Протокол № _____
Белгород — 2009
Цели лекции:
Образовательная – раскрыть современные представления о сущности воспитательного процесса, его закономерностях, принципах и методах
Развивающая – вооружение курсантов системой научных знаний в области саморазвития и самовоспитания
Воспитательная – формирование у курсантов психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогической направленности
Метод проведения – монолог с элементами эвристической беседы
Время проведения лекции – 2 часа
План лекции | Страницы |
Введение | |
Учебные вопросы: | |
1. Сущность процесса воспитания | |
2.Принципы воспитания и особенности их реализации в деятельности правоохранительных органов | |
3. Методы воспитательного воздействия и условия их эффективности | |
Заключение |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» (Беличева С.А., Беляева Л.И.,
Буданов А.В. и др.); под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 895 с.
Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001
3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. — 2-е изд., стереотип. — М. : ИЦ Академия, 2006. — 368 с.
4. Сластенин, В.А.Общая педагогика : учебное пособие для вузов: в 2-х ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Дополнительная
1. Суслов А.Г. От чего зависит качество подготовки специалистов / Суслов А.Г., Овдиенко А.Г. // Качество Инновации.Образование. — 2003. — №4.-с.58-61
2. Лебедев Г.П. Акимов М.А. Патриотическое воспитание сотрудников ОВД / Лебедев Г.П., Акимов М.А. // Труды ВИПК МВД России. — 2004. — Выпуск 3.-с.14-19
3. Петрова Н.Г. Проблемы формирования ораторского искусства работников ОВД / Н. Г. Петрова // Труды ВИПК МВД России. — 2004. — Выпуск 3.-с.43-45.
4. Дудкина, Е. И. Психолого-педагогические технологии и методы в деятельности сотрудника ОВД по работе с несовершеннолетними / Е. И. Дудкина // Вестник Воронежского института МВД России. — 2007. — № 1. — С. 107-108.
5. Хаустов, В. М. Патриотизм и патриотическое воспитание / В. М. Хаустов // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 4. — С. 325-331.
6. Гриценко Л. И. Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний / Л. И. Гриценко // Педагогика. — 2006. — № 2. — С. 89-96.
7. Филарет. Воспитание личности и современное общество / Филарет
// Альма матер. — 2006. — № 3. — С. 30-33.
8. Макаренко А. С. Методы воспитания / А. С. Макаренко
// Педагогика. — 2007. — № 8. — С. 16-27.
9. Бондаревская Е. В. Ценностные основыния личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская
// Педагогика. — 2007. — № 8. — С. 44-53.
Введение
На протяжении исторического развития педагогической мысли воспитательный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики.
Содержание воспитания обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась значительно раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность процесса воспитания трактовалась с различных точек зрения.
Свою специфику воспитательный процесс приобретает в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Однако его основу составляют определенные педагогикой цели и задачи воспитания, разработанные и научно обоснованные принципы, виды, методы и средства воспитания.
Для решения воспитательных задач сотрудники ОВД используют различные сочетания методов и приемов. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач. Для того, чтобы эффективно применять весь арсенал воспитательных воздействий, необходимо знать их специфику и возможные последствия. Поэтому целью данной лекции является рассмотрение основных компонентов воспитательного процесса: целей, закономерностей, принципов и методов воспитательного воздействия.
Вопрос 1. Сущность процесса воспитания
В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания, прежде всего, с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что оказалось неправомерным. Различные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.
Воспитание – это:
— передача социального опыта и мировой культуры;
— воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив;
— организация образа жизни и деятельности воспитанников;
— воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
— создание условий для развития личности воспитанника.
Воспитание – это целенаправленное формирование и развитие личности. Предметом воспитания выступает человек, испытывающий соответствующие воздействия.
Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), происходящие под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных действий.
Функции воспитания:
— формирование и развитие личности
— мобилизация личности на выполнение конкретных задач
— побуждение личности к самовоспитанию
— профилактика
— перевоспитание.
Воспитание – процесс двухсторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, который разрабатывает программу реализации общей цели воспитания, обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.
Воспитание реализуется в процессе социальных взаимодействий как между воспитателями и воспитуемыми, так и между самими воспитанниками, что предполагает наличие определенных коммуникативных отношений.
Наряду с педагогическим взаимодействием, содействием воспитанников педагогам в жизни нередко существует и сопротивление им, и противодействие, и отчуждение от них.
Сотрудник правоохранительных органов для реализации воспитательной функции своей профессиональной деятельности должен знать истоки внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий, а также причины и следствия служебно-педагогических ошибок, которые могут провоцировать противоречия.
Эффективность и успешность процесса воспитания зависит от различных факторов:
1. От сложившихся воспитательных отношений. В ходе воспитания происходит формирование взглядов, жизненных позиций, мотивов поведения воспитанников. Положительное отношение к позиции и требованиям воспитателя — залог успеха воспитания. Педагог должен добиваться расположения учеников.
2. От соответствия цели и организации действий для ее достижения.
3. От соответствия социальной практики и содержания и направленности воспитательного влияния. Не должно быть расхождений словом и делом, несоответствия знаний и жизни.
4. От взаимодействия субъективных и объективных факторов. К субъективным относятся воспитатели и воспитанники, их взаимодействие, отношения, психологический климат. Объективные — материально-технические, санитарные, социальные условия.
5. От интенсивности воспитания и самовоспитания. Успех самовоспитания проявляется в умении правильно оценивать себя, собственные достоинства и недостатки, преодолевать трудности, что, в свою очередь, является результатом воспитания.
6. От активности участников воспитательного процесса, их взаимодействия, эффективности развития и обучения.
7. От интенсивности воздействия на личностную сферу — систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта, личности.
8. От интенсивности взаимоотношений воспитанников между собой и их качества.
Эффективность процесса воспитания определяется уровнем сформированности качеств личности, который выступает критерием воспитанности. Критерии воспитанности разделяются на «жесткие» и «мягкие». К жестким критериям относятся статистика правонарушений и тенденции их изменения, количество разводов и брошенных детей, показатели распространения пьянства, наркомании, проституции и др.
Мягкие критерии помогают воспитателям получить представление о ходе воспитательного процесса в отношении конкретных лиц или групп. Недостаток этих критериев в том, что разрабатываются для отдельных качеств личности: нравственных, трудовых, эстетических и т. д. Однако личность — образование целостное и изучать ее надо во всем многообразии ее качеств их проявлений.
В процессе воспитания должен оцениваться не только конечный результат, достигнутый уровень воспитанности личности (коллектива), но и промежуточные результаты (сформированность и степень развития отдельных свойств и качеств).
При этом следует анализировать как внешние проявления, доступные для наблюдения и фиксации (суждения, высказывания, поступки, поведение), так и личностные особенности, скрытые от воспитателя (мотивы, цели, убеждения).
Основа оценки воспитанности — общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Они должны изучаться и соотноситься с мотивами и особенностями поведения.
Вопрос 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в деятельности правоохранительных органов
Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям и принципам. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Содержание, методы и формы воспитания определяют принципы воспитания, которые выступают исходными руководящими положениями, отражающие закономерности педагогического процесса и процесса воспитания.
Принципы воспитания: (Схема)
1. индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает:
— глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников;
— определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками;
— постоянный анализ итогов воспитательной работы;
— своевременное внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного человека.
2. воспитание в группе и через коллектив требует:
— определять задачи и перспективы развития группы, объединяющие мысли, чувства и действия ее членов;
— формировать чувство гордости за свой коллектив, подчинение личных интересов общественным;
— обеспечивать единство и сплоченность актива, ядра коллектива;
— поддерживать все новое, перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций;
— умело использовать силу общественного мнения, коллективных взаимоотношений и традиций в борьбе с негативными явлениями.
3. воспитание в процессе деятельности ориентирует на:
— поощрение разумной инициативы, активности и самостоятельности;
— чередование напряженного труда с культурным, содержательным отдыхом;
— нетерпимое отношение к недостаткам деятельности;
— формирование сознательного отношения к труду и общественной деятельности.
4. сочетание высокой требовательности с уважением личного достоинства предполагает:
— принципиальное и последовательное предъявление требований, отражающих интересы общества и деятельности;
— добиваться осознания смысла и объективной необходимости выполнения предъявляемых требований;
— не допускать в работе элементов формализма, попустительства, мелочной опеки, предвзятости и грубости;
— проявлять уважительное отношение к личности, заботу об удовлетворении ее запросов;
— добиваться единства предъявляемых требований.
5. опора на положительное в личности и группе ориентирует на:
— изучение и знание положительных индивидуально- и социально-психологических качеств личности и коллектива и их учет;
— оптимизм и глубокую веру в силу воспитания;
— бережное отношение к проявлениям нового, положительного в личности и коллективе;
— умелое использование силы положительного примера;
— побуждение к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию;
— вовлечение воспитанников в такие виды деятельности, которые позволяют им проявлять себя с лучшей стороны и развивают уверенность в своих силах и возможностях.
6. единство, согласованность, преемственность в воспитании требует:
— наличия единства взглядов всех участников воспитательного процесса на его задачи;
— достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности к воспитанникам;
— совместных усилий общественности в воспитании
— согласованности по отношению к отдельным воспитанникам.
В деятельности правоохранительных органов реализация закономерностей и принципов воспитания имеет естественно свои особенности:
· регламентация правовыми нормами;
· педагогический процесс имеет временный характер;
· специфика ролевого статуса и структуры межличностных отношений субъекта и объекта педагогического процесса;
· отсутствие коллектива как общности людей для положительного воздействия (преступная группа не может оказывать такого воздействия);
· отсутствие публичности, строго индивидуальный характер деятельности;
· воздействия проводятся в специальном педагогическом режиме;
· воспитательная работа нередко проводится при изоляции объекта;
· объект воздействия, как правило, уже сформировавшаяся личность;
· зависимость результатов воздействия от авторитета и мастерства сотрудников правоохранительных органов.
Для решения воспитательных задач можно выбрать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач. При выборе метода педагогического воздействия необходимо также учитывать условия, в которых он будет осуществляться и состояние объекта воздействия.
В условиях правоохранительной деятельность рамки психолого-педагогического воздействия ограничиваются действующим законодательством, состоянием объекта и возможностями субъекта воздействия.
Все многообразие методов воспитания можно классифицировать по нескольким основаниям в зависимости от: (Схема)
· объекта: личностные и групповые;
· цели: направленные на развитие личности и ее изменение, коррекцию;
· продолжительности осуществления: кратковременные и долговременные;
· формы применения: коммуникативная и внекоммуникативная;
· характера использования: прямые и косвенные.
Сознание и личность ребенка формируется постепенно в процессе жизни и, прежде всего, средствами самой жизни. Поэтому, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и поведение детей.
Методы воспитательного воздействия эффективны в том случае, если педагог учитывает содействие самих воспитанникам его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и присвоению духовных ценностей.
Действенность методов и приемов воспитания обусловлена постоянной практической опорой на индивидуально-психологические особенности ребенка. Ведь он реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, чувств.
Каждый из методов представляет собой особым образом организованную педагогическую деятельность, направленную на решение конкретных специфических задач. Он выполняет специфическую педагогическую функцию, позволяющую решать лишь определенную часть воспитательных задач. Оказывая влияние на развитие, изменение или устранение определенных качеств, каждый из методов воспитания воздействует на формирование личности в целом. При этом ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.
Использование отдельного метода или их совокупности определяется, как уже отмечалось, как объективными социальными условиями, так и индивидуальными особенностями человека.
Типичными ошибками при выборе того или иного метода являются:
— абсолютизация какого-то одного метода;
— переоценка собственных возможностей;
— неправильная оценка объекта воздействия.
Вопрос 3. Методы воспитательного воздействия и условия их эффективности
Воспитание обеспечивается системой методов психолого-педагогического воздействия. (Схема) Чтобы эффективно применять их, необходимо знать их основные закономерности, особенности, организационные требования. Рассмотрим каждый из этих методов более подробно.
Метод убеждения – основной метод воспитания, представляющий собой воздействие на сознание человека. Оно ориентировано, прежде всего, на интеллектуально-познавательную сферу психики. С помощью логических аргументов сначала добиваются от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
Целью убеждения является создания, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия. В результате этого прямого коммуникативного воздействия происходит сознательное принятие объектом определенной позиции.
Метод убеждения предполагает систематическую объективную информацию, разъяснение и гласность по вопросам всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершенствовании общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.
Однако убеждение не ограничивается информированием и разъяснением, а требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании воспитанников не оставалось каких-либо неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в процессе дискуссии, свободного обсуждения проблемы. Когда люди обмениваются мнениями, полемизируют, выясняют истину совместно.
Большой силой убедительности, доказательности обладают факты и цифры. Факты как часть реальной действительности выступают действенными средствами, характеризуясь конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для эффективного убеждения важно правильно подобрать и подать факты.
Существенное значение в убеждении и переубеждении имеют практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить воспитанников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В подобных ситуациях именно практический пример оказывает влияния сильнее, чем словесное разъяснение.
Убеждение на практическом опыте, делом может осуществляться либо путем личного показа, либо посредством организации совместной деятельности, либо демонстрацией опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельности происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются на практике, выступающей критерием истины.
Следующим методом воспитания, основанным на практической деятельности, является упражнение. В процессе упражнений происходит формирование необходимых качеств личности. Использование упражнений в ходе специально организованной педагогами повседневной жизни воспитанников, их обучения, деятельности, позволяет накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.
Суть упражнения состоит в многократном повторении требуемых действий, доведенных до автоматизма, в результате чего появляются навыки и привычки. Однако упражнение в воспитании – это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами.
Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала и тщательный инструктаж. Это позволяет осуществлять воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.
Основными условиями эффективности метода упражнения являются:
— связь с другими методами воспитания;
— обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений;
— обеспечение нормальных условий деятельности;
— последовательность, систематичность и разнообразность упражнений;
— постоянный контроль оценка результатов деятельности.
Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования общественно значимого поведения, стимулом и средством самовоспитания.
Воспитательное значение примера определяется его общественной значимостью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это означает, что положительный пример – понятие конкретно историческое. В качестве позитивного примера могут выступать действия, поступки, вся жизнь человека, его качества, приемы и способы достижения поставленных целей.
В ходе воспитательного процесса может возникнуть и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию нередко рассматривается воспитанниками как принижение их самостоятельности.
По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:
· примеры непосредственного влияния:
— личный пример воспитателя
— пример товарищей
— положительный пример людей, с которыми воспитанники находятся в постоянном контакте
· примеры опосредованного влияния:
— примеры жизни и деятельности выдающихся людей
— примеры из истории своего государства и народа
— примеры из литературы и искусства.
Отдельную группу стимулирующих методов воспитания составляют поощрение, соревнование, наказание.
Поощрение – положительная оценка действий воспитанников. Это внешне активное стимулирование побуждает воспитанника к положительной, инициативной деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов людей, награждения, поочередного удовлетворения их различных потребностей.
Используя поощрение в учебной, трудовой, игровой, общественной деятельности, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению. Поощрение вызывает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает творческие способности людей, их активную жизненную позицию.
Однако незаслуженное, несвоевременное поощрение способствует развитию завышенной самооценки, самоуверенности, чрезмерного честолюбия, стремления добиваться успеха только ради награды и любыми средствами.
Система поощрения по мере нравственного развития воспитанников, изменяется от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция воспитанника на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия воспитанников, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности.
От воспитателя во многом зависит действенность поощрения. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия. Поэтому от воспитателя требуется умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.
Поощрение воспитывает, если оно педагогически обосновано, своевременно. Очень важно обеспечить гласность поощрения, чтобы повысить его общественную значимость, привлечь внимание остальных к достижениям отличившихся, вызвать у них желание следовать положительному примеру.
Однако не следует захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением требований к воспитанникам, постановкой перед ними более сложных задач.
Основными условиями действенности поощрения в воспитании являются:
— обоснованность и справедливость поощрения;
— поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности;
— своевременность поощрения;
— разнообразие поощрений;
— постепенное возрастание значимости вида поощрения;
— участие в поощрение всех воспитателей;
— торжественность ритуала поощрения;
— гласность поощрения.
Средствами поощрения могут выступать:
— поощрения за определенные поступки (поступки воспитанников как образец);
— поощрительные жесты и мимика воспитателя;
— поощрительные обращения воспитателя;
— виды поощрений, диктуемые трудом.
Принуждение – это применение к воспитанникам таких мер воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки собственному желанию. Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и сочетается с другими методами воспитания. При этом пользоваться им воспитателю следует разумно, не увлекаться и не злоупотреблять им. Прежде всего, необходимо воспитанника убедить, а уже затем принуждать.
Основными условиями действенности метода принуждения являются:
— применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства не дали никакого результата или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами;
— применение принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями процесса воспитания;
— индивидуальный и групповой подход в принуждении;
— обстоятельное выяснение причин поступков;
— стремление к осознанию провинившимся своей неправоты или вины;
— своевременность применения мер принуждения;
— отсутствие поспешности в применении принуждения;
— усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.
Основными формами выражения принуждения в воспитании: категорические требования, запрет, осуждение в коллективе, наказание.
Категорические требования, которые педагог предъявляет к воспитаннику, в случае их непонимания, должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Педагог обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем воспитанникам, которые уклоняются то них. Безнаказанность, неисполнительность порождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений необходимо разобраться.
Воспитанники отрицательно воспринимают необоснованные угрозы применить по отношению к ним репрессивные меры, а также частое доведение до вышестоящего начальства случаев нарушений. Педагог, прежде всего, сам должен найти средства личного воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за их деятельностью и поведением, установить роки исполнения конкретных заданий, провести воспитательную беседу в присутствии других воспитанников, организовать осуждение провинившегося в коллективе.
Безусловно, это не исключает возможности принятия к нерадивым строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо перспективу исправления, вовремя отмечать успехи, старания воспитанников, их стремление реабилитировать себя.
Наказание как метод воспитательного воздействия ориентирован на сдерживание негативных действий человека. Это способ конфликтного приостановления сознательно совершаемых человеком вредных, безнравственных, противоречащих интересам общества, коллектива и отдельной личности действий.
Наказание не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но подводит личность к переживанию вины. Наказание может применяться в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, демонстрации недоверия.
Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у людей саморегуляцию, самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.
Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет человека, лишает его уверенности в себе, порождает чувство неполноценности, озлобленность и активное сопротивление психологическом воздействию.
Реакция на наказание обнаруживает черты характера человека, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с воспитанниками.
Заключение
Воспитательные задачи могут быть решены различными методами и средствами, которые применяются в педагогическом процессе во взаимосвязи. Категория метода воспитания связана с вопросом «как воспитывать». Это модель сотрудничества воспитателя и воспитанника. В этом сотрудничестве рождается столько методов, сколько их может найти воспитатель, опираясь на силы, возможности и желания воспитанников.
Существуют методы воспитания, выработанные практикой воспитания предшественников, педагогов прошлого. Однако воспитатель не должен ограничиваться известными способами и средствами педагогического воздействия, а искать новые, соответствующие особенностям воспитанников и конкретным ситуациям.
Выбор соответствующего метода причинно обусловлен, поэтому он жестко детерминирован. Именно выбор оптимального метода является оптимальным путем воспитания. Он помогает достичь уели с наименьшими затратами средств и энергии.
Вершиной педагогического профессионализма является конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания. Знание и эффективное использование методов и приемов воспитания определяет уровень мастерства педагога.
Одним из основополагающих принципов педагогики является комплексный подход, который предполагает единство целей, задач, содержания и методов воспитательного процесса.
Литература, используемая при подготовке лекции
1. Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. – Киев, 1999
Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003
3. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1993.